реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс социологии

указать, какие документальные источники будут изучаться (какие

статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа

их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется

описание его техники, организационной структуры и содержания, где

проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной

поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково

содержание анкеты. В нашем примере, где в качестве цели исследования

выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследования

требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров.

В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация

будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов:

экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было

выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Все

качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских

качеств экспертами трех уровней: 1) эксперты группы А, занимающие более

высокую должность;

2) эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне;

3) эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемого.

Таким образом достигалась максимальная возможность объективности оценки,

характеризующей данного руководителя или специалиста как подчиненного —

исполнителя, сотрудника и това-

рища по работе — смежника и управляющего коллективом. Степень выраженности

качеств будет определяться как среднеарифметическое всех экспертных оценок.

На основе этой средней будет выбрана соответствующая фраза и внесена в

производственно-психологическую характеристику. Психологическая

предрасположенность к управленческой деятельности будет выявляться с

помощью теста Кут-та. Здесь основное внимание будет уделяться

предрасположенности к активной жизненной позиции, общительности,

эмоциональной устойчивости и самостоятельности суждений.

При определении методов сбора информации социолог должен принять во

внимание ряд моментов: 1) оперативность и экономичность исследования не

должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не является

универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности.

Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы,

адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче; 3)

надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и

соблюдением правил его применения.

Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ

документов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими

методами:

1) Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные

о предприятии в целом и его рабочих и служащих.

2) Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать

об ограничениях, связанных с качеством такой информации:

а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в

контроле с помощью наблюдения и опросов;

б) часть этой информации устаревает;

в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами,

которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация,

содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться

социологом;

г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит

информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов

достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно

фактографической информации.

Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим

методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д. В

социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора

первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном,

целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации

социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным

преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет

фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их

совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных

основываются на предварительных или ретроспективных суж-

.(•:•

»

дениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что

исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего

исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или

группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается

самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов.

Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение

предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая

накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной

действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их

интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем

больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окра-шенность его

восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения,

ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность

проведения повторного наблюдения.

В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы:

контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и

лабораторное, случайное и систематическое и т. д.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является

опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение

исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами,

содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических

индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных

ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям

общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и

устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых

аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные

(личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по

телефону), групповые и индивидуальные и т. д.

Метод опроса используется в ряде случаев: 1) Когда изучаемая проблема

недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда

такие источники вообще отсутствуют. 2) Когда предмет исследования или

отдельные его характеристики недоступны для наблюдения. 3) Когда предметом

изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания:

потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и

т. д. 4) В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения

возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки

данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в

ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой

отпечаток на содержание и качество полу-

чаемых данных. В социологии выработано значительное количество

методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм,

повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической

информации.

Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных

обобщений, выводов и рекомендаций

Заключительный этап эмпирического социологического исследования

предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение

эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага

состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в

ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет

информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо

решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в

процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную

процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы

исследования. 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в

процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа

выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые

позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения

статистического анализа социологи используют большое число различных

математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать

собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно

применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической

обработки.

В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение

различных приемов обработки и анализа данных. Так, если социолог

определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он

использует два основных метода анализа документов: неформализованный

(традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ

основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания

документов в соответствии с целью исследования, формализованный анализ

документальных источников (контеит-анализ — анализ содержания) рассчитан на

извлечение социологических информации из больших массивов документальных

источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на

выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов

(или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики

содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых

социальных явлений и процессов.

Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур

поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могут

быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических

деятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев,

фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру,

типу авторов, темам и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости от

целей социологического исследования. Процедура исследования, основанного на

технике контент-анализа, состоит из 18 операций, описанных в

специальной литературе.

При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко

применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так,

ранжирование — это процедура установления относительной значимости

(предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг

— это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в

группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами.

Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов,

затем упорядочивают эту сумму. Ранг I присваивают объекту, получившему

наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой.

Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок.

Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием

выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации

должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые

обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и

статистическими данными.

{}

в которой это поведение могло бы получить соответствующее объяснение.

Однако в конечном счете эти попытки не увенчались успехом.

Психологический инстинктивизм внес определенный вклад в развитие социологии

прежде всего своим обращением к изучению неосознаваемых компонентов

человеческой психики и их роли в общественной жизни. Однако собственная

теоретическая основа этого социологического направления оказалась весьма

уязвимой. Не только содержание, но даже и количество «базовых инстинктов»

весьма существенно разнилось у представителей инстинктивизма. Так, Мак-

Дугалл доводил их количество до 18, У. Джеймс - до 38, а Л. Бернард в ходе

анализа значения этого термина в соответствующей литературе насчитал уже 15

789 отдельных инстинктов, которые «укрупнялись до 6131 инстинкта

самостоятельной «сущности»

В целом, признавая справедливость замечания П. Сорокина о том, что

инстинктивистские концепции представляли собой некую разновидность

рафинированного анимизма, поскольку «позади человека и его деятельности они

помешают некоторое число духов, называя их инстинктами, и интерпретируют

все явления как проявления этих инстинктов-духов» [95. Р. 615], необходимо

отметить, что эти концепции выступили как своеобразный теоретический луч,

который, высвечивая какие-то важные моменты человеческой психики, давал

понять некоторые акты поведения человека. Хотя, разумеется, этот луч

оказался чрезвычайно узким и не смог охватить всего богатства человеческой

психики и объяснить многие тайные стороны человеческого бытия.

Теория подражания. Большое влияние на формирование и развитие

психологических направлений в западной социологии классического периода

оказал французский криминалист и социолог, профессор новой философии в

Коллеж де Франс Габриэль Тард (1843-1904).

По мнению Тарда, общество есть продукт взаимодействия индивидов. в силу

чего основу общественного развития и всех социальных процессов составляют

межиндивидуадьные или «интериндивидуальные» отношения людей, познание

которых является основной задачей социологии.

Призывая особенно тщательно исследовать личные особенности, которые одни

только реальны, одни только истинны и которые постоянно бродят внутри

каждого общества, Тард настаивал на том, что «социология должна исходить из

отношения между двумя умами, из отражения одного другим, как астрономия

исходит из отношения между двумя взаимно притягивающимися массами» [64. С.

16].

Такая интерпретация оснований социологии неизбежно вела к утверждению ее

статуса как «интерпсихологической» дисциплины. И в теории Тарда социология

действительно почти отождествлялась с «интерпсихологией» Более того.

рассматривая психологию в качестве

базиса социологии, Тард был убежден, что прогрессивное развитие социологии

будет обусловливаться и определяться ее возрастающей психологизацией.

Психологизируя социологию, Тард ориентировался главным образом на поиск

научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно

межнндивидуального взаимодействия людей. По его мнению, «требовать основных

социальных фактов надо не исключительно от вну-треннемозговой психологии,

но главным образом от междумозговой психологии, то есть той, которая

изучает происхождение сознательных отношений между несколькими, прежде

всего двумя индивидуумами. Разнообразные группировки и комбинации этих

основных социальных фактов и образуют затем так называемые простые

социальные явления..,», составляющие необходимую основу всех социальных

отношений [64. С. 12].

Особое внимание Тард уделял изучению различных социальных процессов,

детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Согласно

теории Тарда, тремя основными социальными процессами являются: повторение

(подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация).

Исходя из того, что законы социологии должны распространяться на все

минувшие, нынешние и грядущие состояния общества, Тард пытался найти

всеобщие и вневременные социальные закономерности, которые могли бы быть

сведены к нескольким «универсальным» социологическим и психологическим

законам. Таковыми и стали «законы подражания». составившие концептуальное

ядро его общесоциологической теории.

Генеральным положением этой теории была идея, согласно которой основной

движущей силой исторического процесса, равно как и любого человеческого

сообщества, является неодолимое психическое стремление людей к подражанию.

«Первичный социальный факт, - подчеркивал Тард, -состоит в подражании, в

явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору»

[64. С. 88].

Настаивая на том, что все главнейшие акты общественной жизни совершаются

под владычеством примера, Тард утверждал, что открытые им «законы

подражания» присущи человеческому обществу на всех этапах его

существования, поскольку «всякое социальное, явление имеет постоянно

подражательный характер, свойственный Исключительно только социальным

явлениям» [64. С. 15].

Эти утверждения представляют собой по существу формулировку именно того,

что сам Тард именовал «законами подражания».

В непосредственной связи с «законами подражания» и в их контексте Тард

изучал и объяснял проблему общественного прогресса, уделяя особое внимание

его источнику и механизму действия.

Согласно теории Тарда, единственным источником общественного прогресса

являются открытия и изобретения, возникающие вследствие

79

инициативы и оригинальности отдельных людей. Эти творческие личности, по

Тарду, вырабатывают принципиально новое знание, а также •здание, основанное

на новой комбинации уже существующих идей. А знание такого рода и

обеспечивает прогрессивное социальное развитие.

Наряду с изложением этих соображений Тард особенно подчеркивал, что

глубинная причина общественного прогресса - подражание, поскольку, с одной

стороны, любое изобретение, потребность в нем «сводимо... к первичным

психологическим элементам, возникающим под влиянием примера», с другой -

поскольку благодаря подражанию (существующему также в форме традиции,

обычаев, моды и т. д.) осуществляются отбор и внедрение открытий и

изобретений в жизнь общества [63. С. 45].

Сущность концепции и законов подражания в «идеологическом измерении»

достаточно определенно была выражена самим Тардом, провозгласившим в

качестве основного закона закон подражания низших слоев общества высшим.

Придание этому «закону» базисного статуса Тард обосновывал тем, что, по его

наблюдениям, «любое, самое незначительное нововведение стремится

распространиться по всей сфере социальных отношений, - при этом по

направлению от высших классов к низшим» [63. С. 348]. Хотя в истории, как

известно, довольно часто случалось и обратное.

В целом для учения Тарда характерно сведение значительного многообразия

социальных отношений лишь к одной из их разновидностей -отношению «учителя

- ученика» в ряду ситуаций. Эта элементарная схема и тардовская типология

подражания и поныне используются многими современными западными

социологами, утверждающими, что в обществе реализуются три основных типа

подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам и подражание

идеалу.

Согласно учению Тарда, механизм действия «законов подражания» определяется

преимущественно верованиями и желаниями, являющими собой некую субстанцию

социального взаимодействия людей. По его мысли, именно через согласие и

разногласие взаимно укрепляемых и взаимоограничивасмых верований и желаний

организуется человеческое общество. При этом Тард утверждал, что общество

имеет скорее юридические, нежели экономические основания, поскольку оно

базируется на взаимном распределении обязательств или соизволений, прав и

обязанностей [63. С. 19, 62].

Идеалистическая трактовка Тардом общества и «законов подражания»

существенно искажала картину социальной реальности. Но вместе с тем следует

отметить, что в отличие от многих своих предшественников Тард сумел

приблизиться к пониманию того, что одной из основных задач социологии

должно быть изучение социального взаимодействия. Этому

вопросу Тард уделил немало внимания. В значительной мери оно отразилось в

разработке концепции противоположения («оппозиции») как второго (после

подражания) основного социального процесса.

Считая «оппозицию» своеобразной приватной формой социального конфликта,

Тард стремился доказать, что наличие общественных противоречий

обусловливается взаимодействием сторонников противоположных социальных

изобретений, выступающих в качестве конкурирующих моделей подражания.

Преодоление таких ситуаций, как полагал Тард, во многом происходит в силу

действия третьего основного социального процесса - приспособления

(адаптации).

Полагая, что «элемент социального приспособления лежит, в сущности, во

взаимном приспособлении двух людей, из которых один словом или делом

отвечает вслух на высказанный или молчаливый вопрос другого, так как

удовлетворение потребности, как и решение задачи, есть только ответ на

вопрос» [64. С. 49]. Тард считал «адаптацию» доминирующим моментом

социального взаимодействия. В частности, именно такое понимание

приспособления было характерно для суждений Тарда по проблеме классов и

классовой борьбы Тард одним из первых среди западных социологов стал охотно

пользоваться понятием «класс». В то же время содержание данного понятия он

относил лишь к психическим компонентам и декларировал, что классовая борьба

является отступлением от правил «нормальной жизни»

Подчеркивая, что главным моментом межклассовых отношений выступает нс

борьба, а сотрудничество, Тард рекомендовал «низшему классу» осуществлять

восхождение по ступеням общественной иерархии путем абсолютного подражания

«высшему классу». По его мнению, роль важного фактора, уничтожающего

расстояние между социальными классами, может сыграть, например, «вежливое

обращение». В дальнейшем аналогичные социальные рецепты преодоления

классовых противоречий - унификация «стиля жизни» и манер поведения -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.