реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по физкультуре (ОГУ)

| |просыпат|просыпат| | |

| |ься |ься | | |

|Снижение |Нет |Трудно |Временам|Заметное|

|умственной | |сосредот|и |ослаблен|

|работоспосо| |очиться |забывчив|ие |

|бности | | |ость |внимания|

| | | | |и памяти|

|Вегетативны|Временам|Часто |Временам|Частые |

|е сдвиги |и |тяжесть |и |головные|

| |тяжесть |в голове|головные|боли, |

| |в голове| |боли, |потеря |

| | | |снижение|апптетит|

| | | |аппетита|а |

|Профилактич|Упорядоч|Отдых, |Организо|Лечение |

|еские |ение |физическ|ванный | |

|мероприятия|отдыха, |ая |отдых, | |

| |физическ|культура|предоста| |

| |ая | |вление | |

| |культура| |отпуска | |

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановле-ния, чрезмерное

нервно-психическое напряжение могут привести к состоянию переутомления,

которое характеризуется резким развитием тормозных процессов, что приводит

к неодолимому чувству усталости. Оно сопровождается чувством усталости до

начала работы, отсутствием интереса к ней, апатией, повышенной

раздражительностью, снижением аппетита, головокружением и головными болями

(таблица 8.2).

Наблюдаются также и объективные признаки, как снижение веса,

расстройства пищеварения, повышения сухожильных рефлексов, потливости,

пульса, артериального давления. При выраженной и тяжелой степени

переутомления снижается сопротивляемость организма к простудным и

инфекционным заболеваниям.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья

человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к

длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к

запредельному торможению в ее корковых и подкорковых структурах.

Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации

физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы

активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование

средств восстановления.

Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при

выполнении определенной работы функций организма, на-и.жаются

восстановительными. Во время выполнения работы преоблада-к)| ироцсччи

ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов можем происходить

даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). ')!о явление имеет

огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в

конечном итоге повышение работоспособности.

Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех

взаимодополняющих процессов:

* устранение нарушений в системах нейрогуморального регулиро

вания;

* выведение продуктов распада, образовавшихся в результате про

веденной работы в тканях и клетках организма;

- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.

Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие

сохранения и активизации восстановительных процессов.

Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена,

сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение

биологически активных веществ (витаминов).

94

95

8.4 Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной

деятельности. Активный отдых является основой организации отдыха в сфере

умственной деятельности. Значение активного отдыха для восстановления

работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М.

Сеченовым (1829-1905), который показал, что явно выраженное ускорение

восстановления работоспособности утомленной конечности происходит не при ее

пассивном отдыхе, а при работе в период отдыха другой конечностью.

К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов

относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза,

физкультминутки, микропаузы активного отдыха.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в

утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы необходимо включать

упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и дыхательные

упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера,

со значительными отягощениями, на выносилось. Ежедневный комплекс утренней

гигиенической гимнастики, дополненный водными процедурами - эффективное

средство закаливания организма, поддержания работоспособности.

Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет

сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, способствует более

продуктивной деятельности коры головного мозга.

Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в процессе

умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится от 5 до

10 минут в период начинающегося утомления.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4

раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Автор данного комплекса (Н.Т. Перепелицын) рекомендует включать его

между второй и третьей парой в режиме учебного дня, т.е. через 3 часа после

начала учебного дня.

Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1 -2

минут. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия,

они применяются в течение учебного дня по мере необходимости в активном

отдыхе (до 5 раз и более).

96

Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс

(В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Микропаузы активного отдыха являются самой короткой формой физической

культуры в режиме учебного труда студентов, длительность, которой 20-30

секунд. В микропаузах используются мышечные напряжения динамического, а

чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения

головой, глазами, дыхательные упражнения, ходьба. Они применяются

многократно, по мере необходимости, индивидуально.

дея-

9 Физическая культура в профессиональной тельности бакалавра и

специалиста

9.1 Основные понятия

Производственная физическая культура - система физкультурно-

оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются

особенностями трудового процесса.

Профессиональное заболевание - это категория болезней, вызываемых

влиянием производственной среды или трудового процесса.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

-целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки

человека к конкретной трудовой деятельности.

9.2. Производственная физическая культура

Цель производственной физической культуры - способствовать укреплению

здоровья и повышению производительности труда работающего.

Основными задачами производственной физической культуры являются:

* подготовить организм человека к включению в трудовой процесс;

* оптимально поддерживать уровень высокой работоспособности в

течение рабочего дня и обеспечить восстановление организма после окон

чания работы;

* профилактика влияния неблагоприятных факторов труда, способ

ствующая повышению устойчивости организма к их воздействию.

В основе производственной физической культуры лежит теория активного

отдыха. Русский физиолог И.М. Сеченов доказал, что наиболее быстрое

восстановление работоспособности после утомительной работы одной рукой

наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей

ранее рукой.

Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и

нервных центров на другие ускоряет восстановление утомленной группы мышц.

Переключение с одного вида работы на другую, чередование умственной

деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости и

является своеобразной формой отдыха.

Методика производственной физической культуры находится в зависимости

от характера и содержания трудового процесса и имеет "контрастный" характер

(В.И. Ильинич, 1999):

* чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше

она в период активного отдыха, и наоборот;

* чем меньше в активную деятельность включены большие мышеч

ные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях раз

личными формами производственной физической культуры;

* чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в

профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разно-

образных физических упражнениях производственной физической культуры.

Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура

представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет

следующие формы:

* вводная гимнастика;

* физкультурная пауза;

* физкультминутки общего или локального воздействия;

* микропаузы активного отдыха.

Вводная гимнастика. Комплекс специально подобранных физических

упражнений систематическое выполнение которого помогает сократить период

врабатывания организма к предстоящему виду деятельности. Типичный комплекс

вводной гимнастики состоит из 6-8 упражнений, близких к рабочим движениям и

оказывающих разностороннее влияние на организм, выполняемых в течение 5-7

минут в начале рабочего дня.

Типовая схема вводной гимнастики (Л.Н.Нифонтова):

1. Упражнения организующего характера.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног

3. Упражнения общего воздействия.

4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элемен

тами.

5-8. Специальные упражнения.

Физкультурная пауза. Проводится в начале периода снижения

работоспособности. Оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с

помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и

упражнений на расслабление утомленных мышц. Физкультурная пауза состоит из

5-7 упражнений и проводится в течение 5-7 минут.

Работы, связанные с умственным или преимущественно умственным трудом,

относятся к труппе профессий, требующих большою напряжения центральной

нервной системы. Как правило, они характеризуются небольшими физическими

затратами и малоподвижностью. Физкультурная пауза для людей этой группы

профессий состоит из физических упражнений с широкой амплитудой движений,

выполняемых стоя. Необходимо включать упражнения для мышц ног, которые

создают условия для улучшения кровообращения во всем организме, ликвидируют

застой крови в области нижних конечностей и малого таза. При подборе

упражнений обязательно необходимо включать наклоны в стороны, прогибания

назад, крашения туловища для улучшения осанки и снятия нагрузки с

позвоночника.

Типовая схема для этой группы профессий следующая:

1.Упражнение в потягивании.

2. Упражнение для мышц туловища, ног и рук.

3. Упражнение для мышц туловища, ног и рук более динамичное, с

(юлвшей нагрузкой.

99

4. Упражнение общего воздействия - приседание, бег, прыжки.

5. Упражнение для мышц ног, рук и туловища и их комбинации с

акцентом на движения ногами.

6. Упражнение на расслабление мышц рук.

7. Упражнение на внимание, координацию движений.

Для более точного определения места физкультурных пауз необходимо

учитывать динамику работоспособности в процессе рабочего дня. Усредненные

показатели динамики работоспособности в течении трудового дня представлены

на рисунке 9.1

[pic]

7 8

Чесы работы

Рисунок 9.1 Схема динамики оперативной работоспособности в процессе

рабочего дня (один из типичных вариантов) (по Л.П Матвееву 1991):

а, - период начального врабатывания; б/ - период устойчивого проявления

работоспособности на повышенном уровне; в; - период первого относительного

снижения уровня оперативной работоспособности; а2 -период повторного

врабатывания; б2 - второй период устойчивого проявления работоспособности;

в2 - период нарастающего снижения уровня оперативной работоспособности; г -

феномен конечного порыва

Физкультминутки. Физкультминутки могут быть общего или локального

воздействия, они применяются в течение рабочего дня по мере необходимости в

активном отдыхе (до 5 раз и более). Состоят из 2-3 упражнений, выполняемых

в течение 1-2 минут.

В физкультминутках общего воздействия первое упражнение обычно бывает

связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Второе упражнение -

наклоны или повороты туловища, в сочетании с движениями рук и ног, третье -

маховые движения.

Физкультминутки локального воздействия направлены на отдых

гех анализаторов или мышечных групп, в которых ощущается усталость. Как

правило, при этом используются упражнения на расслабление. Одновременно

можно использовать элементы самомассажа для усиления восстановительного

эффекта.

Микропаузы активного отдыха. Это самая короткая форма производственной

гимнастики, длящаяся всего 20-30 секунд. В микропаузах активного отдыха

используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без

движений) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, приемы

самомассажа, дыхательные упражнения, ходьба по помещению и т.д. На

протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере

необходимости.

9.2.1 Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма

средствами физической культуры

Основная задача физических упражнений профилактической направленности -

повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию различных

факторов труда, которые могут вызвать профессиональные заболевания и

отклонения в состоянии здоровья

Основные неблагоприятные факторы, характерные для умственного труда:

ограниченная двигательная активность, неудобная рабочая поза, повышенная

нервно-эмоциональная напряженность, монотонность в работе, связанная с

выполнением одинаковых операций, с постоянной концентрацией внимания. Кроме

тою, необходим учет санитарно-гигиенических условий труда, которые сами по

себе могут быть неблагоприятными (запыленность, плохое освещение и т.д.).

Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время

проводится профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений,

подобранных в соответствии с необходимостью профилактики конкретных

неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального

травматизма. Занятия проводятся во внерабочее время: в обеденный перерыв

или сразу после окончания работы.

Предпочтение отдается групповым занятиям. Для работников умственного

или преимущественно умственного труда в комплекс профилактической

гимнастики рекомендуется включать 18-20 упражнений динамического характера.

Продолжительность занятий 20-25 минут. При выполнении комплекса в активную

работу вовлекаются сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная системы.

В качестве примера можно привести комплекс упражнений непосредственного

воздействия, предложенный профессором В.Э. Нагорным для тренировки сосудов

головного мозга:

1. Движения головой (наклоны, повороты, кружения).

2. То же в сочетании с движениями рук.

1. Принять позы, при которых голова оказывается ниже других час-

1ей тела (подъем ног лежа на спине, стойка на лопатках, локтях, голове).

3. Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции

101

100

("рубка дров", качательные движения туловищем).

5. Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведенение ног за

голову в положении лежа на спине).

6. Интенсивное дыхание через нос, резкое сокращение диафрагмы

(беговые упражнения и т.п.), дыхание только через нос ("рубка дров" с ин

тенсивным выдохом).

7. Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное посту

кивание пальцами по голове.

Для профилактики неблагоприятных факторов умственного труда

целесообразно проводить следующие мероприятия (Е.В.Будыка,1997):

* занятия энергоемкими видами физических упражнений с большой

амплитудой движений;

* занятия в кабинетах, комнатах здоровья с использованием трена

жерной техники;

* психопрофилактика нервных напряжений самостоятельно или в

комнатах психологической разгрузки;

* двигательная разрядка психо-эмоциональных напряжений сило

выми упражнениями.

9.3 Профессионально-прикладная физическая подготовка

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет

собой одно из основных направлений системы физического воспитания,

призванное подготовить человека к конкретной трудовой деятельности.

Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки

человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 г. П.Ф.

Лесгафт писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы

имеем в виду достичь искусства в ремесле».

На рубеже XIX - XX вв. в США развивалась система организации труда и

управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе,

которой было широкое применение достижений науки и техники с целью

извлечения максимальной прибавочной стоимости за счет совершенствования и

расширения функциональных возможностей человека.

Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на

оптимальном уровне физических и психических качеств человека необходимых

для обеспечения его готовности к выполнению определенной деятельности,

обеспечение функциональной устойчивости к условиям этой деятельности и

формирование прикладных двигательных умений и навыков.

Профессионально важные качества человека в процессе трудовой

деятельности в определенной степени совершенствуются сами собой. Однако

эффективность этого процесса существенно повышается, если необходимые

качества развивать целенаправленно, используя для этого средства физической

культуры в период, предшествующий профессиональному обучению или

совпадающий с ним по времени.

102

Суть ППФП в том, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит

похожий двигательный процесс, и по совпадению психофизических характеристик

можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной

профессией.

В некоторых профессиях без предварительной физической подготовки вообще

обойтись невозможно. Космонавты, например, для воспитания умения

действовать в космическом полете в условиях невесомости предварительно

интенсивно тренируются на специальных тренажерах, в бассейнах в подводном

положении, в специальных кабинах самолетов, выполняющих в течение

определенного времени снижение по крутой дуге. В процессе этих тренировок

для космонавтов создается искусственная невесомость.

Достигнутый в процессе ППФП высокий уровень профессионально важных

качеств позволяет во время работы длительное время поддерживать оптимальную

работоспособность человека на производстве. Объясняется это повышением

резервных возможностей человека и тренировкой его компенсаторных

механизмов.

Задачи и содержание ППФП определяются по объективным требованиям

профессии к человеку. Поэтому научно-теоретическое обоснование ППФП связано

с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий.

К таким факторам относят следующие (Б.И. Загорский, 1984):

* особенности информационного обеспечения:

* характер основных рабочих движений;

* особые внешние условия деятельности.

Трудовая деятельность человека основывается на постоянном приеме и

анализе информации о выполняемых действиях и внешней среде. Прием

информации связан с нагрузкой на определенные анализаторы (слуховой,

зрительный, двигательный и др.) и психические процессы, как внимание,

память, оперативное мышление и т.д. Здесь учитываются характер и объем

поступающей информации, условия ее восприятия человеком в процессе трудовой

деятельности. Изучая указанные признаки устанавливаются специфические

требования к двигательным и психическим качествам человека.

Анализ характера рабочих движений является определяющим объективным

фактором ППФП. Рабочие движения в своей массе стереотипны и в то же время

качественно разнообразны. Рабочие движения присущие конкретной

профессиональной деятельности обуславливают специфическое

психофизиологическое воздействие на организм. Здесь учитывается

совокупность наиболее выраженных особенностей рабочих движений, таких как

тип движения (нажимные, ударные, вращательные и т.п.), особенности

согласованности и последовательности движений рук, ног и ту-ювища.

Особые внешние условия деятельности предъявляют специфические

требования к психофизической подготовленности человека к опреде-

103

ленной профессии. Неблагоприятные внешние условия, включая и

производственные (неудобная рабочая поза, ограничение двигательной

активности, плохое освещение, повышенная температура микроклимата и др.)

вызывают дополнительные напряжений функций организма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.