![]() |
|
|
Коррупция в нефтедобывающих странахСукарно считал, что его режим "направляемой демокра-тии" является наиболее подходящим для Индонезии, поскольку основан на "Панча Шила" - "пяти принципах": монотеизме, на-ционализме, гуманизме, социальной справедливости, демокра-тии. Однако его критики считали, что "направляемая демокра-тия" - это лишь фасад диктатуры президента, поскольку её суть состояла лишь в том, что каждый гражданин страны должен быть согласен с принятыми решениями президента. В сентябре 1965 г. группа заговорщиков осуществила убий-ство нескольких генералов. Сухарто, стоявший тогда во главе стратегического командования сухопутных войск (КОСТРАД), подавил этот путч. Поскольку считалось, что "Движение 30 сен-тября 1965 г." организовано коммунистами, началась кампания их жесточайшего преследования. Кровопролитие длилось почти два года. Было убито около 500 тыс. человек; десятки тысяч по-пали в тюрьмы и концентрационные лагеря. После путча Сукар-но назначил Сухарто начальником штаба вооруженных сил. В 1967 г. Сухарто вынудил Сукарно уйти в отставку и провозгла-сил собственный "новый порядок" в Индонезии. 46 Панченко Л. Армия и модернизация общества. - М.: Наука, 1994.- С.110. Именно с этого времени армия становится главной системообразующей силой авторитарного режима Сухарто не только в политической, но и в экономической сфере. Накануне утверждения "нового порядка" экономика -нахо-дилась в глубочайшем кризисе, уровень инфляции достигал 600%. В 1965 г. Индонезия считалась одной из беднейших стран Третьего мира. Доход на душу населения составлял всего 60 долларов США. В 1971 г. состоялись парламентские выборы, но к этому времени Сухарто уже сосредоточил в своих руках власть, прак-тически полностью контролировал вооружённые силы, бюро-кратию и бизнесменов. Новый парламент избрал его президен-том на безальтернативной основе. Члены запрещённой к тому времени Коммунистической партии Индонезии и примыкавших к ней организаций, а также подозреваемые в причастности к "Движению 30 сентября" были лишены избирательных прав. "Новый порядок" Сухарто был основан на следующих постула-тах: приверженности принципам "Панча Шила"; антикомму-низме; двойной функции вооруженных сил, суть которой со-стояла в том, что армия обеспечивает не только оборону стра-ны, но и ее развитие; доктрине "плывущей массы", в соответст-вии с которой народ участвует в политических процессах толь-ко в период выборов; приоритете экономического развития, на-правленному на достижение самообеспечения и международно-го признания. Ключевыми приоритетами экономического развития стали ускоренное развитие сельского хозяйства, инфраструктуры, промышленности; восстановление внешней торговли и про-движение экспорта; переориентация политики импорта; про-граммы стимулирования внутреннего спроса; преобразование банковской системы. В результате проводимых экономических программ произошел рост торговли, который способствовал увеличению доходов; собираемые правительством налоги под-нялись с 4% ВВП в 1966 г. до 10% в 1970 г. Если в экономической сфере действия правительства были направлены на формирование рыночной экономики, которая предполагает демократическую форму управления, то совсем другая картина наблюдалась в политической области. Все клю-чевые решения в рамках "нового порядка" принимаются одним человеком -- президентом, власть которого была легимитизирована Конституцией 1945 года, предоставляющей президенту Индонезии исключительные властные полномочия. Согласно Конституции, президент не подотчётен парламенту за исполне-ние государственной политики, а подотчётен лишь ассамблее народного конгресса - высшему государственному органу, ко-торый собирается один раз в пять лет. Таким образом, парла-мент страны не мог играть роль представительного органа на-родовластия. Известно, что при авторитарном режиме номинально мо-гут существовать и функционировать парламент и правительст-во. Фактически все важные государственные решения выраба-тываются в узком кругу приближённых к верховному правите-лю лиц, составляющих своего рода теневой кабинет. В системе "нового порядка" Сухарто судебная власть не стала самостоя-тельной и независимой ветвью власти. Судьи разных уровней назначались министерством юстиции и всецело зависели от ис-полнительной власти, особенно от служб безопасности при рас-смотрении политических дел. Как подчеркивают исследовате-ли, коррумпированность судей и низкий уровень правовой гра-мотности населения - наиболее характерные черты правовой системы режима Сухарто. В Индонезии при Сухарто создана трёхпартийная система. Ведущую роль в ней играла государственная организация ГОЛКАР, которая, но сути, являлась политическим лицом воо-ружённых сил и государственной бюрократии. Правда, существовали еще две неправительственные партии, но они не могли быть оппозиционными правительству, поскольку на слово "оп-позиция" было наложено строжайшее табу. Основной опорой власти Сухарто стали вооруженные силы Индонезии, верховным главнокомандующим которых он являл-ся. Кроме того, именно он назначал командующего вооружён-ными силами и командиров соединений и территориальных ко-мандований в каждой провинции. К числу источников неогра-ниченной власти Сухарто относились: Конституция 1945 года (поправки внесены в 1959 г.), которая вверяет ему всю полноту власти и ответственность за ведение государственных дел; пост верховного главнокомандующего вооружёнными силами стра-ны; политический контроль над парламентскими структурами. Необычно высокая роль армии во внутренних делах стра-ны была легимитизирована её "двойной функцией": военной и гражданской. Первая функция заключалась в обороне страны, вторая - в руководстве государством и обществом. Военные занимали ключевые посты в центральном и провинциальных органах власти и в то же самое время активно занимались ком-мерческой .деятельностью на привилегированных условиях. Ти-пичным при "новом порядке" стало совмещение воинских и государственных постов с частным предпринимательством. Под предлогом угрозы национальной безопасности представи-тели министерства обороны и безопасности имели право вме-шиваться во внутренние дела политических партий и общест-венных организаций. В стране было создано 10 территориальных подразделений, чьей главной обязанностью установлено прово-дить надзор политической активности в регионах и вмешивать-ся, когда необходимо. Военные, получившие широкий доступ к материальным, финансовым и информационным ресурсам стра-ны, стали играть решающую роль в распределении импортных и экспортных лицензий, концессий на разработку природных ре-сурсов, заключении контрактов от имени государства. Подлинная экономическая суть модернизации Индонезии при Сукарно состояла в следующем; "В недрах традиционно-патерналистского режима, в том числе и в армии, шло бурное первоначальное накопление буржуазно-бюрократического ка-питала. Не в силах заявить о своих социальных целях в откры-той форме среди населения, в массе своей с подозрением отно-сящегося к предпринимательству, бюрократическая буржуазия приняла псевдосоциалистическую "направляемую демократию" как форму политико-идеологической мимикрии, а ее автори-тарность при некоторых неизбежных неудобствах была защи-той от масс страдавших и от усугублявшегося социального не-равенства".47 Исследователи утверждают, что установленный генералом Сухарто "новый порядок", безусловно, являлся авторитарным режимом. На самом верху властной пирамиды -- сильный пре-зидент, всецело контролирующий политический процесс; воо-ружённые силы; репрессивный аппарат; бюрократия, которая исполняет политику президента по всей стране. Президент опи-рается на национальную буржуазию и на особый слой китайцев-бизнесменов, которые занимают сильные позиции в эконо-мике страны, и на международные корпорации и банки. В рамках режима "новый порядок" доступ к экономиче-ским благам был возможен лишь в обмен на политическую ло-яльность. Высокие импортные пошлины, ограничения и другие формы жёсткого административного контроля создавали усло-вия для процветания тех бизнесменов, которые тесно были свя-заны с властью. Лицензии и квоты на импорт стали эффектив-ным механизмом обеспечения среди предпринимателей поли-тических сторонников режима. Доступ в экономику был открыт для тех, чья лояльность режиму не подвергалась сомнению. Чтобы продвинуться на службе, надо быть членом партии ГОЛКАР или иметь связи во власти. Поэтому у кражданских служащих не было стимула интенсивно трудиться и проявлять себя, поскольку это не имело решающего значения для продви-жения по службе. Аналогичную роль в Индонезии играл Инве-стиционный Совет (Investment Board), контролировавший дея-тельность как иностранных, так и отечественных инвесторов. 47 Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. - М.: Наука. - 1997. - С.64. Сложные процедуры получения лицензий на инвестирование позволяли надёжно контролировать тех, кто рассчитывал на получение инвестиций. Сухарто привлёк к управлению экономикой технократов, как правило, выпускников Калифорнийского университета в Беркли, чтобы с их помощью завоевать доверие иностранных инвесторов. Опасение, что власть перейдет в руки технократов, было безосно-вательным, т.к. основные экономические объекты находились в руках военных. Это обеспечило уверенность иностранных инве-сторов в том, что макроэкономическое управление страной, цены и обменные курсы находятся в безопасности, и они могут не опа-саться делать свои вклады в экономику Индонезии. Клан президента Сухарто, который являлся одним из бога-тейших кланов Индонезии, использовал своё положение в це-лях укрепления своего экономического положения. Жена и дети президента были вовлечены в компании, которые быстро обер-нулись в монополии, поскольку местные и иностранные биз-несмены боялись иметь дело с ними. Члены семьи преуспевали в наиболее выгодных отраслях экономики, в получении кон-трактов с зарубежными корпорациями и банками. Для последних вовлечь членов семьи в сделки означало получить допол-нительные гарантии избежать рисков, капризов бюрократов на более низких уровнях. Экономика страны получила наименова-ние "кронизм", поскольку выгодные контракты, субсидии, кре-диты и заказы доставались тем, кто был ближе к президенту и членам его семьи. Семья Сухарто активно участвовала в процессах приватиза-ции в начале 1990-х гг., которые невероятно её обогатили: пра-вительство страны вознаградило семью выгодными контрактами в электроэнергетике, телекоммуникациях и платных дорогах. До обвала индонезийской рупии члены клана Сухарто имели воз-можность в любом банке получить заём на благоприятных усло-виях. За 32 года правления Сухарто сложилась мощная семейная бизнес-империя. Нефтехимия представляла сектор экономики Индонезии, в которой хозяевами был сын Сухарто Бамбанг Трихатмоджно, контролировавший "Bimantara Group", и Сигит Харджоджуданто, его старший брат. Фирмы, связанные с семьей Сухарто, освобождались от уплаты налогов на 7-10 лет. Клан Сухарто, включающий в себя шестерых детей и других родст-венников, по оценкам экспертов, контролировал активы общей стоимостью более 40 млрд. долларов. Несмотря коррумпированность экономики, Индонезия раз-вивалась достаточно мощно, особенно после 1965 г. Ежегодный рост экономики составлял не менее 5%. Хотя сливки от эконо-мического роста снимали, прежде всего, верхние эшелоны вла-сти и сторонники режима, уровень благосостояния народа за-метно повысился за годы правления Сухарто. Доход на душу населения, составлявший в 1965 г. 60 дол-ларов США, в 1974 г. - 200 долл., в 1997 г. он достиг 1021 долл. За последние четверть века в Индонезии число бедных среди населения сократилось с 60% населения в середине 1960-х гг. до 11% в середине 1997 г. Среди достижений правления Сухар-то за последние два десятилетия можно назвать структурную перестройку экономики: 65% всех отечественных и зарубежных инвестиций в период 1968 по 1997 гг. было вложено в произ-водство готовой продукции. Её экспорт вырос с 3,4 млрд. в 1984 г. до 30 млрд. долл. в 1997 г. До этого экономическое раз-витие Индонезии всецело зависело от экспорта нефти и других видов традиционной экспортной продукции. Каким образом экономика Индонезии избежала сильной зависимости от нефтяных поступлений? Исследователи отме-чают, что этому способствовали следующие особенности индо-незийской экономической политики того периода: - правительство проводило политику гибкого обменного курса; - готовность правительства оградить воздействие нефтя-ных поступлений на ненефтяные сектора экономики; - правительством была разработана широкомасштабная сграте! ия развития и подъема сельского хозяйства, которое да-^, ло толчок для развития обрабатывающих отраслей. Приток нефтедолларов в 1974-1981 гг. позволил правительству Индонезии сосредоточиться на стимулировании раз-вития отраслей тяжелой промышленности: автомобильной, це-ментной, черной металлургии. В частном секторе быстрыми темпами стали развиваться трудоемкие отрасли: текстильная, швейная, обувная, мебельная, которые опирались на отечест-венную сырьевую базу. По оценкам некоторых специалистов, Индонезия стала , единственной страной из всех стран-членов ОПЕК, которая пра-вильно использовала нефтяные доходы. Они были направлены, на развитие инфраструктуры, образование, модернизацию про-мышленности - в отрасли металлургии, авто- и самолетострое-ние. Индонезия является страной, которая не очень сильно зави-сит от экспорта нефти, поскольку кроме нефти, она экспортирует газ, древесину, цветные металлы и многие другие товары. Роль нефтегазовой отрасли постепенно снижается: если в 1970-е гг. на ее долю приходилось 30% ВВП, в 1990 г. - 14%, в-1997 г. - 6%, т.е. страна существенно сократила свою нефтяную зависимость. До начала азиатского финансового кризиса правительство Сухарто сумело за три года сократить уровень инфляции с 10% до 5% и имело сбалансированный государственный бюджет. Оно значительно увеличило инвестиции в образование и профессио-нальную ориентацию, повысило минимум заработной платы, сократило тарифы и торговые барьеры в целях стимулирования инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики. Некоторые исследователи отмечают, что в двух банков-ских кризисах в Индонезии еще до печально знаменитого "ази-атского" финансового кризиса 1997 г. "виноваты" крупные коммерческие банки второго уровня, возглавляемые родствен-никами президента Индонезии, поскольку отсутствие процедур банкротства банков фактически означало, что все обязательства всех банков полностью гарантируются "Bank of Indonesia".48 Но азиатский экономический кризис 1997-1998 гг. поло-жил конец режиму Сухарто. Экономическое благополучие рух-нуло после бегства иностранного капитала, в результате чего правительство практически потеряло контроль над экономикой страны. Власть утратила доверие и поддержку общества. В мае 1998 г. произошло падение режима Сухарто. Кроме азиатского экономического кризиса, можно назвать следующие причины политической и экономической несостоятельности принципов "нового порядка": 1) система отношений "патрон-клиент" стала изживать се-бя, и в индонезийском обществе стала нарастать потребность в демократизации общественных отношений; 2) в обществе стало проявляться недовольство той непо-мерной высокой ролью, которая играла армия в жизни страны; 3) издержки авторитарного режима (коррупция, непотизм, злоупотребление властью) подорвали доверие иностранных ин-весторов и мешали преодолеть экономический и финансовый кризис; 4) очевидно, что интеграция Индонезии в мировую эконо-мику и экономический рост страны способствовали расшире-нию и усилению среднего класса - той социально-политической силы, которая наиболее заинтересована в прихо-де демократического строя на смену авторитарному. Исследователями отмечается, что в течение 32 лет правле-ния Сухарто политическая элита Индонезии проявила не только отсутствие единства, но и недостаточно четкое видение нацио-нальных интересов. Фаворитизм и семейно-клановый характер бизнеса, коррупция, непотизм стали неприемлемы в индонезий-ском обществе на исходе XX века. 48 Monies M.F. and Abdusalamov M.A. Indonesia: Reaping the Market in Jomo K.S.(ed.), Tigers in Trouble. -Bangkok:White Lotus, 1998;-P. 162-180. Было известно, что Сухарто и его многочисленный клан за время президентства скопили огромное состояние (15 млрд. долларов), что большинство высших чиновников в стране пришли во власть благодаря бли-зости к Сухарто и его семье. Режим Сухарто стали восприни-маться широкими слоями населения, и особенно среди молодо-го поколения, как тормоз для дальнейшего развития Индонезии. Хотя на смену Сухарто пришел Бурхануддин Юсуф Хабиби, его конституционный преемник и способный политик, тем не менее, индонезийское общество отвергло его, поскольку он был скомпрометирован близостью к бывшему президенту. Поэтому лидеры большинства партий сошлись на фигуре известного му-сульманского деятеля Абдуррахмана Вахида как компромисс-ной. Тем более, что он был немолод и обладал слабым здоровь-ем. К этому времени законодательно уже были ограничены пол-номочия президента как главы исполнительной власти. Вахид пришел в то время, когда десятилетия авторитаризма привели к отчуждению населения от власти, утрате доверия к ней. Власть ассоциировалась с произволом, коррупцией и непотизмом. Армия, на которой держался диктат Сухарто, была изъята из политической сисгемы. Это привело к тому, что в тяжелых условиях нарастания недовольства населения властью произо-шел резкий и слабо контролируемый всплеск всех противоре-чий, накопившихся за десятки лет авторитарного правления: сепаратистские настроения и межобщинные столкновения в Восточном Тиморе привели к признанию международным со-обществом его независимости. Импичмент, объявленный Вахиду в 1999 г. в связи с обви-нениями в коррупции и некомпетентности, вызвал в стране по-зитивную реакцию практически всех слоев населения, близкую к эйфории. В результате смены правительства курс националь-ной валюты относительно доллара вырос на 15%, стоимость акций на фондовой бирже повысилась в среднем на 30%. Одна-ко такой подъем был явно неоправдан из-за неблагополучного положения в индонезийской экономике. Затянувшееся противо-стояние между Вахидом и законодательными органами власти привело к ослаблению индонезийской валюты примерно на 25%. Одновременно подорожало топливо, а годовой уровень инфляции превысил 10%, тогда как в 2000 г. он был весьма умеренным - 4%. Выросли банковские процентные ставки, что увеличило долговое давление на индонезийское правительство. В конце 2000 г. государственный долг относительно ВВП дос-тигал значительной величины - 105%. В 2001 г. парламентом на пост президента страны была ут-верждена Мегавати Сукарнопутри, значительную роль в вы-движении которой, по мнению аналитиков, сыграла армия. В настоящее время возглавляемая действующим президентом Мегавати Сукарнопутри Индонезийская демократическая пар-тия борьбы (ИДПБ) является лидирующей политической силой, хотя, в преддверие выборов 2004 г., ситуация в политической системе Индонезии остается крайне сложной и напряженной. Это происходит потому, что усилия правительства, президента и ее партии подвергаются резкой критике в связи с нерешенностью проблем: вывода страны из экономического кризиса, борьбы с коррупцией, отсутствием улучшения в социальной сфере, невыполнением требований демократических преобра-зований, в том числе проведении военной реформы- Сегодня внешний долг Индонезии составляет 134 млрд. долларов. При общей численности населения около 220 млн. человек в стране 43 млн. безработных, 125 млн. человек находятся ниже черты бедности. Правительство Сукарнопутри изо всех сил добивает-ся от иностранных кредиторов реструктуризации долга и полу-чения новых займов. Но поскольку до сих пор международное сообщество счи-тает Индонезию самой коррумпированной страной в Азии, при-влечение иностранных инвестиций в страну является крайне проблематичным. Правда, МВФ уже заявил о готовности во-зобновить кредитование Индонезии на общую сумму 4,9 млрд. долларов, которое было приостановлено в конце 2000 г. из-за задержек с реформированием национальной экономики, в слу-чае согласия Мегавати Сукарнопутри пересмотреть план эко-номических реформ, который был разработан еще при прави-тельстве Вахида. Кроме того, правительству Индонезии при-дется возобновить переговоры с Парижским клубом кредиторов о переносе сроков погашения индонезийской задолженности в 2,8 млрд. долларов. Кроме того, как предполагают эксперты, необходимо проводить такую государственную политику, ко-торая бы ограничила бюджетный дефицит. Одним из действенных инструментов достижения сбалан-сированности между государственными расходами и доходами является получение дополнительных средств от приватизации предприятий и продажи активов частных компаний, обанкро-тившихся в ходе валютно-финансового кризиса 1997-1998 гг. и оценивающихся в общей сложности в 50 млрд. долларов. Одна-ко индонезийское управление по банковской реструктуризации ответственное за реализацию этих активов, до сих пор смогло получить только пятую часть запланированной на 2001 г. сум-мы (27 трлн. индонезийских рупий, или 2,4 млрд. долларов). Президенту придется заменить главу этого ведомства, т.к. в на-стоящее время им является представитель правительства, кото-рое было обвинено в коррупции и пренебрежении националь-ными интересами. Именно поэтому правительство Мегавати в последнее время демонстрирует проведение некоторых мер против кор-рупции. Так, до сих пор не закрыто дело об использовании в 1999 г. 40 млн. долларов внебюджетных средств, которые пред-назначались для продовольственной помощи бедным, на пред-выборную кампанию 1999 г. партии Голкар. К этому финансо-вому скандалу причастен лидер Голкара и председатель Совета народных представителей (СНП) Акбар Танджунг. Мегавати, с одной стороны, дав согласие на судебное преследование Акбара, в это же время противодействовала срочному созданию пар-ламентской комиссии по расследования дела и решения вопро-са о пребывании Акбара на должности председателя СНП. Дело в том, что ИДПБ, показывая активность в борьбе с коррупцией, одновременно старается не допустить нарушения социально-политической стабильности и новых нападок на партию. Фи-нансовый скандал, который коснулся лидера Голкара, подрыва-ет авторитет партии, но ее руководство не отказывается от пла-нов борьбы за парламент. Несмотря на продолжающийся су-дебный процесс, Акбар по-прежнему остается председателем Голкар и парламента (СНП). Многие политологи в Индонезии считают, что финансовый скандал поставит на Акбаре крест как на политике и снизит доверие к Голкар. В парламенте решение об отсрочке рассмотрения создания комиссии по расследова-нию скандала, в котором замешан Акбар, было принято с явной неохотой, проявленных особенно со стороны мусульманских партий. Еще одной особенностью расстановки политических сил в стране представляется укрепление партий военными кадрами. В последнее время в партии вступили известные отставные воен-ные. Некоторые из них создают собственные партии. Министр-координатор в правительстве Мегавати генерал в отставке Су-сило Бамбанг Юдойоно формирует Демократическую партию с прицелом на выдвижение кандидатом на президентские выбо-ры. Приток бывших военных в партии показывает стремление армии сохранить свое влияние на политическую жизнь страны. Не исключается, что в период следующих выборов армия мо-жет сыграть важнейшую, если не решающую роль. Поскольку нефть продолжает оставаться основным экс-портным товаром Индонезии (из 1,2 млн. баррелей в день, бо-лее 50% идет на экспорт), то положение дел именно в этом сек-торе экономики беспокоит больше всего как правительство, так и иностранных инвесторов. Поэтому в экономической сфере президенту предстоит продемонстрировать свою открытость и приверженность букве закона, иначе иностранные инвесторы воздержатся от возвращения в индонезийскую экономику, даже в ее наиболее прибыльный сектор - добычу нефти. Дело в том, что в Индонезии большое распространение получила нелегаль-ная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений при яв-ном попустительстве армии и местной полиции. В настоящее время иностранные и национальные предпри-ниматели возлагают большие надежды на стабильность прави-тельства Мегавати. Теперь многое зависит от того, насколько быстро Мегавати Сукарнбпутри сможет приступить к осущест-влению как экономических, так и политических реформ. Тем более, как прогнозируют политики, с приближением прези-дентских выборов 2004 г. политическая ситуация в стране будет только накаляться. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |