реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Коррупция в нефтедобывающих странах

Сукарно считал, что его режим "направляемой демокра-тии" является наиболее подходящим для Индонезии, поскольку основан на "Панча Шила" - "пяти принципах": монотеизме, на-ционализме, гуманизме, социальной справедливости, демокра-тии. Однако его критики считали, что "направляемая демокра-тия" - это лишь фасад диктатуры президента, поскольку её суть состояла лишь в том, что каждый гражданин страны должен быть согласен с принятыми решениями президента.

В сентябре 1965 г. группа заговорщиков осуществила убий-ство нескольких генералов. Сухарто, стоявший тогда во главе стратегического командования сухопутных войск (КОСТРАД), подавил этот путч. Поскольку считалось, что "Движение 30 сен-тября 1965 г." организовано коммунистами, началась кампания их жесточайшего преследования. Кровопролитие длилось почти два года. Было убито около 500 тыс. человек; десятки тысяч по-пали в тюрьмы и концентрационные лагеря. После путча Сукар-но назначил Сухарто начальником штаба вооруженных сил. В 1967 г. Сухарто вынудил Сукарно уйти в отставку и провозгла-сил собственный "новый порядок" в Индонезии.

46 Панченко Л. Армия и модернизация общества. - М.: Наука, 1994.- С.110.

Именно с этого времени армия становится главной системообразующей силой авторитарного режима Сухарто не только в политической, но и в экономической сфере.

Накануне утверждения "нового порядка" экономика -нахо-дилась в глубочайшем кризисе, уровень инфляции достигал 600%. В 1965 г. Индонезия считалась одной из беднейших стран Третьего мира. Доход на душу населения составлял всего 60 долларов США.

В 1971 г. состоялись парламентские выборы, но к этому времени Сухарто уже сосредоточил в своих руках власть, прак-тически полностью контролировал вооружённые силы, бюро-кратию и бизнесменов. Новый парламент избрал его президен-том на безальтернативной основе. Члены запрещённой к тому времени Коммунистической партии Индонезии и примыкавших к ней организаций, а также подозреваемые в причастности к "Движению 30 сентября" были лишены избирательных прав. "Новый порядок" Сухарто был основан на следующих постула-тах: приверженности принципам "Панча Шила"; антикомму-низме; двойной функции вооруженных сил, суть которой со-стояла в том, что армия обеспечивает не только оборону стра-ны, но и ее развитие; доктрине "плывущей массы", в соответст-вии с которой народ участвует в политических процессах толь-ко в период выборов; приоритете экономического развития, на-правленному на достижение самообеспечения и международно-го признания.

Ключевыми приоритетами экономического развития стали ускоренное развитие сельского хозяйства, инфраструктуры, промышленности; восстановление внешней торговли и про-движение экспорта; переориентация политики импорта; про-граммы стимулирования внутреннего спроса; преобразование банковской системы. В результате проводимых экономических программ произошел рост торговли, который способствовал увеличению доходов; собираемые правительством налоги под-нялись с 4% ВВП в 1966 г. до 10% в 1970 г.

Если в экономической сфере действия правительства были направлены на формирование рыночной экономики, которая предполагает демократическую форму управления, то совсем другая картина наблюдалась в политической области. Все клю-чевые решения в рамках "нового порядка" принимаются одним человеком -- президентом, власть которого была легимитизирована Конституцией 1945 года, предоставляющей президенту Индонезии исключительные властные полномочия. Согласно Конституции, президент не подотчётен парламенту за исполне-ние государственной политики, а подотчётен лишь ассамблее народного конгресса - высшему государственному органу, ко-торый собирается один раз в пять лет. Таким образом, парла-мент страны не мог играть роль представительного органа на-родовластия.

Известно, что при авторитарном режиме номинально мо-гут существовать и функционировать парламент и правительст-во. Фактически все важные государственные решения выраба-тываются в узком кругу приближённых к верховному правите-лю лиц, составляющих своего рода теневой кабинет. В системе "нового порядка" Сухарто судебная власть не стала самостоя-тельной и независимой ветвью власти. Судьи разных уровней назначались министерством юстиции и всецело зависели от ис-полнительной власти, особенно от служб безопасности при рас-смотрении политических дел. Как подчеркивают исследовате-ли, коррумпированность судей и низкий уровень правовой гра-мотности населения - наиболее характерные черты правовой системы режима Сухарто.

В Индонезии при Сухарто создана трёхпартийная система. Ведущую роль в ней играла государственная организация ГОЛКАР, которая, но сути, являлась политическим лицом воо-ружённых сил и государственной бюрократии. Правда, существовали еще две неправительственные партии, но они не могли быть оппозиционными правительству, поскольку на слово "оп-позиция" было наложено строжайшее табу.

Основной опорой власти Сухарто стали вооруженные силы Индонезии, верховным главнокомандующим которых он являл-ся. Кроме того, именно он назначал командующего вооружён-ными силами и командиров соединений и территориальных ко-мандований в каждой провинции. К числу источников неогра-ниченной власти Сухарто относились: Конституция 1945 года (поправки внесены в 1959 г.), которая вверяет ему всю полноту власти и ответственность за ведение государственных дел; пост верховного главнокомандующего вооружёнными силами стра-ны; политический контроль над парламентскими структурами.

Необычно высокая роль армии во внутренних делах стра-ны была легимитизирована её "двойной функцией": военной и гражданской. Первая функция заключалась в обороне страны, вторая - в руководстве государством и обществом. Военные занимали ключевые посты в центральном и провинциальных органах власти и в то же самое время активно занимались ком-мерческой .деятельностью на привилегированных условиях. Ти-пичным при "новом порядке" стало совмещение воинских и государственных постов с частным предпринимательством. Под предлогом угрозы национальной безопасности представи-тели министерства обороны и безопасности имели право вме-шиваться во внутренние дела политических партий и общест-венных организаций. В стране было создано 10 территориальных подразделений, чьей главной обязанностью установлено прово-дить надзор политической активности в регионах и вмешивать-ся, когда необходимо. Военные, получившие широкий доступ к материальным, финансовым и информационным ресурсам стра-ны, стали играть решающую роль в распределении импортных и экспортных лицензий, концессий на разработку природных ре-сурсов, заключении контрактов от имени государства.

Подлинная экономическая суть модернизации Индонезии при Сукарно состояла в следующем; "В недрах традиционно-патерналистского режима, в том числе и в армии, шло бурное первоначальное накопление буржуазно-бюрократического ка-питала. Не в силах заявить о своих социальных целях в откры-той форме среди населения, в массе своей с подозрением отно-сящегося к предпринимательству, бюрократическая буржуазия приняла псевдосоциалистическую "направляемую демократию" как форму политико-идеологической мимикрии, а ее автори-тарность при некоторых неизбежных неудобствах была защи-той от масс страдавших и от усугублявшегося социального не-равенства".47

Исследователи утверждают, что установленный генералом Сухарто "новый порядок", безусловно, являлся авторитарным режимом. На самом верху властной пирамиды -- сильный пре-зидент, всецело контролирующий политический процесс; воо-ружённые силы; репрессивный аппарат; бюрократия, которая исполняет политику президента по всей стране. Президент опи-рается на национальную буржуазию и на особый слой китайцев-бизнесменов, которые занимают сильные позиции в эконо-мике страны, и на международные корпорации и банки.

В рамках режима "новый порядок" доступ к экономиче-ским благам был возможен лишь в обмен на политическую ло-яльность. Высокие импортные пошлины, ограничения и другие формы жёсткого административного контроля создавали усло-вия для процветания тех бизнесменов, которые тесно были свя-заны с властью. Лицензии и квоты на импорт стали эффектив-ным механизмом обеспечения среди предпринимателей поли-тических сторонников режима. Доступ в экономику был открыт для тех, чья лояльность режиму не подвергалась сомнению. Чтобы продвинуться на службе, надо быть членом партии ГОЛКАР или иметь связи во власти. Поэтому у кражданских служащих не было стимула интенсивно трудиться и проявлять себя, поскольку это не имело решающего значения для продви-жения по службе. Аналогичную роль в Индонезии играл Инве-стиционный Совет (Investment Board), контролировавший дея-тельность как иностранных, так и отечественных инвесторов.

47 Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. - М.: Наука. - 1997. - С.64.

Сложные процедуры получения лицензий на инвестирование позволяли надёжно контролировать тех, кто рассчитывал на получение инвестиций. Сухарто привлёк к управлению экономикой технократов, как правило, выпускников Калифорнийского университета в Беркли, чтобы с их помощью завоевать доверие иностранных инвесторов. Опасение, что власть перейдет в руки технократов, было безосно-вательным, т.к. основные экономические объекты находились в руках военных. Это обеспечило уверенность иностранных инве-сторов в том, что макроэкономическое управление страной, цены и обменные курсы находятся в безопасности, и они могут не опа-саться делать свои вклады в экономику Индонезии.

Клан президента Сухарто, который являлся одним из бога-тейших кланов Индонезии, использовал своё положение в це-лях укрепления своего экономического положения. Жена и дети президента были вовлечены в компании, которые быстро обер-нулись в монополии, поскольку местные и иностранные биз-несмены боялись иметь дело с ними. Члены семьи преуспевали в наиболее выгодных отраслях экономики, в получении кон-трактов с зарубежными корпорациями и банками. Для последних вовлечь членов семьи в сделки означало получить допол-нительные гарантии избежать рисков, капризов бюрократов на более низких уровнях. Экономика страны получила наименова-ние "кронизм", поскольку выгодные контракты, субсидии, кре-диты и заказы доставались тем, кто был ближе к президенту и членам его семьи.

Семья Сухарто активно участвовала в процессах приватиза-ции в начале 1990-х гг., которые невероятно её обогатили: пра-вительство страны вознаградило семью выгодными контрактами в электроэнергетике, телекоммуникациях и платных дорогах. До обвала индонезийской рупии члены клана Сухарто имели воз-можность в любом банке получить заём на благоприятных усло-виях. За 32 года правления Сухарто сложилась мощная семейная бизнес-империя. Нефтехимия представляла сектор экономики Индонезии, в которой хозяевами был сын Сухарто Бамбанг Трихатмоджно, контролировавший "Bimantara Group", и Сигит Харджоджуданто, его старший брат. Фирмы, связанные с семьей Сухарто, освобождались от уплаты налогов на 7-10 лет. Клан Сухарто, включающий в себя шестерых детей и других родст-венников, по оценкам экспертов, контролировал активы общей стоимостью более 40 млрд. долларов.

Несмотря коррумпированность экономики, Индонезия раз-вивалась достаточно мощно, особенно после 1965 г. Ежегодный рост экономики составлял не менее 5%. Хотя сливки от эконо-мического роста снимали, прежде всего, верхние эшелоны вла-сти и сторонники режима, уровень благосостояния народа за-метно повысился за годы правления Сухарто.

Доход на душу населения, составлявший в 1965 г. 60 дол-ларов США, в 1974 г. - 200 долл., в 1997 г. он достиг 1021 долл. За последние четверть века в Индонезии число бедных среди населения сократилось с 60% населения в середине 1960-х гг. до 11% в середине 1997 г. Среди достижений правления Сухар-то за последние два десятилетия можно назвать структурную перестройку экономики: 65% всех отечественных и зарубежных инвестиций в период 1968 по 1997 гг. было вложено в произ-водство готовой продукции. Её экспорт вырос с 3,4 млрд. в 1984 г. до 30 млрд. долл. в 1997 г. До этого экономическое раз-витие Индонезии всецело зависело от экспорта нефти и других видов традиционной экспортной продукции.

Каким образом экономика Индонезии избежала сильной зависимости от нефтяных поступлений? Исследователи отме-чают, что этому способствовали следующие особенности индо-незийской экономической политики того периода:

- правительство проводило политику гибкого обменного курса;

- готовность правительства оградить воздействие нефтя-ных поступлений на ненефтяные сектора экономики;

- правительством была разработана широкомасштабная сграте! ия развития и подъема сельского хозяйства, которое да-^, ло толчок для развития обрабатывающих отраслей.

Приток нефтедолларов в 1974-1981 гг. позволил правительству Индонезии сосредоточиться на стимулировании раз-вития отраслей тяжелой промышленности: автомобильной, це-ментной, черной металлургии. В частном секторе быстрыми темпами стали развиваться трудоемкие отрасли: текстильная, швейная, обувная, мебельная, которые опирались на отечест-венную сырьевую базу.

По оценкам некоторых специалистов, Индонезия стала , единственной страной из всех стран-членов ОПЕК, которая пра-вильно использовала нефтяные доходы. Они были направлены, на развитие инфраструктуры, образование, модернизацию про-мышленности - в отрасли металлургии, авто- и самолетострое-ние. Индонезия является страной, которая не очень сильно зави-сит от экспорта нефти, поскольку кроме нефти, она экспортирует газ, древесину, цветные металлы и многие другие товары. Роль нефтегазовой отрасли постепенно снижается: если в 1970-е гг. на ее долю приходилось 30% ВВП, в 1990 г. - 14%, в-1997 г. - 6%, т.е. страна существенно сократила свою нефтяную зависимость.

До начала азиатского финансового кризиса правительство Сухарто сумело за три года сократить уровень инфляции с 10% до 5% и имело сбалансированный государственный бюджет. Оно значительно увеличило инвестиции в образование и профессио-нальную ориентацию, повысило минимум заработной платы, сократило тарифы и торговые барьеры в целях стимулирования инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики.

Некоторые исследователи отмечают, что в двух банков-ских кризисах в Индонезии еще до печально знаменитого "ази-атского" финансового кризиса 1997 г. "виноваты" крупные коммерческие банки второго уровня, возглавляемые родствен-никами президента Индонезии, поскольку отсутствие процедур банкротства банков фактически означало, что все обязательства всех банков полностью гарантируются "Bank of Indonesia".48

Но азиатский экономический кризис 1997-1998 гг. поло-жил конец режиму Сухарто. Экономическое благополучие рух-нуло после бегства иностранного капитала, в результате чего правительство практически потеряло контроль над экономикой страны. Власть утратила доверие и поддержку общества. В мае 1998 г. произошло падение режима Сухарто. Кроме азиатского экономического кризиса, можно назвать следующие причины политической и экономической несостоятельности принципов "нового порядка":

1) система отношений "патрон-клиент" стала изживать се-бя, и в индонезийском обществе стала нарастать потребность в демократизации общественных отношений;

2) в обществе стало проявляться недовольство той непо-мерной высокой ролью, которая играла армия в жизни страны;

3) издержки авторитарного режима (коррупция, непотизм, злоупотребление властью) подорвали доверие иностранных ин-весторов и мешали преодолеть экономический и финансовый кризис;

4) очевидно, что интеграция Индонезии в мировую эконо-мику и экономический рост страны способствовали расшире-нию и усилению среднего класса - той социально-политической силы, которая наиболее заинтересована в прихо-де демократического строя на смену авторитарному.

Исследователями отмечается, что в течение 32 лет правле-ния Сухарто политическая элита Индонезии проявила не только отсутствие единства, но и недостаточно четкое видение нацио-нальных интересов. Фаворитизм и семейно-клановый характер бизнеса, коррупция, непотизм стали неприемлемы в индонезий-ском обществе на исходе XX века.

48 Monies M.F. and Abdusalamov M.A. Indonesia: Reaping the Market in Jomo K.S.(ed.), Tigers in Trouble. -Bangkok:White Lotus, 1998;-P. 162-180.

Было известно, что Сухарто и его многочисленный клан за время президентства скопили огромное состояние (15 млрд. долларов), что большинство высших чиновников в стране пришли во власть благодаря бли-зости к Сухарто и его семье. Режим Сухарто стали восприни-маться широкими слоями населения, и особенно среди молодо-го поколения, как тормоз для дальнейшего развития Индонезии.

Хотя на смену Сухарто пришел Бурхануддин Юсуф Хабиби, его конституционный преемник и способный политик, тем не менее, индонезийское общество отвергло его, поскольку он был скомпрометирован близостью к бывшему президенту. Поэтому лидеры большинства партий сошлись на фигуре известного му-сульманского деятеля Абдуррахмана Вахида как компромисс-ной. Тем более, что он был немолод и обладал слабым здоровь-ем. К этому времени законодательно уже были ограничены пол-номочия президента как главы исполнительной власти. Вахид пришел в то время, когда десятилетия авторитаризма привели к отчуждению населения от власти, утрате доверия к ней. Власть ассоциировалась с произволом, коррупцией и непотизмом.

Армия, на которой держался диктат Сухарто, была изъята из политической сисгемы. Это привело к тому, что в тяжелых условиях нарастания недовольства населения властью произо-шел резкий и слабо контролируемый всплеск всех противоре-чий, накопившихся за десятки лет авторитарного правления: сепаратистские настроения и межобщинные столкновения в Восточном Тиморе привели к признанию международным со-обществом его независимости.

Импичмент, объявленный Вахиду в 1999 г. в связи с обви-нениями в коррупции и некомпетентности, вызвал в стране по-зитивную реакцию практически всех слоев населения, близкую к эйфории. В результате смены правительства курс националь-ной валюты относительно доллара вырос на 15%, стоимость акций на фондовой бирже повысилась в среднем на 30%. Одна-ко такой подъем был явно неоправдан из-за неблагополучного положения в индонезийской экономике. Затянувшееся противо-стояние между Вахидом и законодательными органами власти привело к ослаблению индонезийской валюты примерно на 25%. Одновременно подорожало топливо, а годовой уровень инфляции превысил 10%, тогда как в 2000 г. он был весьма умеренным - 4%. Выросли банковские процентные ставки, что увеличило долговое давление на индонезийское правительство. В конце 2000 г. государственный долг относительно ВВП дос-тигал значительной величины - 105%.

В 2001 г. парламентом на пост президента страны была ут-верждена Мегавати Сукарнопутри, значительную роль в вы-движении которой, по мнению аналитиков, сыграла армия. В настоящее время возглавляемая действующим президентом Мегавати Сукарнопутри Индонезийская демократическая пар-тия борьбы (ИДПБ) является лидирующей политической силой, хотя, в преддверие выборов 2004 г., ситуация в политической системе Индонезии остается крайне сложной и напряженной. Это происходит потому, что усилия правительства, президента и ее партии подвергаются резкой критике в связи с нерешенностью проблем: вывода страны из экономического кризиса, борьбы с коррупцией, отсутствием улучшения в социальной сфере, невыполнением требований демократических преобра-зований, в том числе проведении военной реформы- Сегодня внешний долг Индонезии составляет 134 млрд. долларов. При общей численности населения около 220 млн. человек в стране 43 млн. безработных, 125 млн. человек находятся ниже черты бедности. Правительство Сукарнопутри изо всех сил добивает-ся от иностранных кредиторов реструктуризации долга и полу-чения новых займов.

Но поскольку до сих пор международное сообщество счи-тает Индонезию самой коррумпированной страной в Азии, при-влечение иностранных инвестиций в страну является крайне проблематичным. Правда, МВФ уже заявил о готовности во-зобновить кредитование Индонезии на общую сумму 4,9 млрд. долларов, которое было приостановлено в конце 2000 г. из-за задержек с реформированием национальной экономики, в слу-чае согласия Мегавати Сукарнопутри пересмотреть план эко-номических реформ, который был разработан еще при прави-тельстве Вахида. Кроме того, правительству Индонезии при-дется возобновить переговоры с Парижским клубом кредиторов о переносе сроков погашения индонезийской задолженности в 2,8 млрд. долларов. Кроме того, как предполагают эксперты, необходимо проводить такую государственную политику, ко-торая бы ограничила бюджетный дефицит.

Одним из действенных инструментов достижения сбалан-сированности между государственными расходами и доходами является получение дополнительных средств от приватизации предприятий и продажи активов частных компаний, обанкро-тившихся в ходе валютно-финансового кризиса 1997-1998 гг. и оценивающихся в общей сложности в 50 млрд. долларов. Одна-ко индонезийское управление по банковской реструктуризации ответственное за реализацию этих активов, до сих пор смогло получить только пятую часть запланированной на 2001 г. сум-мы (27 трлн. индонезийских рупий, или 2,4 млрд. долларов). Президенту придется заменить главу этого ведомства, т.к. в на-стоящее время им является представитель правительства, кото-рое было обвинено в коррупции и пренебрежении националь-ными интересами.

Именно поэтому правительство Мегавати в последнее время демонстрирует проведение некоторых мер против кор-рупции. Так, до сих пор не закрыто дело об использовании в 1999 г. 40 млн. долларов внебюджетных средств, которые пред-назначались для продовольственной помощи бедным, на пред-выборную кампанию 1999 г. партии Голкар. К этому финансо-вому скандалу причастен лидер Голкара и председатель Совета народных представителей (СНП) Акбар Танджунг. Мегавати, с одной стороны, дав согласие на судебное преследование Акбара, в это же время противодействовала срочному созданию пар-ламентской комиссии по расследования дела и решения вопро-са о пребывании Акбара на должности председателя СНП. Дело в том, что ИДПБ, показывая активность в борьбе с коррупцией, одновременно старается не допустить нарушения социально-политической стабильности и новых нападок на партию. Фи-нансовый скандал, который коснулся лидера Голкара, подрыва-ет авторитет партии, но ее руководство не отказывается от пла-нов борьбы за парламент. Несмотря на продолжающийся су-дебный процесс, Акбар по-прежнему остается председателем Голкар и парламента (СНП). Многие политологи в Индонезии считают, что финансовый скандал поставит на Акбаре крест как на политике и снизит доверие к Голкар. В парламенте решение об отсрочке рассмотрения создания комиссии по расследова-нию скандала, в котором замешан Акбар, было принято с явной неохотой, проявленных особенно со стороны мусульманских партий.

Еще одной особенностью расстановки политических сил в стране представляется укрепление партий военными кадрами. В последнее время в партии вступили известные отставные воен-ные. Некоторые из них создают собственные партии. Министр-координатор в правительстве Мегавати генерал в отставке Су-сило Бамбанг Юдойоно формирует Демократическую партию с прицелом на выдвижение кандидатом на президентские выбо-ры. Приток бывших военных в партии показывает стремление армии сохранить свое влияние на политическую жизнь страны. Не исключается, что в период следующих выборов армия мо-жет сыграть важнейшую, если не решающую роль.

Поскольку нефть продолжает оставаться основным экс-портным товаром Индонезии (из 1,2 млн. баррелей в день, бо-лее 50% идет на экспорт), то положение дел именно в этом сек-торе экономики беспокоит больше всего как правительство, так и иностранных инвесторов. Поэтому в экономической сфере президенту предстоит продемонстрировать свою открытость и приверженность букве закона, иначе иностранные инвесторы воздержатся от возвращения в индонезийскую экономику, даже в ее наиболее прибыльный сектор - добычу нефти. Дело в том, что в Индонезии большое распространение получила нелегаль-ная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений при яв-ном попустительстве армии и местной полиции.

В настоящее время иностранные и национальные предпри-ниматели возлагают большие надежды на стабильность прави-тельства Мегавати. Теперь многое зависит от того, насколько быстро Мегавати Сукарнбпутри сможет приступить к осущест-влению как экономических, так и политических реформ. Тем более, как прогнозируют политики, с приближением прези-дентских выборов 2004 г. политическая ситуация в стране будет только накаляться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.