![]() |
|
|
Коррупция в нефтедобывающих странах2.4. Нефть, коррупция и неспокойная Венесуэла До начала XVI века территорию Венесуэлы населяли ко-ренные обитатели Американского континента - карибы и араваки, которые занимались земледелием, охотой и рыбной ловлей. В 1498 году на берега Венесуэлы высадился испанский море-плаватель Христофор Колумб, а вслед за ним в страну хлынули испанские завоеватели, жаждущие обогащения. Коренное насе-ление частично было истреблено, а частично обращено в рабст-во. Однако в отличие от других южноамериканских стран - Пе-ру, Колумбии и Боливии - в Венесуэле не было крупных золо-тых месторождений. Она оставалась бедной страной земле-дельцев, скотоводов и торговцев. Испанцы привозили сюда ра-бов из Африки для работы на плантациях. С течением веков коренные американцы, африканцы и испанцы смешались. В наши дни три четверти населения Венесуэлы составляют мети-сы (потомки от брака между людьми разных рас). В конце XVIII века колонисты выступили за независимость Венесуэлы. Под предводительством Симона Боливара они начали ожесто-ченную войну с испанскими властями, которая длилась 15 лет. В 1811 г. Венесуэла объявила себя суверенным государством, но окончательную свободу получила лишь в 1821 г. В течение последующего времени страна неоднократно переживала граж-данские войны периоды военной диктатуры. Венесуэла была бедной аграрной страной и возможно, так и осталась ею, если бы на озере Маракайбо не были открыты огромные месторождения нефти. Именно это стало толчком для развития нефтяной отрасли и, начиная с 1920-х гг., страна по-вернула собственное развитие в сторону сырьевой направлен-ности. Уже к 1930-м гг. нефть составляла 83% экспорта страны и именно она стала причиной быстро растущего уровня урбани-зации. Нефть стала тем живительным "элексиром", благодаря которому в стране происходил экономический рост. Предпри-ятия, представляющие нефтяной сектор, стали значительно влиять на национальную политику. С конца 1920-х по конец 1970-х гг. Венесуэла входила в тройку основных мировых про-изводителей и экспортеров нефти. С 1950-х гг. структура ВВП изменилась: с 1958 по 1972 гг. доля не нефтяного сектора составила 6,8%. Доля нефтяного сек-тора, включая очистку нефти, в 1968 г. понизилась с 31 до 20% (в ценах 1968 г.). Производство, исключая очистку нефти, было самым быстро развивающимся сектором экономики (7-8%). Это произошло в результате динамических процессов, поддержи-ваемых иностранными инвестициями, благодаря которым доля импорта в страну снизилась с 30% в конце 1950-х гг. до 3% в 1972 г. Сельское хозяйство имело не столь высокие темпы, имея долю в ВВП только 6% в 1972 г. С конца 1940-х до конца 1960-х гг. у власти находились диктаторские режимы, которые тормозили экономическое раз-витие страны. В конце 1960-х гг. произошел переход к демокра-тической форме правления в условиях фактически сложившей-ся двухпартийной системы: партии "Accion Democratica" ("Де-мократическое действие"), созданной в 1941 году, и COPEI (Социал-христианская партия), созданной в 1946 г. В 1958 г., после свержения военного диктатора Переса Жименеза, в Венесуэле состоялись первые демократические выборы, в результате которых президентом страны стал Ромуло Бетанкур. Страна стала развиваться по модели конституцион-ной демократии США. Доходы от нефтяной промышленности новый президент направлял на повышение жизненного уровня народа. В городах страны появился новый зажиточный слой общества, состоящий из бизнесменов, чиновников и квалифи-цированных рабочих. Уровень инвестиций был высокий (выше 23% ВВП в период 1968-1972 гг.) благодаря значительным фискальным доходам от экспорта нефти, а также общественно-му выбору относительно того, как использовать нефтяные до-ходы. Правительство при этом не переводило свои сбережения в частный сектор. Правительство целенаправленно проводило национализацию сначала в таких отраслях, как энергетика»: транспорт, коммуникации, алюминиевая, сталеплавильная. За-тем в 1975-1976 гг. были национализированы предприятия же-лезорудной, газовой и нефтяной промышленности. К началу 1970-х гг. неравномерное распределение нефтя-ных доходов (эксперты отмечали, что оно было самым нерав-ноправным в мире) привели к высокому уровню безработицы, неадекватным общественным услугам. Концентрация доходов стала причиной снижения уровня индустриализации. Рост про-изводства; исключая переработку нефти, составлявший 8,4% в период 1958-1965 гг., упал до 4,7% в период 1968-1973 гг. Победившая в 1968 г. партия COPEI в лице ее представи-теля Р. Калдера, ставшего президентом страны, взяла курс на стратегию национализации нефтяной промышленности и раз-вития нетрадиционного экспорта. Для этого были увеличены ставки налога на экспорт, ужесточен контроль за контрактами между иностранными компаниями и национальной нефтяной компанией. Эти меры, наряду с улучшением условий торговли, дали возможность администрации компенсировать медленный внутренний рост за счет расширения общественных расходов. Однако в начале 1980-х гг. цены на нефть на мировом рынке начали падать, что пагубно отразилось на экономическом поло-жении Венесуэлы. Правительство страны признало необходи-мость разнонаправленных капиталовложений и в наши дни развивает новые отрасли промышленности (в том числе, сталепла-вильную и текстильную), чтобы обеспечить население работой и сохранить экономическую стабильность государства. В 1990-е гг. позиции этих партий пошатнулись, отчасти потому, что ни одна из них не сумела справиться с экономиче-ским кризисом середины 1980-х гг., тяжело сказавшимся на уровне жизни граждан со средними и низкими доходами; их стали теснить на политической арене партии левого и попули-стского толка, независимые группировки, а также внепартий-ные организации, в том числе военные. По оценкам специалистов, коррупция в Венесуэле в сере-дине 1990-х гг. была более значительна, чем в любой из лати-ноамериканских стран. Правительство предпринимало попытки провести структурные перестройки экономики, учитывая реко-мендации Международного валютного фонда. Однако нововве-дения встретили серьезное противодействие со стороны электо-рата, которое закончилось углублением системного кризиса в стране, и привели к поражению правящих сил. В 1992 г. на нефть приходилось около 90% экспортных ва-лютных поступлений, 60% государственных доходов и пример-но 25% ВВП. Максимальный объем добычи нефти отмечался в 1970 г. (3,7 млн. баррелей в день). В 1988 г. производство нефти составило 1,7 млн. баррелей в день. Первоначальное сокраще-ние добычи нефти обусловливалось государственной полити-кой, направленной на консервацию скважин и уменьшение ин-вестиций в разведку и разработку нефти. Доминирующее положение нефтяной отрасли в экономике объясняет, почему Венесуэла крайне болезненно реагирует на колебание мировых цен на нефть, как это уже было в начале 1980 гг. Снижение экспортных цен на нефть означало для Ве-несуэлы ухудшение условий торговли, увеличение уровня без-работицы и дефицит платежного баланса, финансирование ко-торого осуществлялось за счет кредитов МВФ и иностранных инвесторов. В результате внешний долг страны в 1990 г. достиг 33,3 млрд. долларов США. Выборам 1998 г. предшествовал пятилетний период поли-тической нестабильности, в течение которого имели место серьезные вспышки насилия, всеобщая забастовка, две серьез-ных попытки государственного переворота в 1992 г. и вынесе-ние конгрессом импичмента президенту Карлосу Андресу Пе-ресу. Хотя традиционные партии сохранили ведущую роль в парламенте, они вторично потерпели поражение на выборах президента з декабре 1998 г.; на этот раз победу одержал харизматический военный лидер Уго Чавес, который возглавлял попытку государственного (военного) переворота против пре-зидента. Попытки закончилось провалом, и Чавес получил тю-ремный срок. После двух лет тюремного заключения он был помилован и вышел на свободу. Чавес в своих предвыборных выступлениях широко ис-пользовал популистские и националистические заявления. В тяжелом состоянии экономики страны он обвинил отчасти МВФ, отчасти коррумпированную правящую элиту, в первую очередь принадлежащую к традиционным партиям. Он также обещал осуществить коренную перестройку социально-экономической и политической системы страны, сократить го-сударственный аппарат, обеспечить населению реальную воз-можность участвовать в управлении государством. Таким обра-зом, ставились задачи формирования режима социальной и пар-тисипативной демократии (демократии участия). Новый президент провозгласил идею создания "Пятой Республики" - подлинно демократического общества социаль-ной справедливости, основанного на идеалах Симона Боливара, идеалах национально-освободительной борьбы латиноамери-канских народов. Но свое правление он начал с того, что добил-ся от парламента (Национального конгресса) особых полномо-чий для издания декретов социально-экономического характера, затем он выиграл референдум 1999 г. по вопросу о созыве На-циональной конституционной ассамблеи. Прошедшие в 1999г. выборы в конституционную ассамблею подтвердили доверие президенту Чавесу и обеспечили подготовку, а затем и приня-тие новой венесуэльской конституции, давшей ему возмож-ность быть переизбранным еще на шесть лет, что он и сделал в 2000 г. С этого времени он начинает проводить "Боливарскую революцию", названную в честь его кумира - освободителя Южной Америки Симона Боливара. "Боливарская революция", по оценкам аналитиков, представляет собой "пеструю смесь из конституционных реформ, государственного интервенционизма во все и вся, а также обильной, сочной политической риторики, которую лучше бы назвать демагогией". Главной своей задачей Чавес называл экономическую ста-бильность страны и борьбу с коррупцией, но справиться с ними не смог. В период 1998-2001 гг. Чавес сосредоточил всю власть в собственных руках, критикуя при этом парламент, средства массовой информации, церковь, крупных промышленников. Особенно доставалось нефтяным компаниям, которых прези-дент обвинял в том, что их руководители живут "в роскошных шале, где они предаются разврату и пьют виски". Таким образом, в Венесуэле в президентском кресле ока-зался едва ли не самый левый за последние десятилетия лати-ноамериканский президент. В то же время в области финансов Чавес проводил неолиберальную политику: он принял, в част-ности, свободный, плавающий курс доллара, хотя это и ухуд-шило повседневное положение венесуэльцев, кроме того, он занял гораздо более мягкую позицию по отношению к США, главному импортеру венесуэльской нефти: подчеркивая независимость своей внешней политики, он отвергал возможность разрыва отношений с США. Еще в 2001 г. германские эксперты, анализируя экономику Венесуэлы, отмечали, что ее развитие во многом зависит от то-го, как будут осуществляться государственные программы, прежде всего программа совершенствования и модернизации инфраструктуры, а также от динамики цен на нефть и объемов нефтедобычи. Кроме этого, отмечалось, что если Венесуэла вы-полнит принятое ОПЕК решение о сокращении добычи нефти, то она недополучит ожидаемых валютных поступлений в госу-дарственный бюджет. Одной из главных проблем в стране до сих пор остается проблема выплаты огромного внутреннего долга (сумма долга по заработной плате и пенсиям составляла около 21 млн. долла-ров). Не дождавшись того, что правительство решит эту про-блему, в апреле 2002 г. население страны вышло на улицы с протестом. По участникам манифестаций был открыт огонь: было убито около десяти человек и ранено около восьмидесяти. Расстрел мирной демонстрации был воспринят военными стра-ны как повод к государственному перевороту, который и был осуществлен на следующий день. Политические наблюдатели ожидали такой поворот собы-тий. Дело в том, что определенные круги давно уже выражали недовольство правлением Уго Чавеса. К тому, как говорят они, к власти он пришел вопреки их желанию, на волне популист-ских обещаний, поддержанных бедными слоями населения, по-верившими ему. Прологом нынешних событий явилось вполне закономерное назначение Уго Чавесом известных ему лиц в состав нефтяной компании PDVSA. Именно это вызвало взрыв негодования у руководства этой государственной компании, что лишь подтвердило тот факт, что она давно превратилась в своеобразное "государство в государстве", служащее не столько ему, сколько высшим чиновникам. Поэтому нефтяники объяви-ли бессрочную забастовку, которую поддержал Федерация тор-говых и промышленных предпринимателей, президент которой Педро Кармона на короткое время стал даже стал временным главой государства, и профсоюзный бонза - председатель Кон-федерации трудящихся Венесуэлы Карлос Ортега. Сам Чавес. был арестован и отправлен на военную базу фуэрте Тиуы. П. Кармона продержался недолго - уже через двое суток он был вынужден сложить с себя полномочия президента страны, поскольку в связи с массовыми демонстрациями протеста в Ка-ракасе военные перестали оказывать ему поддержку. Чавес вер-нулся в столицу, и тут же был приведен к присяге. После того, как Чавес вернулся, его первым решением стали кадровые изме-нения в государственной нефтяной компании PDVSA - он удов-летворил просьбу восставших против него профсоюзов и принял отставку совета директоров компании. Дело в том, что всеобщая стачка в апреле 2002 г. проходила под лозунгом увольнения со-вета директоров PDVSA. Сотрудники компании обвиняли назна-ченное Чавесом руководство в непрофессионализме. После воз-вращения, пережив попытку переворота, он все-таки решил от-править в отставку верное ему руководство PDVSA. Хотя министра внутренних дел Венесуэлы заявил, что поддержка народа предотвратила гражданскую войну в стране, тем не менее, неудавшийся военный переворот продемонстри-ровал, что венесуэльское общество расколото. Эксперты отме-чают, что Чавес вернулся к власти благодаря поддержке бедно-ты. Однако у него остались враги - крупный бизнес, католиче-ская церковь и даже часть армии. Итогом военного переворота в Венесуэле стало опасение ОПЕК, что теперь Венесуэла будет нарушать свою квоту в 2,49 млн. баррелей в день и экспортировать много дешевой нефти. Но бюджетная ситуация в Венесуэле, мягко говоря, не очень хороша: дефицит государственного бюджета достигает 5% ВВП. Долларов в стране также мало: валютные резервы Центрального банка составляют лишь 10 млрд. В конце 2002 г. цена за баррель нефти составляла около 26 долларов США. По мнению аналитиков, цены на нефть могли бы существенно снизиться, если бы не ситуация в таких нефте-добывающих странах, как Ирак и Венесуэла. Второго декабря 2002 г. в Венесуэле опять начались массовые демонстрации и забастовки протеста против президента Чавеса, которому вы-двигаются требования либо уйти в отставку, либо объявить досрочные президентские выборы уже в начале 2003 г. Нефтедобывающая отрасль Венесуэлы несет огромные по-тери, оценивающиеся в 70 млн. долларов США в день из-за обострения политической ситуации в стране (всеобщей бессрочной забастовки, в которой активное участие принимают работники нефтяных компаний). В результате забастовки в государственной нефтяной компании PDVSA сложилась крайне тяжелая ситуа-ция. Производство нефти упало в Венесуэле с 2,2 млн. баррелей в день перед забастовкой до уровня ниже 1 млн. баррелей в день. Объем нефтедобычи в PDVSA упал до 600-650 тыс. бар-релей в день. Остановилась практически вся переработка нефти и транспортировка нефти и нефтепродуктов. Президент PDVSA Али Родригес уже заявил, что добыча и экспорт нефти парализованы. Даже в случае немедленного пре-кращения забастовки на восстановление уровня переработки нефти уйдет, по крайней мере, несколько недель. Кроме этого, по словам Родригеса, в случае невыполнения своих обяза-тельств о поставках нефти Венесуэле придется заплатить штраф в размере 6 млрд. долларов. Чавес уже отдал приказ военным о взятии под охрану объ-ектов нефтяной промышленности и принуждении к прекраще-нию забастовки команд трех бастовавших нефтяных танкеров, которые стояли недалеко от причала Каракаса. В недавнем те-леинтервью, которое передавалось по всем СМИ страны, он заявил, что ситуация в стране является внутренней националь-ной проблемой Венесуэлы и никакое другое государство не имеет право вмешиваться во внутренние процессы. Это был "толстый" намек США, которые в апреле 2002 г. в лице пресс-секретаря президента США А. Флейшера и советника прези-дента США по национальной безопасности К. Райе недвусмыс-ленно намекнули Чавесу на необходимость изменения прежне-го, "неверного" курса, из-за которого и взбунтовался венесуэль-ский народ. Глава 3. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 3.1. Транснациональные компании и коррупция В конце XX - начале XXI веков глобализация мировой эко-номики в значительной степени представлена как процесс доми-нирования не столько национальных, контролируемых государ-ством, сколько наднациональных структур, находящихся в тес-ном и многообразном сотрудничестве с национальными государ-ствами, на территории которых они функционируют. Взаимо-связь между ними, в основном, сводится к следующему: с одной стороны, государство использует ТНК как один из ключевых инструментов эффективной реализации собственных националь-ных целей за пределами своей территории; с другой - эти цели вырабатываются государством под мощным и упорным давлени-ем самих ТНК и выражают в первую очередь их собственные интересы. Этот факт в какой-то степени подтверждает концеп-цию международных отношений одного из представителей аме-риканской "реалистической школы" - Г. Моргептау, который оп-ределяет международные отношения как борьбу за власть.49 То есть сущность международных отношений определяется только национальными интересами государств, стремящихся к утверждению своих властных прерогатив, при том, что минимум национального интереса состоит в "выживании государства". Представители другого направления - "транснационализма" подчеркивают, что "международное общество" ни фактически, ни по сущности не сводится к факту сосуществования госу-дарств, каждое из которых обладает автаркической суверенно-стью и не поддающимися коммуникации интересами. Но их видению, международные отношения - это отношения между людьми, организациями, идеями, движениями и т.п., не столько протекающие за пределами государственных границ, сколько выходящими за эти пределы, а "международное общество" по своей сущности - это не межгосударственное, а транснациональ-ное образование.50 Это в какой-то степени соответствует сегодняшней дейст-вительности: в настоящее время в мире действуют 63 тыс. ТНК, имеющих около 690 тыс. зарубежных филиалов в более чем 150 странах. И между этими ТНК, представленными в основном США, странами Западной Европы и Японии, естественно, су-ществует жесткая конкуренция за ресурсы планеты. Экономи-ческий кризис сбыта собственной продукции приводит к тому, что происходит жесткая борьба за захват лучших рынков, луч-ших территорий, лучших источников полезных ископаемых для собственных компаний. Рассматривать проблемы современной глобальной конку-ренции за ресурсы (природные, материальные, человеческие, финансовые, информационные, технологические) невозможно без участия в ней ТНК, поскольку на сегодняшний день они представляют мощные хозяйственные комплексы, в рамках ко-торых объединяются многочисленные предприятия, располо-женные в различных регионах мира. Чаще всего глобальная конкуренция происходит в виде процесса установления глобального господства развитого цен-тра (индустриально-развитые страны) - через ТНК - над нераз-витой периферией (развивающиеся страны и страны с переход-ной экономикой), с закреплением за последними маргинальной специализации с соответствующими последствиями: низкотех-нологичностью производства, низкодоходностью населения, неконкурентоснособностью, неграмотностью, нищетой и т.д. 49Morgentau H. Politics Among Nations. - Washington, 1948. 50 O'Kohane R. Discord and collaboration. - Baltimore. -1962. Известный российский ученый Н.Н. Моисеев главную уг-розу развитию не только мировой экономики, но и всей циви-лизации видит именно в транснационализации капитализма под руководством и в интересах ТНК. Он пишет: "Масштабы разви-тия экономики, необходимость кооперации (общественного разделения труда) привели к тому, что локальные, националь-ные экономики постепенно стали терять потенцию саморазви-тия. Они стали интегрироваться в единый общепланетарный экономический организм с универсальной системой регулирова-ния... Решающую роль в определении характера дальнейшего развития мировой экономики стали постепенно играть трансна-циональные корпорации (ТНК): произошла транснационализа-ция капитализма... На этой основе рынок, традиционный рынок Рикардо, качественно изменяясь, приобрел вселенский харак-тер... Заработал некий "дьявольский насос"... Он станет и даль-ше выкачивать из отсталых стран капиталы, ресурсы, таланты! В результате действия этого "дьявольского насоса" происходит все более углубляющаяся стратификация государств".51 В первую очередь это касается государств, на территории которых находятся крупные запасы энергоресурсов (в первую очередь, нефти) и минерального сырья. Приходя на рынок бога-той полезными ископаемыми страны, зарубежные ТНК строят свою политику, исходя из известного принципа Бисмарка: "Меня не интересуют их намерения, меня интересуют их возможности". И чем больше возможностей имеет страна, тем мощнее начинает работать "дьявольский насос", о котором пишет Н.Н. Моисеев. В этом случае ТНК не останавливаются ни перед чем: под-куп государственных чиновников, взятки, подарки на сумму с несколькими нолями, оплата обучения детей чиновников за границей и т.д. Таким образом, происходит своеобразный им-порт коррупции из-за рубежа. Поэтому приходится констатиро-вать тот факт, что ТНК из индустриально-развитых стран, при-ходя на рынок развивающей страны, сами зачастую несут зло коррупции на эти рынки, чтобы получить те или иные конку-рентные преимущества. Но помимо денежных взяток ТНК ис-пользуют различные политические, экономические, финансо-вые рычаги влияния на правительства принимающих стран. Согласно конвенции Организации экономического сотруд-ничества и развития (ОЭСР) по борьбе с коррупцией, которую подписали 35 стран, "предприятие не должно прямо или кос-венно предлагать, обещать, давать или требовать взятку или какое-либо другое незаконное вознаграждение для того, чтобы начать или поддержать свой бизнес". Многие индустриально-развитые страны так и не ратифицировали антикоррупционную конвенцию ОЭСР, что позволяет их фирмам и ТНК вполне ле-гально списывать затраты на взятки чиновникам как обыкно-венные расходы компании. Сами же менеджеры ТНК, оправды-вая свои неэтичные поступки на рынках развивающихся стра-ны; прямо отмечают, что во многих государствах фирма, руко-водство которой не дает взятки, не может развивать свою дея-тельность в этой стране. Согласно последним данным международной неправи-тельственной организации "Transparency International" (TI) за 2002 г., индексы взяткодательства показывают, что ТНК США "чрезвычайно охотно" платят взятки служащим в других стра-нах, несмотря на то, что с 1997 г. они рискуют попасть под уго-ловное преследование согласно американскому закону о коррупционных действиях за границей (FCPA). Как отмечают ана-литики, "из этого следует вывод, что мы имеем дело с глобаль-ной проблемой корпоративного взяткодательства, которая тре-бует концентрированных глобальных действий официальных международных организаций, гражданского общества и нацио-нальных правительств".52 51 Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М-: МНЭПУ, 1998. -С.149,150,151. 52 Panorama.-2002.-№19. Английская фондовая компания "Friends Ivory & Sirne" ("FIS") провела опрос среди 82 фирм из 12 стран, в экономику которых "FIS" инвестировала свои средства, с целью выяснения отношения руководства данных компаний к взятничеству. Ре-зультаты опроса были следующими: 33% респондентов отказа-лись отвечать на вопросы, заданные "FIS"; большая же часть принявших участие в опросе, как отметили эксперты англий-ской фирмы, проводит неадекватную политику в отношении коррупции. Так, руководители одной компании не разрешают своим служащим брать взятки, но разрешают их давать. Конечно, не все, но все-таки есть крупные транснацио-нальные корпорации реально противостоят коррупции и взят-ничеству в принимающих странах. Так, руководство компании "Procter & Gamble" предпочло закрыть завод по производству памперсов в Нигерии, но не давать взятку местным таможенникам. Однако большинство фирм, отмечают эксперты англий-ского журнала "Economist", лишь делают вид, что проводят ан-тикоррупционную политику. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |