реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы социокультурного проектирования

пассивности, не имеет интенциональной направленности (как, например,

своевременно не отраженный в сознании социальных сил путь к экологической

катастрофе как опасность оборачивается экологическим кризисом среды

обитания человека). Неприспособленность людей к решению тех или иных

проблем или неразрешимость последних в силу объективных условий создают

опасность усиления социальной напряженности в обществе, возникновения

масштабных и разрушающих социальный порядок конфликтных ситуаций.

Актуальность проблемно-целевого принципа проектирования обусловлена:

пониманием культуры в широком социальном контексте — как той системы,

которая охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности; расширением

границ культуры как объекта культурной политики, т.е. выхода в за рамки

досуга и перехода к проектированию процессов развития культуры в широком

смысле этого слова; необходимостью отказа от жестко-нормативной системы

управления и перехода к “мягкой” системе регулирования путем обеспечения

соответствующих условий.

Достоинства данного принципа заключаются в том, что:

Во-первых, отпадает необходимость в дорогостоящих, длительных и в

конечном счете малоэффективных социологических исследованиях, с помощью

которых традиционно пытались изучить ранее интересы и запросы населения. В

силу указанного принципа на первом месте среди факторов, требующих учета,

стоят проблемы, а интересы и потребности выступают как нечто вторичное.

Безусловно, они учитываются при разработке и реализации программ, но роль

их такова, что вполне достаточно уже имеющейся информации об интересах и

потребностях различных категорий населения, полученной ранее в ходе

проводившихся практически в каждом регионе социологических исследований.

Для квалифицированной проработки содержательного блока проекта необходимо

прежде всего знание тех проблем, которые являются типичными для социальной

группы, выступающей в качестве аудитории программы;

Во-вторых, ориентация социокультурных программ на решение широкого

спектра проблем (в сфере художественной, духовно-нравственной,

экологической, политической культуры) расширяет поле социально-культурной

деятельности, усиливает общественную значимость и престиж профессий

культурологической и социально-педагогической направленности (как в глазах

населения, так и у представителей средств массовой информации, общественных

организаций, партий, властных структур), гарантирует их социальную

востребованность;

В-третьих, проблемная ориентация проектов и программ активизирует

участие тех, кому они адресованы — за счет соответствия интересов человека

(его стремления разрешить свои проблемы) и целевой установки проекта

(создать условия, способствующие разрешению личностных или социально-

культурных проблем). Если в традиционном опыте организации социально-

культурных мероприятий была значительная рассогласованность целей

профессиональных работников (воспитать человека в соответствии с заданным

«сверху» идеалом) и субъектов социально-культурной деятельности (для них

мотивы включения в культурную деятельность были связаны с удовлетворением

личных потребностей и решением вполне конкретных жизненных проблем), то

теперь их усилия объединяет и синхронизирует принцип проблемно-целевой

ориентации.

В-четвертых, проектная реализация характеризуемого принципа

способствует привлечению дополнительных средства (как из бюджетных, так и

внебюджетных источников) для финансирования социально-культурных программ,

находящихся на пересечении нескольких приоритетов (и соответствующих им

социальных институтов, организаций, учреждений).

В-пятых, проблемная обусловленность целей, задач и содержания

деятельности в рамках проекта позволяет преодолеть ведомственную

разобщенность, объединить усилия различных субъектов и учреждений

(культуры, досуга, образования, спорта и т.д.) вокруг единой цели и более

эффективно использовать ресурсы каждого из них.

Более частными принципами социокультурного проектирования (в основном,

технологического характера) являются: принцип соразмерности проектируемых

перемен, т.е. их соответствия физиологической, психической, экологической и

социокультурной природе человека, выступающего первичным структурным

элементом аудитории проекта; принцип социальной и личностной

целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия

ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям,

выработке организационных форм экспериментальной проверки и внедрения

наиболее эффективного в социальном отношении варианта из предлагаемых

проектных решений; принцип комплексности, предполагающий учет всех основных

направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и

культурным окружением; принцип реалистичности, требующий решения культурно

значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и

использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные); просчета

экономической целесообразности и социальной эффективности проекта;

максимального использования уже имеющихся в культуре позитивных способов

решения аналогичных или тождественных проблем; отношения к инновациям как

последовательной модификации существующих культурных образцов; обоснования

границ применимости и тиражируемости проекта.

Таким образом, основополагающими принципами проектирования являются:

принцип критического порога модификации; принцип оптимизации зоны

ближайшего развития; принцип персонифицированности процесса и результатов

проектирования; принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение,

понимаемый как соразмерность традиционных и инновационных механизмов и

процессов культурной динамики; принцип проблемно-целевой ориентации, а

также принципы соразмерности проектируемых перемен, социальной и личностной

целесообразности, комплексности и реалистичности.

Данные принципы социокультурного проектирования выполняют двоякую

функцию: во-первых, они определяют мировоззрение проектировщика, а также

стиль и нравственную интонацию разрабатываемых им концепций, проектов,

программ, инициатив, т.е. обеспечивают ценностно-ориентационный уровень

проектирования (особенно первые четыре принципа). По степени их воплощения

(в целевой и содержательной части проекта) можно судить об органичности

программы, мере ее созидательности или разрушительности. Во-вторых, эти

принципы составляют теоретическую основу технологии социокультурного

проектирования, которая будет раскрыта в последующих разделах пособия.

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Основные дидактические единицы: Сущность и возможности проблемно-

целевого анализа ситуации. Понятие ситуации и основные составляющие.

Структура социокультурной ситуации и содержание ее основных разделов

(“полей” и сфер жизнедеятельности). Социально-культурная среда как область

проектной деятельности. Образ жизни как единица анализа ситуации и область

проектной деятельности. Сфера жизнедеятельности как элемент анализа

ситуации. Проблема как единица анализа ситуации: понятие, классификация,

технология анализа. Социально-культурные проблемы и задачи проектирования.

Специфика проблемного поля проектирования на федеральном уровне (тенденции

и противоречия сегодняшней социокультурной ситуации). Социокультурные

проблемы и приоритетные области проектирования. Содержание проблем и

варианты их проектных решений в ведущих областях проектной деятельности: в

сфере художественной, духовно-нравственной, социально-психологической,

общественно-политической, профессиональной, физической и психической

культуры. Содержание “отраслевых” проблем и возможности их проектных

решений.

2.1. Сущность проблемно-целевого анализа

В основе технологии социально-культурного проектирования лежит

проблемно ориентированный анализ ситуации. Учитывая, что и территориальные,

и целевые проекты и программа представляют собой относительно

самостоятельную, законченную и логически выстроенную последовательность

мероприятий и акций, ориентированных в конечном счете на разрешение (или

оптимизацию) проблем, характерных для определенных социальных группы или

территории в целом, первым шагом в цепочке задач, решаемых в процессе

разработки проекта, является анализ проблем, содержание которых в

дальнейшем определяет всю логику проектирования. Поэтому доминирующим

принципом разработки любого типа программ, независимо от их характера и

радиуса действия, является проблемно-целевая ориентация, — принцип,

практическая реализация которого обеспечивает ряд дополнительных

технологических достоинств и возможностей. Знание реальных проблем

позволяет:

— точно определить области проектной деятельности (или приоритетные

направления социально-культурного проектирования) и четко определить

аудиторию проекта (социальную категорию или общность людей — носителей

проблем);

— квалифицированно разработать содержательную часть программы, т.е.

сформулировать цели и задачи, определить виды социально-культурной

деятельности, которые в рамках проекта рассматриваются в качестве средства

решения проблем;

— определить социальные силы, заинтересованные в ее реализации проекта

(силы поддержки, потенциальных и реальных партнеров, источники

финансирования). Последнее обстоятельство очень важно не только с позиции

реальности осуществления проекта, но и с точки зрения эффективности

культурной политики — ее важнейшим условием является отражение проблем в

структурах власти.

