реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности гражданско-правового положения отдельных видов акционерных обществ

банкротстве банков, установил особенности регулирования процедур

банкротства для кредитных организаций, от общепринятого порядка проведение

процедур банкротства обычных юридических лиц.

Необходимость специального правового регулирования особенностей

банкротства кредитных организаций диктовалось тем, что в отличие от

большинства иных коммерческих организаций, обладающих общей

правоспособностью в сфере предпринимательской деятельности (ст. 49 ГК РФ),

кредитные организации наделены лишь ограниченной целевой правоспособностью,

в рамках которой они могут выполнять соответствующие банковские операции и

совершать определенные сделки. Кредитным организациям в соответствии с

Законом о банках, запрещено заниматься производственной, страховой и

торговой деятельностью (ст. 5). Кроме того, деятельность кредитных

организаций по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц и

последующему размещению их от своего имени нуждается в строгом надзоре и

контроле со стороны государства. Нельзя не принимать во внимание также

характер и размер негативных последствий банкротства кредитных организаций

для многочисленных вкладчиков и владельцев счетов -–физических и

юридических лиц.

И так каковы же основные особенности и отличия регулирования

процедур, связанных с банкротством банков?

Одно из основных отличий проявляется в том, что приоритет отдан мерам

по предотвращению банкротства, имеющим досудебный характер, а не самим

процедурам, связанным с делом о банкротстве. Сравнивая, даже чисто

текстуально, федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», далее –

Закон о банкротстве и Закон о банкротстве банков, нельзя не обратить

внимания, что в первом законе процедурам досудебной санации отведено всего

лишь несколько статей, имеющих в основном декларативный характер, а в

законе о банкротстве банков аналогичным мерам посвящена основная часть.

В этом, прежде всего, сказалась специфика правовой природы кредитных

организаций. Кредитные организации, как любые коммерческие организации, это

частно-правовой институт, деятельность которого подпадает под гражданско-

правовое регулирование. Однако в деятельности банков ярко проявляются и

публично-правовые черты. Во-первых, банки позволяют эффективно сберегать и,

следовательно, накапливать денежные средства, что является основным

условием расширенного воспроизводства и развития потребления. Во-вторых,

банки предоставляют иным субъектам экономических отношений недостающую

ликвидность (в виде кредитов, банковских гарантий и т.д.), что является

основным стимулом для устойчивого развития современной экономики.

Предоставление кредитов в тоже время означает принципиальную возможность

«создавать деньги», что неизбежно влияет на денежную систему государства.

Наконец, в-третьих, через кредитные организации проходит основная масса

платежей – как индивидуальных, так и крупных переводов, что позволяет

контрагентам поддерживать экономические связи даже на огромном удалении

друг от друга. Банк – это организация, которая осуществляет

профессиональное управление денежными средствами40. Кредитные организации в

своей совокупности образуют некое единства – банковскую систему (ст. 2

Закона о банках), обеспечение стабильности которой является одной из целей

деятельности ЦБ РФ как органа банковского надзора (ст. 3 ФЗ «О центральном

банке РФ», далее – Закон о ЦБ РФ)41

Таким образом, в процессе банкротства кредитных организаций

происходит столкновение не только частно-правовых интересов отдельных

кредиторов друг с другом и с лицом-должником, но и частно-правовых

интересов отдельных кредиторов с публично-правовым интересом. И сточки

зрения публично-правового интереса часто необходимо не столько банкротство

банка-должника, сколько сохранение его как элемента расчетной системы и

системы предоставления банковских услуг.

В силу особой специфики и роли кредитной организации в социально-

экономической системе государства в большинстве государств выстроена и

специальная система надзора, целью которой является поддержание

стабильности кредитных организаций с помощью воздействия на риски, которые

возникают в деятельности кредитной организации, и принятие целой гаммы мер,

связанных с предотвращением банкротства кредитных институтов – как

экономического, так и правового характера. В РФ эту деятельность в

соответствии с Законом о ЦБ РФ, осуществляет ЦБ РФ. Поэтому ст. 1 Закона о

банкротстве банков, не урегулированные указанным законом, регулируются

иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними

нормативными актами ЦБ РФ, а отношения, связанные с банкротством кредитных

организаций, регулируются Законом о банкротстве банков, общим Законом о

банкротстве, а также нормативными актами ЦБ РФ, если это прямо

предусмотрено Законом о банкротстве банков.

Второй особенностью процедур, связанных с банкротством банков имеют

именно досудебный характер. Кредитная организация и в частности банк, это

лицо, деятельность которого в большой степени основана на доверии клиентов.

Малейшая огласка, допустим в средствах массовой информации, того, что в

банке осуществляются меры по финансовому оздоровлению, может вызвать

мгновенный массовый отток средств клиентов и погубить даже устойчивый банк.

В то же время дело о банкротстве банков, как и любое судебное дело, -

публичный процесс. Хотя российской практике известны примеры того, что

результатом осуществления процедур реорганизации (в соответствии с ранее

действовавшим Законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»)

стало восстановление работы банка (например, Тверьуниверсалбанк после

внешнего управления), однако, эти случаи скорее представляют собой

исключение из правила, нежели само правило. Поэтому Законом о банкротстве

банков установлено, что появление в суде дела о банкротстве банка возможно

только после отзыва у него лицензии на осуществление банковских операций.

Все меры по предотвращению банкротства банка осуществляются до момента

отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских

операций. Все меры по предотвращению банкротства банка осуществляются до

момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских

операций. Эти меры (кроме назначения временной администрации)

осуществляются таким образом, что о них должны знать три субъекта:

руководители банка, учредители (участники) банка и ЦБ РФ, как орган

банковского надзора.

Особенности регулирования процедур, связанных с банкротством банков,

повлекли за собой установление и ряда особенностей собственно банкротства

кредитных организаций. Во-первых, отличается само определение банкротства.

Общий Закон о банкротстве под несостоятельностью понимает признанную

арбитражным судом неспособность в полном объеме удовлетворить требования

кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязательства по

уплате обязательных платежей в бюджет. При этом должник признается не

способным удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанности

по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не

исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения

(ст. 2 и 3 Закона о банкротстве). Что касается полного объема неисполненных

обязательств в качестве признака банкротства, то это обстоятельство

значительно снижает возможности инициировать процедуры банкротства: если

должник уже в малой доле исполнил обязательства (даже с учетом порядка

исполнения, предусмотренного ст. 319 ГК РФ), то возбуждение процедур

банкротства при наличии всех иных условий возбуждения дела невозможно.

Поэтому в Законе о банкротстве банков (ст. 2) слова «в полном объеме» были

исключены. Также был уменьшен срок, по истечении которого кредитная

организация может быть признанна банкротом, с трех до одного месяца.

Несомненно, что и такой срок достаточно велик: если кредитная организация

задерживает платежи своих клиентов более чем на один день, то это весьма

характерный признак ее неудовлетворительного финансового положения или ее

неудовлетворительной внутренней организации, дающий возможность применять

меры воздействия. Однако необходимо учитывать и состояние российской

экономической системы, а также системы правосудия. Ко всему прочему, срок

один месяц связан с рядом иных сроков, по истечении которых применяются те

или иные меры по предупреждению банкротства кредитной организации. Во-

вторых, изменен состав лиц, обладающих правом направлять заявление о

банкротстве кредитной организации в суд. В третьих, Законом о банкротстве

банков предусмотрены определенные механизмы защиты кредиторами своих прав,

в частности через обращение в ЦБ РФ с заявлением об отзыве лицензии.

Наконец, в четвертых, из процедур в деле о банкротстве кредитных

организаций исключены внешнее управление и мировое соглашение (п. 2 ст. 5),

так как признано, что реально данные процедуры не способны достичь того

результата, на который можно было бы рассчитывать, - не только

удовлетворить требования кредиторов (отсрочить их исполнение и тд.), но и

восстановить у кредитной организации лицензию на осуществление банковских

операций.

2.2. Меры по предупреждению банкротства кредитных

организаций

Закон о банкротстве банков предусматривает три основные группы мер по

предупреждению их банкротства – меры по финансовому оздоровлению;

назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

реорганизацию кредитной организации (п.1 ст. 3). Вообщем-то указанные меры

были известны российской практике банковского надзора и до появлении Закона

о банкротстве банков. Однако, преимущество Закона о банкротстве банков

состоит в том, что не внося в достаточно сложный и тонкий механизм

регулирования банковской сферы ничего принципиально нового, он существенно

уточняет основания и процедуру применения этих мер, причем на уровне

федерального закона, а не подзаконного акта ЦБ РФ.

Выбор указанных мер по предотвращению банкротства зависит: во-первых,

от состояния самой кредитной организации, или оснований для осуществления

мер по предотвращению банкротства; во-вторых, от оценки перспектив

применения тех или иных мер со стороны ЦБ РФ. Может сложиться впечатление,

что Закон о банкротстве банков описывает определенную технологическую

процедуру в соответствии с которой, применение более жестких мер по

отношению к кредитной организации возможно, только если ранее применялись

более мягкие. Однако если состояние кредитной организации таково, что

применение каких-либо процедур только создаст условия для злоупотреблений

со стороны её руководителей, то ЦБ РФ может сразу назначить временную

администрацию или принять меры, предусмотренные Законом о ЦБ РФ, в том

числе отозвать лицензию.

Закон о банкротстве банков различает основания для осуществления мер

по предупреждению банкротства кредитной организации. Так, в ст. 4

перечислены основания, в силу появления которых руководитель кредитной

организации может направить её учредителям (участникам) ходатайство об

осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации, а ЦБ РФ –

требование к кредитной организации об осуществлении мер по финансовому

оздоровлению. Среди указанных оснований выделяются случаи, когда кредитная

организация:

1) не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести

месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или)

не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех

дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или

недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной

организации;

2) не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным

обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных

платежей в течение более трех дней с момента наступления даты их исполнения

в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на

корреспондентских счетах кредитной организации;

3) допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по

сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев,

более чем на 20 % при одновременном нарушении одного из обязательных

нормативов, установленных ЦБ РФ;

2) нарушает норматив достаточности капитала, установленный ЦБ РФ;

5) нарушает норматив достаточности капитала, установленный ЦБ

РФ, в течение последнего месяца более чем на 10 %.

Среди указанных оснований два первых отражают неплатежеспособность

кредитной организации и относятся к её взаимоотношениям с клиентами. В

данном случае, речь идет о неисполнении денежных обязательств при условии

отсутствия денежных средств на корреспондентских счетах кредитной

организации. Иными словами, речь идет не о любых случаях неисполнения

кредитной организацией своих обязательств, а только о непосредственно

связанных с осуществлением кредитной организацией банковских операций. Само

по себе отсутствие средств на корреспондентском счете банка не означает,

что её финансовое состояние имеет устойчивую тенденцию к банкротству.

Однако если такие случаи повторяются неоднократно в течение шести месяцев с

просрочкой до трех дней или однократно в течение более трех дней, то по

меньшей мере необходимо ставить вопрос о недостаточно эффективном

управлении банка.

Остальные основания относятся к оценке финансового состояния

кредитной организации. В этом также проявляется отличие процедур, связанных

с банкротством кредитных организаций, от общих процедур банкротства. Если в

Законе о банкротстве речь идет только о неплатежеспособности, то в

процедурах, связанных с банкротством кредитных организаций, широко

применяется в качестве критерия оценка их финансового состояния. Это

связано с тем, что в банковской сфере, в отличие от большинства иных

нефинансовых сфер, оценка финансового состояния каждой кредитной

организации – повседневная практика, а не исключительное мероприятие.

Третье основание: в кредитной организации сложилась устойчивая динамика к

убыточности. Это основание используется, только если нарушены какие-либо из

обязательных нормативов, установленных Законом о ЦБ РФ и принятой в

соответствии с ним инструкцией.42 Четвертое основание связано с нарушением

норматива достаточности капитала, представляющего собой соотношение

собственных средств и суммарных активов, взвешенных с учетом риска. Поэтому

в целях оценки качества капитала применяется подход, который учитывает

рискованность сделанных вложений. Минимальный норматив установленный на

международном уровне для банков составляет 8 %. Пятое основание

непосредственно связано с оценкой того, насколько за счет своих активов,

взвешенных с учетом риска, кредитная организация может исполнить свои

обязательства перед кредиторами, оцениваемые с учетом долгосрочности

вложения. В данном случае применяется показатель текущей ликвидности,

который представляет собой соотношение ликвидных активов и обязательств

банка по счетам до востребования и со сроком погашения до 30 дней.

2.3. Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций

Особенностью мер по финансовому оздоровлению банков является то, что

они должны осуществляться, прежде всего органами управления кредитной

организации и её учредителями . В соответствии со ст. 11 Закона о

банкротстве банков руководитель кредитной организации при обнаружении в её

деятельности оснований для применения мер по финансовому оздоровлению

должен в течение 10 дней обратится в совет кредитной организации либо

непосредственно к собранию участников с ходатайством об осуществлении мер

по финансовому оздоровлению или реорганизации при условии, что причины

возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены силами

исполнительных органов кредитной организации. Указанные органы должны

принять решение по ходатайству в течение 10 дней с момента его направления.

Если учредители (участники) отказались принять меры в осуществлении мер по

финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации или не

приняли соответствующего решения в 10-дневный срок, то её руководитель

обязан обратиться в ЦБ РФ с ходатайством об осуществлении мер по

предупреждению банкротства кредитной организации (п. 4 ст. 11 Закона о

банкротстве банков).

Примечание:

На практике часто учредители (участники) кредитной организации может

быть в силу финансовых причин, а может быть в силу недобросовестности,

устраняются от ведения дел кредитной организации. В варианте Закона о

банкротстве банков принятого в первом чтении, даже было установлено правило

о субсидиарной ответственности учредителей (участников) кредитной

организации по её обязательствам в случае банкротства как за действия,

направленные на доведение её до банкротства (ст. 56 ГК РФ), так и за

бездействие, следствием которого стало банкротство. Однако в окончательном

варианте Закона о банкротстве банков этого положения нет.

И так, учредители (участники) кредитной организации в случае

признания её банкротом несут ответственность своими средствами, помещенными

в качестве вкладов в уставной капитал кредитной организации. Одновременно

суд может возложить субсидиарную ответственность по обязательствам

кредитной организации на тех учредителей (участников), которые имеют

возможность определять её решения, в случае выявления их виновных действий,

вследствие которых организация была признана банкротом (ст. 50 Закона о

банкротстве банков). В качестве вины за доведение до банкротства, в

частности, можно рассматривать и отказ учредителей (участников) банка от

участия в осуществлении мер по предупреждению его банкротства при наличии

ходатайства руководителя кредитной организации и в случае реальной

возможности такие меры осуществить.

Меры по предупреждению банкротства могут быть приняты также и по

инициативе ЦБ РФ. В соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве банков ЦБ

РФ вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер

по её финансовому оздоровлению при наличии оснований, перечисленных выше.

При этом Закон о банкротстве банков оговаривает, что должно содержать

данное предписание ЦБ РФ (указание причин, послуживших основанием для его

направления; рекомендации по характеру срока осуществления мер по

финансовому оздоровлению кредитной организации и т.д.). При получения

требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению

руководитель кредитной организации обязан в течение 5 дней с момента его

получения обратиться в совет кредитной организации либо к собранию её

учредителей (участников) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому

оздоровлению или реорганизации кредитной организации. Дальнейшая же

процедура уже связана с взаимодействием руководителей кредитной организации

и учредителей (участников), о чем я уже говорил выше. Однако здесь есть

одно характерное отличие, которое вводится после направления ЦБ РФ этого

требования: с этого момента и до момента получения соответствующего

разрешения ЦБ РФ кредитная организация не вправе принимать решение о

распределении прибыли между её участниками (учредителями), выплате

(объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между её учредителями

(участниками) и выплачивать им дивиденды (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве

банков).

В указанных выше процедурах основное звено это исполнительный орган

кредитной организации, его руководитель. В этом случае руководитель

кредитной организации должен принять все меры для недопущения её

банкротства. В соответствии со ст. 14 Закона о банкротстве банков, в случае

не принятия мер по финансовому оздоровлению, а также в случае нарушения

требования ст. 11 и 12 Закона о банкротстве банков, руководитель кредитной

организации может быть привлечен к ответственности в соответствии с

федеральными законами. Общим Законом о банкротстве (ст. 9) предусмотрено,

что руководитель должника может быть привлечен к субсидиарной

ответственности по обязательствам должника перед кредиторами, если он не

направил в случаях, установленных законом, заявление в арбитражный суд о

признании должника банкротом, а также может быть лишен права занимать

руководящие должности на срок и в порядке, установленных федеральным

законом. Так как на этапе осуществления мер по предупреждению банкротства

кредитной организации арбитражный суд ещё не задействован, то, очевидно,

нет оснований для установления субсидиарной ответственности руководителя.

Однако принцип дисквалификации может быть использован, однако для этого

необходимы соответствующие дополнения в административное законодательство.

Перечень мер по финансовому оздоровлению, которые предусматриваются в

качестве мер по предупреждению банкротства, не являются исчерпывающими. В

принципе это могут быть любые меры, направленные на устранение причин,

вызвавших ходатайство руководителя или требование ЦБ РФ. Закон о

банкротстве банков выделяет несколько мер: оказание финансовой помощи;

изменение структуры активов и пассивов; изменение организационной структуры

кредитной организации. Остановимся подробнее на этих аспектах. Так в ст. 8

Закона о банкротстве банков предусмотрено оказание финансовой помощи

учредителям (участником) кредитной организации со стороны третьих лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.