реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Коррупция в нефтедобывающих странах

Казахстанские наблюдатели отмечают, что "все положи-тельные сдвиги в уровне коррумпированности во всем регионе явно произошли не за счет Казахстана". В качестве аргумента приводится тот факт, что в 2001 г. индекс восприятия корруп-ции Казахстана спустился на 17 позиций, уступив лишь не-скольким африканским странам.

В настоящее время ситуация с коррупцией в Казахстане обсуждается известными аналитиками и экспертами. Так, анг-лийский журналист, бывший редактор "Financial Times" no Восточной Европе Э. Робинсон предостерегает власти Казах-стана, что "полагаясь на кланы, бюрократию и подхалимов, ре-жим превратится в классическую нефтяную клептократию. Это будет трагической ошибкой единственной страны Центральной Азии, имеющей запасы нефти, минеральных ресурсов и уни-кальный человеческий капитал, потерянным шансом стать со-временным промышленно развитым демократическим государ-ством, оплотом благосостояния и стабильности в регионе. Это также будет негативно восприниматься крупными нефтяными компаниями, которые уже сейчас начинают выражать недо-вольство аппетитами местных чиновников, и американским правительством, желающим иметь стабильные демократиче-ские режимы в регионе, авиабазы которого представлены США для войны с терроризмом"66

3.4. Сценарии развития нефтедобывающих стран

Как известно из опыта многих нефтедобывающих стран, темпы экономического роста и сдвиги в распределении нефтя-ных доходов и богатства тесно связаны с характером политиче-ского режима и направлением внутренней политики. Когда приобретено богатство, то, несомненно, умножаются возмож-ности наживать больше денег, поскольку накопленное богатст-во открывает новые возможности наживы, закрытые без него. Поэтому главным вопросом для сформировавшихся режимов заключается в том, насколько правительство сможет помешать росту неравенства, прежде чем оно достигнет опасного предела или, другими словами, насколько правительство сможет сохра-нить уровень неравенства, не вызвав недовольства и сопротив-ления собственного народа. Каждый режим, сформировавшийся на нефтяных богатствах, отобранных у народа, увы! -пытается сохранить нефтяную "кормушку" всеми силами, средствами, ре-сурсами, мощью армии и правоохранительных органов. С оппо-зицией в данном случае особо не церемонятся. События по-следних лет из политической ситуации стран Центральной Азии наглядно демонстрируют этот тезис.

65 Martin Baily, Gary Burtless, Robert E. Litan. Growth with Equity. - Washington, D.C.: Brookings Institution, 1993.

66 Робинсон Э. Центральная Азия: ставки высоки. / Assandi-Times. - 2002. - № 08.

Пример нефтедобывающих стран показывает огромный разброс возможных сценариев развития. И, хотя достаточно трудно прогнозировать варианты развития стран Центральной Азии вообще и Казахстана в частности как нефтяной державы, даже на самое ближайшее будущее, происходящие в нашей стране процессы наглядно показывают возможности повторе-ния путей развития таких нефтяных стран, как Венесуэла, Ин-донезия и даже Нигерии. В данном случае анализу подвергают-ся не столько количественные показатели, характеризующих темпы развития национальной экономики в целом, сколько ка-чественное содержание происходящих политических, экономи-ческих и социальных процессов.

Представляется очевидным, что каждый режим вынужден быстро и любыми путями приспосабливаться к изменениям со-циально-экономических процессов, происходящих в собствен-ной стране. К этому их подталкивают такие факторы, как уве-личивающаяся нестабильность в обществе, которая, в конечном счете, может привести к нарастанию конфликтных ситуаций, вплоть до установления военной диктатуры. Поэтому некоторые аналитики прогнозируют, хотя и очень осторожно, возможности установления военной диктатуры в Казахстане и других странах Центрально-Азиатского региона с целью не допустить коренных изменений в сложившейся политической структуре. Как отмеча-ют эксперты по странам Центральной Азии, например, в Узбеки-стане "уже в ближайшие годы вполне реальной перспективой может стать начало гражданской войны, сопровождаемой ради-кальными изменениями политического плана".67

Как показывают недавние события в Туркменистане (воо-руженное покушение на пожизненного президента С. Туркмен-баши), в этой стране региона не все так гладко, как представля-ется на первый взгляд. В связи с такими прогнозами можно проследить достаточно явную связь между попытками прави-тельства Казахстана не допустить дальнейшей утечки инфор-мации из иностранных источников по поводу "нефтяного" скандала и, как следствие, возможную передачу власти.

О том, что установление военной диктатуры вполне явля-ется достоверным вариантом, можно говорить в свете послед-них решений прикаспийских государств по вопросу о правовом статусе Каспийского моря. После долгих переговоров, в мае 2002 г. Президент России Владимир Путин и Президент Казах-стана Нурсултан Назарбаев подписали документ, устанавли-вающий координаты прохождения модифицированной средин-ной линии разграничения дна северной части Каспийского моря между Россией и Казахстаном. Этим документом две страны "застолбили" спорные месторождения на стыке каспийской зоны для совместного освоения. К России и Казахстану присое-динился и Азербайджан, но Иран достаточно резко отказался признавать это соглашение, настаивая на собственной позиции: делить Каспий необходимо по секторам, по 20% акватории для каждой прикаспийской страны.

Мировые информационные агентства прокомментировали это событие следующим образом: Россия сможет свободно заниматься добычей и транспортировкой нефти в своем, уже определенном секторе Каспийского моря, поскольку с другими прикаспийскими странами у нее границ нет, а вот Азербайджа-ну и Казахстану придется сложнее, т.к. у этих стран есть грани-цы с Туркменистаном и Ираном, договариваться с которыми придется еще достаточно долго.

Россия и Казахстан в последнее время наращивают собст-венное военное присутствие на Каспии. Уже созданы военно-морские формирования ВС РК, включающие около трех тысяч военнослужащих, 10 катеров береговой охраны и три вертолета. Правда, пока эти подразделения береговой охраны организаци-онно входят в Силы охраны государственной границы Казах-стана.

67 Пономарев В. Грядет ли исламская революция в Узбекистане? // Континент. - 2000. - № 8(21). - С. 39.

В недалеком будущем планируется создание военно-морских сил: в Актау уже открыто Высшее военно-морское училище Министерства Обороны РК.

Установление военной диктатуры возможно двумя путями: приходом к власти потенциального диктатора через президент-ские выборы или военным свержением правового режима, не спо-собного справиться с социально-экономическими трудностями.

Крайности в данном случае могут быть две - варианты правой и левоцентристской диктатуры. Поскольку последний вариант уже рассмотрен выше, посмотрим, что может на прак-тике может означать военная диктатура правового типа. Ее главные отличия от обычного правого режима заключаются в следующем:

- акцент на субсидирование военно-промышленного ком-плекса;

- большой упор на популистские акции;

- протекционизм для защиты отечественной промышлен-ности.

В совокупности эти меры могут дать на определенный толчок развитию экономики и помочь ей набрать умеренные темпы роста. Но этого недостаточно для серьезного улучшения Уровня жизни большей части населения страны. Кроме того, правая диктатура должна опираться на финансовую олигархию в лице крупного национального бизнеса, что сузит поле для по-пулистских социально-экономических маневров. Ведь известно, ito к популистским обещаниям крупный бизнес как иностранный, таки и отечественный относится крайне скептически- Ско-рее всего, они свелись бы к формальному наведению порядка в борьбе с организованной преступностью и к показной борьбе с коррупцией на самом высоком уровне, что и демонстрирует высшее руководство стран Центрально-Азиатского региона. На-пример, "разборки" с коррумпированными высшими чиновника-ми стали обыденным явлением для туркменских телезрителей.

Возможны также меры милитаристского характера, на-пример, превращение вооруженных сил в политическую корпо-рацию, обладающую особыми правами и привилегиями, созда-ние "народной" партии во главе с диктатором, которая бы осу-ществляла власть на местах и составляла резерв для управления на более высоком уровне. Имевшие место в истории некоторых стран прецеденты (например, Чили) показывают, что военные диктатуры правого толка вполне уживаются с социально стра-тифицированным обществом и властью богатых.

Крайний вариант такого режима может иметь два послед-ствия. Первое - экономика страны будет обречена на дальней-ший социально-экономический и, в результате этого, политиче-ский застой, что сделает военную диктатуру крайне неустойчи-вым образованием. Второе - вызвать кратковременный подъем, в основе которого будет лежать восстановление военной инду-стрии, строительство военной инфрастуктуры, расширение ар-мии и сокращение за этот счет безработицы. Но надежды на долговременный самоподдерживающий рост экономики и вы-сокий социальный уровень большинства населения такой ре-жим дает ничтожно мало.

Для объяснения этого можно привести тот факт, что авто-ритарный режим может интегрировать и интегрирует в себя достаточно узкий слой нуворишей, разбогатевших при его под-держке и в его рамках. Но за его пределами остается весь наро-ждающийся средний класс, который не имеет тех привилегий, которые имеют "новые" богатые. Оставшиеся за рамками авто-ритарного режима национальные предприниматели, т.е. не пользующиеся его протекцией в виде льготных кредитов, вы-годных контрактов, лицензий и других форм предоставления режима наибольшего благоприятствования для бизнеса, объек-тивно заинтересованы в установлении открытых, рыночно ори-ентированных, демократических условиях принятия в государ-стве экономических и политических решений.

Отметим также, что авторитарные режимы не имеют ника-ких сдержек и противовесов. Если даже они проводят разруши-тельную политику, то ничто их не может сдержать. Кроме это-го, авторитарный режим может обеспечить экономическое раз-витие, но в то же время подрывает основы своего существова-ния. Чтобы экономика бурно развивалась, нужны квалифици-рованные кадры. Следовательно, должен расти уровень образо-вания. Интеграция национальной экономики в мировую эконо-мику расширяет контакты людей. Развитие средств массовой информации - ещё один фактор, который подвергает эрозии авторитарные режимы. И как бы не старались руководители высшего эшелона власти "замолчать" независимую прессу, их попытки заранее обречены на неудачу.

Угроза гражданской войны - это не миф, сочиненный со-временными исследователями последствий коррупции для стран со слабой структурой гражданского общества. Опыт не-которых нефтедобывающих стран, который был рассмотрен в главе 2 "Проявления и особенности коррупции в нефтедобы-вающих странах", с особой наглядностью свидетельствует, что акции гражданского неповиновения властям и вооруженное восстание отделяют только один шаг. Поэтому нужна полити-ческая воля высшего руководства страны, чтобы избавить соб-ственный народ от повторения чужого негативного опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблему коррупции, на наш взгляд, не стоит умалчивать. Тем более, она вызывает самый живой интерес у студентов, изу-чающих спецкурс "Макроэкономическая политика стран, бога-тых сырьевыми ресурсами". Это связано с тем, что мы живем в стране, богатой природными ресурсами, которые принадлежат не только нам, но и последующим поколениям казахстанцев. И наша задача - правильно распорядиться этими богатствами в ин-тересах всего народа.

Эта проблема, к сожалению, коснулась не только Казах-стана. Болезнью под названием "коррупция" болеют многие страны мира, особенно развивающиеся - те, которые только продвигаются на пути создания рыночной экономики и демо-кратического управления. Пример некоторых нефтедобываю-щих стран позволяет, как бы примерить эту проблему на себя, но, дай бог, только теоретически. Разрушительные последствия коррупции сказываются до сих пор на экономике Нигерии, Ин-донезии, Венесуэлы, Анголы, Эквадора и т.д. Даже Саудовская Аравия, богатейшая страна мира, не смогла избежать корруп-ции, которая, как ржавчина, разъедает все общество и общест-венные институты этой страны.

Глобализация коррупции, которая отмечается практически всеми исследователями этой проблемы, требует и транснацио-нальной борьбы с ней. Казахстан пока не готов к такой борьбе, поскольку для этого необходимо ратифицировать антикорруп-ционную конвенцию OECD, ввести уголовную ответственность за коррупцию государственных служащих за рубежом, органи-зующих международные сделки по продаже оружия, нефти, газа, других сырьевых ресурсов страны.

Для эффективной же борьбы с коррупцией внутри страны, необходимо создавать новые демократические формы управле-ния государством, формировать по-настоящему гражданское общество, усилить общественный контроль за деятельностью правительства в вопросах распоряжения доходов от экспорта сырьевых ресурсов, сделать государственный бюджет прозрач-ным и открытым, контролировать недавно созданный Нацио-нальный фонд, в котором аккумулируются нефтяные деньги. А это может сделать только молодое поколение, образованное и свободное от коррупции.

ГЛОССАРИЙ

Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и факти-ческим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духов-ной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее время в мире сохраняются восемь абсолютных монархий; Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сдела-ны первые шаги по переходу к конституционной монархии. Со-гласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютных монархиях монарх осуществляет исполнитель-ную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного рода законосовещательных органов (вы-борных или назначаемых).

Автократия (от греч. "autokrateia"- самодержавие) - сис-тема управления, при которой одному лицу принадлежит неог-раниченная верховная власть - Авторитаризм (от лат. "auctoritas" - власть) - система вла-сти, характерная для антидемократических политических ре-жимов. Характеризуется сосредоточением всей государствен-ной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов прав-ления может варьироваться от умеренно авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до класси-ческой фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма - тоталитаризм.

Агент (от лат. "agens" - действующий) - 1) субъект эконо-мических отношений, участвующий в производстве, распреде-лении, обмене и потреблении экономических благ; 2) юридиче-ское или физическое лицо, выполняющее в экономике опреде-ленную функцию от собственного имени или по поручению других лиц (группы-лиц) за определенное вознаграждение.

Амнистия (от греч. "amnestia" - забвение, прощение) - полное или частичное освобождение от уголовной ответственности или наказания индивидуально неопределенного круга лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам на-значенного судом наказания более мягким, либо сокращение срока наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амни-стии, может быть снята судимость.

Анонимный счет банковский счет; распоряжение средст-вами на котором производится без установления банком лично-сти лица, предъявившего требование о выполнении операций по счету. Идентификация лица, имеющего право распоряжаться средствами, находящимися на анонимном счете, производится с использованием номеров, кодов, паролей и иных средств (кро-ме имени или наименования клиента банка), подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. Самое широкое распространение в, настоящее время получила такая разновидность анонимного счета, как номерной счет, когда уполномоченное по счету лицо идентифицируется с помощью номера счета, указанного в документе; выдаваемом клиенту банка в подтверждение заключения договора номерного счета.

Арест на вклад - приостановка операций по выдаче денег со счета вкладчика. Может быть наложен только по постановле-нию судов, органов предварительного следствия и дознания по находящимся в их производстве уголовным делам, а также в предусмотренных законом случаях рассмотрения дел о конфи-скации имущества; по постановлению судов, в производстве ко-торых находятся гражданские дела, вытекающие из уголовных дел и т.д.

Арест счета (арест вклада) - запрет на распоряжение сред-ствами, находящимися на счете (во вкладе) в кредитном учреж-дении. Арест счета производится только по решению компе-тентных органов и имеет целью воспрепятствовать отчуждению средств, находящихся на счете, и укрытию их от взыскания.

Асимметрия информации - положение, при котором од-на часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая - нет.

Аффилированное лицо - физическое лицо (инвестор) или организация, способные оказывать прямое влияние на деятель-ность хозяйственного общества, обычно вследствие участия в его капитале или членства в руководящих органах.

Баланс государственного бюджета - соотношение де-нежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит государственного бюджета.

Банковская тайна - особый институт гражданского права, защищающий коммерческую тайну банков, их клиентов и лич-ную тайну вкладчиков.

Бедность - невозможность удовлетворения определённы-ми группами населения минимальных потребностей.

Богатство - всё, что имеет рыночную ценность и может быть обменено на деньги или блага. Оно включает в себя физи-ческие блага и активы, финансовые активы, навыки, умение, т.е. всё, что может приносить доход. Все эти элементы рассмат-риваются как богатство тогда, когда они могут продаваться и покупаться на товарных или денежных рынках. Богатство мо-жет быть разделено на два основных вида - вещественное бо-гатство, воплощённое в физических и финансовых активах (ка-питал), и невещественное богатство (человеческий капитал). Все виды богатства обладают основным свойством, состоящим в его способности приносить доход.

Бонус (от лат. "bonus" - добрый, хороший) - дополнитель-ное вознаграждение. Это может быть премия (дополнение к зарплате), дополнительная скидка, добавочный дивиденд и т.д. Английский термин "bonus" употребляется также в словосоче-таниях, означающих различные надбавки, например, надбавка за выслугу лет, надбавка за сверхурочное время, надбавка на иждивенцев и т.п.

Бюджет государственный - форма образования и расходо-вания денежных средств для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций государства. Во всех демократических государствах принятие государственного бюджета является одним из важнейших полномочий парламента. Как правило, проект государственного бюджета представляется в парламент главой государства или правительства.

Бюджетное регулирование - второй (дополнительный) порядок распределения доходов государственного бюджета. Основу бюджетного регулирования образует закрепленное за-коном распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. Согласно законодательству, бюджетное регулирование, являясь составной частью бюджетного процесса, представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Существуют че-тыре группы методов бюджетного регулирования: 1) установ-ление и распределение регулирующих источников доходов бюджета; 2) перераспределение самых бюджетных источников; 3) оказание безвозмездной помощи нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих бюджетов; 4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Бюджетный контроль - органическая составная часть го-сударственного финансового контроля, посредством которого в процессе составления проекта бюджета, его рассмотрения и со-ставления отчета об его использовании проверяется образова-ние, распределение и использование бюджетных средств.

Валютные отчисления - часть валютной выручки, кото-рая должна продаваться предприятием в государственный ва-лютный фонд по специальному курсу. Процент валютных от-числений и курс такой продажи устанавливаются государством.

Взяточничество - собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава преступления против госу-дарственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных посягательств на указан-ные интересы в качестве оконченных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи с другим преступлением.

Вклад (счет) до востребования - банковский депозит, ко-торый может быть изъят вкладчиком по первому требованию; средства на чековом счете в банке.

Внебюджетные средства - денежные средства государст-ва, имеющие целевое назначение и не включаемые; в государст-венный бюджет.

Внебюджетные целевые фонды - новое звено финансо-вой системы Казахстана; разновидность целевых государствен-ных и местных фондов денежных средств. Внебюджетные фон-ды по своему целевому назначению могут быть подразделены на социальные и экономические фонды.

Война - в международном праве военные действия между государствами, а также между государствами и национально-освободительными движениями, сопровождающиеся полным разрывом всех мирных отношений между ними. Различают вой-ны справедливые, правомерные (индивидуальная или коллек-тивная самооборона против агрессии, принудительные воору-женные санкции против агрессора по решению Совета Безопас-ности ООН, национально-освободительные войны в осуществле-ние права на самоопределение) и войны несправедливые, непра-вомерные (агрессия, колониальные). Несправедливые, неправомерные войны являются международным преступлением.

Вымогательство - одно из преступлений против собст-венности. Выражается в требовании передать чужое имущество или право на имущество или совершении других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а рав-но под угрозой распространения сведений, позорящих потер-певшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Геноцид - действия, направленные на полное или частич-ное уничтожение национальной, этнической, расовой или рели-гиозной группы путем убийства членов этой группы, причине-ния тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, на-сильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

"Голландская болезнь" ("Dutch disease") - потеря кон-курентоспособности из-за повышения реального обменного курса национальной валюты в результате открытия новых ме-сторождений полезных ископаемых.

Государство - коллективный экономический агент (сово-купность учреждений и организаций), обеспечивающий фир-мам и домохозяйствам те экономические блага (правопорядок, безопасность), производство которых рыночными методами оказывается неэффективным.

Гражданское общество - необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеоло-гический плюрализм. Гражданское общество контролирует го-сударство, которое служит обществу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.