реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Коррупция в нефтедобывающих странах

Эта проблема приобрела настолько серьёзный характер, что в 1999 г. Премьер-министр К. Токаев вынужден был официально сообщить заместителю директора-распорядителя МВФ Ш. Сугисаги, что в стране продолжается работа по негласному исследо-ванию торговых операций всех нефтяных компаний, работаю-щих в Казахстане. Такого рода "проверка" была связана с тем, что в бюджет республики не допоступает значительная часть средств от экспорта нефти. Конечно, правительство далеко от того, чтобы обвинять все нефтяные компании в коррупции и ук-лонении от налогообложения, однако власти решительно на-строены вернуть в бюджет деньги, вырученные от незаконной продажи нефти. Несмотря на эти заявления, казахстанский бюд-жет до сих пор так и не дополучает нефтяных денег.

Не секрет, что в нефтяных компаниях уровень заработной платы намного превышает уровень заработной платы в других секторах экономики, исключая, пожалуй, только банковскую сферу. Поэтому устроиться работать в нефтяные компании крайне трудно; для этого необходимо иметь связи и знакомства. Если их нет, то потенциальные работники идут на коррупционные сделки для того, чтобы их взяли на работу". Одним из сла-бых звеньев управления нефтяной компании, опосредованно влияющих на ее инвестиционную привлекательность, остается система клановости.

54 Байдаулет Е. Актуальные проблемы привлечения иностранных инвестиций и заемного капитала в Республику Казахстан // Petroleum. - 2000. - № 6. - С.34-35.

Даже трудно себе представить реакцию иностранного стратегического инвестора, если он вдруг заду-мается над тем, какое количество родственников и близких дру-зей работает у нас в отдельных компаниях. "Рыночных" менед-жеров, разбирающихся в проблемах рынка и пришедших на предприятие не по знакомству, а в результате конкурса в "неф-тянке" нет. В то же время в отсутствии классных профи мысль о найме "чужака", как правило, приходит редко. Никто не будет разговаривать со специалистом, если не знает его лично, или если он без "соответствующей" рекомендации. Пусть уж лучше не совсем в чем-то разбирается (если не разбирается - то нау-чится), зато свой. Главное - впишется в команду".55

Таким образом, в тех отраслях, где ТНК являются господ-ствующей организационной формой бизнеса (в данном случае -нефтедобывающая отрасль), многие сферы управления эконо-микой, которые относятся к макроэкономическому уровню (ин-вестиции, налогообложение, ставки процентов, валютные кур-сы) становятся "управляемыми" крупнейшими ТНК.

Воздействие ТНК на макроэкономический уровень прини-мающей страны, как правило, происходит в двух формах - пря-мой и косвенной. Прямое воздействие заключается в активном участии ТНК в развитии политических процессов в принимаю-щих странах, что проявляется в активном лоббировании собственных интересов ТНК в правительствах принимающих стран, подкупе государственных чиновников, коррупционных сдел-ках. Иногда такое участие принимало достаточно откровенный характер, когда ТНК активно участвовали в процедурах смены лидеров и государственных переворотах в ряде стран "третьего мира". Однако наиболее распространенным является косвенное воздействие ТНК на макроэкономический уровень принимаю-щей страны (изменение объемов экспорта и импорта, валютные курсы, объемы экспортной выручки, темпы роста национально-го дохода, инвестиционная активность и инвестиционная при-влекательность принимающей страны).

3.3. Особенности проявления коррупции в странах Центрально-Азиатского региона

В настоящее время к странам Центрально-Азиатского ре-гиона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Уз-бекистан) приковано особое внимание со стороны многих стран в связи с происходящими в нем и рядом с ним событиями. Стоит отметить ряд факторов, которые придают этому региону гло-бальное экономическое и политическое значение: 1) географиче-ская близость к двум суперрынкам - России и Китаю; 2) природ-ные ресурсы (в первую очередь - нефть и газ Каспийского моря); 3) его стратегическая значимость в связи с проводимой антитер-рористической акцией в Афганистане.

В 2000 г. совокупное население пяти центрально-азиатских стран составляло 55,3 млн. человек (Узбекистан - 25 млн., Ка-захстан - 15; Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан относят-ся к малым государствам с населением в пределах 4-6 млн. че-ловек). ВВП по текущим официальным обменным курсам в 2000 г. составил 32,3 млрд. долларов США, экспорт - 16,2 млрд. долларов. Суммарный региональный ВВП по паритету покупа-тельной способности (ППС) достигал в 1999 г, 134,8 млрд. дол-ларов, что выражается в 2800 долларов на душу населения в среднем. Самым крупным региональным экспортеров является Казахстан, который поставляет на мировые рынки товаров и услуг на сумму 9 млрд. долларов.

55 Щекатурова Н. Приоритетные зоны реформирования. Новая рыночная сре-да требует от нефтяных компаний изменений в кадровой политике. // Нефть и капитал. - 2001,-№ 9. - С. 93.

Несмотря на то, что по многим мировым показателям удельный вес стран Центрально-Азиатского региона крайне мал, наличие углеводородного сырья в таких странах, как Ка-захстан и Туркменистан делают их особо значимыми странами не только в пределах данного региона. Имеющиеся междуна-родные оценки углеводородных запасов региона, как правило, ниже тех, которые оперируют национальные источники. Одна-ко, несмотря на это, считается, что при благоприятном развитии событий Казахстан и Туркменистан имеют шансы войти в чис-ло относительно крупных производителей и экспортеров нефти и газа. Полная зависимость экономических перспектив от реа-лизации сырьевого потенциала прекрасно сознается местными правящими элитами.

Российские исследователи, анализируя ситуацию с нефтью Каспийского шельфа, с горечью констатируют следующее: "Ни в одной из новых независимых стран (имеются в виду прикас-пийские страны) до сих пор не удалось успешно осуществить экономические реформы. Эта неудача имеет высокую социаль-ную цену. Нефть обогащает немногих - как правило, группы лиц, связанных с властью. Коррумпированность власти стано-вится ее неотъемлемым атрибутом. Несмотря на то, что основ-ная опасность дестабилизации в странах Каспийского региона исходит изнутри самих стран, их правительства ищут пути ук-репления национальной безопасности на традиционных путях строительства вооруженных сил и, в особенности, органов безопасности. При этом борьба с терроризмом иногда рассмат-ривается как прикрытие для жестокого подавления политиче-ской оппозиции"56.

Кроме того, изменившиеся в последнее время социально-политические события в странах региона требуют особой оцен-ки и выводов. Это необходимо потому, что недооценка соци-ально-политической компоненты рыночных реформ, которые происходят в странах Центрально-Азиатского региона, акцент только на некоторые преобразования в отдельных сферах эко-номики, а также их негативные последствия на жизнь населения, ставит под угрозу успех самих реформ. Одной из таких жизненно важных проблем региона является наличие корруп-ции практически во всех сферах общественной жизни.

Коррупция в регионе появилась не вдруг и не пустом мес-те. О ней заговорили много и всерьез, на мой взгляд, потому, что она уже набрала ту критическую массу, за которой следуют необратимые социально-экономические и политические про-цессы. Таких примеров в современной истории стран региона можно привести множество. Причины появления и расцвета коррупции требуют особого исследования. Остановимся на не-которых моментах, которые затрагивают в первую очередь эко-номику стран региона.

Коррупция стала для населения стран Центрально"' Азиатского региона своеобразным "стилем" жизни - она при-сутствует везде: образовании, здравоохранении, государствен-ном и частном бизнесе. Может быть, поэтому Таджикистан и Казахстан, одни из первых государств региона, практически в одно и то же время приняли Закон "О борьбе с коррупцией" (1999 г.). Хотя некоторые скептически настроенные люди отме-чают, что этот закон принят для очередной PR-компании, что это - мнимая борьба с коррупцией, которая по сути своей явля-ется неэффективным и дорогостоящим мероприятием. Можно согласиться с их мнением в том плане, что только приговорами, тюрьмами и устрашением со стороны правоохранительных ор-ганов проблема борьбы с коррупцией вряд ли решится сама со-бой. Проблема усугубляется тем фактом, что наличие богатых природных ресурсов (нефти, природного газа, черных и цвет-ных металлов, хлопка) провоцирует коррупцию на новый виток невиданного распространения.

56 Тренин Д. Большая игра с неопределенной суммой '/' МЭМО- - 2002.- № 2- -С.120.

Известно, что в некоторых странах региона более 2/3 дохода от использования национального богатства даёт рента от природно-ресурсного потенциала страны. Прошедшее десятилетие для практически всех стран региона характеризовалось актив-ными поисками ренты - как экономической (в первую очередь сырьевой), так и политической, за счёт которых предполагалось проводить назревшие социально-экономические реформы. Если оценивать поведение этой группы стран именно под таким углом зрения, то достаточно чётко прослеживаются тенденции внут-ренней и внешней политики государств региона, заключающиеся именно в поиске сырьевой ренты. Ставка была сделана на разви-тие таких секторов экономики, как нефть и газ (Казахстан, Турк-менистан, Таджикистан), хлопок и газ (Узбекистан). Полная за-висимость экономических и политических перспектив, напри-мер, Казахстана и Туркменистана в качестве самостоятельных государств, от реализации природных ресурсов, естественно, хо-рошо осознавалась и до сих пор осознается их правящими эли-тами. Именно поэтому этими двумя странами были выдвинуты достаточно амбициозные планы и программы наращивания до-бычи нефти и газа для того, чтобы в недалеком будущем превра-титься в перспективные рынки сбыта готовой продукции.

Буквально за последние пять-шесть лет произошла резкая дифференциация населения в странах региона - от очень бога-тых до очень бедных людей. Это видно невооруженным взгля-дом - шикарные особняки, элитный отдых, предметы роскоши, обучение детей самого высшего руководства государства в са-мых дорогих и престижных учебных заведениях дальнего зару-бежья - все это говорит о том, что доходы от экспорта природ-ных ресурсов распределяются неравномерно. Правительства стран Центрально-Азиатского региона демонстрируют всему миру огромные богатства в виде строительства новых городов, установления дорогостоящих памятников, устраивая торжест-венные приемы и празднества в честь второстепенных дат из собственной истории и т.д.

Но, как замечают все видящие журналисты, "из того, что я видел, могу сделать вывод: чем беднее страна - тем богаче при-ем, и наоборот. Самый пышный прием, на котором мне довелось присутствовать, был у Ф. Кастро; самый скромный - у Р. Рейгана. Оба приема давались в честь визита М- Горбачева. Простояв примерно полчаса в очереди, чтобы пожать руку президенту США, который встречал гостей у входа, каждый получил по бо-калу шампанского и половину сосиски на палочке. По оконча-нии приема мы, советские журналисты, чтобы утолить чувство голода, спешно двинулись в ближайший ресторан".57

Обычно правительства стран-экспортеров сырья стремятся использовать валютные поступления от продажи ресурсов для стимулирования экономического роста, модернизации и дивер-сификации национальной экономики, а также для увеличения контроля над ключевыми экономическими секторами, прино-сящими стране валютные поступления. Но валютные поступле-ния от экспорта сырья также поощряют поведение, направлен-ное на получение "ресурсной ренты"58.

В странах Центрально-Азиатского региона сложилась сле-дующая ситуация. Во-первых, после развала СССР произошел кризис государственности, прекращение функционирования прежней государственной партийной системы, что создало гео-политическую неопределенность в регионе. Во-вторых, были нарушены сложившиеся структуры саморегуляции общества, что автоматически привело к разрушению базовых ценностей людей, в первую очередь, моральных и культурных, т.е. к ду-ховному кризису, и разрыву единства огромного, некогда обще-го культурного пространства.

57 Биккенин Н. Сцены общественной и частной жизни /'/ Свободная мысль XXI. - 2002.- № 8. - С.99.

58 Lein P., Tomell A., Force, height and effect of greedy.// Height of economic. -1995.-№1(2).

Началась точка отсчета так называемого "нулевого про-странства". На этом фоне быстро появляется элита (как прави-ло, из лиц коренной национальности), которая стала отождест-влять себя с господствующим меньшинством. Кроме того, в силу вступает до тех пор дремавший этнический фактор, появ-ляется суперэтнизм. В это время практически во всех странах региона отмечается понимание "этнического уровня организа-ции как первичной формы воспроизводства человеческой общ-ности на основе общей "почвы и крови" и противопоставления "своих" и "чужих", разделения на "титульных" (коренных") и "мигрантов". 59

Получив власть в свои руки, суверенная этнократия стала обеспечивать привилегии своему этносу и ограничивать права "инородного" населения, в первую очередь, через репрессивную языковую политику. Оставшаяся еще со времен Советского

Союза неразвитость общественных (в первую очередь, производ-ственных) отношений в странах региона, отсутствие социального опыта, маргинальность большинства населения быстро транс-формировалась, сменилась воспроизводством старых (феодаль-ных) отношений, когда во главу угла были поставлены родство по крови, клану, принадлежность к определенному роду.

Если в странах с рыночной экономикой имеет место част-ная собственность на средства производства (которая в прин-ципе является основой, базисом самого существования рыноч-ной экономики), то у нас произошла своеобразная "подмена тезиса": вместо института частной собственности на средства производства у нас сформировался институт личной собствен-ности на политическую и, соответственно, на экономическую власть, которая досталась местной элите. Хотя в данном кон-тексте слово "элита" подходит в меньшей степени, скорее всего, ее точнее будет назвать "компрадорская буржуазия", предста-вители которой, имея огромные волевые качества, работают по принципу личной преданности. Важно отметить следующее: представители самой элиты, провозглашая "правильные" лозун-ги о патриотизме, пропагандируя честный и праведный образ жизни, собственным образом жизни демонстрируют совершен-но иные ценности. Отсюда и слабый (порой примитивный) уро-вень пропаганды, который становится недейственным для ши-роких слоев обнищавшего населения. Бывший министр юсти-ции США Р. Кларк говорил, что многие преступления отража-ют разрыв, существующий между нравоучениями, исходящими от правящих кругов, и реальной практикой. "Они указывают на уровень национального лицемерия".60 В результате напрочь уничтожаются едва появившиеся по-сле принятия независимости зачатки национального самосозна-ния, порождается недоверие и скептицизм ко всем ветвям вла-сти. В связи с этим вспоминается пример Ирана 1970-х гг., ко-гда Иран начал получать огромные нефтяные доходы. Журна-листы, посетившие Иран в этот период, позже отмечали: "Не-смотря на все великолепие шахского двора, чувствовалась ка-кая-то внутренняя непрочность внешнего благополучия. Громадные доходы от продажи нефти и шли на обогащение шах-ской семьи и ее ближайшего окружения, основная масса насе-ления ничего от гигантских запасов нефти не имела, пребывая в бедности и нищете. Провинциальное духовенство активно вы-ступало против роскоши одних и нищеты других и получало поддержку населения. Все это готовило триумфальное возвра-щение из эмиграции Хомейни и приход Аятоллы к власти".61

59 Концепция национальных интересов: общие параметры и российская спе-цифика // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 7. -С. 60-61.

60 Кларк Р. Преступность в США. - М.: Юридическая литература, 1975. - С. 51.

61 Н. Биккенин. Сцены общественной и частной жизни.// Свободная мысль -ХХ!.-2002.-№8.-С.91.

Еще вице-президент США А. Гор в качестве одной из наи-более серьезных и наименее осознанных проблем современно-сти называл ограбление слаборазвитых стран их собственной элитой, которая перекачивает большие суммы денег из эконо-мик своих государств на личные счета в банках Запада. Нажива осуществляется в основном за счет дешевой распродажи при-родных ресурсов и разворовывания иностранной помощи.62

Что касается государственных чиновников, имеющих рас-пределительные функции, то коррупционные сделки стали для них не просто дополнительным заработком, а способом выжи-вания. И хотя они являются управленцами (менеджерами), что по сути своей предполагает рациональное, рачительное хозяй-ствование во благо народа, делегировавшего им эти самые пра-ва управления, редко кто из них всерьез задумывается о "на-родном" кармане. Чаще всего - о своем собственном. Таким образом, произошло своеобразное наложение новой схемы коррупции с национальным оттенком на старую схему, оставшуюся со времен Советского Союза, что создало некий гибрид коррупции, характерный для стран Центрально-Азиатского региона. Получилось гак, что все богатство (валют-ные поступления) присваивает местная элита в силу занимае-мых государственных постов. Но речь должна идти о справед-ливом распределении богатства, которое принадлежит всему народу. Еще У. Петти, которого считают основателем классиче-ской политической экономии, характеризуя богатство страны, отмечал, что оно является проявлением вечного и неумолимого закона жизни, когда "одни люди более бедны, чем другие; это всегда было и всегда будет". По его мнению, богатство власти-теля сое {опт из трех частей: 1) богатства всех его подданных; 2) части этого богатства, которое идет на общее благо; 3) части этой части, которой властитель распоряжается по собственному усмотрению. Поэтому, считал Петги, богатство всех подданных - самое важное богатство; чем оно значительнее, тем больше средств можно собрать в виде налогов, тем сильнее государство и сам властитель. Д. Сорос в своей известной статье-воззвании "Прозрачная коррупция" приводит пример Анголы, в которой доходы от нефти составляют 90% годового бюджета в 3-5 млрд. долларов; минимум 1 млрд. из этих денег ежегодно разворовывается. Он утверждает, что существует тесная связь между эксплуатацией природных ресурсов и наличием коррумпированного и деспо-тического строя. Стабильный приток денежных средств про-длевает жизнь подобных режимов. Контроль над денежными потоками дает диктаторам еще одну побудительную причину держаться за власть. Приводя в качестве примера африканские страны, в которых доход о полезных ископаемых составляет 3/4 всей торговой прибыли континента, он пишет, что подобное будущее угрожает и странам Центрально-Азиатского региона.63 Представители высшего эшелона власти в странах Цен-трально-Азиатского региона порой весьма цинично озвучивают необходимость справедливого распределения доходов от экс-порта природных ресурсов, считая, что население страны необ-ходимо "постепенно" приучать к богатству такого рода. Как отмечает пожизненный Президент Туркменистана С. Ниязов (Туркменбаши), "одной из главных моих целей является воспи-тание в туркмене привычки к умеренности. Я хочу научить его не поддаваться искушению богатством. К богатству я приучаю свой народ постепенно... Умеренный в материальных потреб-ностях, духовно устремленный - таким мне видится туркмен Золотого века".64

62 Гор А. Земля в равновесии. - М., 1992. - С. 33.

63 Сорос Д. Прозрачная коррупция. / Экономика. Финансы. Рынки. - 2002. - № 3.

64 Туркменбаши С. Рухнама. - Ашхабад: Центр печати Туркменской государственной издательской службы, 2002. - С. 373.

Известно, что классическая теория предполагает следую-щее распределение доходов по принципу: груду - зарплата, ка-питалу - процент, земле - рента, предпринимательству - прибыль. Но нам необходимо отказаться от преувеличения значимости такого первичного распределения. В социально справедливой и эффективной экономике всегда должны иметь место перераспре-делительные процессы, направленные на обеспечение равнове-сия в обществе между различными слоями населения; теми, кто имеет средства производства (экономическую власть) или долж-ность в государственных структурах (политическую власть), и теми, кто в силу разных обстоятельств отчужден от того, и от другого. Социально-ориентированная рыночная экономика обя-зана содержать или материально поддерживать тех людей, уча-стие которых в экономической деятельности не происходит или ограничено (престарелые, инвалиды, дети и молодежь, еще не готовые к самостоятельной работе). И здесь общество не может обойтись без системы перераспределения доходов, что во мно-гом ослабит давление коррупции.

Несправедливое распределение доходов приводит к безра-ботице среди большинства населения, которая присутствует во всех странах региона. Происходит принудительное отлучение людей от труда, которое является безнравственным. Папа Рим-ский, говоря о проблемах современного мирового сообщества, отмечал, что безработица является одним из видов духовной смерти человека. Ведь труд является не только средством к жизни, но и важнейшим социальным благом. Несправедливо и опасно, когда в нашем обществе представители местной элиты свободно выбирают вид и режим труда или отдыха, а для ос-тального населения этот выбор оказывается несвободным, про-диктованным чужой волей. Происходит явное (иногда созна-тельное) нарушение неотчуждаемых прав и свобод личности. Отлучение человека от труда приводит к тяжелым психологи-ческим заболеваниям, к деградации личности. Кроме того, оп-ределенная часть работоспособного, но не занятого населения пополняет криминальные слои, усиливает социальную дестаби-лизацию в обществе.

Поэтому в связи с вышесказанным, речь в первую очередь должна идти не количестве коррупционеров в стране. Речь должна идти о гласности и прозрачности принимаемых полити-ческих и экономических решений, о формировании позитивных основ социума, о создании системы активизации социальных факторов производства и институтов на основе перехода к но-вому типу общественных отношений и созданию действительно гражданского общества. Хотя политическая власть является на сегодняшний день движущей силой № 1 экономических преоб-разований в странах Центрально-Азиатского региона, их на-правленность и результативность в решающей степени зависят от наличия, состава и реальных возможностей других общест-венных институтов, структур и слоев населения действенно влиять на них.

Один из оригинальных методов решения проблемы кор-рупции в странах с сырьевой экспортной составляющей был предложен известным финансистом-миллиардером Джорджем Соросом. Он предлагает нефтяным ТНК выполнить его лозунг "Опубликуй, сколько ты платишь", т.е. призывает руководство ТНК сообщить общественности о том, сколько они платят на-циональным правительствам принимающих стран. Сорос счи-тает, что именно прозрачность в суммах, приходящих в сырье-вую страну в виде налогов от ТНК сможет заставить коррумпи-рованные правительства стать более открытыми для собствен-ных граждан.

Рыночная экономика, в сущности, очень похожа на Алису в Стране чудес, где надо очень быстро бежать, чтобы оставать-ся на месте, поскольку уже предотвращение роста неравенства требует постоянных усилий. История свидетельствует о том, что, поскольку "рыночная экономика не выработала экономи-ческого равенства, совместимого с демократией, всем демокра-тиям пришлось "вмешаться" в дела рынка с целым рядом про-грамм, имевшим целью содействовать равенству и предотвра-щать неравенства"65.

Хотя, в исследовании Европейского Банка Реконструкции и Развития, проведенном в 2002 г., в посттранзитных экономи-ках, уровень коррупции постепенно снижается. Официальные представители ЕБРР признают, что часть улучшений в этой сфере, в особенности в странах Центральной Азии, исчисляется с самой низкой отметки. За последние три года средний уро-вень взяткодательства снизился в этом регионе с 2% до 1,6%, говорится в докладе. Одним из факторов снижения уровня взяткодательства, по мнению ЕБРР, является то, что предпри-нимателям в гораздо меньшей степени приходится наносить "визиты" представителям государственных органов. Однако тут же подчеркивается, что вопреки этим улучшениям, наиболее серьезными препятствиями в сфере ведения бизнеса, как и пре-жде, остаются финансы, налогообложение и коррупция и, не-смотря на положительные показатели, абсолютно все страны региона нуждаются в дальнейших улучшениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.