реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по физкультуре (ОГУ)

Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут

появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и

спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным

условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания

студентов и осуществляется в соответствии с

"Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

* регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся

физическими упражнениями и спортом;

* врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время

занятий и соревнований

* санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий

и соревнований;

* сани гарно-просветительская работа, пропаганда физической куль

туры и спорта, здорового образа жизни;

* профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

* проведение комплексных и восстановительных мероприятий

Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного

года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год,

а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.

Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние

здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем

организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов

Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение

занимающихся происходит на группы:

- основную (без отклонений в состоянии здоровья);

* подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физи

ческим развитием и подготовленностью);

* специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требую!

ограничения физических нагрузок).

Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе

занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья

занимающихся.

7. 3 Педагогический контроль

Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии

занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью

повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в

системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по

физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет

по двум наиболее важным направлениям:

* степень усвоения техники двигательных действий;

* уровень развития физических качеств.

В системе контроля за усвоением техники двигательных действий,

осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать

три вида проверок:

* предварительную (контрольные нормативы);

* текущую (отмечается в журнале);

* итоговую (прием государственных тестов).

К методам педагогического контроля относятся:

* анкетирование занимающихся;

* анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;

* педагогические наблюдения во время занятий;

* регистрацию функциональных и других показателей;

* тестирование различных сторон подготовки.

7.4 Самоконтроль

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма

в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий

эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит

из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета

субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания

тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей

(веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления,

динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и

даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение,

но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила

личной и общественной гигиены, режима учебы, фуда, быта и отдыха.

Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном

дневнике самоконтроля.

7.4.1 Субъективные показатели самоконтроля

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое

состояние занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удовольствие.

Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен,

жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном

состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян,

подавлен.

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки фи-шческого

состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое

самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии

функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической

нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости,

желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил),

неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли,

повышение ЧСС и артериального давления в покое и

др.).

Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма,

проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы.

Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме

утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится

дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С

утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в

переутомление, те. когда утомление не исчезает на следующее утро после

тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице

7.1.

Таблица 7.1 - Внешние признаки утомления при занятиях физическими

упражнениями (по И.Б. Танбиану)

|Признак |Степень утомляемости |

|усталости| |

|1 |2 |3 |4 |

| |небольшая|значительная |резкая |

| | | |(большая) |

|Окраска |Небольшое|Значительное |Резкое |

|кожи |покраснен|покраснение |покраснение|

| |ие | |или |

| | | |поблед-нени|

| | | |е, синюш- |

|Потливост|Небольшая|Большая |Очень |

|ь | |(плечевой |большая |

| | |пояс) |(все |

| | | |туловище), |

| | | |появление |

| | | |соли на |

| | | |висках, на |

| | | |ру- |

|Движение |Быстрая |Неуверенный |Резкие |

| |походка |шаг, |покачивания|

| | |покачивание |, |

| | | |отставание |

| | | |при ходьбе,|

| | | |беге, в |

| | | |альпинистки|

| | | |х по-холах.|

| | | |на мапше |

|Внимание |Хорошее, |Неточность в |Замедленное|

| |безошибоч|выполнении |выполнение |

| |ное |команды, |команд, |

| |выполнени|ошибки при |воспринимаю|

| |е |перемене |тся только |

| |указаний |направлений |громкие |

| | | |команды |

|Самочувст|Никаких |Жалобы на |Жалобы на |

|вие |жалоб |усталость, |усталость, |

|1 | |боли в ногах,|боли в |

|| | |одышку, |ногах, |

| | |сердцебиение |одышку, |

| | | |головную |

| | | |боль, |

| | | |"жжение" в |

| | | |груди, |

| | | |тошноту, и |

| | | |даже рвоту.|

| | | |Такое |

| | | |состояние |

| | | |держится |

| | | |долго |

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности

организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет

решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий,

крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При

характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его

нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и

т.д.).

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими

упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в

энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив,

он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При

большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. Следовательно,

на основании аппетита, студент может судить о соответствии физических

нагрузок индивидуальным возможностям организма. Аппетит может быть оценен

как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой.

Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная.

При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике

работоспособность должна увеличиваться.

7.4.2 Объективные показатели самоконтроля

Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых

доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы

и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового

нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в

пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота

пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с

ростом тренированности. ЧСС определяется пальпатор-ным методом на сонной

или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после

чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС

проводится сразу же в первые 10 сек. после работы. Для контроля важно, как

реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за

этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после

нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление

ЧСС через 10-15 минут.

Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна,

то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего

занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

Значительное учащение или замедление пульса на фоне ухудшения

самочувствия - один из симптомов утомления, переутомления или нарушения

состояния здоровья.

Вес. Для определения нормального веса используются различные весо-

ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей ростом

от 155 до 165 см = длина тела -100

165 - 175 см = длина тела -105

175 и выше см = длина тела -110

Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции

тела дает метод, который кроме роста учитывает и окружность грудной клетки

рост(см) х объем грудной клетки (см) Вес в кг =^~

240

И. наконец, для определения веса можно предложить таблицу примерного

веса для мужчин и женщин (табл.7.2).

Таблица 7.2. - Примерный вес мужчин и женщин (в кг) в зависимости от

роста и возраста

|1 ,|Женщины |Мужчины |

|Рост |18-25 |2 5 - 40|18-25 лет|25-40 лет|

|в см |лет |лет | | |

| |вес в кг|вес в кг|вес в кг |вес в кг |

|152 |50,7 |49,9 | |— |

|154 |52,2 |51,6 | | |

|156 |53,8 |53,4 | | |

|158 |55,3 |55,1 | | |

|160 |56,9 |56,8 | | |

|162 |58,5 |58,5 |53,6 |59,8 |

|164 |60,0 |60,2 |56,1 |62,2 |

|166 |61,6 |62,0 |58,5 |64,6 |

|168 |63,1 |63,7 |61,0 |67,0 |

|170 |64,7 |65,4 |63,4 |69,4 |

|172 |66,3 |67,1 |65,9 |71,8 |

|174 |67,8 |68,8 |68,4 |74,2 |

|176 | | |70,8 |76,6 |

|178 | | |73,3 |79,0 |

|180 | | |75,8 |81,4 |

|182 | | |78,3 |83,9 |

|184 | | |80,8 |86,4 |

|186 | | |83,3 |88,8 |

|188 | | |85,9 |91,2 |

г_, „ к> быть рит

мичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18

раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показате-

лем функции дыхания является жизненная емкость легких (Ж1:Л) - объем

воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального

вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин равна 3, 5-5 л.

Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это

давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает

наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастол и чес кое

давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда

оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Формула идеального давления для каждого возраста:

макс. АД = 102+ (0,6 х кол-во лет)

мин. АД = 63+ (0,5 х кол-во лет)

Всемирная организация здравоохранения предлагает считать нормальными

цифрами артериальное давление для систолического (макс.) -100 - 140 мм

рт.ст.; для диастолического 80-90 мм рт.ст.

7.5 Функциональные пробы и тесты

Уровень функционального состояния организма можно определить с помощью

функциональных проб и тестов.

Оргпостатическая проба. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-

10 минут отдыха, далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По

разнице пульса лежа и стоя судят о функциональном состоянии сердечно-

сосудистой и нервной систем. Разница до 12 уд/мин - хорошее состояние

физической тренированности, от 13 до 18 уд/мин - удовлетворительное, 19-25

уд/мин -неудовлетворительное, т.е. отсутствие физической тренированности,

более 25 уд/мин - свидетельствует о переутомлении или заболевании.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха сидя

сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох

задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее

прекращения.

Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для

нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных -на 60-90 сек и

более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при

заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд.

Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и

проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха.

Здесь средним показателем является способность задержать дыхание на выдохе

для нетренированных людей на 25-30 сек., для тренированных на 40-60 сек. и

более.

86

Одномоментная проба. Перед выполнением одномоментной пробы отдыхают

стоя, без движений в течение 3 минут. Затем замеряют ЧСС за одну минуту.

Далее выполняют 20 глубоких приседаний за 30 секунд из исходного положения

ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. При приседании руки выносят

вперед, а при выпрямлении возращают в исходное положение. После выполнения

приседаний посчитывают ЧСС в течение одной минуты.

При оценке определяется величина учащения ЧСС после нагрузки в

процентах. Величина до 20% означает отличную реакцию сердечнососудистой

системы на нагрузку, от 21 до 40 % - хорошую,

от 4] до 65% - удовлетворительную,

от 66 до 75% - плохую,

от 76 и более - очень плохую.

Проба Рюффье. Для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы

можно пользоваться пробой Рюффье. После 5-минутного спокойного состояния в

положении сидя подсчитать пульс за 10с (Р1), затем в течение 45 с

выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые

10 с (Р2) и через минуту (РЗ) после нагрузки. Результаты оцениваются по

индексу, который определяется по формуле:

6х(Р1+ Р2+РЗ)-200

Индекс Рюффье =

10

Оценка работоспособности сердца: индекс Рюффье О - атлетическое сердце

0,1 - 5 - "отлично" (очень хорошее сердце) 5,1 - 10 - "хорошо"

(хорошее сердце)

10,1 - 15 - "удовлетворительно" (сердечная недостаточность) 15,1 - 20 -

"плохо" (сердечная недостаточность сильной степени) Тест не рекомендуется

выполнять людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Тест на проверку* и оценку общей выносливости. Осуществляется с

помощью контрольных упражнений 2-х типов: преодоления средней, длинной

дистанции или преодоления возможно большего расстояния за определенное

время. Примерами этих упражнений являются:

1) бег и кросс на 1000, 2000, 2500, 3000, 5000м;

плавание на 200. 400, 500 м,

2) бег 12 мин.

Наиболее обоснованны оценки общей выносливости по тесту К.Купера. Это

12-ти минутный бег с преодолением максимального расстояния (км) (таблица

7.3):

Таблица 7.3 - Оценка физической работоспособности разных возрастных групп

по результатам 12-минутного теста в беге

|Оценка |Расстояние (км), преодолеваемое за 12|

|физическ|минут |

|ой | |

|подготов| |

|ленности| |

| |Возраст (лет) |

| |Незначитель|Значительно|Резкое |

| |ное |е | |

|Внимание |Редкие |Рассеянное,|Ослабленное|

| |отвлечения |частые |; реакции |

| | |отвлечения |на новые |

| | | |раздражител|

| | | |и |

| | | |(словесные |

| | | |указания) |

| | | |отсутствуют|

|Поза |Непостоянна|Частая |Стремление |

| |я, |смена поз, |положить |

| |потягивания|повороты |голову на |

| |ног и |головы в |стол, |

| |выпрямление|разные |вытянуться,|

| |туловища |стороны, |откинуться |

| | |обло-качива|на спинку |

| | |ние, |стула |

| | |поддержание| |

| | |головы | |

| | |руками | |

|Движения |Точные |Неуверенные|Суетливые |

| | |, |движения |

| | |замедленные|рук и |

| | | |пальцев |

| | | |(ухудшение |

| | | |подчерка) |

|Интерес к |Живой |Слабый |Полное |

|новому |интерес, |интерес, |отсутствие |

|материалу |задавание |отсутствие |интереса, |

| |вопросов |во-просов |апатия |

93

К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболочки,

особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений,

сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и

нерешительность в действиях, повышенный тремор (дрожание) конечностей и др.

В учебной работе утомление проявляется в замедленном темпе выполнения

учебных заданий, в увеличении количества ошибок, в росте числа отвлечений

от дела.

Внешние психофизические симптомы поведения при утомлении проявляются в

виде общей заторможенности и угнетенности.

Умственное утомление в подавляющем случаев дает картину угрюмости,

отчужденности и флегматичности.

Таблица 8.2 - Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К.

Платонову)

|Симптом |Степень переутомления |

| |I- |II - |III - |IV - |

| |начинающ|легкое |выраженн|тяжелое |

| |ееся | |ое | |

|Снижение |Малое |Заметное|Выраженн|Резкое |

|ра-ботоспос| | |ое | |

|об ности | | | | |

|Проявление |При |При |При |Без |

|ранее |усиленно|обычной |облегчен|видимой |

|отсутствова|й |нагрузке|ной |нагрузки|

|вшей |нагрузке| |нагрузке| |

|усталости | | | | |

|при | | | | |

|умственной | | | | |

|нагрузке | | | | |

|Компенсация|Не |Полность|Не |Незначит|

|понижения |требуетс|ю |полность|ельно |

|работоспосо|я | |ю | |

|бности | | | | |

|волевым | | | | |

|путем | | | | |

|Эмоциональн|Временно|Временам|Раздражи|Угнетени|

|ые сдвиги |е |и |тельност|е, |

| |снижение|неустойч|ь |резкая |

| |интереса|ивость | |раздражи|

| |к работе|настроен| |тельност|

| | |ия | |ь |

|Расстройств|Трудно |Труднее |Сонливос|Бессонни|

|а сна |засыпать|засыпать|ть днем |ца |

| |и |, | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.