реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс социологии

воля» [69. Кн. I. С. 363].

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере

смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами

защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из

неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить известную

целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых

импульсов и установок, Фрейд считал «сублимацию» (процесс преобразования и

переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности,

приемлемые индивидом и обществом), «вытеснение» (бессознательное устранение

индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), «регрессию» (переход

на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию»

(неосознанное перенесение, «приписывание» собственных ощущений,

представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «поотьщных»,

бессознательных стремлений другим людям), «рационализацию» (бессознательное

стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже

в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование»

(изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или

противоположную), «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохранению

апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение

которых может привести к патологическому навязчивому стремлению к

повторениям) и пр.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтное™ сфер личности,

Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что

явилось сильной стороной его концепции.

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их

взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности

свои многообразные концепции и гипотезы. Примером этого могут служить его

концепции творчества и учение о характерах, которые (если

95

исходить из внутренней логики психоаналитического учения) действительно

согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

По Фрейду, источником творческой деятельности личности является

психоличностный конфликт, в процессе протекания которого главенствующую

роль играют бессознательные силы «Оно», мотивирующие творческую

деятельность.

Понимание конфликта как источника творчества обусловило то обстоятельство,

что в теории личности Фрейда творчество предстает как один из способов

разрядки психических конфликтов и напряжений, функциональное преобразование

которых обеспечивается одним из важнейших «защитных механизмов» - «Я»-

сублимацией. По Фрейду, в результате сублимации бессознательные, сексуально

окрашенные, подавленные, неудовлетворенные влечения и психические

напряжения получают свое выражение в разнообразных творческих актах

личности.

В общем, наличие определенной связи между сексуальностью и творчеством

отмечалось многими исследователями. В этом плане позиция Фрейда отличалась

от позиции.других ученых главным образом абсолютизацией и фетишизацией этой

связи. Вместе с тем следует отметить, что исследование Фрейдом вопроса о

связи творчества и невроза позволило ему не только установить их общие

корни и взаимосвязи, но и показать значение творческой деятельности как

эффективного средства психотерапии.

Разрабатывая учение о характере в общем контексте теории личности. Фрейд

пришел к выводу, что характер человека формируется в основном в течение

первых пяти лет жизни под воздействием факторов коиституцио-нального и

индивидуального порядка. Подчеркивая исключительную роль детства в

формировании характера личности, Фрейд высказал предположение о

существовании различных видов характеров и их определенной связи с

эрогенными зонами. Согласно Фрейду, эта связь выражается преимущественно в

воздействии различных эрогенных зон на формирование характера в целом или

отдельных черт характера- При этом следует подчеркнуть, что данная

классификация вызвала сомнения и возражения даже среди сторонников

психоанализа.

В целом теория личности Фрейда и дополняющие ее учения, концепции и

доктрины, несмотря на наличие в них догматической психоссксуа-лиэации и

множества спекулятивных истолкований, явились определенным шагом вперед по

отношению к существовавшим доктринам западной социологии. Принципиально

важным достижением была выработка нового взгляда на личность человека, как

на изменяющееся во времени, структурированное, противоречивое динамическое

образование.

По мере разработки психоаналитического учения Фрейд уделял всевозрастающее

внимание собственно философско-социологическим лро-

96

блемам, среди которых заметное место занимали вопросы культуры, религии,

межличностных отношений, психологии масс, конфликтного бытия человека в

системе цивилизации.

Существенным элементом социологии Фрейда явилась его теория происхождения

культуры и религии Опираясь на предположение Ч. Дарвина о том, что

первоначальной исторической формой организации людей, возможно, была орда,

над которой неограниченно властвовал сильный и жестокий самец, Фрейд

стремился доказать, что судьба этой орды оставила неизгладимые следы в

истории человечества, что возникшие в ней первые стереотипы социального

поведения людей обусловили и непосредственно повлекли за собой

происхождение важнейших культурных установлении. государственных порядков,

нравственности, религии и других социальных феноменов человеческого

существования

Согласно гипотезе Фрейда, доисторической первобытной ордой правил ревнивый

и жестокий самец, который изгонял своих сыновей, когда они достигали

половой зрелости и заявляли о своих правах на женщин этой орды. Данный

конфликт, как полагал Фрейд, имел место в каждой орде. До поры до времени

он не нарушал единства и гармонии психической жизни первобытного человека,

которая отличалась высокой степенью амбивалентности: дети, по Фрейду,

ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути

удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же

время они любили его и восхищались им

Но однажды, стремясь к удовлетворению своих сексуальных влечений,

сговорившиеся братья убили и съели соперника-отца. С этого момента гармонии

человеческой психики и личности пришел конец. Под влиянием убийства и

каннибалистского акта в них образовались «бессознательное» (носитель

кровосмесительных и агрессивных побуждений) и «Я» (носитель запретов и

морали).

Это расщепление психики и личности первобытного человека объяснялось

Фрейдом тем, что якобы в результате убийства и каннибалистского акта

первобытные люди обрели неведомое им ранее чувство вины, которое испытывали

братья перед убитым и съеденным отцом, и чувство страха разделить

впоследствии его участь. По мысли Фрейда, эти чувства вынудили братьев-

отцеубийц заключить своеобразный общественный договор об отказе от

сожительства с женами отца (запрещение инцеста) и об отказе от убийства

(запрещение убийства).

Так, по Фрейду, чувство вины и страха привело первобытных людей к

установлению табу (норм-запретов поведения) и первых социальных ценностей.

Мифологизируя жизнь первобытной орды, Фрейд экстраполировал эту

мифологизацию на жизнь современного общества. Он утверждал, что по-

7 Истории социологии

97

следовательный прогресс цивилизации был во многом обусловлен чувством вины

и страха, которое инициировало первые ограничения изначальных и вечных

аморальных влечений (инцеста и убийства), вытекающих из Эдипова комплекса.

Однако, по Фрейду, влечения эти не исчезали, а передавались от поколения к

поколению столь стабильно, что вполне отчетливо проявляются и в современных

людях, хотя и подавляются, как правило, индивидуальным сознанием и

общественной моралью.

Фрейд полагал, что установление первых норм-запретов древнего общества

(табу) обусловило переход его к другому уровню организации от орды с

жестоким и ревнивым самцом во главе к братской общине с коллективной

ответственностью, что послужило толчком к развитию общества и цивилизации.

Наряду с установлением системы табу другим весьма важным историческим

фактором этого периода Фрейд считал возникновение первобытной религии

(тотемизма), суть которой трактовалась им как символическое воскрешение

убитого самца в образе зверя-тотема, место которого впоследствии занял Бог.

К числу факторов, способствовавших образованию культуры и прогрессу

цивилизации, Фрейд относил возникновение религиозных верований и

религиозных систем. При этом сама религия и ее идеология рассматривались им

как производные от деятельности бнопсихических механизмов, а социальные

источники религии освещались им недостаточно полно.

Фрейд в целом правильно подметил, что среди основных причин,

обусловливающих возникновение религии в первобытном обществе, было бессилие

людей перед природой. В этой связи одной из важнейших функций религии

первобытного общества он считал ее роль как силы, иллюзорно защищающей

человека от произвола природы Наряду с этим Фрейд обращал внимание и на

другую функцию религии - функцию защиты человека от несправедливостей

культуры. «Я пытался показать, - писал Фрейд, - что религиозные

представления вышли из той же потребности, как и все другие достижения

культуры, - из необходимости защитить себя от подавляющего превосходства

природы. К этому присоединился второй мотив - стремление внести поправки в

мучительно ощущаемые несовершенства культуры» [68. С. 445]

По Фрейду, возникновение религиозности и религии обусловливается

биологическими и психическими причинами, которые выступают в качестве

единого биопсихического источника. Началом и основой религии является

Эдипов комплекс, в котором совпадает начало религии, нравственности,

общественности и искусства.

В общем, как полагал Фрейд, любой бог может быть понят как

символизированный и возвеличенный отец первобытной орды. «Психо-

98

аналитическое исследование, - писал Фрейд. - показывает с особенной

ясностью, что каждый создаст бога по образу своего отца, что личное

отношение к богу зависит от отношения к телесному отцу и вместе с ним

претерпевает колебания и превращения и что бог в сущности является не чем

иным, как превознесенным отцом» [69. Кн. I. С. 336].

Проводя четкую аналогию между религией и неврозом навязчивости, Фрейд

сформулировал крамольное утверждение о том, что «религию можно было бы

считать общечеловеческим неврозом навязчивости: как и у ребенка, она

произошла из Эдипова комплекса, из отношения к отцу» [68. С. 515].

Психоаналитический анализ религии привел Фрейда к выводу о том, что

религиозные иллюзии являлись сильнейшей защитой от невротической опасности

для людей, которых они связывали. По Фрейду, верующий в высокой степени

защищен от опасности заболевания известными неврозами: тот фает. что он

получил общий невроз, снимает с него задачу развития первоначального

невроза. Мнение Фрейда об известной позитивной психотерапевтической

ценности религиозных верований, обладающих своеобразными свойствами

профилактической психотерапии, пожалуй, можно принять Но при этом

справедливости ради необходимо отметить и другую сторону этой проблемы -

религиозные верования нередко инициируют и провоцируют возникновение

различных невротических и психопатических состояний.

Атеистическое отношение Фрейда к религии заключало в себе немало

своеобразных элементов, но он однозначно заявлял о том, что

безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем

нравственность, и что сохранение современного отношения к религии

представляет для культуры гораздо большую опасность, чем отречение от него.

Более того, размышляя о возможных путях развития культуры, Фрейд указал на

решающую роль науки в крушении религии и ее предпосылок.

Важной составной частью фрейдистской социологии явилась психоаналитическая

интерпретация разнообразных феноменов мсжличностных отношений и психологии

масс.

Среди многообразных проблем этой части учения Фрейда значительное место

занимают анализ природы социальных связей, исследование сущности

организаций и групп, изучение явлений массовой психологии и поведения

разнообразных социальных общностей.

Следует отметить, что примечательной особенностью фрейдовских изысканий в

данных областях было то, что они осуществлялись на основе его понимания

природы и сущности человека с использованием наработанной

индивидуалистической методологии.

Пожалуй, наиболее ярко эта методология проявила себя в предложенном Фрейдом

определении психологии масс и ее предмета. Согласно ут-

99

верждению Фрейда, она занимается исследованием «отдельного человека как

члена племени, народа, касты, сословия, институции или как составной части

человеческой толпы, в известное время и для определенной цели

организующейся в массу» [68. С. 423). Данное понимание психологии масс и ее

предмета было известным шагом назад для социологии Запада, поскольку,

согласно представлениям предшественников Фрейда в исследовании этой

предметной области (например. Г. Тарда, Г. Лебона и др.), психология масс

должна претендовать на исследование социальных явлений и процессов

взаимоотношений людей. Вместе с тем нельзя не отметить высокий уровень

адаптационное™ фрейдистской социологии, позволившей ей стать связующим

звеном между различными западными концепциями психосоциологической и

собственно социологической ориентации.

Исходным пунктом фрейдовского анализа феноменов межличностных отношений и

психологии масс стал традиционный для психологических направлений в

социологии подход, согласно которому при исследовании различных явлений

культуры и социальной психики, как правило, не обнаруживаются законы и

закономерности, в принципе отличные от тех. которые выявляются при

исследовании личности.

Для фрейдистской социологии характерно принципиальное допущение

существования практически почти неизменной массовой психики, основывающееся

на признании непрерывности в жизни чувств людей, дающей возможность не

обращать внимания на прерываемость душевных актов вследствие гибели

индивидов, поскольку психические процессы одного поколения находят свое

продолжение в другом. В данном случае Фрейд явно пренебрегал исторической

психодинамикой, в силу чего его рассуждения нередко приобретали абстрактно-

механистический характер.

Из многих разнообразных человеческих общностей Фрейд особенно выделял два

опорных типа: толпу и массу

Под толпоД он понимал неорганизованный конгломерат (сборище) людей, а под

массой - особым образом организованную толпу, в которой устанавливается

некоторая общность индивидов друг с другом: общий интерес к объекту,

однородное чувство в определенной ситуации и известная способность

оказывать влияние друг на друга. При этом следует иметь в виду, что под

массой («психологической массой») Фрейд понимал такое сообщество людей,

одним из отличительных признаков которого является либидонозная

привязанность к вождю (лидеру) всех членов сообщества и либидонозная

привязанность между составляющими его индивидами

Многообразные виды масс подразделялись Фрейдом преимущественно на два

основных типа масс: массы естественные (т. е. самоорганизугощие-ся массы) и

массы искусственные (т. е. массы, требующие для своего сохранения

известного внешнего насилия).

100

Примечательной особенностью фрейдовского понимания природы и сущности масс

(а также их классификации) является то, что Фрейд зачастую без достаточных

оснований отождествляет массы с иными видами социальных общностей и

приравнивает массы к первобытной орде.

В частности, он указывал на то, что в орде. как и в массе, не

осуществляются никакие импульсы, кроме коллективных, отсутствует

индивидуальная (единичная) воля и что жизненные акты индивидов по характеру

своему однородны. Среди других признаков, роднящих массу и орду, Фрейд

выделял общее для массы и орды исчезновение сознательной индивидуальности,

ориентировку мыслей и чувств в одинаковых направлениях. преобладание

эффективности и бессознательной душевной системы, тенденцию к немедленному

выполнению появляющихся намерений и пр.

«Масса кажется нам, - резюмировал свою точку зрения Фрейд, - вновь ожившей

первобытной ордой Так же, как в каждом отдельном индивиде первобытный

человек фактически сохранился, так и из любой человеческой толпы может

снова возникнуть первобытная орда; поскольку массо-образование обычно

владеет умами людей, мы в ней узнаем продолжение первобытной орды» [68. С.

464].

Стремясь свести разнообразные формы индивидуального поведения,

межличностных и межгрупповых отношений к единой, элементарной и

универсальной основе, Фрейд перенес действие постулированных им механизмов,

обусловливающих индивидуальное человеческое поведение в норме и патологии,

на межличностные отношения и психологию масс, что уже само по себе

свидетельствовало о недостаточно глубоком понимании Фрейдом сущности

социальных процессов.

Согласно представлениям Фрейда, исключительную роль в организации и

существовании массы играют разнообразные формы проявления либидо, которые

«составляют сущность массовой души».

Прежде всего Фрейд отмечал две важнейшие функции либидо в массе:

1) как главного звена, связывающего отдельных членов массы (индивидов) друг

с другом: 2) как мотивационного и установочного начала в поведении

отдельных членов и массы в целом.

Несмотря на противоречивую трактовку природы либидо. Фрейд настаивал на

либидонозной структуре массы и выделял два наиболее характерных типа

либидонозной связанности членов любого человеческого сообщества, особенно

четко проявляющихся в искусственных массах. К ним он относил либидоноэную

связанность по подчинению одному общему вождю (лидеру) и либцдонозную

связанность между всеми членами массы. При этом основным типом либидонозной

связанности массы, обусловливающим се бытие, Фрейд считал первый,

покоящийся на иллюзии, будто бы вождь, подобно первобытному отцу-вождю,

любит «одинаково всех индивидов, входящих в массу». Причем Фрейд

подчеркивал, что иллюзия

101

одинаковой любви лидера ко всем членам массы является одним из важнейших

связующих ее звеньев и что с исчезновением привязанности к вождю, как

правило, исчезают и взаимные привязанности индивидов, составляющих массу.

Масса разлетается прахом...

Стремление постичь сущность массы посредством анализа роли вождя в конечном

счете привело Фрейда к гипертрофизации роли видающейся личности в

историческом процессе.

Признавая факт участия индивида в деятельности разнообразных масс и наличия

у него различных привязанностеи и идентификации с их лидерами, Фрейд был

вынужден отметить, что индивидуальный «Я-идеал» в силу этого может

формироваться по различным прототипам. Но, признавая своеобразие индивидов,

он все же настаивал на том, что внутри массы, как участник ее, индивид

претерпевает глубокие изменения. Его эффективность, по Фрейду, чрезвычайно

повышается, его интеллектуальная деятельность заметно понижается: оба

процесса протекают, очевидно, в направлении сравнения с другими индивидами,

составляющими массу. В общих чертах эти выводы Фрейда настолько напоминают

идеи его предшественников, что, по-видимому, могут быть поняты как

психоаналитический парафраз психосоциологических концепций Лебона.

Существенно важной частью фрейдистской социологии являлась проблема

интерпретации конфликтного бытия личности в культуре, которая, как правило,

выступала в форме проблемы конфликта личности и культуры.

В изучении проблемы конфликта личности и культуры Фрейд широко использовал

различные концепции. Но в то же время, опираясь на уже существующую

психосоциологическую традицию, он привнес в традиционные истолкования этого

конфликта новые наблюдения и гипотезы, исходившие не только из его

теоретических изысканий, но также из клинической практики и личного

жизненного опыта.

Отмечая свою неудовлетворенность существовавшими определениями культуры,

Фрейд предложил собственное определение этого феномена:

«Человеческая культура - под этим я разумею все то, чем человеческая жизнь

возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни

животных, - я пренебрегаю различием между культурой и цивилизацией, - эта

человеческая культура, как известно, показывает две свои стороны. С одной

стороны, она охватывает все приобретенные людьми знания и умения... для

удовлетворения человеческих потребностей, с другой стороны, - в нее входят

все те установления, которые необходимы для упорядочения отношений людей

между собой, а особенно для распределения достижимых благ» [68. С. 481-

482).

Справедливо выделяя некоторые существенные черты культуры как совокупности

достижений общества в его материальном и духовном развитии, которые

используются людьми и обществом и служат их дальней-

102

шему прогрессу, Фрейд вместе с тем подчеркивал, что основным предметом его

исследований является по преимуществу относительно традиционная буржуазная

культура и поведение ее участников.

Среди основополагающих факторов становления и развития культуры Фрейд

особенно выделял два фактора, выступивших, по его мнению, своеобразным

фундаментом культуры. «Человеческая культура, - указывал Фрейд, - зиждется

на двух началах: на овладении силами природы и на ограничении наших

влечений. Скованные рабы несут трон властительницы». Причем Фрейд

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.