реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы социокультурного проектирования

национально-культурных центров и т.п.).

— Создание специализированных центров местной культуры – народных

музеев, музеев частных коллекций, домашних библиотек, выставок и др.

— Реставрация нежилого фонда, пригодного для организации культурно-

досуговых учреждений или их филиалов (в том числе и путем привлечения

населения к достройке и дооборудованию помещений и территорий, пригодных

для создания различного рода культурно-досуговых центров).

Стратегическая цель этих проектных мероприятий – обеспечить реальный

доступ к культурным ценностям всем социальным группам и категориям

населения, стимулировать многообразие субъектов культурной жизни, сделать

реальностью альтернативность социально-культурных программ.

В качестве самостоятельного направления проектной деятельности по

отношению к инфраструктуре можно рассматривать развитие индустрии досуга,

что требует другого рода проектных решений и соответствующих мероприятий (в

частности, насыщение рынка товарами спортивно-культурного назначения,

оптимизирующими индивидуальный и семейный досуг; строительство

аттракционов, детских площадок, игротек, спортивных и культурных центров;

создание условий для качественной организации культурного досуга на

различных уровнях: квартира – жилой дом – двор – микрорайон – район –

город, что в итоге даст каждому жителю возможность широкого выбора форм,

видов и содержания проведения свободного времени в зависимости от

интересов, физического состояния, материальных возможностей и т.д.).

На всех уровнях проектирования развития культурной инфраструктуры

основной целью здесь является создание условий, стимулирующих культурную

деятельность индивидов, социальных категорий и групп населения, приведение

культурной инфраструктуры в нормативное и функционально-содержательное

соответствие тем новым задачам, которые возникают сегодня в связи с

наиболее острыми социальными и личностными проблемами. От способности

учреждений культуры и досуга хотя бы частично решить эти проблемы зависит

социальное самочувствие человека, его «оседлость». Развитие инфраструктуры

в данном случае выступает в качестве условия и средства совершенствования

социально-культурной жизни.

Для решения сугубо прикладных задач социально-культурного

проектирования мы вводим еще один уровень — территориальный, при котором

конкретный регион (территория) рассматривается как многоуровневая среда

существования и развития культуры и одновременно как объект культурной

политики и проектирования.

Понятие регион в данном случае употребляется в нескольких значениях.

Прежде всего — как административная единица (и это естественно, ибо

социально-культурная программа должна иметь субъекта ответственности —

вполне определенную государственную структуру, несущую ответственность за

ее реализацию). Но для реализации средового подхода в проектировании

(подробно его суть будет раскрыта в главе, посвященной технологии анализа

ситуации) нужны другие характеристики региональности, ибо административное

деление не всегда соответствует реальной регионализации[22].

Дополнительными (а в содержательном плане — основными) составляющими

региональности являются:

— Ландшафтно-экологическая локализованность жизнедеятельности

человека, имеющая пространственно-временную, материальную и энергетическую

выраженность. Здесь понятие регион отражает специфику и степень

приспособления и освоения человеком природной среды обитания (в частности,

организация производств, максимально учитывающих и сохраняющих природу,

использующих природные материалы без ущерба для экологии региона,

природосообразные народные ремесла, промыслы), которая выражается в

соответствующей природосберегающей системе ценностей.

— Архитектурно-планировочная (или пространственно-предметная) среда

проживания человека — рукотворная часть человеческого окружения. Выражается

в типе поселений и воспринимается как мера целостности наглядно

воспринимаемого предметного пространства.

— Социально-инфраструктурную составляющую региональности следует

понимать как совокупность структурно и функционально взаимосвязанных сфер и

форм жизнедеятельности: место проживания и труда, системы обслуживания,

досуга, массовой информации (это так называемая первичная социокультурная

среда обитания человека)[23].

— Этнокультурная составляющая региональности выражается в многообразии

населяющих конкретную территорию этнических групп.

— Существенной характеристикой региона является его историко-

культурный потенциал.

— В контексте проектирования культурных процессов регион необходимо

видеть еще и как определенную духовно-культурную общность, которая во

многом определяется этнокультурым составом территории и ее историко-

культурным потенциалом, но не исчерпывается ими (скорее, это специфический

тип культурного самосознания, характерный для относительно больших групп

людей и обусловленный культурно-историческими традициями, образом жизни).

По этому критерию можно достаточно отчетливо увидеть специфику больших

региональных сообществ, отличающихся друг от друга не только традициями, но

и “образами мира”[24].

