реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

Л.Б. СМИРНОВ

УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ПРАВО

Л.Б. СМИРНОВ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ПРАВО

Курс лекций

Санкт-Петербург, 2002

Уголовно-исполнительное право. Курс лекций – СПб.: -------, 2002, _____ с.

Рецензенты:

Беляев Н.А. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор

юридических наук, профессор;

Ривман Д.В. Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических

наук, профессор

Курс лекций отражает современный уровень развития науки уголовно-

исполнительного права, практики исполнения уголовных наказаний. Он

подготовлен в соответствии с программой курса «Уголовно-исполнительное

право» для юридических вузов. Состоит из 2 частей: Общей и Особенной. В

Общей части рассматриваются общие положения уголовно уголовно-

исполнительного права, правовое положение осужденных, система учреждений и

органов, исполняющих уголовные наказания. В Особенной части – правовое

регулирование, порядок и условия исполнения и отбывания уголовных

наказаний, а также международные аспекты исполнения уголовных наказаний.

Курс лекций предназначен для студентов юридических вузов (вне зависимости

от специализации), аспирантов, преподавателей, практических работников

правоохранительных органов.

Предисловие

В предлагаемом авторском курсе излагаются общие положения уголовно-

исполнительного права, правовое регулирование порядка исполнения и

отбывания уголовных наказаний, международные стандарты по обращению с

осужденными. Проблемы демократического переустройства нашего общества,

занятие им достойного места в цивилизованном мире с неизбежностью требуют

как теоретического осмысления основных тенденций его развития, так и поиск

возможных путей их практического воплощения. Важнейшим направлением

уголовно-исполнительной политики России является исправление осужденных.

Данное положение красной линией проходит через все уголовно-исполнительное

законодательство и международные стандарты по обращению с осужденными.

Достижение цели исправления, несмотря на известные сложности

воспитательного воздействия должно стать главным направлением деятельности

учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания.

Реформа уголовно-исполнительной системы предполагает активное

использование средств исправительного воздействия и включает в себя целый

комплекс политико-правовых, организационных и идеологических мероприятий

направленных на повышение эффективности пенитенциарной системы.

В предлагаемом курсе лекций отражена современная уголовно-

исполнительная политика России. Большое внимание в нем уделяется истории

пенитенциарного законодательства и пенитенциарных учреждений в России.

Изучение истории развития уголовно-исполнительного права и пенитенциарных

учреждений имеет не только познавательное значение, но и практическое, так

как позволяет избежать ошибок прошлого, и взять на вооружение все

позитивное, что было создано в результате правоприменительной деятельности.

При изложении правового статуса осужденных значительное внимание

уделено проблемам соблюдения прав и свобод осужденных. Правой статус

осужденных формулируется исходя из общих принципов положения человек и

гражданина в обществе и государстве, в качестве важнейшей задачи здесь

выступает его защита со стороны государства.

Уголовно законодательство предусматривает широкий набор альтернативных

лишению свободы видов уголовных наказаний. В курсе лекций подробно

излагается порядок исполнения и отбывания наказаний не связанных с

изоляцией осужденных от общества, а также проблемы их применения и

исполнения.

Достаточно большое внимание отводится международным стандартам

обращения с осужденными и опыту исполнения уголовных наказаний в некоторых

зарубежных странах.

Общая часть

Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права

1. Уголовно-исполнительная политика

2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права

3. Принципы уголовно-исполнительного права

1. Уголовно-исполнительная политика

Политика государства оказывает оказывает существенное влияние на

формирование и развитие правовой системы, различных отраслей

законодательства, правовых форм. Она формирует принципы, стратегию,

основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит

перед собой общество. Современная политика России направлена на построение

правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих

достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и

общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет

специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в

этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической,

социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее

было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней

областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и

иной сферах жизни общества и государства.

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с

преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные

направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики

государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность

государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и

иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному

пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление,

исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей[1].

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью,

выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере

предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные

направления политики могут объединяться между собой, или, напротив,

разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая,

уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики. Основные

формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с

преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно –

правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с

точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Уголовно – исполнительная политика тесно связана с уголовной

политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно – правового

воздействия на преступность. Политика государства в области исполнения

наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.

Уголовно – исполнительная политика определяет цели, принципы,

стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы

исполнения наказания.

Термин '' уголовно – исполнительная политика'' пришел на смену термину

''исправительно-трудовая политика''. Наименование ''исправительно-трудовая

политика'' адекватно отражало сущность политики советского государства в

сфере исполнения наказания. Исправительно-трудовая политика и

соответственно исправительно-трудовое законодательство провозглашали

главную цель исполнения наказания – исправление и перевоспитание

осужденных. Основным средством достижения этой цели был признан труд. Для

достижения цели – исправления с помощью труда были созданы исправительно-

трудовые учреждения. Институт исполнения наказания был связан с мерами

исправительно-трудового воздействия. С мерами исправительно-трудового

воздействия были связаны такие наказания как: условное осуждение с

обязательным привлечением к труду, исправительные работы. Однако термин

''исправительно-трудовая политика'' как и термин ''исправительно-трудовое

право'' перестал отвечать своему содержанию, т.к. в системе уголовных

наказаний появилось много таких наказаний, которые не были связаны с

привлечением осужденных к труду. К таким наказаниям относились общественное

порицание, увольнение от должности и др.

Таким образом, уже с 70-х годов появилось основание изменить

наименование ''исправительно-трудовая политика'' на ''уголовно-

исполнительную политику''.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных

международным сообществом положениях об обращении с осужденными

соответствующим международным актом, достижениям наукам и практикам.

В России произошла смена общественно-экономической формации и

политической системы общества, что повлекло изменения стратегии основных

направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового

государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной

системы. Соответственно показателям правового государства должна быть

приведена вся система исправления и отбывания наказания. Стратегия уголовно-

исполнительной политики в реализации этой цели заключается в гуманизации

исполнения и отбывания наказания, демократизации деятельности

исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний

альтернативных лишению свободы, существенных преобразованиях в

производственной деятельности исправительных учреждений, изменении

установок на роль труда осужденных, привлечении общества в исправлении

осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда

социальных факторов.

Факторам влияющими на уголовно-исполнительную политику являются:

социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние

нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние

преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с

осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского

общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической

деятельности.

Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко

сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-

политическое благополучие общества возможно в условиях демократического

правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствия

крупномасштабных социальных конфликтов.

Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на

уголовно-исполнительную политику. Экономическое благополучное государство

способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед

ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать

стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-

исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от

политических факторов и коньюнктуры. В условиях экономического кризиса

создается разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики,

реализованном в уголовно-исполнительном законодательстве и реальном их

воплощении.

Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также

влияют на уголовно-исполнительную политику.

Разные социальные группы имеют значительные отклонения от

провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В

благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны.

Они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным

становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование

уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества,

углубление социальных противоречий отрицательно влияет на формирование

уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.

Состояние преступности также оказывает существенное влияние на уголовно-

исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-

исполнительная политика как правило более гуманна. Высокий уровень

преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на

нравственные и правовые представления в обществе оправдывает более жестокие

политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об

обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную

политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и

нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

являются составной частью ее правовой системы[2].

В 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основе которых были

приняты обязательства, привести свое законодательство в соответствие с

международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере

борьбы с преступностью. Государства-участники принимали на себя

обязательства ''обеспечить, чтобы со всеми лицами, содержащимися под

стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства,

присущего человеческой личности''.[3]

Россия является правопреемницей СССР, и взяла на себя обязанность

соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных

принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно

выделить Европейские принципы и стандарты, которые содержат более высокие

требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать:

Европейскую конвенцию о защите прав человека; Европейскую конвенцию по

предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих

достоинство видов обращения и наказания; Европейские пенитенциарные правила

и ряд других документов. Россия как член совета Европы, должна привести

свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими

принципами и стандартами.

Принципы и стандарты о защите прав человека и обращении с осужденными

носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию

социальной и политической конъюнктуре, складывающейся в конкретной стране,

не зависят от идеологических и криминологических факторов.

Принципы и стандарты являются четким ориентиром для развития политики

законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения

наказания.

Достижения науки являются важным фактором, оказывающим влияние на

формирование и развитие уголовно-исполнительного права.

Наука, разрабатывая проблемы борьбы с преступностью, также исследует

проблемы исправления осужденных. В предварительных замечаниях к Минимальным

стандартным правилам обращениям с заключенными говорится о необходимости

использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении

правил обращения с заключенными[4] .

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуется

уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой,

исправительной психологией. Такие исследования в России начались в

дореволюционный период, были продолжены в советское время. Наука

сформулировала цели, принципы, основные формы и методы обращения с

осужденными.

Современной задачей российской науки является определение места

пенитенциарной системы России в правовом государстве, определении стратегии

принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Важным критерием

правильности достижений науки является практическая деятельность

исправительных учреждений и других уголовно исполнительных органов. Если

она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно,

возникает необходимость внести соответствующие коррективы в политику.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является

уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика

в настоящее время закреплена в уголовно-исполнительном кодексе, в иных

законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием

наказания.

Таким образом уголовно-исполнительная политика являясь частью единой

политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики,

определяет направление деятельности государственных органов в области

исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания этой

деятельности.

2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права

Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной

политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-

исполнительного права – значит определить его цели, задачи, предмет и

метод регулирования, что в свою очередь требует раскрытия уголовно-

исполнительных отношений, норм и системы уголовно-исполнительного

законодательства.

Но прежде чем перейти к освещению каждого из этих вопросов, необходимо

определить место, которое занимает уголовно-исполнительное право в системе

права, так как от этого зависит и круг рассматриваемых вопросов. Так, если

не считать уголовно-исполнительное право самостоятельной отраслью права, то

самим собой снимается вопрос о норме уголовно-исполнительного права, об

уголовно-исполнительном правоотношении.

Первоначально считалось, что исправительно-трудовое право ( так раньше

называлось уголовно-исполнительное право ) представляет собой специфическую

часть, подотрасль уголовного права. По мере развития исправительно-

трудового законодательства, включение в него норм уголовного, уголовно-

процессуального, трудового, административного права была высказана точка

зрения, что исправительно-трудовое право является комплексной отраслью

права. Но постепенно появляется тенденция к выделению исправительно-

трудового права в самостоятельную отрасль. Эту точку зрения почти

одновременно впервые высказали А. С. Галесник[5] и Б. С. Утевский[6] в 1957

году. В настоящее время она общепризнана.

Наибольший вклад в обоснование и развитие науки уголовно-

исполнительного права внесли такие ученые, как Н. А. Беляев, И. И. Карпец,

Ю. М. Ткачевский, Н. А. Стручков.

Вместе с тем нельзя забывать, как правильно отмечает тот же Ю.М.

Ткачевский, что ''по отношению к уголовно-исполнительному законодательству

уголовное право является базовым''[7]. Поэтому он считает, что ''уголовное

право – фундаментальная отрасль права, а уголовно-исполнительное –

специальное''[8].

Главным признаком самостоятельности отрасли права является

существование особого предмета и метода регулирования. А также наличие

самостоятельной, оформленной в виде единой целой системы законодательства.

Установить предмет непосредственно уголовно-правового регулирования -

значит выделить качественно однородную группу общественных отношений по

целям, задачам и методам государственно-правового воздействия на них.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные

отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных

наказаний.

Основным методом уголовно-исполнительного права является императивный.

Нормы уголовно-исполнительного законодательства охраняют, укрепляют и

способствуют развитию общественных отношений путем установления запретов и

велений, хотя методы воздействия не сводятся к применению наказания за их

нарушение. Но тем не менее карательный метод служит тем основным методом,

при помощи которого государство принуждает к соблюдению норм уголовно-

исполнительного права.

Функции уголовно-исполнительного права иногда отождествляют либо с

задачами права, либо с его методами.

Функциями права, вообще, являются:

- функция организации общественных отношений

- функция охраны общественных отношений

Для уголовно-исполнительного права основной является последняя.

Система права - это присущая ему внутренняя структура, выражающая

единство и разграничение его действующих норм и институтов.

Уголовно-исполнительное право делится на Общую и Особенную часть.

Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру

уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных,

систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.

Особенная часть определяет порядок и условия исполнения и отбывания

конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от

наказания и контроль за освобожденными и условно -осужденными.

3. Принципы уголовно-исполнительного права

Принципы – это вытекающие из требований политики государства общие

руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности

соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.

Принципы уголовно-исполнительной политики, будучи выраженными в

правовых нормах, становятся принципами уголовно-исполнительного права.

Имеются три группы принципов уголовно-исполнительного права:

1) общеправовые; 2) межотраслевые; 3) отраслевые.

I Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.

Общеправовыми они называются потому, что присущи всем отраслям права;

межотраслевыми - потому, что присущи смежным отраслям права: уголовному,

уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному; отраслевыми - потому,

что присущи только одной отрасли права: уголовно-исполнительному.

Принцип демократизма заключается в следующем:

а) законы, регулирующие исполнение наказания и применение к осужденным

исправительного воздействия выражают волю народа. Так, например, проект

нового Уголовно-исполнительного кодекса обсуждался в средствах массовой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.