реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по теории государства и права 100

рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или

объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство'.

Как форма (источник) права, юридический прецедент получил наиболее

широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады,

Австралии, где он имеет силу законодательного акта. Однако его элементы

имеют место и в российской правовой системе, что связано прежде всего с

деятельностью Конституционного, Верховного и Арбитражного судов,

руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных

юридических споров всеми нижестоящими судебными органами.

Прецедент может быть как судебным, так и административным. Он

предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного

усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций

именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых

обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее

решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное

решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от

положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную

ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам.

Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

Договор с нормативным содержанием. В условиях реформирования

политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются

полномочия субъектов Федерации, хозяйственных предприятий и отдельных

граждан, оптимальной формой учета многообразного спектра интересов

становится не властный приказ из центра, а договор.

Нормативные договоры получают все более широкое распространение в

конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях

права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и

обычными, типовыми и текущими.

Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства: 1)

содержит норму общего характера; 2) добровольность заключения; 3) общность

интереса; 4) равенство сторон;

5) согласие участников по всем существенным аспектам договора; 6)

эквивалентность и, как правило, возмездность; 7) взаимную ответственность

сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

8) правовое обеспечение'.

В отличие от договоров-сделок, нормативный договор не носит

персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание

составляют правила поведения общего характера — нормы.

Наиболее распространенным примером такого рода актов является

коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной

организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма

значительную роль при регулировании трудовых отношений. К числу нормативных

относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и

субъектами Российской Федерации.

65. Норма права: понятие, признаки, виды.

В современной юридической литературе под нормой права понимается

общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и

обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в

официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений

путем определения прав и обязанностей их участников.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.

2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей.

3. Норма права представляет собой правила поведения общеобязательного

характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в

течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или

иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому

обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий

характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и

каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя

определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей,

четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность

заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе

официального документа — нормативно-правовом акте.

5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством.

6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в

структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных

отраслей и институтов права.

Правовыми можно считать нормы, которые:

• исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев,

традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и

признанных государством;

• исходят непосредственно от общества (страны), территориального

образования и выражают волю всего населения или его большинства, т.е.

нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума),

предусмотренного Конституцией;

• изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными

в соответствии с Конституцией, и не противоречат международно-правовым

актам, закрепляющим естественные права человека;

закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в

соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и

нормами международного права.

Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от

государства, и непосредственно от гражданского общества. В первом случае

это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной

государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах,

где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются

непосредственно населением конкретного территориального образования

(сельский сход и .т.д.) или населением всей страны (всенародный

референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята

Конституция Российской Федерации.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно

подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-

правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные

(нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-

определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-

инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового

регламентирования общественных отношений, правового положения человека,

пределов действия государства.

Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской

Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —

обязанность государства".

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование

фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем

предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от

характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида

регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право

на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность

совершения определенных положительных действий); запрещающие

(устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые

определены законом как правонарушения).

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения,

которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также

условия и порядок освобождения от наказания.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие

осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового

регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно

они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной

реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных

актах, связанных между собой.

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного

характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов

общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2

ст. 1 Конституции РФ говорится: "Наименования Российская Федерация и Россия

равнозначны".

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых

явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве,

сделки в гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между

правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае

противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления

Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону

применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в

силу, прекращения его действия и т.п.

3. По предмету правового регулирования различают нормы

конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и

иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные

и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые

содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные,

диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный

характер, не допускающий. отклонений в регулируемом поведении. Это, как

правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам

(участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса

реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных

случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-

правовых отношениях. /

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным

предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства

поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные,

поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы

ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют

на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные

территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы,

издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской

Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных

органов краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных

государственных, общественных или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и

временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под

их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих,

железнодорожников и т.п.).

66. Структура правовой нормы.

Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное

образование, имеющее собственную структуру.

Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов:

гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия),

при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от

количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и

сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы

с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта

обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны

действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может

быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает

возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в

пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило

поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим

правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в

результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности

санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер

штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до

десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или

исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное

ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными

отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих

элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

67. Система права: понятие и структура.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура

(строение, организация), которая складывается объективно как отражение

реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не

результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с

действительности. Фактический социальный строй общества, государства

определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли,

институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей,

элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие,

взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность,

материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право,

определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли;

во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и

действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его

исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б)

отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права;

д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого

явления.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходящее от

государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности

общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании.

Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся

специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые

участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не

представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов.

Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не

присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует

общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы

предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов

права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные

с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения,

связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право

регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе

осуществления трудовой деятельности в сфере производства. Способность

осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений

отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции

которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью

отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит

исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия,

устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений

соответствующей сферы.

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных

обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее

компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом

для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор

юридических средств правового регулирования, что позволяет не только

объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный

характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по

составу отраслях права имеется еще один компонент — под отрасль права —

целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений

в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.

Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное,

транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в

трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового

института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли

права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-

процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих

норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в

соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных

отношений.

Система права современного общества объединяет следующие основные

отрасли:

1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права,

закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны,

основы правового положения граждан, систему органов государства и их

основные полномочия.

2.Административное право регулирует общественные отношения, которые

складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной

деятельности органов государства.

3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих

общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4. Земельное право регулирует общественные отношения в области

использования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что является

материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

5. Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права,

которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные

неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют

различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в

имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием

произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и

такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или

организаций.

6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные

отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права

определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время

и время отдыха, правила безопасности условий труда.

7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные

отношения. Ее нормы ставят условия и устанавливают порядок вступления в

брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по

отношению друг к другу.

8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в

процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы

гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и

обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое

положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного

разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.

9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые

устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и

какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права

определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и

размеры наказания за преступное поведение и другое.

10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие

порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют

деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда

и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного

разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся

при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-

трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия

осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также

регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии

наказания.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа

правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных

отношений. Если юридическая норма — «исходный элемент, «живая» клеточка

правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную

правовую общность»'.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки,

фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.