Принцип проблемно-целевой ориентации социально-культурных программ

технологически обеспечивается методом проблемно-ситуационного анализа, суть

которого составляет диагностика социально и личностно значимых проблемных

ситуаций на различных уровнях функционирования социокультурного

субъекта[39]. Основными категориями проблемно-ситуационного подхода

являются: ситуация, проблема, проблемная ситуация, социокультурная

ситуация, среда обитания человека, образ жизни.

2.2. Понятие И СТРУКТУРА ситуации

Технологической основой и первым этапом разработки социально-

культурных проектов и программ всех уровней является характеристика

социокультурной ситуации.

Ситуация — это совокупность типичных условий и обстоятельств, в

которых функционирует личность, социальная группа, общность и которые

определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его

ценностных ориентаций, характер его окружения, отношения с другими людьми и

т.д. Ситуации бывают объективные и субъективные, перспективные (открывающие

новые возможности развития) и деструктивные (блокирующие развитие

субъекта), управляемые и неуправляемые. Являясь системой внешних по

отношению к социокультурному субъекту условий, ситуация в то же время

опосредует его активность, создает предпосылки для их преобразования или

преодоления.

Категория ситуация является одной из основных в технологии

социокультурного проектирования. С помощью этой системной категории

выделяется динамическая социокультурная целостность, имеющая специфичную

структуру, т.е. набор устойчивых компонент (жизненных условий, механизмов

регуляции отношений людей, их целей и намерений и т.п.), “оформляющих”

совместную жизнь и деятельность людей[40]. Обозначая границы, качество и

направленность конкретного социокультурного процесса в данный промежуток

времени, она выступает в качестве модели анализа и одновременно служит

методом проектирования, позволяя операционально описать некую совокупность

условий и проблем жизнедеятельности людей, характеризующих социокультурную

среду их существования, а также выйти в рамках проекта на решение этих

проблем — путем создания более оптимальных условий функционирования

человека в социокультурной среде.

Характеристика ситуации как модели социокультурного процесса

осуществляется путем выделения и анализа тех ее компонент, которые:

а) являются относительно устойчивыми и существенными детерминантами

образа жизни в массовом масштабе и, следовательно, составляют границы

ситуации;

б) могут быть изменены или усовершенствованы.

Единица анализа ситуации — проблема, требующая своего решения в рамках

конкретного проекта. Это понятие в проектировании имеет несколько значений.

Под проблемой следует понимать, во-первых, некие объективные трудности,

преграды, факты неблагополучия (количественный аспект). Во-вторых, проблему

следует рассматривать и в другой плоскости — как результат осознания,

понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия, на разрешение

которого и должна быть направлена разрабатываемая программа. В этом случае

проблема есть осознанное несоответствие реального и желаемого, сущего и

должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых в

обществе нормативных представлений и предписаний (качественный аспект).

Проблемная ситуация — это не имеющее однозначного решения

противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения,

соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых

разворачивается деятельность человека или социальной группы, это

неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности социально-

культурного субъекта: человека, социально демографических, этнических,

профессиональных и других групп населения, общества в целом, региона.

Анализ ситуации осуществляется путем выявления типичных проблем в

политической, экономической, социально-демографической, экологической и

других сферах жизни. Ее частные аспекты: социокультурная ситуация —

характеризуется через соответствующие проблемы — социально-культурные;

жизненная ситуация — фиксирует индивидуально-личностное измерение бытия и

выявляется путем анализа личностных проблем, которые, в свою очередь,

определяют содержание и характер деятельности и поведения человека в

определенных обстоятельствах. Между остротой переживания личностных проблем

и мотивами участия человека в тех или иных сферах и видах социально-

культурной деятельности существует прямая связь — состояние

неудовлетворенности человека значимыми для его жизнедеятельности

обстоятельствами стимулирует активность по изменению ситуации, в том числе

и средствами социально-культурной деятельности.

Анализ проблемной ситуации — основополагающий этап в технологии

разработки любого типа программ. Именно отсюда берут свое начало цели и

задачи проекта, варианты способов разрешения проблем. При этом проблемная

ситуация, в зависимости от ее характера и компетентности проектировщика,

либо преобразуется в задачу, которая затем решается в рамках проекта, либо

воспринимается как неразрешимая (с учетом наличных средств, ресурсов)

проблема (как личностная, так и профессиональная — для субъекта

проектирования, культурной политики). Цели и задача продуктивно

формулируется лишь в том случае, когда, во-первых, субъект проектирования

видит желаемое (идеальное) состояние объекта (см. понимание проблемы как

несоответствия реального и должного) и, во-вторых, когда в самой проблемной

ситуации обнаруживаются условия, средства и ресурсы, необходимые для ее

изменения в оптимальном направлении. Преобразование проблемной ситуации в

цели и задачи проекта — основополагающее условие успешности его последующей

реализации.

Таким образом, анализ проблемной ситуации является генетически

первичным по отношению к этапу разработки содержательной части проекта.

Залогом разрешения проблемной ситуации служит ее творческое превращение в

целевую установку и систему задач, в соответствии с которыми рождается идея

проекта и выстраиваются возможные модели будущих решений.

Выработка проектных решений на основе анализа ситуации предполагает

локализацию проблем (т.е. ее привязку к конкретной территории), проработку

различных путей и возможностей их преодоления в зависимости от местных

особенностей и условий. Локализация ситуации осуществляется по нескольким

основаниям: анализ наиболее типичных проблем, характерных для различных

субъектов и сфер культурной жизни, выявление историко-культурного

потенциала и специфики региона, определение ресурсов, необходимых для

осуществления проектного решения.

В процессе предпроектного изучения ситуации и выработке альтернативных

способов решения проблем прежде всего важно выделить те элементы

социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни, которые могут

и должны быть изменены. Тем самым фиксируются границы ситуации, внутри

которых оказывается возможным решение проблемы за счет воздействия на

поддающиеся регулированию и трансформации элементы жизненных условий. После

выделения этих элементов в рамках проекта намечаются гипотетические способы

их целенаправленного изменения и преобразования.

2.3. социокультурнАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ Составляющие (поля И СФЕРЫ

жизнедеятельности)

Социокультурная ситуация — это многомерное социокультурное

пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность

условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:

а) социально-культурную среду (поля жизнедеятельности);

б) соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и

реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных

субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и

др.).

Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи человека с

социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и

соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в

процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы

жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как

относительно отграниченные друг от друга области деятельности и

взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми,

представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.

В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в

рамках социокультурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы

активности человека, можно выделить следующие ее составляющие — поля

жизнедеятельности (которые одновременно могут выступать областями проектной

деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного

проектирования):

1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания

человека, мера ее освоения и востребованности);

2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая

соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и

ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;

3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных

отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной

жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и

неформальные связи и отношения);

4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной

морали, так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание

духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической

жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической

деятельности);

6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а

также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном

мире).

Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно

представить в виде трех уровней:

1. Предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и

культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные

интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;

2. Информационная составляющая среды (художественная, правовая,

политическая, эстетическая, этическая информация);

3. Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная

нагрузка элементов среды).

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того

или иного элемента (поля) среды.

Основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои

фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются: образовательная

(представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального);

производственная (характеризуется видами производственных структур,

определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального

самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой

деятельности); досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-

экскурсионными учреждениями); физкультурно-оздоровительная (инфраструктура

учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека,

развитие его физических и психических способностей); информационная

(библиотеки, средства массовой информации).

Проблемы функционирования учреждений, соответствующих определенному

полю социокультурной среды или сфере жизнедеятельности, относятся к разряду

отраслевых проблем, которые также учитываются при разработке социально-

культурных программ.

Выбор и оценка человеком тех или иных полей жизнедеятельности

(элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего

времени и энергии между ними и определяет образ жизни, понимаемый как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.