реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы социокультурного проектирования

краеведческих объединений и поисковых групп; подготовка и проведение

экскурсий, уроков истории, географии, праздников, этнографических вечеров с

рассказом и демонстрацией ритуалов, обычаев, обрядов, гаданий, заговоров,

народного быта, этикета, норм поведения и форм общения, устного народного

творчества; вечеров национальной кухни; игровых программ и конкурсов

приготовления национальных блюд, встреч с интересными людьми и т.д.

Из действующих в различных регионах России проектов, которые могут

быть адаптированы с учетом специфики конкретной территории, можно назвать:

“Возвращенные имена”, клуб-музей “Живая история”, “День города”; “Забытые

страницы культурной жизни”; “Комната крестьянского быта”; “Возрождение

усадеб”.

Одной из наиболее распространенных форм реализации проектов историко-

культурной направленности является общественное объединение (землячество,

национально-культурный центр и т.д.), которое способно выполнить очень

существенные для сегодняшней социокультурной ситуации функции. Именно

объединение, создавая благоприятную «зону» воспроизводства и развития

традиционной культуры этнической группы, обеспечивает национально-

культурную идентичность человека, его защищенность в условиях «чужой»

культуры, формирует чувство этнокультурной и психологической общности «мы»,

воспитывает искусство межнационального общения и диалога. Сегодня, когда

культура пришла в состояние нестабильности, неуравновешенности и уже почти

приблизилась к черте, за которой начинается ее саморазрушение, историко-

культурные объединения могут выступить в качестве одного из эффективных

механизмов восстановления исторической преемственности и сохранения

культурной целостности.

Проекты и программы историко-культурной направленности,

осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно

решить целый ряд социально-культурных проблем и педагогических задач:

восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей

и традиций; патриотическое воспитание молодежи на основе непосредственного

контакта с историей и культурой; формирование социально и граждански

активной личности на базе общественно полезного, добровольного и

бескорыстного труда по восстановлению объектов культуры; творческое

освоение исторического и культурного опыта; защита, сохранение и

восстановление памятников культуры и др.

Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и

программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической

группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить

представители различных этнических групп, имеющих специфические

социокультурные проблемы:

— Малочисленные народы, основные проблемы которых связаны с

неблагоприятной социально-демографической и культурной ситуацией (низкая

рождаемость, высокая смертность, культурная ассимиляция с другим народом с

потерей своего языка, традиционного образа жизни и др.). Сюда относятся

некоторые народности Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока[55];

— Народы, социокультурные проблемы которых связаны с отсутствием

административно-территориальной автономии;

— Народы, которые в различные периоды истории подвергались

насильственной депортации: курды, немцы Поволжья, крымские татары и др.

— Народы, проживающие за пределами своих административно-

территориальных образований (национальные меньшинства, лица коренной

национальности).

Практически любая из обозначенных выше категорий, являясь носителем

большого числа проблем и противоречий, может оказаться источником

социальной напряженности. Именно в силу этого обстоятельства субэтнические

группы должны рассматриваться в качестве приоритетной категории в практике

социокультурного проектирования — от качества и успешности программ будет

во многом зависеть, станут ли они фактором общественной дезинтеграции или

реальной культуротворческой силой.

Наиболее оптимальным способом и формой организации культурно-досуговой

жизни в рамках исторической культуры для лиц некоренной национальности

является национально-культурный центр (в республиках СНГ аналогом таких

центров являются клубы русских общин). Данная форма организации социально-

культурной жизни в последние годы получила широкое распространение.

Центрами осуществлен ряд интересных культурных программ, направленных на

консолидацию общественных сил, активизацию народной инициативы, широкое

международное и межнациональное сотрудничество. Подготовлены проекты

создания областных энциклопедий краеведения, школ народных искусств и

ремесел. В некоторых регионах национально-культурные центры и землячества

эффективно взаимодействуют с клубными учреждениями, разрабатывая и

осуществляя такие совместные программы как “Дни национальных культур”,

“Национальный эпос”, «Национальные праздники», «Сохранение культурного

наследия» (охрана археологических памятников, реставрация и консервация

исторических и художественных объектов), способствующие восстановлению и

сохранению целостности и непрерывности национально-культурной и духовной

жизни в ее традиционных проявлениях. К подготовке и проведению подобных

мероприятий как правило, привлекались специалисты в области истории,

археологии, языкознания, геологии, архитектуры.

Решению социально-культурных проблем национальных меньшинств и

этнических групп может также содействовать создание на базе образовательных

и досуговых учреждений учебных центров и различных групп по интересам —

кружков по изучению языка, фольклорных коллективов, просветительских

объединений по пропаганде национальной символики, архитектуры, праздников,

обрядов.

