реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы социокультурного проектирования

на съезде, конференции или общем собрании. Субъекты права собственности в

общественных Фондах — постоянно действующие руководящие органы, которые

осуществляют права собственности на имущество от имени общественных Фондов

и в соответствии с уставом.

4. Общественное учреждение — не имеющее членства общественное

объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг,

отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям.

Управление учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными

учредителем (учредителями), которые получают имущество на правах

оперативного управления. Доходы, полученные от самостоятельной

деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в

самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на

отдельном балансе.

5. Орган общественной самодеятельности — не имеющее членства

общественное объединение, целью которого является удовлетворение

потребностей лиц, интересы которых связаны с достижением уставных целей и

совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по

месту жительства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности

формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных

проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с

уставом, принятым на собрании учредителей.

В частности, одной из перспективных форм разрешения проблем

национальных меньшинств (обозначенных в третьем разделе структуры проекта)

является национально-культурный центр, который представляет собой

разновидность общественного объединения. Именно эта организационная

структура может обеспечить культурное саморазвитие и самоопределение

национальных меньшинств и лиц некоренной национальности, сохранение и

развитие этнической группы как целостного социокультурного образования,

включая значимые для данной общности ценности, образ жизни, традиционные

виды труда, ремесла; создает условия для взаимопонимания и

взаимопроникновения культур различных национально-этнических групп.

6 раздел проекта — содержание проекта. Ответ в рамках проекта на

вопрос “как” может быть представлен в виде следующей таблицы:

|Направления |Содержание |База |Исполнители и |Сроки |

|деятельности |деятельности |реализаци|соисполнители |реализа|

| | |и | |ции |

|1 |2 |3 |4 |5 |

| | | | | |

Направления деятельности — это конкретные шаги по решению основных

задач проекта, они зависят как от характера проблемы и основной идеи

проекта, так и от возможностей (потенциала, ресурсов) соответствующей

проектной области.

Например, основными направлениями деятельности в рамках социально-

культурных программ историко-культурной проблематики могут быть:

— организация краеведческой деятельности (содержание деятельнорсти:

выявление, учет и изучение памятников истории и культуры, ландшафтных зон,

создание территориальных энциклопедий краеведения; возвращение памятникам и

культурным сооружениям первоначального назначения; изучение своей

родословной, истории орденов, костюмов и т.д.);

— развитие туризма на базе культурно-исторического ландшафта;

— музеефикация ландшафтных зон, историко-культурных памятников и

застроек;

— возрождение традиционных форм культурной деятельности (промыслов,

обрядов и т.д.).

Содержательная модель “Дома Ремесел”, целью которого является создание

условий для возрождения ремесел, промыслов, трудовых традиций, социальной

востребованности технологий прикладного искусства и народного зодчества,

педагогики, этики, помощь в овладении технологиями народных ремесел и

промыслов, может включать такие направления деятельности как:

— поисково-исследовательскую работу по изучению "уходящих" технологий

и ремесел;

— организацию системы мастерских (в том числе и на дому), встреч с

народными умельцами, проведение коллективных и персональных выставок

прикладного творчества, открытых уроков ("Мастер и подмастерье", "В гостях

у мастера"), аукционов и лотерей;

— подготовку и проведение семинаров-практикумов, конференций,

консультаций по проблемам народного творчества;

— создание информационного банка данных и видеофонда “Уходящие

ремесла”, “Исчезающие технологии”.

Но можно выделить некие универсальные направления (и виды) социально-

культурной деятельности, с помощью которых структурируется содержательный

блок проекта. Доминирование одного из них может определять характер

проекта в целом. По преобладающей направленности проекты могут быть:

— информационно-просветительными;

— обучающими (или познавательными);

— поисково-исследовательскими (преимущественно, в сфере исторической

культуры);

— художественно-творческими (производство, сохранение и

воспроизводство художественных ценностей, народных ремесел, фольклора и

т.д.);

— социально-творческими;

— профессионально-ориентационными;

— ценностно-ориентационными (например, дискуссионный клуб по проблемам

политики, истории, художественной жизни);

— реабилитационными (проекты психологической, социально-

психологической, социальной, трудовой, творческой, душевной реабилитации);

— культуроохранными (коллекционирование, музейное дело, охрана

памятников);

— природоохранными;

— физкультурно-оздоровительными.

Конкретное соотношение данных направлений не только определяет тип

проекта, но и характеризует доминирующий способ организации активности

аудитории по реализации проектного решения.

