реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс социологии

раскованности; 2) способом получения — одни предписываются, другие

завоевываются;

3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая —

размыта; 4) формализацией — действие в строго установленных правилах либо

произвольно; 5) мотивацией — на личную прибыль, на общее благо и т. д.

Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и

ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного

совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности.

Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти

ожидания

ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не

играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный

конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий

друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего

поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных

вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания

(требования), связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения

предписанной роли; 4) санкция — социальные последствия того или иного

действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по

своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно

социальной группой через ее поведение (например, презрение), или

юридическими, политическими, экологическими и т. д, реализуемыми через

деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций

состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они

являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения.

Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением

служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не

укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального,

свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных

ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой

человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или

более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает

стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение

личности

Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в

контексте двух взаимосвязанных процессов — социализации и идентификации.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения,

социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования

в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к

культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает

социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе

социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи,

сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех

фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим

ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем

различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения

взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение

роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них

ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка 3. Фрейд- По Фрейду,

личность включает три элемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый

стремлением к удовольствию;

«эго» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и

«суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется

Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате

которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.

В этом процессе Фрейд выделяет четыре стадии, каждая из которых связана с

определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная,

анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии

личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их

последующей перестройке в зависимости от опыта и социального

взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной

последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет),

операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия

формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи

подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни

человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от

социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее

изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует

ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь

человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей

мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил

теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение

детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические

приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество

авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для

окружающих).

Каковы же механизмы социализации? Уже 3. Фрейд выделил психологические

механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную

модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители,

родственники, друзья и т. д. Идентификация — это способ осознания

принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают

поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности,

нормы, образцы поведения как свои собственные.

ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не

играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный

конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий

друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего

поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных

вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего дан-ной роли; 2) предписания

(требования), связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения

предписанной роли; 4) санкция — социальные последствия того или иного

действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по

своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно

социальной группой через ее поведение (например, презрение), или

юридическими, политическими, экологическими и т. д, реализуемыми через

деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций

состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они

являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения.

Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением

служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не

укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального,

свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных

ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой

человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или

более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает

стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение

личности

Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в

контексте двух взаимосвязанных процессов — социализации и идентификации.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения,

социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования

в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к

культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает

социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе

социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи,

сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д

Для успешной социализации, по Д Смелзеру, необходимо действие трех

фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим

ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем

различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения

взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение

роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них

ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка 3. Фрейд. По Фрейду,

личность включает три элемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый

стремлением к удовольствию;

«эго» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и

«суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется

Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате

которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.

В этом процессе Фрейд выделяет четыре стадии, каждая из которых связана с

определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная,

анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии

личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их

последующей перестройке в зависимости от опыта и социального

взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной

последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет),

операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия

формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи

подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни

человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от

социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее

изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует

ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь

человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей

мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил

теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение

детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические

приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество

авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для

окружающих).

Каковы же механизмы социализации? Уже 3. Фрейд выделил психологические

механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную

модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители,

родственники, друзья и т. д. Идентификация — это способ осознания

принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают

поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности,

нормы, образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они

нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют

собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые

образцы поведения. 3. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно

связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются

определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас

разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков

индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними

переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь

совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные 3. Фрейдом к теории

социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как

процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры,

особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не

предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация же

для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой

процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером

привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье,

постолькоу семья считается основной формой социализации/Но помимо семьи в

этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том

числе и средства массовой информации и коммуникации.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при

достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется

обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе

социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации

является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии

чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу

нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К

основным формам отклоняющегося поведения принято относить

правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию,

самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии

конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся

поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от

повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние

неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако

отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть

связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть

консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут

быть отнесены различные виды научного, технического и художественного

творчества.

С

тема 8

оциальная структура общества

I/ Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как

основном элементе социальной структуры общества

2/ Теория социальной стратификации и социальной мобильности З/ Социальная

стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе

Понятие социальной структуры общества.

Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры

общества

В предыдущем разделе речь шла о социальной системе как совокупности

социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между

собой и образующих целостный социальный объект. Отдельные явления и

процессы выступают в качестве элементов системы. Социальная структура

общества есть часть социальной системы и объединяет в себе два компонента:

социальные связи и социальный состав. О социальных связях подробно

говорилось в теме 3. Социальный состав — это набор элементов, составляющих

социальную структуру.

Социальная структура — это устойчивая связь элементов в социальной системе.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды,

занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные

социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их

статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные

общности и т. д. Социальная структура выражает объективное деление общества

на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение

людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из

элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной

системой со своими подсистемами и связями.

Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих

основных смыслах. В широком смысле социальная структура — это строение

общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При

таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды

социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин

«социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-

классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом

смысле — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом

классов, социальных слоев и групп.

лирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения.

Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный

уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения

сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к

довольно тривиальным рекомендациям.

Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение,

опрос: анкетирование, интервьюирование)

Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический

раздел программ, который включает в себя описание методики и организации

исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование

выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют,

каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования

сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и

возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят

социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но

часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому

для решения задач исследования осуществляется выборка.

В программе должно быть четко указано: 1) Каков объект эмпирического

исследования. 2) Является исследование сплошным или выборочным. 3) Если оно

является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.

Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить

параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Генеральная

совокупность — это совокупность всех возможных социальных объектов, которая

подлежит изучению в пределах программы социологического исследования.

Вторичная совокупность (выборка) — это часть объектов генеральной

совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения

информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения,

составляющих выборочную совокупность, называется ее объемом (объемом

выборки). Существует ряд процедур осуществления выборки. 4) Исследователь

обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова

единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой

ступени. 5) Что является основой выборки (список, картотека, карта)? 6)

Какова единица наблюдения на последней ступени выборки.

Попробуем на характерном примере описать выборку. Возьмем исследование

эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных

государственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время

стала широко распространенной. В качестве эмпирического объекта принимаются

рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых пред-

'I- I

приятии. Исследование является выборочным, обеспечивающим

репрезентативность; генеральной совокупностью являются все рабочие и

служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий.

Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые

предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для

исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в

связи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия,

занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень

отбора — отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По

показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия

разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в)

низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в

каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный

отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с

помощью определенного «шага отбора». Третья ступень — в отобранных малых

предприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения

являются отдельные работники. Следует подчеркнуть большое значение

правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена

некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и

достоверным, и его результатам нельзя доверять.

Важная часть методического раздела программы — обоснование методов сбора

эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.