реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы социокультурного проектирования

|культура | |

|2. Культурно-историческое наследие и | |

|историческая культура | |

|3. Социально-психологическая среда и | |

|социально-психологическая культура | |

|4. Духовно-нравственная среда и | |

|духовно-нравственная культура | |

|5. Экологическая среда и экологическая | |

|культура | |

|6.Общественно-политическая среда и | |

|политическая культура | |

Сводная таблица 2: Проблемы сфер жизнедеятельности

|Область (поле) проблематики |Содержание проблем |

|1. Досугово-рекреационная | |

|2. Образовательная | |

|3. Производственная | |

|4. Физкультурно-оздоровительная | |

| | |

|5. Семейно-бытовая и др. | |

Сводная таблица 3: Проблемы социальных групп (аудитория проектов).

|Носитель проблемы |Содержание проблем |

| | |

|1. Дети | |

|2. Подростки | |

|3. Пожилые | |

|4. Многодетные семьи | |

|5. Неполные семьи | |

|6. Инвалиды | |

|7. Лица, нуждающиеся в социальной | |

|адаптации | |

|8. Лица некоренной национальности | |

|(или национальные меньшинства) и | |

|т.д. | |

Сводная таблица 4: Сферы проявления социально-культурных проблем и

аудитория проекта

|Носитель |Содержание проблем социокультурной среды, сфер жизнедеятельности |

|проблем: |и образа жизни |

|социальные, | |

|этнические, |Художествен|Истори-ч|Социально-|Духовно-нр|Экологичес-к|Политическаяк|Профессионал|Физическая и|

|профессиональ|ная |еская |психологич|авствствен|ая |ультура |ьная |психическая |

|ные и др. |культура |культура|еская |ная |культура | |культура |культура |

|категории и | | |культура |культура | | | | |

|группы | | | | | | | | |

|населения | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

5. Структура замысла проекта

|Содержание |Носитель |Сфера |Цели и задачи, |Идея проекта |Социальные силы,|

|проблем |(Аудитория |пробле-мат|которые необходимо |(обоснование замысла) |заинтересованные|

| |проекта) |ики |решить в рамках | |в его реализации|

| | | |проекта | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ

СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ

Слабый учет в процессе разработки туров возможных мотивов туризма различных

социальных категорий и групп населения (незнание туристского спроса).

Низкий уровень маркетинговых исследований рынка туристских услуг.

Отсутствие технологий формирования спроса на продукты и услуги туристских

фирм.

Существенное преобладание выездного (международного) и кризис внутреннего

(национального) туризма.

Неразвитость (сокращение) детского и подросткого туризма.

Снижение спроса населения на традиционные туристские услуги.

Нарушение прав туриста в конфликтных ситуациях, вызванное игнорированием

турфирмами основ законодательства о туризме, отсутствием информации туриста

о своих правах, нарушением нормативно-правовых отношений потребителя и

производителя и тур. услуг.

Противоречие между ростом потребностей населения в различных деловых

поездках и несформированностью маркетинговых исследований рынка делового

туризма (отсутствие информации о характере спроса на услуги делового

туризма, снижающее эффективность работы туристски фирм).

Слабая информированность потенциальных туристов об отечественном и мировом

рынке туристских услуг, позволяющая турфирмам давать потребителю ложную

информацию.

Сокращение потока туристов в связи с усложнением процедуры оформления

выездных и въездных документов, аккредитации фирм.

Низкий уровень культуры туристской безопасности (особенно детей и

подростков), следствием которого является повышенный травматизм,

конфликтные ситуации.

Низкие темпы роста зарубежного туризма вследствие плохого качества

сервиса, несоответствия материальной базы туризма международным стандартам

(на Россию приходится менее 1% мирового туристского потока).

Сокращение иностранных инвестиций в туристскую отрасль вследствие

экономической и политической нестабильности.

Неблагоприятная социально-политическая ситуация, отпугивающая зарубежных

туристов (рост преступности, этнические конфликты).

Снижение интереса к туризму как форме социально-культурной деятельности

вследствие безответственной работы фирм-однодневок, преследующих цель

извлечения сиюминутной прибыли (накладки в организации туров, организация

туров в регионы со сложной социально-политической и санитарно-

эпидемиологической ситуацией и др.).

Дефицит квалифицированных кадров в сфере организации туризма, слабое

владение специалистами технологией разработки турпродукта (60%

зарегистрованных фирм умирает, так и не начав деятельность).

Отсутствие современной системы подготовки, переподготовки и повышения

квалификации кадров в сфере туризма.

Несформированность профессиональной этики работников туристской отрасли,

отсутствие общественных структур межпрофессиональной консолидации.

Отсутствие условий для реализации потенциала туризма в решении социально-

экономических проблем (создании новых рабочих мест и снижении уровня

безработицы, увеличении валютных поступлений, пополнении государственного

бюджета посредством взимания налогов с хозяйствующих субъектов туристского

рынка. психофизическое оздоровление населения и др.).

Неразвитость инфраструктуры туризма.

Игнорирование турфирмами принятой ООН концепции устойчивого развития

туризма как экологически безопасной формы использования природных и

культурных ресурсов.

Отсутствие специализации и кооперации в работе туристических предприятий.

Неразвитость в России форм туризма социально-культурной ориентации

(социального, паломнического,экологического и др.).

Отсутствие заинтересованности в финансировании индустрии туризма

отечественными и зарубежными инвесторами.

Недооценка со стороны властей и ресурсодержателей значимости туризма как

эффективного средства оздоровления населения, решения проблем занятости и

пополнения местного бюджета.

Отсутствие налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в туристскую отрасль

и развитие туристской сферы.

Сокращение туристских ресурсов за счет утраты историко-культурного

своеобразия и уникальности ряда территорий. разрушения уникальных природно-

ландшафтных зон, имеющих историко-культурное значение.

Невостребованность индуствией туризма ландшафтного и историко-культурного

потенциала территорий, городов, др. типов поселений.

Несоответствие индивидуальных туристко-рекреационных потребностей различных

социальных и профессиональных групп и номенклатуры туристских услуг (по

содержанию, формам, стоимости).

Отсутствие системы информационного обеспечения индустрии национального и

международного туризма.

Низкое качество рекламы турпродукта, дезинформирующей потребителя

туруслуг.

Низкая эффективность рекламной деятельности в решении задач, связанных с

формированием образа России как страны, благоприятной для туризма.

Противоречие между экстенсивным использованием рекреационного потенциала

территорий и экологической защищенностью рекреационных зон (крайняя форма —

разрушение природных ресурсов региона вследствие массового развития

туризма).

Сокращение социальной базы туризма вследствие снижения платежеспособного

спроса населения, социальной дифференциации населения по критерию

материальных возможностей.

Утрата единого туристско-рекреационного потенциала субъектов Российской

Федерации и стран СНГ как исторически сложившейся целостной системы из-за

ложно понимаемой идеи суверенизации.

Противоречие между исторически сложившимися ориентациями на отдых в Крыму,

в Закавказье, в Закарпатье, в Прибалтике, Среднеазиатском регионе и курсом

руководства этих регионов на свертывание или переориентацию их

рекреационной специфики.

Изменение культурных ценностей населения в регионах интенсивного туризма

вследствие культурной экспансии гостей (вызванной непониманием культурной

специфики, неуважением ценностей местных культур).

Негуманное отношение туристов к природе, вызванное недооценкой ее

фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития

человека.

Неразвитость оздоровительного туризма (в т.ч. семейного).

Низкий уровень туристской этики (неуважение культурных ценностей и святынь

других народов, этносов, обусловленное снижением исторической,

экологической и духовно-нравственной культуры населения).

“Клиентизация” отношений в регионах с интенсивным развитием туризма,

вызванная массовой занятостью населения “оказанием услуг” (атмосфера

заискивания перед туристами, которым демонстративно предоставляются в

пользование памятники культуры, недоступные местным жителям).

Отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой

Родины”, неразвитость краеведческой деятельности, препятствующие развитию

национального туризма.

Слабый учет в разработке туристских маршрутов персонифицированных духовных

символов и национальных референтов, определяющих культурную самобытность

страны, региона.

Низкий уровень культуры диалога (взаимонепонимание и неприятие

этнокультурных различий), провоцирующий межэтнические конфликты,

способствующий усилению социальной напряженности.

Какие еще ________________________________________

ГЛАВА 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ

Основные дидактические единицы: теоретико-методологические основы

региональной культурной политики (понятие, объект и субъект, приоритеты,

цели, задачи, средства, ресурсы, социальные механизмы, процедуры и

технологии); взаимосвязь и взаимообусловленность культурной политики и

социокультурного проектирования на региональном уровне; содержание и

технология этапов разработки региональных культурных программ

(информационно-аналитический или диагностический, нормативно-прогнозный,

концептуальный, проектно-планирующий, исполнительско-внедренческий,

контрольно-коррекционный); структура и содержание региональной программы

поддержки и развития культуры.

3.1. социокультурное проектирование в системе разработки и реализации

региональной культурной политики

В социально-культурном проектировании регион занимает особое место.

Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с

учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее

культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения

и др.

Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на

двух уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном, т.е. на

уровне области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более

выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на

этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного

развития, т.е. складываться культурная политика, которая органически

связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей.

Целесообразность такого подхода аргументируется следующими соображениями:

Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих,

генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие

профессиональной художественной деятельности, самодеятельного творчества,

любительства происходит неодинаково на различных территориях: в одних

местах наблюдается развитие, в других – спад. Следовательно, определяющими

для культуры во многом являются факторы регионального характера.

Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант

культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности,

возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих и

т.д.

В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная

активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в

общественной жизни в целом.

Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект

управления (от regire — править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском

языке — режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на

региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять

управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое

сочетания развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д.

В последние годы некоторые регионы делают попытки перейти на новую

стратегию культурной политики, находящую выражение в региональных

программах социокультурного развития. Однако эта работа далеко не всегда

эффективна, особенно в тех случаях, когда она не опирается на научно

обоснованную методику и технологию. Сегодня на передний план выходит

проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики на

всех ее уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико-

методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого

определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия

и т.д.

Попытаемся сформулировать методологические основы региональной

культурной политики.

Культурная политика — это деятельность государства, цели которой

основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и

роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает:

1) выявление приоритетных направлений развития культуры исходя из

должного состояния культурной жизни и реальных проблем;

2) разработку или инициирование в соответствии с приоритетами

различных социокультурных программ;

3) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида

ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.

Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны,

определенный уровень реализации государственной культурной политики,

механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках федеральных

ряда региональных социокультурных программ. С другой — выступает как

самостоятельная область проектной деятельности, направленная на

всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой

территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе

ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.),

разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы

культуры, развития культурной жизни и т.д.

Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие

территорий, отличающихся по этническому составу населения, природно-

ландшафтным, климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам

и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной

области, края, района, то разработка региональной культурной политики

становится по актуальности в один ряд с политикой федеральной.

Категория “региональная культурная политика” вбирает в себя ряд

понятий, раскрывающих особенности данного феномена и одновременно

позволяющих обрести целостное представление о его сущности, специфике,

механизмах. К таким понятиям относятся: цели региональной культурной

политики, субъект политики, ее средства, механизмы выработки и реализации,

критерии эффективности и др.

Графически взаимосвязь основных элементов культурной политики можно

представить следующим образом:

| |Культурная политика | |

| | | | |

| |Приоритеты. | |

| |Цели. Задачи. | |

| | | | |

| | | |

| |Средства | |

| | | | |

|Инфраструк-|Ресурсы |Социальные механизмы|Технологии |

| | |и процедуры | |

|тура | | | |

| | | | |

|Организацио|Материальные. |Законодательные |Менеджмент |

|нные |Финансовые. |Экономические |Маркетинг, PR, |

|структуры. |Кадровые. |Идеологические |фандрайзинг, |

|Организации|Информационные|Социально-психологич|СК |

|, | |еские |проектирование |

|учреждения.| | | |

Основная цель региональной культурной политики – стимулирование

процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для

оптимального саморазвития культуры путем оптимального использования

экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и

человеческих ресурсов территории.

Эта цель может модифицироваться и уточняться на каждом из уровней

выработки и реализации культурной политики, применительно к ее различным

объектам, однако генеральная цель всегда ориентирована на то, чтобы в

регионе поддерживалась система как институциональных, так и

неинституциональных условий, обеспечивающих оптимальность процессов

создания, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей.

Субъект культурной политики отличается многосложностью и

полиструктурностью. В этом качестве могут выступать любые субъекты

культурной жизни (отдельные люди, субкультурные группы, общественные

объединения, инициативные группы, учреждения культуры, органы управления и

т.д.), обладающие основными составляющими культурной политики, и главное —

ресурсами.

Особое место в этом ряду занимает государство. Это обусловлено тем,

что если все другие субъекты для реализации своих целей используют свои же

ресурсы, то государство реализует цели культурной политики за счет средств

налогоплательщиков. В этой связи основная задача государства в культурной

политике — учет, согласование и реализация интересов всех субъектов

культурной жизни. Компромисс достигается прежде всего, на уровне целей

культурной политики, которые затем реализуются государственными органами

совместно с другими заинтересованными структурами.

На региональном уровне наиболее четко просматривается органическая

связь социально-культурного проектирования и культурной политики, которая

проявляется в следующих аспектах:

а) социокультурное проектирование, с одной стороны, выступает как один

из инструментов реализации культурной политики, составляя ее

технологический уровень, с другой — в процессе социально-культурного

проектирования рефлексируется специфика социокультурной ситуации в регионе,

более четко формулируются цели культурного развития, всесторонне

учитываются местные ресурсы и т.д. Это делает региональную культурную

политику более целенаправленной и реалистичной за счет учета всех

многообразных факторов, используемых в процессе проектирования.

б) существует ряд общих для социокультурного проектирования и

культурной политики структурных элементов. К ним можно отнести: наличие

культурных целей, совокупность действий и процедур, обеспечивающих их

достижение, наличие определенных ресурсов.

в) на определенном уровне цели, задачи и приоритеты культурной

политики и социально-культурного проектирования совпадают, поскольку, они

определяются на пересечении нескольких факторов, вытекая:

— из понимания истинного предназначения культуры в жизни общества и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.