реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс социологии

определенных социальных целей. Социоло- гическое знание зачастую служит

средством манипулирования поведением людей, формирования определенных

стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных

предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучшению

взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в

конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В этом

случае говорят о гуманистической функции социологии.

[pic]

тема 2

становление и основные этапы исторического развития социологии

I/ О. Конт — родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития

общества. Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика 2/

Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии З/

Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма

4/ Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М.

Вебера

5/ Основные принципы, материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф.

Энгельса

б/ Основные этапы и направления развития социологии в США 7/ Развитие

социологической мысли в России

О. Конт — родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития

общества. Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика .

Расширить и углубить представление о социологии как науке помогает изучение

истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и

при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для

формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем

простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в

течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни мы находим

уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платана «Законы»,

«О государстве», в «Политики» Аристотеля и др. Еще активнее эта

проблематика разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо,

Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как

самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о

социальной философии как предшественнице социологии.

Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться на

критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения

этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду,- с какого времени

социология в качестве отдель-ноирустрации - агрессии и

др.).

215

дование взаимодействия культуры и индивидуального сознания. Последняя

проблема осталась в ней принципиально не решенной, что дополнялось также

практически полным отсутствием объяснительных моделей в структуре

конкретного материала (этнографического, психологического, лингвистического

и т. д.).

1.6. Психоаналитическая концепция 3. Фрейда

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной

социологии классического периода, и в особенности ее психологического

направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное

воздействие на всю социальную мысль.

Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонсрвных

заболеваний - психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд

Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах, как

«Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913),

«Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в

культуре» (1929) и др., и довел их до уровня своеобразного

психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии.

философско-социологическая доктрина Фрейда (фрейдизм; «глубинная

психология») существенно трансформировала доминирующие традиции

психологического направления западной социологии, содействовала

определенному синтезу его различных течений, их модернизации.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда -учение о

человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепции о

природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и

структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека

в различных социальных общностях.

Одной из отличительных особенностей учения Фрейда было утверждение принципа

всеобщей детерминации психической деятельности, что обусловило значительное

расширение исследовательских горизонтов и многомерную интерпретацию мотивов

человеческого поведения.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются

различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому

организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и

бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации

жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы.

В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены

влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства)

88

и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую

деятельность человека и его поведение.

Сформулировав психоаналитический парафраз филогенетического закона Гекксля-

Мюллсра, Фрейд настаивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце

повторяет ход развития человечества, в силу чего в своих психических

структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

Согласно учению Фрейда, главенствующая роль в организации человеческого

поведения принадлежит инстинктам Умозрительная теория инстинктов Фрейда

основывалась на понимании и толковании инстинктов как «психического

отражения» потребностей человеческого организма и как своеобразного

биологического и психического неделимого стереотипа поведения человека.

Фрейд утверждал, что особо важную роль в формировании человека и его жизни

играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт,

инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти,

инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения) [69. Кн. I. С.

374-3 80].

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных

сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными

двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не

только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно

определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Занимаясь терапией психоневрозов и исследованием причин, порождающих их,

Фрейд обнаружил неврозы, возможной причиной возникновения которых был

конфликт между сексуальными влечениями и желаниями, с одной стороны, и

морально-волевыми ограничениями - с другой. В этой связи он предположил,

что неврозы (и другие невротические состояния) могут возникать вследствие

подавления эротического влечения. Приняв это предположение за доказанный

факт, он выдвинул гипотезу о том, что расстройство психики человека

(неизбежно ведущее к изменению его личности) обусловлено либо

непосредственными эротическими переживаниями, либо этими же переживаниями,

унаследованными индивидом от предшествующих поколении, либо комбинацией

непосредственных и наследуемых переживаний.

Неправомерно распространяя частные выводы своей клинической практики на

человечество в целом (по Фрейду, отличие невротика от здорового человека нс

имеет принципиального значения), он возвел эти выводы в догму своей

метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной дстсрминантой

человеческой деятельности.

89

По мнению Фрейда, подавление и реализация сексуального инстинкта,

состоящего из парциальных инстинктов, проистекающих из разнообразных

органических источников, составляют основу всех проявлений психической

деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и

складывания наиболее существенных черт человека.

Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд выдвинул еще несколько гипотез,

призванных объяснить механизмы полового инстинкта и причины исключительного

влияния его на формирование и функционирование личности.

По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая

энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась

им как энергия сексуального влечения или половой голод.

В теории Фрейда концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Учитывая

это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел выработать однозначной

трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических

изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях Фрейд говорил о либидо как о меняющейся количественно силе

и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить

вообще в основу душевных процессов [69. Кн. II. С. 82). В других -

утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате

составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в

психике. Он определил либидо как половой голод, отражающий половые

потребности человека и животных, как всеобщую сексуально окрашенную

психическую энергию. (Позже Фревд предположил также существование другого

важного момента психической жизни - мор-тидо - влечения к смерти,

агрессивного влечения.)

Фрейд трактовал либидо как исключительно мощное мотивационное начало,

оказывающее решающее воздействие на поведение человека. Он считал, что

энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и

переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах

человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд

приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон - от

элементарных физиологических актов до научного и художественного творчества

Впоследствии энергия сексуального влечения и механизм сублимации были

провозглашены Фрейдом основой и двигателем человеческой жизнедеятельности.

Это положение предопределило характер его учения, одной из отличительных

черт которого стал пансексуализм - объяснение феноменов человеческого

существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями

индивидов.

90

Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов.

Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных

одним аффектом, Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности

неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение

и здоровье человека.

Считая, что источником психоневрозов являются особенности переживания и

подавления эротического влечения, Фрейд уделил значительное внимание

разработке комплексов Эдипа, кастрации и неполноценности.

По мысли Фрейда, наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности

человека играет комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд

обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и

негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была

половая связь с матерью.

Усмотрев в этом определенную тенденцию, 3. Фрейд предположил, что подобные

сновидения дают известные основания считать, что первое социальное

побуждение человека направлено на мать. в то время как первое

насильственное желание и ненависть направлены на отца.

Эту предполагаемую неосознаваемую установку, основным содержанием которой

считалось эротическое влечение ребенка к матери и связанное с ним

агрессивное чувство к отцу. Фрейд назвал комплексом Эдила (Эдиповым

комплексом) Наименование, данное Фрейдом этому комплел-су, не случайно. Оно

связано с его психоаналитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе в

одноименной трагедии Софокла, когда фи-ванскии царь Эдип, вопреки своей

воле и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и

становится отцом дегеи, которые в то же время являются его братьями по

материнской линии.

Основная идея фрейдовской интерпретации Эдиповой ситуации предельно проста:

действия царя Эдипа представляют собой лишь осуществление желаний нашего

детства По мысли Фрейда, Эдипов комплекс извечно тяготеет над всеми

мужчинами - каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к матери,

воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого он боится и

ненавидит. При этом необходимо подчеркнуть, что данные тенденции и влечения

по своему характеру субли-минальны, т. с. они не осознаются их носителями.

Таким образом, как полагал Фрейд, в психике человека существукп

диаметрально противоположные осознаваемые и неосознаваемые чувства.

направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную

противоречивость психической организации человека.

Согласно психоаналитической теории, Эдипов комплекс есть биопсихический

феномен, передающийся по наследству и проявляющийся в каждом человеке по

достижении им определенного возраста. При этом предполагалось, что

типическое проявление данного комплекса происходит то-

91

гда, когда сексуальное влечение достигает определенной степени зрелости и

направляется уже не на собственный носитель, а на объект, в роли которого

выступают родители. В этот период формирования психики и личности человека,

по мысли Фрейда, вступает в действие механизм Эдипова комплекса,

характеризующийся столкновением врожденных (сублими-нальных) и

приобретенных (осознаваемых) установок, в зависимости от исхода которого

возможно либо нормальное, либо анормальное развитие личности,

сопровождающееся возникновением чувства вины и неврозов.

Именно в Эдиповой ситуации усмотрел Фрсйд-психопатолог комплексное ядро

всех неврозов, представляющее собой существенную часть их содержания.

В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд, «завершается инфантильная

сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на

сексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одолеть

Эдипов комплекс; кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом» [69.

Кн. II. С. 91].

Важным следствием пожизненного действия Эдиповой ситуации Фрейд считал

отпечаток, накладываемый ею на систему сексуальных компонентов

мировосприятия и мышления, выражающихся в грезах, фантазиях и элементах

поведения.

По мере разработки своего учения Фрейд придавал комплексу Эдипа все большее

значение. В конечном счете в его трактовке Эдипов комплекс оказался чуть ли

не субстанциональным началом и базисом человеческого бытия.

Важнейшим компонентом психосоциологической теории Фрейда является учение о

трех принципах психической деятельности: принципе постоянства, принципе

удовольствия и принципе реальности.

По мысли Фрейда, совокупное действие этих принципов обеспечивает

формирование и функционирование личности, выступая в роли мощных

чотивационных стимулов деятельности.

Исходя из предположения, что психический аппарат обладает тенденцией

удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком

или, по меньшей мере, постоянном уровне [69. Кн. I. С 191], обнаруживая при

этом бережливость в расходовании энергии, Фрейд постулировал существование

своеобразного принципа постоянства, сущностное содержание которого

заключается в тенденции поддерживать количество психического возбуждения на

относительно постоянном уровне. Из этого принципа Фрейд вывел принцип

удовольствия (наслаждения), который был провозглашен им высшей изначальной

тенденцией человеческого организма. По Фрейду, сущностное содержание этого

господствующего принципа психической жизни состоит в инстинктивном

стремлении к дос-

92

тижению удовольствия (наслаждения), с одной стороны, и избеганию

неудовольствия (боли, страдания и т л.) - с другой.

Любопытным и примечательным компонентом учения Фрейда о принципах

психической деятельности является то обстоятельство, что, по его мысли,

принцип удовольствия находится в подчинении инстинкту (влечению) смерти и

действует согласованно с ним.

Провозглашая принцип удовольствия главенствующим принципом психической

жизни, Фрейд вместе с тем отмечал, что он не может управлять течением всех

психических процессов и поведенческих актов, поскольку ему противостоят

различные другие силы или условия и, таким образом, конечный исход не

всегда будет соответствовать принципу удовольствия.

В качестве основной силы, противостоящей принципу удовольствия, Фрейд

рассматривал принцип реальности, обеспечивающий приведение в известное

соответствие с требованиями внешнего мира (реальности) бессознательных

индивидуалистических стремлений к получению удовольствия. По Фрейду,

принцип реальности коренным образом отличается от других принципов

психической жизни, поскольку он является тенденцией, формирующейся в

процессе становления личности, в то время как принципы постоянства и

удовольствия выступают имманентными тенденциями организма. По мнению

Фрейда, основная направленность формирования и развития личности

характеризуется противоречивым, но постепенным переходом ее от ситуации

безоговорочного доминирования принципа удовольствия к частичной замене его

принципом реальности. При этом предполагалось, что борьба тенденций

удовольствия и реальности в значительной мере обусловливает конфликтную

природу личности, которая существенно усиливается амбивалентной (полярно

двойственной) природой человеческих чувств.

Согласно данной гипотезе Фрейда, все человеческие чувства противоречивы по

природе своей и включают в себя борьбу противоположных сил и тенденций.

Например, отношение субъекта к объекту характеризуется одновременной

направленностью на один и тот же объект противоположных чувств (симпатии и

антипатии, любви и ненависти), объединенных в одной эмоции.

По мнению Фрейда, амбивалентность чувств особенно типична для лиц,

страдающих различными невропсихическими заболеваниями.

Объясняя приобретенную амбивалентность высоким уровнем конфликтное™

социальных отношений, Фрейд подчеркивал, что противоречивость социального

бытия усиливает наследуемую амбивалентность. Причем в результате действия

социального фактора врожденная амбивалентность зачастую столь усиливается

приобретенной, что в определенных случаях

врожденно-приобретенная амбивалентность чувств может обрести характер

амбивалентного конфликта и выйти за рамки нормы.

Существенно важную роль в органичации человеческого поведения в норме и

патологии Фрейд отводил «руководящим чувствам», к которым он относил страх

смерти и чувство вины.

Таков в общих чертах психоаналитический эскиз картины природы и сущности

человека. Конечно же, постоянное стремление Фрейда найти, исследовать и

описать «универсальные механизмы», обусловливающие формирование, развитие и

поведение человека, несомненно было позитивным. Но вместе с тем следует

отметить, что, увлекаясь разработкой своего учения, Фрейд нередко вводил в

него недостаточно проверенные, а иногда и просто неверные конструкты.

Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в

структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой

противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» н «Сверх-Я»

(«Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо

и многообразие.

Согласно учению Фрейда, структура личности обладает определенной

сопряженностью со структурой психики. Главенствующая сфера личности -«Оно»

- представляется Фрейдом как вместилище бессознательных, иррациональных

реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по

проявлению. «Оно» - это неорганизованная сама в себе сфера личности,

которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой

психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления

регулируются и контролируются единым принципом -принципом удовольствия

(наслаждения).

Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Таиатоса,

которая обусловливает сущность этой сферы. Согласно Фрейду, «Оно» является

источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя

движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.

Вторая сфера личности - «Я», по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа

и, обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой разумность и

рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало

личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что

позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно»

и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Третья сфера личности - «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идсал»), согласно Фрейду,

возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из

комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют

действия «Я» и предписывают ему моральные

94

образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Согласно учению Фрейда, сферы личности находятся в постоянном

взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную

деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода

-взаимоотношение «Оно» и «Я» - описывалось Фрейдом следующим образом:

«Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно

владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на

всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня, разница

в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» -

заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не

остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я»

превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это бьша его собственная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.