реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория ядра. Возникновение цивилизации на Урале. Аркаим.

обнаруживается много сходного со всеми остальными цивилизациями, особенно в

сочетании преемственности и разрывов.

Центральное место в этих переходах от упадка к возрождению занимают

религии, в некоторых случаях возникают новые религии, но в других

происходит возрождение прежних, претерпевающие большие изменения. Важнейшая

задача, возлагаемая на новые или же реконструированные религии, всегда была

одной и той же, а именно: избавление общества от дезинтеграции через

воссоздание коллективной дисциплины, подобной той, что служила регламентом

в период первоначального формирования цивилизованных обществ. В этих

религиях можно видеть совокупность крайне разнообразных форм мифологии,

несущей религиозные смыслы, более или менее исторические легенды и

демонологию, привязанную к мифологии, а также этические, эстетические и

другие компоненты. Но во всех этих компонентах отразилось формирование

новых отношений между людьми и мирозданием, а также социальные отношений

между самими людьми. Во всех случаях, для которых имеются достаточные

свидетельства, священники формировали учения в понятиях, доступных широким

массам, обычно упрощая эти учения и даже подвергая их вульгаризации, чтобы

сделать их универсально воспринимаемыми и надежно внедрить в народное

сознание — вместе с новыми нормами, создавая тем самым новое или

обновленное общество.

РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ УРАЛА

Глава 1 Формирование и расцвет родового общества эпохи неолита

(V-середина III тысячелетия до н.э.)

Неолит отличается от предшествующей эпохи более высокой ступенью в

развитии производительных сил: применяются все основные приемы обработки

камня, осваиваются новые способы строительства жилья, были изобретены

глиняная посуда, ткачество.

Сырье добывали в основном на поверхности. Появляются мастерские,

носящие характер сезонных стоянок, основной задачей их обитателей являлись

добыча сырья и изготовление орудий. На Южном Урале исследована Усть-

Юрюзанская кремнеобрабатывающая неолитическая мастерская, давшая обширный

материал для всесторонней характеристики каменной индустрии. Там же

известны и другие кремнеобрабатывающие мастерские: Учалинское, Карагайлы I,

Синташтинские, расположенные у выходов сырья. Как правило, на них

изготовлялись полуфабрикаты, которые затем доставлялись в различные районы

Урала.

Наличие сырья у одних племен и отсутствие его у других являлись

реальной предпосылкой развития обмена, повлекшего за собой расширение

производства, разделение труда, его специализацию. Камнеобрабатывающие

мастерские — свидетельство выделения специальной отрасли хозяйства — добычи

и обработки камня.

Совершенствуется строительство жилищ, имевшее особенное значение в

суровых климатических условиях Северного и Среднего Урала. Люди создали

себе искусственную среду не только для укрытия, но и как место для

определенных видов производственной деятельности. Основным типом жилища

неолитической эпохи на Урале становится полуземлянка. Наряду с одиночными

большими жилищами появляются поселения, состоящие из нескольких жилищ. Все

они располагались по берегам рек и озер.

Одним из наиболее значительных нововведений того времени является

глиняная посуда, позволившая улучшить способы приготовления пищи и

расширить ассортимент пищевых продуктов. Посуда изготовлялась из глины с

различными органическими и неорганическими примесями способом ленточного

налепа (из теста изготовляли жгуты толщиной в 3—4 см, которые накладывались

друг на друга по спирали, затем заглаживались). Вся неолитическая посуда

сплошь украшалась различными узорами, выстроенными в строго определенную

композицию.

В эпоху неолита более четко обозначились две взаимосвязанные тенденции

исторического процесса: расхождение в развитии форм хозяйства населения

различных климатических зон и неравномерность социально-экономического

развития.

На побережье Ледовитого океана основным занятием становится морская

охота. Население Северного Урала занималось охотой на лося и оленя и вело

подвижный образ жизни.

