реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Коррупция в нефтедобывающих странах

8) практически во всех нефтедобывающих странах происхо-дит резкое увеличение уровня коррумпированности националь-ной экономики, поскольку нефтяной сектор отличается от других отсутствием финансовой транспарентности.

Эти особенности нефтяной отрасли, в конечном счете, по-рождают монополизацию рынка, что приводит к увеличению ресурсной ренты без увеличения производства. Как отмечают западные эксперты, в некоторых нефтедобывающих странах более 2/3 дохода от использования национального богатства даёт рента от природно-ресурсного потенциала страны. Поэто-му приватизация, как правило, в первую очередь коснулась именно этого сектора нефтедобывающих стран (Россия, Казах-стан), которые после получения независимости стали занимать-ся поисками именно ресурсной ренты.

В принципе, прошедшее десятилетие для практически всех стран с переходной экономикой (особенно богатых природны-ми ресурсами) характеризовалось их активными поисками рен-ты -- как экономической (в первую очередь нефтяной), так и политической, за счёт которой предполагалось проводить на-зревшие социально-экономические реформы. Если оценивать поведение этой группы стран именно под таким углом зрения, то достаточно чётко прослеживаются тенденции внутренней и внешней политики государств и их регионов, заключающиеся в поиске нефтяной ренты.

Поиск нефтяной ренты существовал и во времена Советско-го Союза. Он основывался (особенно в последние перед распа-дом годы) на форсированном развитии нефтедобывающей про-мышленности и экспорте нефти за рубеж, тем более, что мировая конъюнктура на энергоносители была в тот период крайне бла-гоприятной. Полученная валюта от продажи нефти способство-вала экономическому отставанию Советского государства от его ближайших конкурентов, являвшихся мировыми технологиче-скими лидерами (США, Япония, страны Западной Европы).

Не последнюю роль в таком нараставшем год от года эко-номическом отставании сыграла экономическая неразвитость, крайне низкий технический и технологический уровень и За-стойная, сложившаяся ещё в середине XX века архаичная структура экспортного сектора. Конечно, руководство страны в какой-то степени понимало эту проблему: не раз осуществля-лись попытки переломить опасную тенденцию к саморазруше-нию экономики страны. При этом хозяйственный механизм страны, естественно, "совершенствовался" так, чтобы не затра-гивать основы сложившихся и укоренившихся методов и форм хозяйствования.

Кроме того, ни в коей мере не учитывался опыт других нефтедобывающих стран, так как существовало явно предвзя-тое отношение к мировому опыту, особенно если страна не входила в социалистическую систему. Налицо сказывалось же-лание укрепить приоритет' не экономического, а политического развития страны. Одной из причин провала всех экономических реформ по урезанной схеме была деиндустриализация экспорта. Начавшийся в начале 1980-х гг. экономический спад в СССР (при том, что в 1980 г. ежедневно экспортировалось за рубеж около 2 млн. баррелей в день, а в 1985 г. - более чем 11 млн. баррелей в день) и не заставивший себя ждать из-за инфляции провал советского рубля подготовил своеобразный толчок для того, чтобы оживить пришедший в упадок экспорт и дать пра-вительству страны шанс более верно и более тщательно прово-дить экспортную политику. Дело в том, что особый акцент в экспортной политике СССР всё-таки делался на сырьевые ре-сурсы, включавших значительную часть исходной и промежу-точной продукции сырьевого комплекса. При этом была просто проигнорирована возможность страны продвигать на внешние рынки и экспортировать за рубеж промышленную продукцию (и, прежде всего, высокотехнологичную), опять же из полити-ческих целей. Это привело к тому, что СССР в международном разделении труда занял место страны со сырьевой специализа-цией, что не могло не сказаться на возможности вхождения СССР в международное экономическое пространство. Иначе говоря, СССР скатился на уровень развивающейся страны, ко-торая усиленно форсирует экспорт сырья, за неимением экс-портировать ничего иное.

После принятия независимости в Казахстане происходило инерционное движение по уже заданной траектории: ориента-ция на экспорт продукции добывающих отраслей. Провалив-шийся в итоге из-за экономического спада и инфляции курс ка-захстанского тенге создал благоприятные условия для оживле-ния пришедшего в упадок экспорта. Но в отсутствие специаль-ных мер, поддержавших продвижение на внешний рынок высо-котехнологичной и наукоёмкой продукции, его рост обеспечи-вался исключительно за счёт сырьевых ресурсов. В результате на сегодняшний день важнейший с точки зрения ресурсного обеспечения сектор экономики (нефтедобывающая и нефтепере-рабатывающая отрасли), способный к масштабному участию в международном разделении труда, находится в крайне запушен-ном с технологической точки зрения состоянии. А ведь известно, что развитие технологии постоянно приводит к открытию новых ресурсов: "ресурсы не существуют вне технологии".40

Практически все виды сырья, используемого в современ-ной экономике, отличается низкой (в сравнении с продукцией обрабатывающей промышленности и услугами) эластичностью спроса по доходу. Поэтому экспорт сырья просто обеспечен на замедленный рост. Причём уже начавшийся переход мировой экономики к ресурсосберегающему типу развития со временем, несомненно, эту тенденцию ещё больше усилит. Вместе с тем низкая эластичность спроса по доходу вместе с обострением международной конкуренции между поставщиками сырья на мировой рынок оказывает депрессивное воздействие на его це-ны. Всё это, вместе взятое, ставит экспортёров сырья в невы-годное положение, вынуждая их к наращиванию объёмов пред-ложения в обмен на те же объёмы необходимой им самим про-дукции других секторов экономики.

Но, несмотря негативный опыт некоторых предшественников, пример стран Ближнего Востока до сих пор вдохновляет политиков других нефтедобывающих стран (в том числе и Ка-захстана) идеей ускоренного обогащения за счёт имеющихся природных ресурсов. Развивающиеся в течение пяти-шести лет события в нефтедобывающем секторе нашей страны наглядно подтверждают этот тезис.

40 De Gregory Т. Theory of Technology. - Amer. low: The low State University Press, 1987.-P. 48.

При этом мы забываем, что другие страны, богатые природными ископаемыми, использовали эти богатства для строительства новой, инновационной экономики. Мы же продолжаем подталкивать неэффективную экономику практически к саморазрушению. Очевидно, что огромное бо-гатство влечёт за собой и огромные риски, как социально-экономические, так и политические.

Вспомним пример таких стран, как Венесуэла, Алжир, Ни-герия: нефтяной бум начала 1970-х гг. увеличил их доходы от экспорта нефти, повысив почти в два раза курс обмена нацио-нальных валют, привёл к упадку предприятий обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, увеличению корруп-ции в стране, увеличению армии безработных, социально-экономической напряжённости и конфликтам, гражданским войнам, что в конечном итоге привело к смене правительства.

2.2. Нефть и коррупция: нигерийский вариант

Несколько лет назад мир был шокирован новостью из Ни-герии, которая является одним из ведущих мировых экспорте-ров нефти: президент страны О. Обасанджо официально объя-вил о том, что его предшественник, бывший диктатор генерал С. Абачи за время своего правления (1993-1998 гг.) украл из го-сударственного бюджета страны 4,3 млрд. долл. США- При этом 2 млрд. долл. Абачи и его семья, по словам Обасанджо, зарабо-тали за счет финансовых махинаций и вымогательства. Вслед за этим сообщением в Нигерии последовал целый ряд коррупционных скандалов, затронувших многих государственных чиновни-ков самого высокого ранга. Новому нигерийскому правительству пришлось настойчиво и последовательно искать украденные деньги во многих странах мира и оффшорных зонах. Деньги на-шлись в банках Великобритании и Швейцарии. В Люксембурге и Швейцарии были заморожены банковские счета С- Абачи, из которых восемь счетов были оформлены на ряд оффшорных нефтяных компаний, связанных с С. Абачи и членами его семьи.

В связи с этим многие западные исследователи, анализи-руя социально-экономическое положение в Нигерии, констати-руют тот факт, что наличие огромных запасов нефти сыграло значительную роль в увеличении уровня коррумпированности государственного аппарата этой страны. В качестве примера они используют данные о рейтинге CPI (Corruption Perception Index -"Индекс восприятия коррупции") в Нигерии за послед-ние несколько лет, которые приводятся в исследованиях меж-дународной неправительственной организации "Transparency International". Нигерия в этих списках традиционно занимает последние места. Чтобы рассмотреть определенную взаимо-связь между наличием огромных запасов сырья (в данном слу-чае - нефти) и уровнем коррупции, вспомним недавнюю исто-рию этой нефтяной страны. Нефтяные доходы Нигерии и их размеры делают её особой страной на африканском континенте. Попытаемся рассмотреть "опыт" использования доходов от экспорта нефти и их влияние на социально-экономическую си-туацию и уровень коррупции в этой нефтедобывающей стране.

До нефтяного бума 1970-х гг. Нигерия была одной из бед-нейших и наименее развитых стран мира. По классификации ООН, в 1968 г. ВНП на душу населения составлял всего 90 дол-ларов США в год. Несмотря на то, что нефтяные запасы в Ни-герии были открыты еще в 1956 г., а с 1958 г. нефть начала экс-портироваться за границу, экономика страны в тот период вре-мени была в значительной степени привязана к сельскому хо-зяйству. К середине 1960-х гг. экономическое и политическое значение нефти становится все очевиднее, а с 1969 г. государ-ство начинает играть главную роль в нефтяном секторе. К на-чалу 1970-х годов, когда нефть составляла больше половины товарного экспорта Нигерии, секторальная структура и торго-вая модель экономики начали показывать эффекты нефтяных доходов. Несмотря на это, полной зависимости Нигерии от нефти ещё не наблюдалось.

В период до 1970-х и . Нигерия являлась преимущественно сельскохозяйственной страной и ведущим экспортёром какао, арахиса, продуктов переработки масличной пальмы. До 1960 г. около 70% рабочей силы было занято в сельском хозяйстве и на него приходилось 40% не нефтяного ВВП и 42% товарного экс-порта. Несмотря на это, торговый режим в сельском хозяйстве до 1960 г. (т.е. до получения полной независимости от Велико-британии) носил явно дискриминационный характер. С конца 1940-х до 1960-х гг. экспортёры нигерийской сельскохозяйст-венной продукции были подвержены дискриминационному экспортному тарифу, установленному колониальным прави-тельством.

Такое положение привело к тому, что страна-метрополия удерживала практически 25% потенциальных доходов от экс-порта (например, с экспорта какао в период с 1948 по 1962 г. было удержано 32% дохода, с экспорта пальмовых плодов -25%, с экспорта хлопка - 22%, с экспорта арахиса - 25%). Здесь необходимо отметить, что в 1950-е гг., когда в стране было вве-дено региональное самоуправление, для некоторых экспортёров (например, какао) такая система экспортного тарифного обло-жения была отменена, и они смогли получать часть ранее не получаемых доходов от экспорта. Для других же экспортёров тариф оставался на прежнем уровне, и получателем доходов оставалось колониальное правительство и местные руководители, которые стали проводить политику аккумулирования этих доходов для формирования капитальных активов. При этом планировалось, что в дальнейшем они могут быть использованы для экономического развития страны (по некоторым дан-ным, накопленные резервы составляли 95% всех капиталов, на-правленных на развитие страны з период с 1946 по 1962 г.).

Однако такое положение не было долгосрочным. Позднее Нигерия была отмечена как страна, сильно страдающая от "нефтяного синдрома". Не нефтяной экспорт сократился, доля сельскохозяйственного сектора резко уменьшилась, и реальный валютный курс нигерийской найры сильно подскочил. Доля минерального сектора в ВВП увеличилась с 1% в I960 г. до 25% к концу 1970-х г.г. Экспорт нефти составил 90% всего объ-ема экспорта в 1979 г. и на него пришлось 40-50% общих госу-дарственных доходов. Это резкое увеличение обеспечило пра-вительство финансовыми ресурсами для проведения новых программ, а также привело к созданию различных институтов, формирующих политику и оказывающих влияние на процессы принятия решений.

После 1960 г. наблюдается активный перелив капиталов из сельского хозяйства в городскую промышленность. Сельскохо-зяйственные производители оказались в большом проигрыше из-за: 1) оттока капиталов; 2) больших налогов; 3) установления цен ниже рыночных, что приводило к диктату торговых агентов. Та-кая ситуация продолжалась практически до начала 1970-х гг.

Конечно, это было сделано с одной целью, - развить про-мышленное производство, чтобы иметь относительную эконо-мическую независимость от бывшей страны-метрополии. И первые годы независимости (начало 1960-х гг.) ознаменовались сдвигом в структуре производства от экспорта традиционных товаров к импорту материалов для внутреннего рынка. Стали развиваться импортозамещающие отрасли, чему способствова-ла проводимая правительством политика протекционизма, включающая как количественные ограничения, так и тарифные барьеры. В 1969-1970-е гг. импортные пошлины составляли 40% доходов федерального правительства.

Если говорить о Нигерии в период до нефтяного бума, то за пять лет до первого бума экономика Нигерии росла высоки-ми темпами, так как страна оправлялась от двух военных госу-дарственных переворотов 1966 г. и разрушительной граждан-ской войны 1967 - 1970 гг. Восстановление страны было под-держано увеличением нефтяных доходов. В 1967 - 1972 гг. ВВП, созданный в не нефтяном секторе, вырос на 9,2%, а при-рост населения в этот период составил 2,6%.

Середина 1960-х гг. характеризовалась социальной напря-женностью, связанной с этнической разнородностью Нигерии. Исторически сложилось так, что на территории нынешней Ниге-рии до прихода колонизаторов жили многочисленные племена-Англичане, с 1861 г. оккупировавшие побережье Гвинейского за-лива (названное позже Невольничьим берегом), к 1900 г. завоева-ли северные районы страны. В 1914 г. южные колонии и северные протектораты были административно объединены под общим на-званием Нигерия. Сейчас на севере страны проживают в основном представители этнической группы хауса, исповедующие ислам. Кроме них, здесь также проживают племена нупе, тив и канури. На юго-западе доминируют представители племени йоруба, на юго-востоке - племена ибо (в основном католики).

По подсчетам западных исследователей, в независимых странах Африки после 1960 г. произошло 70 успешных воен-ных переворотов и в среднем один год из каждых трёх прихо-дится на военный. Только 18 стран из 49 избежали военных ре-жимов, в остальных половина всего периода независимого су-ществования прошла под господством армии.41

Увы, Нигерия не стала исключением, и познала в полной мере все "прелести" правления "правительств в хаки". Начиная с 1966 г. по настоящее время страной по очереди правят воен-ные; генералы А. Иронзи (начало 1966 г. - середина 1966 г.), Гоуон (1966-1975 гг.), Муртала Мохаммед (1975-1976 гг.), Олусегун Обасанджо (1976-1979 гг.), Ибрагим Бабангида (1983-1994 гг.). Сани Абачи (1994-1998 гг.), Олусегун Обасанджо (с 1998 г. до настоящего времени).

Необходимо особо отметить, что в интересующий нас пе-риод (1960-1970-е гг.) именно армия оказалась основным носи-телем авторитаризма, который предполагает концентрацию ис-полнительной, а нередко и законодательной власти в руках гла-вы государства при фактическом лишении парламента прерога-тив контроля за государственной политикой.

В таких условиях реальный механизм политической власти подчиняется правящему клану (общине, племени, роду), ис-пользующему антидемократические методы властвования. К 1965 г. этническое напряжение в стране сильно усилилось. Эт-нико-религиозные конфликты, раздиравшие страну, возникали по причине назначения представителей того или иного клана на гражданскую или военную должность, по поводу капиталовло-жений в инфраструктуру, социальную сферу, строительство новых фабрик и заводов, а также размещения доходов феде-ральным правительством в различных регионах страны. Возрастало недовольство населения, поэтому выход воен-ных на политическую арену был проявлением кризиса граждан-ских социально-политических структур, попыткой преодолеть внутриполитическую нестабильность. Военные, встававшие во главе государственных переворотов, не были инструментами в руках тех или иных социально-политических Сил - армия к то-му времени сама превратилась в господствующую социально-политическую силу (если в 1960 г. в армии Нигерии насчитыва-лось 10 тыс. человек, то уже в 1979 г. - более 200 тыс.) и в принципе являлась единственным претендентом на получение нефтяных доходов, которые стали поступать в страну. Сегодня нигерийская армия, по данным зарубежных источников, явля-ется самой многочисленной и технически оснащенной в Тропи-ческой Африке. В рядах вооруженных сил находятся 95,1 тысячи человек, в том числе в сухопутных войсках - 80 тысяч, ВВС -9,5 тысячи, ВМС - 5,6 тысячи человек; в настоящее время на ее содержание выделяется около 10% ВНП страны.

41 The Military of African Politics / Washington-New-York.-1987.-P.1.

В 1967 г. территория, на которой проживали племена ибо, провозгласила себя независимым государством - Республикой Биафра и пыталась отделиться. После этого началась граждан-ская война и, как следствие, произошла серия военных переворо-тов. Но после истощающей гражданской войны (1967-1970 гг.), Биафра сдалась, потеряв контроль над своими портами и неф-тяными доходами. По подсчетам зарубежных источников, в этот период в результате гражданской войны в Биафре людские потери составили 2 млн. человек, из которых около половины пришлось на жертвы среди гражданского населения.42

Для того периода времени (особенно во время граждан-ской войны 1967-1970 гг.) было характерным то, что военные ориентировались на жесткие, иногда насильственные методы: преследование и попытки истребления этнических групп, сто-явших у власти при прежних режимах, преследование оппози-ционных сил, элементы насильственной исламизации. Естест-венно, это не могло не привести к прогрессирующей деграда-ции всего нигерийского общества. Нефтяные доходы, ставшие основной причиной разруши-тельной гражданской войны, стали камнем преткновения между интересами различных этнических групп. Если раньше племе-на, проживающие на севере страны, специализировались на производстве арахиса, на западе - на производстве какао, на востоке - на производстве продуктов переработки масличной пальмы, то с началом экспорта нефти и поступлениями нефтя-ных доходов остро встал вопрос об их распределении по регио-нам. До 1960 г. региональные правительства севера и запада страны применяли принцип "происхождения" нефтяных посту-плений и распределяли их в соответствии с количеством при-были, которую произвёл каждый регион. Когда на востоке страны была найдена нефть, этот регион стал основным источ-ником доходов и обогнал север и запад, вспыхнула гражданская война. Она, с одной стороны, на время нанесла урон нефтяному сектору, с другой стороны - ускорила процесс централизации власти на уровне федерального правительства. Сельскохозяйст-венный сектор не стал "любимым ребёнком" правительства, и жил по остаточному принципу. Власть понимала равенство как равенство между этническими группами, и не делала акцент на равенство между городом и деревней.

Влияние государственных расходов на экономику было незначительным до тех пор, пока нефть не стала важной частью экономики Нигерии. Так, в 1965-1966 гг. общий объем госу-дарственных расходов составил 12% ВВП, а капитальные рас-ходы была размещена в экономическую сферу, в том числе 12% в сельское хозяйство. Только 14,7% общих капитальных вложе-ний, или 0,8% ВВП были размещены в социальную сферу и сферу обслуживания населения. К концу 1960-х гг. начался бы-стрый рост добычи нефти. В этот период времени начала изме-няться фискальная политика. Налоги на нефть, устанавливае-мые правительством, увеличились с 2,8% не нефтяного ВВП в 1970 г. до 8,5% в 1972 г. Чтобы получить поддержку среди го-сударственных служащих и военных, правительство торопи-лось как можно быстрее использовать нефтяные доходы. Уве-личение заработной платы стало единственным путем быстро потратить деньги. Кроме того, резко увеличились расходы на образование и транспорт.

Поэтому представляется неудивительным, что такое по-спешные, порой непродуманные внутренние инвестиции прави-тельства привели к колоссальным потерям и коррупции.

42 Ruth Leger Sivard, World Military arid Social Expenditures . - Washington, DC: World Priorities, 1996.

Цена, которую Нигерия получала за свою нефть, устойчи-во росла в период между 1971-1973 гг., государственные неф-тяные доходы быстро увеличивались. Происходило расширение государственной доли в нефтяных доходах через рост государ-ственной собственности в нефтяном секторе, а также через вы-сокие налоги и роялти. Несмотря на частую смену глав "прави-тельств в хаки", все они преследовали три основные цели:

- рост и модернизация государства;

- национализация экономики: как нефтяного, так и не неф-тяного секторов;

- равномерное распределение доходов между этническими группами и регионами, а не экономическими классами населения.

Первый план, включающий в себя эти цели, был разрабо-тан сразу же после второго переворота в июле 1966 г. В плане решение первой цели планировалось достигнуть созданием ста-лелитейной промышленности. Кроме того, чтобы поднять пре-стиж страны в глазах мирового сообщества, начинается финан-сирование грандиозного проекта - строительство новой столи-цы Абуджи (опять же за счёт нефтяных поступлений, состав-лявших в тот период времени 80% от всех поступлений в госу-дарственный бюджет).

Что касается второй цели - национализации экономики, то здесь, естественно, произошло столкновение интересов госу-дарства с иностранными инвесторами. В течение долгого пе-риода времени нигерийцы ощущали роль иностранцев в собст-венной экономике. Уже в 1958 г. выходит Акт "О снижении на-логообложения", в котором нефтяным транснациональным компаниям (ТНК) предъявляются требования об увеличении доли нигерийцев в собственности ТНК; об увеличении количе-ства местных специалистов, работающих на предприятиях ТНК; об использовании местного сырья и материалов. В Указе 1959 г. "О налогообложении нефтяных доходов" правительство установило долю дохода с иностранных корпораций в размере.' 50%; в 1967 г. Указом правительства в Нигерии были примене-ны условия ОПЕК; в 1969 г. Нефтяной декрет установил госу-дарственное право выбора доли собственности в коммерческих нефтяных операциях. В соответствии с планом национализации в 1971 г. была создана Национальная Нефтяная Компания Ни-герии-NNPC.

Директива второго плана (1970-1974 гг.) национального развития представляла уже долгосрочные цели, среди которых были выделены следующие:

- высокий уровень экономического роста;

-быстрая индустриализация;

- увеличение производства продуктов питания для внутрен-него потребления, не ослабляя при этом экспортные сектора;

- значительное снижение безработицы.

Нетрудно заметить, что первый и второй планы нацио-нального развития способствовали всё большей степени госу-дарственного контроля над экономикой, а особенно над при-родными ресурсами (нефтью). С 1970 г. правительство страны стало проводить активную политику стимулирования ино-странных инвестиций, а также создания большого количества предпринимательских структур. Кроме того, через программы государственного сектора (электрификация, водоснабжение, здравоохранение в сельской местности, строительство) прави-тельство было намерено повысить уровень жизни населения.

В 1975 г. был принят третий план национального развития, основными приоритетами которого были:

- более равномерное распределение доходов;

- контроль над инфляционными процессами. Как видим, Нигерия в принципе ставила перед собой эти це-ли, понимая, что экспорт нефти не является конечной целью на-ционального развития; что именно нефтяные доходы должны служить источником развития экономики в целом. Большое вни-мание при этом уделялось достижению положительных результа-тов в нефтяной отрасли с целью создания благоприятного поли-тического имиджа и популизма. Лидеры Нигерии, стоявшие у власти, вкладывали нефтяные поступления в государственные расходы с целью как можно больше набрать политических очков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.