реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по теории государства и права 100

исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в

результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и

поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение

обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее

важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями.

Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием,

обставлялась таинственными обрядами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных

"мононорм", были одновременно и нормами организации общественной жизни, и

нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так,

естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и

женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как

производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы "естественно-природной" основой

присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них

права и обязанности как- бы сливались воедино. Правда, особое место

занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув

на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в

упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными

родственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало

необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных

благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища

зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного

существования людей.

8. Закономерности возникновения государства

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения

государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с

развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей

экономике.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих

потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и

растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на

преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно

переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным

разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия,

отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена —

торговли (купцов).

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные

многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского

труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В

связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство

уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным

было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на

патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы

которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением

семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед

неизбежной при разделении труда специализации, повышения его

производительности. Прибавочный продукт как следствие роста

производительности труда обусловил появление экономической возможности для

товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной

собственности, социального расслоения первобытного общества, образования

классов, зарождения государства и права.

И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в

материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В

частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало

выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое

воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних

отношений, культуру.

Родовая организация общества трансформировалась в государство

эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные

стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению

Л. Моргана, "военная демократия", где органы родового общественного

самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые

предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь

появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо

традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была

разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

9. Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые

государства и западные.

Формирование государства — длительный процесс, который у различных

народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных

является восточный путь возникновения государства, "азиатский способ

производства" (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания).

Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические

отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная

собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей

функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в

обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более

обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения

государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что

здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно

трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий

аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно

превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела

существенного значения.

На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние

оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных

общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем

и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной

власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели

много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали

мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла

государственная собственность. Здесь, по сути, не наблюдалось отчетливо

выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и

эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. само государство

выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на

территории Европы, где главным государствообразующим фактором было

классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием

частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в

наиболее "чистом" виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на

возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная

борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества —

патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились

демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность

каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II

в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия,

повлекшие создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и

Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой

утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений

зарождалось феодальное государство (это относится прежде всего к Германии и

России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя

здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе

которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в

первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так

и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а

государство — профеодальным.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием

разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета

инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества,

обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация

социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью

приходит новая организационная форма общества – государство.

10. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации

первобытного общества.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи

некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной

организации публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном

родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство — на

территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, границы,

отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру

органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория

сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее

принадлежность граждан определенному государству.

2. Государство — это особая организация публичной власти, которая уже

не совпадает со всем населением, носит политический характер. Ее специфика

в следующем:

— если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего

общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то

политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы

определенной части, социальной группы, класса;

— реализация политической власти осуществляется особым аппаратом

государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты

непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют

управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

— обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью

специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия,

милиция, разведка, тюрьма и т.д.).

Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих,

представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные

обложения.

11. Теории происхождения государств: теологическая, патриархальная,

насилия.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой

плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития

общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими

приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и

другими причинами.

Рассмотрим следующие теории:

1. Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое

распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта

концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом

проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на

земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти

церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно

повиноваться всем велениям государственной води. как продолжению воли

божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению

Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях

достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха

— естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о

членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники эт ой

теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем

завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными.

Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем

признать главные, основные части, действительные краеугольные камни

государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и

сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они

предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания,

эксплуатации порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо

слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и

управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным

средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других

сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества

государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты

и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была

воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

12. Договорная теория происхождения государства.

Значительной теорией происхождения государства является договорная

теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в

XVII веке сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии -

Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо.

В России представителем договорной теории был революционный демократ

А. Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть

принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем

народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют

свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и

революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление

властью и произвол.

В договорной теории государство возникает как продукт сознательного

творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся

до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это

сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу

которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие

между изолированными до того индивидами на объединение, на образование

государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но

это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий

конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и

государственное образование - политическую организацию: государство.

В договорной теории в связи с этим различали первичный договор

объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или

иным государственным органом.

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как

исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа,

который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда

люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму,

как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев

обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку

первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла

им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, у

которого, таким образом, была лишь производная от народа власть. Гоббс,

наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю,

например князю, то он - князь - отныне обладает неограниченными

полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. общественный

договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между

народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

Отражала эта теория и договорную практику многих феодальных городов,

заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на

управление городом, на защиту города.

Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая

естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до

революционного восстания.

13. Марксистская теория происхождения государства.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена

в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и

государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших

возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью

и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно,

представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический

подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью,

расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм

выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых

классовых противоречий".

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований.

Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его

появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и

формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс

государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

14. Понятие и признаки государства.

Государство — это организация политической власти, необходимая для

выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из

природы всякого общества.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую

систему общества, рядом существенных признаков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в

качестве единственного официального представителя всего общества, всего

населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее

государству верховенство на своей территории и независимость в

международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной

власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие

юридической силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения,

обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как

нормативные акты государства обязательны для всех государственных и

муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций,

должностных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная прерогатива

государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом,

разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой

систему государственных органов и соответствующих материальных средств

(вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности

государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их

полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением

формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности

издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного

механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом

предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное

назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения

труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

5. Государство — единственная в политической системе организация,

которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд,

прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на

страже законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами

безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную

целостность и безопасность.

7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе

соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них,

— это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой

экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной

воли общества, государственный регулятор общественных отношений. В

современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная

роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира,

согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к

цивилизованному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь

неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства,

обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России,

наведения правопорядка в самой власти и в стране.

15. Основные подходы к пониманию государства.

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое

государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк

Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: "Да и что такое

государство, как не общий правопорядок?" Н. М. Коркунов утверждал, что

"государство есть общественный союз свободных людей с принудительно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.