реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по трудовому праву (Новый Кодекс)

основании трудового договора. Статья 12 ТК предусматривает действие актов

трудового законодательства во времени, а ст. 13 — действие их в

пространстве. Следует отметить, что раздел I «Общая часть» составлен с

учетом достижений нашей науки трудового права. Так, например, в учебнике

«Трудовое право России» (под ред. О. В. Смирнова. М., 2001) было указано

многое по проблеме источников, что затем воспринято Трудовым кодексом.

Каждый раздел ТК начинается со статьи «Общие положения», дающей общую

характеристику института данного раздела и его основные понятия.

Потребность в новом Кодексе ощущалась давно. Он урегулировал в

соответствии с нынешними изменениями в сфере труда основные институты

трудового права. В последнее время с развитием системы российского

трудового законодательства стал все заметнее ощущаться пробел в КЗоТе, не

предусматривавшем разграничения компетенции между Федерацией и ее

субъектами по созданию трудового законодательства, а об его источниках в

ст. 3 предусмотрена была всего одна фраза.

Новый Трудовой кодекс хорошо восполнил этот пробел. В нем четко

указаны виды источников трудового права, их соподчинение (субординация),

действие их во времени и пространстве, а ст. 6 разграничивает полномочия

Федерации и ее субъектов по созданию трудового законодательства. Она

предусматривает, что к ведению федеральных органов государственной власти

относится принятие обязательных для применения на всей территории

Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов,

устанавливающих:

• основные направления государственной политики в сфере трудовых и

непосредственно связанных с ними отношений, основ их правового

регулирования;

- обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий

работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям

работников);

- порядок заключения, изменения и расторжения' трудовых договоров;

• основы социального партнерства, порядок ведения коллективных

переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

— принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за

соблюдением трудового законодательства и систему федеральных органов,

осуществляющих этот надзор и контроль;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний;

• систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и

сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по

охране труда; — порядок и условия материальной ответственности сторон

трудового договора, в том числе возмещение вреда работнику по трудовому

увечью;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

- систему государственной статистической отчетности по вопросам труда

и охраны труда;

— особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Субъекты Федерации принимают нормативные правовые акты трудового

законодательства по другим вопросам труда, не отнесенным к компетенции

Федерации. Если они устанавливают более высокий уровень трудовых прав и

гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными актами,

приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных

доходов, то это обеспечивается за счет бюджета данного субъекта Федерации.

Статья 6 ТК предусмотрела в третьей и четвертой ее частях субординацию

актов Федерации и ее субъектов. Локальные акты трудового законодательства

принимает работодатель в соответствии с трудовым законодательством,

коллективным договором, соглашениями и с учетом мнения представительного

органа работников (ст. 8 ТК). Коллективный договор, соглашение могут

предусмотреть их принятие не с учетом мнения, а по согласованию с этими

органами.

Локальные нормативные акты, принятые с нарушением указанного порядка

или ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым

законодательством, являются недействительными. В этих случаях применяются

соответствующие нормы трудового законодательства.

Вопр. 12. Общая характеристика Трудового кодекса Российской Федерации

Важнейшим источником трудового права является Трудовой кодекс РФ.

Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г., и с этой даты КЗоТ 1971 г. со

всеми его изменениями и дополнениями перестал действовать. Новый Трудовой

кодекс РФ — четвертый по счету. Первый был принят в 1918 г. С его принятием

образовалась самостоятельная отрасль трудового права, регулирующая труд.

Второй КЗоТ (1922 г.), действовавший почти 50 лет, в отличие от первого

предусматривал нормы всех институтов трудового права, кроме норм об

обеспечении занятости. Этот КЗоТ РСФСР сыграл большую роль в развитии

трудового права не только России, но и других республик бывшего СССР,

оказал определенное влияние и на международно-правовое регламентирование

труда, конвенции и рекомендации МОТ по важнейшим вопросам труда.

Третий КЗоТ РФ, принятый в декабре 1971 г. и вступивший в силу с 1 апреля

1972 г., за 30 лет его действия 12 раз изменялся. Но наиболее кардинальные

изменения были внесены Законом от 25 сентября 1992 г. Этот КЗоТ значительно

расширил права работников и их гарантии, права профсоюзов и закрепил в

общем виде полномочия трудовых коллективов. В соответствии с Федеральным

законом о занятости 1993 г. в него была дополнена гл. 1П-А о содействии

занятости и трудоустройству.

В новейших российских федеральных законах по-новому урегулированы

многие вопросы труда. Поэтому из КЗоТа исключены были ряд статей и сделаны

отсылки к соответствующим законам.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в

Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 29, ст. 3702) имеет широкую сферу

действия, превышающую сферу действия трудового права, поскольку он

применяется и к труду по другим отраслям права (гражданского,

административного). Существенное значение имеют и такие Федеральные законы,

как «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября

1995 г. № 175-ФЗ, «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

Право законодательной инициативы согласно ст. 104 Конституции РФ имеют

Президент РФ, Совет Федерации и каждый его член, депутаты Государственной

Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов Федерации, а

также по вопросам их ведения — Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

В Трудовом кодексе всего 424 статьи, сгруппированные в 14 разделов,

шесть частей и 62 главы.

Новый Кодекс, как указывалось ранее, сохранил на 70 процентов

содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд

новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил

значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне

организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг

вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения

выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и

защитная функции трудового права. Он, с одной стороны, увеличил гарантии

трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного

минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику

оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной

организации и др. С другой стороны, как указывалось, в Кодексе есть и

недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его практического

применения.

И самым большим недостатком ТК, по нашему мнению, является именно

отсутствие в нем наиважнейших ныне вопросов: о праве на труд, его понятии,

четких его гарантиях, о содействии занятости и трудоустройству, о

полномочиях трудовых коллективов, которые во всем мире постепенно

признаются, а у нас признанная миром производственная демократия

значительно Кодексом урезана.

В Кодексе, как указывалось, 14 разделов со следующими их названиями:

Раздел I. «Общие положения».

Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда».

Раздел III. «Трудовой договор».

Раздел IV. «Рабочее время».

Раздел V. «Время отдыха».

Раздел VI. «Оплата и нормирование труда».

Раздел VII. «Гарантии и компенсации».

Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина труда».

Раздел IX. «Подготовка и переподготовка кадров».

Раздел X. «Охрана труда».

Раздел XI. «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Раздел XII. «Особенности регулирования труда отдельных категорий

работников».

Раздел XIII. «Защита прав работников. Разрешение трудовых споров.

Ответственность за нарушение законодательства о труде».

Раздел XIV. «Заключительные положения», который не имеет глав.

Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятельные институты

трудового права (в КЗоТ это было по главам).

Все другие акты трудового законодательства, как федеральные, так и

субъектов Федерации, органов местного самоуправления и локальные, принятые

в организации, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему.

Нормативные указы Президента Российской Федерации по вопросам трудовых и

непосредственно связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу

и иным федеральным законам (ст. 5 ТК).

В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом

применяется Кодекс. А если вновь принятый федеральный закон противоречит

Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс

соответствующих изменений.

Вопр. 14. Законы как источник трудового права

Такие источники трудового права, как федеральные законы, появились

лишь в последнее десятилетие. А в советский период Россия кроме КЗоТ

никаких других федеральных законов не имела и руководствовалась союзным

трудовым законодательством. Ныне есть уже, кроме Кодекса, целая система

федеральных законов по вопросам труда, и как источники трудового права они

подлежат изучению в учебном курсе данной отрасли. Это:

— Закон РФ от И марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»,

впервые урегулировавший социально-партнерские отношения на уровне

выше предприятия, организации и по-новому урегулировавший порядок

заключения коллективных договоров;

— Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской

Федерации» (Ведомости РФ. 1991, № 18. ст. 565; 1992, № 34, ст. 1974. Новая

редакция от 20 апреля 1996 г.— Российская газета, 1996, 6 мая),

определивший государственную политику по обеспечению занятости и гарантии

безработным;

— Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»,

установивший правовой статус судей, в том числе и основания для

приостановления и прекращения их полномочий;

---Закон РФ от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных

трудовых споров» и другие новейшие законы РФ (об образовании, о

прокуратуре, о государственной федеральной службе и т. п.).

Вопр. 18,19. Понятие коллективного договора, содержание

§ 5. Коллективный договор

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-

трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем

в лице их представителей (ст. 40 ТК)

В этом легальном понятии кратко указаны стороны и содержание

коллективного договора. Это всегда двусторонний акт. Коллективный договор

может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах

и иных обособленных структурных подразделениях.

Ныне все более возрастает роль коллективного договора как локального

специфического источника трудового права, учитывающего конкретную специфику

данного производства.

Сторонами коллективного договора являются работники одной какой-то

организации, т. е. трудовой коллектив, от имени которого выступают их

представители, и работодатель, представителем которого по уставу

организации является ее руководитель. Если в организации не один, а два-три

профсоюза, и они заключают единый договор, то в комиссию для ведения

переговоров и составления проекта коллективного договора выделяются

представители каждого из этих профсоюзов с учетом количества их членов.

Поскольку проект коллективного договора, как правило, утверждает

общее собрание (конференция) трудового коллектива1, то сторонами его

являются трудовой коллектив работников организации и работодатель. От

сторон коллективного договора надо отличать лиц, которые указаны в договоре

как конкретные исполнители определенных обязательств сторон. Их принято

называть субъектами-исполнителями коллективного договора.

Моментом начала коллективных переговоров является дата издания приказа

руководителя организации, согласованного с соответствующим представителем

работников, о формировании комиссии для переговоров и разработки

коллективного договора. Если со стороны работников выступают несколько

представителей (когда несколько профсоюзов), то они в течение пяти

календарных дней формируют единый представительный орган для заключения

единого договора.

Инициатором заключения и изменения коллективного договора вправе выступать

любая его сторона, но решение об этом принимает трудовой коллектив,

профсоюзный орган.

Единый проект коллективного договора обсуждается сначала работниками

в подразделениях предприятия, затем дорабатывается с учетом их замечаний;

доработанный проект утверждается общим собранием (конференцией) и

подписывается всеми участниками единого представительного органа. Если в

представительном органе возникают разногласия или такой орган не создан, то

общее собрание (конференция) может принять наиболее приемлемый проект

коллективного договора и поручить проф-органу, разработавшему проект, на

его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим

собранием коллективный договор от имени трудового коллектива организации.

Если участвуют разные профсоюзы и не достигают согласия, каждый может от

имени представляемых им работников предложить заключить приложение к

единому коллективному договору. Подписанный сторонами договор в 7-дневный

срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду для

уведомительной регистрации.

Структуру и содержание коллективного договора определяют сами стороны

через своих представителей.

Содержанием коллективного договора являются условия, определяющие

права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По их

характеру все условия могут быть разделены на три вида:

• нормативные, закрепляющие локальные нормы трудового права о различных

льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за

счет средств данной организации (дополнительные отпуска, выходные дни,

различные доплаты, виды, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок,

производственные надбавки к пенсиям, дополнительные права профкома

организации и иные сверх законодательства права и льготы). Статья

41 ТК более подробно указывает это. Они действуют весь срок

действия коллективного договора;

• обязательственные, закрепляющие конкретные обязательства администрации

(работодателя) по улучшению условий труда и быта работников, которые

действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания

коллективного договора;

• организационные — о сроках действия коллективного договора, о проверке

его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и

пересмотра и т. п.

Условия договора, ухудшающие против законодательства условия труда,

считаются недействительными.

По структуре коллективные договоры могут содержать от двух до восьми

и более разделов (как договорятся стороны). Но почти во всех договорах есть

разделы об оплате, охране труда, о повышении квалификации. Частью договора

являются приложе-

ния к нему, конкретизирующие по цехам, подразделениям меры по улучшению

условий и охраны труда, а также различные положения по премиальным системам

оплаты труда, премиям по итогам работы за год и т. д.

Значение коллективного договора состоит в том, что этот правовой акт

регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих

работников. Следовательно, он улучшает против законодательства эти условия

и развивает производственную демократию. Ныне возросла регулятивная роль

коллективного договора, и его локальные нормы права расширяются.

Одновременно он является наиболее практически значимой формой социального

партнерства, а также средством укрепления дисциплины труда (работники берут

обязательства и в этой области) и направлен на совершенствование

производства, улучшение качества выпускаемой продукции, организации труда

повышение его производительности. В этом и состоит народнохозяйственное,

производственное значение этого договора.

Порядок заключения коллективного договора установлен законом.

Коллективный договор заключается на предприятиях, в организациях,

учреждениях, а согласно п. 6 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1996 г. «О

производственных кооперативах» — и в производственных кооперативах

(правлением кооператива с работниками — не членами кооператива). Решение о

необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе

принимать представители работников или общее собрание (конференция)

работников организации. Коллективный договор заключается на срок от одного

года до трех лет и вступает в силу с момента его подписания сторонами или

со дня, установленного в договоре. Стороны могут продлить его действие на

срок не более трех лет. По окончании срока он продолжает действовать до

момента заключения нового договора или изменения, дополнения сторонами

действующего. Свое действие коллективный договор сохраняет и в случае

изменения состава, структуры, наименования, органа управления организации,

увольнения ее руководителя. При реорганизации предприятия коллективный

договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем по

инициативе одной из сторон может быть пересмотрен. При смене формы

собствености производства он сохраняет свое действие в течение трех

месяцев, когда стороны могут начать переговоры о заключении нового или

сохранении, изменении и дополнении действующего коллективного договора.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников

данной организации, ее филиала или иного обособленного подразделения.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют стороны и

их представители, а также органы по труду. Стороны отчитываются о

выполнении договора на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Изменения коллективного договора производятся в том же порядке, какой

установлен для его заключения.

Вопр. 20, 21. Понятие соглашений и их виды

§ 6. Социально-партнерские соглашения

В первые годы советской власти и до 1933 г. (когда была введена

централизованная тарифная система) в нашей стране существовали отраслевые

тарифные соглашения, устанавливавшие тарифы оплаты труда в конкретных

отраслях народного хозяйства (их обычно называли отраслевыми коллективными

договорами), но они не были четко урегулированы трудовым законодательством.

Этот вид правовых договоров появился лишь с принятием Закона РФ 1992 г. «О

коллективных договорах и соглашениях».

Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы

регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических

отношений, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской

Федерации, отрасли, территории. Это понятие соглашения указывает на его

стороны, предмет регулирования и четыре возможных уровня или вида социально-

партнерских соглашений выше уровня предприятия, организации. Поэтому

регулирование условий труда соглашениями мы относим к центрапизованному в

отличие от локального — коллективно-договорного.

Соотношение законодательства и коллективного договора, соглашения,

трудового договора (контракта) предусмотрено в ст. 3 Закона; этой же

статьей запрещено включать в трудовые договоры (контракты) условия,

ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством,

коллективными договорами и соглашениями. Соглашение — это вид правового

договора коллективного значения представителей работников и работодателей с

участием представителей органа исполнительной власти, заключенный на

централизованном уровне (Федерации или ее субъекта и др.) по вопросам

социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Виды социально-партнерских соглашений (в зависимости от уровня и их

содержания):

- генеральное соглашение на федеральном уровне, устанавливающее общие

принципы регулирования социально-трудовых отношений, например Генеральное

соглашение между общероссий-

скими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей

и Правительством Российской Федерации на 1996—1997 годы (Российская газета.

1996. 16 янв.). Федеральный уровень может быть также и у отраслевого

(межотраслевого) соглашения. Таким образом, есть два вида федерапьных

соглашений, и в каждом из них свои субъекты и свое содержание. ТК

профессиональный уровень не предусматривает;

- региональное соглашение на уровне субъекта Российской Федерации,

устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений

для данного региона;

отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, устанавливающее нормы

оплаты и другие условия труда и социальные гарантии и льготы для работников

отрасли (отраслей). Отраслевое соглашение может быть не только федеральным,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.