реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты и ответы по туризму и экскурсиям

было множество. Распространялись они по обширной территории, включавшей

несколько современных районов.

Слева от избы Екимовой М.Д. запроектирован и сделан колодец с

журавлем. Он довольно глубокий. Поступающая вода чистая, ее состав проверен

в санэпидемстанции.

РЫШЕВСКАЯ ИЗБА - БЕЛАЯ (печное отопление по - белому - большая русская

печь с дымоходом). Интерьер белой избы более наряден, он обогатился

красочными деталями: расписной мебелью, цветным ткачеством.

Рядом с рышевской избой - АМБАР (конец 19 в.) дер. Хвощник Боровического

района (старое название - «анбар» или житница).

Новгородский музей деревянного зодчества знакомит с разными типами

культовых построек.

Среди изб мстинской зоны стоит нарядная постройка - часовня 1741 - 1745

годов из дер. Кашира Маловишерского района.

Один из первых экспонатов музея - Рождественская церковь (1528 - 1531 г.г.)

- древнейший памятник деревянного зодчества из большого старинного села

Передки недалеко от г. Боровичи. Постройку отличают монументальные,

торжественные формы.

Церковь Рождества Богородицы (XVI век) из села Передки Боровического

района.

Впервые этот замечательный и в своем роде уникальный памятник бегло

обследовался мною летом 1959 г. Признаюсь, что при внешнем осмотре он

произвел на меня неблагоприятное впечатление: дощатая обшивка, одевшая

постройку с земли до куполов (хотя и сделанных в барочном стиле XVIII в.,

но явно в подражание ему, на самом деле в первой половине XIX в.), огромные

окна в центральном восьмерике и алтаре, еще более поздние, обивка стен

внутри холстом, по свидетельству старожилов в самом начале XX в. (указывали

избы, где квартировали "богомазы" - прозвище стариков) и многое другое. И

лишь, когда удалось заглянуть под обшивку, в подцерковье, залезть на

чердак, увидеть другие подлинные, не испорченные детали, стало понятно, что

и очень поздняя дощатая обшивка и холст - лишь своеобразный уродливый

футляр, скрывающий неповторимую культовую постройку, возведенную не позднее

первой половины XVIв.

Когда в августе 1964 г. я предложил А.В. Ополовникову (тогда кандидату

архитектуры, позже доктору и академику) посетить Передки, на него постройка

произвела вначале примерно такое же впечатление. Дальнейший осмотр рассеял

его.

В 1959 г. мне пришлось слышать от стариков в разных вариантах легенду

о литовском нашествии, разумеется, без знания времени когда это

происходило. Позже я прочел ее в небольшой публикации священника этой

церкви Павла Демянского, помещенной в "Новгородских епархиальных

ведомостях" за 1899 г.1

Легенда гласила: литовский отряд, подступивший к Передкам с северо-

запада, с "горы Сионской" обстрелял церковь и "чудотворный образ Рождества

Божией Матери", якобы находившийся на ее западном фасаде. При очередном

ремонте в 1886 г. из стены вынуты были даже две пули, потом исчезнувшие. По

другой рассказанной версии отряд Литовских солдат ворвался в церковь и

занялся ее осквернением, т.е. грабежом. Икона Божией Матери их ослепила. В

ужасе, не видя выхода, они изрубили друг друга.

Легенды - легендами, но в них заложено зерно истины. При разборке и

перевозке церкви в Витославлицы в щели (пазу между бревнами) алтаря была

найдена поминальная записка, исполненная скорописью XVII в. Ее следует

привести полностью. "Помяни г(оспод)и душе усопших раб своих раб

(повторение, - Л.К.): раба своего Федора уби(ен)наго, Ивана, Кузму, Пелагие

ски(м)нице, Гаврила, Агафие девице, Улиту девице, Ирин 2(х) девицъ, Еремия

младенца, Евдокие де(вицу), Марие де(вицу), Марфу, мл(аден)ца Герасима

убиеннаго, Феодосие, Евдокие, Анфису скимнице, Михаила от литвы сожжена. И

се поминание Ивана Иванова сына Епанчина". Ниже, красными выцветшими

чернилами: "Ивана, Афонасия на рати убиенных, Микиту, Андрея".2

Интереснейший документ, свидетельствующий о том, что оккупанты

беззастенчиво хозяйничали на чужой территории и, видимо, население

оказывало им сопротивление.

О времени сооружения церкви документов пока не найдено.

П. Демянский сообщал: "на северо-западе от села Передок находится

усадьба "Боярские горы", которая с незапамятных времен переходит из рода в

род у гг. Аничковых. По имеющимся данным у гг. Аничковых все земли на много

десятков верст в окружности их села принадлежали их предкам". И далее

приводит цитату из описи за 1581-1583 годы: "... а в церкви образы, и

свечи, и книги, и ризы, и колокола, и все церковное строение приходные

старых помещиков".3

Стоящая по соседству с нарядным Рождественским храмом, особенно скромной

выглядит Успенская церковь (1599 г.) дер. Никулино Любытинского района.

Наиболее древний и широко распространенный в народном зодчестве тип храма -

клетский.

Монументальная Никольская церковь (1779 - 1781 г.г.) дер. Высокий Остров

Окуловского района - ярусный храм.

Три храма поставлены рядом не случайно. Они воссоздают погост -

административно - религиозный центр.

За погостом планируется создание северо - восточной архитектурной зоны.

Здесь пока еще нет построек, кроме маленькой часовни (1696- 1698 г.г.), она

стоит в самом конце будущего «села» (дер. Гарь Маловишерского района).

Никольская церковь из Тухоли.

В Витославлицах в окружении столетних сосен, молодого ельника и

"полуразвалившейся" каменной ограды на небольшом холмике стоит Никольская

церковь из Тухоли. Мало кто знает, что холмик подсыпан, что грунт для него

взят рядом изо рва, отрытого как пожарный водоем и одновременно, как

элемент пейзажа. Ограда и ели тоже дело рук человеческих. Все это сделано

для того, чтобы создать вокруг памятника окружение, близкое к тухольскому.

Там церковь стояла за околицей деревушки на берегу реки Ниши при

впадении в нее ручья Тухольки. Ниспадающий к востоку холмик,

полурассыпавшаяся валунная ограда, стена елей, заросли кустарника делали

местечко очень поэтичным и привлекательным.

Недалеко от церкви на левом берегу речки находилась когда-то усадьба

помещиков Загорских, от построек которой и сейчас кое-где видны следы

фундаментов.

Документальные сведения о церкви крайне скудны. Первое упоминание о

Тухоли относится к 1478 г. в связи с походом князя Ивана III на Новгород.

Князь останавливался "у Николы в Тухоли"1. Следующее известие относится к

1537 г.2

Через Заячий ям и Тухолю проходила дорога из Новгорода на Тверь и

Москву. Для того времени, вероятно, Тухоля была крупным селом.

Но наша церковь принадлежит к более позднему времени. Приходилось

слышать от старожилов предание о том, что церковь перевезена сюда из Усть-

Волмы. Тоже самое писал и Н. Богословский: "Когда и кем основан приход при

церквах Устьволмских, не осталось никаких актов, но в памяти прихожан до

сих пор хранится предание, что прежняя Устьволмская приходская церковь

находилась близ усадьбы г-жи Татищевой, называемой Устьвольном, и что

церковь эта была деревянная и перевезена в деревню Тухоля (Зайцевского

прихода), где она и доныне существует. Находящийся в ней антиминс выдан

1760 года при царях и великих князьях Иоанне Алексеевиче и Петре

Алексеевиче и при Корнилии митрополите Великого Нова-града и Великих Лук.

Современен ли построению церкви и основанию Усть-Волмского прихода

антиминс, неизвестно"3. Неизвестна также и дата освящения церкви. 1760 г. -

дата ошибочная, вероятно, опечатка. Иоанн и Петр совместно царствовали с

1682 по январь 1696 г., когда умер Иван. Митрополит Корнилий занимал

Новгородскую кафедру с 1674 по 1695 гг. Значит, антиминс был выдан и

церковь освящена между 1682 и 1695 гг. Дендрохронологическая дата 1688 г.

Вероятно, она самая точная.

В Тухоле "... по преданию находился мужской монастырь; в какое время и

кем основан он неизвестно"4.

Хотя подлинные документы не найдены, сведениям Н. Богословского

следует верить. Натурные данные (о них позже) свидетельствуют о том, что

церковь перебиралась и перевозилась. Было это, вероятно, в XVIII веке и

привезенный храм поставили на месте сгоревшей церкви. Может быть дата

1760г. связана с другим антиминсом, другим освящением после перевозки

церкви?

Долгое время церковь находилась в забвении. Даже местные жители не

могли сообщить ее точного названия (посвящения), запечатлев в памяти Нила

Столбенского. Оказалось, в церкви была большая, в рост человека деревянная

скульптура этого святого, справлялся большой праздник в его память, был

торжественный вынос скульптуры на носилках во время крестного хода. Это

запомнилось. Ошибка была повторена нами при первом обследовании и обмерах

церкви и в чертежах она названа ц. Нила Столбенского.

Начальные сведения о церкви сообщил Н.Н. Романов. Он же сделал с нее

небольшой рисунок. Позже, в июле 1963 г. я и Н. Красноречьева провели

обследование храма, определили примерно его датировку, зафотографировали,

обмерили, сделали графические реконструкции и отчет (илл.1). Более

подробные исследования выполнены в июле 1966 г. при разборке и перевозке

памятника в Витославлицы.

Перед разборкой церковь имела плачевный вид (илл. 2). Лишенные опор

поздние обстройки начали обрушаться, деформируя основной объем церкви.

Работы по перевозке памятника оказались своевременными, иначе церковь

погибла бы.

Возле деревянной ограды, окружающей музей, среди деревьев спряталась

Троицкая клецкая церковь (1676 г.) из бывшей Реконьской пустыни

(Любытинский район)

В восточной части музея находится еще несколько построек. Недалеко от входа

в музей расположена Никольская церковь (17 в.) из деревни Мякишево

Хвойнинского района (это клетская церковь).

Еще одна клетская церковь расположена недалеко от бывшей усадьбы

покровительницы Юрьева монастыря графини А.А. Орловой.

В этой же части музея находится Успенская церковь (1595 г.) из села Курицко

Новгородского района. Она относится к шатровым храмам. Этот памятник лишен

декоративного убранства. . Многие постройки из дерева по разным причинам

перемещались со своих исконных мест на другие. Если иметь ввиду

Новгородскую землю в ее средневековых границах, то это явление наиболее

характерно для южных ее регионов и менее - для северных. Своз деревянных

построек в нашем XX столетии - явление обычное. Например, ликвидация

хуторов при коллективизации, сноска (перевозка) целых "неперспективных"

деревень в "перспективные", создание больших водохранилищ, при которых

многие деревни и села оказались бы под водой и проч., и проч.

Пожалуй, побила все рекорды как "путешественница" Успенская церковь из

села Курицко1. Построенная в 1595 г. (дата подтверждена

дендрохронологическим анализом), она "кочевала" трижды и стоит теперь на

четвертом месте. Разумеется, и окружение менялось.

Почему это происходило? Село было основано на песчаном мысу северо-

западного берега озера Ильмень. При больших наводнениях под воздействием

напористого "шелонника" (южный, юго-западный ветры) берег мыса под ударами

волн размывался и кромка его смещалась. Наступление шло на все село, а

церковь стояла на его середине. Еще в 50-60-х годах старожилы рассказывали

предание, согласно которому село вместе с церковью переселялось 150-200 лет

назад. Некоторые из стариков утверждали, что переселений было несколько

и что церковь и село первоначально стояли в километрах полутора-трех от

теперешнего положения села и, якобы, она была не одна и "Стояла на

погосте". Вероятно, здесь сильное преувеличение в расстоянии, однако факт

размывания мыса трудно отрицать. Его теперь почти нет.

Сильное наводнение 1922 года и напористый ветер, гнавший волны к

берегу, "слизнули" солидную его часть. Смыло все огороды, почти половину

кладбища у церкви, рухнул металлический маяк на мощном бутобетонном

основании, поставленный в 1902 году крайне не деликатно рядом с церковью,

обрушило берег под алтарем храма. Алтарь повис над обрывом. Вскоре (весной

1923 г.) были предприняты работы по укреплению и восстановлению берега

против восточной стороны церкви. Срубили длинный бревенчатый ряж и

заполнили его камнями и землей. Под углы алтаря подвели стойки. В стороны

от сруба протянулась гряда из валунов, укрепленная по наружному краю

деревянными сваями. Работами, как гласит запись на обороте фотографии того

времени, руководил архитектор А. Шварц.

Но с природой шутить и противостоять ей далеко не всегда удается.

Повторное наводнение 1927 г. и волны, гонимые ветром, смыли все укрепления

и отобрали у берега еще несколько метров территории. Алтарь церкви и часть

основного четверика повисли в воздухе.

Ситуация поставила вопрос о перемещении памятника на другое место,

подальше от берега, на кладбище. Работы начались в том же 1927 г. и были

закончены в 1928 г. Никаких документов, фиксирующих эту работу, пока не

найдено. В газете "Звезда"2 за 5 апреля 1928 г. № 81 была помещена

коротенькая заметка под заголовком "Памятник старины спасен". В ней, в

частности, сообщалось, что средства для перевозки церкви были отпущены

Главнаукой по ходатайству Новгородского общества любителей древности и

Окрмузея. Работы велись "под наблюдением опытного архитектора". Какого? Не

известно. По словам некоторых старожилов, в работе принимали участие М.К.

Каргер и П.Д. Барановский. Так ли это? Каргер на вопрос о его участии

отвечал, что верно, но за работами по сборке практически никто не наблюдал,

все было отдано "на откуп" мужикам села и что поэтому работа сделана плохо.

На мачте шатра вверху, по новой затеске работавшие оставили запись:

"Спаявали шпиль граждане дер. Курицка Кузьмин Яков Вас., Захаров И., Хватов

Сер. 1928 го., 25-го мая". На доске шатра бригадир расписался сам: "Яков

Васильич Кузин". На другой доске вверху изнутри шатра: "Кончен шатер 19

июля 1928 года, канун кануна Казанской Божьей матери". С этого места

церковь попала на новое - в Витославлицы.

Возле стен Юрьева монастыря - производственная зона музея. На открытом

месте высятся ветряные мельницы. Поставлены они здесь не случайно. В

старину редкий монастырь не имел мельниц, где зерно мололи «про

монастырский обиход», а за определенную плату и для окрестных крестьян.

Перевезенные в музей ветряки относятся к типу шатровок.

Мельницы более древнего типа - столбовки, у которых амбар со всем

оборудованием вращается вокруг столба, в прежнее время были не только в

деревнях, но и на пригорках в разных местах Новгорода. Ни одна из них не

сохранилась.

Еще к более древним временам относится возникновение водяных мельниц.

Часовни.

Часовни - небольшие культовые постройки без алтарей. Они не

предназначались для постоянных или периодических богослужений. Очень часто

иконы в них ставились на полки у восточной стены помещения. Иногда вешались

и на боковых стенах. Реже устраивался настоящий иконостас, правда, с

ограниченным набором икон. Но и он устанавливался вплотную к восточной

стене, порой с поворотом на части боковых стен. В таких часовнях (с

иконостасами) в престольные праздники совершалось настоящее богослужение,

для чего из ближайшей церкви приглашался священник.

В Новгородской области (в теперешних ее границах) подобные часовни

встречаются не часто.

Когда на Руси появились первые часовни - установить трудно. В XVII

столетии их строили уже много. Можно предположить, что традиция строить

часовни возникла гораздо раньше. В следующем столетии часовен в приходской

округе могло насчитываться уже до десятка. Особенно интенсивное

строительство этих маленьких молельных домов развернулось в XIX - начале XX

веках. Инициаторами чаще всего выступали жители какой-либо деревни или двух

- трех деревень, реже священнослужители. Бывало много случаев, когда

часовни строились как бы стихийно, без пасторского разрешения и

благословения. Отчего возникали недоразумения при освящении таких Часовен.

Поэтому официальная церковь всячески боролась с проявлениями подобного

народного творчества. Но противостоять ему было не просто.

Строились часовни в разных местах, по различным поводам и причинам.

Они могли сооружаться в деревне, за околицей, на источниках (родниках),

которые из недр земли извергали чистейшую, очень холодную, иногда целебную

минеральную воду. Строили часовни на древних кладбищах-жальниках или у

больших сопок.

Позднее на жальниках могло разрастись современное православное

кладбище, к сожалению, с могилами, обнесенными высокими металлическими

оградами. Откуда возникла эта традиция огораживать могилы? Во второй

половине прошлого столетия - начале нашего, уходящего, огороженные

захоронения редкость, встречавшиеся только на городских кладбищах. На

сельских деревянные ограды стали появляться лишь в последние два

десятилетия перед Великой Отечественной войной. Теперь же это стало

традицией, совсем не русской, не славянской, не доброй и, сказал бы, не

совсем культурной традицией. Не пора ли от нее отказаться?

Один из примеров, где "православные" захоронения напрочь испортили

древнее славянское жальническое кладбище, - местечко у д.Большое Замошье

Валдайского района. Свежие могилы врезали в древние, символически

обнесенные по овальным контурам рядом камней-валунов. К тому же с восточной

стороны проложили дорогу, срыв часть кладбища. По существу совершено

кощунство, святотатство, надругательство над памятью предков, прародителей.

Когда случалось прежде такое в русской деревне? Откуда это? Часовни на этом

жальническом кладбище нет, хотя, по некоторым сведениям, была.

Нередко часовни ставили по какому-то обету (обещанию, обязательству) в

память об удаче, несчастии, неожиданного происшествия, спасения от

неминуемой гибели и т.д. и т.д. Появлялись часовни на перекрестках,

развилках дорог, где-нибудь на долгих переходах, обычно в привлекательных,

красивых местах, где можно было не только отдохнуть, помолиться,

перекусить, но и полюбоваться дивными окрестностями.

Существовали, существуют и теперь заповедные, "священные" рощи. Они

обычно небольшие, стоят отдельно или на опушке леса, иногда у деревни.

Деревья здесь не рубят, землю не распахивают, а иногда строят часовню.

Стволы вековых сосен и елей украшают лентами, полотенцами, живыми цветами и

венками из них. Можно встретить и небольшие литые бронзовые иконки, к

сожалению похищаемые не разборчивыми любителями. В таких местах древнейшие

народные (языческие) традиции, смысл и символика которых позабылись, тесно

переплелись с православными обрядами, но уже истолкованными по-своему, по-

домашнему.

Рубили часовни обычно из дерева. Если они сгорали или ветшали, то их

обычно возобновляли, стараясь вернуть те же формы. Кирпичные и каменные

часовни сооружали в городах или около них. В некоторых районах Новгородской

области, где много камней-валунов или известняковой плиты, возводились

каменные часовни.

В последние десятилетия эти маленькие культовые сооружения начали

катастрофически исчезать, причин много. Обычно, лишенные присмотра, ухода и

ремонта, они ветшают и разрушаются. Часовни в деревнях, приспособленные для

различных хозяйственных нужд, подвергались перестройкам, но никогда не

ремонтировались. Или вот такой случай. Очень интересную часовню XVIIIв. в

деревне Концы Маловишерского района, несколько обветшавшую, попорченную

перестройками XIXв. и позднейшими утратами, стоявшую посредине деревни, на

площади, "находчивый" житель разобрал и ... соорудил из ее бревен себе

баню. Знай наших! Интересно, как к этому отнеслись соседи и все жители

деревни? Прежде за такое святотатство его бы побили палками и выгнали из

деревни до конца жизни с опороченной репутацией.

Часовни грабят, похищая оттуда иконы и церковную утварь. Их становится

меньше и меньше. Процесс этот трудно остановить, он практически почти

необратим. Одной из мер по спасению часовен стала перевозка их на

территорию Витославлиц, в Новгородский музей народного деревянного

зодчества. Но территория музея ограниченная, экспонировать большое число

часовен невозможно и по другим причинам. Поэтому сюда перевезены только три

постройки.

У музея Витославлицы большие перспективы. Всего намечено собрать 45 - 50

образцов народной архитектуры, в том числе малые формы: качели, весы,

колодцы. Экспозиция обогатится хозяйственными и бытовыми постройками.

Памятники будут заполнены утварью, предметами старинного художественного

ремесла, им будет придан обжитой вид.

БИЛЕТ 19

1 Классификация видов туризма.

Т. в современном мире проявляется в различных формах и отношениях, что

создает необходимость в его классификации – выделении некоторых типичных,

уникальных черт.

Типы туризма:

Законом РФ «Об основах тур. деят.» определены след типы туризма:

Въездной – путешествие в пределах Р.Ф. лиц, не проживающих постоянно в

Р.Ф.

Выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в Р.Ф., в другую

страну.

Внутренний – путешествия в пределах Р.Ф. лиц, постоянно проживающих в

Р.Ф.

Эти 3 типа могут по разному сочетаться, образуя при этом различные

категории Туризма.

Категории туризма:

Международный – систематическая и целенаправленная деятельность

предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туруслуг и

турпродукта иностранным туристам на территории Р.Ф. и предоставлением

туруслуг и турпродукта за рубеж (въездной и выездной т-м).

Национальный – совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного

туризма, т.е. обслуживание туристов из числа жителей своего государства

(внутренний и выездной т-м).

Туризм в пределах одной страны охватывает внутренний и въездной туризм.

Т-м м.б. представлен в следующих аспектах:

1. Т-м как процесс и результат передвижения людей по различным тур

маршрутам – путешествие.

2. Т-м как сфера занятости населения. В т-ме работают 6% трудоспособного

населения всего мира.

3. Т-м как сфера экономики. Пример: в прошлом году бюджет края пополнился

за счет т. на 200 млн.

4. Т-м как сфера деятельности людей в свободное время, отражает одну из

фундаментальных потребностей людей – восстановление и развитие

жизненных сил.

В зависимости от аспекта рассмотрения т-м подразделяется на различные

виды. Наиболее важными основаниями для классификации т. являются:

1. По источникам финансирования: социальный; коммерческий.

2. По возрастному составу участников: детский; молодежный; для людей 3-го

возраста (от 65 лет); среднего (45-64 года).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.