реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс социологии

опосредующих ценностей, а также возможность гарантировать получение «платы»

наиболее влиятельными организациями. Оппозиция же, по Блау, стремится

перераспределить блага, выступая тем самым «регенерирующей силой», которая

привносит жизненные силы в социальную структуру и становится основой

социальной реорганизации» [75.Р. 301]

Генезис оппозиции в обществе Блау объясняет, во-первых, способностью

обездоленных к общению, задаваемой уровнем «экологической концентрации»; во-

вторых, способностью той или иной кодификации оппозиционной идеологии; в-

третьих, уровнем социальной солидарности обездоленных; в-четвертых,

степенью и мерой политизированности оппозиционной организации. При этом

темпы этого процесса Блау связывает со скоростью социальной мобильности в

обществе, с готовностью доминирующих групп к уступкам, с количеством

межличностных и межгрупповых конфликтов в границах социальной системы.

Предложив весьма оригинальную концепцию сущности общества, Блау, пожалуй,

поставил намного больше теоретических проблем, стимулирующих

социологические изыскания, нежели разрешил их. В то же время его

нетрадиционная попытка сформулировать хотя бы некоторые общие принципы,

действующие на всех уровнях социальной организации, и хотя бы некоторые

законы, реализующиеся на каждом из этих уровней, сыграла определенную роль

в эволюции современной социологии Запада.

2.10. Теория символического интеракционизма

Существенный вклад в эволюцию современной западной социологии внес

основоположник символического интеракционизма, американский философ и

социолог, профессор философии Чикагского университета

ДжорджМид ОХбЗ-ГО!).

243

Находясь под значительным влиянием философии прагматизма (главным образом

идей Джона Дьюи), Мид уделял большое внимание проблемам использования

научного метода в решении различных социальных проблем.

Эти ориентации Мида в значительной мере содействовали постановке им ряда

новых вопросов и получению соответствующих результатов.

Принципиально важным моментом социологического творчества Мида были

признание им примата социального над индивидуальным и стремление преодолеть

ограниченность той исследовательской традиции, в которой индивид и

общество, как правило, противопоставлялись друг другу.

Квалифицируя свою позицию как «социальный бихевиоризм», Мид особенно

подчеркивал, что единственно правильное объяснение сознания человека может

быть дано лишь в терминах поведения, а не наоборот, как полагали ранее.

Мнд написал очень мало работ Большинство его основополагающих идей можно

найти только в опубликованных посмертно записях его лекций. Наиболее

значительное изложение интеракционизма содержится в книге «Разум, Я и

Общество» (1934). Данная методологическая ориентация сводила содержание

социальных процессов к взаимодействию индивидов в группе и в обществе

Отрицая изначальную данность людям разума и сознания, Мид подчеркивал, что

социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов

социальных взаимодействии, в которых большую роль играет «символическое

окружение»

Согласно концепции Мида, общение между людьми осуществляется при помощи

особых средств - символов, к которым он относил жест и язык.

Анализу «символического окружения» человека Мид придавал особое значение,

поскольку оно оказывает решающее влияние на формирование сознания личности

и человеческого «Я». Рассматривая жест как специфический символ, Мид

указывал, что он выступает в непосредственной или опосредованной форме как

начальный, незавершенный элемент поведенческого действия или акта. Смысл

жеста, когда он понятен, вызывает соответствующую, как правило,

инстинктивную реакцию. Но жест нс имеет социально закрепленного значения. В

этом отношении язык, как более зрелая форма, обладает значительными

преимуществами, поскольку может оказывать одинаковое воздействие на разных

индивидов.

В любой культуре с жестом и языком всегда связано какое-то их значение. Это

значение Мнд усматривал в «практических последствиях», т. е. тех реакциях,

которые вызывают данные символы. «Значение - отмечал Мид, - это не

состояние сознания.. Значение жеста равно ответу данного индивида на жест

другого в определенном акте социального действия, этот ответ служит также

основой возникновения другого жеста или нового содержания для нового жеста.

Поэтому в данном случае жест является началом социального акта,

порождающего ряд коммуникаций» [2. С. 118].

244

Трактовка символического взаимодействия как основания общественной жизни

опиралась у Мида на мысль о том, что по мере трансляции символов индивид

передает своему партнеру также и ряд стимулов, отличных от своих

собственных. В этом плане межличностное взаимодействие сводится к процессу

«перенимания ролей», копирования действий социального партнера. Так, по

Миду, происходит и передача определенной социально значимой информации, т.

е. познание индивидом множества значений и ценностей, которыми обладают

подобные ему.

По мнению Мида, человеческие действия изначально носят социальный характер.

Он неоднократно подчеркивал, что объяснение поведения индивида возможно

лишь в терминах организованного поведения общественной группы и что

действия индивида необъяснимы, если их не рассматривать как органическое

целое.

Одной из важнейших частей социологического учения Мида явилась его

концепция «межиндивндуального взаимодействия», утверждавшая, что общение

людей и установки индивида на объекты (на «других» и на самого себя)

порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных

факторов. То, как индивид воспринимает окружающую социальную

действительность, обусловливается его опытом общения с другими, особенно

собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят

другие и как это выражено соответствующими символами (жестами или словами).

В связи с этим поведение индивида в группе, отмечал Мид, «является

результатом принятия данным индивидом установок других по отношению к себе

и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку

или точку зрения, которая может быть названа установкой «обобщенного

другого» [85. Р 90]

Этот процесс принятия роли других людей («обобщенного другого») особенно

рельефно проявляется в ходе формирования человеческого «Я». происхождение и

структура которого, по Миду, отражают единство и структуру социального

процесса

В целом, согласно концепции Мида, поведение человека обусловливается

структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок

«обобщенного другого».

Существенное значение для развития социологии и психологии имела

разработанная Мидом ролевая концепция личности. Многомерное поведение

человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора

социально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения -«ролей», которые

человек играет в обществе. Причем, по Миду, анализ «ролей» человека дает

достаточные основания для суждения не только о его поведении, но и о его

личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и нормативная

противоречивость выражается в любых поведенческих актах.

245

Л тема 7

ичиостъ как субъект и объект общественных отношений

I/ Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений.

Взаимоотношение личности и общества 2/ Ролевые теории личности. Социальный

статус З/ Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся

поведение личности

Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений.

Взаимоотношение личности и общества

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность.

Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо

прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид»,

«личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих,

присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает

наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как

человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех

иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах

исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным

самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но

человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют

конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества

выражается понятием «индивид». Индивид— это единичный представитель

человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических

черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие

«индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При

такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных

биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и

различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью

абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что

существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого

человека, человека первобытного общества и более развитых исторических

эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека

на различных уровнях его индивидуального и ис

торического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие

«личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент

для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза

человека, личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение

всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего,

философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с

точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и

творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности

психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера,

способностей, волевых качеств и т. д.

Социологический же подход выделяет в личности социальнотипи-ческое.

Основная проблематика социологическойтеории личности связана с процессом

формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с

функционированием и развитием социальных общно-стей, изучением закономерной

связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции

социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее

общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социология

содержит множест-во теорий личности, которые отличаются друг от друга

кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и

объекта деятельности и общения в марксистской социологии, ролевая теория

личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона, Р. Мертона и др.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону

взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода,

рассматривается как целостность социальных качеств человека, как выражаются

авторы учебника «Социология» под ред. Г. В. Осипова: «Определенным образом

реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества»,

продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную

систему посредством активной предметной деятельности и общения. На рисунке

2а. в детальном виде показана связь «общие социальные условия - личность

как объект». Эта схема дана в монографии российского социолога В. А. Ядова

«Социологические исследования: методология, программа, методы». Общие

социальные условия, прежде всего, представлены экономическими отношениями,

от которых зависит социальная структура общества, т. е. разделение на

классы, социальная дифференциация, закрепление общественного разделения

труда. Социальная структура общества - это основа социальных отношений.

Далее даны идеологические отношения как компонент общих социальных условий,

а также духовная культура аккумулирующая исторически сложившиеся традиции и

обычаи данного общества. Социальная структура и общественное разделение

труда, по мне-ю марксистской социологии, является главным элементом обу-

вливающим все социальные отношения и отношения в духовной гре, ибо они

определяют специфику интересов различных клас-\ и социальных слоев

общества.

Личность

| |Объективные| | |

| |^ | | |

| |социальные | |Возраст: |

| | | |стадия |

|Лад 1 |писания, |\ |жизненного|

| |заданные | |цикла |

| |социальным | |" «rnft |

| |положением | |ТТ\1ГГП-1^|

Социальное положение индивида: принадлежность к социальной группе и его

место в системе социальных позиций и общественных связей

Ближайшее социальное окружение

Характер, содержание и условия труда

Условие быта как условие жизненной среды

Микросреда: специфические социальные условия

Социальные институты

Социальная структура, общественное •разделение труда

Социальные и идеологические отношения, духовная культура, традиции, нравы,

обычаи

Производств

енные отношения (отношения в экономической сфере)

Макросреда: общие социальные условия

Рис. 2а. Личность как объект социальных отношений

Важным компоненом макросреды являются социальные институты. которые связаны

и с социальной структурой, и с идеологи-

ческими отношениями.

Общие социальные условия определяют специфические социальные условия жизни

людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов,

т. е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе

социальных пози_ щи. Социальное положние индивидов прямо связано с

характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрас.

том, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и

положением в системе управления общественными про^ цессами. Его социальное

положение через условия труда .^быта включает и его ближайшее социальное

окружение - социальные связи, в которых человек «обучается, ролевому

поведению.

Таким образом, система «личность как объект» предстает в качестве

определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные

свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их

членам

Личность

Освоение (интерпретация) социальных предписаний (ролей) и на этой основе

творческое преобразование действительности, включая вперолевое поведение

Мотивы

избирательного

деятельно -

предметного

отношения

к окружающему

миру, социальной

действительности

Система предрасположений (диспозиций) к восприятию действительности

определенным образом и готовности оействоватъ целенаправленно, что

обусловлено прошлым опытам (ценностные ориентации и социальные установки

Динамическая система потребностей, общая направленность интересов,

связанная с общественным положением и социальным окружением личности

Психофизические свойства индивида

Общие и специфические социальные, условия, т. е. макро и микросреда условий

жизни

Рис. 26. Личность как субъект социальных отношений

Большое значение в марксистской социологии придается исследованию

субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной

деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в

разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых

общественно необходимых функций и образцов поведения. На рисунке 26.

развернуто содержание системы «личность как субъект». Социальные условия

(общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Через социальный

интерес осуществляется обратная связь — от субъекта к его социальному

поведению, т.е. люди действуют, преследуя определенные социально

обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы

потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и

относительно устойчивые предпочтения (диспозиции) к восприятию и способу

действий в различных конкретных ситуациях, формирование новых потребностей,

интересов и диспозиций стимулирует творческое, нестереотипное поведение,

выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии

развитого самосознания.

Личность как субъект социальных отношении, прежде всего, характеризуется

автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной

противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением

властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у

личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а

способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная

позиция представляет собой принцип поведения, основанный на

мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах

личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-

нормативных факторов в жизни личности разъясняет дйспоэиционная (от лат.

dispositio-расположение) теория саморегуляции социального поведения

личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий

и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А.

Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между

социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция

личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию

условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.

Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность

поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации;

2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и

ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к

восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и

социальной среде. Низшие — поведение в определенных сферах деятельности,

направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные

диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее

важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно

воздействуют на низшие диспозиции.

Ролевые теории личности. Социальный статус Значительное место в социологии

личности занимает ролеван теория личности. Основные положения этой теории

были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном,

активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также

западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Каковы же основные положения

этой теории?

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными

понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают

эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько

позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и

обязанности, называется ста

тусом, Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один

определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или

интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус

обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный

статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных

знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней

позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный —

это, значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг

личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения,

семьей и т. д, Приобретсшцлй (достигнутый) статус определяется усилиями

самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т.

д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Естественный статус личности предполагает существенные и относительно

устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность,

зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной — это базисный

статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой

интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и

производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в

данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду

обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это

совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный

статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Совокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется ролевым

набором. Марксистская социология качественно различает ин-

ституциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые

являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а

вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и

предполагают субъективную окраску.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом.

Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1)

эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие —

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.