реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы социокультурного проектирования

референтом, задающим норму и планку личностного развития, способы

разрешения проблемной ситуации. Опыт регионального проектирования

показывает, что успешность реализации любого проекта определяется, как

минимум, двумя факторами: наличием идеи, значимой для определенной части

населения и ее персонифицированным выражением — лидером, являющимся ее

носителем.

В-четвертых, персонифицированность — это ценностная причастность

автора программы (и субъекта культурной политики) к анализируемым и

проектируемым процессам — восприятие себя как органичной части целого

культурного мира, идентификация с ним — с его радостями, болями,

проблемами.

На уровне регионального проектирования данный принцип может быть

реализован посредством разработки и реализации проектов и программ,

пропагандирующих деятелей культуры, живших в прошлом в данной местности,

популяризирующих ныне живущих людей, внесших вклад и определяющих

самобытность территории.

4. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение (т.е.

соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов

культурной динамики).

Оптимальное соотношение между процессами воспроизводства культурного

наследия (т.е. актуализации, востребованности уже существующих в культуре

или существовавших ранее явлений, ценностей, норм, традиций и т.д.) и

процессами культурной инновации предполагает безусловное доминирование

первой тенденции. К феномену культурное категория развитие мало применима

или применима в очень узком диапазоне ситуаций. Культура как система

принятых норм есть нечто противостоящее развитию, поскольку консервирует и

удерживает стабильность онтологической картины мира, является производной

от нее и создает нормативные институты ее закрепления[33]. Признание

проектной возможности изменения культурной системы допускает, в свою

очередь, существование субъекта, способного “искусственно” осуществить

конструирование и воплощение новой модели культуры, что весьма

проблематично.

Следовательно, в рамках программ культурного развития преобладающей

должна стать ориентация на сохранение (ценностей, традиций, форм

жизнедеятельности и т.д.), т.е. на воспроизводство культуры как целостной и

органичной системы, включающей на равных прошлое, настоящее и будущее.

Как известно, изменение — это функция цивилизации, информационно-

технической культуры, но не культуры духовной, гуманитарной. Это означает,

что в контексте социокультурного проектирования наиболее продуктивное

мировоззрение — консервативное, традиционно ориентированное. Задача

проектировщика (особенно на уровне разработки федеральных и региональных

программ) — посредством проекта достичь органичности культурной среды

обитания человека — путем сохранения, спасения и воссоздания элементов

культуры как целостной системы (материальных, духовных, технологических и

др.).

Поэтому ключевым понятием при разработке программ поддержки и развития

культуры является не развитие или возрождение, а сохранение. Возрождение в

точном смысле данного понятия — это восстановление форм социальной жизни,

способных к полноценному творчеству и напряженной деятельности в

пространстве “здесь и теперь”. Сегодня это довольно сложно, а в полном

объеме невозможно — никому еще не удавалось “возродить” социальный институт

(и соответствующую ему систему ценностей), разрушенный в ходе исторических

метаморфоз. Восстановить можно лишь те структурные формы социальной жизни,

которые в какой-то мере соответствуют сегодняшней системе ценностей и

способны решать актуальнейшие социальные проблемы — в этом случае

восстанавливающиеся структуры могут оказаться вполне жизнеспособными.

Ориентация на сохранение снимает проблему выбора — что возрождать,

консервировать, сохранять. И это вполне естественно, ибо культура — это не

столько настоящее, сколько прошлое, в котором она обретает свою

подлинность. Следовательно, все исторические предания, голоса и тексты

культуры должны получить равный шанс зазвучать сегодня, стать явлением

живой культуры, в пространстве которой они сами будут бороться за наше

сознание и поддержку[34].

Актуальность практической реализации принципа соразмерности

традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной динамики

обусловлена целям рядом обстоятельств:

Во-первых, процессы сохранения и изменения являются базовыми

механизмами развития любых культурных систем. Сохранение — это процесс

социализации, воспроизводства каждым новым поколением норм, ценностей,

правил поведения, т.е. всей институциональной культуры. Изменение —

зарождение новых норм и ценностей, меняющих мировоззрение и образ жизни,

вносящих в культуру и социум элементы неопределенности. Средством изменения

является, как правило, неинституциональная часть культуры (например,

большинство новых идей и ценностей официальной культуры 80-х годов было

рождено в сфере самодеятельного движения: приоритет интересов личности над

интересами государства, многоукладность экономики, введение частной

собственности, многопартийная система, деполитизация КГБ, армии и т.д.).

Во-вторых, актуальность практической реализации принципа соразмерности

традиционных и инновационных процессов культурной динамики (который

выражается, как уже было отмечено, в преобладании механизмов сохранения)

обусловлена тем обстоятельством, что ориентация на сохранение вытекает из

специфики российской культуры, в которой сохранение всегда преобладало над

изменением[35].

