![]() |
|
|
Коррупция в нефтедобывающих странахДача взятки - преступление против государственной вла-сти, интересов государственной (муниципальной) службы. Об-щий состав данного преступления заключается в даче взятки должностному лицу лично или через посредника за совершение им действий, не выходящих за рамки закона; квалифицирован-ный - в даче взятки должностному лицу за совершение им заве-домо незаконных действий (бездействие) или неоднократно. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответствен-ности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило орга-ну, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Демократия (греч. "demokratia" - власть народа, от "demos" - парод и "kratos" - власть) - в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, на-родовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Формой ее реализа-ции выступает республиканское правление с разделением вла-стей. Развитой системой народного представительства. Дефицит (от лат. "deficit" - недостает) - убыток, недочет в наличности против счета. 3 бюджете превышение расхода над доходом. Диктатура (лат. "dictatura" - неограниченная власть) -осуществление власти в государстве недемократическими ме-тодами; авторитарный политический режим (например, личная диктатура). Договор ренты - гражданско-правовой договор, по кото-рому одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодиче-ски выплачивать получателю ренту в виде определенной де-нежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. Злоупотребление должностными полномочиями - пре-ступление против интересов государственной службы, заклю-чающееся в использовании должностным лицом своих служеб-ных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интере-сов граждан или организаций либо охраняемых законом инте-ресов общества или государства. Иммунитет президентский - неприкосновенность прези-дента как главы государства; означает, что президент государ-ства не может быть арестован, подвергнут задержанию, при-влечен к судебной ответственности, пока он находится на своем посту. Неприкосновенность с президента снимается только вместе с отстранением от должности в порядке особой проце-дуры, предусмотренной конституцией (импичмент, отрешение от должности и т.д.). Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привле-ченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их це-левое использование. Институты - ряд норм и правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упо-рядочивают взаимодействие между ними, а также соответст-вующие механизмы контроля за соблюдением данных правил. Источник налога - резерв, используемый для уплаты на-лога. Существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, - доход и капитал налогоплательщика. Колониализм - международное преступление, направлен-ное против человечества. Практика колониализма, т.е. захвата заморских территорий и экономической эксплуатации, сопро-вождавшегося порабощением местного населения, стала осуще-ствляться европейскими державами с конца XV века и достигла своего апогея к началу XX века, когда большая часть мира ока-залась поделенной между несколькими империями. Стреми-тельный рост национально-освободительных движений, вы-званный второй мировой войной, привел к кризису, а потом и к полному развалу колониальных империй. К началу 1960-х гг. десятки бывших колоний стали независимыми и суверенными государствами. В 1960 г. была принята Декларация о предос-тавлении независимости колониальным странам и народам, квалифицировавшая колониализм как преступление против че-ловечества, Последней крупной колониальной территорией, получившей независимость, стала Намибия (1990 г.). Коррупция (от лат. "corruptio" - подкуп) - преступная дея-тельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами дове-ренных им прав и властных возможностей для личного обога-щения. Коррупция является не самостоятельным составом пре-ступления, а собирательным понятием, охватывающим ряд должностных преступлений (таких, как взяточничество, злоупотребление служебным положением). Легализация - 1) разрешение деятельности какой-либо ор-ганизации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию; 2) подтверждение подлинности имею-щихся на документах подписей. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем - преступление в сфере экономической деятельности. С объективной стороны представляет собой совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобре-тенными заведомо незаконным путем, а равно использование ука-занных средств или иного имущества для осуществления пред-принимательской или иной экономической деятельности. Легализация преступных доходов - преступление меж-дународного характера, распространенное в странах с рыноч-ной экономикой. Объективная сторона этого преступления со-стоит в том, что добытые преступным путем деньги вывозятся, за границу и в разных государствах помещаются на счета ком-мерческих банков. На эти средства официальным путем приоб-ретаются или создаются предприятия, банки и другие юридиче-ские лица, скупается иностранная валюта, заключаются внеш-неторговые сделки. Легализация преступных доходов отнесена к числу международных уголовных преступлений Страсбургской конвенцией о розыске, получении и конфискации неза-конных средств, полученных преступным путем (1990 г.). Лоббизм (англ. "lobbyism", от "lobby" - кулуары) - спосо-бы влияния на представителей власти с целью принятия выгод-ного для ограниченной группы избирателей политического ре-шения; оказание давления на парламентария путем личного или письменного обращения или другим способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны ка-ких-либо групп или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения какого-либо законопроекта. Лобби-сты могут представлять заранее подготовленные законопроек-ты, оказывать консультативную помощь. Возник в США (в 1946 г. был принят специальный закон о лоббизме). В настоя-щее время существует во всех демократических странах. Логроллинг (англ. "logrolling" - "перекатывание бревна") - практика взаимной поддержки членов законодательных органов путем "торговли голосами". Модель медианного избирателя - модель, характери-зующая существующую в рамках прямой демократии тенден-цию, согласно которой принятие решений осуществляется в интересах избирателя-центриста (человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества). Налог - обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый юридиче-скими и физическими лицами (налогоплательщиками) в поряд-ке и на условиях, определяемых законодательными актами. Налог с выручки от продажи нефти (petroleum revenue tax - PRT) - специальный налог, установленный правительст-вом Великобритании, которым облагаются доходы от добычи нефти и газа в Северном море. Он является дополнительным налогом наряду с роялти и налогом на корпорации. Налоговая база - понятие налогового права, служащее для того, чтобы количественно выразить предмет налогообложения. Налоговые гавани (налоговые убежища) - небольшие государства им территории, проводящие политику привлечения ссудных капиталов из-за рубежа путем предоставления налого-вых и других льгот. Иногда пониженное налогообложение рас-пространяется только на некоторые виды доходов: в Швейца-рии и Лихтенштейне - для холдинговых, посреднических и тор-говых компаний; в Люксембурге существует льготный налоговый режим для банков; на Багамских островах - полное осво-бождение от подоходного налога. От оффшорных центров на-логовые гавани отличаются тем, что льготы здесь распростра-няются не только на иностранные, но и на местные компании. Всего в мире насчитывается более 70 налоговых гаваней. Налоговые каникулы - установленный законом срок, в течение которого та или иная группа предприятий или фирм освобождается от уплаты того или иного налога. Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвен-ного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступ-ных геологическому изучению и освоению. К недрам относятся только природные объекты - сплошные породы; породы, нахо-дящиеся в жидком и газообразном состоянии; имеющиеся сре-ди пород природные пустоты. Обычай - правило, форма поведения, в которых закрепле-но то, что складывалось в результате длительной общественной практики; основное средство регулирования поведения в усло-виях родового строя. Соблюдение обычая обеспечивается ме-рами общественного воздействия. С появлением государства обычай становится источником права, его соблюдение обеспе-чивается принудительной силой закона. Оппортунистическое поведение - поведение индивидов, уклоняющихся от условий соблюдения контракта с целью по-лучения прибыли за счет партнеров. Оффшор (англ. "off shore" - вне берега) - термин, приме-няемый для мировых финансовых центров, а также некоторых видов банковских операций. Оффшорами называются такие центры, в которых кредитные и иные учреждения (националь-ные и иностранные) осуществляют операции с нерезидентами (иностранными физическими и юридическими лицами) в ино-странной для данной страны валюте. При этом для зарегистри-рованных в этих центрах учреждений (компаний) создается особо льготный налоговый режим, вплоть до полного освобож-дения от налогообложения. Термином "оффшор" также назы-вают компании международного права, действующие в безна-логовых зонах (налоговых гаванях). Парадокс голосования - противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большин-ства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. Парламентское расследование - один из способов осуще-ствления контрольных полномочий парламента, осуществления парламентского контроля за деятельностью органов государст-венной власти, в том числе правительства и отдельных его чле-нов. Производится; как правило, специально создаваемыми парламентскими (следственными) комиссиями временного ха-рактера. Парламентское расследование проводится обычно в отношении незаконных действий подконтрольных парламенту органов исполнительной власти, если допущенные нарушения имеют политический характер, а также других политических инцидентов. Платежи за право пользования недрами один из видов неналоговых платежей за пользование природными ресурсами. Платежи за пользование недрами уплачиваются пользователя-ми недр за поиски, разведку месторождений полезных иско-паемых, их добычу и пользование недрами в иных целях в фор-ме разовых и/или регулярных взносов за единицу использован-ного участка недр или площади. Размеры этих платежей опре-деляются как доля от стоимости добытых полезных ископае-мых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанав-ливаемые ежегодными планами горных работ и согласованные с органами государственного горного надзора. Поведение, направленное на получение ренты - исполь-зование реальных ресурсов с целью присвоения излишка в форме ренты. Поиск политической ренты - стремление получить эко-номическую ренту с помощью политического процесса. Политический режим - понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политиче-ской (включая государственной) власти в обществе. Это функ-циональная характеристика власти. Не существует единой ти-пологии политического режима. Чаще всего выделяются демо-кратический, авторитарный и тоталитарный политические ре-жимы. Характер политического режима никогда прямо не ука-зывается в конституции государств (не считая весьма распро-страненных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом от-ражается на их содержании. Получение взятки - преступление против интересов госу-дарственной службы, заключающееся в получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляе-мых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служеб-ные полномочия должностного лица либо оно в силу должност-ного положения может способствовать таким действиям (бездей-ствию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) является квалифицирующим признаком, влекущим более суровое наказание. Права собственности - совокупность властных прав, санк-ционированных поведенческих отношений, складывающихся между людьми и по поводу использования ими экономических благ. В самом общем виде права собственности подразделяются на право владения, право пользования и право распоряжения. Провалы государства ситуации, в которых правительст-во оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распре-деление и использование общественных ресурсов, когда меха-низм государственного регулирования ведет не к улучшению, а к ухудшению ситуации в сравнении с действием механизма ры-ночной саморегуляции. Провокация взятки либо коммерческого подкупа пре-ступление против правосудия; заключается в попытке передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его со-гласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного соз-дания доказательств совершения преступления либо шантажа. Представительная демократия - политическая система, при которой окончательное решение принимают депутаты - из-бранные представители граждан. Прямая демократия - политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу. Рациональное неведение - ситуации, когда избиратели перестают участвовать в политическом процессе, поскольку не видят в этом для себя какой-либо пользы. Рента (нем. "Rente", фр."геп{е" от лат. "rendere": - прино-сить доходы) - доход, не связанный с предпринимательской деятельностью и регулярно получаемый рантье в форме про-цента с предоставляемой в заем (кредит) капитала, а землевла-дельцем - в форме земельной ренты со сдаваемого в аренду зе-мельного участка. Рента может также взиматься за использова-ние иного имущества, в том числе природных ресурсов. Роялти (англ. "royalty") - компенсация за использование патентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов собственности, выплачиваемая в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, при производстве которых исполь-зовались патенты, авторские права, природные ресурсы и др. Свобода информации - понятие, охватывающее целую группу прав и свобод: свободу слова, свободу печати и иных средств массовой информации, имеющей общественное значе-ние, свободу распространения информации любым законным способом. Наиболее важная гарантия свободы информации -запрет цензуры, запрет принуждения к выражению своих мне-ний и убеждений, а также отказу от них. Соглашение о разделе продукции - договор, в соответст-вии с которым государство предоставляет субъекту предпри-нимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, раз-ведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашения определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе усло-вия и порядок раздела произведенной продукции между сторо-нами соглашения. Спецификация прав собственности - определение субъ-екта, объекта собственности и способов наделения ею; четкое и недвусмысленное определение собственника. Суперпрезидентская республика - термин, используемый для обозначения особой разновидности республиканской формы правления, характеризующейся юридическим и фактиче-ским сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который в этом случае обычно является не только главой государства, но также главой правительства и лидером правящей партии. Нередко конституции закрепляют за таким президентом неограниченное право роспуска парламен-та, право введения по своему усмотрению чрезвычайного и во-енного положения, право издавать декреты с силой закона, еди-нолично назначать и смещать глав местных администраций, судей и т.д. Практически отсутствуют конституционные меха-низмы смещения президента со своего поста. Отсутствует ха-рактерная для "классической" президентской республики сис-тема "сдержек и противовесов" в лице "сильного" парламента и независимого суда. Теория общественного выбора - теория, изучающая раз-личные способы и методы, посредством которых люди исполь-зуют правительственные учреждения в собственных интересах. Тоталитаризм (от лат. "totalis" - весь, целый, полный) -один из видов политического режима, характеризующийся пол-ным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомысля-щих. Примерами тоталитаризма можно назвать фашистскую Италию, нацистскую Германию, коммунистический режим СССР, франкизм в Испании. Трайбализм (англ. "tribalism", от "tribe" - племя) - термин, применяющийся для обозначения племенной разобщенности в странах тропической Африки, Океании и некоторых других ре-гионах мира. Практика трайбализма заключается в предостав-лении привилегий выходцам из одной этнической группы при подборе и расстановке кадров в государственном аппарате и соответственно дискриминации представителей всех других этнических групп. Трайбализм фактически сводит на нет прин-цип равноправия граждан и провоцирует гражданские войны (Нигерия, Руанда, Сомали, Либерия и т.д.). Трансакционные затраты (издержки) - затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности; относи-тельная ценность ресурсов, используемых для планирования, адаптации и контроля за выполнением поставленных задач в различных структурах, упорядочивающих отношение между экономическими агентами, обменивающимися правами собст-венности и свобод. Различают Трансакционные издержки сле-дующих типов: затраты на поиск информации, затраты на веде-ние переговоров и заключение контракта, затраты измерения, затраты спецификации и защиты прав собственности, затраты (на предотвращение и устранение последствий) оппортунисти-ческого поведения. Устойчивое развитие - максимизация чистых выгод эко-номического развития при условии сохранения природных ре-сурсов. При этом под сохранением природных ресурсов пони-мается использование возобновляемых природных ресурсов с интенсивностью, не превосходящей их регенеративную спо-собность, а невозобновляемых ресурсов - с оптимальной эф-фективностью, что предполагает замещение использования природных ресурсов техническим прогрессом. Хаммураяи законы - свод законов рабовладельческого Древнего Вавилона. Датируется 1792-1750 г.г. до н.э. Всего за-коны Хаммурапи насчитывают 282 статьи. В отличие от других восточных кодификаций законы Хаммурапи не содержат рели-гиозного и морализующего элемента. Экономика бюрократии - система организаций, удовле-творяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оцен-ку; во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Экономическая безопасность - состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень политического, эконо-мического, социального и оборонного существования и про-грессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внеш-ним и внутренним угрозам и воздействиям. Экономическая рента - разница между равновесной це-ной ресурса и резервированной ценой; вознаграждение факто-ров производства, превышающее минимальную сумму, необхо-димую для сохранения их в употреблении. Экономические права и свободы человека - совокуп-ность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и со-держание которых определяет, в конечном счете, экономиче-ский, социальный и политический порядок в конкретном обще-стве. Основными экономически правами и свободами чело-века в современном демократическом государстве являются: право частной собственности, право наследования, свобода предпринимательской деятельности, свобода труда и другие трудовые права. Экономический выбор - выбор наилучшего среди аль-тернативных вариантов, при котором достигается максимиза-ция полезности в результате использования ограниченных ре-сурсов. Рациональность экономического выбора предполагает анализ выгод и затрат (benefit - cost analysis). ОБ АВТОРЕ Ахметова Градислава Робертовна работает на кафедре ми-ровой экономики и международных экономических отношений Казахского Экономического Университета им. Г. Рыскуяова (бывшей Казахской Государственной Академии Управления) с 1994 г. Имеет более 60 опубликованных научных тезисов и ста-тей, 14 сертификатов. В период с 1994 по 2002 гг. повышала квалификацию: * курсы "Управление международными операциями. Операции с иностранными валютами", "Стратегия управления банками", "Банковские технологии и банковские операции", "Банковский контроль" (Алматинский Центр Банковского Обу-чения при содействии Комиссии Европейского Сообщества); * курсы Казахстанского Института Менеджмента, Эко-номики и Прогнозирования: "Микроэкономика" (доктор Л. Скотт, США), "Макроэкономика" (доктор Ф. Баттерфилд, США), "Экономика переходного периода" (доктор С. Баба, США), "Международная торговля" (доктор Б. Попович, США), "Международная экономика" (доктор Д. Рейнолдс, США), "По-литика макроэкономического развития стран, богатых энерге-тическими ресурсами" (доктор А. Вайзен, Австрия); * курсы КазГАУ: "Маркетинг и международные экономи-ческие связи" (профессор TACIS - проекта А. Фолио, Италия); "Мировая экономика и международные экономические отно-шения" (доктор Ф. Пассарелли, Италия); * курсы "Японский стиль менеджмента, ориентированно-го на качество" (The Association for Overseas Technical Scholarship (AOTS); * стажировка в Нидерландах (технологический универси-тет Твенте); * научно-исследовательский грант в рамках ACTR/ ACCELS (USAID). Сняла два документальных фильма: "Евразийка" (1996 г.), который демонстрировался на телевидении Нидерландов; "Право на место под солнцем" (1998 г.); сделала на телевидении четыре программы о Нидерландах. Является автором статей в популярных журналах и газетах. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Закон Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией". - Алматы: ТОО "Аян Эдет", 2000. 2. Уголовный Кодекс Республики Казахстан. - Алматы: ТОО "Аян Эдет", 2001. 3. Указ Президента Республики Казахстан "О мерах по совер-шенствованию системы борьбы с преступностью и корруп-цией". Выступление Президента РК на совещании с пре-ступностью и коррупцией 19.04.2000 г. - Алматы: ТОО "Аян Эдет", 2000. 4. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммер-ческих операциях // Казахстанский журнал международного права.-2001.-№3(6). 5. Абен Е.М. Коррупция как дестабилизирующий фактор // Саясат.- 1999.-№4. 6. Азимбаев А. Коррупция в Казахстане как социально-политическое явление // Мысль. - 2001. - № 10. 7. Акерлоф Р. Акерлоф о менеджменте / Пер. с англ. и ред. Л.А. Васильевой. - СПб.: Питер, 2002. 8. Алауханов Е. Понятие коррупции и коррупционной пре-ступности / Юридическая газета. - 1999. - № 16. 9. Алауханов Е. Общественная опасность коррупции в эконо-мике //' Высшая школа Казахстана. - 2000. - №.2. 10. Антикоррупционный набор институтов // К обществу без Коррупции. - 2001. - № 3;2002. - № 1. 11. Ахметова Г.Р., Юсупова З.М. Социально-экономические последствия использования нефтяных доходов (опыт Ниге-рии) // Вестник КазГАУ. 2000. - № 2. 12. Ахметова Г.Р. Нефтяной фактор и его влияние на конкурен-тоспособность национальной экономики. ^Региональное со-трудничество: противоречия, сближение, новый экономиче-ский порядок". Материалы международной научной конфе-ренции. В двух частях. - Ч. 1. - Алматы: Университет "Туран". - 2002. 13. Ахметова Г.Р. Экспорт нефти и макроэкономические про-блемы Республики Казахстан: современные тенденции. Ма-териалы научно-практической конференции "Таможенной службе Казахстана - 10 лет: опыт, проблемы становления и перспективы развития". - Алматы: Экономика, 2002. 14. Ахметова Г.Р. Глобальные энергетические ресурсы и их влияние па мировую экономику. Материалы XXXVIII меж-дународной научно-практической конференции "Неделя науки КазЭУ - 2002". - Алматы: Экономика, 2002. 15. Ахметова Г.Р. Нефть и коррупция: нигерийский вариант /'/' "Системный анализ социального развития современной эпохи". Материалы международной научной конференции, посвященной 10-летию университета "Туран". В двух час-тях. Часть 1. - Алматы: Университет "Туран", 2002. 16. Байдаулет Е. Актуальные проблемы привлечения иностран-ных инвестиций и заемного капитала в Республику Казах-стан. // Petroleum. - 2000. - № 6. 17. Байтурсынова А. Коррупционный "Second Hand" / Деловая неделя. - 2002. - № 24 (502). 18. Балгимбаев А.С. Институты гражданского общества и пра-вового государства как механизмы борьбы с коррупцией // Саясат.-1999.-№4. 19. Балгимбаев А.С. Институты гражданского общества и пра-вового государства как механизмы борьбы с коррупцией //' Вестник по налогам и инвестициям. - 1998. - № 9-10. 20. Барсегов Ю.Г. Каспий в международном праве и мировой полигике. - М.; Международные отношения, 1998. 21. Бигазина А. Долгожданное возвращение. /Деловая неделя. -2002.-№ 15(493). 22. Большой юридический словарь. / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1997. 23. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. 24. Быков П. Нефтяное дно. Опыт Венесуэла показывает, что богатство недр вовсе не достаточно для процветания стра-ны. // Эксперт. - 1998. - № 32, 25. Варламов В.А. Нефтяная стратегия США 1990-х годов. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. 26. Гаврилова В.Е. Роль государственного регулирования пере-ходной экономики в условиях кризиса и коррупции // Экономическая теория на пороге XXI века - 5: Неоэкономика / Под ред. Ю.М. Осинова, В.Г. Белолипецкого, Е.С. Зотовой. - М.:Юристь,2001. 27. Гордиевский А. Одним законом тут не обойтись! В России обсуждают методы борьбы с коррупцией. / Assandi-Times. -2002.-№08. 28. Государственная программа борьбы с коррупцией на 2001-2005 гг. Утверждена Указом Президента РК от 05.01. 2001 // Официальная газета. - 2001. -№ 3. 29. Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. - М-: Наука, 1997. 30. Де Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжест-вует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. - М.: Олимп Бизнес, 2001. 31. Джанкуразова Г.К. и др. Теневая экономика: генезис и ме-ханизм функционирования / Г.К. Джанкуразова, Е.Н. Ма-мыров, Б.П. Чумаченко. - Алматы: Экономика, 2000. 32. Дуванов С. Власть и коррупция //К обществу без корруп-ции. - 2001.-№ 3. 33. Закс В.А. Социокультурные предпосылки коррупции // Государство и право. - 2001 - № 4. 34. "Economist" о борьбе с коррупцией // БИКИ. - 2002. - № 44 (8390). 35. Елюбаев Ж. Правовое понятие коррупции и взяточничества в американском уголовном праве// Фемида. - 1997. - № 4. 36. Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть./Пер. с англ. - М.: Издательство "ДеНово", 1999. 37. Казаков И.А. Транснациональные корпорации и элементы регулирования в, мировом экономическом пространстве / Вестник Московского Университета. Серия 6 Экономика. - 2000.-№2. 38. Карибджанов Е.С. Международный нефтяной бизнес в Казах-стане. - Алматы: Центр внешней экономики НАН РК, 1994. 39. Касенов У. Уход Сухарто: уроки индонезийского кризиса // Деловая неделя, - 1998. - 5 июня. 40. Кларк Р. Преступность в США. - М.: Юридическая литера-тура, 1975. 41. Коррупция в Казахстане: тенденции и методы борьбы (Ма-териалы дискуссионного стола) Саясат. - 1999. - Апрель. 42. Коррупция в Казахстане: методы нейтрализации - Алматы: Центральноазиатское агентство политических исследова-ния, Фонд Ф. Эберта в Казахстане, 2001. 43. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика.: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова.- М.: Эконом. факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. 44- Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональ-ные и российские тенденции. - М.: Издательство НОРМА, 1999. 45. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, ор-ганизационные и правовые проблемы // Государство И пра-во. - 2000.-№ 4. 46. Максимов С.Л. Коррупция. Закон. Ответственность. - М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2002. 47. Маретин Ю.В. Индонезия. Избранные работы. - СПб.: Але-тейя, 2002. 48. Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем. - М.: Учебно-; консультационный центр "ЮрИнфоР", 1999. 49. Меньшиков С-М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Учебное пособие. - М.: Международные отноше-ния, 1999. 50. Мовсесян А., Либман А. Современные тенденции в разви-тии и управлении ТНК // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 1. 51. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.-- М.: МНЭПУ, 1998. 52. Молодежь против коррупции: Сборник материалов студен-ческой конференции. - Алматы: Общественный фонд "Транспаренси Казахстан", 2001. 53. Монтес М.Ф., Попов В.В. "Азиатский вирус" или "голланд-ская болезнь"? Теория и история валютных кризисов в Рос-сии и других странах: Пер. с англ.- М-: Дело, 1999. 54. Муди-Стюарт Дж. Коррупция в верхах и во что она обхо-дится обществу // Отечество. -1999. - № 15 (16). 14 апреля. 55. Нефтяное законодательство Республики Казахстан. Сбор-ник нормативных правовых актов. - Алматы: Гылым, 1999. 56. Обиора Ф. Оканкво. Переход к гражданскому правлению в Нигерии. // МЭМО. - 1999.- № 10 57. Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели госу-дарственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. - М.: Дело, 2002. 58. Окшангаева Н. Экспорт казахстанской нефти. // Деловой мир. - 2000.-№ 5. 59. От плана к рынку. Отчет о мировом развитии - 1996. Ва-шингтон: Международный банк реконструкции и развития / Всемирный Банк, 1996. 60.. Панченко Л. Армия и модернизация общества. - М.: Наука, 1994. 61. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. 62. Политика и интересы транснациональных корпораций в Ка-захстане // Политика и интересы мировых держав в Казах-стане / Под ред. Б-К. Султанова. - Алматы: Дайк-Пресс, 2002. 63. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики /' Рук. авт. колл. Д.С. Львова; Отд. экон. РАН; науч. - ред. совет изд-ва "Экономика". - М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1999. 64. Рогинский С.В. Черное золото страны викингов. Нефтегазо-вый комплекс Норвегии (1962-2000). - М.: Коммерческий спутник+,2001. 65. Садыкова Л.Ч., Омаров Е.М. О возможных направлениях улучшения борьбы с коррупцией в Кыргызстане // Саясат. -1999.-№4. 66. Сумский В. Кризис в Индонезии: экономика в: интерьере .межэтнических отношений. // МЭМО.- 1999.- № 7. 67. Телегина Е. Нефтяная промышленность России в условиях понижения цен на мировом рынке нефти. // МЭМО. - 1999.-№ 6. 68. Тодаро М.П. Экономическое развитие: Учебник / Пер. с англ. Под ред. С.М- Яковлева, Л.З.Зевина. - М.: Эконом. Факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. 69. Туроу Лестер К. Будущее капитализма. Как сегодняшние эко-номические силы формируют завтрашний мир. Пер. с англ. А.И. Федорова. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. 70. Чернявский С. Экспортные маршруты каспийской нефти. // МЭМО.-1999.- №12. 71. Шакиров К. Коррупция в Казахстане: тенденции и методы борьбы с ней // Саясат. - 1999. - № 4. 72. Шихата И. Правовая реформа. Теория и практика: Учебное пособие / Перев. с англ. под ред. д.ю.н, Дорониной Н.Г. -М.: Белые альвы, 1998. 73. Щекатурова Н. Приоритетные зоны реформирования. Новая рыночная среда требует от нефтяных компаний изменений в кадровой политике // Нефть и капитал. - 2001.-№ 9. 74. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Та-расевича: Учебник для вузов- - СПб: Изд. СПб ГУЭФ, изд. "Питер Паблишинг", 1997. 75. Этика в бизнесе и экономике: проблемы высшего образова-ния. Материалы международной конференции. - Алматы: Ресурсная Сеть по Экономическому Образованию, 2002. 76. Юданов Ю. Центральная Азия - новый фаворит иностран-ных инвесторов II МЭМО. - 2000. № 3. 77. Яновская О.А., Мамырова М.К., Шакуликова Г.Т. Макро-экономика и нефтяной бизнес: мультипликационный эф-фект инвестиционной связи: Учебное пособие. - Алматы: Экономика, 1999. 78. Яковец Ю. Судьба цивилизаций и мир ТНК// Свободная мысль - XXI. - 2002.-№ 8. 79. Gelb A. Oil Windfalls: Blessing or Curse? - Washington, 1988 80. Nichols P. The Fit Between Changes to the International Cor-ruption Regime and Indigenous Perceptions of Corruption in Kazakhstan. Journal of International Economic Law. University of Pennsylvania. - Winter 2001. - Volume 22. - Number 4. ArrayСтраницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |