![]() |
|
|
Основы социокультурного проектированияпсихологической поддержки пожилых людей, можно снизить число суицидных попыток, весьма частых у этой категории. Прогноз позволяет в режиме "мысленного эксперимента" предусмотреть определенные риски или нежелательные последствия, которые может повлечь внедрение тех или иных программ. Например, в некоторых регионах Южного Урала реализация программ "Национальный культурный центр" привела к обострению межнациональных отношений, поскольку эти центры по мысли создателей должны были объединить различные этнические группы. Прогнозный анализ возможных последствий этого проекта, в ходе которого был бы учтен факт многовековой неприязни этих этносов по отношению друг к другу, позволил бы своевременно отказаться от реализации дорогостоящего проекта, не только не решившего прежних проблем, но и обусловившего возникновение новых. Третий этап — концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем. Данный этап целиком осуществляется на базе результатов информационно- аналитического этапа. Сердцевину концепции культурного развития территории составляют приоритетные направления социокультурной деятельности, которые фокусируют внутри себя как бы два вектора ориентации: а) проблемы регионального характера в сфере искусства, истории, политики, экологии и т.д., являющиеся общими для различных социальных групп (кризис доверия местным властям, ухудшение экологической обстановки, межнациональные конфликты и др.), жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т.д.); а также проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.). б) различные формы деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории. При определении приоритетов культурного развития можно использовать смысловую связь составляющих социокультурной среды обитания и соответствующих структурных элементов образа жизни — и те и другие элементы ситуации находят выражение (и продолжение) в соответствующих видах культурной деятельности человека, социальной группы, общества. Следовательно, проблемы художественной среды обитания выводят на приоритет развития художественной культуры, проблемы исторической среды — исторической культуры, проблемная социально-психологическая среда делает актуальным развитие социально-психологической культуры и т.д. (см. схему ситуации). Иными словами, проблемы неоптимальной среды существования человека (той или иной ее составляющей), кроме объективных обстоятельств (удаленность от центра, отсутствие условий для получения качественного образования и т.д.) — это и проблемы низкого культурного развития личности, социальной группы, общества в целом. Таким образом, приоритетное направление социально-культурного развития это одновременно: – способ решения проблем определенной социальных категорий и групп населения, а также территории в целом (а, следовательно, путь блокирования возможного источника социальной напряженности); – потенциальная сфера культурной деятельности населения, – условие выявления и развития историко-культурной самобытности территории. Оно выступает как своеобразное пересечение в сфере культурной политики интересов государства и различных социальных групп. Опыт разработки авторами региональных программ социокультурного развития различного уровня показал, что наиболее продуктивен путь последовательного осмысления информации, которая в итоге ложится в основу концепции. Работа с информацией в этой связи предполагает: а) выделение проблем социальных групп, слоев и территории в целом; б) определение причин (глобальных и региональных, объективных и субъективных и т.д.), обусловивших возникновение этих проблем, а также препятствующих их разрешению или оптимизации; в) осмысление как наиболее общих подходов к преодолению противоречий и разрешение проблем, так и конкретных путей, т.е. управленческих действий, которые, будучи осуществлены в рамках территориальной культурной политики, должны способствовать снятию выявленных противоречий и устранению диспропорций. Исходная информация, которая необходима для логических операций, перечисленных выше, содержится, как уже отмечалось, в паспорте социокультурного развития территории и матрице анализа социально-культурной жизни региона, которая, в свою очередь, во многом базируется на данных социологического опроса жителей, экспертов, работников культурно-досуговых учреждений. Следующий шаг в осмыслении накопленной информации о социокультурной ситуации в регионе – это переход от выделения проблем и противоречий к анализу причин, обусловливающих низкую эффективность культурной политики в решении данных проблем. При этом целесообразно дифференцировать причины по их содержанию, природе, сфере проявления и т.д. Основным результатом данного этапа должна стать концепция развития социокультурной жизни территории, которую целесообразно выстраивать по следующей схеме: а) развернутое описание проблем территории и характеристика их носителей (социальных групп); б) обоснование приоритетных направлений социокультурного развития; в) задачи культурной политики (по каждому из приоритетов). Четвертый этап — проектно-планирующий. Как уже отмечалось, основой формирования как региональной программы социокультурного развития, так и локальных программ, служит концепция развития культуры. Следующий после концептуального проектно-планирующий этап проектирования призван осуществить переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории. Здесь возникает весьма серьезная проблема, суть которой состоит в том, что “собственные” интеллектуальные ресурсы проектирования оказываются недостаточными в силу двух причин. Во-первых, разработчики могут в лучшем случае выступать носителями некоторого количества универсальных, типовых проектов, которые далеко не всегда приемлемы в условиях конкретного региона. Во-вторых, ценность любой программы во многом определяется ее реализационным потенциалом, который, в свою очередь, зависит от наличия не просто людей способных осуществить какую-то деятельность в рамках проекта, а людей неравнодушных, энтузиастов, способных преодолеть возникающие трудности, вдохнуть в проект творчество, проявить инициативу. В этой связи рассматриваемый этап предполагает широкое привлечение всех реальных и потенциальных субъектов культурной политики к процессу проектирования. Достигается это различными способами. Наиболее эффективны следующие: а) объявление через средства массовой информации, а также на различных инструктивно-методических совещаниях с работниками учреждений культуры, искусства, досуга, спорта, образования конкурса на разработку региональных и локальных программ в соответствии с приоритетными направлениями социокультурного развития территории. Тем самым возникают необходимые условия для привлечения к реализации культурной политики как работников культурно-досуговых учреждений, так и других субъектов – кооперативов, инициативных групп, работников досуговых центров, других хозрасчетные структур, а также граждан, желающих в индивидуальном порядке внести свой вклад в оптимизацию культурной жизни региона. б) организация региональных общественных слушаний по проблемам культуры. Такого рода акция позволяет решить целый ряд задач. Во-первых, появляется реальная возможность обнародовать концепцию развития культуры региона, сделать ее предметом своеобразной общественной экспертизы и, возможно, в чем-то ее уточнить, откорректировать. Во-вторых, слушания, как показывает опыт, усиливают внимание населения, администрации, различных общественных формирований и пр. к проблемам культуры. В-третьих (и это самое главное) слушания инициируют различные идеи, проекты, программы, авторами которых выступают потенциальные исполнители этих программ и проектов. Проведение общественных слушаний по проблемам культуры само по себе может составить один из проектов, направленных на реализацию концепции развития культуры[69]. На рассматриваемом этапе возникает еще одна задача. Дело в том, что в рамках каждого из приоритетов предлагаются самые разнообразные по объему, качеству, стоимости, продолжительности и другим параметрам региональные и локальные программы. В этой связи актуализируется проблема объективной оценки и отбора для реализации и финансирования тех из них, которые максимально способны решить цели и задачи культурной политики. Таким образом, на данном этапе наряду с конкурсом программ целесообразно организовать их экспертную оценку Ее задачи состоят в выявлении альтернативных способов решения приоритетных проблем, (в соответствии с проблемными областями а также целями, сформулированными на стадии нормативного прогноза), оценке каждого проекта с точки зрения имеющихся ресурсов, т.е. возможностей совершенствования социокультурной среды и оптимизации образа жизни человека: инфраструктурных, финансовых, организационных, предметных, информационных, человеческих и др. Эта процедура осуществляется следующим образом. Перед экспертами ставится задача оценить проекты в баллах (от 1 до 5) по следующим критериям, зафиксированным в карте экспертной оценки: |№ | | | |крит| | | |ерия|Объект экспертной оценки |Оценки | | |Соответствие приоритетному | | | | | | | |направлению, сформулированному как |1 |2 |3 |4 |5 | | |на уровне концепции, так и | | | | | | | |региональной программы | | | | | | | |Ориентация на социальную категорию, | | | | | | | |культурный минимум который должен |1 |2 |3 |4 |5 | | |обеспечиваться из бюджетных | | | | | | | |источников | | | | | | | |Учет и использование регионального | | | | | | | |социокультурного потенциала (наличие|1 |2 |3 |4 |5 | | |социальных групп – носителей | | | | | | | |традиций, историко-культурных | | | | | | | |ценностей, социально-политических | | | | | | | |идей и т.п.). | | | | | | | |Степень предполагаемого участия в | | | | | | | |программе общественности |1 |2 |3 |4 |5 | | |(самодеятельных объединений, | | | | | | | |инициативных групп, отдельных | | | | | | | |народных мастеров) | | | | | | | |Реалистичность программы с точки | | | | | | | |зрения: а) материально-технических; |1 |2 |3 |4 |5 | | |б) финансовых; в) кадровых | | | | | | | |возможностей региона Ожидаемая | | | | | | | |результативность программы в | | | | | | | |решении: а) социально-культурных | | | | | | | |проблем в масштабах региона; б) | | | | | | | |проблем определенной социальной | | | | | | | |группы | | | | | | | |Степень гармоничности ориентаций | | | | | | | |программы на проблемы региона, с |1 |2 |3 |4 |5 | | |одной стороны, и проблемы конкретной| | | | | | | |социальной группы, с другой стороны | | | | | | | |Полнота раскрытия и | | | | | | | |аргументированность основных |1 |2 |3 |4 |5 | | |разделов программы | | | | | | | |Опора на действующие в регионе | | | | | | | |социальные институты (общественные |1 |2 |3 |4 |5 | | |организации, добровольные общества, | | | | | | | |отделения различных фондов, учебные | | | | | | | |заведения, учреждения | | | | | | | |профессионального искусства и т., | | | | | | | |п.) | | | | | | | |Мера реализации проекта до принятия | | | | | | | |программы (т.е. в какой мере |1 |2 |3 |4 |5 | | |предлагаемый проект или отдельные | | | | | | | |его компоненты уже освоены, включены| | | | | | | |в работу) | | | | | | | |Оптимальность программы (т.е. | | | | | | | |достижение поставленных целей с |1 |2 |3 |4 |5 | | |минимальными затратами ресурсов) | | | | | | Эксперты индивидуально, каждый в своей карте, оценивают программу или проект. Далее оценки суммируются по каждому критерию и выводится средний балл путем деления суммы баллов на число экспертов. Это позволяет объективно оценить программы по различным критериям. Затем необходимо получить обобщенную оценку каждой программы в отдельности. Для этого сумму средних значений оценок по каждому критерию делят на число критериев, т.е. на 10. Таким образом создается система обоснованных суждений, позволяющих отобрать наиболее эффективные и в то же время оптимальные проекты, которые конкретизируют концепцию и программу социально-культурного развития территории. Они представляют собой совокупность локальных программ, которые соответствуют основным направлениям культурной политики и, будучи претворены в жизнь, могут разрешить выявленные диспропорции, проблемы и противоречия на региональном уровне. Пятый этап — исполнительско-внедренческий — создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально- техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения системы договоров. Эти договора могут заключаться между Комитетом (управлением) по культуре, Фондом развития культуры и искусства, целевыми фондами, с одной стороны, и конкретными субъектами реализации программ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, кооперативы и т.д.), с другой стороны. Предметом договора выступает выполнение социально-творческого заказа с конкретными исполнителями. Важно предусмотреть в договоре формулировку конечных результатов работы, которые по возможности должны иметь четко различимые качественные и количественные параметры. Здесь необходима дополнительная юридическая и экономическая экспертиза для определения нормативной базы реализации программы, взаимоотношений между заказчиком и исполнителем, а также между соисполнителями (если их несколько), для более точного определения объемов, содержания и характера фондообеспечения программы. Все это фиксируется в договоре на выполнение социально- творческого заказа. Реализация региональной программы и локальных программ в ее рамках в процессуальном отношении выступает в форме текущей деятельности культурно- досуговых учреждений, общественных объединений и др. субъектов реализации данных программ. На этом этапе актуализируется вопрос о контроле за выполнением программ, их эффективности. Для этого могут использоваться опросы общественного мнения, материалы периодической печати, экспертные оценки. Критериями оценивания качества реализации культурно-досуговых программ могут выступать те же показатели, что применялись на формирующем этапе, когда шел отбор программ на конкурсной основе. К этим критериям добавляются показатели соотнесения намеченных в договоре конечных результатов выполнения социально-творческого заказа и реальных итогов работы. Данный этап может рассматриваться как подготовительный для следующего этапа, когда заключаются договоры на новые программы и продлеваются договоры на те, что продолжаются, или уже завершились, но практика показала целесообразность их возобновления. Шестой этап — контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия. Последовательность и общую логику разработки территориальных СКП можно представить в виде следующей схемы: Подводя итоги этого подраздела главы, попытаемся представить в виде таблицы последовательность этапов формирования региональной культурной политики и вытекающей из нее программы социокультурного развития, их содержание и результаты каждого из них, наличие которых является свидетельством возможности и необходимости перехода от предыдущего этапа к последующему. |№ | | | | |эт|Этап разработки |Содержание |«Выход» этапа | |ап| |деятельности | | |а | | | | |1.|Информационно-анали|Сбор, обработка, |а) Паспорт | | |тический |анализ информации о |социокультурного | | |(диагностический) |социально |развития региона. | | | |политической, |б) Матрица анализа | | | |экономической и |социокультурной | | | |культурной жизни |жизни. | | | |территории. | | |2.|Нормативно-прогнозн|Прогнозирование |Прогноз развития | | |ый |развития ситуации как |ситуации в регионе | | | |в случае сохранения | | | | |существующих | | | | |тенденций, так и в | | | | |случае принятия | | | | |проектов и программ, | | | | |направленных на | | | | |оптимизацию ситуации | | |3.|Концептуальный |Определение |Концепция | | | |приоритетных |социокультурной | | | |направлений |политики региона. | | | |социокультурного | | | | |развития; | | | | |Обоснование социальной| | | | |базы культурной | | | | |политики («проблемных»| | | | |групп населения). | | |4.|Проектно-планирующи|а) Организация |а) Региональная | | |й |общественных слушаний |программа; | | | |по проблемам культуры |б) Локальные | | | |региона; |программы по | | | |б) Проведение |приоритетам и | | | |открытого конкурса |категориям. | | | |проектов и программ. | | |5.|Исполнительско-внед|а) Заключение |а) Договора на | | |ренческий: |договоров на |реализацию | | | |реализацию локальных |локальных программ.| | | |программ. | | | | |б) Реализация |б) Реальные | | | |территориальной |изменения в | | | |программы. |культурной жизни, | | | |б) Кадровое, правовое,|обусловленные в | | | |материально-техническо|договорах в форме | | | |е, правовое, |конечного | | | |организационное, |результата | | | |финансовое обеспечение|реализации программ| | | |локальных программ. | | |6.|Контрольно-коррекци|а) Анализ хода |Откорректированные | | |онный |реализации программ; |программы. | | | |б) Корректировка | | | | |программ в | | | | |соответствии с | | | | |обнаружившимися | | | | |просчетами, вариантами| | | | |боле оптимального | | | | |решения поставленных | | | | |задач | | 3.2. структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры Структура региональной социокультурной программы не имеет жестко заданной формы. Тем более, не может идти речь об унификации содержания тех иди иных ее разделов. В то же время в процессе социально-культурного проектирования к настоящему времени наметилась определенная структура, которая отражает процесс проектирования и позволяет проследить логику обоснования тех или иных проектных решений, а также увидеть связь между Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |