![]() |
|
|
Коррупция в нефтедобывающих странахКоррупция в исследуемых странах оценивалась на основе того, осуществление каких финансовых операций в стране требу-ет предоставления взяток. Среди таких операций рассматрива-лись: получение субсидий от правительства или местных властей, получение кредитов в банках, регистрация иностранной компа-нии в государстве, вывоз капитала и получение различных лицен-зий на производство, экспорт, импорт и другие виды деятельно-сти. В среднем практически во всех странах выявлен достаточно высокий уровень коррупции. Таблица 1 Индекс непрозрачности некоторых стран (данные 20011.)
Кроме того, из нефтедобывающих стран активно идёт утеч-ка капиталов по следующим основным каналам: покупка и те-заврация иностранной валюты населением; экспортно-импортные операции; легальный перевод капиталов за границу; вывоз валюты казахстанскими туристами; помещение за грани-цей валютных резервов Национального банка; репатриация ка-питала и доходов нерезидентами. Например, по информации Фе-деральной службы России по валютному и экспортному контро-лю, объем средств, ушедших из России на Запад по формально законным экспортно-импортным сделкам, оказавшимися затем фиктивными, составляет 60 млрд. долларов США, или так назы-ваемые "серые" деньги.32 32 Эксперт.-1997.-№13. Одним из привлекающих особое внимание представителей крупного бизнеса, является модель " Risk-wayer", которая оце-нивает степень риска для ведения бизнеса в 60 странах мира и которую проводит исследовательский отдел английского жур-нала "Economist". Исследования, проведенные отделом группы "Risk-wayer" в 2002 г., показывают, что терроризм, вооружен-ные конфликты и преступность представляют для бизнеса меньшую угрозу, чем коррупция и бюрократия. Аналитики произвели ранжирование степени риска для бизнеса по катего-рии "эффективность правительства", присвоив 60 странам от США до Китая показатель в пределах 59 (0 - наименьшая сте-пень риска и 100 - наибольшая степень риска). Как отмечает директор по изучению риска М. Бароди, "хо-тя нельзя игнорировать риск, связанный с вопросами безопас-ности, имеется тенденция к концентрации его в отдельных странах или даже отдельных регионов внутри страны. Напро-тив, риск, связанный с эффективностью правительства, распро-странен практически повсеместно и оказывает влияние на дея-тельность компании в зарубежных странах, иногда являясь не-преодолимым заслоном для получения прибыли".33 Исследовательский отдел отмечает, что там, где не строят дороги и где не развиты коммунальные службы, коррупция явля-ется серьезной проблемой. Многие компоненты риска, связанно-го с эффективностью правительства, являются по своей природе скрытыми, например, коррупция. Аналитики говорят: некоторые правительства начинают бороться с коррупцией, но их действий пока недостаточно для остановки ее разрушающего влияния на" бизнес. Что касается Казахстана, то ему был выставлен высокий показатель по категории "эффективность правительства" (93), примерно такие же, как у Гондураса (93), Нигерии (89) и Индо-незии (86). Это объясняется тем, что "правители Казахстана весьма враждебно относятся к иностранным инвесторам. Эта тенденция сопровождается участившимися попытками пере-смотра контрактов с иностранными инвесторами". Аналитики приходят к выводу, что "коррупция пронизала все уровни правительства Казахстана. Местнические интересы имеют весьма большое значение и представляют для иностран-ных инвесторов существенные трудности. Повсеместно распро-странено кумовство. Личные связи и местное промышленное лобби оказывают решающее влияние на решение политических вопросов. Правительственные структуры поражены коррупцией на всех уровнях, от самых высоких до самых низких, что суще-ственно затрудняет борьбу с ней".34 Согласно последним данным (2001 г.) международной не-правительственной организации "Transparency International" (TI), базирующейся в г. Берлин (ФРГ) и регулярно составляю-щей рейтинг стран в зависимости от степени распространения в них коррупции, Казахстан занял низкое 71 место (наравне с Гондурасом, Индией и Узбекистаном) по новому индексу - ин-дексу восприятия коррупции (ИВК), т.е. готовности получать взятки. Для сравнения: если в 1999 г. Казахстан занимал 84 по-зицию, в 2000 г. произошел резкий скачок на 66 место, то в 2001 г. - 71 место. Прорыв в 2000 г. объясняется активизацией кампании по борьбе с коррупцией. Нынешнее же снижение экс-перты расценивают, как результат разочарования иностранных инвесторов, на чьих мнениях основываются исследования TI. Необходимо отметить, что TI ранжирует 91 страну мира. Новый индекс - ИВК (индекс восприятия коррупции), впервые представлен TI в 1995 г., и является результатом опросов биз-несменов, ученых и аналитиков данных стран и отражает вос-приятие ими коррупции. Эксперты говорят: "ИВК основан на понимании, что уровень восприятия коррупции может быть из-менен только последовательно и в течение довольно длитель-ного времени- Таким образом, не всегда такие изменения могут считаться заслугой новых правительственных лидеров, которые прилагают определенные усилия для противостояния годами укоренявшейся коррупции в их странах. 33 Экономика. Финансы. Рынки. - 2002. - № 13 34 Экономика. Финансы. Рынки.- 2002. - № 13. Например, в последнее время, в таких странах, как Нигерия, Мексика и Филиппины, новые главы государств намериваются запустить долгосрочные антикоррупционные программы".35 По индексу восприятия коррупции (ИВК) наиболее разви-тые и богатые страны (Финляндия, Дания, Новая Зеландия, Ис-ландия, Сингапур и Швеция) набрали 9 баллов из 10 возможных, показав наиболее низкий уровень восприятия коррупции. Среди стран, набравших 5 баллов и меньше, Азербайджан, Боливия, Камерун, Кения, Индонезия, Уганда, Нигерия и Бангладеш. Таким образом, коррупция негативно влияет на нацио-нальную экономику, заранее ставя в неравное положение кор-румпированных и честных предпринимателей (отечественных и иностранных); лишая честных людей стимулов к занятию ле-гальным бизнесом, выдавливая или "обламывая" их, заставляет играть их по собственным "правилам игры"; подрывает конку-ренцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках, делая не-конкурентоспособными отечественные товары. Кроме того, именно коррумпированная экономика чаще всего рассматривается международной организованной пре-ступностью как потенциальное место для "отмывания" грязных денег и последующего вложения иностранных капиталов в раз-решенные законом виды предпринимательства. Власть при этом "не видит" сомнительного происхождения иностранных капиталов, поскольку при помощи их создаются новые рабочие места, новые предприятия, модернизируются старые производ-ства, что позволяет избежать социальных конфликтов. Но, не-смотря на это, коррумпированная экономика, постепенно пре-вращается в компрадорскую, усиливает социальное расслоение и дифференциацию населения, провоцирует межнациональные, межэтнические и междоусобные конфликты, постепенно пре-вращает в фикцию все демократические завоевания общества. Связка "чиновник - бюрократия - коррупция" уже давно стала жизненной формулой, без которой не обходится ни одна сфера экономики. При этом невооруженным глазом можно за-метить, что масштаб коррупционных сделок по-прежнему вы-сок в странах с большой экспортной составляющей (нефтяной, газовой и т.д.). Страны-экспортеры нефти не являются в данном случае исключением. Чтобы победить коррупцию, необходимы, прежде всего, политическая воля государства и всего общества в целом, от-крытость ("прозрачность") принятия экономически значимых решений (особенно в нефтяном секторе), ответственность госу-дарственных чиновников за принятые ими решения, эффектив-ная борьба с коррупцией в рамках национального законода-тельства (законы прямого действия: например, закон "О борьбе с коррупцией"), формирование в обществе устойчивой модели антикоррупционного поведения. Как отмечают некоторые исследователи, "лучшая защита от коррупции - максимум конкуренции, надежность исполнения кон-трактов, хорошо налаженная система отслеживания результатов деятельности и претензий, правоспособность проведения рассле-дования возникающих проблем, связанных с процессом торгов, и угроза преследования. Конкуренция и предание гласности резуль-татов деятельности компаний обнажает и подтверждает неэффек-тивность компаний, проигравших торги по объективным причи-нам, а угроза проведения расследований и перспективы судебных преследований отбивают охоту к мошенничеству'' 36. 35 К обществу без коррупции. - 2001. - № 1(6). - С. 4. 36 Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обнов-ления государства. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. Ст. Л.И-Лопатникова. - ML: ОАО Издательская группа "Прогресс", 2001.-С. 234. В настоящее время такая страна, как Норвегия, экспорти-рующая нефть во многие страны Европы, является одним из редких примеров, когда сырьевые ресурсы (нефть) принесли благосостояние всему обществу. Из воспоминаний советского журналиста, побывавшего в Норвегии в 1970-е гг.: "В Осло нас встретили весьма радушно, разместили в арендованных МИДом такси и отвезли в весьма престижную гостиницу. Оказалось, что у норвежского МИДа своих машин нет, и это нас, признать-ся удивило. На следующий день я видел, как в трамвай садился министр финансов. А Норвегия - небедная страна, одни только ее нефтяные запасы чего стоят..."37 Либерализация рынков, демонополизация услуг и дерегу-лирование (т.е. уменьшение числа правил до необходимого ми-нимума, чтобы защитить конкуренцию и гарантировать про-зрачность и ответственность) уменьшают возможности корруп-ционных действий со стороны государственных должностных лиц. Положительный эффект этих мер, особенно в областях внешней торговли (импортные и экспортные лицензии), нало-гообложения (налоговые структуры и администрация, включая таможни) и инвестиций был заметен во многих странах. Такие результаты становятся очевидными, когда эти меры объединяются с развитием или укреплением институтов, кото-рые контролируют соответствующую реализацию необходимых правил и гарантируют их эффективность. В отсутствие сильных и эффективных институтов экономическая либерализация мо-жет стать противоправной, увеличить возможности коррупции и создать вакуум, который заполнит организованная преступ-ность. Однако приватизационные власти и регулирующие уч-реждения сами могут быть объектом коррупции. Анализ показывает, что коррупция распространяется по ме-ре роста конкуренции как между чиновниками-коррупционерами, так и между взяткодателями. Заинтересованные лица стре-мятся минимизировать свои трансакционные издержки, а это легче всего сделать в условиях так называемой монополистиче-ской коррупции. Снижение инвестиций в национальную эконо-мику стало результатом коррупционного налога, резко снизив-шего стимулы к инвестированию в условиях реформ. Исследова-ния показали, что существует явная отрицательная зависимость между уровнем коррупции (оцениваемая через опросы бизнес-менов), с одной стороны, и уровнем инвестирования и экономи-ческим ростом - с другой - При этом наблюдается явная положи-тельная зависимость между предсказуемостью коррупции и ин-вестированием. Коррумпированные государственные чиновники склонны к выбору таких направлений государственных расхо-дов, которые предоставляют большие возможности для получе-ния взяток - речь идет о продукции, производимой в условиях олигополистического рынка. Весь мировой опыт свидетельствует, что сырьевые регио-ны не оставались в своих странах ведущими в социально-экономическом отношении сколько-нибудь длительное время, а если государство не принимало мер по диверсификации их эко-номики, очень скоро они превращались в аутсайдеров, даже если их ресурсы еще не были исчерпаны. Наверное, поэтому не было попыток проведения политики сырьевого сепаратизма в развитых странах с устойчивым законодательством и достаточ-но диверсифицированной экономикой. Это характерно только для молодых государств "Третьего мира" и стран с переходной экономикой, причем на ранних стадиях развития. В целом, необходимо последовательно и решительно из-менять институциональную среду в обществе, проводя демо-кратические преобразования и формируя новое общественное сознание. 37 Биккенин Н. Сцены общественной и частной жизни.// Свободная мысль -XXI. - 2002.- № 8. - С.93. Глава 2. ПРОЯВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИИ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАНАХ 2.1. Нефтяное богатство страны и коррупция Опыт многих стран показывает, что их обеспеченность минеральным сырьём оказывает неоднозначное влияние на уровень и динамику экономического развития национальной экономики и, в конечном счёте, на её международную конку-рентоспособность. Например, известный экономист Лешек Бальцерович замечал по этому поводу: "Опыт показывает, что никакой зависимости между наличием природных богатств и благосостоянием общества нет. Существуют страны с высоким уровнем благосостояния, в то же время у них нет почти ника-ких ресурсов, например, Япония. И есть страны, у которых имеется множество природных богатств, а они совсем не такие уж богатые. Перспективы экономики не зависят от одного только фактора, они зависят от проведения реформ в целом и, прежде всего, от стабильности страны".38 Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить примеры стран, по-разному обес-печенных ископаемыми ресурсами, как среди богатых, так и среди бедных стран (таблица 2). Таблица 2 Зависимость между богатством и наличием природных ресурсов
Обладание запасами полезных ископаемых играло неоди-наковую роль в развитии национальных экономик в разные пе-риоды времени. Например, нынешнее состояние экономики США сформировалось на базе богатого сырьевого потенциала страны; важнейшую роль в становлении экономического благо-состояния Швеции сыграла железная руда, Великобритании - уголь и цветные металлы, Германии - уголь и железная руда, Канады - разнообразный комплекс полезных ископаемых. От-крытие в XX веке богатейших запасов нефти в странах Персид-ского залива позволило им стать богатыми странами и превра-титься в один из мировых финансовых центров. В период пер-вого нефтяного бума (1973-1974 гг.) в мире резко изменилось отношение к нефтедобывающим странам Ближнего Востока: производители нефти были возведены в особый ранг в плане их политического влияния, внешней торговли и доступа к ино-странному капиталу. 38 Панорама.-1997.-№37. Конечно, это не могло не сказаться на ожиданиях прави-тельств и народа этих стран; все пребывали в состоянии, близ-ком к эйфории. Об этом свидетельствуют следующие доказа-тельства: например, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви объя-вил, что Иран находится на пороге "великой цивилизации", а Карлос Перес, президент Венесуэлы, на весь мир заявил о сво-ём плане "Величественная Венесуэла". Неудивительно было и то, что те развивающиеся страны, которые не имели месторож-дений нефти, испытывали чёрную зависть к нефтедобывающим странам: им казалось, что наличие нефти -- вот тот важнейший фактор, который может привести страну к экономическому, политическому и социальному процветанию. Иранский ми-нистр нефтяной промышленности Джамшид Амузегар в то время отмечал, что "составители планов в странах третьего ми-ра с нехваткой капитала и амбициями неустанно говорили себе и другим, что если бы только у них было чёрное золото, то волшебный жизненный сок их экономического взлёта был бы в их руках. Однако уже к 1975 г. явно проявляется порочность такого развития, оптимистические взгляды сменяются пессимистиче-скими: "Вы думаете, нам повезло. Я так не думаю. Мы умираем от несварения. Я называю нефть "экскрементами дьявола". Она приносит беду. Оглянитесь вокруг себя. Посмотрите на эту locura - отходы, коррупция, потребление и разваливающийся государственный сектор. И долг, долг, долг, который будет у нас много лет. Мы делаем наших внуков должниками". Так го-ворил Хуан Пабло Перес Альфонсо, один из основателей Орга-низации стран-экспортёров нефти (ОПЕК). Справедливости ради отметим, что он оказался прав. Рост внешнего долга стал типичным явлением для нефтедобываю-щих стран на стадии экономического развития, когда внутрен-ние сбережения невелики, баланс по текущим операциям сво-дится с большим отрицательным сальдо и необходим импорт капитала для восполнения недостающих ресурсов. Несмотря на все различия в экономике, культуре, полити-ке, геополитическом положении некоторых нефтедобывающих стран (Индонезии, Нигерии, Венесуэлы), их объединяет только одно -- наличие в этих странах нефтяных ресурсов. И опыт их социально-экономического развития убедительно показывает практически один и тот же результат -- ухудшение экономиче-ской ситуации после бума. Общие выводы, которые можно сделать, проследив дина-мику их развития после первого нефтяного бума (1973-1974 it.), являются неутешительными для ряда независимых нефтедобы-вающих стран (не членов ОПЕК). В их числе находятся такие страны, как Норвегия, Россия, Оман, Ангола, Казахстан, которые стоят как бы в начале того пути, который уже прошли эти стра-ны, поскольку последствия для этих стран были следующими: 1) сильная зависимость от одного ресурса -- нефти. Как из-вестно, спрос на нефть относительно неэластичен, предложение нестабильно вследствие чего имеют место большие колебания в ценах на нефть и нефтяных доходах. Стабильность государства зависит в большей степени от стабильности мирового нефтяно-го рынка; 2) зависимость экономики всей страны от развития нефтя-ной отрасли, которая, начиная с периода своего становления и дальше, требует огромных капиталовложений; новых, передо-вых (как правило, иностранных) технологий, т.е. по сути явля-ется анклавной отраслью; 3) потребность в капиталовложениях и технологиях появля-ется при зарождении нефтяной отрасли и в период её становле-ния. И здесь важную роль играют иностранные компании, пре-доставляющие как инвестиции, так и передовую технологию; 39 Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / Пер. с англ. - М.: Издательство "Деново", 1999. - С. 551- 4) в нефтяной отрасли, как правило, занято около 1-2% всех трудовых ресурсов страны, то есть нефтяная отрасль имеет низкий потенциал к увеличению занятости в экономике страны; 5) высококвалифицированные трудовые ресурсы нефтяной отрасли являются более высокоорганизованной группой обще-ства, чем остальные трудящиеся, они имеют более сильные профсоюзы, которые защищают их интересы и их высокую за-работную плату при том, что страна имеет высокий уровень безработицы в остальных отраслях промышленности и сель-ском хозяйстве; 6) существующая зависимость от невоспроизводимого ис-тощаемого ресурса -- нефти приводит к тому, что правительства спешат вложить нефтяные поступления в высокодоходные (на их взгляд) инвестиционные проекты, которые, как правило, имеют высокую степень риска, поскольку лаг ожидания уско-ренного вложения нефтяных поступлений составляет в среднем 15-20 лет; 7) зависимость от ресурса, который способен генерировать монопольную ренту. Мировой нефтяной рынок характеризуется высокими барьерами для вхождения в неё новых участников рынка; здесь работает небольшое число крупных производите-лей; в краткосрочном периоде спрос на нефть является неэла-стичным, т.к. нефть трудно заменить другим видом энергии; кроме того, нефть является стратегическим сырьём для многих стран; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |