![]() |
|
|
Уголовно-исполнительное правожеланию также привлекаются к работам без оплаты труда осужденные пенсионного возраста, беременные женщины. Согласно ст. 107 УИК РФ производятся удержания из заработной платы, пенсий или иных доходов осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК. В первую очередь производятся удержания алиментов, потом подоходного налога и отчислений в Пенсионный фонд РФ, а также иных обязательных отчислений, а затем возмещение осужденными расходов по их содержанию. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном ГПК РФ. На лицевой счет осужденных должно зачисляться независимо от всех удержаний не менее 25% начисленной им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами I или II группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка ИУ, - не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов. Правила охраны труда и техники безопасности (ТБ)в ИУ, установленны трудовым законодательством. Правила по охране труда определены в главах 10 – 11 КЗоТ, а также в нормативных актах. К работе со станками и другими механизмами осужденные допускаются только после изучения их устройства и способов обращения с ними, а также после того как пройдут специальный инструктаж по ТБ. На работах с вредными условиями труда осужденные обеспечиваются индивидуальными средствами защиты, специальной одеждой и обувью без оплаты их стоимости. На каждом производственном объекте заводится специальный журнал по технике безопасности, в котором должны регистрироваться все несчастные случаи, происшедшие с осужденными во время работы и повлекшие потерю трудоспособности не менее чем на один рабочий день. Кроме того, по каждому несчастному случаю составляется акт. Запись в журнале по ТБ и акт о несчастном случае являются основанием для решения вопроса о назначении осужденному пенсии в установленном порядке. «Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».[64] Согласно ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях. 3. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы В соответствии со ст. 9 УИК РФ профессиональное образование и профессиональная подготовка являются одним из основных средств исправления осужденных в пенитенциарных учреждениях. Оно имеет очень важное значение, так как отсутствие трудовой специальности, снижает степень заинтересованности осужденного в труде и возможности трудоустройства после освобождения из мест лишения свободы. Отсюда повышается возможность осужденного совершить новое преступление, так как у него не будет средств на пропитание и приобретение предметов первой необходимости, одежды, обуви и т.п. Согласно ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы , не имеющих профессии (специальности ), по которой осужденный может работать в ИУ и после освобождения из него. Отношение осужденных к получению начального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, установленном МВД РФ (теперь Минюстом) по согласованию с Министерством образования Российской Федерации. На практике в пенитенциарных учреждениях используются два вида профессионального образования и профессиональной подготовки: 1) обучение в профессионально-технических училищах (ПТУ) системы профессионально- технического образования, филиалы которых находятся в местах лишения свободы; 2) обучение производственным методом. ПТУ в пенитенциарных учреждениях создаются по совместному решению управления уголовно-исполнительной системы и профтехобразования. Обучение осужденных производится по учебным программам системы профессионально- технического образования. Они создаются если имеется не менее 150 обучающихся. Обучение ведется в свободное от работы время в течении 6 – 15 месяцев. ПТУ в местах лишения свободы выполняют следующие функции: а) осуществляют подготовку специалистов соответствующего профиля; б) организуют повышение квалификации по своей специальности; в) выступают в качестве методического центра, оказывающего помощь осужденным, обучающимся непосредственно на производстве. Обучение производственным методом – это обучение осужденных непосредственно на производстве индивидуально или в бригаде. Необходимость такого обучения обусловлена краткими сроками лишения свободы или невозможностью открытия ПТУ либо производственной необходимостью. Общеизвестно, что выпускники ПТУ превосходят осужденных, получивших профессию непосредственно на производстве по многим показателям: мастерству, умению быстро ориентироваться в изменяющихся условиях современного производства, участию в рационализаторской и изобретательской работе, желанию продолжить учебу или повысить квалификацию, по производительности труда и уровню заработной платы, а следовательно, и по выплате исков и алиментов, оказанию помощи семье. В системе профессионального обучения и профессиональной подготовки производственным методом широкое распространение получила индивидуально- бригадная форма обучения, позволяющая в короткие сроки подготовить осужденного, приобщить его к трудовой деятельности, исходя из потребностей производства и наличия вакантных рабочих мест. Высокий уровень разделения труда привел к появлению на производстве достаточного количества рабочих мест с простыми операциями, для овладения которыми не требуется значительных затрат рабочего времени. Конечно, такая форма организации профессионального обучения, профессиональной подготовки и трудовой деятельности позволяет достигать положительного экономического результата в производственной деятельности, способствующего сокращению сроков подготовки, снижению себестоимости выпускаемой продукции. Необходимо отметить, что осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию получить соответствующую профессиональную подготовку (ч. 2 ст. 108 УИК). Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве (ч. 5 ст. 108 УИК). В соответствии со ст. 129 УИК РФ осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в колонии-поселении разрешается заочное профессиональное обучение и профессиональная подготовка, если эти учебные заведения расположены в пределах территории соответствующего административно-территориального образования. Лекция 10. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы 1. Значение и правовая природа воспитательной работы с осужденными 2. Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы 3. Самодеятельные организации осужденных 4. Общеобразовательное обучение в ИУ 1. Значение и правовая природа воспитательной работы с осужденными В достижении цели исправления осужденных к лишению свободы важная роль принадлежит предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством воспитательной работы, и общеобразовательному обучению. На проблемы воспитания и образования осужденных к лишению свободы обратил внимание еще в конце прошлого века И.Я.Фойницкий в своем труде «Учение о наказании в связи с тюрьмоведением» (СПб., 1889). В главе «Тюремное заключение» Фойницкий рассматривал такие вопросы , как работа заключенных в тюрьмах, «тюремное образование», отнеся к нему интеллектуальное образование, нравственное и религиозное образование, техническое образование, воскресные занятия. И.Я.Фойницкий под «тюремным воспитанием» понимал «соревнование заключенных (фактически речь идет о прогрессивной системе)». С.В.Познышев в своей работе «Очерки тюрьмоведения» (Москва 1915) вопросы воспитания и обучения заключенных рассматривает более обстоятельно в специальных главах: глава 2 «Тюремное воспитание», глава3 «Тюремное образование». С.В.Познышев в «Основах пенитенциарной науки» (Москва 1923) в отделе 5 «Пенитенциарная педагогика» по сути дела по новому ставит вопрос, получившей свое дальнейшее развитие в идее исправительно-трудовой педагогике. Так, в отделе 5 включены главы «Школьные и внешкольные умственные занятия в местах заключения», «Пенитенциарное воспитание», «Дисциплина в пенитенциарных учреждениях». Советское исправительно-трудовое законодательство 20-х годов предусматривало проведение с осужденными культурно-просветительской работы. Исправительно-трудовым кодексом 1933 г. Был введен термин - политико- воспитательная работа. В учебнике П.С.Утевского «Советское исправительно- трудовое право» (Москва 1934) в части 4 имелась глава 6 «Политическое и производственное воспитание лишенных свободы», состоящее из следующих разделов: «Основные принципы политико-воспитательной работы в исправительно- трудовых учреждениях», «Массовопроизводственная работа в исправительно- трудовых учреждениях», культурно-массовая работа». Политико-воспитательная работа в исправительно-трудовых учреждениях рассматривается уже не во всех учебниках и учебных пособиях по исправительно-трудовому праву, позднее, начиная с учебного пособия 1960 года, получившего гриф министерства высшего и среднего специального образования РСФСР. Кодификация законодательства 1969-1971 г.г. отразила все лучшее, что было создано к тому времени наукой и практикой, сформировало основу для единообразного решения важнейших вопросов, закрепила задачи, организацию и формы политико-воспитательной работы, основы правового регулирования общеобразовательного и профессионально-технического обучения лиц, лишенных свободы. Значение воспитательной работы с осужденными: Воспитательная работа и обучение как наиболее важные психолого- педагогические средства специально и непосредственно нацелены на нейтрализацию отрицательных последствий деформации лиц, лишенных свободы, на осуществление реального, а не формального процесса исправления осужденных. На педагогических принципах и правилах, на использовании в органической связи с педагогическими методами, приемов психологии основываются воспитательная работа и проводимое в исправительных колониях обучение осужденных, иными словами, с точки зрения, имеющихся у них возможностей, и по существу оказываемого воздействия воспитательная работа и обучение выступает в виде основных средств исправления осужденных. Воспитательная работа, непосредственно направлена на воспитание сознательности, правильных ценностных ориентаций и тем самым объединяет воспитательное воздействие, осуществляемое при помощи применения основных средств исправления осужденным. Воспитательная работа с осужденными охватывает широкий круг воспитательных мероприятий и включает специфические формы воспитательного воздействия. Значение воспитательной работы как одного из средств исправления осужденных состоит еще и в том, что при правильной организации способствует укреплению режима, поддержанию необходимой дисциплины, вовлечению осужденных в труд и повышению производительности из труда, а в целом по отношению ко всей работе колоний - исправлению осужденных. Воспитательная работа оказывает духовное влияние на личность осужденного, улучшает его путем целенаправленного воздействия, восстанавливает либо прививает навыки правильной ориентации в иерархии социальных ценностей, и психологической подготовки к ведению нравственного, социально-полезного образа жизни после освобождения из мест лишения свободы.[65] Таким образом, подчеркнув значение и направленность воспитательной работы с осужденными и их обучение, мы стремились показать социальное назначение и психолого-педагогическую основу указанных средств, специфику и сложность их реализации в современных условиях. Правовая природа воспитательной работы с осужденными. По своей сущности и содержанию воспитательная работа прежде всего является деятельностью психолого-педагогической, а не юридической. Ее воздействие на осужденных главным образом имеет воспитательный характер и осуществляется только ей присущими средствами, формами и методами. Но поскольку воспитательная работа, организуемая в исправительных учреждениях, проводится в особых условиях - местах лишения свободы - и с особой категорией граждан - лицами, совершившими преступление и отбывающими за это наказание, основные задачи, формы а также некоторые вопросы ее организации урегулированы уголовно-исполнительным законодательством, и принимаемые на его основе подзаконными актами. Это прежде всего Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Положение об отряде осужденных, Примерное положение о самодеятельных организациях и др. Воспитательная работа как средство исправления поведения личности в наименьшей мере, по сравнению с режимом и трудом, урегулирована на уровне закона. Между тем, именно в ней, более всего проявляются творческие начала, авторитет и мастерство воспитателей.[66] Законодатель не преследовал цель урегулировать все вопросы воспитательной работы с осужденными, предоставляя субъектам воспитательной работы возможность для творческой инициативы в применении средств, форм, методов, приемов педагогического воздействия. 2. Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы Обеспечивая главную цель - исправление осужденных, воспитательная работа призвана решать соответствующие задачи, указанные в ст. 109 УИК РФ к которым относится: исправление осужденных, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных. Одной из главных задач является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Конечная цель воспитательной работы состоит в воспитании полезного члена общества, исполняющего законы, правила поведения, свой долг человека и гражданина. Исправление личности осужденного - дело чрезвычайно трудное. Важной задачей воспитательной работы является формирование у осужденного уважительного отношения к человеку. Согласно ст. 20 Конституции России жизнь гражданина России, его права и свободы охраняются государством. Никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права на умаление достоинства личности, каждый гражданин имеет право на личную неприкосновенность, защиту своей жизни и доброго имени. Решающая роль в формировании личности принадлежит труду. Общественно- полезный труд, отношение к нему, его результат определяют авторитет и положение человека в обществе. Воспитательная работа призвана формировать у осужденных добросовестное и порядочное отношение к труду, которое предполагает прежде всего изменение их негативных взглядов на роль и назначение труда, воспитание о осужденных трудовых навыков и привычек, профессиональных качеств, осознанной потребности в труде. Воспитательная работа должна быть направлена на выработку отношения к труду как к социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина и общества. Многие осужденные к лишению свободы совершили корыстные преступления. В связи с этим воспитание добросовестного отношения к труду предполагает формирование у осужденных уважительного отношения к собственности, т.е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений, стремления жить за счет других. Человек, совершивший преступление, обладает отклонениями в сознании, что выражается в наличии деформации правового сознания, криминогенных установок, пренебрежения к социальным нормам. Граждане России обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, из чего следует необходимость воспитательной работы на формирование правопослушного поведения. Задача повышения общеобразовательного и культурного уровня особенно актуальна в отношении людей ставших на путь совершения преступлений по причине низкой сознательности, безкультурья, моральной деградации и духовной бедности. Повышение общеобразовательного и культурного уровня осужденных, приобщение их к общеобразовательным знаниям, культурным ценностям, культурному наследию является важным направлением воспитательной работы с осужденными. Существенное значение при организации воспитательной работы в исправительных учреждениях имеет учет и следование принципам и известным закономерностям. К числу основных принципов организации воспитательной работы можно отнести: - приоритет общечеловеческих ценностей во всех аспектах воспитательного процесса; - педагогизацию и психологизацию воспитательного процесса; гуманное отношение к осужденным; самоуправление осужденных во внутриотрядной жизни под контролем администрации. Степень исправления личности осужденного во многом зависит от участия самого осужденного в проводимых воспитательных мероприятиях. Наукой уголовно-исполнительное право и практикой деятельности исправительных учреждений выработаны и применяются различные подходы к определению степени исправления осужденных, которую можно определять по отношению осужденным к различным материальным, духовным и иным общечеловеческим ценностям. Активное восприятие или игнорирование осужденными воспитательных мероприятий, активное участие, или безразличное отношение к воспитательным мероприятиям являет собой критерий, показатель их исправления. Он учитывается при решении некоторых правовых вопросов (условно-досрочное освобождение, амнистия, помилование), влияет на правовое положение осужденных (изменяет условия отбывания наказания). Осужденные обязаны посещать воспитательные мероприятия предусмотренные распорядком для исправительного учреждения. Обязательность такого посещения вытекает из сущности наказания и принудительного характера пребывания в местах лишения свободы. Основным местом пребывания осужденным в исправительном учреждении является отряд. В отряде проводятся большинство воспитательных мероприятий. Таким образом отряд является центром воспитательной работы с осужденными. Воспитательная работа с осужденными проводится в учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Данное положение говорит о необходимости дифференцированного применения средств исправления осужденных. Признаками характеризующие индивидуальные особенности личности являются: социально-демографические показатели (пол, возраст, профессия, образование, семейное положение и т.п.); психологические показатели (темперамент, эмоции, воля, мышление, способности и т.п.); уголовно- правовые показатели (число судимостей, характер и обстоятельства свершенного преступления, образ жизни до ареста и т.п.). Качество воспитательной работы во многом зависит от уровня аргументированности, убедительности проводимых мероприятий, разнообразия форм и методов воспитательной работы, учета состава осужденных с которыми эта работа производится. Эффективности воспитательной работы, ее успех, во многом также зависят от подготовки и подбора воспитателей. Формы воспитателей работы. Задачи воспитательной работы реализуются через определенные формы, системы которых установлена уголовно-исполнительным законодательством. Основными формами воспитательной работы с лицами, лишенными свободы является нравственное, правовое, трудовое и физическое воспитание. В воспитательной работе могут также применятся и иные формы, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания в местах лишения свободы. Нравственное воспитание осужденных направлено на формирование всей личности осужденных их жизненной позиции. Отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлениям. Поэтому нравственное воспитание нацелено на формирование таких качеств как честность, порядочность, чувство долга, патриотизм, справедливость, сострадание. К сожалению моральные требования общества в настоящее время еще не сформированы. В недалеком прошлом воспитательная работа была заидеологизирована, носила ярко выраженную политическую окраску. В настоящее время такая направленность отсутствует, однако это не означает ненужности формирования у осужденных основ нравственности и морали, патриотизма. В последнее время в нравственном воспитании осужденных значительное место занимает религиозное воспитание. В 1996 г. Было заключено соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией Русской Православной Церкви и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |