![]() |
|
|
Коррупция в нефтедобывающих странахКоррупция в нефтедобывающих странах2
Ахметова Г.Р. КОРРУПЦИЯ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАНАХ АЛМАТЫ, 2002 Ахметова Г.Р. КОРРУПЦИЯ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАНАХ Учебное пособие для студентов факультета «Мировая Экономика и Международные Отношения" Издательство «Кульжахан» Алматы, 2002 ББК 65.5+67.99(2)8я7 АхметоваГ.Р. А 95 Коррупция в нефтедобывающих странах. Учебное посо-бие. - Алматы: Издательство «Кульжахан», 2002. -150 с. ISВN 9965-13-818-4 Данное учебное пособие является первым пособием по спецкур-су "Макроэкономическая политика стран, богатых сырьевыми ресур-сами", который изучают студенты выпускного курса на факультете "Мировая Экономика и Международные Отношения" Казахского Экономического Университета им. Т. Рыскулова. В нем рассматрива-ется зависимость между эксплуатацией природных ресурсов и нали-чием коррумпированной экономики на примере некоторых стран, бо-гатых нефтью (Нигерия, Индонезия, Венесуэла); определяется место коррупции с точки зрения новой институциональной теории; выявля-ются прогнозные сценарии развития нефтедобывающих стран. Данное пособие написано в рамках научно-исследовательского гранта. Предназначено не только для студентов, изучающих спецкурс, но и для аспирантов, соискателей, магистрантов и всех тех, кто живо интересуется природой феномена коррупции. ББК б5.5+67.99(2)8я7 Рецензенты: Кренгауз И.Н., доцент, к.э.н. Мухамедхан Д.К., директор Академических программ проекта ЕdNet, к.п.н. Раисова А.К., доцент, к.э.н. А 4310020000/00(05)-02 © Ахметова Г.Р., 2002 ISВN 9965-13-818-4 Посвящается моим родителям, честно и достойно прожившим свою жизнь Оглавление ВВЕДЕНИЕ Глава 1. ФЕНОМЕН КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 1.1. Терминология понятия "коррупция" 1.2. Коррупция: исторический ракурс 1.3. Место коррупции в теории неоинституционализма 1.4. Нефтяная рента как источник коррупции 1.5. Показатели коррумпированности стран-экспортеров нефти Глава 2. ПРОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИИ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАНАХ 2.1. Нефтяное богатство страны и коррупция 2.2. Нефть и коррупция: нигерийский вариант 2.3. Последствия нефтяного развития Индонезии и роль коррупции 2.4. Нефть, коррупция и неспокойная Венесуэла Глава 3. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 3.1. Транснациональные компании и коррупция 3.2. Нефтяные ТНК и коррупция в Казахстане 3.3. Особенности проявления коррупции в странах Центрально-Азиатского региона 3.4. Сценарии развития нефтедобывающих стран ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГЛОССАРИЙ Об авторе Список использованной литературы "Всякая власть дается от народа. И уже никогда к нему не возвращается". Габриэль Лауб "С помощью больших денег больше людей продано, чем куплено". Фрэнсис Бэкон ВВЕДЕНИЕ Изучение коррупции и борьба с нею на протяжении мно-гих десятков лет является весьма актуальной и важной задачей во многих странах мира, но, как отмечают исследователи, "практических сдвигов в борьбе с коррупцией очень мало или почти нет. Коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты"1. Более того, по оценкам специалистов в области изуче-ния коррупции и борьбы против нее, за последние годы кор-рупция разрослась до глобальных масштабов, перестав быть только национальной, внутригосударственной проблемой. Она приобрела трансграничный характер, и этот факт не может не беспокоить как национальные правительства, так международ-ные организации, которые в последнее десятилетие активизи-ровали деятельность по борьбе с коррупцией. Так, в 1996 г. ООН была принята "Декларация о борьбе с коррупцией и взятничеством в международных коммерческих операциях"; разработана Глобальная Программа Борьбы с Кор-рупцией в рамках ООН; создаются международные антикор-рупционные комитеты; международными неправительственны-ми организациями проводятся широкомасштабные исследова-ния проявления коррупции во многих странах; изучаются со-циально-экономические предпосылки и причины ее возникно-вения; выставляются рейтинги коррумпированности стран; пра-вительствами многих стран разрабатываются и принимаются национальные законы и государственные программы борьбы с коррупцией и т.д. Как видим, на уровне мирового сообщества происходит не только осознание и изучение этой глобальной проблемы, ка-сающейся практически всех стран мира, но и предпринимается попытка борьбы с этим негативным явлением. В официальной мировой, зарубежной и отечественной литературе, особенно в последнее время, чувствуется глубокая заинтересованность в комплексном изучении феномена коррупции не только в рамках национальной экономики, а в рамках всего мирового сообщест-ва в целом, поскольку коррупция перешагивает все националь-ные границы, стирая грани между различными группами стран. Таким образом, можно сделать неоднозначный вывод о том, что не только на уровне одного государства, но и на меж-дународном, глобальном уровне существует настоятельная не-обходимость последовательного и комплексного изучения фе-номена коррупции, а также предложения действенных методов и способов борьбы с нею. Правда, акцент в иследованиях по проблемам коррупции делается, как правило, на правовые, эти-ческие и социокультурные аспекты коррупции. Экономическое же объяснение этого явления, на наш взгляд, дается, весьма не-достаточно. Целью данного учебного пособия является попытка устра-нения этого пробела. Это пособие написано по материалам спецкурса "Макроэкономическая политика стран, богатых сырьевыми ресурсами", который преподается студентам чет-вертого курса факультета "Мировая Экономика и Международ-ные Отношения" Казахского Экономического Университета им. Т. Рыскулова с 1999 г. Одной из тем этого спецкурса, которая неизменно вызывает огромный интерес у студентов, является тема "Коррупция в нефтедобывающих странах". Думается, что в последнее время эта тема интересует многих людей, и автор надеется, что данное пособие поможет хоть в какой-то степени удовлетворить все возрастающий интерес к изучению феномена коррупции. 1 Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. - 2000. - Х° 4. - С. 99-100. Глава 1. ФЕНОМЕН КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 1.1. Терминология понятия "коррупция" В переводе с латинского коррупция ("corruptio") означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политиче-ских деятелей, государственных чиновников и должностных лиц с целью личного обогащения. Еще в римском праве термин "согштреге" трактовался как "повреждать, ломать, разрушать, подкупать" и означал противоправные действия в судебной практике. Этот термин произошел от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательст-венного отношения по поводу единственного предмета, и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате этого сочетания образовался самостоятельный термин, который в римском праве предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повре-ждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества. Взгляды общества на коррупцию в целом представляют огромный разброс мнений. Они могут существенно различаться в зависимости от многих факторов. Различны также мнения и о значении, причинах и влиянии этого явления на социально-экономические, культурные, национальные и другие процессы в жизни общества. Литература по этому предмету обширна и разнообразна, особенно иностранная. Подчеркнем, что изуче-ние коррупция должно носить ярко выраженный междисцип-линарный характер. Практически все исследования, посвященные коррупции и раскрывающие связь между ней и экономическим ростом, име-ют результатом неутешительный вывод: чем ниже уровень кор-рупции, тем выше показатель роста валового внутреннего про-дукта. Кроме того, экономисты отмечают негативное влияние коррупции на распределение доходов, что приводит, в конеч-ном счете, на угнетенное положение малоимущих слоев насе-ления в сфере образования и здравоохранения, малого и сред-него бизнеса, особенно в развивающихся странах. Но, самое страшное, коррупция утверждает общественный цинизм как общественную корму поведения, разлагает политическую сис-тему, приводит к политической нестабильности государства. Политологи же говорят о коррупции как о различных спо-собах использования власти и политическом влиянии, оказы-ваемом заинтересованными лицами, группами, партиями, дви-жениями на политические процессы в стране. Для них основ-ные причины коррупции кроются, прежде всего, в политиче-ских структурах, там, где наблюдается недостаток демократии. Признавая, что и в демократически развитых государствах име-ет место коррупция, они отмечают, что здесь, в отличие от недемократических режимов, вступает в силу система сдержек и противовесов, которые четко выработаны в демократических государствах.2 Юристы рассматривают коррупцию как отклонение от обязывающей правовой нормы, допускаемого произвола при осуществлении полномочий и незаконного использования госу-дарственных ресурсов. Коррупция чаще всего определяется ими как "действия официального или доверенного лица, кото-рое незаконно или неправомерно использует свое положение или действия по получению прибыли для себя или другого ли-ца, действуя против интересов и прав других". Юристы относят коррупцию к области применения экономического, админист-ративного и уголовного права и отмечают, что коррупция ока-зывает разрушительное воздействие на нормы права, которые в результате ее действия заменяются правилами, продиктован-ными теми, кто, во-первых, имеет влияние; во-вторых, способен оказывать влияние; в-третьих, готов платить. 2Murdal G. Corruption - Its causes and Effects, in Asian Drama; An Equiry into the Poverty of Nations. - 1968. - Vol.II. - P.951,952; Friedrich C. The Pathology of Politics; Violence, Betrayal, Corruption, Secrecy and Propaganda. - 1972. - p. 127,128. Юристы разделяют коррупцию на мелкую (низовую, повсе-дневную) и крупную (элитарную). Они отмечают, что между ни-ми нередко существуют отношения взаимной зависимости, обу-словленности и общности централизованного, патерналистского, иного организационного или социально-психологического характера. Мелкая коррупция повседневно высасывает матери-альное благосостояние людей, крупная - заглатывает огромные куски государственной и частной экономики. А обе вместе они беспощадно разрушают правовые основы общества и государ-ственную власть. Социологи видят в коррупции, прежде всего, "социальное отношение", которое выражается в нарушении принятых в об-ществе норм обязательного поведения и социального благопо-лучия. Коррупция определяется ими как "порабощение общест-венных отношений, где два или более лица совершают подмену отношений путем успешной трансформации денег или власти, обходя предусмотренные законом процедуры и подменяя их личными отношениями"3, или как отношение "клиент-хозяин". Некоторые исследователи определяют коррупцию как форму "патримониализма", который ярко проявляется в тех общест-вах, где общины малы, а интерактивные связи глубоко персо-нифицированы, потребность же в накоплении "социального ка-питала" велика.4 Многие социологи рассматривают коррупцию в контексте исторических, социальных и культурных факторов, вытекающих из конфликтов между различными группами и разными ценностями в обществе. Они констатируют тот факт, что коррупция процветает при конфликте ценностей.5 Специалисты в области управления государством опреде-ляют коррупцию как злоупотребление государственными ресур-сами и использование государственных структур для достижения частной прибыли вопреки существующим нормам.6 Объясняя причины коррупции недостаточным уровнем оплаты труда го-сударственных должностных лиц, монополией на предоставле-ние услуг общего пользования, большой свободой действий, слабой системой финансового контроля, чрезмерным регулированием и избытком процедур, отсутствием внутренней культуры и этических правил государственной службы, они отмечают, что коррупция не позволяет рационально сформировать и реа-лизовать государственную политику.7 3 Defleur M.Corruption, Law and Justice//Journal of Criminal Justice. - 1995. №23.-Р. 243. 4 Tanzi V.Corruption, Governmental Activities and Markets. - International Monetary Fund, 1994. 5 Easterly W.& Levine R.Africa's Growth Tragedy: Policies and Ethic Divisions 2. - World Bank Draft Paper, 1996. 6 Gaiden G. & Gaiden N. Administrative Corruption//Public Administration Review. - 1997. -№37.-Р. 301, 302. 7 Schaffer B. Access: A theoty of Corruption and Bureaucracy//Administration and Development. - 1986. - №6. - P.357. Предпринимателей в первую очередь беспокоят объемы и цена сделок, а также неопределенность, которую коррупция привносит в деловые отношения при заключении сделок, не-предсказуемость результатов конкурентной борьбы в условиях широкого распространения коррупции. В правилах поведения (Rules of Conduct) 1977 и 1996 гг. Международная торговая пала-та - международная неправительственная организация, объеди-няющая более 7000 компаний и деловых ассоциаций в более чем 130 странах, осудила коррупционную деятельность, связанную с международными коммерческими транзакциями, за негативное воздействие, оказываемое на международную торговлю и конку-ренцию. В 1995 г. в соответствии с решениями Всемирного эко-номического форума в Давосе (Швейцария) была создана "Давосская группа" для работы по ускорению принятия междуна-родных стандартов деловой этики и регулирования. Таким образом, коррупция определяется как индикатор больного (dysfunctional) общества. Фактически все, публично вы-сказывающиеся о коррупции, осуждают это явление, хотя столь широкое ее распространение было бы невозможно без участия многих из них. В наименее развитых странах большинство насе-ления смотрит на коррупцию как на часть жизни, правила игры, которые из-за отсутствия выбора должны принимать. Большинст-во людей рассматривает коррупцию как дополнительную плату за разрешение того, что можно сделать и сделать быстрее, тем са-мым, способствуя развитию коррупции. Некоторые понимают коррупцию шире: как нарушение прав человека и в самом край-нем значении как "преступление против человечества"8. Все соглашаются, что коррупция может увеличить состояние тех, кто занят в указанных отношениях, и почти наверняка уменьшает доход государства и благосостояние общества в целом. И. Шихата использует слово "коррупция" в широком смысле, затрагивающем различные формы поведения. Это по-ведение, отмечает он, обычно вытекает из двух ситуаций. Пер-вая связана с распределением выгод или даже просто с предос-тавлением разрешения распределять, когда искушение полу-чить личную прибыль преобладает над обязанностью служить другим интересам, обычно интересам общества. Вторая ситуа-ция - когда при применении норм обнаруживается возможность предоставлять особые льготы в ущерб правилам общественной значимости (public rules), исключая дискриминацию. В ситуациях, когда можно обойти правила, или применять их без заранее установленной дифференциации, или такая диф-ференциация просто отсутствует, коррумпированный агент обычно отдает предпочтение специальным интересам в ущерб интересам, которым он обязан служить согласно закону. Ресур-сы, находящиеся в его распоряжении или в распоряжении ве-домства, которым он руководит, употребляются не по назначе-нию, способом, отличным от того, который был предписан ему его принципалом. Принципалы меняются в зависимости от си-туации. Это могут быть контролеры (супервайзоры) агента, ин-ституты, в рамках которых работает агент, собственники инсти-тута или общество в целом.9 8 Corruption in Government. - United Nations 1990. - №24. 9 Шихата И. Правовая реформа. Теория и практика: Учебное пособие / Перев. с англ. под ред. д.ю.н. Дорониной Н.Г. - М.: Белые альвы, 1998. - С. 234. Некоторые экономические исследователи определяют кор-рупцию как ситуацию, где в отношениях между двумя лицами (агентом - коррумпированным лицом и принципалом) выгода, полученная агентом, значительно превосходит действительную стоимость (цену), или как ситуацию, где государственные това-ры, услуги или система обслуживания предоставляются или оказываются в публично правовой сфере с целью получения выгоды частным лицом.10 Другие описывают коррупцию в экономических терминах как ренту, являющуюся следствием монопольного положения некоторых государственных должностных лиц (public officials). В любом случае коррупция "обеспечивает рыночную цену там, где рынку не позволяется это сделать".) Экономисты считают, что причины коррупции кроются в экономических и административных структурах страны Они обращают внимание на ее распространение там, где особенно сильно вмешательство государства и где дискреционные права в распределении государственных товаров и услуг, или субси-дий велики, риск наказания низок, а оплата за сделку достаточ-но привлекательна. При более широкой точке зрения принимается во внимание и государственная политика (например, уровень заработной пла-ты в государственной службе или тарифы на импорт) и даже че-стность и интегрированность государственных должностных и частных лиц. Однако, если считать эти факторы постоянными, то можно определить вероятность и размер коррупции, сравнив уровни получаемых доходов, рискованности коррумпированных сделок и потребительского спроса (bargaining power) в отноше-ниях между источником и бенефициаром. Экономисты также говорят о влиянии коррупции на развитие экономики. Они рас-сматривают взятку, когда она свободно предлагается и принима-ется, как обслуживание непосредственного интереса сторон. Что касается интересов общества, некоторые авторы рассматривают коррупцию как важный источник формирования капитала, кото-рый может поддерживать гибкость и эффективность рынка и развивать предпринимательство. Другие, основываясь на резуль-татах анкетных опросов и бесед с бизнесменами, считают, что политическое недоверие (отсутствие веры в стабильность прово-димого правительством курса) наносит намного больше вреда, чем коррупция, которую они рассматривают "скорее как пере-менные издержки, чем как фактор неопределенности", которые разделяют коррупцию на различные формы, и предполагают, что некоторые формы, несмотря на широкое распространение, не могут слишком повредить всей экономике. В этом смысле коррупция не ограничивается государст-венным сектором, а в рамках этого сектора - бюрократическим аппаратом администрации. Она не ограничивается дачей и по-лучением взяток. Коррупция принимает различное обличье и существует при любых формах правления, включая хорошо развитые демократические государства. Она может быть обна-ружена в законодательных, судебных и исполнительных ветвях власти, как и во всех формах деятельности частного сектора. Она не связана только с этнической, расовой или религиозной принадлежностью. Однако уровень, область и воздействие ее значительно отличаются в странах и могут изменяться, по крайней мере, временно, в пределах одной страны. Коррупция в той или иной форме может существовать в любом сообществе, большое влияние на ее уровень и область применения имеет система управления. Системы могут коррумпировать людей в той же степени, если не в большей, в какой люди способны коррумпировать системы. 10 Klitgard R. Controlling Corruption. 1988. - P.22; Schlieffer A.R., Vishny R.W. Corruption//Quartely Jornal of Economics. - 1993. - № 108. - Р. 599. Некоторые культуры кажутся терпимее других, когда речь идет о некоторых формах коррупции, особенно фаворитизме и мелких взятках. В отдельных сообществах фаворитизм настолько укоренился в человеческом сознании, что те, кто во исполнение своих государственных обязанностей отказывают в протекции своим друзьям и родственникам, подвергаются осуждению как неотзывчивые или недобрые люди. Во многих странах мелкие взятки рассматриваются как благотворительность, побудитель-ный стимул или выражение благодарности или как приемлемая замена низкой платы государственных должностных лиц, а ни-как не вымогательство, как в других странах. Такие культуроло-гические особенности, хотя и существуют, не должны прини-маться как оправдание того, что в принципе называется коррупционными действиями. Как только коррупция находит дорогу в одном месте или секторе, она, подобно вирусу, распространяется на другие облас-ти и сектора. Ее не останавливают политические границы, и она развивается намного быстрее в той среде, которая излишне или недостаточно урегулирована. Коррумпированные и коррумпи-рующие личности имеют защищенный правом интерес в распро-странении мнения, что коррупция является доминирующей и распространенной. Благодаря им, коррупция становится естест-венным явлением. Предпринимательская деятельность иностран-ных лиц, особенно в развивающихся странах, часто способствует распространению коррупции, допуская, что выплаты и связи - неизбежные спутники торговли (это часто оборачивается против самих бизнесменов). Если не выявлять случаи коррупции, она в печном итоге приведет к искажению ценностей общества, за исключением тех немногих, которые сумеют защитить себя креп-кими моральными устоями, часто основанными на строгих рели-гиозных и этических понятиях. Коррупция влияет на общество и на личности настолько разрушительно, насколько далеко ей дают зайти. Любые краткосрочные выгоды, которые она может при-нести (облегчение регулирования излишне регулируемой эконо-мики или "смазывание колес" в деловых сделках), наиболее веро-ятно будут уничтожены общим ущербом, нанесенным коррупци-ей при перекачивании средств, в собственный карман. Даже на уровне сделок коррупция часто увеличивает неэффективность правительственных проектов и может поднимать стоимость как государственных, так и частных поставок. Довольно часто боль-шие незаконные платежи вместе того, чтобы быть инвестирован-ными в стране, переводятся за границу или вкладываются а иной нелегальный бизнес. Коррупция может увеличивать и государст-венный долг страны как результат увеличения расходов по фи-нансируемым извне контрактам, выигранным на торгах в резуль-тате коррумпированных или мошеннических действий. Таким образом, в современной научной экономической и юридической литературе существует множество различных оп-ределений коррупции. Если попытаться немного обобщить оп-ределение коррупции, которые используют иностранные и оте-чественные источники, то коррупцию можно свести к следую-щим определениям: - "преступная деятельность в сфере политики или государ-ственною управления, заключающаяся в использовании должно-стными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного обогащения. Коррупция является не самостоятель-ным составом преступления, а собирательным понятием, охва-тывающим ряд должностных преступлений (таких, как взяточ-ничество, злоупотребление служебным положением)";11 - "подкуп, продажность общественных и политических деятелей, работников государственных органов управления. 11 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 320. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |