реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социально-культурный сервис и туризм (шпаргалка)

В Римской империи к I в. до н. э. сформировался определенный слой людей

из числа патрициев, имевших материальные возможности путешествовать с

познавательно-развлекательными целями. Деловые поездки также стали причиной

строительства дорог и гостиниц для отдыха путешественников. Еще в I в. до

н. э. в городах и на дорогах Римской империи появились постоялые дворы,

которые классифицировались по гражданскому статусу путешественников - для

патрициев и для плебеев. Римские гостиницы представляли собой комплексы,

состоящие из каменных жилых помещений, конюшен, колодцев и лавок с

провизией. Там же путешественникам предоставлялись перекладные лошади.

Дороги простирались вплоть до Малой Азии и Галлии. Протяженность

государственных дорог 1-й категории составляла приблизительно 90 тыс. км, 2-

й категории (за которые отвечали магистраты) - 200 тыс. км. Путешественники

имели возможность пользоваться специальными картами-путеводителями.

Известны наиболее популярные курорты Древнего Рима, например Байи, где

находились виллы Юлия Цезаря и Нерона. Также распространены были

путешествия римлян в Грецию для получения углубленного образования, так как

там находились ведущие философские и риторические школы.

Таким образом, в античные времена основными мотивами путешествий были

торговля, познание мира, оздоровление, образование. Уже в I в. до н. э.

появились элементы организованного обслуживания путешественников (временное

проживание, питание, транспорт, проводники, переводчики), ставшие

впоследствии основой современного туристского обслуживания.

Путешествия в первых веках нашей эры и в период средневековья

Территориальная возможность путешествий в первых веках нашей эры

значительно расширилась благодаря завоеваниям и открытиям земель

путешественниками из стран с более высокой цивилизацией. Арабы, проживавшие

на Аравийском полуострове, с V в. стали распространять свою власть и

религию (ислам) на территории современных Ирана, Туркестана, Сирии,

Палестины, Северной Африки. Арабские купцы плавали по всем морям Старого

Света, кроме северных, освоили Южную и Центральную Азию, Восточную Европу.

Известным арабским путешественником был купец Сулейман из Басры. Он оставил

записи (851 г.) о своих маршрутах и местах посещений. На рубеже IX-Х вв.

путешествие по Восточной Европе и Передней Азии совершил арабский писатель

Ибн-Даста. В X-XIV вв. совершались путешествия арабов в Египет, Среднюю

Азию, на Ближний и Средний Восток, Кавказ, в Африку - до Мадагаскара

включительно. Арабские путешественники внесли весомый вклад в историю

освоения новых земель, проложили и описали важнейшие торговые пути,

способствовали сближению азиатской и европейской цивилизаций. Одним из

выдающихся арабских путешественников XIV в. был купец Ибн-Батута (1304-1377

гг.). Он посетил Египет, Сирию, пограничные области Малой Азии, Ирак и

Западную Аравию, Китай, Испанию, Индию, Цейлон. Его книга «Путешествия Ибн-

Батуты» переведена на европейские языки.

В азиатских землях путешественникам предоставляли ночлег, еду и

проводников. В Индии и Китае существовали сети дорог с местами для ночлега

и приема пищи. Функцию документов зачастую выполняли устные или письменные

рекомендации от лиц, побывавших ранее в этих местах, или от тех, кто

посетил родину путешествующего человека.

Первенство освоения и изучения северных земель принадлежит норманнам.

Начиная с IX в. они осваивали побережье Балтийского моря, заходили в

Рижский и Финский заливы, по древнерусским торговым путям пробирались до

Черного моря, а затем в Византию. Восточными славянами был освоен

знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединявший Черное и

Балтийское моря.

Наиболее массовое перемещение людей в средневековой Европе происходило во

времена крестовых походов (1096-1270 гг.). За рыцарями-завоевателями

следовали купцы, священники, паломники и нищие. Несмотря на завоевательную

суть походов, они имели положительный эффект в создании предпосылок

последующих взаимных путешествий между западными и восточными

государствами.

Большая часть средневековых путешествий была связана с передвижением

паломников к святым местам. Материальная культура античности

рассматривалась церковью как греховное наследие, подлежащее забвению и

разрушению. В XV в. в Риме уже почти никто не помнил о сохранившихся

скульптурных и архитектурных памятниках античных времен. Одна из шести

основных заповедей христианства гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть

царствие божие», что означает отрицание богатства, непривязанность человека

к материальному миру. Культура и быт средневековья были пронизаны

религиозным духом, поэтому ценность имели лишь путешествия,

осуществлявшиеся с духовными целями. Основными центрами паломничества стали

Рим (могила св. Петра) и Палестина. В IX-Х вв. посещение захоронений

христианских святых распространилось на другие территории (Испания,

Сицилия, юг Италии). После завоевания Палестины мусульманами паломничество

христиан резко сократилось. Но постепенно развитие дипломатических

отношений с мусульманским правительством дало возможность заключать

договоры, разрешающие беспрепятственное движение христиан к святым местам.

Посещение этих мест стало выгодно властям, так как с паломников брали плату

за перемещение по территории страны и посещение самих святых мест.

Паломников даже снабжали сопроводительными записками, имевшими значение

путеводителей и рекомендательных писем.

В период средневековья вследствие частых войн, жизненной неустроенности,

нищеты, феодальной зависимости широкое распространение получило не только

паломничество, но и бродяжничество. По дорогам постоянно передвигались как

крупные феодалы с вооруженной свитой, представители высшей власти,

преследовавшие государственные и личные деловые цели, так и группы бродяг,

состоявшие из поэтов, актеров и певцов. Особые группы составляли люди,

путешествовавшие в поисках заработка и с целью обучения наукам и ремеслам.

Путешественники перемещались группами, так как вероятность нападений

разбойников была достаточно велика. С появлением в Европе крупных

университетов в них из разных мест направлялись будущие студенты. С ростом

числа университетов (в конце XV в. в Европе их насчитывалось 75) такого

рода путешествия стали распространенным явлением. К этому времени сложилась

сеть постоялых дворов, имевших не только яркие вывески, но и гербы,

изображения которых устанавливались на высоких столбах. Интерьеры гостиниц

были просты: столы, скамьи (иногда стулья), полки для посуды. Для отопления

использовались камины.

Таким образом, в средние века, как европейцами, так и жителями азиатских

стран совершалось множество путешествий с целью посещения неизвестных

земель. В результате было освоено множество территорий, проложены новые

пути. Характер путешествий изменился, хотя некоторые из мотивов

остались прежними (обучение, деловые поездки). Особую актуальность в

странах Европы приобрели паломничество к христианским святыням и

путешествия с образовательной целью, сформировавшиеся впоследствии в

определенные виды туристских услуг. В средние века закладываются основные

элементы инфраструктуры туризма: дороги, постоялые дворы, харчевни,

проводники и переводчики.

Развитие мирового туризма в XVIII-XIX вв.

К концу XVIII в. благодаря смелым экспедициям путешественников многих

стран были открыты и исследованы большая часть земной поверхности, моря и

океаны, проложены важнейшие морские пути, связывающие материки между собой.

Для XVIII в. характерно появление совершенно новых целей путешествий -

развлечение и отдых на природе. Благодаря романам Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или О

воспитании» и «Юлия, или Новая Элоиза» в Европе стали популярными

путешествия в живописные места, описания которых давались в этих

произведениях.

Со второй половины XVIII в. Франция становится центром просвещения. В

Париж постоянно приезжали иностранцы и провинциальные французы разных

сословий с целью получения образования. В XVIII - начале XIX в. среди

молодых людей европейских стран получили распространение «гран-туры» по

крупным городам Европы с познавательной целью и для приобретения

определенного престижа. Владельцы частных воспитательных пансионов зачастую

включали в программу обучения путешествие по Европе для совершенствования в

языках и приобретения жизненного опыта.

Наибольшее число путешествий в XVIII в. совершалось жителями Англии.

Основные направления туристских потоков Европы были связаны с Италией и

Швейцарией. Туристские ресурсы, привлекавшие путешественников в эти страны,

были разными: в Италии - памятники античности и средневековья, в Швейцарии

- сказочная природа. Эти ресурсы формировали определенную целевую

специализацию туристских потоков в конце XVIII - первой половине XIX в. Обе

страны по тем временам предоставляли туристам услуги высокого уровня.

Благоприятная внутренняя политическая обстановка также способствовала

посещению этих государств иностранцами.

С течением времени получают все большее распространение путешествия с

познавательной целью для осмотра произведений искусства. К середине XIX в.

контингент туристов расширился за счет интеллигенции и студентов,

располагавших определенным достатком.

Наряду с традиционными европейскими курортами с минеральными и

термальными источниками, известными еще со времен Римской империи (Баден-

Баден, Мариенбад, Карлсбад, Виши), приобрели популярность морские курорты.

Как правило, мода на определенные курорты была связана с посещением их

высшими особами. В отличие от культурно-познавательного туризма в Италию и

другие европейские страны оздоровительные поездки «на воды» вплоть до конца

XIX в. были аристократическим видом туризма.

Вторая половина XIX в. характеризуется началом развития массового туризма

для всех сословий. Изобретение Фултоном парохода (1807 г.) и Стефенсоном

паровоза (1814 г.), совершенствование почтовой связи и дорожно-транспортных

коммуникаций дали возможность удешевить и ускорить путешествия, сделать их

более комфортными и безопасными.

Переселение европейцев в Америку также способствовало развитию массового

международного туризма. В результате научно-технического прогресса

увеличивалась производительность труда, а борьба трудящихся за социальные

права привела к повышению их благосостояния и появлению свободного времени

(выходные дни, оплачиваемые отпуска). Это дало возможность включиться в

туризм людям среднего класса. Среди чиновников и служащих широкое

распространение получили летние выезды на дачу.

Первое путешествие, которое стало прототипом будущих пакет-туров,

организовал в 1841 г. Томас Кук для членов Общества трезвости. Комплекс

услуг включал 20-мильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой

оркестр. Поездка стоила один шиллинг, в ней участвовало 570 человек. В 1851

г. Т. Кук организует поездку для 165 тыс. человек в Лондон на первую

Международную промышленную выставку, затем - во Францию на Всемирную

выставку (1855 г.). В последующие годы Т. Кук организовывал поездки в

другие города Европы, а в 1866 г. первые группы английских туристов

посетили США. Во второй половине XIX в. уже появляются бюро путешествий,

например «Райзебюро Штанген» в Германии (Бреслау, 1863 г.). Фирма имела

хорошие контакты с пароходными компаниями и до первой мировой войны

занималась организацией увеселительных поездок.

Развитие массового внутреннего и международного туризма способствовало

строительству высококлассных гостиниц, развитию ресторанного бизнеса.

Таким образом, начиная с XVIII в. появляется постоянный спрос на

путешествия. Поездки с туристскими целями совершались как внутри стран, так

и за их пределами. При этом основными целями путешествий являлись:

образование, интерес к достопримечательностям культуры, оздоровление, мода.

Формируются международные туристские центры: Франция, Италии, Швейцария,

морские курорты. Развитие коммуникационно-дорожной системы, использование в

туристских целях новых видов транспорта способствуют появлению элементов

комплексного обслуживания туристов (прототипы пакет-туров),

совершенствуются услуги проживания и питания.

Исторические вехи туризма XX в.

Начало XX в. связано с возникновением и развитием разных видов

транспорта. Создание в 1769 г. немецкими изобретателями Г. Даймлером и К.

Бенцем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания дало человечеству

быстрый и комфортный способ передвижения. Уже в первой половине XX в.

автомобили и автобусы в европейских странах и США становятся

распространенным видом транспорта. Например, в Англии в 1904 г. было 8 тыс.

465 автомашин, а в 1914 г. - 132 тыс. 315. К концу 30-х гг. ежегодно

порядка 10 тыс. туристов из Англии путешествовали на автомобилях по Европе,

в 1935 г. маршруты их путешествия достигли Москвы и Ленинграда.

В 1903 г. в Америке братья Райт изобретают самолет, в то же время

появляются первые самолеты в Европе. Совершенствуется морской транспорт,

строятся гигантские для того времени лайнеры - «Сириус», «Лузитания»,

«Мавритания», «Император», «Фатерланд» и др. Из-за дороговизны путешествий

на морских судах компании - владельцы пароходов работали в условиях жесткой

конкурентной борьбы. Но сами по себе морские путешествия еще не

сформировались как комплексный туристский продукт, который впоследствии

получил название «круиз».

Развитие морского и авиационного транспорта способствовало увеличению

международных поездок. По статистическим данным, накануне первой мировой

войны максимальное число американцев, выехавших за границу, составило 287

тыс. человек. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг.,

зарождение и распространение фашизма оказали отрицательное влияние на

развитие туризма. К концу 30-х гг. фашистские режимы утвердились в Италии,

Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной Европы. Тем не менее в

странах с благоприятной политической обстановкой массовый туризм продолжал

свое развитие. Например, если до первой мировой войны максимальное число

американцев, выехавших за границу, составило 287 тыс. чел., то в 1923 г. -

308 тыс., а в 1930 -477 тыс. В 1924 г. в Англии на базе четырех

авиакомпаний была создана одна - «Imperial Fairways», соответственно

увеличилось количество перевозимых пассажиров (1926 г. - 16 тыс., 1932 г.

-48,2 тыс., 1938 г.-222 тыс.).

Именно в это время правительства государств Европы обратили серьезное

внимание на развитие международного туризма, о чем свидетельствует тот

факт, что в 1925 г. в Гааге состоялся первый Международный конгресс

официальных ассоциаций по пропаганде туризма (МКОАПТ), в котором приняли

активное участие представители 14 европейских стран. В 1927 г. прошел

Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930

г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма

(МСОПТ).

Перед второй мировой войной возрастает количество морских перевозок. В

Швейцарии по инициативе Г. Дуттвайлера, основателя туристской фирмы

«Отельплан» (1935 г.), был разработан ряд путешествий, рассчитанных на

людей со скромным достатком. Нацистская политика Гитлера также

способствовала развитию массового туризма в Германии. Заботясь об элитности

нации, он хотел видеть немцев здоровыми как физически, так и

психологически. В этом отношении фюрер не переоценил роль туризма.

Германское правительство оказывало содействие в организации групповых туров

с использованием железнодорожного и морского транспорта. Так, за период с

1934 по 1938 г. количество поездок немецких туристов возросло с 2,3 млн до

10,3 млн. Правда, есть основание предполагать, что большинство немецких

туристов, путешествовавших за пределами нацистской Германии, были шпионами.

Развитие туризма до второй мировой войны характеризуется

непритязательностью предоставляемых услуг, стандартностью их набора.

Программы обслуживания туристов не отличались

разнообразием, так как элементарные туристские услуги, из которых они

формировались, удовлетворяли потребителя. Такая ситуация давала возможность

туроператорам формировать для туристского рынка унифицированные пакеты

услуг. В этом случае можно говорить о массовом конвейерном туризме.

Вторая мировая война и последующая деятельность стран по ликвидации ее

последствий приостановили развитие туризма почти на 10 лет. Но в дальнейшем

развитие туризма приобретает все более массовый характер. Довоенный уровень

был достигнут уже в конце 40-х гг. В этот период туристские обмены и

путешествия получили широкое развитие в США и Канаде, в Мексике, Панаме, на

Кубе. Начиная с 1948 г. были разрешены поездки в Японию (запрещение

въездного туризма было связано с милитаристской политикой Японии в

отношении Китая в 193 7-1945 гг.).

В 1947 г. МКОАПТ, МКОТО и МСОПТ были объединены в Международный союз

официальных туристских организаций (МСОТО). Ее действительными членами

стали как правительственные, так и неправительственные официальные

национальные туристские организации 116 стран.

В условиях нарастания психологической нагрузки, интенсификации жизни

людей в индустриальных странах туризм действует как эффективное средство

рекреации. Из предмета роскоши он становится потребностью населения

высокоразвитых индустриальных стран. Формируется индустрия отдыха со своими

институтами, продуктом (услугами), производственным циклом, методами

организации и управления производством.

Необходимость постоянных международных контактов в целях развития и

координации туристских обменов, согласования политических, экономических,

социальных и культурных аспектов деятельности стала причиной реорганизации

в 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН неправительственной

организации МСОТО в межправительственную Всемирную туристскую организацию

(ВТО).

50-60-е гг. - период интенсивного создания инфраструктуры туризма

(гостиниц, кемпингов, ресторанов, туристских фирм и т. д.) и начала

систематического сбора данных по туризму в мировом масштабе. Европейский

въездной туризм 50-х гг. был ориентирован преимущественно на американских

туристов и являлся для принимающих стран источником валютных поступлений. В

это десятилетие в развитых странах, несмотря на интенсивность труда,

благосостояние большинства населения оставалось сравнительно невысоким,

поэтому в туризме превалировал спрос на недорогие путешествия, связанные с

отдыхом. В 50-е гг. и до середины 70-х наблюдается экстенсивный рост как

въездного, так и выездного туризма. (1950 г. - 25 млн прибытий туристов,

1970 г. - 160 млн). В связи с увеличением сегментов потребления туристский

рынок становится все более дифференцированным. В 80-е гг. темпы роста

замедлились (1991 г. - 450 млн прибытий туристов), но остались устойчивыми

при высоком уровне объемов производства. На развитие международного туризма

в период 60-90-х гг. оказывали отрицательное влияние следующие факторы:

противостояние двух политико-экономических систем - социалистического блока

стран и капиталистического; экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982

гг., так как они охватили почти одновременно все развитые капиталистические

страны, в том числе СТА, Японию и страны Западной Европы. Еще сильнее

сказывались на развитии международного туризма ухудшение международных

отношений и, как следствие, военные расходы, связанные с гонкой вооружений.

Например, колониальные войны во Вьетнаме (Франция, 1945-1954; США, 1964-

1973 гг.); англо-аргентинский конфликт (1952 г.); шестидесятидневная война

на Ближнем Востоке (1967 г.), когда израильские войска вторглись на

территорию Египта, Сирии, Иордании; афганская война (1979-1989 гг.);

иракские войны против Кувейта за раздел нефтяных месторождений, трагические

события в Югославии (1998 г.) и др. При общемировом распространении туризма

как сферы обслуживания и отрасли экономики уровень его развития в разных

странах существенно отличался. Лидерами выездного туризма стали Япония и

Австралия. По въездному туризму лидировали страны Средиземноморья, а также

Азии и Северной Африки.

Развитие техники и технологий производства в индустриально развитых

странах способствовало повышению благосостояния населения, увеличению

времени отпусков, что в свою очередь положительно влияло на развитие

туризма. Характерными тенденциями туризма 80-90-х гг. стало увеличение

спроса на туристские услуги среди людей среднего и ниже среднего достатка.

Это еще в большей степени дифференцировало туристский рынок, привело к

многообразию туристского продукта, рассчитанного на людей с разным

материальным достатком, различными интересами, целями и требованиями к

уровню сервиса. Вместе с тем дифференциация туристского рынка не исключила

стандартизации и унификации туристского продукта, наряду с которыми все

заметнее стали процессы его специализации для разных сегментов потребителя

и диверсификации (расширения) набора туристских услуг, в том числе как

сопутствующих, так и ранее не свойственных туристскому рынку (например,

организация выставок, ярмарок, командировок, обучения), а также предложение

наряду с услугами сопутствующих

товаров.

Исходя из анализа тенденций развития туризма за период 50-90-х гг.,

сделанного Всемирной туристской организацией, можно выделить следующие

причины, определившие основные направления в истории развития

международного туризма:

. 50-е гг. - период восстановления послевоенной Европы и Юго-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.