реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория ядра. Возникновение цивилизации на Урале. Аркаим.

греческий и латинский языки, а в еще большей степени сохранились все

великие философские системы «досократиков» (Демокрита, Платона, Аристотеля,

Плотина и других мыслителей), дорический, ионический и коринфский ордеры в

архитектуре, эстетические системы Гомера, Гесиода, Софокла, Аристофана,

гражданское римское право, спартанская тоталитарная или афинская

демократическая соци-ополитическая системы, римская имперская организация

как в монархической, так и республиканской формах, научные открытия греков

и римлян. Эти и множество других греко-римских культурных и социальных

систем до сих пор служат предметом изучения, объектом для подражания,

использования, воссоздания и включения в нашу цивилизацию, культуру,

институты, в наш менталитет, поведение и отношения. Они существуют,

функционируют и оказывают на нас воздействие в гораздо большей степени, чем

прошлогодний бестселлер или вчерашние увлечения и моды. С необходимыми

поправками то же самое можно сказать о многих социальных и культурных

системах практически всех выделяемых А. Тойнби «шестнадцати мертвых

цивилизациях».

Фактическое изучение жизненного пути организованных социальных систем

(групп) и культурных систем позволяет сделать такие выводы:

1) этот путь является крайне многовариантным и никоим образом не может

быть сведен к одному органическому одновариантному циклу;

2) возникновение социальной группы как конкретной эмпирической

целостности в эмпирической социокультурной действительности имеет различный

характер, а что касается культурных систем, то они проходят через три общие

фазы — концептуализации, объективизации и социализации;

3) время их существования может колебаться от нескольких секунд до

тысячелетий и даже достигать подлинного бессмертия (пока существует

человечество);

4) некоторые организованные социальные группы и культурные системы

проходят только один цикл возникновения — существования — гибели, в то

время как другие проходят через несколько волн роста и упадка, расцвета и

увядания, а некоторые временно распадаются, чтобы возродиться впоследствии.

Крупные культурные системы, такие, как наука, великие философские системы,

религия, художественная культура, этика, право, экономика и политика, но

прежде всего выделяемые мной умозрительные, чувственные и интегральные

культурные суперсистемы поистине бессмертны и могут претерпевать любое

количество флуктуации в процессах трансформации, упадка и возрождения.

Ошибочность положения о творческой

специфике цивилизаций

В рассматриваемых теориях ошибочно и положение о том, что каждая

«цивилизация» на протяжении своего существования проявляет способность к

творчеству в одной или, в лучшем случае, в двух сферах. Так, утверждается,

что эллинская цивилизация проявила себя в основном в сфере эстетики,

индская — в религиозной сфере, западная, только в сфере науки и технологии.

Фактически в каждой из этих «цивилизаций» имелись творческие достижения в

различных сферах культуры в разные периоды их существования и все они были

творческими не в одной, а в нескольких сферах культуры.

§ 6. Б. С. Ерасов ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК СЕТЬ ОТНОШЕНИЙ

В работах как французских историков школы «Анналов», так и ряда

американских цивилизационщиков используется концепция Цивилизации как сети

отношений между различными элементами и сферами социокультурной системы,

лишенной единого начала и допускающей различные формы взаимозависимости.

Такой подход означает необходимость выяснения как функций тех или иных

компонентов системы, так и хакера их взаимосвязи. Эти взаимосвязи могут

иметь экономическую, политическую и культурную природу, но так или иначе

создают пути и структуру общения и обмена, снимающие локальную

ограниченность. В последние годы эта концепция получила дополнительное

развитие в работах миро-системников (И. Уоллерстайна, Г. Франка и др.), о

соотношении точки зрения которых с теорией цивилизаций см. гл. XVII.

Отстаивая эту концепцию, Д. Уилкинсон подчеркивает, что

взаимодействие, включающее в себя торговые связи, перемещение людей,

включающее в себя торговые связи, перемещение людей, образовательные связи,

миссионерскую деятельность, дипломатию и военные конфликты, существовало в

течение длительного времени, начиная с ранней истории. Некоторые компоненты

этой системы приходили в упадок и разрушались, но возвышались другие,

города и центры власти перемещались, а сеть могла расширяться и сужаться,

менять степень интенсивности.

Как полагает Д. Уилкинсон, системная связь сохранялась, переставая

быть собственно египетской, месопотамской или даже «ближневосточной» как в

культурном, так и в политическом плане. Важное обстоятельство, закрытое от

нашего внимания картинами упадка и гибели различных компонентов этой

системы, заключалось в том, что эта цивилизация никогда не терпела

крушения. И так как в понимании цивилизационщиков критерии единообразия

постоянно преобладали над критериями взаимосвязи, судьбы этих компонентов

всегда привлекали интерес — в отличие от более крупных образований, в

которые они были включены и которые их пережили.

Границы этой единой системной сущности более или менее постоянно

расширялись, и сеть отношений охватывала все большие пространства, начиная

примерно с XII в. до н.э., хотя она переживала периоды значительных, но

временных отступлений в периоды нашествий «варваров» с V по XV в. н.э.

«Средневековая», «византийская», «исламская» и «русская» цивилизации

никогда не были в достаточной степени изолированы друг от друга в военном,

экономическом или культурном отношении, чтобы рассматривать их как

независимые части.

Стремясь примирить сторонников расходящихся точек зрения на сущность

цивилизации, Р. Максвелл полагает возможным признать, что оправданы

концепции цивилизации и как «воплощения общего мировоззрения» и как «сети

взаимодействия». Нельзя игнорировать свидетельства формирующейся глобальной

цивилизации на основе торговых связей, общей технологии, науки и

коммуникаций, стремительно преодолевающих пространства. Вместе с тем нельзя

игнорировать и радикально расходящиеся и взаимно непостижимые

мировоззренческие принципы, лежащие в основе тех или иных цивилизаций, как,

например, американского индивидуализма, исламского фундаментализма и

японского группизма. Концепция сети взаимодействия подчеркивает значение

взаимосвязей, создающих широкую инклузивную основу цивилизации. Напротив,

сторонники мировоззренческой концепции цивилизации выявляют связные

символические системы и для них цивилизации предстают как разделенные и

изолированные общности. Взаимосвязи, такие, как торговля, перенос

изобретений и идей и даже войны, могут действовать на длительных

расстояниях. Вполне возможно торговать, вести обмен или воевать с другой

«цивилизацией» при отсутствии понимания и не оказывая влияния на культурное

ядро друг друга.

Границы сети могут расширяться и сокращаться, но основные параметры

сохраняются в течение долгого времени, в то время ядро символической

системы может исчезнуть как целостное образование.

Важная характеристика всякого сложного общества состоит в делении

труда. И именно сеть взаимодействия обеспечивает возможность специализации

индивидов и групп. А сеть взаимодействия, поддерживающая такую

специализацию, включает хозяйственные связи, классовые или статусные

системы, государство и бюрократическую систему, налаженный социокультурный

обмен (между городами и инфраструктуру, обеспечивающую все эти функции.

Именно из этого и состоит цивилизация. Аналогичный подход применяется и в

том случае, если под цивилизацией понимается «сеть отношений» —

хозяйственных, политических и культурных, на основании чего выделяются,

например, Средиземноморская или центральноазиатская цивилизации. Даже

развитая сеть отношений сама по себе еще не формирует общества, а может

быть продуктом отношений между относительно развитыми обществами,

относящимися к разным цивилизациям («Великий шёлковый путь), или отношений

между имперским центром и зависимой от него колонией-периферией (Британская

Индия).