Базой реализации проектов может стать любой объект инфраструктуры

культуры, образования, досуга, спорта (культурно-досуговые центры,

библиотеки, кинотеатры, спортивные залы, учреждения системы образования и

т.д.). Например, отдельные фрагменты городской программы развития

исторической культуры (уроки истории отечественной и мировой художественной

культуры, циклы мероприятий для всей семьи: "Литературный абонемент

школьника", "Папа, мама и я — читающая семья" и др.) могут проводиться на

базе библиотек. Для реализации проектов, аудиторией которых являются

социально ослабленные категории и группы населения (инвалиды, пожилые),

можно использовать здания школ (после окончания занятий и в каникулы),

помещения различных организаций в вечернее время и др.

7 раздел — бюджет (общая сумма, структура затрат и назначение их

расходования).

8 раздел: — источники финансирования (в т.ч. и распределение

финансовых затрат путем указания источников и доли бюджетного и

внебюджетного финансирования тех или иных разделов проекта, которых

соответствуют федеральным или региональным программам, конкурсным условиям

различных фондов и т.д.).

4.3. ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ разработки социально ориентированных проектов

Рассматриваемые в этом разделе проекты носят ярко выраженную

социальную направленность (т.е. имеют социально-педагогический,

адаптационный, реабилитационный характер).

Проект такого типа предполагает оптимизацию социальных и социально-

психологических условий существования человека, группы. Целевой ориентацией

проекта может выступать: содействие разрешению, минимизации или

профилактики проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства

жизнедеятельности человека (группы); создание условий для успешной

самореализации личности.

Задачи-средства социально-ориентированных проектов можно свести к трем

группам:

— оптимизация образа жизни человека (помощь в освоении культурных

технологий, например, овладение новой профессией, новыми средствами

коммуникации, видом культурно-досуговой или художественной деятельности и

т.д.);

— изменение в социально-культурной среде и в основных сферах

жизнедеятельности личности;

— оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со

средой.

Социально-ориентированные проекты имеют различный характер:

художественно-творческая адаптация и реабилитация; социально-

психологическая адаптация; духовной реабилитация; профессиональная

ориентация и реабилитация; физическая реабилитация.

Специфика разработки такого типа проектов:

1. “Точкой отсчета” здесь является аудитория. Первый шаг в общей

логике формирования проекта — характеристика всей совокупности проблем (и

прежде всего личностных), носителем которых является конкретная социальная

группа — реальная или потенциальная аудитория проекта. Характер личностных

проблем определяется тем, что они возникают в системе “человек — среда” —

лишь решение такого рода проблем делает проект социально-адаптирующим.

Социально-культурные проблемы здесь вторичны, их анализ необходим

для доказательства социальной значимости проекта (особенно на этапе

“упаковки” проекта в форме заявки на финансирование).

В то же время содержательная часть проекта может быть связана с самыми

разными сферами и областями проектирования, что определяется содержанием

социально-культурных проблем, но главное — возможностями того или иного

вида социально-культурной деятельности разрешить трудности и противоречия,

возникшие в процессе жизнедеятельности человека, социальной группы[81].

Схема разработки целевого проекта второго типа:

|Аудитория проекта | |Характеристика личностных |

|(социальная категория или | |(социально-психологических|

|группа населения) | |) |

| | |проблем |

| | | |

|Характеристика | |Цели и задачи проекта |

|социально-культурных проблем| | |

| | | |

| | | |

|Направления и содержание | |Форма реализации |

|деятельности | |проекта |

В технологии разработки проектов (особенно второго типа) весьма

существенным является четкое определение аудитории проекта и ее

соответствующая характеристика. Как показывает опыт, процесс и результат

проектирования гораздо продуктивнее в том случае, если мы не опрашиваем

абстрактную “аудиторию”, а изначально знаем типичные проблемы, потребности

и интересы устойчивых социальных групп и социально-культурных общностей,

умеем использовать эту информацию при разработке и реализации социально-

культурных программ.

В этой связи возникают две взаимосвязанные задачи:

Во-первых, поиск критериев классификации и дифференциации социальных

групп и общностей, которые позволили бы представить социальное «поле»

проектирования как определенное и устойчивое множество групп и общностей

(т.е. тех групп, в которые включен человек в силу ряда жизненных

обстоятельств и социальных ролей).

Во-вторых, определение для каждой социальной группы круга типичных

жизненных проблем, которые отличают ее от других групп, т.е. выступают в

качестве дифференцирующего признака.

Критериями классификации в данном случае могут выступать различные

социально-демографические и социально-культурные признаки, в частности,

такие как:

— Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие

группы: дети; подростки; молодежь; люди зрелого возраста; пожилые люди.

Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица

пожилого возраста.

— Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы:

многодетные семьи; неполные семьи; одинокие люди.

— Степень социальной адаптированности. По этому критерию особой

остротой проблематики отличаются инвалиды, мигранты (беженцы); лица

некоренной национальности; бывшие военнослужащие; лица, вышедшие из мест

заключения и др.

— Сходство интересов и ценностных ориентаций (различные объединения,

группы, клубы по интересам).

Дополнительными критериями характеристики аудитории проекта могут

служить пол, уровень доходов, психологические особенности личности и т.д.

В качестве примера характеристики проблемного поля проекта рассмотрим

типичные проблемы вынужденных мигрантов — лиц, в силу ряда обстоятельств

сменивших место жительства. Значительная часть их имеет невысокую

профессиональную квалификацию, характеризуется отчужденностью от местных

проблем, культурным и бытовым аутсайдерством, бесперспективностью

социального, личного и бытового устройства. Все это вызывает потерю

личностного достоинства и самоуважения, духовную деградацию, которая

является следствием утраченной связи с культурными традициями, родиной.

Отсутствие чувства хозяина, отчужденность от местных политических структур

и форм общественной жизни порождает разрушающие личность формы проведения

свободного времени, враждебность и вандализм по отношению к окружающей

среде, которая чужда ценностно и недоступна материально. Разработка и

реализация социально-адаптирующих программ для этой категории населения

представляет особую актуальность, ибо свободное время в данном случае

играет, скорее, роль отрицательного фактора — пустота субъективно-

личностного пространства, экзистенциальный вакуум часто заполняется

алкоголизмом, наркоманией, преступностью.

Особой поддержки и внимания заслуживают целевые проекты, формой

реализации которых является та или иная форма самодеятельной общности. Дело

в том, что культура становится условием формирования и самореализации

личности в том случае, если основой социокультурного поведения человека

станет его творческая активность, внутренне детерминированная

самодеятельность. Перевод общественных ценностей в личные невозможен без

свободной самодеятельности человека, его “встречной” активности по усвоению

общественных норм и идеалов. Лишь творческая индивидуальность гарантирует

накопление культурных ценностей, их развитие и сохранение. И здесь роль

самодеятельной общности трудно переоценить.

Есть и более формальный аргумент в пользу поддержки проектов

социально-творческого характера — учитывая ограниченные материальные

ресурсы и финансовые возможности культуры, сегодня целесообразнее

вкладывать деньги в создание условий, стимулирующих образование различных

самодеятельных объединений (национально-культурных центров, политических

клубов, коллективов художественной самодеятельности и т.п.). В таком случае

поддерживаемые социокультурные образования сами становятся инициаторами и

исполнителями общественно значимых проектов и программ.

Структура и содержание разделов социально ориентированного проекта.

Предпочтение данному типу целевого проекта (и соответствующей логике

разработки) отдается в том случае, если определен носитель социально-

культурных проблем — вполне конкретная социальная группа, и при

характеристике данной аудитории преобладает личностная проблематика.

1 раздел — название проекта.

2 раздел — аудитория. В этом разделе дается характеристика проблем,

потребностей, интересов, особенностей той категории или социальной группы,

которой адресована программа. Причем, в данном типе проектов определяющим

является характер социально-психологических проблем. Изучение интересов и

потребностей потенциальной аудитории проекта имеет смысл при разработке

программ, финансируемых самим населением (платные мероприятия, услуги и

пр.), т.е. коммерческих программ. По сути это предполагает зондаж

потенциального рынка (а точнее – изучение спроса как готовности людей

оплатить те или иные услуги), где будут реализованы те или иные виды

товаров и услуг в сфере досуга.

Кроме анализа ведущих проблем и нереализованных потребностей,

дополнительными характеристиками аудитории проекта являются: возраст,

доход, семейное положение, профессия, образование, ценности, признаваемые

этой группой как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова,

референтные личности (в культуре, политике, искусстве и т.д.). На характер

социально-культурных и личностных проблем оказывает влияние социальный

статус человека, его семья, друзья, религиозные убеждения, уровень

образования и другие факторы, которые формируют культуру человека,

определяют его ближайшее социальное окружение.

3 раздел — сфера проектирования — характеристика группы социально-

культурных проблем и определение на этой основе приоритетных направлений и

видов социально-культурной деятельности. Здесь необходимо учитывать, что

одна и та же группа личностных проблем может разрешаться с помощью

различных по форме и содержанию видов социально-культурной деятельности —

последние определяются по критерию значимости социально-культурной

проблематики (значимости с позиции проектировщика, субъекта социальной

педагогики, культурной политики и т.д.), носителем которой является

аудитория проекта.

4 раздел — цели и задачи проекта, которые формулируются на основе

анализа личностных и социально-культурных проблем.

Например, проект, адресованный семье и объединяющий родителей,

испытывающих потребность в новых методах творческого развития личности

ребенка, может быть направлен на повышение их педагогической культуры,

кооперацию воспитательные усилий и возможностей семьи, создание условий для

обмена педагогическим опытом, организацию воспитывающей и развивающей

социокультурной среды.

Задачами проектов, аудиторией которых являются лица, нуждающиеся в

социальной адаптации, могут быть: содействие социально-психологической

адаптации человека; помощь в решении социально-психологических проблем,

обретении социального статуса и чувства личностной значимости; укрепление

социальных и межличностных связей, поддержка чувства социальной

полноценности и причастности к жизни и делам района, города; социальная

реабилитация инвалидов средствами искусства (за счет использования

терапевтических возможностей различных видов и жанров искусства); создание

условий для самореализации детей-инвалидов в сфере досуга; изменение

отношений учреждений и властей к проблеме инвалидов; формирование

оптимального общественного климата, создающего атмосферу психологического

комфорта и благоприятного самочувствия; содействие средствами искусства

процессу социальной реабилитации детей и подростков, имеющих личностные

проблемы; обучение детей и взрослых навыкам социальной работы, искусству

помогать людям.

Мы видим, что большинство задач проектов, адресованных группам

населения, нуждающимся в социально-психологической адаптации, соответствует

наиболее актуальным проблемам двух областей социокультурного

проектирования: социально-психологической и духовно-нравственной.

5 раздел — форма реализации проекта. Как и в первом типе, формой

реализации проекта может быть, во-первых, та или иная форма самодеятельной

общности (общественное объединение, фонд, клуб, ассоциация и т.д.). Но есть

и специфические формы реализации, которые могут быть обусловлены спецификой

аудитории и характером решаемых задач. Например, для лиц, нуждающихся в

социальной адаптации, в частности, для детей родителей-переселенцев,

проекты могут осуществляться в форме организации социально-адаптационных

программ, включающих психологический тренинг, социально-педагогические

игры, спортивно-оздоровительную и коррекционную гимнастику и др. Инвалидам

могут быть адресованы такие проекты как “Библиотека на дому”; ”Клуб

социальной помощи”; Школа детского милосердия ”Надежда”; ”Телефон доверия”,

“Мы все можем” (фестиваль искусств детей-инвалидов); “Дом без одиночества”

(в рамках этого проекта здоровые дети проводят занятия с детьми-инвалидами

дома — помогают освоить школьную программу, обучают ремеслам и т.д.).

6 раздел — содержание деятельности. Его можно оформить по такой же

схеме, как и в проектах первого типа:

|Направления |Содержание |База |Исполнители и |Сроки |

|деятельности|деятельности |реализа|соисполнители | |

| | |ции | |реализ|

| | | | |ации |

|1 |2 |3 |4 |5 |

Конкретизируя содержательную часть проекта, следует помнить, что она

определяется, преимущественно, характером социально-психологических проблем

(в отличие от проектов первого типа, где определяющим является социально-

культурная проблематика).

Приведем пример взаимосвязи проблемно-целевого и содержательного

разделов проекта “Интеграция”, адресованного детям-инвалидам[82]. Целевая

направленность данного проекта — изменение установки детей и подростков по

отношению к инвалидам, а его задачи заключается в том, чтобы научить

принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками, передать

убеждение, что человек с дефектом имеет право быть принятым в общество

таким, какой он есть.

В соответствии с данными целями и задачи содержательная часть проекта

“Интеграция” реализуется в рамках таких направлений деятельности, как

кураторство над учащимися из спецшкол и интернатов; организация кукольных

театров (и спектаклей), где среди персонажей будут как здоровые, так и

“герои” с физическими недостатками; специальный тренинг для инвалидов

(оптимальный выход из конфликтной ситуации, тренинг общения и т.д.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.