Хозяйство неолитических племен Среднего Урала как Приуралья, так и

Зауралья было комплексным. Этот тип экономики предполагал полуоседлый образ

жизни на ограниченной территории с сезонным ритмом ведения хозяйства, когда

долговременное обитание в оседлых поселениях около мест рыбной ловли

прерывалось периодическими откочевками для охоты на лесного зверя. Состав

находок свидетельствует о значительной роли охоты. Основным промысловым

животным был лось, костные остатки которого найдены при раскопках

неолитических поселений. На стоянке Стрелка у Нижнего Тагила найден почти

целый скелет лося, рога которого, вероятно, были использованы как материал

для орудий. Исключительное значение лося в жизни уральцев нашло свое

отражение в искусстве. Скульптурные изображения головы лося известны со

стоянок Евстюниха, Калмацкий Брод, Аннин Остров, из Шигирского торфяника.

Среди наскальных рисунков Урала, многие из которых В. Н. Чернецовым

отнесены к неолиту, господствует изображение лося. Около наскальных

изображений жители тайги устраивали ежегодные праздники с целью возрождения

зверей и умножения добычи.

Другим важнейшим промысловым животным, по-видимому, был медведь,

схематические изображения которого известны в наскальных рисунках,

скульптурно выполненная медвежья голова часто украшала края сосудов.

Охотились также на оленя, дикую козу, бобра, белку, различных птиц. Из

оленьих костей сделаны многие неолитические орудия Шигирского торфяника.

На неолитических поселениях Среднего Урала собрано множество

разнообразных наконечников стрел из камня и кости, позволяющих считать лук

со стрелами основным оснащением древнеуральского охотника. В II Гирском и

Горбуновском торфяниках найдены и сами луки. При охоте использовали также

копья, дротики, ножи и другие орудия. В распоряжении охотника находились

различные средства передвижения: лыжи, сани, нарты, лодки, обеспечивавшие

успешность охоты, которая велась круглый год с учетом сезонности различных

ее видов. Особенно эффективной была коллективная охота. Описывая

первобытную охоту на крупных копытных (лось, олень), А. Е. Топлоухов

отмечал, что периодически (дважды в год) эти животные пересекают Уральский

хребет в поисках пищи. В Приуральс мощность снежного покрова почти и 2 раза

больше, чем в Зауралье, поэтому с середины осени начинались массовые

миграции лесных копытных через Урал на Восток, а весной - обратно.

Другой важнейшей отраслью хозяйства было рыболовство. Основным

способом ловли рыбы был, по-видимому, сетевой. Каменные грузила в виде

дисков овальной формы с неглубокими выемками по бокам для привязывания

бечевы найдены на многих поселениях Прикамья и Заура: (Стрелка, Полуденка,

Аять, Чащиха и др.). Известны и индивидуальные способы добычи рыбы: ужение

на крючок, битье гарпунами. Широко было распространено и собирательство

(на стоянке Стрелка найдены колотушки для раскалывания орехов и жомы для

получение масла). Орудиями собирательства, по-видимому, были костяные и

каменные. Несколько стоянок эпохи неолита, которые отдельные исследователи

склонны считать земледельческими.

На Южном Урале наряду с рыболовством и охотой осваивается

скотоводство. Кости домашних животных (лошади, крупного и мелкого

рогатого скота) обнаружены в ряде поселений. Известно, что крупный и

мелкий рогатый скот проник на Урал уже в одомашненном виде, так как их

предковые формы в диком состоянии отсутствовали на этой территории.

Одинаковый в основном тип хозяйства не исключал

разнообразии форм материальной культуры. Различные исторические пути

развитии, разнообразные географические условия, определенная замкнутость

неолитических племен привели к формированию нескольких

неолитических культур: южноуральской, восточноуральской, камской. Различия

особенно отчетливо проявляются в строительстве жилищ, технике орнаментации

посуды, орнаменте, наборе каменных орудий, некоторых технологических

особенностях их изготовления.

Южноуральские неолитические памятники, как и в предшествующее время,

расположены в пределах тех же районах: в Приуралье — по притокам рек,

в башкирском Зауралье— по берегам проточных озер. Площадь стоянок

и их число увеличились: так, в районе оз. Карабалыкты известны

22 неолитических памятника. Остатки жилищ обнаружены только на

зауральских поселениях Мурат и Караоалыкты IX. При их сооружении

использовались каменные плиты. Чрезвычайно богат каменный инвентарь

южиоуральских поселений. В них в основном преобладает пластинчатая

индустрия, в частности ретушированные пластинки, функционально

служащие заготовками к разнообразными орудиями: ножами, боковыми

скребками. Найдено множество концевых скребком, угловых резцов, проколок,

наконечников стрел.

В Камском Приуралье неолитические поселки концентрируются группами в

устьях небольших речек, преимущественно на береговых террасах или невысоких

дюнах. По сравнению с мезолитом возросло число долговременных поселений с

остатками жилищ, но по прежнему преобладают кратковременные стоянки с

тонким культурным слоем. Заметно увеличиваются мощность слоя и площадь

поселений, составляя от 400 до 1500 кв. м. Известны поселения с несколькими

большими жилищами – Хуторская стоянка с открытыми очагами и хозяйственными

ямами. На памятниках Камско-Вятского междуречья удалось проследить

планировку неолитического поселка (Моторки II, Чумантло I). В центре обычно

находилось большое жилище размерами 120— 200 кв. м, рядом по периметру

располагались три-четыре жилища меньших размеров (25—40 кв. м) и

хозяйственные ямы. Большие жилища были прямоугольными, с нишами в стенах и

рядом очагов вдоль центральной линии. В нишах либо возле очагов размещались

хозяйственные ямы. По наличию столбовых ям вдоль стен эти жилища

реконструируются как каркасные с двускатной кровлей. Жилища меньшего

размера и квадратной формы, вероятно, имели шатровое перекрытие.

Каменные изделия изготовлялись на пластинах и отщепах: скребки,

скобели, ножи, проколки, сверла, листовидные наконечники стрел. Характерны

шлифованные топоры и тесла. На неолитических памятниках Прикамья бытовала

посуда полуяйцевидной, преимущественно закрытой формы с гребенчатым

орнаментом. Последний располагался горизонтальными зонами в виде «шагающей

гребенки», горизонтальных, вертикальных и косопоставленных оттисков

зубчатого штампа, а также различных ямочных вдавлений. Найдена также

керамика с накольчатым орнаментом, близкая к сосудам нижнего Прикамья и

Среднего Поволжья. Заключительный этап камского неолита (левшинский)

характеризуют памятники типа Левшино, Сауз I и II с сосудами, украшенными

довольно грубым гребенчатым орнаментом. Отражением процесса взаимосвязи

камского неолитического населения с западными соседями является керамика с

гребенчато-ямочным орнаментом. Т. М. Гусенцова отмечает участие

балахнинских племен (средневолжский вариант ямочно-гребенчатой керамики) в

сложении неолита Камско-Вятского междуречья.

В Среднем Зауралье по невысоким берегам рек и озер известны

значительные по размерам поселения. Жилые постройки преимущественно имеют

четырехугольную форму. На стоянке Полуденка I обнаружены три небольших

жилища (4,5X6м), окруженные общей оградой. Основу конструкции жилищ

составлял бревенчатый сруб. Известны жилища больших размеров — от 30 до 100

кв. м и более. Для них характерна каркасная конструкция с преобладанием

вертикальных стен, покрытия шатрового типа. Ведущая роль в организации

жилья отводилась очагу, близ которого чаще всего находилась

производственная площадка.

Каменные орудия на поселениях немногочисленны. В развитом неолите

намечается тенденция специализации сырья в зависимости от тех или иных

видов продукции, увеличивается ассортимент орудии, основная масса которых

изготовлялась техникой двусторонней обработки (скребки, ножи, наконечники

стрел). На позднем этапе преобладают орудия на крупных пластинах.

Имеющиеся археологические и этнографические источники позволяют

считать основной формой трудовой деятельности неолитического населения

коллективный труд. Охота на копытных животных была сложным и трудоемким

делом. Надо было выкопать многие сотни ям, укрепить их стенки и в

дальнейшем поддерживать от засыпания. Рыболовство требовало коллективных

усилий для расчистки проток, установления запором и т. д. Строительство

больших домов также могло быть результатом совместных усилий коллектива. В.

Н. Чернецов, анализируя содержание наскальных изображений Урала,

подчеркивал, что они отражают коллективность мероприятий как в

области промысла, так и культа.

Появившиеся в неолите значительные по размерам поселения, но

видимому, являлись местом обитания единой производственной группы или

общины. Несколько таких общин, как свидетельствует этнографический

материал, составляли материнский род. В. Н. Чернецов неоднократно обращался

в своих работах к проблеме рода. Для эпохи неолита он считал возможным

допустить существование родовых общин, позднее раздробленных на более

мелкие; финальные роды, которые расселялись в районе, прилегавшем к месту

расселения основного первичного рода, и образовывали кровнородственный

территориальные группы — фратрии. Поскольку брачные связи внутри

родственных групп (род, фратрия) были запрещены, в составе одного

хозяйственного коллектива (общины) оказывались представители различных

по происхождению групп населения. Перекрестные браки приводили к сближению

различных групп на родственной основе, а родственные связи подкреплялись

территориально-экономическими (право охоты), это способствовало

формированию обширных этнических общностей.

С неолитом принято связывать начало формирования современных

уральских народов финно-угорской языковой семьи. Лингвисты считают, что

сложение уральской языковой семьи относится к тому периоду, когда уже

употреблялись луки, наконечники стрел, долота, лыжи, нарты, горшки

и т. д., сохранившие общие названия и корни в угорских языках.

Возникновение этих предметов относится к неолиту. Общие названия могли

возникнуть у уральских народов и в период их совместного обитания.

Следует учитывать, что в неолите автохтонное развитие почти во всех

областях нарушалось притоком нового населения, что приводило к ассимиляции,

слиянию культур. Ни одну из выделенных на Урале неолитических культур

нельзя полностью отождествлять с современными этносами. Однако культура,

созданная неолитическими племенами, не исчезла бесследно. Она воплощалась в

вещах, обычаях, идеях, передавалась потомкам, являясь одним из компонентов

культуры более поздних этнических общностей. Обитатель лесов — охотник и

рыбак — в процессе многовековой трудовой деятельности создал своеобразную

духовную культуру, достиг большого совершенства в изображении животных,

особенно лося и медведя, а также птиц: утки, лебедя и др. В религиозных

верованиях наибольшее значение имел культ животных, в первую очередь

промысловых.

Образцы изобразительного искусства эпохи развитого родового общества

на Урале известны по многочисленным археологическим источникам. Прежде

всего это наскальные изображения, в массе своей характерные для районов

Среднего и Южного Урала. На скалах красной краской нанесены сюжетные

композиции, воспроизводившие сцены охоты, ловчие орудия и сооружения в

сочетании с солярными и небесными знаками. В. Н. Чернецов допускает, что в

условиях строго сезонных миграций копытных, от которых зависело

благосостояние людей, еще в неолите возникли охотничьи обряды и связанные с

ними наскальные изображения.

Западный и в особенности восточный склон Урала — один из трех

известных в нашей стране очагов развития наскальных изображений конца

неолита — начала эпохи бронзы. Имея некоторое сходство в сюжетах и

композициях, уральские писаницы отличаются от карельских и ангарских

петроглифов по технике, стилю, составу изображений.

Декоративное направление в изобразительном искусстве широко

представлено в орнаментации неолитической посуды, предметов быта. Среди

геометрических узоров на сосудах встречаются стилизованные фигурки людей,

птиц, солярные знаки, которые, вероятно, отождествлялись с культовыми

символами. Но они занимают обычно незначительное и малозаметное место в

общей композиции рисунка. Некоторые сосуды украшены рельефными головками

зверей и птиц. Подобные сосуды известны со стоянок Полуденка I,

Кокшаровская I, Береговая стоянка Горбуновского торфяника, Махтыли. Обычай

помещать изображения зверя на краю сосуда мог быть связан с широко

распространенными представлениями о необходимости охранять содержимое

сосудов. Учитывая известные у некоторых народов запреты употреблять одну и

ту же посуду для рыбы и мяса, можно предполагать, что изображения на них

могли указывать на назначение сосуда.

Отдельные неолитические погребения свидетельствуют о складывании

определенных представлений, связанных с культом умерших. Для неолитических

захоронений характерны посыпка погребенного охрой, отсутствие сосудов,

наличие орудий на пластинах, реже встречаются шлифованные топоры, украшения

(подвески из камня и кости, костяные бусы).

Интересно погребение на левом берегу р. Демы у д. Давлеканово.

Умерший находился в скорченном положении, на правом боку, посыпанный охрой.

Хорошая сохранность черепа позволила М. М. Герасимову произвести

реконструкцию портрета погребенного. Это европеоид с некоторыми чертами

монголоидности. Инвентарь крайне беден — несколько ножевидных пластин.

Полагают, что обряд скорченных погребений появляется как стремление придать

умершему позу спящего. Охра может служить символом крови — продолжения

жизни в потустороннем мире или огня — очищения умершего.

В первобытную эпоху сознание человека было непосредственно связано с

деятельностью. Кровнородственные и производственные связи нашли свое

отражение в тотемизме —осознании единства коллектива как потомков одного

родоначальника — тотема. Тотемом чаще всего были промысловые животные:

лось, медведь, а также птицы.

Одна из архаичных форм религии — магия — возникает из неспособности

людей постоянно обеспечить желаемый результат трудовых усилий. В магии

присутствует не только вера в существование реальной связи между

предметами, но и уверенность в том, что с помощью магического обряда

первобытный человек может достичь определенной практической цели: убить

животное, наловить рыбы и т. д. В магических обрядах отчетливо проявляется

связь с человеческой практикой, трудом. Многие охотничьи обряды включали

танцы — имитацию борьбы охотника со зверем и его поражение копьем или

стрелами. Животные, игравшие значительную роль в удовлетворении основных

материальных потребностей людей, стали важнейшим компонентом содержания

мифологического сознания. Реализуя свои чаяния, ожидания в обряде, члены

первобытной общины коллективно творили миф, выдавая желаемое за

действительное. Мифические существа мыслились первобытному человеку как

реально существующие, этим объясняется появление антропо- и зооморфных

изображений.

На стоянке Евстюниха в лесном Зауралье найдены керамическая фигурка

птицы и голова лося из талька. Можно различить, что птица относится к

семейству тетеревиных. Поверхность фигурки покрыта неглубокими насечками,

имитирующими оперение, рельефно выполнены лапки на тулове. В виде головы

лося оформлено навершие со сквозной сверлиной в середине. Особенно

тщательно вырезана морда — выделены горбатый нос с характерными ноздрями и

толстая отвислая губа.

Одной из важных ступеней художественного освоения действительности

явился орнамент с присущим ему ритмом и симметрией. В стремлении

упорядочить, организовать пространство на посуде можно видеть весьма

сложную форму обобщения явлений, магический смысл которой для нас остается

загадкой. Богатый духовный мир уральского населения неолитического времени

отразил сложную картину социально-экономического и этнокультурного развития

края.

Рост производительных сил, выразившийся в развитии металлургии,

переходе к производящим формам хозяйства, способствовал дальнейшему

развитию родоплеменного строя. Экономическую основу общества составляла

общинная собственность на землю, прочие средства производства находились

как в коллективной, так и в индивидуальной собственности. Тип первичной

социально-экономической ячейки диктуется большей или меньшей потребностью в

совместном труде.

С переходом к прочной оседлости в эпоху энеолита и преобладающей ролью

присваивающего хозяйства материнская родовая община не утратила своей

производственной функции. Общественное значение женщины по-прежнему

оставалось большим в домашнем хозяйстве. Нужно было изготовить посуду,

заготовить впрок пищевые продукты, топливо и т. д. Есть основания говорить

об увеличении численности общины, поскольку поселения стали большими как по

занимаемой площади, так и по количеству входящих в них жилищ. Парная семья,

хотя и имела некоторые хозяйственные функции, не существовала вне общины,

состоящей из представителей разных родов, связанных между собой семейно-

брачными отношениями.

Энеолитические поселения в Среднем и Южном Зауралье (Андреевское озеро

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.