Духовно-нравственная и социально-психологическая культура. Специфика

данной сферы культурной жизни заключается в том, что мораль не имеет своей

собственной локализованной сферы общественных отношений и своих институтов,

она пронизывает все формы человеческого бытия и сознания, составляет ядро

духовных ценностей. Гибко реагируя на изменения социальной практики,

нравственность выступает одним из мощных регуляторов жизнедеятельности

человека и общества, воздействуя непосредственно на поведение людей во всех

сферах – политике, экономике, праве и т.д.

Проблемное поле проектирования здесь обусловлено целям рядом

негативных тенденций, связанных с утратой значительной частью населения

духовно-нравственных идеалов, девальвацией фундаментальных ценностей

(добра, сострадания, совести, социальной справедливости). В общественном

сознании сохраняются (и даже усиливаются) ориентации, основанные на

принципах насилия, борьбы, ненависти, нетерпимости. Нравственность как

базовое основание культуры разрушена чрезмерной политизацией общественной

жизни и индивидуального сознания, причем, тенденция подчинения

нравственности задачам политики сохраняется и сегодня.

Наиболее актуальными проблемами, характерными для данной сферы

проектной деятельности, являются: кризис духовно-нравственных ценностей,

вызванный непониманием специфики отечественной культуры, некритичным

заимствованием ценностей, образа жизни и стереотипов, характерных для

западного типа культуры (культ гедонизма, индивидуализма, рационализма и

т.п.); деформация общественной нравственности и криминализация отношений,

обусловленная внедрением модели рынка, не соответствующей ценностям

российской культуры; утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной

части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.); дефицит

милосердия в обществе, рост агрессивности, ожесточенности по отношению к

другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам,

нуждающимся в защите и помощи; отсутствие системы нравственного воспитания

школьников; разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение

количества разводов, жестокость родителей, подавление детской инициативы,

взаимонепонимание “отцов” и “детей” и т.д.); размывание поведенческих

моделей и образцов "мужественности" и “женственности” (мальчик — лидер,

муж, хранитель семьи, защитник отечества, девочка — будущая мать, жена и

т.д.); утрата чувства долга по отношению к своим родителям (о чем

свидетельствует увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми

на попечение государства); деградация морально-нравственного облика

значительной части населения (проституция, наркотики, алкоголь,

противоправные формы поведения и др.); криминализация населения, рост

преступности, в т.ч. организованной, женской, подростковой. Основная

причина роста преступности несовершеннолетних — неблагоприятные факторы

социальной среды, которые сказываются на качественном ухудшении мотивации

преступности (больше "взрослых" мотивов, рост доли неадекватно жестоких

преступлений и действий групп, омоложение преступности, рост доли

преступлений 14-15 лет, женской преступности; "пьяной" преступности

подростков. 15-20% всей правонарушаемости и преступности дают подростки с

отставаниями в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии.

Усиливается тенденция к обесцениванию человеческой жизни (рост числа

самоубийств); молодое поколение утрачивает романтические идеалы и ценности

любви, дружбы, служения, справедливости. Невостребованными в сегодняшней

социокультурной ситуации оказываются национальные духовные лидеры. Средства

массовой информации создают, продвигают и пропагандируют молодежных

кумиров, несущих антисоциальные образ жизни и систему ценностей. Растет

число участников и расширяется социальная база тоталитарных сект и

объединений нетрадиционной религиозной ориентации, способствующих духовно-

нравственной и психологической деформации личности. Развитие национально-

культурного самосознания российских этносов происходит болезненно,

сопровождается экстремизмом, агрессивностью по отношению к другим

культурам, нациям.

Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя:

снижение нравственных критериев во взаимоотношениях между людьми;

неразвитость качеств и способностей к сопереживанию, сочувствию (особенно у

подростков, молодежи); социально-психологическую неадаптированность,

вызванную разрушением привычной социально-психологической среды

существования (в связи с вынужденной сменой места жительства — мигранты,

беженцы, потерей работы, поступлением в вуз и др.); усиление конфликтности

между субкультурами различных возрастных и социальных групп населения

(конфликт ценностей); отсутствие нормативно-регулирующего и воспитывающего

влияния среды (поощряющее асоциальные способы поведения и формы

самовыражения); рост межэтнической напряженности, формирующей негативные

этнические стереотипы и национальные предрассудки; дискриминацию

русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего зарубежья;

взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий, провоцирующее

межнациональные конфликты, усиливающее социальную напряженность; неуважение

культурных ценностей и святынь других народов, этносов; нетерпимое и

агрессивное отношение к лицам, имеющим высокие доходы — как со стороны

населения, так и со стороны государства (и как следствие — неразвитость

благотворительности, спонсорства, обусловленная нежеланием предпринимателей

легализировать свои доходы).

