![]() |
|
|
Основы социокультурного проектирования— Проект “Муниципальный культурный центр “Полярные Зори”. Актуальность проекта: Целесообразность преобразования ныне существующего городского дома культуры в муниципальный культурный центр обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, потребность в такого рода культурном центре определяется спецификой культурной ситуации в городе, который характеризуется высоким интеллектуальным потенциалом жителей, развитой инфраструктурой культуры и досуга и одновременно низкой социально-культурной активностью граждан, неразвитостью форм общественной самодеятельности, отсутствием ярко выраженного собственно “лица”, выделяющего город среди подобных поселений. В этой связи возникает потребность именно в муниципальном культурном центре, который мог бы принять на себя ряд существенно важных для администрации и населения города функций: развития культурной жизни города, выявления и оформления его самобытности, создания благоприятной культурной среды, повышения привлекательности Полярных Зорь для отечественных и зарубежных туристов, удовлетворения общественных потребностей в культурно- досуговой деятельности, развития народного творчества, оказания организационно-методической помощи учреждениям культуры города и подведомственных ему территорий. Во-вторых, изменившаяся нормативно-правовая база открывает более широкие возможности управления, совершенствования материально-технической базы, хозяйственного содержания и других аспектов деятельности учреждений культуры и досуга, а тем самым развития культурной среды города, повышения культурного уровня населения[62]. Целью деятельности МКЦ является: развитие культурной жизни Полярных Зорь, создание благоприятной культурной среды; выявление и оформление самобытности города, повышение его привлекательности для отечественных и зарубежных туристов; стимулирование и поддержка (методическая, организационная, нормативно-правовая) различных форм социально-культурной самодеятельности населения города; удовлетворение общественных потребностей в культурно-досуговой деятельности; развитие народного творчества; оказание организационно-методической помощи учреждениям культуры города и подведомственных ему территорий. Направления деятельности МКЦ: — организация различных форм культурно-просветительской, культурно- массовой, художественно-просветительской и досуговой деятельности, театральных, концертно-зрелищных мероприятий, кино— и видеопоказов; — проведение выставок, смотров, конкурсов, фестивалей, аукционов, ярмарок, и других форм культурной деятельности; — организация работы клубных формирований: коллективов и кружков народного творчества, любительских объединений и студий, клубов по интересам; — оказание организационно-методической помощи учреждениям и организациям культуры города, повышение квалификации, подготовка, переподготовка и стажировка специалистов учреждений культуры; — организация туристического обслуживания; — проведение маркетинговых и социологических исследований, оказание информационных, консультационных и представительских услуг; — организация издательской деятельности, звуко— и видеозаписи, видеопроката и книгопроката. Мероприятия по реализации проекта: подготовка учредительной документации МКЦ; проведение предварительных переговоров с потенциальными учредителями; регистрация МКЦ в качестве государственного культурно- досугового учреждения; презентация МКЦ. — Проект “Многопрофильный культурно-досуговый центр “Клуб-музей”. Цели деятельности клуба-музея были сформулированы в результате обобщения материалов опроса экспертов, изучения социокультурной ситуации в городе, учета пожеланий, высказанных участниками актива работников культуры г.Полярные Зори. Они заключались в следующем: сохранение и передача исторической памяти, аккумуляция и трансляция исторических знаний и духовного опыта; изучение истории города, края, истории партизанской войны в Заполярье; воспитание у детей и подростков чувства гордости за свой город, любви и уважения к его истории, традициям на примере биографий защитников Отечества, героев Великой Отечественной войны — полярнозоринцев; привлечение жителей города к пропаганде исторического наследия среди гостей; поддержка и организационно-методическое обеспечение общественных инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности; формирование любви и интереса к истории своей Родины, города, Заполярья; воспитание чувства гордости за свой город путем выявления и оформления историко-культурного своеобразия, включения в этот процесс различных групп населения; восстановление исторической справедливости по отношению к людям старшего поколения; реабилитация в общественном сознании ценности служения Родине, Отечеству; активное содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества. Направления и виды деятельности Клуба-музея: — Сбор, обработка и архивное хранение материалов краеведческого характера; — Популяризация и пропаганда знаний в области историко-культурного наследия, разработка и осуществление культурно-просветительных, историко- художественных, исследовательских и образовательных программ; — Организация различных форм культурно-просветительной и художественно-искусствоведческой деятельности, в т.ч. лекций, выставок, смотров, конкурсов, фестивалей, конференций и т.п.; — Научно-исследовательская, проектная, консультативная, экспертно- аналитическая, реставрационная и информационная работа; — Организация музейно-выставочных экспозиций (в т.ч. передвижных выставок), коллекций современного искусства, антиквариата и палеонтологических редкостей; — Поддержка и развитие краеведческого движения в городе (создание на базе школ краеведческих объединений и клубов по изучению истории города и области, местных традиций, обычаев, обрядов; курсов по подготовке краеведов и экскурсоводов для школьников; проведение детских конкурсных программ, конкурсов рефератов учащихся средних школ; подготовка и проведение краеведческих конференций, олимпиад; помощь в разработка программы "Краеведение" для учащихся школ и др); — Экскурсионно-туристическая работа (в т.ч. развитие семейного туризма); — Организация для пожилых людей системы мероприятий и культурных акций (тематических вечеров и дней коллективного отдыха, выставок старинных фотографий, альбомов, писем, подготовка и проведение вечеров “Рождественские встречи”, “Мелодии фронтовых лет”, “Ностальгические посиделки” и др.); — Сотрудничество с российскими и международными организациями по развитию и поддержке программ в сфере экологии, науки, культуры и искусства; — Международное сотрудничество, включая участие в проведении мероприятий по установлению и упрочению культурных связей с народами других стран (и прежде всего стран “Баренц-региона”), в осуществлении региональных и международных программ популяризации искусства и истории Заполярья. — Издательско-рекламная деятельность (издание книг, статей, буклетов о городе, его достопримечательностях); Мероприятия по реализации проекта: подготовка учредительной документации Клуба-музея; регистрация Клуба-музея в качестве государственного культурно-досугового учреждения; презентация Клуба-музея. — Проект “Информационно-библиотечный центр “Книга”. Актуальность проекта определяется: высоким образовательным уровнем населения Полярных Зорь, что обусловливает повышенные требования к качеству библиотечного обслуживания; недоступностью для населения города информационного потенциала России и мира; слабой оснащенностью системы библиотечного обслуживания новейшими информационными технологиями; усиливающейся в условиях малого города ролью книги и библиотеки как основного канала получения информации. Форма реализации проекта: создание единого городского информационно- библиотечного Центра. Мероприятия по реализации проекта: разработка концепции ИБЦ “Книга”; составление проектно-сметной документации; комплектование ИБЦ нетрадиционными носителями информации (видеофильмы, магнитоальбомы); перевод каталогов на электронные носители; выход на региональные, федеральные и мировые информационные сети. — Проект "Молодежный Центр досуга и творчества". Необходимость в таком проекте вызвана: отсутствием условий для полноценного проведения досуга, творческого самовыражения и самореализации молодежи; низкой культурой общения, падением у молодежи интереса к культурному наследию, истории, к национально ориентированным формам культурного творчества; неудовлетворенностью будущим профессиональным статусом, трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования; недостаточной востребованностью творческого потенциала молодежи; отсутствием системы "выращивания" лидеров с гражданской ответственностью, чувством долга перед обществом. Задачи проекта: содействие всестороннему развитию личности, поддержка одаренной молодежи путем включения ее в различные виды социально-культурной деятельности; использование инновационных подходов к организации досуга, способствующих реализации творческого потенциала молодого человека; разработка и внедрение развивающих форм досуговой деятельности; создание условий для полноценного проведения досуга, самовыражения и самоутверждения, духовно насыщенного общения; привлечение творческой интеллигенции города к формированию художественной культуры молодежи. Основные направления деятельности центра: организация художественных кружков и коллективов; создание литературных, театральных и музыкальных гостиных, клубов по интересам; организация городского молодежного дискуссионного клуба; подготовка различных клубных мероприятий для учебных заведений, воинских частей (КВН, конкурсы, деловые игры, вечера отдыха и т.п.); проведение массовых гуляний, праздников, шоу-программ, фестивалей; организация концертной деятельности профессионалов и любителей; проведение системы конкурсов на выявление будущих лидеров в области науки и техники, искусства, политики, экономики и т.д. Мероприятия по реализации проекта: разработка функциональной модели Центра, программы его деятельности; подготовка учредительной документации; заключение договора — с дирекцией МКЦ о выделении помещения для Центра или с администрацией города о передаче Центру соответствующего помещения; подбор, расстановка, подготовка специалистов и персонала. — Проект "Центр экранной культуры" Актуальность проекта определяется: разрушением отечественной системы кинопроката, недостатком в репертуаре высоко художественных кинофильмов, соответствующих запросам и интересам жителей г.Полярные Зори; коммерциализацией кинопроката, резким ростом эксплуатационных расходов кинотеатров, поставивших их на грань закрытия, что обусловливает необходимость пересмотра сложившихся подходов к кинообслуживанию населения и развития на новом уровне экранной культуры (кино, видео, кабельного телевидения); отсутствием в Полярных Зорях городского киноцентра, отвечающего по своим техническим параметрам и содержательным критериям современным требованиям; широкой распространенностью среди жителей города видео и компьютерной техники, обусловливающей соответствующую направленность интересов и требующей учета в определении приоритетов развития культурной жизни. Задачи проекта: расширение возможностей для горожан в удовлетворении разнообразных интересов и запросов в сфере экранной культуры; противодействие коммерческим тенденциям в кино— и видеоиндустрии; создание условий для творческого общения и признания авторов любительских видеофильмов; обогащение художественной жизни города за счет включения в ее контекст мировой и отечественной кино— и видеоклассики; художественно- эстетическое развитие различных категорий и групп населения города; организация полноценного общения кинокритиков, работников кино и телевидения со зрительской аудиторией; повышение компьютерной грамотности населения, создание условий для общения, обмена программами, технологиями, идеями владельцев персональных компьютеров. Направления деятельности: — Проведение тематических кино— и видеопоказов; — Организация дискуссий по различным проблемам в сфере экранной культуры; — Оказание методической и практической помощи образовательным и культурно-досуговым учреждениям в использовании кино и видеоматериалов, компьютерной (в т.ч. мультимедиа) техники; — Создание фонда видеокассет, компьютерных обучающих и игровых программ и организация пунктов проката; — Формирование клубов по интересам в сфере экранной культуры (любители фантастики, приключений, экранизаций классики, мультфильмов, комедии и т.д.); — Проведение смотров и конкурсов на лучший видеофильм, рецензию, компьютерную программу и т.п. Мероприятия по реализации проекта: разработка концепции и учредительной документации Центра; подготовка нормативно-регламентирующей документации; подбор и оснащение помещения (на базе городского кинотеатра или в МКЦ); экономическое, материально-техническое и кадровое обеспечение Центра. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1: Анализ социокультурной ситуации. Первое задание: Осуществить контент-анализ 5-7 публикаций (самостоятельно). Второе задание: По результатам контент-анализа заполнить сводные таблицы (см. карточку первичного учета информации и таблицы №1, 2, 3). На основе полученной информации определить приоритетные области проектирования и приоритетные категории населения, которые могут рассматриваться в качестве потенциальной аудитории программ. Третье задание: Подготовить сводную таблицу проблем, характеризующих основные составляющие ситуации: социокультурную среду, сферы жизнедеятельности и образ жизни. Осуществить классификацию проблем путем отнесения их к основным составляющим социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни[63]. Четвертое задание: Проранжировать проблемы по степени их значимости. Примечание: Каждое задание выполняется в три этапа: индивидуально, в подгруппах, после чего лидеры подгрупп в свободной дискуссии приходят к единому варианту классификации и заполняют сводную таблицу. Пятое задание: Самостоятельно заполнить сводную таблицу №4 (“Сферы проявления социально-культурных проблем и аудитория проекта”), которая в дальнейшем будет использована в процессе целевого и содержательного обоснования индивидуальных проектов. Шестое задание: по результатам анализа четырех сводных таблиц дать общую характеристику социокультурной ситуации путем анализа основных проблем социокультурной среды, сфер жизнедеятельности, образа жизни и на этой основе определить: а) приоритетные сферы проектирования и б)приоритетные категории и группы населения (потенциальную аудиторию программ). Результаты задания представляются в форме доклада подгрупп и последующей межгрупповой дискуссии. Тема 2: Обоснование содержательной части проекта. Задание: обосновать идею проекта (его замысел), решающего одну или несколько социально-культурных проблем (см. схему 5). Задание выполняется в два этапа: индивидуально, после чего в подгруппах дорабатывается один из проектов, который защищается в игровом режиме. Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения). Первое задание: Вариант 1: По результатам контент-анализа команды формулируют наиболее актуальные проблемы развития отрасли (например, культурно-досуговой сферы, туристской отрасли, кино-видеоиндустрии, рекламного дела и т.д.). Затем отраслевые проблемы ранжируются (каждая проблема оценивается по 5-ти бальной системе). Вариант 2: Для ранжирования предлагаются готовые формулировки отраслевых проблем (например, ограниченные возможности сферы культуры в связи с сокращением объемов финансирования; невостребованность творческого потенциала населения; низкая социально-культурная активность населения; отсутствие условий для саморазвития культурной жизни и др.). 2 задание: Выбрав одну из наиболее значимых (актуальных) проблем, команды должны определить тип проблемы, источник и носителя проблем (это могут быть специалисты сферы, ресурсодержатели, власть, население) и разработать вариант ее проектного решения. После этого происходит защита идей, их экспертиза и обсуждение. 3 задание: Индивидуально каждый студент разрабатывает проектное решение отраслевых проблем. После проведения межкомандной экспертизы проектных замыслов обсуждаются три лучших три худших проекта. Примечание. Особенности проектирования культурных услуг и варианты проектных решений “отраслевых” проблем определяются как проблемами, характерными для той или иной отрасли, так и специфическими технологиями (организация шоу-программ, рекламное дело, продюсерские и маркетинговые проекты и т.д.). В качестве примера общей логики и содержания практических занятий по данному разделу приведем алгоритм проектирования турпродукта. 1 задание: Оценить степень актуальности проблем развития туристской отрасли[64]. 2 задание: Обосновать замысел проектного решения проблемы. 3 задание: Сформулировать основные потребности и проблемы человека, которые он может удовлетворить в сфере туризма, и на этой основе: а)разработать классификацию мотивов туризма и б) определить потенциальные сегменты рынка, т.е. основные (перспективные) виды туризма и их социальную базу[65]. 4 задание: Разработка проекта тура. Разделы проекта: 1. Целевая аудитория тура (анализ потребностей и проблем тех категорий и групп населения, которые нуждаются в данном виде туризме и определение мотивов потенциальных туристов). 2. Цели и задачи тура. 3. Идея тура (т.е. обоснование его замысла — темы маршрута, примерного содержания путешествия). 4. Сегменты рынка (определение особых потребительских свойств турпродукта, социальной базы потенциальных потребителей). Проекты проходят экспертизу и обсуждение. Предварительно группа экспертов формулирует критерии оценки, определяемые потребительскими свойствами турпродукта. 5 задание: Разработка проекта рекламной кампании турпродукта. Структура проекта: 1.Анализ ситуации и сегментирование рынка сбыта, т.е. описание целевой аудитории (анализ требований потребителей, проблем и потребностей различных социальных групп), характеристика преимуществ турпродукта, характеристика конкурентов (включая содержание и способы реализации туруслуг). 2. Разработка стратегии рекламной кампании (ее идеи), включая: поиск способов позиционирования образа продукта (т.е. выделения марки, товара среди подобных); разработку основной темы рекламы или перечня тем[66]; обоснование целевых аудиторий потребителей. 3. Определение целей и задач рекламной кампании[67]; 4. Обоснование наиболее эффективных средств рекламы. 5. Формулировка критериев эффективности рекламной кампании. Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей КДУ. Каждая команда выбирает один их возможных типов КДУ (например, Центр экранной культуры, Дом ремесел, Музей-лаборатория, Клуб-Музей и т.д.). Задание: 1. Обосновать актуальность проекта путем анализа: — социально-культурных проблем; — отраслевых проблем (отражающих специфику той или иной сферы и соответственно— учреждения); — личностных проблем (которые определяют ожидания потенциальных посетителей учрежджения или потребителей предлагаемых им услуг). 2. Разработать модель учреждения включая: — цели деятельности; — направления деятельности; — должностную структуру. 3. Определить условия реализации проекта Защита проектов. Групповая дискуссия. В группу экспертов можно включить такие игровые роли, как Представитель населения, Работник комитета по культуре, Юрист. Примечание. В основу проектов такого типа необходимо положить идею соответствия: а)функций КДУ; б)проблем и потребностей населения и в)функциональных моделей специалистов[68]. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 1. Карточка первичного учета информации (контент-анализ публикаций) Источник (название, дата)__________________ Автор_____________________________________ Статья_____________________________________ |Содержание| Область (поле) проблематики |Носитель |Вариант | |проблем |Социально-кул|Сфера |Образ |проблемы |проектног| | |ьтурная среда|жизнедеятель|жизни | |о | | | |ности | | |решения | | | | | | | | | | | | | | | Сводная таблица 1: Проблемы социально-культурной среды и образа жизни | Область (поле) проблематики |Содержание проблем | |1.Художественная среда и художественная | | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |