![]() |
|
|
Коррупция в нефтедобывающих странах8) практически во всех нефтедобывающих странах происхо-дит резкое увеличение уровня коррумпированности националь-ной экономики, поскольку нефтяной сектор отличается от других отсутствием финансовой транспарентности. Эти особенности нефтяной отрасли, в конечном счете, по-рождают монополизацию рынка, что приводит к увеличению ресурсной ренты без увеличения производства. Как отмечают западные эксперты, в некоторых нефтедобывающих странах более 2/3 дохода от использования национального богатства даёт рента от природно-ресурсного потенциала страны. Поэто-му приватизация, как правило, в первую очередь коснулась именно этого сектора нефтедобывающих стран (Россия, Казах-стан), которые после получения независимости стали занимать-ся поисками именно ресурсной ренты. В принципе, прошедшее десятилетие для практически всех стран с переходной экономикой (особенно богатых природны-ми ресурсами) характеризовалось их активными поисками рен-ты -- как экономической (в первую очередь нефтяной), так и политической, за счёт которой предполагалось проводить на-зревшие социально-экономические реформы. Если оценивать поведение этой группы стран именно под таким углом зрения, то достаточно чётко прослеживаются тенденции внутренней и внешней политики государств и их регионов, заключающиеся в поиске нефтяной ренты. Поиск нефтяной ренты существовал и во времена Советско-го Союза. Он основывался (особенно в последние перед распа-дом годы) на форсированном развитии нефтедобывающей про-мышленности и экспорте нефти за рубеж, тем более, что мировая конъюнктура на энергоносители была в тот период крайне бла-гоприятной. Полученная валюта от продажи нефти способство-вала экономическому отставанию Советского государства от его ближайших конкурентов, являвшихся мировыми технологиче-скими лидерами (США, Япония, страны Западной Европы). Не последнюю роль в таком нараставшем год от года эко-номическом отставании сыграла экономическая неразвитость, крайне низкий технический и технологический уровень и За-стойная, сложившаяся ещё в середине XX века архаичная структура экспортного сектора. Конечно, руководство страны в какой-то степени понимало эту проблему: не раз осуществля-лись попытки переломить опасную тенденцию к саморазруше-нию экономики страны. При этом хозяйственный механизм страны, естественно, "совершенствовался" так, чтобы не затра-гивать основы сложившихся и укоренившихся методов и форм хозяйствования. Кроме того, ни в коей мере не учитывался опыт других нефтедобывающих стран, так как существовало явно предвзя-тое отношение к мировому опыту, особенно если страна не входила в социалистическую систему. Налицо сказывалось же-лание укрепить приоритет' не экономического, а политического развития страны. Одной из причин провала всех экономических реформ по урезанной схеме была деиндустриализация экспорта. Начавшийся в начале 1980-х гг. экономический спад в СССР (при том, что в 1980 г. ежедневно экспортировалось за рубеж около 2 млн. баррелей в день, а в 1985 г. - более чем 11 млн. баррелей в день) и не заставивший себя ждать из-за инфляции провал советского рубля подготовил своеобразный толчок для того, чтобы оживить пришедший в упадок экспорт и дать пра-вительству страны шанс более верно и более тщательно прово-дить экспортную политику. Дело в том, что особый акцент в экспортной политике СССР всё-таки делался на сырьевые ре-сурсы, включавших значительную часть исходной и промежу-точной продукции сырьевого комплекса. При этом была просто проигнорирована возможность страны продвигать на внешние рынки и экспортировать за рубеж промышленную продукцию (и, прежде всего, высокотехнологичную), опять же из полити-ческих целей. Это привело к тому, что СССР в международном разделении труда занял место страны со сырьевой специализа-цией, что не могло не сказаться на возможности вхождения СССР в международное экономическое пространство. Иначе говоря, СССР скатился на уровень развивающейся страны, ко-торая усиленно форсирует экспорт сырья, за неимением экс-портировать ничего иное. После принятия независимости в Казахстане происходило инерционное движение по уже заданной траектории: ориента-ция на экспорт продукции добывающих отраслей. Провалив-шийся в итоге из-за экономического спада и инфляции курс ка-захстанского тенге создал благоприятные условия для оживле-ния пришедшего в упадок экспорта. Но в отсутствие специаль-ных мер, поддержавших продвижение на внешний рынок высо-котехнологичной и наукоёмкой продукции, его рост обеспечи-вался исключительно за счёт сырьевых ресурсов. В результате на сегодняшний день важнейший с точки зрения ресурсного обеспечения сектор экономики (нефтедобывающая и нефтепере-рабатывающая отрасли), способный к масштабному участию в международном разделении труда, находится в крайне запушен-ном с технологической точки зрения состоянии. А ведь известно, что развитие технологии постоянно приводит к открытию новых ресурсов: "ресурсы не существуют вне технологии".40 Практически все виды сырья, используемого в современ-ной экономике, отличается низкой (в сравнении с продукцией обрабатывающей промышленности и услугами) эластичностью спроса по доходу. Поэтому экспорт сырья просто обеспечен на замедленный рост. Причём уже начавшийся переход мировой экономики к ресурсосберегающему типу развития со временем, несомненно, эту тенденцию ещё больше усилит. Вместе с тем низкая эластичность спроса по доходу вместе с обострением международной конкуренции между поставщиками сырья на мировой рынок оказывает депрессивное воздействие на его це-ны. Всё это, вместе взятое, ставит экспортёров сырья в невы-годное положение, вынуждая их к наращиванию объёмов пред-ложения в обмен на те же объёмы необходимой им самим про-дукции других секторов экономики. Но, несмотря негативный опыт некоторых предшественников, пример стран Ближнего Востока до сих пор вдохновляет политиков других нефтедобывающих стран (в том числе и Ка-захстана) идеей ускоренного обогащения за счёт имеющихся природных ресурсов. Развивающиеся в течение пяти-шести лет события в нефтедобывающем секторе нашей страны наглядно подтверждают этот тезис. 40 De Gregory Т. Theory of Technology. - Amer. low: The low State University Press, 1987.-P. 48. При этом мы забываем, что другие страны, богатые природными ископаемыми, использовали эти богатства для строительства новой, инновационной экономики. Мы же продолжаем подталкивать неэффективную экономику практически к саморазрушению. Очевидно, что огромное бо-гатство влечёт за собой и огромные риски, как социально-экономические, так и политические. Вспомним пример таких стран, как Венесуэла, Алжир, Ни-герия: нефтяной бум начала 1970-х гг. увеличил их доходы от экспорта нефти, повысив почти в два раза курс обмена нацио-нальных валют, привёл к упадку предприятий обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, увеличению корруп-ции в стране, увеличению армии безработных, социально-экономической напряжённости и конфликтам, гражданским войнам, что в конечном итоге привело к смене правительства. 2.2. Нефть и коррупция: нигерийский вариант Несколько лет назад мир был шокирован новостью из Ни-герии, которая является одним из ведущих мировых экспорте-ров нефти: президент страны О. Обасанджо официально объя-вил о том, что его предшественник, бывший диктатор генерал С. Абачи за время своего правления (1993-1998 гг.) украл из го-сударственного бюджета страны 4,3 млрд. долл. США- При этом 2 млрд. долл. Абачи и его семья, по словам Обасанджо, зарабо-тали за счет финансовых махинаций и вымогательства. Вслед за этим сообщением в Нигерии последовал целый ряд коррупционных скандалов, затронувших многих государственных чиновни-ков самого высокого ранга. Новому нигерийскому правительству пришлось настойчиво и последовательно искать украденные деньги во многих странах мира и оффшорных зонах. Деньги на-шлись в банках Великобритании и Швейцарии. В Люксембурге и Швейцарии были заморожены банковские счета С- Абачи, из которых восемь счетов были оформлены на ряд оффшорных нефтяных компаний, связанных с С. Абачи и членами его семьи. В связи с этим многие западные исследователи, анализи-руя социально-экономическое положение в Нигерии, констати-руют тот факт, что наличие огромных запасов нефти сыграло значительную роль в увеличении уровня коррумпированности государственного аппарата этой страны. В качестве примера они используют данные о рейтинге CPI (Corruption Perception Index -"Индекс восприятия коррупции") в Нигерии за послед-ние несколько лет, которые приводятся в исследованиях меж-дународной неправительственной организации "Transparency International". Нигерия в этих списках традиционно занимает последние места. Чтобы рассмотреть определенную взаимо-связь между наличием огромных запасов сырья (в данном слу-чае - нефти) и уровнем коррупции, вспомним недавнюю исто-рию этой нефтяной страны. Нефтяные доходы Нигерии и их размеры делают её особой страной на африканском континенте. Попытаемся рассмотреть "опыт" использования доходов от экспорта нефти и их влияние на социально-экономическую си-туацию и уровень коррупции в этой нефтедобывающей стране. До нефтяного бума 1970-х гг. Нигерия была одной из бед-нейших и наименее развитых стран мира. По классификации ООН, в 1968 г. ВНП на душу населения составлял всего 90 дол-ларов США в год. Несмотря на то, что нефтяные запасы в Ни-герии были открыты еще в 1956 г., а с 1958 г. нефть начала экс-портироваться за границу, экономика страны в тот период вре-мени была в значительной степени привязана к сельскому хо-зяйству. К середине 1960-х гг. экономическое и политическое значение нефти становится все очевиднее, а с 1969 г. государ-ство начинает играть главную роль в нефтяном секторе. К на-чалу 1970-х годов, когда нефть составляла больше половины товарного экспорта Нигерии, секторальная структура и торго-вая модель экономики начали показывать эффекты нефтяных доходов. Несмотря на это, полной зависимости Нигерии от нефти ещё не наблюдалось. В период до 1970-х и . Нигерия являлась преимущественно сельскохозяйственной страной и ведущим экспортёром какао, арахиса, продуктов переработки масличной пальмы. До 1960 г. около 70% рабочей силы было занято в сельском хозяйстве и на него приходилось 40% не нефтяного ВВП и 42% товарного экс-порта. Несмотря на это, торговый режим в сельском хозяйстве до 1960 г. (т.е. до получения полной независимости от Велико-британии) носил явно дискриминационный характер. С конца 1940-х до 1960-х гг. экспортёры нигерийской сельскохозяйст-венной продукции были подвержены дискриминационному экспортному тарифу, установленному колониальным прави-тельством. Такое положение привело к тому, что страна-метрополия удерживала практически 25% потенциальных доходов от экс-порта (например, с экспорта какао в период с 1948 по 1962 г. было удержано 32% дохода, с экспорта пальмовых плодов -25%, с экспорта хлопка - 22%, с экспорта арахиса - 25%). Здесь необходимо отметить, что в 1950-е гг., когда в стране было вве-дено региональное самоуправление, для некоторых экспортёров (например, какао) такая система экспортного тарифного обло-жения была отменена, и они смогли получать часть ранее не получаемых доходов от экспорта. Для других же экспортёров тариф оставался на прежнем уровне, и получателем доходов оставалось колониальное правительство и местные руководители, которые стали проводить политику аккумулирования этих доходов для формирования капитальных активов. При этом планировалось, что в дальнейшем они могут быть использованы для экономического развития страны (по некоторым дан-ным, накопленные резервы составляли 95% всех капиталов, на-правленных на развитие страны з период с 1946 по 1962 г.). Однако такое положение не было долгосрочным. Позднее Нигерия была отмечена как страна, сильно страдающая от "нефтяного синдрома". Не нефтяной экспорт сократился, доля сельскохозяйственного сектора резко уменьшилась, и реальный валютный курс нигерийской найры сильно подскочил. Доля минерального сектора в ВВП увеличилась с 1% в I960 г. до 25% к концу 1970-х г.г. Экспорт нефти составил 90% всего объ-ема экспорта в 1979 г. и на него пришлось 40-50% общих госу-дарственных доходов. Это резкое увеличение обеспечило пра-вительство финансовыми ресурсами для проведения новых программ, а также привело к созданию различных институтов, формирующих политику и оказывающих влияние на процессы принятия решений. После 1960 г. наблюдается активный перелив капиталов из сельского хозяйства в городскую промышленность. Сельскохо-зяйственные производители оказались в большом проигрыше из-за: 1) оттока капиталов; 2) больших налогов; 3) установления цен ниже рыночных, что приводило к диктату торговых агентов. Та-кая ситуация продолжалась практически до начала 1970-х гг. Конечно, это было сделано с одной целью, - развить про-мышленное производство, чтобы иметь относительную эконо-мическую независимость от бывшей страны-метрополии. И первые годы независимости (начало 1960-х гг.) ознаменовались сдвигом в структуре производства от экспорта традиционных товаров к импорту материалов для внутреннего рынка. Стали развиваться импортозамещающие отрасли, чему способствова-ла проводимая правительством политика протекционизма, включающая как количественные ограничения, так и тарифные барьеры. В 1969-1970-е гг. импортные пошлины составляли 40% доходов федерального правительства. Если говорить о Нигерии в период до нефтяного бума, то за пять лет до первого бума экономика Нигерии росла высоки-ми темпами, так как страна оправлялась от двух военных госу-дарственных переворотов 1966 г. и разрушительной граждан-ской войны 1967 - 1970 гг. Восстановление страны было под-держано увеличением нефтяных доходов. В 1967 - 1972 гг. ВВП, созданный в не нефтяном секторе, вырос на 9,2%, а при-рост населения в этот период составил 2,6%. Середина 1960-х гг. характеризовалась социальной напря-женностью, связанной с этнической разнородностью Нигерии. Исторически сложилось так, что на территории нынешней Ниге-рии до прихода колонизаторов жили многочисленные племена-Англичане, с 1861 г. оккупировавшие побережье Гвинейского за-лива (названное позже Невольничьим берегом), к 1900 г. завоева-ли северные районы страны. В 1914 г. южные колонии и северные протектораты были административно объединены под общим на-званием Нигерия. Сейчас на севере страны проживают в основном представители этнической группы хауса, исповедующие ислам. Кроме них, здесь также проживают племена нупе, тив и канури. На юго-западе доминируют представители племени йоруба, на юго-востоке - племена ибо (в основном католики). По подсчетам западных исследователей, в независимых странах Африки после 1960 г. произошло 70 успешных воен-ных переворотов и в среднем один год из каждых трёх прихо-дится на военный. Только 18 стран из 49 избежали военных ре-жимов, в остальных половина всего периода независимого су-ществования прошла под господством армии.41 Увы, Нигерия не стала исключением, и познала в полной мере все "прелести" правления "правительств в хаки". Начиная с 1966 г. по настоящее время страной по очереди правят воен-ные; генералы А. Иронзи (начало 1966 г. - середина 1966 г.), Гоуон (1966-1975 гг.), Муртала Мохаммед (1975-1976 гг.), Олусегун Обасанджо (1976-1979 гг.), Ибрагим Бабангида (1983-1994 гг.). Сани Абачи (1994-1998 гг.), Олусегун Обасанджо (с 1998 г. до настоящего времени). Необходимо особо отметить, что в интересующий нас пе-риод (1960-1970-е гг.) именно армия оказалась основным носи-телем авторитаризма, который предполагает концентрацию ис-полнительной, а нередко и законодательной власти в руках гла-вы государства при фактическом лишении парламента прерога-тив контроля за государственной политикой. В таких условиях реальный механизм политической власти подчиняется правящему клану (общине, племени, роду), ис-пользующему антидемократические методы властвования. К 1965 г. этническое напряжение в стране сильно усилилось. Эт-нико-религиозные конфликты, раздиравшие страну, возникали по причине назначения представителей того или иного клана на гражданскую или военную должность, по поводу капиталовло-жений в инфраструктуру, социальную сферу, строительство новых фабрик и заводов, а также размещения доходов феде-ральным правительством в различных регионах страны. Возрастало недовольство населения, поэтому выход воен-ных на политическую арену был проявлением кризиса граждан-ских социально-политических структур, попыткой преодолеть внутриполитическую нестабильность. Военные, встававшие во главе государственных переворотов, не были инструментами в руках тех или иных социально-политических Сил - армия к то-му времени сама превратилась в господствующую социально-политическую силу (если в 1960 г. в армии Нигерии насчитыва-лось 10 тыс. человек, то уже в 1979 г. - более 200 тыс.) и в принципе являлась единственным претендентом на получение нефтяных доходов, которые стали поступать в страну. Сегодня нигерийская армия, по данным зарубежных источников, явля-ется самой многочисленной и технически оснащенной в Тропи-ческой Африке. В рядах вооруженных сил находятся 95,1 тысячи человек, в том числе в сухопутных войсках - 80 тысяч, ВВС -9,5 тысячи, ВМС - 5,6 тысячи человек; в настоящее время на ее содержание выделяется около 10% ВНП страны. 41 The Military of African Politics / Washington-New-York.-1987.-P.1. В 1967 г. территория, на которой проживали племена ибо, провозгласила себя независимым государством - Республикой Биафра и пыталась отделиться. После этого началась граждан-ская война и, как следствие, произошла серия военных переворо-тов. Но после истощающей гражданской войны (1967-1970 гг.), Биафра сдалась, потеряв контроль над своими портами и неф-тяными доходами. По подсчетам зарубежных источников, в этот период в результате гражданской войны в Биафре людские потери составили 2 млн. человек, из которых около половины пришлось на жертвы среди гражданского населения.42 Для того периода времени (особенно во время граждан-ской войны 1967-1970 гг.) было характерным то, что военные ориентировались на жесткие, иногда насильственные методы: преследование и попытки истребления этнических групп, сто-явших у власти при прежних режимах, преследование оппози-ционных сил, элементы насильственной исламизации. Естест-венно, это не могло не привести к прогрессирующей деграда-ции всего нигерийского общества. Нефтяные доходы, ставшие основной причиной разруши-тельной гражданской войны, стали камнем преткновения между интересами различных этнических групп. Если раньше племе-на, проживающие на севере страны, специализировались на производстве арахиса, на западе - на производстве какао, на востоке - на производстве продуктов переработки масличной пальмы, то с началом экспорта нефти и поступлениями нефтя-ных доходов остро встал вопрос об их распределении по регио-нам. До 1960 г. региональные правительства севера и запада страны применяли принцип "происхождения" нефтяных посту-плений и распределяли их в соответствии с количеством при-были, которую произвёл каждый регион. Когда на востоке страны была найдена нефть, этот регион стал основным источ-ником доходов и обогнал север и запад, вспыхнула гражданская война. Она, с одной стороны, на время нанесла урон нефтяному сектору, с другой стороны - ускорила процесс централизации власти на уровне федерального правительства. Сельскохозяйст-венный сектор не стал "любимым ребёнком" правительства, и жил по остаточному принципу. Власть понимала равенство как равенство между этническими группами, и не делала акцент на равенство между городом и деревней. Влияние государственных расходов на экономику было незначительным до тех пор, пока нефть не стала важной частью экономики Нигерии. Так, в 1965-1966 гг. общий объем госу-дарственных расходов составил 12% ВВП, а капитальные рас-ходы была размещена в экономическую сферу, в том числе 12% в сельское хозяйство. Только 14,7% общих капитальных вложе-ний, или 0,8% ВВП были размещены в социальную сферу и сферу обслуживания населения. К концу 1960-х гг. начался бы-стрый рост добычи нефти. В этот период времени начала изме-няться фискальная политика. Налоги на нефть, устанавливае-мые правительством, увеличились с 2,8% не нефтяного ВВП в 1970 г. до 8,5% в 1972 г. Чтобы получить поддержку среди го-сударственных служащих и военных, правительство торопи-лось как можно быстрее использовать нефтяные доходы. Уве-личение заработной платы стало единственным путем быстро потратить деньги. Кроме того, резко увеличились расходы на образование и транспорт. Поэтому представляется неудивительным, что такое по-спешные, порой непродуманные внутренние инвестиции прави-тельства привели к колоссальным потерям и коррупции. 42 Ruth Leger Sivard, World Military arid Social Expenditures . - Washington, DC: World Priorities, 1996. Цена, которую Нигерия получала за свою нефть, устойчи-во росла в период между 1971-1973 гг., государственные неф-тяные доходы быстро увеличивались. Происходило расширение государственной доли в нефтяных доходах через рост государ-ственной собственности в нефтяном секторе, а также через вы-сокие налоги и роялти. Несмотря на частую смену глав "прави-тельств в хаки", все они преследовали три основные цели: - рост и модернизация государства; - национализация экономики: как нефтяного, так и не неф-тяного секторов; - равномерное распределение доходов между этническими группами и регионами, а не экономическими классами населения. Первый план, включающий в себя эти цели, был разрабо-тан сразу же после второго переворота в июле 1966 г. В плане решение первой цели планировалось достигнуть созданием ста-лелитейной промышленности. Кроме того, чтобы поднять пре-стиж страны в глазах мирового сообщества, начинается финан-сирование грандиозного проекта - строительство новой столи-цы Абуджи (опять же за счёт нефтяных поступлений, состав-лявших в тот период времени 80% от всех поступлений в госу-дарственный бюджет). Что касается второй цели - национализации экономики, то здесь, естественно, произошло столкновение интересов госу-дарства с иностранными инвесторами. В течение долгого пе-риода времени нигерийцы ощущали роль иностранцев в собст-венной экономике. Уже в 1958 г. выходит Акт "О снижении на-логообложения", в котором нефтяным транснациональным компаниям (ТНК) предъявляются требования об увеличении доли нигерийцев в собственности ТНК; об увеличении количе-ства местных специалистов, работающих на предприятиях ТНК; об использовании местного сырья и материалов. В Указе 1959 г. "О налогообложении нефтяных доходов" правительство установило долю дохода с иностранных корпораций в размере.' 50%; в 1967 г. Указом правительства в Нигерии были примене-ны условия ОПЕК; в 1969 г. Нефтяной декрет установил госу-дарственное право выбора доли собственности в коммерческих нефтяных операциях. В соответствии с планом национализации в 1971 г. была создана Национальная Нефтяная Компания Ни-герии-NNPC. Директива второго плана (1970-1974 гг.) национального развития представляла уже долгосрочные цели, среди которых были выделены следующие: - высокий уровень экономического роста; -быстрая индустриализация; - увеличение производства продуктов питания для внутрен-него потребления, не ослабляя при этом экспортные сектора; - значительное снижение безработицы. Нетрудно заметить, что первый и второй планы нацио-нального развития способствовали всё большей степени госу-дарственного контроля над экономикой, а особенно над при-родными ресурсами (нефтью). С 1970 г. правительство страны стало проводить активную политику стимулирования ино-странных инвестиций, а также создания большого количества предпринимательских структур. Кроме того, через программы государственного сектора (электрификация, водоснабжение, здравоохранение в сельской местности, строительство) прави-тельство было намерено повысить уровень жизни населения. В 1975 г. был принят третий план национального развития, основными приоритетами которого были: - более равномерное распределение доходов; - контроль над инфляционными процессами. Как видим, Нигерия в принципе ставила перед собой эти це-ли, понимая, что экспорт нефти не является конечной целью на-ционального развития; что именно нефтяные доходы должны служить источником развития экономики в целом. Большое вни-мание при этом уделялось достижению положительных результа-тов в нефтяной отрасли с целью создания благоприятного поли-тического имиджа и популизма. Лидеры Нигерии, стоявшие у власти, вкладывали нефтяные поступления в государственные расходы с целью как можно больше набрать политических очков. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |