реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс социологии

Деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого

наиболее пригодны, эффективны. Все составляющие целерационального действия

строятся на глубокой рефлексии сознания. Деятель рассчитывает возможные

реакции окружающих, как и в какой . мере их можно использовать для своей

цели и т.д.

Возможное противоречие между индивидуальной целью и ориентацией на другого

может быть разрешено в целера-циональном действии самим Деятелем. Он сам

соотносит цель и средства, просчитывает положительные или отрицательные

последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и

социальных обязательств.

Очевидны преимущества полностью осмысленных, просчитанных действий. В

подобной мотивации в наиболее концентрированном виде проявляется все, на

что способен разум человека, освобожденного от чувств, пут предрассуд- ,.

ков, внешнего принуждения, собственных привычек, слабо-

стей. И в этом просматривается мощный гуманистический потенциал

социологических подходов М.Вебера.

Вместе с тем, надо быть реалистами, — это лишь идеальная модель, играющая

роль некоего образца, по степени достижения которого мы можем судить о

разумности действий и поступков. В реальной же жизни встретиться с такого

рода действиями удается отнюдь не часто.

Более массовым является ценностно-рациональное действие, подчиненное

определенным требованиям, принятым в этом обществе ценностям, будь то в

виде религиозной нормы, или в виде нравственного долга, или эстетических

принципов. Для индивида в этом случае нет какой-либо рационально понятой

цели, он строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге,

достоинстве, красоте. Ценностно-рациональное действие, по словам М.Вебера,

всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым

данный человек видит свой долг.

В этом случае сознание Деятеля не полностью раскрепощено; принимая те или

иные решения, он строго ориентируется на ценности,-принятые в обществе. В

разрешении противоречий между личной целью и ориентацией на другого он

полностью полагается на принятые в обществе ценности, нормы.

Два других вида социальных действий — аффективное

и традиционное находятся на самой границе, а часто даже за пределом того,

что «осмысленно», осознанно ориентировано, т.е. действием, подлежащим

социологическому анализу. Аффективное действие обусловлено чисто

эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта. Оно

характеризуется минимальными значениями рефлексии сознания, его отличает

стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения.

В традиционном действии также предельно минимизирована самостоятельная

деятельность сознания. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных

социальных образцов поведения, норм. пере шедших в привычное, традиционное,

не подлежащее проверке на истинность. R разряде традиционных действий может

оказаться как «нравственно» привычное, что говорит о том, что самостоятель

ное моральное сознание данного человека «не включено», он поступи ет «как

все», «как принято испокон века», так и привычное в бытовом

смысле. В последнем случае мы имеем дело с самой распространенной и в общем-

то естественной формой человеческих действий, составляющих основу

социальной жизни, ее привычный и естественный фон.

В реальной жизни встречаются все перечисленные виды социальных действий.

Некоторые из них, в частности, традиционно-нравственные, вообще могут

являться характерной, типичной для определенных слоев общества. Что

касается отдельной личности, то в ее жизни есть место и аффекту, и строгому

расчету, традиционно привычному, и ориентации на свой долг перед

товарищами, родителями. Отечеством. При всей привлекательности и даже в чем-

то романтической возвышенности целерационального действия, оно никогда не

может и не должно быть чрезмерно распространенным. Иначе будет во многом

утрачена прелесть и многообразие, чувственная наполненность социальной

жизни. Другое дело, что чем чаще при решении сложных, узловых проблем

социальной жизни субъект будет целерационален, — тем выше вероятность, что

личность (социальная группа, общество в целом) будет развиваться

эффективно.

Вероятность реализации того или иного типа мотивации социального действия

зависит от множества причин. В частности нередко, сказываются

индивидуальные особенности, культурно-интеллектуальные возможности

конкретных индивидов. Но если мы попытаемся понять причины массовости

распространения того или иного типа мотивации, мы обнаружим, что очень

многое зависит от общества, соц-иокультурной среды. Насколько они

позволяют, стимулируют целерациональное или традиционное действие,

насколько они ограничивают, подавляют один тип поведения и стимулируют

другой. Исторический опыт, накопленный человечеством хотя бы за последнее

столетие, свидетельствует: человек всегда будет жить неодномерно,

противоречиво. Аффективное будет причудливо сочетаться с целераци-ональным,

иррациональное с ценностно-рациональным и т.д. Но там, где существенно

сужается сфера применения целерационального, наступает простор для

мракобесия, мифов, тоталитаризма, устанавливается атмосфера безудержного

доверия и восхищения вождями, человеческий здравый смысл уходит в подполье.

* * *

Мотив действия, «смысл», который придает человек своим усилиям... Не они ли

своеобразные архитекторы реальной социальной действительности? Какой смысл

усматривает человек, какие ценности он утверждает в своей деятельности,

такую реальность во многом он и творит. Конечно, не все, что замышляется

нами, осуществляется. Причин тут немало. И прежде всего, нередко наши

желания могут столкнуться с нежеланием других. Но жизнь в целом подвластна

тому, чего люди хотят достичь, во что они верят, какой хотят сделать ее, в

чем видят смысл своего бытия.

Вспомним С.Давыдова, героя шолоховской «Поднятой целины». Ведь действия

этого отнюдь не полностью вымышленного героя по раскулачиванию и созданию

колхоза в его сознании (да и в нашем) имели высокий смысл, осененный

коммунистической идеей. И построили же колхозный строй, морально, а подчас

и физически уничтожая огромную массу несогласных. Как и этика

протестантизма во многом определила конкретное обустройство жизни,

характерное для Западной Европы.

...Надо помнить, что неизменная мотивация имеет тенденцию порождать,

воспроизводить аналогичные по социальному смыслу действия, и,

следовательно, аналогичную социальную реальность. Пока не изменился смысл

деятельности, наивно надеяться на изменение самих социальных действий

людей. Может меняться вещно-предметная оболочка социальной реальности, но

существо социальных связей, аспектов мало меняется. Шейх на молитву может

ездить и на «Мерседесе». Не здесь ли разгадка того парадокса, вызывающего,

надеемся, глубокое беспокойство и у читателей, что мотивация рыночной

деятельности многих отечественных предпринимателей, замешанная на мафиозно-

криминальных основах, сформировавшихся в былые времена, сегодня

воспроизводит нередко рыночно-мафиозную реальность, как воспроизводится и

«большевизм» политиков, их желание во всех случаях, пусть даже на

развалинах, одержать верх над своими оппонентами и т.д., и «страсть» к

использованию служебного положения, привилегиям, и правило двойной морали,

телефонного права...

Мы далеки от мысли приписать «смыслу» некую фантастическую, «божественную»

силу. Смысл деятельности не возникает откуда ни возьмись. В его

формировании, и это для нас не подлежит сомнению, существенную роль играют

внешние факторы, включая материальные и т.д. Но получая жизненные импульсы

извне, смысл обладает собственным «маневром», существенной независимостью,

устойчивостью и т.д. Человек видит, чувствует, оценивает внешние импульсы

всегда через фокус ценностей, которым он привержен, смыслов, во имя которых

он живет и хочет действовать.

Наш пафос не в том, чтобы всю проблематику социологии свести к смыслам,

ценностям. Подытоживая анализ мотивации социального действия, мы обращаем

внимание на то, что, осмысливая социальную реальность, отвечая на вопрос,

почему человек действует так, а не иначе, почему мы «имеем то, что имеем»,

надо всегда особое, гораздо более пристальное внимание, чем это мы делали

раньше, уделять идеальной, смыслообразующей стороне жизнедеятельности —

культуре.

* * *

Завершаем описание социального действия. Если вернуться к образу социальной

действительности, предложенному выше — ковру, — мы проанализировали

элементарный узел. Узел, в котором сплелись нити, начала социальной жизни;

узел, который и есть основа ковра. Теперь просматривается и путь

дальнейшего анализа:

а) деятельная реализация ориентации на другого, т.е. социальные связи,

взаимодействия;

б) культура как система смыслов, мотиваторов действия;

в) личность, ее потребности как источник действия.

2. Социальная связь

Вряд ли кто будс1' оспаривать утверждение: «Человек тысячами невидимых

нитей связан с другими людьми, обществом». Но в чемс^ысл этих связей,

каково их внутреннее строение? В сложной сети социальных отношений каждый

из нас ощущает, q^o одни для него более значимы, другие менее. Сбой,

проб/темы, конфликты в одной системе отношений могут сказаться на всем

течении жизни, а в других — могут остаться не ^олее, чем неприятным

эпизодом. Различаются ли связи ив ЗДУ собой? Если различаются, то как, что

позволяет отдельным связям приобретать в нашей жизни решающую po.ii,?

Попробуем разобраться с этими вопросами.

ВНУТРЕННЕ СТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ

Субъекты (идет ли речь о единичном индивиде или общности) вступают ио

взаимодействие, так как зависят друг от друга. Эта заци^ччость возникает в

процессе удовлетворения их потребят™' реализации их жизненных целей и

установок. Если попытаться сказать о зависимости просто и ясно, то можно

выразить этот первичный элемент социальных взаимоотношений следующим

образом: «Я завишу от него в тех случая?!' когда конкретные предметы,

ценности, условия, которые требуются мне, находятся в его распоряжении».

Причем речь может идти как о материальных ценностях, так и о ^оральны\

(например, желание получить признание, одобрение, поддержку) и т.д.

Зависимость » одно и то же явление,

на что обратил внимание P.MepTOt может вызывать различные последствия,

совокупность кс торых определяет агрегированный (совокупный) функцис

нальный результат, на основе чего можно говорить о соцк альной функции

данного явления, человека в целом. И не оборот, к одним и тем же следствиям

могут приводить сами различные действия, поступки, что позволяет говорить

функциональных заменителях (эквивалентах, альтерната вах). Просвещать могут

учителя и телевидение (они фут циональные эквиваленты). Телевидение может и

просв< щать, и рекламировать, и передавать политическую инфо] мацию, и

развивать художественные вкусы, и транслировал спортивные передачи —

агрегированно выполнять фун1 цию средства массовой информации.

Во-вторых, функция индивида может осуществлять преднамеренно или

непреднамеренно. В случае, когда м имеем дело со следствием действий,

которые совпадают намерениями, мотивами деятеля,мы говорим о явной фун ции.

Латентная (скрытая) функция — это не планирова шийся, не предполагавшийся,

(а может быть так и не осо нанный) результат действия. (20).

Каждый, выполняя свои многообразные функции, ст новится нужным другому,

другим, всем. Функцианальн дифференциация и зависимость партнеров в

процессе соц ального взаимодействия является одним из важнейших > ловий

устойчивой интегрированное™ общества как цело! Для выполнения конкретных

функций в ходе социал ного взаимодействия на человека налагаются определенн

(функциональные) обязанности. И вместе с тем, он на/ ляется определенными

правами, что является своеобразн

формой фиксации принципа «платы» и «вознаграждения», лежащего в основе

социальных связей. Наиболее значимые обязанности и права возникают,

естественно, в рамках социальных институтов как регулируемых, устойчивых,

самовозобновляющихся социальных взаимодействий. В этом случае обязательства

и права достаточно четко регламентированы, выполнение человеком его

обязанностей контролируется.

Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к

другим участникам социального взаимодействия (и прежде всего

институализированных форм взаимодействия) определяют социальный статус

человека. Иначе говоря, в статусе фиксируется тот набор конкретных

действий, социальных манипуляций, которые должен выполнять человек в данном

социальном институте, и тех условий, действий, которые должны быть ему

предоставлены для осуществления своей деятельности.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а

является своеобразным пересечением великого множества связей,

взаимодействует с другими людьми по различному поводу, выполняет каждый раз

различные функции. Это свойство любого индивида, даже двенадцатилетнего

Вовы. Он имеет статус ребенка с определенными правами и обязательствами по

отношению к родителям, дедушке, бабушке; статусы ученика — по отношению к

школьному учителю; товарища по классу; вратаря дворовой футбольной команды,

лидера неформальной группы товарищей. Иначе говоря, каждый человек

выполняет множество функций в системе социальных связей, соответственно

имеет множество статусов. Попробуем разобраться в этом многообразии.

Особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый — статус

человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус — статус члена

данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются

фундаментом статусной позиции личности. Но им мы не будем уделять в данном

случае пристального внимания, сосредоточившись на статусах,

дифференцирующих конкретное общество.

Статус можно обрести от рождения. Это национальность (русский, казах,

башкир и т.д.), социальное происхождение

218

(из рабочих и т.д.), место рождения (москвич, минчанин одессит). Подобные

статусы называются предписанными.

Другие статусы мы приобретаем, достигаем, т.е. это ста тусы приобретенные,

достигнутые. Это статус учителя ил1 футболиста, пианиста или жены.

Статусы могут быть формализованными или неформа лизованными, что зависит от

того, в рамках формализован ных или неформализованных социальных институтов

вы полняется та или иная функция. (Статус лидера компанш близких товарищей

— статус директора завода). Множест венность статусов не означает их

равнозначности. Они на ходятся в определенной иерархии по степени важности

со циального института, в рамках которого сформирован это статус.

Безусловно, что во всех случаях особое значени имеет статус личности,

связанный с работой, профессией Хотя следует отметить, что иерархия

статусов может ме няться. Видимо, следует различать основную, общую иерар

хию статусов данной личности, которая срабатывает в боль шинстве случаев, а

также в решающих жизненных сферах, специфическую, проявляющуюся в особых

условиях. К при меру, основная общая иерархия статусов в качестве главны

всегда будет выделять статусы, связанные с имущественны положением,

профессией, этническими признаками и т.д. Н эти статусы могут быть

малозначимыми в условиях неформал! ной компании друзей, здесь будет важнее

лидерство.

Выделение главного статуса хотя и сложно, но важж так как именно он

определяет и, что не менее важно, самс определяет человека социально.

Причем, не всегда тот ст< туе, который в качестве главного выделяет

общество в дар ном человеке, совпадает с тем статусом, какой выделяет себе

как главный сама личность. На этой почве возникае немало драматических

противоречий внутреннего ми[ личности, неадекватно представляющей свое

место в общ< стве, в общественном мнении. Так, предприниматель мож<

надеяться, что главное в его социальной характеристике -имущественное,

материальное положение. Но в обществе! ном мнении, среди «значимых для него

других» — родстве! ников, приятелей и т.д. решающее значение может прио!

рести уровень его образования, культуры. Специалист -

представитель национальных меньшинств — будет надеяться, что в первую

очередь оценят его профессионализм, но при решении определенного круга

проблем (кадрового продвижения и т.д.) могут обратить внимание прежде всего

на его национальность.

Принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной

стратификации данного общества, о чем будет сказано в специальном разделе.

Когда мы говорим о ранжировании статусов, мы имеем в виду социальный

престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по сути,

представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную

в культуре, в общественном мнении. В обществах бюрократизированных, где

роль государства традиционно высока — статус начальника, руководителя,

чиновника и т.д. всегда более значим, чем в странах, •где роль государства

менее заметна.

Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов формируются под влиянием

двух факторов: а) реальной значимости тех или иных функций для развития

общества, воспроизводства его основных структур и б) системы ценностей,

шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при «взвешивании»

социальных функций. Эти два фактора, тесно взаимодействуя, в то же время

обладают ощутимой независимостью. Нередко значимость определенных функций

на данный момент может быть завышенной, не соответствовать социальной

целесообразности. Возможно, что когда-то престиж данного статуса был вполне

оправдан, обоснован, но впоследствии поддерживался преимущественно силой

социальной инерции и т.д. К тому же, нередко социальная система, основанная

на ценностях, обеспечивающих высокий престиж данного статуса, стремится

поддержать этот уже функционально нецелесообразный престиж. Общество, в

котором существует необоснованная престижность одних статусов, и наоборот,

необоснованная занижен-ность других (например, в нашей стране — статусов

ученого, учителя, врача), неспособно обеспечить свое нормальное

функционирование. Утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно-

высокого престижа статуса означает,

220

что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей

щедрее, чем платят ей.

Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных

желаний, планов, энергии, в особенности молодежи (но не только). Это

своеобразный магнит. В зоне влияния «магнитных волн» престижного статуса

создается особое социальное напряжение, сосредоточиваются наиболее

активные, подготовленные, амбициозные Члены общества. И в этом плане

престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на

самовосприятие, утверждение собственного «Я». Самовосприятие есть

своеобразное зеркало восприятия другими твоего статуса. И последнее не

менее, если не более значимо.

Статус оказывает немалое влияние на восприятие человека со стороны

окружающих.

Один американский исследователь представлял учащимся нескольких классов

своего колледжа одного и того же мужчину. В одном классе этот мужчина был

представлен как «студент из Кембриджа», во втором — как «лаборант», в

третьем — как «преподаватель психологии», в четвертом — как «доктор наук,

доцент из Кембриджа», i последнем — как «профессор из Кембриджа». После

того, как иностранный гость ушел, студентов попросили максимально точно

оценить его рост. Оказалось, что по мере своего подъема по лестниц/.

академических званий гость неизменно «увеличивался и вроете», так 4mt

последняя группа оценила его рост на 5 дюймов выше, чем первая. Межд тем

рост преподавателя, который ходил вместе с гостем и звание которого не

менялось, во всех классах оценили совершенно одинаково...

...Представьте, что перед Вами стоит небрежно, неаккуратно оде тый человек

средних лет. Если Вам скажут, что это известный ученый -Вы его небрежность

объясните занятостью, углубленностью в иссле дования. Если же представят

как рядового инженера, то этот «роман тичсский» аргумент наверняка будет

сменен на более жесткий...

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ КАК МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Социальные роли

...Когда нам становится известно, что такой-то являете:

студентом, мы достаточно быстро набрасываем штрихи eri социального

портрета. Это — человек, наверное, достаточ но образованный, обладающий

необходимой культурой кругозором. Для него характерен определенный тип взаи

стей. Функциональная целесообразность порождает много общих черт, в

частности, в социально-профессиональных ролевых образцах. Учителя, к

примеру, повсеместно должны быть интеллигентными людьми, для них должен

быть характерен определенный тип поведения, обеспечивающий эффективность

воспитания и обучения. Но что касается социокультурного аспекта роли, то

здесь часто возникают различия, и причем достаточно серьезные. Это связано

как с особым «ароматом» каждой культуры, так и конкретно с тем, насколько

высок престиж того или иного статуса в данном обществе. Учитель, его статус

в некоторых странах всегда стоял высоко и его социальная роль это выражает.

В других странах учитель — неудачник, интеллигент-чернорабочий. Социальная

роль ребенка как члена семьи в странах, где развиты либеральные ценности,

будет усматриваться в одном, в странах, где в регулировании отношений в

семье, между поколениями доминируют патриархальные ценности — в другом.

* * *

ft

Социальная роль как средство описания взаимосвязи личности и общества

позволяет во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить научно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.