реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по теории государства и права 100

Непосредственная реализация, т.е. осуществление права в фактическом

поведении, происходит в трех формах.

Форма первая — соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и

охранительные нормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от

запрещенных действий, т.е. пассивное поведение. Так, ч. 3 ст. 8

Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных

судах в Российской Федерации" установлено: "Ни одно лицо не может быть

представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей

квалификационной коллегии судей". Для соблюдения зафиксированного в данной

норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от представления к

"назначению на должность судьи, если нет согласия соответствующей

квалификационной коллегии судей.

Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих

норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное

поведение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по

трудовому договору и т.п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ

"кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему

документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие

значение для осуществления требования".

Форма третья — использование субъективного права. В такой форме

реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены

субъективные права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: "Собственнику

принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом".

Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение.

Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего

права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных

фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по

прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача

вещи в залог, дарение, продажа и т.д.), через предъявление требования к

обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания,

т.е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного

права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с

просьбой о взыскании долга в принудительном порядке.

82. Применение права как особая форма реализации права.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия

государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без

принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках

которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают

установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях

возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация

права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее

запрограммировано участие государства. Это, прежде всего, нормы, в

соответствии с которыми осуществляется государственное распределение

имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в

качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального

обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из

муниципального или государственного жилого фонда требует индивидуального

властного решения соответствующего государственного органа или органа

местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем принятия

индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются

земельные участки, находящиеся в собственности государства.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными

лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер

власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве

необходимого элемента властные решения, т.е. акты применения права

(например, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве.

Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и

обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный

государственный орган (так, хозяйственные споры между организациями

рассматривают арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для определения меры

юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для

применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права — это властная деятельность

компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения

по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых

норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными

функциями государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий —

субъективных прав, обязанностей, ответственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

83. Стадии правоприменительного процесса.

Применение норм права — сложный процесс, включающий несколько стадий.

Первая стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела,

вторая — выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья —

принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление.

Первые две стадии являются подготовительными, третья — заключительной,

основной. На третьей стадии принимается властное решение — акт применения

права.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается

применение права, очень широк. При совершении преступления — это лицо,

совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие

вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие

обстоятельства: при возникновении гражданско-правового спора —

обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для

ее исполнения, взаимные претензии сторон и т.д. Фактические обстоятельства,

как правило, относятся к прошлому, и поэтому правоприменитель не может

наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами —

материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в

документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах

осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное

содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую

фактическую ситуацию.

2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т.е. их

юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту

норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую

фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических

обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных

гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними.

Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на

первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на

эти факты.

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению

круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те,

которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой

ситуации — когда начинают "подгонять" факты под гипотезу избранной нормы. В

юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит

к изменению юридической квалификации.

3. Содержание решения по юридическому делу определяется главным

образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении

решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции)

применяемой нормы.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке

собранных доказательств и установлении в окончательной юридической

квалификации и в определении для сторон или виновного юридических

последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ — акт

применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности

по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические

последствия для конкретных лиц.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового

регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на

их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены

возможностью государственного принуждения, однако, последняя, реализуется

именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти

решения могут быть исполнены в принудительном порядке.

Возможность принудительного исполнения актов применения права

обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования

обоснованности и законности.

84. Толкование: понятие, виды, способы.

Реализация права, т.е. претворение правовых предписаний в жизнь, в

поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм,

выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли

в юридической науке и практике определяется понятием "толкование права".

Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность по

установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и

совершенствования.

Толкование — не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания,

а деятельность (интеллектуально-волевая, организационная), процесс,

протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента:

уяснение и разъяснение.

Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм "для себя".

Разъяснение же — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как

специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный

фактор правовой культуры, момент существования и развития права,

необходимое условие правового регулирования.

Под толкованием, подразумевается и искусство постижения значения

знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями

через их внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь).

В отличие от иных видов толкования толкование права —особая

деятельность, чья специфика обусловлена рядом факторов: во-первых, эта

деятельность связана с интерпретацией не любых письменных источников, а

правовых актов, т.е. объектом его является право — специфическая

реальность, обладающая особыми признаками, свойствами, принципами

функционирования; во-вторых, толкование в праве, имея целью реализацию

правовых предписаний, выступает и необходимым условием правового

регулирования; в-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность

осуществляется компетентными государственными органами; в-четвертых,

результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение,

закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Деятельность государственных органов, общественных организаций и

отдельных лиц по разъяснению норм права — вторая сторона процесса

толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит

разъяснение, различают: официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами —

государственными органами, должностными лицами, общественными

организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное

значение для других субъектов. Такое толкование является юридически

значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей

на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального

статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые

нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные

учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение

норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет

юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.

Официальное толкование различают двух видов — нормативное (общее) и

казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно

только разъясняет смысл уже действующих.

Нормативное толкование применяется в случаях, когда нормы недостаточно

совершенны по своей форме, имеют неясность текстуального понимания при

неправильной и противоречивой практике их применения. Оно призвано

обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.

Среди нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и

легальное (разрешенное, делегированное).

Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых

норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих

функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий

орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения.

Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы,

например Государственная Дума РФ.

Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения —

легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми

субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь

правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные

акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами.

Казуальное толкование также является официальным, но не имеет

общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с

учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом

по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель

такого разъяснения — правильное разрешение определенного случая, поэтому

оно не имеет значения при рассмотрении других дел.

Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, даваемое не

уполномоченными на то субъектами. Оно не является юридически значимым.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное

и доктринальное (научное).

Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. Особенно

четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных

актов, референдумов.

Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых

вопросах (профессионалов, специалистов в области права). Например,

разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема

граждан.

Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное

(научное) толкование. Оно так же, как и вышеназванные виды неофициального

толкования, не имеет юридической силы.

Способ толкования представляет собой совокупность приемов и средств,

позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли

законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими

особенностями и средствами уяснения правовой нормы.

Основные способы толкования: грамматический, логический,

систематический, историко-политический и специально-юридический.

Грамматический (филологический, языковой) способ толкования

представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста

какого-либо нормативного акта. Такое толкование предполагает, прежде всего,

выяснение значения отдельных слов как в общеупотребительном, так и в

терминологическом смысле (эпидемия, эпизоотия, рецидив и т.д.). Главное —

понять тот смысл слова, какой вкладывал в него законодатель.

При логическом толковании законы логики используются самостоятельно,

обособленно от остальных способов. Здесь исследуется логическая связь

отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами

по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими

понятия, явления и соотношения их между собой. В данном случае применяются

такие приемы, как логическое преобразование, выведение вторичных норм,

выводы из понятий, доведение до абсурда.

Систематическое толкование — это уяснение содержания правовых норм в

их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте,

институте, отрасли права в целом.

Данный способ толкования предопределяется внутренними свойствами

права, его системностью. Правовые нормы в общей системе правового

регулирования связаны между собой многочисленными отношениями. Поэтому,

чтобы полностью уяснить ту или иную норму права, необходимо учитывать целый

ряд других норм, регулирующих смежные общественные отношения, установить

связь между регулятивными и охранительными нормами. Все это помогает

правильно понять сферу действия нормы, круг заинтересованных лиц, смысл

того или иного термина.

Систематическое толкование позволяет выявить факты коллизий

(противоречий) между правовыми нормами. Такой способ толкования важен при

применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее

близкую по своему содержанию к конкретному случаю. Наиболее четко этот

способ проявляется при сопоставлении норм Общей части отрасли права с

Особенной частью.

Специально-юридическое толкование основывается на профессиональных

знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование

предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов

выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических

терминов, конструкций и т.д. Это обусловлено тем, что в области

законодательной стилистики существует свой язык законов как особый стиль

речи и в связи с этим имеются термины и конструкции, специфичные для

законотворчества. Поэтому, чтобы правильно осуществить правовую

квалификацию обстоятельств дела, дать им юридическую оценку, необходимо

раскрыть своеобразие языка законов, т.е. уяснить смысл непосредственно

юридических понятий, категорий, конструкций и т.д.

Этот способ обусловлен и тем, что наука может формулировать новые

юридические понятия и категории, используемые законодателем. Интерпретатор

вынужден обратиться к научным источникам, где находит готовый анализ тех

или иных терминов норм права, оценочных понятий (тяжкие последствия,

существенный вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог,

поручительство и т.д.), которые влияют на практику решения конкретных дел.

С помощью историка-политического толкования выясняются:

во-первых, исторические условия издания нормативного акта, во-вторых,

социально-политические цели, которые преследовал законодатель, издавая этот

акт. Необходимость этого способа вызывается тем, что с помощью лишь

установления правовых связей невозможно уяснить глубоко и всесторонне смысл

и содержание нормы права.

Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы,

обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам, обусловившим введение ее

в систему правового регулирования. Этот способ толкования позволяет

анализировать также источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения

и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проекты, материалы

всенародного обсуждения, различные выступления, мнения и т.д.

Историко-политическое толкование помогает выявить такие правовые

нормы, которые хотя формально и не отменены, но фактически уже не

действуют, т.е. не существует тех общественных отношений, которые норма

регулировала.

Все это способствует более точному установлению смысла правовой нормы.

В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное),

расширительное (распространительное) и ограничительное.

Буквальное толкование — наиболее типичный и часто встречающийся вид

толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т.е. словесное

выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны.

При расширительном толковании действительный смысл и содержание

правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Например, законодатель

часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только

закону). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае

имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших

органов власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку имеются в

виду и народные заседатели, и присяжные.

Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда

действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Например,

в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обязаны содержать

нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой

обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых

родители не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг

субъектов, подпадающих под действие правового предписания.

85. Аналогия закона и аналогия права.

Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух

причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений,

которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены

законодателем: во-вторых, из-за упущений при разработке закона.

В таких ситуациях обычно используются специальные приемы: аналогия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.