реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по теории государства и права 100

методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется

необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в

банке, источник финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций

государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Органы государства классифицируются по различным основаниям

По способу возникновения они подразделяются на первичные и

производные. Первичные органы государства никакими другими органами не

создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная

монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные

полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы

создаются первичными органами, которые и наделяют их властными

полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы

прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на

высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными

(например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства

наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на

территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в

административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях

и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и

специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий

круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует

в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой)

компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного

вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и

единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов

непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в

соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные

органы.

Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно

высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином

"парламент".

Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней

палаты.

Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не

перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник

— народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому

самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти

не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван

обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой

властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных

государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в

конституционных монархиях — монарх в республиках — президент.

Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит

правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство

обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя

совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его

заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные

центральные ведомства государственного управления (министерства,

департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты

(указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к

исполнению.

Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из

гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и

иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные

суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого

процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный

прецедент, они участвуют в правотворчестве.

В механизм государства входят силовые ведомства составляющие основу

властной силы государства, — вооруженные силы, органы безопасности, полиция

(милиция). Основное назначение последней — охрана общественного порядка и

обеспечение внутренней безопасности. Особо выделяются в механизме

государства местные органы власти.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную

систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному

прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и

освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента.

Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и

иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры

определяются федеральным законом.

Системы органов государственной власти республик, краев, областей,

городов федерального значения, автономной области, автономных округов

создаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного

строя России и общими принципами организации представительных и

исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным

законом.

Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, ибо

не являются государственными.

40. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы, о которых здесь идет речь, — это законодательные отправные

начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и

функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на

общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные

принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья

государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

Общие принципы принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской

Федерации, ко второй — принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об

основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных

законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре

Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы

организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм,

федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации

государства, республиканской форме правления, при которых носитель

суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации —

многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам,

в том числе и непосредственно (например, выборы президента и

представительных органов государственной власти) или через органы местного

самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти

народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице

объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского

государства зиждется на том понимании, что оно — социальное государство,

политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных

потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть

осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и

судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к

различным ветвям власти.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного

механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из

равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города

федерального значения, автономные области, автономные округа. Во

взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской

Федерации равноправны между собой.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и

исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ органы

государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного

самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и

законы России.

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и

деятельности механизма государства получают свое подкрепление, развитие и

конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных

законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об

основах государственной службы Российской Федерации».

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание

коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы.

Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях

существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности

государственного механизма как системы государственных органов,

рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму

государства необходимые для его успешного функционирования

целенаправленность, единство и целостность.

41. Система государственных органов в Российской Федерации.

Орган государства — это юридически оформленная, организационно и

хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из

государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями

и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей

компетенции определенных задач и функций государства.

Разносторонность и многосложность деятельности государственного

механизма обусловливает значительное число его органов. По различным научно

обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды.

Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник

их легитимности, подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для

непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ,

Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные

органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и

исполнительной власти субъектов РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для

обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем

пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты

палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ,

органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов,

представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму —

вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей государственные органы делятся

на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве государственные органы подразделяются на

федеральные органы и органы субъектов Федерации.

При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к

федеральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоянные

и временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской

Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конституциям и

уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут

быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они

связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными

обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного

положения).

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них —

коллективные образования, другие — представлены одним лицом. По общему

правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих.

Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство РФ,

Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может

воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например,

Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ,

Генеральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных

органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре

механизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их

комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше

и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

42. Место и роль государства в политической системе общества.

Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в

Российской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем

представительной (через выборные государственные законодательные органы)

так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся право

на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на

объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые

разнообразные общественные организации. К ним относятся политические

партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы

и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I

Конституции РФ, можно определить, что политическая система – это

совокупность организационных форм политической деятельности народа

Российской Федерации. При этом и само государство рассматривается как форма

организации политической деятельности народа, причем форма основная, все

остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер.

Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих

перед государством, и создают возможность участия для всех граждан в

управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему

расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и

роль государства в политической системе общества определяется рядом

особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной

элемент системы.

Во-первых, именно государство является организацией всего

многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членов

общества, вне зависимости от их социального , имущественного положения,

расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п.

Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает

гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других

структурных элементов системы, взятых в отдельности.

Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает

предпосылки для развития всех форм собственности.

В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом,

органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяются

государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система

правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел,

прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.

В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы,

государство располагает системой издания органами государства, в пределах

своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за

их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания

нормативных актов, однако последние не носят общеобязательного характера и

распространяются только на членов данной общественной организации.

В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей

суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко

всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая

суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные

правила поведения (законы).

Таким образом, государство занимает особое место в политической

системе общества и играет в ней основную роль.

43. Государство и партии.

В политической системе большую роль играют политические партии -

важные социальные институты политической жизни общества.

Политическая партия - это, как правило, весьма формализованная

политическая организация со своей структурой (руководящие органы,

региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных

общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее

активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание

политической власти для осуществления определенной программы. социальных,

экономических, политических преобразований, достижение ею неких целей и

идеалов.

Появление таких общественных организаций, как партии, является

объективным процессом, который позволяет выявлять общие интересы различных

групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться

их осуществления. Государство - это как раз тот социальный институт, где

партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы,

обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их

реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным

объектом политической борьбы, определяет участие партии в завоевании

государственной власти.

Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти

демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии,

которые ставят своей задачей насильственные преобразования общественного

строя, насильственный захват власти.

Организация и деятельность различных партий в историческом ракурсе

оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их

взаимодействие с государством, его институтами.

По участию в делах государства можно различать не только

парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют

власть. Партия осуществляет власть, главным образом через «своих людей»,

своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты.

В некоторых обществах длительное время независимо от партийного

влияния формируется и функционирует аппарат министерств, других органов

управления, но руководители этих министерств, других органов управления

назначаются по партийной принадлежности в зависимости от того, какая

парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит

повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная

партия. В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к

такой политической системе, которая может быть определена как «партийное

государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология

становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и

государственного аппарата.

44. Государство и церковь.

История знает теократические и светские государства, воинственно-

атеистические и конфессионально-плюралистические, соответственно и разные

политические системы.

Многообразие конкретно-исторических религиозно-духовных состояний

общества позволяет в рамках теории государства сформулировать лишь

несколько общих, но важных выводов, необходимых для понимания

взаимодействия государства и церкви в рамках политической системы.

Как правило, политические системы большинства обществ особенно на

современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло

отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно,

государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед

собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а

весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную

жизнь, в политику. В_таком взаимоотношении реализуется принцип свободы

совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии-

религии. Однако так происходило лишь в нормально функционирующих либерально-

демократических политических системах.

В тоталитарно-распределительных политических системах формальные

покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в

дела церкви, попытки контроля за священнослужителями, гонения на них,

репрессии. Taкие политические системы пытались использовать церковь для

своих целей. Воинственно-атеистические системы, в свою очередь, пытались

применить и применяли открытое принуждение для насильственного разрушения

религиозных систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества.

А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы,

например ислам напротив религиозные организации оказывали и оказывают

воздействие на функционировании государственных институтов, задают и

определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни,

выступают фактически важным институтом политической системы.

В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований

весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов

религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов

государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как правило, - это

все же практически и фактически важный элемент политической системы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.