реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы социокультурного проектирования

компетентности граждан в социально-политических вопросах; вовлечение

широких слоев населения в процесс местного самоуправления, в разработку

различных идей и концепций переустройства общества (например, путем

инициирования и последующей нормативно-правовой, организационной и

материально-финансовой поддержки молодежных инициатив и объединений, клубов

и движений, ориентированных на решение местных социальных проблем, на

организацию конкретных акций, способствующих социальным, политическим и

экономическим преобразованиям); формирование политического и гражданского

самосознания; содействие консолидации личностей и социальных групп, стоящих

на позициях нравственности и патриотизма; помощь в осуществлении основных

конституционных прав и свобод личности и гражданина; утверждение

субъективной равнозначности и внепартийности человеческих ценностей, ибо в

действительности каждый человек не исчерпывается теми координатами,

которыми его ограничивает та или иная идеология. Полиидеологизация

сознания, утверждение в общественной жизни множества равноправных и

равнозначных идеологических концепций поможет избавить культуру от

моноидеологии, от тоталитарных притязаний какой-либо социальной силы

(партии, движения, лидера) на единственную и обязательную для всех точку

зрения, создаст необходимую базу для формирования мировоззрения,

опирающегося на общечеловеческие ценности добра и справедливости.

В рамках информационно-просветительных программ можно планировать

изучение политических идей и концепций, обсуждение актуальных проблем

общественно-политической жизни города, региона, страны, мира в форме

лекций, семинаров, диспутов, бесед за круглым столом, политических

диалогов, театрализованных дискуссий, общественно-политических акций.

Развитие позитивных социально-политических инициатив граждан, разработка и

выдвижение моделей общественного самоуправления, создание организационно-

правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-

политической деятельности (т.е. формирование политической культуры на

уровне инициативного поведения) успешно осуществляется в деятельности

общественно-политических клубов и объединений.

В качестве примера приведем идеи некоторых проектов и программ,

реализованных в разных регионах страны в форме общественно-политического

объединения:

— Проект “Гражданские инициативы в молодом городе”. Актуальность

проекта обусловлена противоречием между высоким интеллектуальным

потенциалом жителей города, развитой инфраструктурой культуры и досуга и

одновременно низкой общественно-политической активностью граждан,

неразвитостью форм социально-культурной самодеятельности краеведческой,

историко-культурной и экологической направленности. В этой связи основная

задача проекта — стимулирование и поддержка (методическая, организационная,

нормативно-правовая) различных форм социально-культурной самодеятельности

населения города.

Форма реализации — дискуссионный политический клуб-кафе “Открытое

общество”.

Направления деятельности: организация дискуссий и круглых столов,

политических рингов по проблемам политической жизни страны и города;

подготовка и проведение встреч интеллигенции города с лидерами политических

партий и общественных движений; проведение общественных форумов по значимым

для города проблемам; разработка для средних учебных заведений

просветительно-образовательной программы “Гражданское общество”;

организация системы политического просвещения для учащихся средних школ

города.

Мероприятия по реализации проекта: подготовка и проведение серии

встреч общественности города с лидерами политических партий и общественных

движений России; формирование ядра клуба из числа интеллигенции города;

разработка устава и программы деятельности клуба.

— Проект: “Юношеский парламент”[58]. Актуальность проекта обусловлена

низкой социально-культурной и политической активностью подростков и

молодежи; недостатком реальных механизмов и условий участия молодежи в

решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры; отсутствием

системы “выращивания” местной политической элиты — лидеров, способных в

будущем компетентно и ответственно решать проблемы города.

Задачи проекта — преодоление социального отчуждения молодежи,

воспитание инициативного поведения, формирование потребности в активном

действии и участии в различных сферах социальной жизни, воспитание в

подростках способности добровольно принимать ответственность за решение

общественно значимых проблем путем вовлечения их в активную социально-

политическую деятельность, организации различных форм общественного

самоуправления.

Форма реализации проекта — создание на базе средних школ

самодеятельного объединения, по структуре и характеру деятельности

моделирующего функции представительских органов власти города.

Мероприятия по реализации проекта: проведение в школах города

тематического конкурса сочинений на тему “Если бы я был мэром города”;

организация для школьников на базе МКЦ аукциона общественно-политических

идеи; формирование организационного ядра клуба; разработка устава и

программы деятельности клуба; организационно-методическое обеспечение

работы клуба.

— Проект «Социальные референты” – формирование в подростковой среде

соиально-политической ”элиты” и пропаганда референтного образа жизни,

исключающего потребление алкоголя, наркотиков, аморальность, противоправные

формы поведения.

Проект включает два направления деятельности:

а) воспитание школьной “элиты” – лидеров, которые будут играть роль

референтов для ближайшей среды общения (класс, дворовая компания);

б) инициирование, выращивание до степени «эталонности» (референтности)

тех молодежных общественных объединений, в основе которых лежит социально и

личностно значимая идея.

— Проект “Лидер-XXI” — ориентирован на подростков с отклоняющимся

поведением (или “трудных” подростков). Задачи программы – придать

нереализованной энергии подростков социально и личностно значимый характер;

создать социально-психологические условия для позитивной социализации

личности, для отторжения ее от криминогенной среды; содействовать

удовлетворению потребности молодого человека в социальном статусе и

признании; помочь подростку в поиске собственного “Я” путем идентификации с

социально позитивной общностью «мы».

— Проект “Центр творческих инициатив” — снятие социальной

напряженности за счет создания условий для самовыражения в

институциональных формах; предоставление возможности самореализации в

общественно-политической сфере; профилактика и социальный контроль

противоправных форм общественно-политической самодеятельности.

Идеи других проектов общественно-политической направленности:

«Самоуправление» – практическое содействие созданию органов самоуправления

на производстве; «Социальный мир» – проведение серии общественно-

политических мероприятий, направленных на достижение социального единства;

«Гражданское достоинство» – содействие раскрытию, устранению и оглашению

судебно-следственных ошибок и пересмотру дел, в которых они были допущены

(т.е. создание своеобразной «народной адвокатуры»); «Памятник» —

инициирование региональных движений в поддержку идеи создания памятника

жертвам сталинских репрессий.

Профессиональная культура. Основные проблемы здесь вызваны целым рядом

неблагоприятных обстоятельств и тенденций, характерных для системы

трудового воспитания и профессионального самоопределения личности, а также

связанных с условиями самореализации человека в сфере его профессиональной

деятельности, а именно: утратой ценности труда как смысла жизни, способа

самореализации и социального призвания; трудностями профессионального

самоопределения в связи с коммерциализацией образования (недоступность

платного высшего образования широким слоям населения); снижением

образовательного уровня вследствие деформации мотивов получения образования

(престиж, статус, диплом и т.п.); неадекватностью профессиональной

ориентации в связи с низким социальным престижем и заработной платой ряда

профессий (в основном, государственные служащие, работники культуры,

образования); изменением социальной структуры студенчества вследствие

поляризации доходов родителей; отсутствием законодательной базы для

трудоустройства несовершеннолетних подростков; профессиональной

дезориентацией подростков и молодежи (в частности, смещением интереса в

сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.); разрушением

отечественных научных и образовательных школ; трудностями профессионального

самоопределения (особенно для инвалидов, лиц, вынужденных сменить сферу

деятельности — безработных, бывших военнослужащих и др.); утратой

профессиональной идентичности у представителей ряда профессий, лишенных

общественной значимости и перспективы (интеллигенция, крестьяне и т.п.);

социальной и правовой незащищенности человека труда (как на государственных

предприятиях, так и в акционерных и частных фирмах); отсутствием

законодательной базы, обеспечивающей соблюдение авторских прав;

ограниченными возможностями профессиональной деятельности как средства

самореализации личности; деформацией профессиональной этики представителей

ряда профессий (работники здравоохранения, юристы, журналисты и т.п.);

внешней и внутренней “утечкой мозгов”, вызванной отсутствием условий и

перспектив для профессионального роста и самореализации.

Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут решать

различные задачи:

— образовательные и профориентационные[59], ориентированные на

формирование личности, стремящейся к максимальной реализации

интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой

деятельности. Процесс обучения в рамках такого проекта должен по

возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образования,

охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности: труд, отдых, семью,

профессию, досуг и т.д.

— социально-реабилитирующие (например, программа для пожилых “Вторая

профессия”);

— профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие

условия для наиболее полного самовыражения личности специалиста, реализации

творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования

профессиональной этики — клубы фермеров, бизнесменов, экономистов,

медицинских сестер и т.д.;

— профессионально-компенсирующие (в этом случае программа выступает в

качестве средства решения проблем, вызванных отсутствием условий для

самореализации в рамках основного вида деятельности).

