реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы социокультурного проектирования

средств массовой информации; Развитие межнациональных и международных

культурных связей со странами СНГ и дальним зарубежьем.

Пятый раздел “Содержание программы”. В рамках данного раздела

обоснованные выше приоритеты культурной политики получают свое дальнейшее

развитие и конкретизацию. Осуществляется это путем разработки каждого

приоритета как самостоятельной подпрограммы, структура которой включает:

1. Приоритетное направление развития социально-культурной жизни

(характеристика “проблемного поля”, т.е. описание ситуации, которая

определяет актуальность и приоритетность данного направления или сферы

социально-культурной жизни);

2. Социальную базу программы (характеристика тех категорий и групп

населения, которые являются носителями различного рода проблем и выступают

в качестве аудитории мероприятий и акций в рамках программы);

3. Цели и задачи программы;

4. Методы (или способы решения задач). Этот раздел целесообразно

оформить в табличном варианте, который сопровождается текстовыми

комментариями, что позволяет более оперативно оценить проект и получить по

нему информацию в требуемом объеме.

|Мероприятия в |Содержание | |Исполнители и|

|рамках программы |деятельности |База реализации|соисполнители|

|1 |2 | 3 |4 |

| Сроки реализации| Смета расходов |Источники финансирования |

|5 |6 |7 |

Шестой раздел. “Меры по обеспечению реализации программы поддержки и

развития сферы культуры”.

Мероприятия по обеспечению программы могут включать в себя:

1) Создание организационно-экономических условий развития культурной

жизни (совершенствование системы управления; создание условий для развития

спонсорства и меценатства);

2) Координация субъектов культурной политики (создание Совета

директоров учреждений культуры; Научно-экспертного и координационного

Совета; Справочно-консультативного центра обмена опытом и обучения и др.)

3) Информационно-методическое обеспечение программы (информация,

реклама, издательская деятельность, презентации проектов и программ и

т.д.). Инновационным лидером здесь может быть: РОМЦ, Центр культуры и

информатики).

4) Кадровое обеспечение реализации программы: подготовка, повышение

квалификации и реквалификация кадров культуры; организация стажировок

клубных работников в ведущих досуговых Центрах Москвы и Санкт-Петербурга;

организация мероприятий по повышению престижа профессии (например,

программа передач о лучших работниках отрасли, публикации в прессе);

социальная поддержка работников культуры; привлечение к реализации программ

специалистов других организаций, общественности. Инновационным лидером

здесь может стать Центр подготовки, переподготовки, реквалификации

работников культуры;

5) Материально-техническое оснащение сферы культуры: инвентаризация и

паспортизация материально-технической базы с целью мобилизации скрытых и

слабо развитых ресурсов; создание справочно-информационной системы,

оперативно фиксирующей изменения в степени загруженности материальной базы

учреждений культуры;

6) Финансовое обеспечение программы: обоснование источников

финансирования программы из федерального, областного, городского, районного

бюджета; совершенствование системы местного налогообложения; внебюджетные

источники финансирования проектов и программ. В качестве организационного

лидера здесь может выступать: Фонд поддержки и развития культуры; Целевые

Фонды под приоритеты и конкретные проекты; Специализированный страховой

Фонд, который создается при финансовых структурах — в составе планово-

экономической службы органа управления культурой — за счет использования в

быстром коммерческом обороте части временно не задействованных средств и

доходов объектов культуры. В задачи специальных страховых Фондов входит

обеспечение регулярного финансирования программы (в т.ч. и зарплаты), а

также наращивание инвестиций в культуру.

Седьмой раздел. “Этапы реализации программы поддержки и развития сферы

культуры” включает систему мероприятий, обеспечивающих организационные

условия для последовательного осуществления всех проектных решений. К ним

относятся: обсуждение программы с представителями сферы культуры,

образования, общественности и т.д.; проведение слушаний по проблемам

развития культуры территории; формирование социального заказа различным

субъектам культурной жизни; создание экспертных общественно-государственных

советов по основным приоритетам развития культурной жизни; учреждение

Целевых Фондов в соответствии с приоритетами или Фонда поддержки культурных

инициатив; заключение договоров на выполнение локальных проектов и

программ; контроль выполнения договоров и реализация программы в целом.

Таким образом, структура территориальной программы указывает и на

алгоритм ее разработки и реализации, т.е. обозначает последовательность

решения задач: от характеристики “проблемного поля” в рамках той или иной

сферы социально-культурной жизни к целевым координатам, намечающим

параметры ее оптимального состояния, а затем к практическим мероприятиям,

необходимым для решения проблем.

ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ целевых ПРОЕКТОВ

Основные дидактические единицы: Функции специалиста социально-

педагогической направленности и специфика его проектной деятельности.

Специфика объектной области, целевой направленности и проектной

деятельности специалиста в сфере прикладной культурологии. Логика и

технология обоснования замысла локальных (целевых) проектов. Структура,

содержание и специфика разработки оргпроектов. Структура, содержание,

приоритетные области и специфика разработки социально ориентированных

проектов. Основания и специфика характеристика аудитории в первом и втором

типе проекта. Варианты проектных решений наиболее актуальных социально-

культурных и личностных проблем (характеристика смысловой взаимосвязи

элементов проекта: “проблема-цели-задачи-методы-форма реализации”).

Общественное объединение как форма реализации проектного решения

(классификация, возможности, рекомендации). Специфика и критерии

характеристики аудитории социально-педагогического проекта. Семья как

аудитория социально-педагогического проектирования (особенности

формирования и примерное содержание проектов). “Трудные” подростки как

потенциальная и реальная аудитория проектов (характеристика проблемно-

целевого и содержательного разделов программ). Проблемно-целевая и

содержательная характеристика проектов, адресованных пожилым. Проблемы

инвалидов и возможности их проектных решений.

4.1. СПЕЦИФИКА целевого ПРОЕКТирования В СОЦИАльно-культурной СФЕРЕ

Социально-культурная сфера как объект проектирования включает в

себя,как было показано выше, широкий круг явлений, процессов и институтов,

относящихся по своей природе, функциям и другим параметрам либо к сфере

преимущественно “социального”, либо — “культурного”. Преобладающая

ориентация разрабатываемых проектов на решение социальных или культурных

проблем во многом определяет специфику проектной деятельности.

Проектирование,ориентированное на решение социальных, социально-

психологических, воспитательных проблем, по своей сущности является

социально-педагогическим. В свою очередь, проектная деятельность,

осуществляющаяся в сфере культуры, входит в группу технологий,

используемых прикладной культурологией.

Рассмотрим специфику каждого из этих видов проектирования на примере

проблемного поля,объекта и функций специалистов социально-педагогической и

социально-культурной сфер.

Задачи и функции специалиста, работающего в социально-педагогической

сфере, а также технология его деятельности определяются теми специфическими

проблемами, которые возникают в системе "человек-среда"[72]. Специфика этих

проблем заключается в том, что они носят социально-личностный характер,

т.е. переживаются личностью как трудности, преграды, препятствия,

возникающие в процессе удовлетворения социальных потребностей человека (в

признании, самоутверждении, оценке, статусе, смысле жизни и др.),

достижения значимых для личности ситуаций, а также актуализируются в виде

психологических состояний, вызванные этими преградами (тревога,

неудовлетворенность, беспокойство, депрессия и т.д.).

"Проблемное поле" социальной педагогики включает в себя: непризнание

ближайшим окружением, потеря авторитета, отверженность (аутсайдерство),

социальная незащищенность личности, отсутствие условий для самореализации,

неблагоприятное самочувствие человека в социальной среде, неадекватная

оценка со стороны других, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости,

внимания, внутренний дискомфорт, чувство неполноценности, низкая или

завышенная самооценка. Суть этих проблем — разлад между личностью и

ближайшим значимым для нее окружением — школьным коллективом, семьей,

неформальной группой и т.д.

Характер проблем определяет не только задачи социальной педагогики, но

и объект педагогического проектирования и регуляции. Им является не столько

личность — носитель проблем, сколько ее социальное окружение, которое в

процессе социально-педагогического влияния должно принципиально измениться,

ибо обрести статус, авторитет, ощутить личностную значимость и

эмоциональную поддержку человек может лишь в том случае, если меняется нему

отношение со стороны значимых других. Следовательно, суть социальной

педагогики не сводима к механизму социализации, более того, она имеет как

бы противоположный вектор усилий — не "подключить" ребенка к социуму, а

наоборот, социум "приблизить" к личности, сделать его более гуманистичным,

комфортным (чутким, поддерживающим, признающим, слушающим, оценивающим).

Таким образом объект социальной педагогики включает в себя как

носителя социально-педагогических проблем — личность, так и социальную

среду, порождающую их.

Функции социального педагога определяются гуманистической природой

данной профессии, ее сверхзадачей — содействовать реализации социальных

прав личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения,

социальной среды "обитания человека", от уровня социально-психологической и

духовно-нравственной культуры личностей, составляющих это ближайшее

окружение. К функциям с ярко выраженной социально-педагогической

ориентацией, реализуемых в том числе посредством разработки и реализации

соответствующих проектов, можно отнести следующее:

— социально-психологическую, суть которой выражает способность

понимать, идентифицировать и выражать проблемы личностей, социальных

общностей и групп, находить источники их социального дисфункционирования,

дисгармонии;

— посредническую функцию, которая предполагает компетентное участие

социального педагога посредством различных техник в социально-

психологической взаимоадаптации личностей и коллективов, создании

конструктивных (восстанавливающих) отношений человека и среды;

— функцию профилактики, т.е. предупреждения, устранения или

минимизации социальных факторов, вызывающих отклоняющиеся формы поведения

посредством воздействия на социальную среду, модификации социальных норм и

ценностей окружения;

— коммуникативную функцию — восстановление позитивных, развивающих

отношений между девиантами и социально-культурной средой;

Вторая группа функций отражает культурологическую направленность

деятельности социального педагога. Она включает:

— компенсаторную функцию — создание дополнительных условий для

творческого развития и самореализации личности, социально-позитивного

выхода нереализованной энергии путем включения человека в различные виды

социально-культурной деятельности. Реализация этой функции предполагает

владение социальным педагогом различными видами социально-культурного

творчества, использование социально-педагогического потенциала различных

видов и жанров искусства;

— социально-культурную функцию, которая является одной из основных в

функциональной модели социального педагога. Ее суть заключается в решении

определенного рода проблем — социально-культурных, которые в отличие от

социально-психологических проблем носят внеличностный характер. Социально-

культурные проблемы — это несоответствие объективного положения дел и

нормы, существующего и должного, целей и результатов деятельности,

несоответствие, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств

для достижения целей, препятствий, преград или трудностей на пути

гармонизации социокультурной среды; это факты неблагополучия, утраты,

характерные для личности или социальной группы в целом в тех или иных

сферах культурной жизни.

Если личностные (социально-психологические) проблемы переживаются

человеком как дефицит чего-то субъективно значимого, то в данном случае

личность (общность, социальная группа) есть лишь носитель социально-

культурных проблем, не всегда ощущающий (и переживающий) несоответствие или

неблагополучие как проблему.

Социально-культурные проблемы есть основа формулировки целей и задач

культурологического характера в процессе разработки и реализации социально-

педагогических программ, т.е. задач, связанных с гармонизацией культуры

личности, социальной группы, общности (исторической, художественной,

духовно-нравственной, политической, экологической культуры и т.д.). По

отношению к социально-психологическим проблемам они носят для социального

педагога вторичный характер (задачи — средства).

Сказанное выше дает основание обозначить сущность характеризуемой

профессии как социально-культурная педагогика, ибо характер и содержание

задач определяется, в основном, первой составляющей, а средства их решения

— второй.

Основу профессионального мастерства социального педагога составляют

различные технологии использования социально-культурной деятельности в

решении социально-психологических проблем (мы их уже называли —

артпедагогика, библиопедагогика, социопедагогика, техника развивающего

диалога и ведения беседы и т.д.). Базовой, стержневой является технология

разработки и реализации социально-педагогических программ, каждая из

которых представляет собой систему мероприятий и акций, взаимоувязанных

единой целевой установкой и ориентированных на решение социально-

психологических и социально-культурных проблем.

Таким образом, в профессиях социально-педагогической направленности

преобразованию (в рамках того или иного проекта) подлежат: личность и

социально-психологическая среда — ее социальное окружение, которое в

результате воздействия должно принципиально измениться, ибо обрести статус,

авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную поддержку человек

может лишь в том случае, если меняется к нему отношение со стороны значимых

других. Суть социальной педагогики — “приблизить” социум к личности,

сделать его более гуманистичным (чутким, поддерживающим, признающим,

слушающим, оценивающим), содействовать реализации “социальных прав”

личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения, от

уровня социально-психологической и духовно-нравственной культуры личностей,

составляющих “зону непосредственного развития” человека. Проективный

характер данной профессии обнаруживается, практически, во всех функциях

социального педагога: в социально-психологической, посреднической,

профилактической и др.

Успешная реализация большинства функций, характерных для профессий

социально-педагогической направленности, зависит от степени овладения

технологией социокультурного проектирования, определяется способностью

специалиста грамотно и компетентно разработать и реализовать социально-

педагогическую программу, снимающую или частично разрешающую

(оптимизирующую) обозначенные выше проблемы.

При обосновании объекта, задач и функциональной модели специалиста

культурологической направленности акценты меняются противоположным образом

— социально-педагогическая составляющая (от характера проблем до

технологических приемов) является в данном случае факультативной, она

реализуется, в основном, на уровне проектирования и регуляции социально-

культурных процессов, субъектом которых выступает личность и социальная

общность.

Объект и предмет специалиста социально-культурной сферы определяется

содержанием и характером задач, диктуемых реальными проблемами и нуждами

соответствующей области практики, выявление которых требует проведения

предварительных исследований (относящихся, преимущественно, к компетенции

прикладной культурологии).

Теоретико-исследовательские и проектные задачи прикладной

культурологии можно представить, как минимум, в виде трех групп:

Первая группа задач ориентирована на выявление закономерностей

создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм,

практик и разработку на этой основе условий и способов оптимизации этих

процессов (преимущественно, на институциональном, “отраслевом” и

технологическом уровнях — в деятельности различных государственных и

общественных институтов и учреждений, обеспечивающих социальную

коммуникацию культурных ценностей, охрану культурного наследия и т.д.);

Вторая группа задач предполагает получение практически

ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных

субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности,

региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов и технологий

регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях.

Именно здесь проектирование, направленное на оптимизацию культурной

деятельности оказывается возможным и наиболее эффективным в силу статусной,

содержательной, нормативно-правовой и административно-территориальной

определенности как объекта, так и субъекта социально-культурного

регулирования.

На уровне функционирования социально-культурной общности прикладные

культурологические исследования должны обеспечить теоретическую базу

технологиям, ориентированным на оптимизацию становления и динамики

различных субъектов саморазвития культуры: самодеятельных групп,

объединений, клубов, ассоциаций, движений и т.д.

На общенациональном и региональном уровнях прикладная культурология

разрабатывает методологические основания государственной культурной

политики (ее приоритеты, цели, задачи, механизмы и т.д.), обеспечивает

теоретическую базу деятельности территориальных органов управления

культурой, предлагает функционально-содержательные модели организационных

структур и учреждений, соответствующих региональной культурной специфике и

способствующих решению территориальных проблем. Культурологические знания о

закономерностях формирования и проблемах развития отечественной и

региональных культур могут найти применение в социально-культурном

проектировании процессов, характерных как общества в целом (т.е.

национальной культуры); так и для культурной жизни конкретной территории.

Они позволят сориентировать проекты и программы на стратегическую цель

культурной политики: создание условий для саморазвития культурной жизни,

поддержку приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих

общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации

художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию

исторической, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного

"культурного пространства" — среды становления и развития человека.

Задачи и содержание проектной деятельности специалиста, работающего в

социокультурной сфере (т.е. профессионала, объектом деятельности которого

являются различные субъекты или феномены культуры), не тождественны

теоретико-исследовательским целевым установкам прикладной культурологии. Их

характер определяется, с одной стороны, спецификой объекта проектирования,

с другой — содержанием социально-культурных проблем, носителем которых

является вполне определенный субъект культуры. Проблемы эти имеют различный

уровень локализации и радиус действия (общенациональный, региональный,

отраслевой, личностный и т.д.) и предстают в форме субъективно

воспринимаемого несоответствия между оптимальным уровнем культурного

развития (человека, социальной группы, региона и т.д.) и его реальным

состоянием. Причем, острота переживания ситуации и глубина ее анализа, как

уже отмечалось, культурно обусловлены — они задаются представлением о

норме, эталоне и являются результатом оценки социокультурной ситуации

субъектом — профессионалом, который принимает на себя ответственность за

данное состояние и доступными ему способами (включая профессиональные

технологии, ресурсы) оптимизирует культурную жизнь личности, социальной

группы, самодеятельной общности, территории в целом. Сегодня, например,

"проблемное поле" прикладной культурологии определяется негативными

тенденциями и процессами, связанными с разрушением нормативно-ценностной

базы и утратой чувства духовной самобытности российской культуры; снижением

уровня художественной, исторической, экологической, духовно-нравственной

культуры личности и общества; слабым использованием педагогического

потенциала искусства; размыванием историко-культурного своеобразия и

уникальности территорий (особенно малых городов и поселений российской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.