В-третьих, актуальность практической реализации характеризуемого

принципа определяется динамичностью сегодняшней социокультурной ситуации, а

также компенсаторными возможностями сохранения в условиях активных

модернизационных процессов.

Причины усиления ориентаций отечественной культуры на сохранение (в

форме повышенного интереса к прошлому, истории) вполне закономерны и

объясняются целым рядом обстоятельств: во-первых, ориентация на прошлое,

как было отмечено, доминирует в любой культуре, ибо она отвечает

фундаментальным потребностям человека в самосохранении, стабильности,

уверенности; во-вторых, она связана со спецификой российской культуры, ее

ориентацией на “вчера” или “завтра” и почти полным исключением из

актуальности временного модуса “сегодня”; в-третьих, она вызвана

компенсаторными возможностями механизма сохранения, его способностью

восполнить утрату культурной преемственности (особенно в те периоды, когда

общество в силу ряда причин выпадает из собственной истории и культуры),

противостоять экспансии ценностей западной массовой культуры. Сегодняшнее

сверхценное отношение к прошлому выражается в повышенном интересе к

отечественной истории и культуре, в массовых движениях историко-культурной

и патриотической направленности, которые стремятся преодолеть кризис

национально-культурной идентичности путем врастания в прошлое, обретения

там своих духовных корней.

Вместе с тем существуют определенные сложности реализации принципа

сохранения (и в рамках проектирования, и в сфере культурной политики в

целом). Парадокс заключается в том, что культура России всегда тяготела к

сохранению, а государственная политика очень часто была ориентирована на

изменение. Это особенно ярко проявилось в первые годы Советской власти,

когда насильственное изменение было центральной идеей культурной политики.

Даже в формулировках задач культурной революции преобладала разрушительная

лексика (например, строительство новой культуры мыслилось как это

уничтожение старой, т.е. культуры крестьянства, дворянства, духовенства.

Задача повышения уровня грамотности населения формулировалась также

негативно — как “ликбез”, т.е. “ликвидация” неграмотности).

Сегодня мы понимаем, что искусственное и во многом насильственное

стимулирование процессов изменения в ущерб естественно-историческим темпам

и объективным закономерностям саморазвития культуры в реальности оказалось

ее разрушением. На первый взгляд, достижения в сфере культуры за годы

советской власти выглядели весьма внушительно: преодоление неграмотности,

развитие национальных культур, научных школ, сети культурно-досуговых

учреждений и т.д. Однако нынешний кризис заставляет иначе посмотреть на

результаты культурного строительства предыдущих десятилетий — именно в них

была заложена “мина”, обусловившая сегодняшнее духовно-нравственное

разложение общества и утрату значительной частью населения гуманистических

ориентиров. Существенная роль здесь принадлежит идее изменения,

реализованной методами насильственного отрицания вековых устоев жизни

культурного организма. Уничтожению подлежали не только ценности культуры,

но и их носители: интеллигенция (борьба с которой не прекращалась

практически никогда, лишь модифицируясь в своих формах)[36], крестьянство,

огосударствление и люмпенизация которого сопровождались вытеснением

специфической крестьянской культуры быта, труда и т.д. Кампания

“раскрестьянивания” стала одним из способов “раскультуривания” основной

части населения России. Основанная на любви к труду на земле крестьянская

культура в результате “социалистического преобразования деревни” и

“культурного строительства на селе” была заменена “культпросветом”,

“культурным обслуживанием”, “шефской помощью”, “культурой безделья” (или

досугом)[37]. Игнорирование сущностной природы культуры – ее ориентации на

сохранение – привело к утрате основ общечеловеческой морали, забвению

веками накапливаемых базовых, классических ценностей и норм. Это, в свою

очередь, обусловило духовную опустошенность и нравственную деградацию

общества, усиление агрессивности и социальной напряженности.

К сожалению, не только государство, но и значительная часть российской

интеллигенции всегда исповедовала идеологию изменения. Вероятно, в ее

основе лежит типично российская утопическая идея совершенствования земного

бытия путем насильственного преобразования мира, а политическая,

юридическая и идеологическая надстройки — это всего лишь аппарат,

призванный ее осуществить практически.

Массовое распространение в годы советской власти идеи построения

“царства земного” породила специфический тип личности — “человека

борющегося”, который и сегодня рассматривает себя в качестве основного

двигателя прогресса и преобразователя общественной жизни. Его основная

черта — постоянная устремленность в будущее, утопическая мечта “сказку

сделать былью” (коммунистической или капиталистической — не очень важно).

В предыдущие исторические эпохи социальную базу такой идеологии (и

психологии) составлял определенный психологический тип личности,

объединяющий маргиналов (лиц без определенного ремесла и социального

положения), а также людей с повышенной тревожностью, чувством собственной

неполноценности. Агрессия такого человека по отношению к настоящему — это

компенсация собственной социальной, профессиональной и личностной

несостоятельности. Подобное мировоззрение и соответствующий психологический

тип личности сопровождается, как отмечают психологи, гипертрофированным

символизмом — театральностью и показушным надрывом, граничащим с истерией.

Вот почему этому типу максимально соответствуют театрализованные формы всех

сторон и сфер общественной жизни (об этом свидетельствует, например,

массовое распространение театрализованных форм социокультурной жизни в

первые годы советской власти).

Подводя некоторые итоги размышлениям о целесообразности и трудностях

практического воплощения принципа оптимальной ориентации на сохранение и

изменение в процессе разработки и реализации социокультурных проектов и

программ, отметим следующее:

Безусловно, инновационная направленность культурных программ сегодня

необходима — одним из ведущих противоречий, характеризующих современную

социокультурную ситуацию, является разрыв между инновационным потенциалом

культуры и массовой способностью его освоения и использования в

повседневной социокультурной практике[38]. Об этом свидетельствует низкий

уровень культуры производства, культуры труда, длительный период адаптации

молодых специалистов на рабочем месте, растущее недовольство членов

общества содержанием образа жизни и качеством жизни, плохое состояние

жизненной среды (экологические разрушения, запущенные города, неудобные

квартиры, неблагоустроенные рабочие места и пр.). Следовательно, ранее

сложившиеся способы освоения форм культурной жизни, относящиеся к ее менее

динамичному состоянию, устарели, необходим их критический пересмотр и выход

на осмысление, формирование и распространение новых социально значимых

культурных образцов (деятельности, поведения, отношения к природе,

обществу, другим людям), соответствующих сегодняшней ситуации.

В настоящее время в различных сферах культуры (и особенно правовой,

экономической, политической, информационной, производственной) накоплен

значительный модернизационный потенциал, который является, как правило,

результатом некритичного заимствования опыта и результатов развития других

культурных систем и потому зачастую воплощается в жизнь в уродливых формах.

Этот потенциал может быть использован во благо развития культуры, личности,

общества (особенно в части инноваций, связанных с информационными и

производственными технологиями), но только в том случае, если будет

соответствовать специфике отечественной культуры, если его внедрению будет

предшествовать этап освоения собственного культурного наследия и обретения

национально-культурной идентичности.

Естественная соразмерность традиционных и инновационных механизмов и

процессов культурной развития обеспечивается созданием (в ходе реализации

проекта) условий, как создающих предпосылки для культурных инноваций, так и

поддерживающих культурную преемственность.

Оптимизация культурной жизни, и особенно на региональном уровне,

предполагает востребованность историко-культурных ценностей, включенность

их в контекст современных культурных процессов. Следовательно, в основу

культурного развития (по крайней мере, на данном этапе) должна быть

положена идея преемственности, сохранения, созидания. Приоритетными

задачами социокультурного проектирования в этой связи следует рассматривать

поддержку тех ценностей, норм, традиций, культурных практик, которые

“отфильтрованы” историческим опытом многих поколений, отвечают критериям

нравственности и гуманистичности, отражают специфику территории и могут

рассматриваться в качестве социокультурных стабилизаторов жизнедеятельности

общества и человека.

5. Принцип проблемно-целевой ориентации — ведущий технологический

принцип социокультурного проектирования. Его реализация предполагает прежде

всего целевую ориентацию программ на решение различного рода проблем,

носителями которых является личность, социальная группа, определенная

территория или регион, общество в целом; их направленность на

самоосуществление личностей и социальных групп, на самореализацию человека

в социокультурной сфере. На различных этапах проектирования данный принцип

воплощается в виде анализа основных болевых точек и проблем (территории в

целом, социальных групп и личностей); поиска нестандартных способов и путей

их решения; просчета необходимых ресурсов и изыскания источников

финансирования; вовлечения в процесс реализации проекта всех

заинтересованных субъектов социокультурной жизни.

Реализация принципа проблемно-целевой ориентации требует более

широкого представления о феномене и сфере культуры (ее границах, функциях),

существенно увеличивает радиус действия культурной политики и объектной

области проектирования, смещает акцент с досуговой проблематики на развитие

культуры в широком смысле слова (в этом, может быть, и состоит основное

отличие технологии проектирования от традиционного планирования культурно-

досуговых мероприятий).

К сожалению, сегодня продолжает доминировать узкоотраслевой подход к

культуре, взгляд на нее как на сумму учреждений и организаций, действующих

на данной территории. Это существенно ограничивает возможности внедрения

технологии социокультурного проектирования и использования ее потенциалов в

оптимизации культурной жизни. Реализация проблемно-целевого подхода к

проектированию (да и к культурной политики в целом) заставляет увидеть

культуру как многоуровневое и многоплановое явление, не совпадающее с

отраслевыми границами.

Проблемно-целевая ориентация — это еще и многообразие адресата

социально-культурной программы, которая потенциально может быть обращена:

— К местной администрации, поскольку культура занимает исключительное

место в развитии социально-культурной жизни, в сохранении и возрождении

народных традиций, промыслов, ремесел, придающих территории историко-

культурную уникальность, в эстетизации среды обитания. Кроме того,

обращение к органам городской или районной администрации необходимо еще и

потому, что программа всегда ориентирована на решение проблем, характерных

для территории в целом.

— К органам управления и субъектам культурной политики (областному,

городскому, районному комитетам по культуре) как к возможным источникам

поддержки и финансирования проектов, соответствующих приоритетам культурной

политики.

— К Министерству культуры Российской Федерации, для которого

территориальные программы развития культуры и целевые проекты являются

средством реализации федеральных программ сохранения и развития культуры и

искусства.

— К Государственному комитету РФ по национальным отношениям,

приоритетным направлением деятельности которого является сохранение и

развитие национальных культур малочисленных народов России.

— К руководителям предприятий различных форм собственности,

заинтересованных в стабилизации кадрового состава, улучшении морально-

психологического климата трудовых коллективов путем совершенствования

досуга и отдыха работников, в том числе и на базе клубных учреждений и в

рамках культурных программ.

— К рядовым специалистам различных сфер деятельности, для которых

программа выступает как система проектных предложений, реализация которых

зависит от скоординированности действий, участия всех организаций,

ведомств, различных групп населения, общественных объединений и т.д.

— К потенциальным спонсорам, меценатам, инвесторам, для которых сфера

культуры является перспективным объектом инвестиций и благотворительной

деятельности. Для данных социальных субъектов программа может представляет

интерес еще и потому, что в ней могут быть предусмотрены различные

мероприятия и акции (в т.ч. межрегионального и международного уровня),

финансирование которых может существенно улучшить имидж организации-

спонсора, стать дополнительным полем рекламы продукции и услуг, расширить

возможности установления взаимовыгодных контактов с другими регионами и

странами.

— К различным фондам социальной направленности, для которых сфера и

учреждения культуры могут стать площадкой реализации социально-культурных

проектов и программ, ориентированных на социально-ослабленные категории и

группы населения.

— К зарубежным партнерам, (в т.ч. и туристским фирмам), проявляющим

все возрастающий интерес к различным регионам России, ее природе,

географии, истории, традициям.

— К политическим партиям, общественным движениям и объединениям, для

которых политическая и финансовая поддержка социокультурных проектов и

программ может стать существенным фактором расширения их социальной базы, а

сами учреждения культуры, досуга и искусства при соответствующем ресурсном

обеспечении способны сыграть решающую роль в формировании общественного

мнения в период предвыборных кампаний.

— К средствам массовой информации, которые своим вниманием к проблемам

могут способствовать практической реализации программы, повысить статус

культуры в глазах властных структур, населения, потенциальных спонсоров и

меценатов, привлечь внимание различных социальных сил, заинтересованных в

поддержке и финансировании культуры.

— К общественности, творческой интеллигенции, лучше других знающей

проблемы и перспективы сферы культуры и заинтересованной в осуществлении

своих социально-культурных инициатив.

— К населению (города, района), заинтересованному в улучшении

социально-культурных условий жизни, развитии творческих способностей и

дарований, сохранении и обогащении традиций, обрядов, обычаев, фольклора,

народных художественных ремесел, совершенствовании сферы культуры в целом.

В силу этих обстоятельств социально-культурная программа — это в

определенном смысле избыточная совокупность социальных проектов и идей,

стимулирующих рост числа разработчиков, пользователей и участников.

Стимулирующая роль проектирования не ограничивается фактом разработки

программы — это начало процесса, активизирующего механизмы саморазвития

культурной жизни.

Организационно-управленческая суть проблемно-целевого принципа

проектирования заключается в необходимости поиска соответствующих

социальных сил, заинтересованных в разрешении тех или иных проблем. И в

структуре культурной политики каждая группа проблем должна иметь в своего

адресата, вербализирующего, оценивающего и отражающего их в форме позиций и

целеориентированных решений (в том числе и в рамках социокультурного

проекта). Самая опасная ситуация — это когда проблема возникает в вакууме

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.