реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по теории государства и права 100

государства, от человека.

Затем в XVIII-X1X веках резко усилилась дискуссия о соотношении

естественного и позитивного (законодательного) права. Сторонники

естественного права действительно могли опираться в своих логических

построениях на подчас отсутствие разумных, нравственных обоснований

законодательства абсолютистских монархий, прежде всего закреплявших

крепостничество, произвол, дикие формы судопроизводства и т. п. Вспомним

знаменитое выражение одного из выдающихся просветителей: человек рождается

свободным, а везде он в оковах!

В атмосфере европейского просвещения критика законодательства с

позиций разума, морали, которая опиралась на выведенные и сформулированные

трудами просветителей естественно-правовые идеалы (право на жизнь, на

свободу, на безопасность, на собственность и др.) имела, конечно же,

положительное и даже сокрушительное для абсолютизма значение. Как имела

такое же значение и критика с естественно-правовых позиций в XX веке

социалистического законодательства. Эта критика опиралась на так называемое

«широкое» понимание права, в которое вкладывались рациональные естественно-

правовые идеи. Критиковалось, в частности, «узкое» понимание права,

которое, по мнению критиков, сводило форму права лишь к законам.

В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму концепции о

правах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал

общепризнанным и четко определенным. И самое главное — эти права и свободы

перестали быть некими логическими построениями, результатами умственных

усилий тех или иных юристов и философов, а приобрели юридически законченную

форму. Они вошли в четко очерченных формулировках в международные

декларации, конституции, иные акты. Особенно значимым является закрепление

прав и свобод человека, составляющих ядро в основополагающих разделах

конституций.

Таким образом, в XX веке по критерию формы права исчезает разница

между естественно-правовыми положениями, вытекающими из самого

существования человека (его основными правами и свободами), и другими

правовыми положениями. Форма становится единой для всех

сфер права — объективированное закрепление получают все правила

поведения в актах и иных источниках.

Некоторые ученые полагают, в этой связи надо говорить о двух формах

права — внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма — это

закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения,

а внутренняя — эта та самая формальная определенность, которая четко

закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме,

устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства

права как системы.

Однако практическое значение все же имеет предложенное выше

определение формы права. Именно оно позволяет ориентировать юридических

работников на конкретные нормы права, их закрепление, использование,

совершенствование и т. д. В целом такое понимание формы права способствует

и упорядочению, стабилизации общества. Но, разумеется, эти нормы должны

быть обоснованными, формально определенными, исполнены в лучших традициях

законодательной техники и т. д.

Отмечу, что в отечественной теории права развивается еще один подход к

определению формы права — информационный.

Как уже упоминалось в первой теме, право имеет информационную природу

— содержание правил поведения можно трактовать как перспективную

(предписывающую) информацию. Современные технологии позволяют хранить эту

информацию на различных носителях — бумажных носителях, магнитных лентах,

дискетах и т. д. С учетом появления новых носителей информации, а не только

бумажных, форму права можно определить как общеобязательные правила

поведения, зафиксированные на самых различных носителях информации. И это

«информационное» определение формы права учитывает современные

представления о новых источниках права и отражает некоторые новые

требования, которые предъявляются к оформлению правовых правил поведения.

Например, в ФРГ имеется законодательно установленное правило, согласно

которому является обязательным такая формализация акта, принятого

государственным органом (формат, расположение грамматических структур и т.

п.), которая бы позволила обрабатывать его на ЭВМ — хранить, выдавать и т.

п. При несоблюдении этих требований запрещается регистрация акта и он не

приобретает юридического значения, становится юридически ничтожным.

Наконец, об источниках права. Это понятие получило широкое

распространение в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной

теории государства и права. Ученые выделяли два главных способа образования

норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании

правовой нормы. Это был, по их мнению, наиболее распространенный способ.

Прямое предписание власти устанавливало законы, обязательные для всех

членов общества. Но нормы позитивного права, отмечали они, могут возникать

и без непосредственного участия законодателя — они складываются в виде

обычая и уже затем утверждаются законодателем. Эти две формы права — закон

и правовой обычай — и называли в XIX веке источниками права. В этом смысле

источник права, как утверждалось в дореволюционной юридической литературе,

это и определенным образом формализованный акт, откуда, собственно, и

проистекают сведения о правиле поведения. Однако высказывании и иные

взгляды на источник права. Под источником права предлагалось понимать силы,

причины, образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе

влияют на содержание правовых норм, а только те причины или силы, которые

сообщают тем или другим правилам значение правовых норм, т. е.

обусловливают, обеспечивают их обязательность.

Словом, существуют разные подходы к определению источника права. Но в

современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает.

Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюционной литературе,

наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права — это

синоним понятия формы права. Поэтому в учебных курсах по теории права можно

встретить такое обозначение темы «формы (источники) права». В этом

контексте говорится и о видах источников права. При этом имеется в виду

разновидность формы права (акты госорганов, прецедентные решения судов и т.

д.).

61. Источник (форма) права: понятие, виды.

Понятие "источник права" существует много веков. Столетиями его

толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из

общераспространенного значения термина "источник", то в сфере права под ним

нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является

власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие

общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения

государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение

государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и'

признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника

имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный

акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные

исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую

идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило,

которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается

государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права

тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые

населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи

санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас

встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка

к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного

характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является

не все решение или приговор, а только "сердцевина" дела, суть правовой

позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют

специалисты по англосаксонской правовой системе, "ratio decidendi". Из

прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник

права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон

критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются

предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам

права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы

независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также

формирование их правосознания в том направлении, при котором станет

возможным их правотворчество.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых

системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

62. Право и закон

Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в

юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что

термин "закон" достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей

юридической силы, принятый органом законодательной власти или путем

всенародного голосования, в широком — любой источник права.

В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается

как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком

смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и

санкционированный обычай. Возвести волю в закон — значит придать ей

общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную

защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в

случае, когда термин "закон" понимается в широком смысле.

Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в

этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то,

что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим,

если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и

закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не

существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно (повторим)

включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и

субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы

социально-правовые, притязания трансформировать в субъективные права —

"юридическую кладовую" всевозможных духовных и материальных благ.

Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и

индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование

юридических возможностей, реальное использование обязанностей). Право есть

и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма

общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании права становится очевидным, что его

содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной

формы, т. е. "возведение его в закон", осуществляется государством. Формула

"Право создается обществом, а закон — государством" наиболее точно выражает

разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового

содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое

содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит,

не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть

неправовым, если содержанием его становится произвол государственной

власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с

точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и

законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом

(тоталитарные государства) (см. схему).

Разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, ибо

тогда право рассматривается как критерий качества закона, установления

того, насколько последний признает права человека, его интересы и

потребности.

63. Законы и подзаконные акты.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их

ведущее положение определяется следующими основными признаками.

Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными)

органами государственной власти или непосредственно народом в порядке

референдума.

Во-вторых, обладают высшей юридической силой, которая означает, что

содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить

законам : никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа,

который его издал.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В

законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция

центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы

граждан и т.д.

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные

акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные

установления законов.

В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт

законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный

на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой

классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений,

своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они

действуют, и т.д.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их

значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию

различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и

государственного строя, служат юридической базой для текущего

законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее

изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит

в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически

закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую

конституции. Фактическая конституция — это реальные отношения в обществе.

Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих

отношений.

Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт

высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего

законодательства.

Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией

Российской Федерации. Это законы о порядке деятельности Правительства РФ,

судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме

военного положения и т.д. (всего их 14).

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение

конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют

различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органические и

чрезвычайные законы.

Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне

согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и

призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К

таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по

различным отраслям законодательства.

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных

чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими,

социальными и иными причинами, носят временный характер.

Подзаконные нормативно-правовые акты. Своеобразие указов и

распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией.

Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное

значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно

классифицировать на:

— указы в границах собственных полномочий;

— указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

— указы, подлежащие утверждению Советом Федерации ( о введении

военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на

должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего

Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

По юридической значимости указы делятся на нормативные и

правоприменительные.

Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные

сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер. Особенно много

указов принимается для регулирования отношений в области экономики (о

приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они

сопровождаются утверждением положений об органах, выполняющих определенные

функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных

отношений.

Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и

принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность,

присвоении звания и т.д.).

Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по

оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих

комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их

отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться

(анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже

издают правовые акты в форме указов и распоряжений.

Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты

российского Правительства.

Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение

Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по

вопросам собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой

деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых

актов.

Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-

правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный

период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого

предпринимательства и т.д.).

Принимаемые им акты:

во-первых, оперативно регулируют отношения в различных отраслях

общественной и государственной жизни;

во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех

органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;

в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других

правовых актов.

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для

осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает

постановления и распоряжения.

Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства

издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно

определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий,

организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью.

На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов,

что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения,

приказы, другие установления). Основным нормативным актом, регламентирующим

взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав,

выполняющий функции региональной конституции.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей,

округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий

издают постановления и распоряжения.

В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы

правительства, принимающие постановления. Их специализированные

министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.

Весьма существенно расширены полномочия органов местного

самоуправления. Их представительные" органы (дума, муниципальный совет и

др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы

органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) —

постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется

уставом данной административно-территориальной единицы.

Система нормативно-правовых актов Российской Федерации была бы

неполной без выделения группы международно-правовых актов. В соответствии с

пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры Российской Федерации являются

составной частью ее правовой системы. Если международным договором

Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,

то применяются правила международного договора».

Среди международно-правовых актов можно выделить два основных вида —

директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при

переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и

форм реализации международных обязательств. В постановлениях же содержатся

соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.

64. Судебный прецедент и нормативный договор.

Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного

органа, которое принимается за образец (правило) при последующем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.