Наряду с негативными тенденциями, связанными с утратой духовно-

нравственных оснований бытия, современная ситуация характеризуется

усилением потребности в ценностных координатах и смысловых ориентирах. Для

поддержки этой тенденции необходимы программы, формирующие социально-

нравственные идеалы, инициирующие и поощряющие деятельность «элитарных» в

духовном смысле форм социальной организации, способные выращивать и

поддерживать социально-генетический потенциал (или код) нравственности.

Основной акцент в данной области проектирования необходимо сегодня

сделать на поиске способов и методов ненасильственного разрешения

социальных конфликтов, развития личности на идеалах добра, ценностях

справедливости и милосердия. Социально-педагогические программы,

ориентированные на нравственное совершенствование личности, должны

стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита добра,

человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его

судьбе[56], распространять и утверждать этику ненасильственного и

бесконфликтного решения социальных и личностных проблем; этику развивающего

диалога. Важнейшими задачами программ в рамках данного приоритета должно

стать распространение идей мирного устройства жизни, обучение молодежи и

подростков способам и методам преодоления конфликтных ситуаций

ненасильственными средствами. Решение обозначенных выше задач сегодня

представляет особую сложность — слишком долго общество упражнялось в умении

обнаруживать и уничтожать врагов. Искусство же превращать врага в друга,

союзника или, по крайней мере, не делать из оппонента своего врага

находится пока на очень низкой стадии развития, и его придется осваивать

еще довольно долго.

Наиболее эффективно действующие программы в сфере нравственной

культуры связаны с движением милосердия и клубами социальной помощи,

которые возникли в связи в образовавшимся в обществе дефицитом добра,

человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его

судьбе. Службы социального обеспечения не в состоянии решить эти проблемы,

ибо их деятельность, как правило, не выходит за рамки оказания материальной

помощи или решения каких-либо организационно-правовых вопросов, а человеку

часто гораздо важнее простое слово участия, возможность быть услышанным.

Формы работы групп социальной помощи и объединений «Милосердия» самые

разнообразные – рейды милосердия в больницы, детские дома и дома

престарелых; материальная и моральная помощь инвалидам, одиноким людям;

создание студенческих медико-педагогических отрядов безвозмездного труда и

др.

— Программа «Сопричастность»[57]. Основная идея программы — развитие

эмпатии, чувства сострадания, чуткости, отзывчивости, сопереживания;

изменение установки детей и подростков по отношению к инвалидам (убеждение,

что человек с дефектом имеет право быть принятым в общество таким, какой он

есть); воспитание способности принимать и ценить людей с физическими и

умственными недостатками. Программа осуществляться в различных формах:

введение кураторства над учащимися из спецшкол и интернатов, организация

групп социально-психологического тренинга для детей-инвалидов; формирование

специального репертуара кукольных театров, в спектаклях которых среди

персонажей есть как здоровые, так и «герои» с физическими недостатками и

др.

— Проект "Надежда". Задачи проекта связаны с социальной реабилитацией

детей-инвалидов средствами культуры и искусства; помощью в профессиональном

самоопределении, обретении социального статуса и ощущения личностной

значимости; использованием терапевтических возможностей различных видов и

жанров искусства; содействием в решении социально-психологических проблем

инвалидов; изменением отношения социальных институтов и властей к проблемам

инвалидов, формированием оптимального общественного климата, создающего

атмосферу психологического комфорта и благоприятного самочувствия;

созданием условий для самореализации детей-инвалидов в сфере досуг.

Форма реализации: городская ассоциация родителей детей-инвалидов

"Надежда".

Направления деятельности ассоциации: консультационно-методическая

помощь семьям детей-инвалидов; организация и проведение физкультурно-

оздоровительных акций и программ; проведение лечебно-оздоровительных

мероприятий (в т.ч. с приглашением народных целителей, известных медиков —

специалистов по различным видам и методикам реабилитации, психологической

поддержки и т.д.); создание коллективов и кружков самодеятельного

художественного и прикладного творчества; организация оздоровительного

отдыха; проведение праздников для детей-инвалидов и их родителей (в рамках

международного Дня инвалидов и Международного дня защиты детей).

В качестве источников финансирования такой программы можно

рассматривать бюджет Федеральной программы "Культура и инвалиды", средства

спонсоров, частные пожертвования.

Решению проблем развития духовно-нравственной и социально-

психологической культуры способствуют такие проекты как “Сопричастность”,

“Старшие братья”, “Библиотека на дому”, “Диалог культур”, “Эмпатия”,

“Воскресная школа”, клубы социальной помощи и телефоны доверия.

Экологическая культура. Актуальность проектного обеспечения воспитания

экологической культуры (путем разработки соответствующих информационно-

просветительских программ, организации и поддержки общественных движений в

сфере охраны природы) связана с ростом экологических проблем, вызванных, в

свою очередь, низким уровнем экологической культуры населения. Суровой

реальностью стало растущее загрязнение окружающей среды, нарушение

экологического баланса, истощение природных ресурсов, разрушение природного

начала в самом человеке. Во многих регионах страны экологическая ситуация

становится катастрофической, требует принятия безотлагательных и

кардинальных мер, участия широкой общественности в мероприятиях по охране

окружающей среды, восстановлению утраченных природных ценностей.

Основные проблемы экологической культуры заключаются в слабой

информированности населения об экологической ситуации в регионе; недооценке

роли природоохранной деятельности со стороны властей; негуманном отношении

к природе, вызванном недооценкой ее фундаментальной ценности как среды

обитания, условия гармоничного развития человека; разрушении форм

естественного и органичного существования человека в природе, ликвидация

природосообразных ремесел и производств; несформированности общественного

мнения по отношению к организациям и лицам, ответственным за ухудшение

экологической ситуации; недооценке роли экологического воспитания

школьников, отсутствии системы экологического воспитания и всеобуча;

неразвитости природоохранных форм самодеятельности, отсутствии у населения

интереса к этим видам социокультурного творчества; политизации существующих

объединений и движений экологической направленности, смещающей интересы с

проблемы охраны природы на решение ситуативных задач (особенно в период

предвыборных кампаний; усилении экстремистских тенденций в экологическом

движении за счет прихода туда маргинализированных и “люмпенизированных”

слоев населения; разрушении уникальных природно-ландшафтных зон, имеющих

историко-культурное значение.

Проекты экологической направленности: “Зеленый патруль”,

“Экологический марафон”, “Экологические ринги”, “День за городом”, “Центр

экологического воспитания”, “Мемориал погибших деревень”, конкурсы на

лучшее озеленение улиц, дворов, программы по экологическому просвещению

семьи и др. Их задачи связаны с воспитанием нравственного отношения

человека к природе, информированием населения по экологической ситуации в

регионе. Как правило, они разрабатываться совместно с обществом охраны

природы и другими службами и организациями, профессионально занимающимися

проблемами экологии.

Политическая культура. Традиционно не рассматривающаяся в качестве

приоритетной области проектирования, политическая культура в последнее

время характеризуется весьма актуальными проблемами, которые также могут и

должны разрешаться в рамках социокультурных проектов социально-политической

направленности.

К их числе таких проблем можно отнести: низкую политическую активность

населения, падение интереса к политической жизни (социально-политическая

пассивность и апатия), вызванные неуверенностью граждан в свои возможности

влиять на принятие политических решений; отсутствие мировоззренческой базы

для идеологического и политического самоопределения различных слоев

населения; низкий уровень информированности населения, непредставленность в

информационных потоках реально существующих идеологий, имеющих значительную

социальную базу; размывание правовой основы жизни общества (низкая правовая

культура как населения, так и государственных служащих, правовой нигилизм,

приводящий к невыполнению и дискредитации законодательных актов); низкую

компетентность граждан в вопросах социально-политической жизни (незнание

федеральных и местных законов, гарантирующих права и возможности граждан

как субъектов политики); потерю авторитета власти вследствие

нереализованных ожиданий, снижения уровня жизни; усиление в массовом

сознании авторитарных тенденций, рост радикализма и социально-политического

экстремизма; низкую социально-культурную и политическую активность

подростков и молодежи; отсутствие реальных механизмов и условий участия

молодежи в решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры;

отсутствие системы “выращивания” местной элиты — лидеров, способных в

будущем компетентно и ответственно решать проблемы своего города (людей с

гражданской ответственностью, чувством долга перед обществом, “малой”

родиной); сокращение количества социально-политических инициатив,

ориентированных на решение проблем своей территории; дискредитацию движений

и идеологий национально-патриотической направленности и др.

Проекты и программы в сфере политической культуры могут быть

направлены на активизацию общественно-политической жизни и повышение уровня

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.