Последний признак региональности необходимо выделять в качестве

самостоятельного критерия при анализе ситуации и определения стратегических

направлений развития культурной жизни. При этом следует иметь в виду, что

как этнические, так и национально-культурные факторы, способствуя

интеграции общностей, одновременно дифференцируют их, замыкая культурное

развитие границами этноса или определенной территории. Духовно-культурная

интеграция имеет, преимущественно, надэтнический характер и может служить в

этой связи соединительным компонентом культуры. Она снижает уровень

социокультурной и политической напряженности, обеспечивает устойчивость и

относительную гармонию духовного единства и дифференциации, обособления и

взаимодействия. Поэтому на уровне территории необходимо каждый раз находить

оптимальный вариант национально-этнических и духовно-культурных ориентаций,

тенденций и способов самоопределения и самореализации основных социальных

групп и категорий населения.

Все составляющие региона взаимозависимы, взаимосвязаны — человек, его

культура, характер жизнедеятельности неразрывно связаны со средой обитания,

ее природным и историко-культурным содержанием[25].

Реализация средового подхода в проектной практике предполагает видение

региона как сложного и многоуровневого социокультурного образования,

особенность которого определяется действием целого ряда социальных,

историко-культурных, инфраструктурных факторов и условий. В процессе

определения приоритетных областей проектирования и на этапе выработки

проектных решения социально-культурную ситуацию в регионе необходимо

анализировать с различных сторон:

Во-первых, социокультурную сферу можно представить как совокупность

субъектов культурной деятельности, являющихся:

а) носителями идей, инициатив, технологий, традиций;

б) носителями определенных проблем (в этом качестве можно

рассматривать отдельную личность, социальную группу, учреждение, орган

власти, коммерческую структуру и т.д.). Именно переживание проблемной

ситуации делает человека потенциальным или реальным участником культурных

проектов и программ (что важно учитывать при разработке коммерческих

проектов и особенно в процессе поиска внебюджетных источников

финансирования).

Во-вторых, сфера культуры конкретной территория всегда является

своеобразным субъектом историко-культурной самобытности, уникальности. В

процессе проектирования здесь важно знать и учитывать те факторы, которые

составляют историко-культурную самобытность конкретного региона. Это могут

быть традиции, предания, обычаи, обряды, праздники, игры, музыкальное и

поэтическое творчество, народная педагогика, естествознание, медицина;

памятники истории и культуры, уникальные природно-ландшафтные зоны;

этнокультурная специфика; человеческий потенциал и т.д.

В-третьих, конкретную территорию (регион) как поле проектной

деятельности необходимо рассматривать в качестве субъекта различного рода

проблем — социальных, социально-демографических, социально-культурных.

Такой аспект анализа ситуации особенно важен при разработке региональных

социокультурных программ, ориентирующихся прежде всего на сужение

пространства социокультурной проблематики территории, оптимизацию условий

жизнедеятельности человека.

В-четвертых, объект регионального проектирования (город, район)

представляет для проживающего там человека культурно-эстетическую среду

обитания (включая парки, ландшафтные и прогулочные зоны, открытые места

отдыха и досуга и т.д.). В ситуации неблагоприятных условий культурно-

эстетической среды обитания задачи программы будут заключаться в ее

обустройстве, насыщении ее культурно-историческими символами, значениями и

смыслами (например, посредством оптимизации топонимической структуры —

названий улиц, ландшафтных зон и др.)[26].

В-пятых, сферу культуры территории можно представить как

многоуровневую систему социально-культурной деятельности, не обязательно

связанную с функционированием культурно-досуговых учреждений, “площадками”

которой могут быть квартира, двор, микрорайон, район, город[27].

В-шестых, инфраструктурный потенциал сферы культуры представляет собой

совокупность организаций и учреждений различных ведомств, реально

участвующих в организации социально-культурной жизни (спорт,

здравоохранение, образование, досуг).

Территориально-средовый подход к объекту проектной деятельности дает

целый ряд преимуществ: расширяется радиус действия культурной политики и

соответствующая область проектной деятельности; активизируются человеческие

ресурсы (за счет ориентации на участие различных субъектов, являющихся

носителями как культурного потенциала, так и специфических проблем);

задействуется и востребуется историко-культурный потенциал территории;

обнаруживаются финансовые ресурсы, как бюджетные, так и внебюджетные:

программа, ориентированная на решение проблем территории (или проблем

конкретной организации, коммерческой структуры), имеет больше шансов

получить средства, необходимые для ее реализации. Проектная реализация

подобного подхода позволяет преодолеть ведомственную разобщенность

учреждений культуры, досуга, спорта, образования и максимально эффективно

использовать в рамках единой программы ресурсы их инфраструктуры.

Таким образом, культура как объект программирования представляет собой

сложное и многоуровневое явление. В технологическом плане объектом

проектирования является не отрасль с соответствующими учреждениями, а

культура — как универсальный и пронизывающий все элементы и уровни жизни

компонент. Следовательно, стратегическая задача проектирования на

региональном уровне заключается в поддержке самоорганизующейся социально-

культурной среды обитания человека, создании системы условий,

способствующих саморазвитию и самоорганизации культурной жизни территории.

1.6. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Социокультурное проектирование — это технология решения проблем в

условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных

решений. Поэтому чрезвычайно важны некие исходные положения, которые

определяют общие ориентиры и мировоззренческие рамки проектной

деятельности.

Социально-культурный проект представляет собой целевой блок, который

реализуется через систему практических мероприятий. В основе генерирования

идеи проекта и разработки условий и способов его воплощения лежит система

принципов, т.е. основных исходных положений, теоретико-мировоззренческих

оснований и наиболее общих нормативов проектной деятельности.

К числу ведущих принципов социокультурного проектирования относятся:

1. Принцип «критического порога модификации», предполагающий учет

границ и возможностей управляемости объекта проектирования (который

одновременно является субъектом самоорганизации и саморазвития), степени

корректируемости социокультурных процессов и оценку социально значимых

последствий такой модификации.

В основе этого мировоззренческого принципа лежит синергетическая идея,

определяющая возможности и пределы вмешательства в функционирование

социально-культурных систем: всякая сложноорганизованная система

потенциально содержит в себе некое множество путей развития, отвечающих ее

природе. Следовательно, вмешательство в систему ограничивается возможным

спектром ее развития — сложноорганизованным системам нельзя навязать пути

развития, не вытекающие из внутренней логики самой системы. Главное —

понять собственные тенденции и механизмы саморазвития системы и

способствовать их раскрытию. Хаос выступает механизмом самоорганизации и

самодостраивания структуры системы, обеспечивая баланс ее сохранения и

изменения. Выход из хаоса можно ускорить путем резонансного возбуждения

желаемых и реализуемых в данной системе структур.

Данный принцип в сегодняшней ситуации представляется наиболее

существенным, ибо его реализация позволит в максимальной степени

использовать энергию саморазвития культуры, ограничить возможности

административного и некомпетентного вмешательства в культурную жизнь.

Практически он означает предоставление субъектам социально-культурной жизни

максимальной организационно-правовой самостоятельности, отказ от идеи

насильственного преобразования, ведущей к разрушению — человека, природы,

мира, но главное — создание условий для саморазвития и самоорганизации

субъекта социокультурной жизни.

Следовательно, смысл проектирования заключается не в жестком

управлении культурными процессами или развитии культуры в смысле отрасли,

инфраструктуры, но в поддержке самоорганизующейся социально-культурной

среды, для которой культура есть имманентный, универсальный и пронизывающий

ее компонент.

Данный принцип можно рассматривать как стратегическую задачу

региональных культурных программ, смысл которых заключается в создании

системы условий, оптимизирующих процессы саморазвития и самоорганизации

всех субъектов социально-культурной жизни территории.

2. Принцип оптимизации “зоны ближайшего развития” личности —

социокультурной среды ее обитания[28].

Как уже отмечалось, ведущая целевая ориентация проектирования

заключается в разработке условий, способствующих саморазвитию социально-

культурного субъекта (личности, общности, общества в целом) посредством

решения или предупреждения проблем, характеризующих неблагоприятные

обстоятельства его жизнедеятельности. В этой связи существенным аспектом

содержательной части проекта является оптимизация непосредственной среды

обитания человека, создание избыточных социальных условий, стимулирующих

личностное развитие. Известно, что богатство индивидуальности определяется

наличием множества своеобразных социокультурных ниш, которые служат формой

востребования личностного потенциала. И это вполне закономерно, ибо лишь

творческая самобытность, индивидуальность, востребованная обществом,

гарантирует “приращение” и накопление культурных ценностей, их сохранение и

развитие.

Теоретической основой данного принципа служит культурно-историческая

концепция развития личности как опосредованного общением процесса освоения

и присвоения индивидом ценностей культуры. Интериоризируя и оперируя

знаками, языком как “орудиями” культуры, человек в процессе взаимодействия

с другими людьми преобразует “натуральные” психические функции в

образования высшего уровня развития, формирует собственный мир культуры,

который составляют значения, ценности и смыслы. Рождаясь в системе

социального общения, взаимодействия, “высшие функции” вращиваются в

сознание личности, переходят в интрапсихическую плоскость. Ядром этой

концепции является идея Л.С.Выготского о развитии личности как культурно-

историческом процессе, его мысли о значимости искусства в развитии

личности, о “культурном восхождении” и расширении личности посредством

овладения собой через знак и текст культуры, путем преодоления противоречия

между индивидуально-психологическим и культурно-историческим, его трактовка

развития как параллельного и взаимодополняемого процесса культурогенеза

(филогенеза) и антропогенеза (онтогенеза)[29].

В рамках культурно-исторической концепции развития личности, богатство

индивидуальности определяется и обеспечивается влиянием исторически

развивающейся культуры; успешность социализации и индивидуализации личности

задается ее социально-культурным контекстом, а в качестве объекта

оптимизации данных процессов рассматривается зона ближайшего развития —

социально-культурная среда как ведущее пространство обитания человека,

условие формирования и реализации его потенциалов[30].

В этой связи чрезвычайно актуальной задачей проектирования является

оптимизация зоны ближайшего развития, которую следует рассматривать как

жизненно важное для полноценного развития личности культурное пространство

— “вместилище” специфического культурного содержания: сложившихся формы

общения, духовных ценностей, семиотики и семантики архитектуры, значимых

событий, символов. Культурная среда — это “дом” повседневного обитания

человека. Она многомерна и динамична, пульсирует и дышит, как живой

организм. В этом пространстве сильны восходящие и нисходящие токи и

энергетические импульсы. Оно может выполнять как собирательную функцию, так

и рассеивающую, уменьшая степень притяжения между субъектами, его

составляющими. Содержание и качество культурного пространства неизбежно

переходит в другое измерение — духовный мир личности, образ жизни человека.

Смысловые и символические составляющие культурного пространства неизбежно

играют роль ориентира в ценностных предпочтениях, формируют чувство

семейной близости, родственности составляющих его людей, мотивируют

поведение людей в широком спектре — “от преданной любви до безразличия, от

искреннего почитания до надругательства, от благолепия до варварства”[31].

Таким образом, под социально-культурной средой понимается вся

совокупность социальных и духовных факторов и условий, непосредственно

окружающих человека в процессе его жизнедеятельности. Акцент на оптимизацию

социокультурной среды обитания обусловлен тем обстоятельством, что она

является основополагающим фактором, определяющим человеческие ценности,

нормы, идеалы и т.д. (наряду с семейно-бытовой и общеидеологической

атмосферой общества).

Реализацию принципа оптимизации зоны ближайшего развития личности

можно считать практическим воплощение средового подхода к социокультурному

проектированию.

3. Принцип персонифицированности процесса и результатов

социокультурного проектирования. Он означает, во-первых, альтернативность

идей и проектов, создающая условия для свободного самоосуществления,

самореализации человека средствами культурной деятельности[32]. Основой

поведения человека в рамках проекта должна стать его внутренне

детерминированная самодеятельность и творческая активность. Самореализация

личности, перевод общественных ценностей в личные невозможен без

самодеятельности человека, его встречной активности по усвоению

общественных норм и идеалов. Мало знать, что есть добро, справедливость,

милосердие – каждому человеку надо как бы заново открыть эти ценности для

себя в процессе духовного самостроительства, надо осуществлять эти ценности

в условиях повседневности.

Во-вторых, характеризуемый принцип предполагает восстановление связи

культурных процессов с личностью творца, актуализацию скрытых в

отечественной и мировой истории нравственных референтов. Данная проблема

становится ныне одной из наиболее острых, поскольку в культуре образовались

“пустоты”, не заполненные нравственными ценностями и усилиями духовного

самостроительства. Именно в этих “пустых местах” культурного пространства

рождается идеология нигилизма и разрушения. Устранить эту причину – значит

воссоздать (отыскать в истории и современности) персонифицированные идеи и

ценности, которые могли бы стать духовным стержнем и опорой человека

(объектом поклонения, восхищения, подражания), цементирующим и

смыслообразующим основанием культуры. Последняя как целостность возможна

лишь при условии наличия некой системы (или совокупности) ценностей,

разделяемых всеми. Персонифицированная истории местной (региональной)

культуры и очеловеченные историко-культурные символы наполнят живым

содержанием сегодняшнюю ткань культуры, станут источником «встречной»

активности человека, нравственными «референтами» на пути личностного

самостроительства.

В-третьих, принцип персонифицированности процесса и результатов

социокультурного проектирования строится на восприятии культуры как особого

духовного мира, наполненного значимыми для человека образами, смыслами,

идеями, ценностями, на понимании проблем развития культуры как

определенного противоречия между наличной и желаемой системами ценностей

(которые утрачены и которые необходимо воссоздать). При этом культурную

норму необходимо рассматривать в органичной связи с ее носителем — образом

конкретной личности (исторического деятеля, современника), которая

становится по отношению к аудитории проекта (т.е. носителю данной проблемы)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.