реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по теории государства и права 100

закона и аналогия права.

Аналогия закона — это применение к не урегулированному в конкретной

норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения.

Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по

юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если

нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму,

регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и

используется в качестве правового основания при принятии решения по делу.

Применение аналогии закона в случаях обнаружения пробела предусмотрено

законодателем. Так, в ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР

записано: "В случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд

применяет закон, регулирующий сходные отношения". Область применения

аналогии закона достаточно обширна, поскольку в соответствии со ст. 1 ГПК

РСФСР в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела по

спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административно-

правовых отношений. Приведем один из примеров. В последние годы в стране

появилось множество частных фирм, оказывающих правовую помощь гражданам и

юридическим лицам. Однако возмещение расходов на эти услуги процессуальным

законом не предусмотрено. Поэтому, например, истец, понесший расходы на

юридическую помощь, хотя и выигрывал дело, не мог взыскать такие расходы с

ответчика. В настоящее время в судебной практике при рассмотрении подобных

дел используется аналогия закона: правило ст. 91 ГПК РСФСР,

предусматривающей возможность взыскания расходов по оплате юридической

помощи адвокатов — членов юридической консультации, признается правовым

основанием для возмещения [расходов по оплате помощи, оказанной

юридическими фир-1мами.

Заметим, что в связи с возрождением в России частного права и

расширением гражданских свобод сфера применения аналогии закона

соответственно сужается. Об этом (говорит определение аналогии в

Гражданском кодексе Российской Федерации: в ч. 1 ст. 6 зафиксировано, что в

случаях, когда "отношения прямо не урегулированы законодательством или

соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота,

к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется

гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия

закона)". В гражданском праве, следовательно, для применения аналогии

закона недостаточно отсутствия нормы, прямо регулирующей спорное отношение.

Необходимо также отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному

случаю обычая делового оборота. Аналогия права — это применение к не

урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии

нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла

законодательства. Общие начала и смысл законодательства есть не что иное,

как принципы права (общеправовые и отраслевые). При аналогии права принципы

выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным

нормативно-правовым основанием правоприменительного решения. Применение

аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: при

обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей

сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.

86. Правосознание: понятие и структура.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему

людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и

ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и

ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что

охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве

(к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других

правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия

права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему

сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение

может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств,

настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе

может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Если признать право объективной реальностью, то надо признать и

наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием.

Правосознание — неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право —

регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих

отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями,

идеологическими воззрениями, религиозными доктринами.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно

велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового

регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения.

Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового

регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной

стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на

стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной

степени оно присутствует во всех элементах механизма правового

регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) — сложное

структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты,

обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя

понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и

качественные показатели таких представлений могут быть различными: от

примитивных, поверхностных до научно-теоретических.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука.

Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества,

осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы,

которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в

структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового

регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска

(положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и

направленность правового поведения. Практика изучения правомерного

поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения

человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на

поведение неправомерное. Например, имеют юридическое значение состояние

сильного душевного волнения при совершении преступления.

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам

позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного

объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней

(например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его

принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и

поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания —

обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может

быть и отношения к нему.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте,

человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с

собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы

правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных

представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере.

Осознание ценности права личностью способствует превращению права из

"чужого", исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в

"свое", способствующее реализации целей и интересов человека.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент

третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет

делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для

реализации собственных задач или "обойти" его, строго исполнять данный

закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и

потребностям, — все эти моменты входят в волевой элемент правосознания.

Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т.

е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать

в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто

целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в

правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека

и общества.

87. Деформация правового сознания: правовой нигилизм, правовой

идеализм, правовой инфантелизм.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е.

отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации

общественных отношений.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах —

теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место

теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда

ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что

есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская

революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во

втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на

практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в

многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в

конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и

легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов

безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной

политики на уголовные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится

самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти

невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди

населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те

предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными

актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди

населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные

государством предписания не соблюдаются государственными же органами,

ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие

объяснения и оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и

т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой

нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное

явление — правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение

реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает

человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще

Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов

строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые

мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив

старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто.

Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно

возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего

общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может

развеять иллюзии правового идеализма.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм

— его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим

невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом

политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось

бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют

как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной

медали».

Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в

законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные

пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом

с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода

реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение

пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и

безболезненное развертывание демократии, гласность и др.).

Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически,

провозгласить в конституциях. На деле же форсированного перехода общества

из одного состояния в другое не получилось, ожидания затянулись. Наступило

«социальное похмелье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые

прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же нигилизм, только с

обратным знаком.

88. Правовая культура.

Категория "правовая культура" используется для характеристики всей

правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным

углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых

категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на

изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и

объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере,

отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном

обществе. Понятие "правовая культура" всегда предполагает оценку "качества"

правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми

правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным,

духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние

правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития

правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне

правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а

также степени гарантированное государством и гражданским обществом свобод и

прав человека.

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития

правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им

такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность

правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д.,

нисколько информировано в правовом отношении население, его социальные,

возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение

населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим

средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение

(несоблюдение) правовых предписаний и это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в

реальной правовой деятельности, в правилах поведении, которые имеют и

самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой

культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит

из теоретической — деятельность 'юристов, образовательной — деятельность

студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической —

правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной,

деятельности.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития

всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых

выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение

для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства.

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться

и состояние индивидуальных правовых актов — документов: правоприменительных

(решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров,

документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и

правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и

описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться

законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем,

оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства

достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества,

в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и

духовному строю права и свободы человека.

89. Правовое поведение: понятие и виды.

Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. В

зависимости от формы выражения оно может быть вербальным (словесным),

складывающимся из различных высказываний, суждений и оценок, которые дают

представление о внутреннем состоянии индивида, и реальным (практическим),

которое заключает в себе определенные действия людей.

На основании сопоставления этих действий с представлениями о должном и

неправильном, которые зафиксированы в моральных правилах, эстетических

канонах, в иных социальных предписаниях, человеческое поведение

расценивается обществом положительно, если оно не противоречит общепринятым

эталонам поступков, а человек руководствуется ими в своей повседневной

жизни. В то же время поведение людей, не совпадающее с нормами, нарушающее

общественные правила, квалифицируется как отклоняющееся и антиобщественное.

Принципиальным фактором, определяющим место личности в обществе,

является ее отношение к праву, социально-правовой действительности. О

характере действий человека в сфере правового регулирования можно судить,

исходя из оценок, зафиксированных в юридических нормах. Такими правовыми

действиями лица являются поступки — правомерные или противоправные. Все

остальные действия могут быть причислены к юридически безразличным

(индифферентным по отношению к праву), то есть не отнесенным к категории

действий, нуждающихся в каком-либо правовом опосредовании.

Закрепленное в юридических нормах право личности на свободу выбора

того или иного поступка представляет собой решение по своему усмотрению

вопроса "как поступать?". Здесь вступают в силу внутренние регуляторы

поведения, связанные как с осознанием возможного принуждения со стороны

государственных органов, так и с нравственно-этическим миром личности,

закрепленным в ее сознании определенным уровнем общей культуры поведения, а

также правовых традиций общества.

Правомерное поведение можно определить как обусловленную культурно-

нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере

социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей

и требований.

Поведение человека всегда является сознательным волевым проявлением,

тем самым отличаясь от иных действий, которые носят, например,

инстинктивный либо рефлекторный характер. Подвергаясь воздействию со

стороны права, человек соотносит с им свои поступки и может соответственно

выполнять его предписания либо действовать в их нарушение. Конкретные

поступки в рамках закона основываются на различной степени активности.

Правовая норма предписывает в определенных ситуациях как воздерживаться от

каких-либо действий (соблюдать правовые требования), так и совершать

действия (исполнять указания норм права). В его положениях также могут

содержаться указания, которые дают субъекту права возможность выбора того

или иного действия (то есть использовать правовые нормы по своему

усмотрению). Они уполномочивают человека самому принимать решения, на

основании которых могут возникать соответствующие права и обязанности.

Правомерное поведение представляет собой социально полезную

деятельность, направленную на удовлетворение государственных и правовых,

общественных и личных интересов, ценностей и целей.

Правомерное поведение проявляется в общественной жизни весьма

многообразно. Действия, соответствующие правовым предписаниям, могут быть

классифицированы по многим признакам и критериям. Одним из таких критериев

может быть соответствие конкретного поведения нравственному идеалу,

представлению о должном образце поведения в обществе.

Возможно выделение и иных отраслевых правомерных форм поведения,

например в сфере гражданско-правовых или административно-правовых

отношений, что, однако, не противоречит более общей, применительно к праву

в целом, типологии. Необходимым ее условием должна быть мотивация

правомерного поведения, то есть система побудительных факторов личности, ее

убеждений, ценностных ориентации и иных внутренних характеристик.

По степени активности процесса вовлечения личности в правовое

регулирование выделяют следующие виды правомерного поведения.

1. Социально-активное поведение. Социально-правовая активность

личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного

поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и

обществом деятельности в правовой сфере. Это прежде всего инициативное

поведение, которое может стать и нередко становится существенным фактором

изменений в самой правовой системе. Социально-правовая активность

определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью,

сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные

правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном

поведении.

2. Привычное поведение. Человек, как известно, выбирает наиболее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.