Как уже было отмечено, основная проблема в данной сфере

жизнедеятельности человека и общества связана с деформацией отношений к

труду, который перестает быть основной жизненной ценностью. Поэтому

разрабатываемые проекты должны предусматривать пропаганду достоинства

свободного и творческого труда как самодостаточной ценности. Проблема

повышения культуры труда особенно актуальной становится сегодня, когда

российское общество активно входит в систему рыночных отношений, в которых

определяющими успех качествами будут квалификация человека, уровень его

технологической, общекультурной подготовки и психологической

подготовленности.

На формирование таких качеств и способностей может быть ориентирована

программа «Твоя профессия», включающая в себя организацию учебных курсов

для подготовки подростков по наиболее перспективным и престижным

профессиям, которые дают возможность безболезненного включения подростков в

трудовую деятельность, открывают перспективы для трудовой активности («Юные

менеджеры», организаторы шоу-программ, художники-модельеры, конструкторы-

робототехники и т.д.).

Одной из эффективных программ в условиях перехода к рыночной экономике

может стать программа «Бизнес-бой», в основе которой лежит возросший

интерес подростков к экономическому образованию, стремление на своем уровне

вписаться в рыночную экономику. Адресована может быть подросткам от шестого

класса и старше. Мероприятия в рамках этой программы предусматривают

профессиональную ориентацию подростков, получение знаний в различных

профессиях и навыков их применение на практике, они способствуют адаптации

подростков к условиям рыночной экономики, гарантирует в какой-то мере

трудоустройство, дают возможность подросткам зарабатывать собственные

деньги и тем самым обрести относительную финансовую самостоятельность.

Учитывая все более интенсивное внедрение компьютерных технологий в

различные виды профессиональной практики, значимость умнения пользоваться

компьютером при решении вопросов трудоустройства и повышенный интерес

молодежи к современным технологиям, соответствующие проблемы

профессиональной культуры можно решить в рамках проекта "Молодежный

компьютерный клуб".

Задачи проекта: информатизация различных сфер профессиональной

деятельности и развитие научно-технического творчества молодежи;

использование воспитательного потенциала компьютерных технологий в развитии

интеллектуальной сферы личности (интеллектуальная культура,

целеустремленность, мотивация успеха, творчества и т.п.); организация

разностороннего молодежного общения на основе общности интересов в сфере

компьютерных технологий; повышение компьютерной грамотности молодежи и

других групп населения; содействие средним учебным заведениям, внешкольным

и культурно-досуговым учреждениям в компьютеризации; использование

компьютерных технологий в профориентационной работе.

Направления деятельности:

— Организация курсов и кружков по обучению работе на персональном

компьютере;

— Организация библиотеки и проката программного обеспечения;

— Проведение конкурсов молодых программистов, конструкторов,

пользователей;

— Создание на базе клуба групп, секций по интересам.

Мероприятия по реализации проекта: разработка концепции и

учредительной документации компьютерного клуба; подбор и оснащение

помещения; материально-техническое оснащение обеспечение клуба.

Физическая и психическая культура. О низком уровне физической культуры

свидетельствует ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно у

детей и подростков (в силу неблагоприятной экологической ситуации,

вследствие урбанизации, сокращения контактов с природой и др.); деформация

образа жизни как следствие низкого уровня развития физической культуры

населения (в частности, алкоголизация населения, рост числа детского и

женского алкоголизма); неразвитость оздоровительных форм проведения досуга

(туризма, семейных спортивных праздников, соревнований и др.); отсутствие

системы физического воспитания детей и подростков; низкий уровень

физической и психической культуры родителей; рост смертности вследствие

ухудшения всех параметров жизни.

Наиболее актуальные проблемы сегодняшнего состояния психической

культуры населения вызваны резким ростом информационных и эмоциональных

нагрузок, приводящем к значительному ухудшению психического самочувствия

человека, повышенной тревожности, отчужденности. О падении уровня

психического здоровья общества свидетельствует неспособность значительной

части людей оптимально выходить из стрессовых состояний, увеличение

количества обращений к саморазрушающим формам поведения (алкоголь,

наркотики, самоубийство и др.), рост числа психопатологий и форм

отклоняющегося поведения. Данные проблемы усугубляются отсутствием системы

своевременной и бесплатной специализированной психологической помощи

человеку в кризисной ситуации; пропагандой средствами массовой информации

образа жизни, разрушающе воздействующего на физическое и психическое

состояние личности.

Веер проектов и программ, связанных с пропагандой и утверждением

здорового образа жизни, весьма широк. Как правило, они разрабатываются по

ряду тематических направлений и имеют различную целевую ориентацию.

Программы, направленные на преодоление вредных привычек, целесообразно

формировать и осуществлять на базе сотрудничества культурно-досуговых и

медицинских учреждений. Это придает их работе новое качество, позволяет

выработать нетривиальные подходы к решению весьма сложных проблем.

Например, в русле медицинской практики активно развиваются такие

направления, как библиотерапия, музыкотерапия, арттерапия, изотерапия. В

частности на базе Московского медицинского стоматологического института им.

А.Н.Семашко вполне успешно действовала программа «Лечебный театр»,

созданная совместно с работниками культуры. Ее основная идея заключалась в

следующем: на основе историй болезни бывших алкоголиков и бесед с ними

разрабатывались сценарии, по которым ставились спектакли. Причем, в

постановках участвовали сами больные, а в зале присутствовали их

родственники и знакомые. «Проживание» на сцене собственной судьбы помогало

больным алкоголизмом осознать свою болезнь, найти в себе силы избавиться от

лежащей в ее основе вредной привычки. В свою очередь, родственники больных

осознавали необходимость создания условий, помогающих больному человеку

преодолеть свой недуг.

Социально-культурные программы оздоровительного характера могут

объединять усилия представителей самых разных профессий. Например, в

Харькове на базе подросткового наркологического кабинета на общественных

началах действовал медико-психолого-педагогический совет, объединяющий

работников медицины, психологов, педагогов, работников культуры. Совет

координировал все программы медико-биологического, психолого-

педагогического, культурно-досугового профиля, которые помогали подросткам

научиться общаться, овладеть правилами хорошего тона, основами

саморегуляции и психотренинга.

Задачи программ социально-психологической ориентации и психического

оздоровления – гармонизация психики и развитие навыков психической

саморегуляции, выработка навыков успешного взаимодействия человека с

другими людьми. Формы реализации такого рода программ могут быть самыми

различными: клубы психической культуры, йоги, китайских гимнастик,

аутотренинга, психологического тренинга. В качестве примера подобного рода

проектов можно привести деятельность общественного клуба психической

культуры “Мир”, действовавшего в Ленинграде в 80-е годы. На добровольных

началах клуб проводил занятия по программе “Аутентикация” (отработка

способов достижения личностной гармонии), создавал группы неформального

общения и обмена опытом решения личностных проблем, публиковал в

собственном журнале информацию по вопросам индивидуальной психогигиены,

профилактики психических заболеваний, осуществлял специальную программу

социальной реабилитации бывших больных наркологического профиля.

Смысл оздоровительных программ, осуществляемых на базе культурно-

досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить человеку

дополнительные условия для достижения физического и психического

благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-

оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного

обеспечения нормальной жизнедеятельности организма. Программы здесь могут

носить как информационно-познавательный, так и творческий характер

(например, программа «Здоровье в наших руках» предполагает не только

лекции, беседы, консультации, но и практические занятия по проблематике,

охватывающей широкий круг вопросов: психогигиену, самомассаж, профилактику

нарушений сна, гигиену умственного труда и т.п.). Они могут ориентироваться

на использование оздоровительного потенциала таких любительских занятий в

сфере свободного времени, как рыбная ловля, сбор ягод и грибов, работа на

приусадебном участке. Такого рода программы могут сочетать пропаганду

знаний с формированием умений в области ведения приусадебного хозяйства.

Этот вид досуга в последние годы в силу ряда причин (в том числе и в связи

с хроническим дефицитом семейного бюджета) приобрел большую популярность —

потребности горожан в знаниях и соответствующих умениях (строительства

дачных домиков, огородничества, садоводства и т.п.) постоянно растут, что

может служить гарантией устойчивого интереса к такого рода программам.

Высока эффективность культурно-досуговых программ, которые строятся с

ориентацией на семью как объект и субъект оздоровительной деятельности.

Названия таких программ говорят сами за себя: “Папа, мама и я – спортивная

семья”, “Всей семьей на стадион”, “Страна Спортландия”, “Стадион под

окнами”.

Эффективному формированию физической и психической культуры

способствуют также программы, ориентированные на активный отдых (например,

“День за городом”), на комплексное физическое развитие и личностное

совершенствование (опыт некоторых семейных клубов по нетрадиционным

способам закаливания и усиленному психофизическому развитию детей; проект

“Каскадер”, обеспечивающий целостное развитие личности на основе интереса

подростков к популярным видам восточных единоборств и престижным профессиям

кинематографической индустрии).

2.8. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ “отраслевыХ”

проблем

Отраслевые проблемы являются составной частью более широкой области

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.