Глава 2 Запад - Восток

§ 1. Б. С. Ерасов О СРАВНИТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

Развитая ветвь компаративистики — сравнительное религиоведение,

черпающее свои истоки еще из полулегендарных рассказов об «избрании веры»,

а позднее из теологических дискуссий о том, «какая вера лучше», а также из

межрелигиозных диалогов. Несомненно, что многое можно понять в характере

вероучения через сравнение текстов Священных писаний или учений отцов

церкви, мнений просвещенных теологов. Такого рода различия в типах

ценностных ориентации, символике и структуре религий давали основание

многим исследователям не ограничиваться описанием конкретной специфики тех

или иных религий в их сложившемся виде или в исторической динамике, а

проводить сопоставление разных религий (христианства и ислама, христианства

и конфуцианства, буддизма и даосизма и т.д.), в которых, казалось бы,

несомненными предстают позиции, по которым эти религии отличаются друг от

друга или, напротив, сходятся в тех или иных принципах.

Яркие образцы такой компаративистики мы находим в ряде работ

отечественных ученых Л.С. Васильева, Г. Померанца, М.Т. Степанянц, ГА.

Шпажникова.

Однако плодотворность религиозной компаративистики оказывается

относительной, так как те образцы, которые берутся для сравнения,

функционируют лишь будучи вплетенными в сложную сеть духовных смыслов и

институциональных отношений в рамках данного общества. Большей частью для

сопоставления берутся либо изначальные образцы, либо «мировоззренческие

основы», либо санкционированные «священные» образцы, либо «традиционный

блик религии», а все остальные варианты религиозности при этом отодвигаются

на роль «народных вариантов», «вульгаризации» или же «реформаторства как

антитезы традиционности» и т.п.

Первая возникающая при этом проблема заключается в том, чтобы двести

«общую формулу» религии, пригодную для столь различных её вариантов, даже

если речь вести об основных мировых религиях, ставших «титульным

определением» для мировых цивилизаций. Разнообразие религиозных верований и

культов и присущий им внутренней полиморфизм настолько велики, что попытки

дать общее определение религии каждый раз вызывали разногласия. На Западе

(или в России) религию обычно связывают с верой в Бога (христианского,

исламского или иудейского) как высшее существо, которое как-то

распоряжается судьбами людей, повелевает им вести себя должным образом в

земном существовании, чтобы дать воздаяние в загробной жизни. Однако

ошибочность такого представления о рели-«вообще» связана не только с его

неполнотой, так как религия не только вера, но и дела, не только принципы,

но и отношения, не только молитва, но и организация. Дело еще и в том, что

и самоописание вероисповедания (или же его восприятие со стороны)

оказывается культурно обусловленным. Религиозное сознание совсем не

обязательно связано с верой в Бога или даже сверхъестественное начло, не

обязательно основано на теистических началах. Заявление Ф. Ницше о том, что

«Бог умер», имело смысл только в рамках христианского менталитета.

Исламский Бог не рождался и не мог умереть, а центральная фигура буддизма

Будда действительно умер и перешел состояние нирваны, означающее

растворение в небытии. Поэтому Буддизм может трактоваться (на высшем

уровне) как религия без Бога, т.е. как нетеистическая система верований.

Если в ней и существует поклонение тому же Будде и обожествляемым

бодисатвам, то именно как персонализированным духовным посредникам между

верующими и верховным законом, который властвует над миром.

Нередко сравнительные исследования исходят из предпосылки о

значительном расхождении содержания религий в зависимости от того,

относятся они к монотеистическим и богооткровенным (христианство и ислам)

или «законническим» или «космическим» (индуизм, буддизм, даосизм,

конфуцианство) типам. (Иногда это расхождение выражается через расхождение

авраамической и неавраамической традиций.)

Однако противопоставление теистических и нетеистических религий

оказывается условным. И дело не только в том, что оно построено уже

терминологически как бы апофатически по отношению к восточным религиям: они

не такие, как христианство и ислам. Дело еще в том, что принадлежность

каждой религии к своему типу оказывается под сомнением. Немало ограничений

теизма было выявлено в христианстве. Библейские истоки теизма, доносившие

«живого» и личностного Бога, не всегда гармонировали с проникшей из

неоплатонизма идеей божественного Абсолюта. Как пишет С. Аверинцев,

христианский теизм постоянно сталкивается с трудностью своего обоснования:

с одной стороны «все в Боге» и «Бог во всем», но в то же время Бог и «все»

разделены онтологической пропастью. В христианской мистике возникает

«сверхсущность», в которой исчезает личное и безличное. В средневековой

теологии Бог описывается как идея абсолютного блага, истины, как чистое

бытие. Бог представал как тот сверхпорядок, который и определяет

существование мира. Бесспорная христианская сверхформула гласит: «В начале

был логос, и логос был у Бога, и логос был Бог», а Иисус Христос предстает

при этом как «вочеловечение» логоса, как самораскрытие «бога незримого».

Учение о логосе вошло в патристику и в христианский символ веры, породив

догмат о воплощении Бога-отца в онтологическом слове. Тот факт, что эта

идея не приобрела доминирующего характера, вряд ли может быть отнесен к

«сущности христианства» и для своего объяснения требует введения

дополнительных условий.

Лишь условно можно принять то положение, что в индуизме или

конфуцианстве «нет идеи единого бога, творца мира и человека», что Брахман,

Дхарма, Небо или Дао суть безличные начала, а миром управляет непреложно

действующий неизменный закон, воздающий человеку в соответствии с тем, что

он совершил в предшествующей жизни, или за то, что он совершил в настоящей

(брахман и сюньцзы или шудра и простолюдин). И все же это оказывается не

центром религиозной мысли каждой из цивилизаций, а лишь одним из

коррелятивных начал, получающих автономное и безоговорочное обоснование в

соответствующих текстах, но на практике воплощающихся лишь во

взаимодополнительной системе ценностей, которая и определяет поведение

людей.

Буддизм и даосизм претерпели радикальную перестройку в сторону

теизации, превратившись из первоначально этических и психологических учений

в разветвленные теистические системы.

Как мы видим, межрелигиозная компаративистика многое раскроет в

своеобразии содержания различных компонентов религиозных систем: типы

основателей, генезис, священные тексты, культ, институты. Однако

сопоставление религий как целостных систем убеждает нас, что это сложные

многовариантные и динамичные образования, формируемые в значительной

степени в соответствии с теми принципами, которые несет в себе данная

цивилизация. Составляя непременное ядро каждой мировой цивилизации,

накладывая на нее свой неизгладимый отпечаток (в системе образности, типе

коммуникаций, характере института), та или иная религия претерпевает в ходе

своего формирования изменения, отвечающие ее месту в общей системе

цивилизационной регуляции.

Содержательная определенность каждой религии может быть скрыта лишь

при ее рассмотрении как сложной системы, имеющей свою структуру,

допускающей различные варианты и уровни, та система функционирует большей

частью не порознь, отдельными своими компонентами, а своей целостностью, из

которой в зависимости от социальных и исторических обстоятельств выделяются

те или иные компоненты и характеристики. Каждой религии зрелом состоянии

присуще структурное разнообразие, представляющее вместе с тем некоторую

систему. Однако в ходе эволюции проявляются ее генетические, классические и

застойные варианты, которые могут претерпевать возрождение или же

переходить в наследие в зависимости от той динамики, которой подвержена

цивилизация в целом и которая отражается в состоянии: духовного начала в

тот или иной период.

Приводимые ниже тексты должны подтвердить эти положения о месте

религии в цивилизационном устроении общества.

§ 2. Б.С. Брасов ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ДИХОТОМНОГО СОПОСТАВЛЕНИЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСНОВАНИЙ ЗАПАДА И ВОСТОКА

На протяжении всего XIX и XX вв. как в идеологической, так и в

собственной научной литературе в изобилии проявлялись и соперничали

описательный и дихотомный подходы в сопоставлении культурных явлений,

относящихся как к малым культурам, так и к цивилизационным общностям.

Несомненно, что именно в рамках описательного подхода на протяжении веков

накапливались знания о культурах различных «других» народов. Огромны

достижения культурной антропологии дополнялись исследованиями в русле

конкретных дисциплин, изучающих «незападные» общества, культуры и религии:

востоковедение, африканистика, латиноамериканистика, исламоведение,

индуистика, буддология китаеведение и т.д.

К концу ХIX в. объем накопленных знаний потребовал упорядочивания, что

происходило во многом в рамках дихотомных сопоставлений. В соответствии с

этим подходом Запад и Восток выделялись как два в общем плане принципиально

различных типа общественного устроения — и это различие прослеживалось

именно на общетипологическом уровне, на котором уравнивались различия

конкретных обществ этнического или национального уровня.

Сводя воедино те характеристики Запада и Востока, которые выделялись в

разные периоды и разными авторами, можно вывести следующую схему.

Запад — Восток

1.Социально-экономические характеристики Запад — развитый,

урбанизированный, индустриальный; Восток – отсталый, сельский, аграрный. На

Западе — производство как базис (капитал); на Востоке — распределение как

базис («реципроксное» общество).

2.Тип и структура социальности.

В работах как «классиков»-основоположников социологии, так и

современных ученых часто используются базовые дихотомные критерии в

рассмотрении социокультурных типов, большей частью совпадающих и с

дихотомным делением на Запад и Восток как общецивилизационных типов.

Научная литература по этой теме огромна и разнообразна. Но удобнее

обратиться к сводной схеме таких типологий по наиболее представительным

авторам, которую дает индийский ученый П. Пандей.

Современная

социальная типология

|Автор |Ранняя стадия |Поздняя стадия |

|Р. Дьюи |Деревенское |Городское общество |

| |общество | |

|Г.Фуггит |Деревня |Город |

|Ф. Риггс |Аграрное общество |Индустриальное |

| |Священное |обществ |

| | |Секулярное |

|Г. Беккер |Племена |Горожане |

|П. Мейер | | |

|Д. Лернер, |Традиции |Современность |

|М. Леви, | | |

|Б. Хозелиц | | |

|и др. | | |

Однако любое эмпирическое описание «другой» культуры, начиная,

например, с описаний Геродота, давало совсем иную, мозаичную и

фрагментированную картину культурного множества. Важные сдвиги в

теоретическом понимании такого разнообразия связанны с именем И.Г. Гердера,

работа которого «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791) стала

важной вехой признании многообразия человеческих культур. На протяжении

всегоXIX-XX вв. интенсивное развитие ориенталистики, африканистики,

латиноамериканистики, религиоведения и других специальных культурно-

региональных исследований создало огромную базу для детального понимания

культурного и цивилизационного разнообразия.

Тем не менее на более высоком уровне обобщения вновь и вновь

срабатывал принцип крупномасштабного дуализма, питаемый возросшей в этот

период степенью господства Запада над глобальной колониальной системой.

Существенный сдвиг в философии культуры в этом плане был сделан трудами

Г.В.Ф. Гегеля, который выстроил схему исторической последовательности

развития основных стадий универсального духа, включив в него в качестве

таких стадий Китай, Индию и Персию, которые, впрочем не могут сравниться с

идеалом греческого искусства. Как бы то ни было, именно Запад воплощает для

него высший уровень достижений человеческой культуры, оцениваемый по

критериям нравственной свободы.

Эта универсалистская схематика была впоследствии перенесена в

классический марксизм, хотя при этом переосмыслена материалистически и

«поставлена с головы на ноги».

Такому универсалистскому подходу постоянно противостоял,

романтический, а позднее революционный подход, для которого Восток

представал либо как отрадное высвобождение от оков европейского

рационализма и техницизма, либо как пробуждающийся «очаг революционного

преобразования мира».

Сильный удар, как по концепциям дуалистического противопоставления,

так и по эволюционно-универсалистской схеме нанес выход книги О. Шпенглера

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.