![]() |
|
|
Основы социокультурного проектирования|культура | | |2. Культурно-историческое наследие и | | |историческая культура | | |3. Социально-психологическая среда и | | |социально-психологическая культура | | |4. Духовно-нравственная среда и | | |духовно-нравственная культура | | |5. Экологическая среда и экологическая | | |культура | | |6.Общественно-политическая среда и | | |политическая культура | | Сводная таблица 2: Проблемы сфер жизнедеятельности |Область (поле) проблематики |Содержание проблем | |1. Досугово-рекреационная | | |2. Образовательная | | |3. Производственная | | |4. Физкультурно-оздоровительная | | | | | |5. Семейно-бытовая и др. | | Сводная таблица 3: Проблемы социальных групп (аудитория проектов). |Носитель проблемы |Содержание проблем | | | | |1. Дети | | |2. Подростки | | |3. Пожилые | | |4. Многодетные семьи | | |5. Неполные семьи | | |6. Инвалиды | | |7. Лица, нуждающиеся в социальной | | |адаптации | | |8. Лица некоренной национальности | | |(или национальные меньшинства) и | | |т.д. | | Сводная таблица 4: Сферы проявления социально-культурных проблем и аудитория проекта |Носитель |Содержание проблем социокультурной среды, сфер жизнедеятельности | |проблем: |и образа жизни | |социальные, | | |этнические, |Художествен|Истори-ч|Социально-|Духовно-нр|Экологичес-к|Политическаяк|Профессионал|Физическая и| |профессиональ|ная |еская |психологич|авствствен|ая |ультура |ьная |психическая | |ные и др. |культура |культура|еская |ная |культура | |культура |культура | |категории и | | |культура |культура | | | | | |группы | | | | | | | | | |населения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 5. Структура замысла проекта |Содержание |Носитель |Сфера |Цели и задачи, |Идея проекта |Социальные силы,| |проблем |(Аудитория |пробле-мат|которые необходимо |(обоснование замысла) |заинтересованные| | |проекта) |ики |решить в рамках | |в его реализации| | | | |проекта | | | | | | | | | | | | | | | | | ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ Слабый учет в процессе разработки туров возможных мотивов туризма различных социальных категорий и групп населения (незнание туристского спроса). Низкий уровень маркетинговых исследований рынка туристских услуг. Отсутствие технологий формирования спроса на продукты и услуги туристских фирм. Существенное преобладание выездного (международного) и кризис внутреннего (национального) туризма. Неразвитость (сокращение) детского и подросткого туризма. Снижение спроса населения на традиционные туристские услуги. Нарушение прав туриста в конфликтных ситуациях, вызванное игнорированием турфирмами основ законодательства о туризме, отсутствием информации туриста о своих правах, нарушением нормативно-правовых отношений потребителя и производителя и тур. услуг. Противоречие между ростом потребностей населения в различных деловых поездках и несформированностью маркетинговых исследований рынка делового туризма (отсутствие информации о характере спроса на услуги делового туризма, снижающее эффективность работы туристски фирм). Слабая информированность потенциальных туристов об отечественном и мировом рынке туристских услуг, позволяющая турфирмам давать потребителю ложную информацию. Сокращение потока туристов в связи с усложнением процедуры оформления выездных и въездных документов, аккредитации фирм. Низкий уровень культуры туристской безопасности (особенно детей и подростков), следствием которого является повышенный травматизм, конфликтные ситуации. Низкие темпы роста зарубежного туризма вследствие плохого качества сервиса, несоответствия материальной базы туризма международным стандартам (на Россию приходится менее 1% мирового туристского потока). Сокращение иностранных инвестиций в туристскую отрасль вследствие экономической и политической нестабильности. Неблагоприятная социально-политическая ситуация, отпугивающая зарубежных туристов (рост преступности, этнические конфликты). Снижение интереса к туризму как форме социально-культурной деятельности вследствие безответственной работы фирм-однодневок, преследующих цель извлечения сиюминутной прибыли (накладки в организации туров, организация туров в регионы со сложной социально-политической и санитарно- эпидемиологической ситуацией и др.). Дефицит квалифицированных кадров в сфере организации туризма, слабое владение специалистами технологией разработки турпродукта (60% зарегистрованных фирм умирает, так и не начав деятельность). Отсутствие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма. Несформированность профессиональной этики работников туристской отрасли, отсутствие общественных структур межпрофессиональной консолидации. Отсутствие условий для реализации потенциала туризма в решении социально- экономических проблем (создании новых рабочих мест и снижении уровня безработицы, увеличении валютных поступлений, пополнении государственного бюджета посредством взимания налогов с хозяйствующих субъектов туристского рынка. психофизическое оздоровление населения и др.). Неразвитость инфраструктуры туризма. Игнорирование турфирмами принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов. Отсутствие специализации и кооперации в работе туристических предприятий. Неразвитость в России форм туризма социально-культурной ориентации (социального, паломнического,экологического и др.). Отсутствие заинтересованности в финансировании индустрии туризма отечественными и зарубежными инвесторами. Недооценка со стороны властей и ресурсодержателей значимости туризма как эффективного средства оздоровления населения, решения проблем занятости и пополнения местного бюджета. Отсутствие налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в туристскую отрасль и развитие туристской сферы. Сокращение туристских ресурсов за счет утраты историко-культурного своеобразия и уникальности ряда территорий. разрушения уникальных природно- ландшафтных зон, имеющих историко-культурное значение. Невостребованность индуствией туризма ландшафтного и историко-культурного потенциала территорий, городов, др. типов поселений. Несоответствие индивидуальных туристко-рекреационных потребностей различных социальных и профессиональных групп и номенклатуры туристских услуг (по содержанию, формам, стоимости). Отсутствие системы информационного обеспечения индустрии национального и международного туризма. Низкое качество рекламы турпродукта, дезинформирующей потребителя туруслуг. Низкая эффективность рекламной деятельности в решении задач, связанных с формированием образа России как страны, благоприятной для туризма. Противоречие между экстенсивным использованием рекреационного потенциала территорий и экологической защищенностью рекреационных зон (крайняя форма — разрушение природных ресурсов региона вследствие массового развития туризма). Сокращение социальной базы туризма вследствие снижения платежеспособного спроса населения, социальной дифференциации населения по критерию материальных возможностей. Утрата единого туристско-рекреационного потенциала субъектов Российской Федерации и стран СНГ как исторически сложившейся целостной системы из-за ложно понимаемой идеи суверенизации. Противоречие между исторически сложившимися ориентациями на отдых в Крыму, в Закавказье, в Закарпатье, в Прибалтике, Среднеазиатском регионе и курсом руководства этих регионов на свертывание или переориентацию их рекреационной специфики. Изменение культурных ценностей населения в регионах интенсивного туризма вследствие культурной экспансии гостей (вызванной непониманием культурной специфики, неуважением ценностей местных культур). Негуманное отношение туристов к природе, вызванное недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития человека. Неразвитость оздоровительного туризма (в т.ч. семейного). Низкий уровень туристской этики (неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов, обусловленное снижением исторической, экологической и духовно-нравственной культуры населения). “Клиентизация” отношений в регионах с интенсивным развитием туризма, вызванная массовой занятостью населения “оказанием услуг” (атмосфера заискивания перед туристами, которым демонстративно предоставляются в пользование памятники культуры, недоступные местным жителям). Отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, неразвитость краеведческой деятельности, препятствующие развитию национального туризма. Слабый учет в разработке туристских маршрутов персонифицированных духовных символов и национальных референтов, определяющих культурную самобытность страны, региона. Низкий уровень культуры диалога (взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий), провоцирующий межэтнические конфликты, способствующий усилению социальной напряженности. Какие еще ________________________________________ ГЛАВА 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ Основные дидактические единицы: теоретико-методологические основы региональной культурной политики (понятие, объект и субъект, приоритеты, цели, задачи, средства, ресурсы, социальные механизмы, процедуры и технологии); взаимосвязь и взаимообусловленность культурной политики и социокультурного проектирования на региональном уровне; содержание и технология этапов разработки региональных культурных программ (информационно-аналитический или диагностический, нормативно-прогнозный, концептуальный, проектно-планирующий, исполнительско-внедренческий, контрольно-коррекционный); структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры. 3.1. социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики В социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др. Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на двух уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном, т.е. на уровне области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей. Целесообразность такого подхода аргументируется следующими соображениями: Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих, генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие профессиональной художественной деятельности, самодеятельного творчества, любительства происходит неодинаково на различных территориях: в одних местах наблюдается развитие, в других – спад. Следовательно, определяющими для культуры во многом являются факторы регионального характера. Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности, возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих и т.д. В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом. Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект управления (от regire — править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке — режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д. В последние годы некоторые регионы делают попытки перейти на новую стратегию культурной политики, находящую выражение в региональных программах социокультурного развития. Однако эта работа далеко не всегда эффективна, особенно в тех случаях, когда она не опирается на научно обоснованную методику и технологию. Сегодня на передний план выходит проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики на всех ее уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико- методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т.д. Попытаемся сформулировать методологические основы региональной культурной политики. Культурная политика — это деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает: 1) выявление приоритетных направлений развития культуры исходя из должного состояния культурной жизни и реальных проблем; 2) разработку или инициирование в соответствии с приоритетами различных социокультурных программ; 3) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных. Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики, механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках федеральных ряда региональных социокультурных программ. С другой — выступает как самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры, развития культурной жизни и т.д. Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, отличающихся по этническому составу населения, природно- ландшафтным, климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края, района, то разработка региональной культурной политики становится по актуальности в один ряд с политикой федеральной. Категория “региональная культурная политика” вбирает в себя ряд понятий, раскрывающих особенности данного феномена и одновременно позволяющих обрести целостное представление о его сущности, специфике, механизмах. К таким понятиям относятся: цели региональной культурной политики, субъект политики, ее средства, механизмы выработки и реализации, критерии эффективности и др. Графически взаимосвязь основных элементов культурной политики можно представить следующим образом: | |Культурная политика | | | | | | | | |Приоритеты. | | | |Цели. Задачи. | | | | | | | | | | | | |Средства | | | | | | | |Инфраструк-|Ресурсы |Социальные механизмы|Технологии | | | |и процедуры | | |тура | | | | | | | | | |Организацио|Материальные. |Законодательные |Менеджмент | |нные |Финансовые. |Экономические |Маркетинг, PR, | |структуры. |Кадровые. |Идеологические |фандрайзинг, | |Организации|Информационные|Социально-психологич|СК | |, | |еские |проектирование | |учреждения.| | | | Основная цель региональной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального саморазвития культуры путем оптимального использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории. Эта цель может модифицироваться и уточняться на каждом из уровней выработки и реализации культурной политики, применительно к ее различным объектам, однако генеральная цель всегда ориентирована на то, чтобы в регионе поддерживалась система как институциональных, так и неинституциональных условий, обеспечивающих оптимальность процессов создания, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей. Субъект культурной политики отличается многосложностью и полиструктурностью. В этом качестве могут выступать любые субъекты культурной жизни (отдельные люди, субкультурные группы, общественные объединения, инициативные группы, учреждения культуры, органы управления и т.д.), обладающие основными составляющими культурной политики, и главное — ресурсами. Особое место в этом ряду занимает государство. Это обусловлено тем, что если все другие субъекты для реализации своих целей используют свои же ресурсы, то государство реализует цели культурной политики за счет средств налогоплательщиков. В этой связи основная задача государства в культурной политике — учет, согласование и реализация интересов всех субъектов культурной жизни. Компромисс достигается прежде всего, на уровне целей культурной политики, которые затем реализуются государственными органами совместно с другими заинтересованными структурами. На региональном уровне наиболее четко просматривается органическая связь социально-культурного проектирования и культурной политики, которая проявляется в следующих аспектах: а) социокультурное проектирование, с одной стороны, выступает как один из инструментов реализации культурной политики, составляя ее технологический уровень, с другой — в процессе социально-культурного проектирования рефлексируется специфика социокультурной ситуации в регионе, более четко формулируются цели культурного развития, всесторонне учитываются местные ресурсы и т.д. Это делает региональную культурную политику более целенаправленной и реалистичной за счет учета всех многообразных факторов, используемых в процессе проектирования. б) существует ряд общих для социокультурного проектирования и культурной политики структурных элементов. К ним можно отнести: наличие культурных целей, совокупность действий и процедур, обеспечивающих их достижение, наличие определенных ресурсов. в) на определенном уровне цели, задачи и приоритеты культурной политики и социально-культурного проектирования совпадают, поскольку, они определяются на пересечении нескольких факторов, вытекая: — из понимания истинного предназначения культуры в жизни общества и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |