![]() |
|
|
Коррупция в нефтедобывающих странахЭта проблема приобрела настолько серьёзный характер, что в 1999 г. Премьер-министр К. Токаев вынужден был официально сообщить заместителю директора-распорядителя МВФ Ш. Сугисаги, что в стране продолжается работа по негласному исследо-ванию торговых операций всех нефтяных компаний, работаю-щих в Казахстане. Такого рода "проверка" была связана с тем, что в бюджет республики не допоступает значительная часть средств от экспорта нефти. Конечно, правительство далеко от того, чтобы обвинять все нефтяные компании в коррупции и ук-лонении от налогообложения, однако власти решительно на-строены вернуть в бюджет деньги, вырученные от незаконной продажи нефти. Несмотря на эти заявления, казахстанский бюд-жет до сих пор так и не дополучает нефтяных денег. Не секрет, что в нефтяных компаниях уровень заработной платы намного превышает уровень заработной платы в других секторах экономики, исключая, пожалуй, только банковскую сферу. Поэтому устроиться работать в нефтяные компании крайне трудно; для этого необходимо иметь связи и знакомства. Если их нет, то потенциальные работники идут на коррупционные сделки для того, чтобы их взяли на работу". Одним из сла-бых звеньев управления нефтяной компании, опосредованно влияющих на ее инвестиционную привлекательность, остается система клановости. 54 Байдаулет Е. Актуальные проблемы привлечения иностранных инвестиций и заемного капитала в Республику Казахстан // Petroleum. - 2000. - № 6. - С.34-35. Даже трудно себе представить реакцию иностранного стратегического инвестора, если он вдруг заду-мается над тем, какое количество родственников и близких дру-зей работает у нас в отдельных компаниях. "Рыночных" менед-жеров, разбирающихся в проблемах рынка и пришедших на предприятие не по знакомству, а в результате конкурса в "неф-тянке" нет. В то же время в отсутствии классных профи мысль о найме "чужака", как правило, приходит редко. Никто не будет разговаривать со специалистом, если не знает его лично, или если он без "соответствующей" рекомендации. Пусть уж лучше не совсем в чем-то разбирается (если не разбирается - то нау-чится), зато свой. Главное - впишется в команду".55 Таким образом, в тех отраслях, где ТНК являются господ-ствующей организационной формой бизнеса (в данном случае -нефтедобывающая отрасль), многие сферы управления эконо-микой, которые относятся к макроэкономическому уровню (ин-вестиции, налогообложение, ставки процентов, валютные кур-сы) становятся "управляемыми" крупнейшими ТНК. Воздействие ТНК на макроэкономический уровень прини-мающей страны, как правило, происходит в двух формах - пря-мой и косвенной. Прямое воздействие заключается в активном участии ТНК в развитии политических процессов в принимаю-щих странах, что проявляется в активном лоббировании собственных интересов ТНК в правительствах принимающих стран, подкупе государственных чиновников, коррупционных сдел-ках. Иногда такое участие принимало достаточно откровенный характер, когда ТНК активно участвовали в процедурах смены лидеров и государственных переворотах в ряде стран "третьего мира". Однако наиболее распространенным является косвенное воздействие ТНК на макроэкономический уровень принимаю-щей страны (изменение объемов экспорта и импорта, валютные курсы, объемы экспортной выручки, темпы роста национально-го дохода, инвестиционная активность и инвестиционная при-влекательность принимающей страны). 3.3. Особенности проявления коррупции в странах Центрально-Азиатского региона В настоящее время к странам Центрально-Азиатского ре-гиона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Уз-бекистан) приковано особое внимание со стороны многих стран в связи с происходящими в нем и рядом с ним событиями. Стоит отметить ряд факторов, которые придают этому региону гло-бальное экономическое и политическое значение: 1) географиче-ская близость к двум суперрынкам - России и Китаю; 2) природ-ные ресурсы (в первую очередь - нефть и газ Каспийского моря); 3) его стратегическая значимость в связи с проводимой антитер-рористической акцией в Афганистане. В 2000 г. совокупное население пяти центрально-азиатских стран составляло 55,3 млн. человек (Узбекистан - 25 млн., Ка-захстан - 15; Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан относят-ся к малым государствам с населением в пределах 4-6 млн. че-ловек). ВВП по текущим официальным обменным курсам в 2000 г. составил 32,3 млрд. долларов США, экспорт - 16,2 млрд. долларов. Суммарный региональный ВВП по паритету покупа-тельной способности (ППС) достигал в 1999 г, 134,8 млрд. дол-ларов, что выражается в 2800 долларов на душу населения в среднем. Самым крупным региональным экспортеров является Казахстан, который поставляет на мировые рынки товаров и услуг на сумму 9 млрд. долларов. 55 Щекатурова Н. Приоритетные зоны реформирования. Новая рыночная сре-да требует от нефтяных компаний изменений в кадровой политике. // Нефть и капитал. - 2001,-№ 9. - С. 93. Несмотря на то, что по многим мировым показателям удельный вес стран Центрально-Азиатского региона крайне мал, наличие углеводородного сырья в таких странах, как Ка-захстан и Туркменистан делают их особо значимыми странами не только в пределах данного региона. Имеющиеся междуна-родные оценки углеводородных запасов региона, как правило, ниже тех, которые оперируют национальные источники. Одна-ко, несмотря на это, считается, что при благоприятном развитии событий Казахстан и Туркменистан имеют шансы войти в чис-ло относительно крупных производителей и экспортеров нефти и газа. Полная зависимость экономических перспектив от реа-лизации сырьевого потенциала прекрасно сознается местными правящими элитами. Российские исследователи, анализируя ситуацию с нефтью Каспийского шельфа, с горечью констатируют следующее: "Ни в одной из новых независимых стран (имеются в виду прикас-пийские страны) до сих пор не удалось успешно осуществить экономические реформы. Эта неудача имеет высокую социаль-ную цену. Нефть обогащает немногих - как правило, группы лиц, связанных с властью. Коррумпированность власти стано-вится ее неотъемлемым атрибутом. Несмотря на то, что основ-ная опасность дестабилизации в странах Каспийского региона исходит изнутри самих стран, их правительства ищут пути ук-репления национальной безопасности на традиционных путях строительства вооруженных сил и, в особенности, органов безопасности. При этом борьба с терроризмом иногда рассмат-ривается как прикрытие для жестокого подавления политиче-ской оппозиции"56. Кроме того, изменившиеся в последнее время социально-политические события в странах региона требуют особой оцен-ки и выводов. Это необходимо потому, что недооценка соци-ально-политической компоненты рыночных реформ, которые происходят в странах Центрально-Азиатского региона, акцент только на некоторые преобразования в отдельных сферах эко-номики, а также их негативные последствия на жизнь населения, ставит под угрозу успех самих реформ. Одной из таких жизненно важных проблем региона является наличие корруп-ции практически во всех сферах общественной жизни. Коррупция в регионе появилась не вдруг и не пустом мес-те. О ней заговорили много и всерьез, на мой взгляд, потому, что она уже набрала ту критическую массу, за которой следуют необратимые социально-экономические и политические про-цессы. Таких примеров в современной истории стран региона можно привести множество. Причины появления и расцвета коррупции требуют особого исследования. Остановимся на не-которых моментах, которые затрагивают в первую очередь эко-номику стран региона. Коррупция стала для населения стран Центрально"' Азиатского региона своеобразным "стилем" жизни - она при-сутствует везде: образовании, здравоохранении, государствен-ном и частном бизнесе. Может быть, поэтому Таджикистан и Казахстан, одни из первых государств региона, практически в одно и то же время приняли Закон "О борьбе с коррупцией" (1999 г.). Хотя некоторые скептически настроенные люди отме-чают, что этот закон принят для очередной PR-компании, что это - мнимая борьба с коррупцией, которая по сути своей явля-ется неэффективным и дорогостоящим мероприятием. Можно согласиться с их мнением в том плане, что только приговорами, тюрьмами и устрашением со стороны правоохранительных ор-ганов проблема борьбы с коррупцией вряд ли решится сама со-бой. Проблема усугубляется тем фактом, что наличие богатых природных ресурсов (нефти, природного газа, черных и цвет-ных металлов, хлопка) провоцирует коррупцию на новый виток невиданного распространения. 56 Тренин Д. Большая игра с неопределенной суммой '/' МЭМО- - 2002.- № 2- -С.120. Известно, что в некоторых странах региона более 2/3 дохода от использования национального богатства даёт рента от природно-ресурсного потенциала страны. Прошедшее десятилетие для практически всех стран региона характеризовалось актив-ными поисками ренты - как экономической (в первую очередь сырьевой), так и политической, за счёт которых предполагалось проводить назревшие социально-экономические реформы. Если оценивать поведение этой группы стран именно под таким углом зрения, то достаточно чётко прослеживаются тенденции внут-ренней и внешней политики государств региона, заключающиеся именно в поиске сырьевой ренты. Ставка была сделана на разви-тие таких секторов экономики, как нефть и газ (Казахстан, Турк-менистан, Таджикистан), хлопок и газ (Узбекистан). Полная за-висимость экономических и политических перспектив, напри-мер, Казахстана и Туркменистана в качестве самостоятельных государств, от реализации природных ресурсов, естественно, хо-рошо осознавалась и до сих пор осознается их правящими эли-тами. Именно поэтому этими двумя странами были выдвинуты достаточно амбициозные планы и программы наращивания до-бычи нефти и газа для того, чтобы в недалеком будущем превра-титься в перспективные рынки сбыта готовой продукции. Буквально за последние пять-шесть лет произошла резкая дифференциация населения в странах региона - от очень бога-тых до очень бедных людей. Это видно невооруженным взгля-дом - шикарные особняки, элитный отдых, предметы роскоши, обучение детей самого высшего руководства государства в са-мых дорогих и престижных учебных заведениях дальнего зару-бежья - все это говорит о том, что доходы от экспорта природ-ных ресурсов распределяются неравномерно. Правительства стран Центрально-Азиатского региона демонстрируют всему миру огромные богатства в виде строительства новых городов, установления дорогостоящих памятников, устраивая торжест-венные приемы и празднества в честь второстепенных дат из собственной истории и т.д. Но, как замечают все видящие журналисты, "из того, что я видел, могу сделать вывод: чем беднее страна - тем богаче при-ем, и наоборот. Самый пышный прием, на котором мне довелось присутствовать, был у Ф. Кастро; самый скромный - у Р. Рейгана. Оба приема давались в честь визита М- Горбачева. Простояв примерно полчаса в очереди, чтобы пожать руку президенту США, который встречал гостей у входа, каждый получил по бо-калу шампанского и половину сосиски на палочке. По оконча-нии приема мы, советские журналисты, чтобы утолить чувство голода, спешно двинулись в ближайший ресторан".57 Обычно правительства стран-экспортеров сырья стремятся использовать валютные поступления от продажи ресурсов для стимулирования экономического роста, модернизации и дивер-сификации национальной экономики, а также для увеличения контроля над ключевыми экономическими секторами, прино-сящими стране валютные поступления. Но валютные поступле-ния от экспорта сырья также поощряют поведение, направлен-ное на получение "ресурсной ренты"58. В странах Центрально-Азиатского региона сложилась сле-дующая ситуация. Во-первых, после развала СССР произошел кризис государственности, прекращение функционирования прежней государственной партийной системы, что создало гео-политическую неопределенность в регионе. Во-вторых, были нарушены сложившиеся структуры саморегуляции общества, что автоматически привело к разрушению базовых ценностей людей, в первую очередь, моральных и культурных, т.е. к ду-ховному кризису, и разрыву единства огромного, некогда обще-го культурного пространства. 57 Биккенин Н. Сцены общественной и частной жизни /'/ Свободная мысль XXI. - 2002.- № 8. - С.99. 58 Lein P., Tomell A., Force, height and effect of greedy.// Height of economic. -1995.-№1(2). Началась точка отсчета так называемого "нулевого про-странства". На этом фоне быстро появляется элита (как прави-ло, из лиц коренной национальности), которая стала отождест-влять себя с господствующим меньшинством. Кроме того, в силу вступает до тех пор дремавший этнический фактор, появ-ляется суперэтнизм. В это время практически во всех странах региона отмечается понимание "этнического уровня организа-ции как первичной формы воспроизводства человеческой общ-ности на основе общей "почвы и крови" и противопоставления "своих" и "чужих", разделения на "титульных" (коренных") и "мигрантов". 59 Получив власть в свои руки, суверенная этнократия стала обеспечивать привилегии своему этносу и ограничивать права "инородного" населения, в первую очередь, через репрессивную языковую политику. Оставшаяся еще со времен Советского Союза неразвитость общественных (в первую очередь, производ-ственных) отношений в странах региона, отсутствие социального опыта, маргинальность большинства населения быстро транс-формировалась, сменилась воспроизводством старых (феодаль-ных) отношений, когда во главу угла были поставлены родство по крови, клану, принадлежность к определенному роду. Если в странах с рыночной экономикой имеет место част-ная собственность на средства производства (которая в прин-ципе является основой, базисом самого существования рыноч-ной экономики), то у нас произошла своеобразная "подмена тезиса": вместо института частной собственности на средства производства у нас сформировался институт личной собствен-ности на политическую и, соответственно, на экономическую власть, которая досталась местной элите. Хотя в данном кон-тексте слово "элита" подходит в меньшей степени, скорее всего, ее точнее будет назвать "компрадорская буржуазия", предста-вители которой, имея огромные волевые качества, работают по принципу личной преданности. Важно отметить следующее: представители самой элиты, провозглашая "правильные" лозун-ги о патриотизме, пропагандируя честный и праведный образ жизни, собственным образом жизни демонстрируют совершен-но иные ценности. Отсюда и слабый (порой примитивный) уро-вень пропаганды, который становится недейственным для ши-роких слоев обнищавшего населения. Бывший министр юсти-ции США Р. Кларк говорил, что многие преступления отража-ют разрыв, существующий между нравоучениями, исходящими от правящих кругов, и реальной практикой. "Они указывают на уровень национального лицемерия".60 В результате напрочь уничтожаются едва появившиеся по-сле принятия независимости зачатки национального самосозна-ния, порождается недоверие и скептицизм ко всем ветвям вла-сти. В связи с этим вспоминается пример Ирана 1970-х гг., ко-гда Иран начал получать огромные нефтяные доходы. Журна-листы, посетившие Иран в этот период, позже отмечали: "Не-смотря на все великолепие шахского двора, чувствовалась ка-кая-то внутренняя непрочность внешнего благополучия. Громадные доходы от продажи нефти и шли на обогащение шах-ской семьи и ее ближайшего окружения, основная масса насе-ления ничего от гигантских запасов нефти не имела, пребывая в бедности и нищете. Провинциальное духовенство активно вы-ступало против роскоши одних и нищеты других и получало поддержку населения. Все это готовило триумфальное возвра-щение из эмиграции Хомейни и приход Аятоллы к власти".61 59 Концепция национальных интересов: общие параметры и российская спе-цифика // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 7. -С. 60-61. 60 Кларк Р. Преступность в США. - М.: Юридическая литература, 1975. - С. 51. 61 Н. Биккенин. Сцены общественной и частной жизни.// Свободная мысль -ХХ!.-2002.-№8.-С.91. Еще вице-президент США А. Гор в качестве одной из наи-более серьезных и наименее осознанных проблем современно-сти называл ограбление слаборазвитых стран их собственной элитой, которая перекачивает большие суммы денег из эконо-мик своих государств на личные счета в банках Запада. Нажива осуществляется в основном за счет дешевой распродажи при-родных ресурсов и разворовывания иностранной помощи.62 Что касается государственных чиновников, имеющих рас-пределительные функции, то коррупционные сделки стали для них не просто дополнительным заработком, а способом выжи-вания. И хотя они являются управленцами (менеджерами), что по сути своей предполагает рациональное, рачительное хозяй-ствование во благо народа, делегировавшего им эти самые пра-ва управления, редко кто из них всерьез задумывается о "на-родном" кармане. Чаще всего - о своем собственном. Таким образом, произошло своеобразное наложение новой схемы коррупции с национальным оттенком на старую схему, оставшуюся со времен Советского Союза, что создало некий гибрид коррупции, характерный для стран Центрально-Азиатского региона. Получилось гак, что все богатство (валют-ные поступления) присваивает местная элита в силу занимае-мых государственных постов. Но речь должна идти о справед-ливом распределении богатства, которое принадлежит всему народу. Еще У. Петти, которого считают основателем классиче-ской политической экономии, характеризуя богатство страны, отмечал, что оно является проявлением вечного и неумолимого закона жизни, когда "одни люди более бедны, чем другие; это всегда было и всегда будет". По его мнению, богатство власти-теля сое {опт из трех частей: 1) богатства всех его подданных; 2) части этого богатства, которое идет на общее благо; 3) части этой части, которой властитель распоряжается по собственному усмотрению. Поэтому, считал Петги, богатство всех подданных - самое важное богатство; чем оно значительнее, тем больше средств можно собрать в виде налогов, тем сильнее государство и сам властитель. Д. Сорос в своей известной статье-воззвании "Прозрачная коррупция" приводит пример Анголы, в которой доходы от нефти составляют 90% годового бюджета в 3-5 млрд. долларов; минимум 1 млрд. из этих денег ежегодно разворовывается. Он утверждает, что существует тесная связь между эксплуатацией природных ресурсов и наличием коррумпированного и деспо-тического строя. Стабильный приток денежных средств про-длевает жизнь подобных режимов. Контроль над денежными потоками дает диктаторам еще одну побудительную причину держаться за власть. Приводя в качестве примера африканские страны, в которых доход о полезных ископаемых составляет 3/4 всей торговой прибыли континента, он пишет, что подобное будущее угрожает и странам Центрально-Азиатского региона.63 Представители высшего эшелона власти в странах Цен-трально-Азиатского региона порой весьма цинично озвучивают необходимость справедливого распределения доходов от экс-порта природных ресурсов, считая, что население страны необ-ходимо "постепенно" приучать к богатству такого рода. Как отмечает пожизненный Президент Туркменистана С. Ниязов (Туркменбаши), "одной из главных моих целей является воспи-тание в туркмене привычки к умеренности. Я хочу научить его не поддаваться искушению богатством. К богатству я приучаю свой народ постепенно... Умеренный в материальных потреб-ностях, духовно устремленный - таким мне видится туркмен Золотого века".64 62 Гор А. Земля в равновесии. - М., 1992. - С. 33. 63 Сорос Д. Прозрачная коррупция. / Экономика. Финансы. Рынки. - 2002. - № 3. 64 Туркменбаши С. Рухнама. - Ашхабад: Центр печати Туркменской государственной издательской службы, 2002. - С. 373. Известно, что классическая теория предполагает следую-щее распределение доходов по принципу: груду - зарплата, ка-питалу - процент, земле - рента, предпринимательству - прибыль. Но нам необходимо отказаться от преувеличения значимости такого первичного распределения. В социально справедливой и эффективной экономике всегда должны иметь место перераспре-делительные процессы, направленные на обеспечение равнове-сия в обществе между различными слоями населения; теми, кто имеет средства производства (экономическую власть) или долж-ность в государственных структурах (политическую власть), и теми, кто в силу разных обстоятельств отчужден от того, и от другого. Социально-ориентированная рыночная экономика обя-зана содержать или материально поддерживать тех людей, уча-стие которых в экономической деятельности не происходит или ограничено (престарелые, инвалиды, дети и молодежь, еще не готовые к самостоятельной работе). И здесь общество не может обойтись без системы перераспределения доходов, что во мно-гом ослабит давление коррупции. Несправедливое распределение доходов приводит к безра-ботице среди большинства населения, которая присутствует во всех странах региона. Происходит принудительное отлучение людей от труда, которое является безнравственным. Папа Рим-ский, говоря о проблемах современного мирового сообщества, отмечал, что безработица является одним из видов духовной смерти человека. Ведь труд является не только средством к жизни, но и важнейшим социальным благом. Несправедливо и опасно, когда в нашем обществе представители местной элиты свободно выбирают вид и режим труда или отдыха, а для ос-тального населения этот выбор оказывается несвободным, про-диктованным чужой волей. Происходит явное (иногда созна-тельное) нарушение неотчуждаемых прав и свобод личности. Отлучение человека от труда приводит к тяжелым психологи-ческим заболеваниям, к деградации личности. Кроме того, оп-ределенная часть работоспособного, но не занятого населения пополняет криминальные слои, усиливает социальную дестаби-лизацию в обществе. Поэтому в связи с вышесказанным, речь в первую очередь должна идти не количестве коррупционеров в стране. Речь должна идти о гласности и прозрачности принимаемых полити-ческих и экономических решений, о формировании позитивных основ социума, о создании системы активизации социальных факторов производства и институтов на основе перехода к но-вому типу общественных отношений и созданию действительно гражданского общества. Хотя политическая власть является на сегодняшний день движущей силой № 1 экономических преоб-разований в странах Центрально-Азиатского региона, их на-правленность и результативность в решающей степени зависят от наличия, состава и реальных возможностей других общест-венных институтов, структур и слоев населения действенно влиять на них. Один из оригинальных методов решения проблемы кор-рупции в странах с сырьевой экспортной составляющей был предложен известным финансистом-миллиардером Джорджем Соросом. Он предлагает нефтяным ТНК выполнить его лозунг "Опубликуй, сколько ты платишь", т.е. призывает руководство ТНК сообщить общественности о том, сколько они платят на-циональным правительствам принимающих стран. Сорос счи-тает, что именно прозрачность в суммах, приходящих в сырье-вую страну в виде налогов от ТНК сможет заставить коррумпи-рованные правительства стать более открытыми для собствен-ных граждан. Рыночная экономика, в сущности, очень похожа на Алису в Стране чудес, где надо очень быстро бежать, чтобы оставать-ся на месте, поскольку уже предотвращение роста неравенства требует постоянных усилий. История свидетельствует о том, что, поскольку "рыночная экономика не выработала экономи-ческого равенства, совместимого с демократией, всем демокра-тиям пришлось "вмешаться" в дела рынка с целым рядом про-грамм, имевшим целью содействовать равенству и предотвра-щать неравенства"65. Хотя, в исследовании Европейского Банка Реконструкции и Развития, проведенном в 2002 г., в посттранзитных экономи-ках, уровень коррупции постепенно снижается. Официальные представители ЕБРР признают, что часть улучшений в этой сфере, в особенности в странах Центральной Азии, исчисляется с самой низкой отметки. За последние три года средний уро-вень взяткодательства снизился в этом регионе с 2% до 1,6%, говорится в докладе. Одним из факторов снижения уровня взяткодательства, по мнению ЕБРР, является то, что предпри-нимателям в гораздо меньшей степени приходится наносить "визиты" представителям государственных органов. Однако тут же подчеркивается, что вопреки этим улучшениям, наиболее серьезными препятствиями в сфере ведения бизнеса, как и пре-жде, остаются финансы, налогообложение и коррупция и, не-смотря на положительные показатели, абсолютно все страны региона нуждаются в дальнейших улучшениях. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |