реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовой статус работника и работодателя

книжке, а также других случаях, предусмотренных федеральными законами)[64].

Обязанность работодателя возместить материальный ущерб, причиненный

работнику незаконным лишением возможности работать, реализуется в следующих

формах: работодатель, признав свою вину в возникновении у работника

вынужденного прогула и неправомерного перевода, возмещает работнику

причиненный ущерб без обращения последнего в органы по рассмотрению

трудовых споров или к государственному правовому инспектору труда; вина

работодателя признана органом по рассмотрению трудовых споров или

государственным правовым инспектором труда, и он обязан возместить

работнику возникший у него материальный ущерб.

Незаконным признается увольнение, когда работодатель не выполнил

предусмотренный действующим законодательством порядок увольнения,

отсутствуют основания увольнения, работник не входит в круг лиц,

увольняемых по этому основанию.

Незаконным признается перевод на другую работу, когда: работник переведен

на другую работу без его письменного согласия (см. ст. 74 ТК) и др.

Работодатель возмещает работнику материальный ущерб в размере среднего

заработка работника за все время вынужденного прогула или разницы в

заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы (ст.394 ТК). При

возмещении среднего заработка в пользу работника, восстановленного на

прежней работе, или в случае признания его увольнения неправильным

выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. Подлежат зачету также

заработная плата за работу в другой организации, если он не работал в ней

на день увольнения, а также пособие по временной нетрудоспособности,

выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула.

3) За вред, причиненный личному имуществу работника[65].

Впервые в трудовом законодательстве закрепляется правовое средство,

обеспечивающее защиту интересов работника в случае причинения ущерба его

имуществу. Ущерб имуществу может быть причинен работником организации при

исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, если при этом он

действовал или должен был действовать по заданию работодателя и под его

контролем за безопасным ведением работ. При определении размера ущерба

применяются рыночные цены, действующие в данной местности. Об этом

возмещении работник направляет заявление работодателю, который обязан его

рассмотреть и принять решение в 10-дневный срок со дня его поступления. При

несогласии работника с этим решением или при неполучении ответа

работодателя в установленный срок работник вправе обратиться с иском в суд.

4) За задержку выплаты начисленной заработной платы.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении установленного срока выплаты

заработной платы работодатель обязан ее выплатить с уплатой процентов

(денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время

ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм

за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного

срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер

выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным

договором или трудовым договором. Статьей 5.27 Кодекса РФ об

административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ установлена

административная ответственность за нарушение должностным лицом

законодательства о труде (в т. ч. и об оплате труда) и об охране труда в

виде административного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров

оплаты труда. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом,

ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное

административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного

года до трех лет.

Статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность

руководителя предприятия, учреждения или организации независимо от формы

собственности за невыплату заработной платы свыше двух месяцев, совершенную

из корыстной или личной заинтересованности. Виновный руководитель

наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты

труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период

от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные

должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо

лишением свободы на срок до двух лет.

В ч. 2 ст. 145.1 УК в качестве квалифицирующих (т.е. отягчающих вину)

обстоятельств указаны тяжкие последствия, причиненные совершением

анализируемого деяния. Характер тяжких последствий законодатель не

раскрывает: суд, решая этот вопрос, должен учитывать конкретные

обстоятельства дела, объем и характер наступившего вредного результата

деяния, степень физических и нравственных страданий потерпевшего,

сложившуюся судебную практику, руководящие указания Верховного Суда РФ.

Безусловно, к числу тяжких последствий относятся смерть потерпевшего,

заболевание (или иной вред его здоровью), вызванные тем, что из-за

отсутствия средств потерпевший не смог получить медицинскую помощь,

приобрести необходимые лекарства, истощение его организма либо организма

лиц, находящихся на его иждивении, и т.д. Деяние, предусмотренное в ч. 2

ст. 145.1 УК, наказывается штрафом в размере от 300 до 700 минимальных

размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода

осужденного за период от 3 до 7 месяцев либо лишением свободы на срок от 3

до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТАТУСА РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ.

3.1. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТАТУСЕ

РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ.

Необходимо развивать и совершенствовать законодательство о статусе

работника и работодателя.

С принятием нового ТК РФ наиболее широко раскрыт раздел “Особенности

регулирования труда отдельных категорий работников”, отражающий общую

тенденцию развития трудового законодательства, который наряду с нормами,

распространяемыми на всех работников, содержит положения, предусматривающие

дифференциацию условий труда. Она определяется различными факторами:

половозрастными особенностями (труд женщин, работников моложе 18 лет),

природно-климатическими условиями (труд лиц, работающих и проживающих в

районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), профессиональными

особенностями (труд работников транспорта, педагогов), спецификой трудовой

функции (труд руководителя организации) и иными особенностями. Основу

дифференциации составляют нормы, частично ограничивающие применение общих

правил по соответствующим вопросам либо предусматривающие для отдельных

категорий работников дополнительные правила.

Развитие этого раздела предоставляет льготы и наиболее легкие разрешения

вопросов для многих людей. Регулирование особенностей труда отдельных

категорий работников Трудовым кодексом дает возможность значительно

сократить нормативный массив за счет актов бывшего Союза. Так, раздел

“Особенности регулирования труда отдельных категорий работников” включает в

себя главу 45 “Особенности регулирования труда работников, заключивших

трудовой договор на срок до двух месяцев” и главу 46 “Особенности

регулирования труда работников, занятых на сезонных работах”, в связи с чем

фактически утратили силу указы Президиума Верховного Совета СССР от 24

сентября 1974 г., которые регулировали труд временных работников и лиц,

занятых на сезонных работах.

Вместе с тем раздел “Особенности регулирования труда отдельных категорий

работников” нуждается в дальнейшем расширении. Он не соответствует

существующей в настоящее время дифференциации условий труда работников.

Так, в ТК РФ выделены особенности регулирования труда работников,

направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские

учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных

органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской

Федерации за границей, но в нем отсутствуют нормы, регулирующие особенности

труда государственных служащих. Поэтому необходимо внести соответствующие

дополнения в данный раздел.

Отметим развитие роли профсоюзов: сегодня представительства Федерации

независимых профсоюзов России есть во всех регионов страны – и в

государственном, и в частном секторе.

Профсоюзы обладают своими ресурсами влияния и на власть, и на общество в

целом. У них у всех общие цели – добиться процветания России и ее граждан,

создать все условия для честной работы и достойного заработка.

В России кардинально меняется структура занятости. Государство и профсоюзы

обязаны помочь людям правильно сориентироваться на рынке труда и получить,

если нужно, новую профессию.

О социальном партнерстве. Руководители и собственники начинают понимать,

что работать честно и открыто становится выгодно. Сейчас идет формирование

ассоциации работодателей. Диалог между ними и профсоюзами может стать

мощным инструментом согласования общественных интересов. Позитивные

результаты такого сотрудничества уже есть. Один из примеров -

совершенствование трудового законодательства. Во многом благодаря усилиям

профсоюзов была создана согласительная комиссия и появился компромиссный

вариант Трудового Кодекса.

Профсоюзное движение в России существует столетие, за это время оно

приобрело и опыт, и силу, и решительность в отстаивании прав трудящихся. От

того, как они будут использованы, во многом зависит общественная

стабильность, устойчивость всей политической системы страны.

За последние годы отмечено, что благодаря активным действиям профсоюзов в

3 раза сокращена просроченная задолженность по выплате заработной платы,

ликвидированы долги по выплате пособий по безработице. В результате

скоординированных действий профсоюзов удалось не допустить принятие

правительственного варианта Трудового Кодекса. За истекшее пятилетие

удалось предотвратить принятие Государственной Думой около 60 федеральных

законов, направленных на ухудшение положения трудящихся и ослабление

правозащитной роли профсоюзов.

Вместе с тем реальная зарплата работников до сих пор не достигла уровня

1997 года, десятки миллионов человек имеют доходы ниже прожиточного

минимума, сохраняются долги по оплате труда и социальным выплатам. В

тяжелейшем положении находятся работники бюджетной сферы.

В своей работе профсоюзы считают приоритетным направлением содействие

развитию социально-ориентированной экономики, установлению максимально

возможной экономически обоснованной заработной платы, доведению ее

минимального размера до уровня прожиточного минимума, обеспечению полной

занятости, усилению государственного регулирования рынка труда,

восстановлению страхования от безработицы.

2. СРАВНИТЕЛЬНО ЮРИДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РАБОТНИКА И

РАБОТОДАТЕЛЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

Сравним правовой статус работника и работодателя с законодательством

зарубежных стран на основе трудовых споров между работником и

работодателем.

Статья 37 Конституции Российской Федерации признает право на

индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных

федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Недавно принят Федеральный закон о порядке разрешения коллективных трудовых

споров. До этого работники, работодатели, суды были вынуждены пользоваться

устаревшими положениями Закона СССР о порядке разрешения коллективных

трудовых споров (конфликтов) (в редакции Закона от 20 мая 1991 г.). В

настоящей статье освещен зарубежный опыт правового регулирования

коллективных трудовых споров, выделены наиболее острые проблемы

коллективных трудовых споров в России и даны рекомендации по

совершенствованию нашего законодательства.

Большинство стран различают несколько видов трудовых споров, устанавливая

особый порядок их рассмотрения. Принято различать две категории споров:

. с одной стороны, по предмету - споры о правах и споры об интересах;

. с другой, по субъекту—индивидуальные споры и коллективные трудовые

споры.

В европейских странах, таких, как Франция, проводят различие прежде всего

между индивидуальными и коллективными спорами, причем первые всегда

считаются спорами о правах, а последние—спорами об интересах, хотя могут

быть и спорами о правах.

Помимо упомянутых видов трудовых споров во многих странах существуют и

другие категории, в отношении которых используются специальные процедуры

урегулирования. К ним относятся споры о признании профсоюза и споры о

«недобросовестной трудовой практике», в частности, споры, касающиеся

осуществления профсоюзных прав.

Основной принцип, лежащий в основе процедур разрешения споров о правах,

заключается в том, что если эти споры не урегулированы с помощью

переговоров, то они должны решаться в судебном порядке или арбитрами, а не

с помощью забастовок, поскольку они связаны с определением содержания

существующих прав и обязанностей.

К органам, уполномоченным решать споры о правах, относятся обычные суды

(суды общей юрисдикции), специализированные суды (трудовые и промышленные),

внесудебные административные органы и арбитраж.

В ряде стран все споры о правах рассматриваются в обычных судах. Например,

в Италии трудовые споры рассматриваются обычными судами, но на основе

ускоренной процедуры, по сравнению с другими делами, и судьи, занимающиеся

этими вопросами, обладают особой компетенцией по трудовым спорам.

Самым распространенным механизмом разрешения споров о правах являются

судебные процедуры. Система трудовых судов применяется во Франции.

Германии, Испании, Финляндии. Бразилии и многих других странах. Юрисдикция

по трудовым вопросам часто разделяется между трудовыми и обычными судами.

Так, в Германии трудовые суды обладают практически исключительной

юрисдикцией в отношении как индивидуальных, так и коллективных споров о

правах. В Великобритании споры о правах, которые возникают в связи с

законодательством (прежде всего, это поры относительно дискриминации),

подпадают под исключительную юрисдикцию промышленных (трудовых) трибуналов,

а споры о правах, вызванные индивидуальными контрактами о найме,

рассматриваются в обычных судах.

Во Франции трудовые суды могут рассматривать только индивидуальные споры,

к которым, однако, относятся споры о толковании и применении положений

коллективных договоров. Дела же о нарушении законодательства

рассматриваются в обычных судах. В странах Северной Европы юрисдикция

трудовых судов распространяется на коллективные споры о правах между

сторонами коллективного договора.

Во многих странах (Германия, Швеция. Мексика и др.) трудовые

(промышленные) суды являются трехсторонними органами (работники —

работодатели — государство), а во Франции—даже двусторонними (работники —

работодатели). Члены таких судов, представляющие работников и

работодателей, обладают значительным опытом в сфере трудовых отношений. В

некоторых странах представители работников и работодателей играют роль

оппонентов (представителей сторон), но в подавляющем большинстве стран они

должны выступать в личном, независимом качестве. Такова ситуация, например,

в Германии. Великобритании, Швеции.

В Соединенных Штатах Америки получили широкое распространение процедуры

арбитражного рассмотрения спора о правах (так называемые процедуры

рассмотрения жалоб), которые устанавливаются в коллективных договорах. К

настоящему моменту приблизительно 95% всех коллективных договоров содержат

положение о рассмотрении таких споров в арбитраже. Арбитры, как правило,

конкретно указываются в коллективном договоре, но могут и назначаться для

каждого конкретного спора.

Основной принцип, лежащий в основе процедур урегулирования споров об

интересах, заключается в том, что они должны рассматриваться самими

сторонами с помощью переговоров. При этом стороны могут прибегать ко всем

способам, не запрещенным законодательством, в том числе к угрозе

использования либо фактическому использованию забастовок, а третьи лица

должны привлекаться лишь для оказания сторонам помощи в нахождении

взаимоприемлемого решения разногласий.

Наиболее широко используемыми процедурами урегулирования споров об

интересах являются примирение и посредничество, в ходе которых третья

независимая сторона оказывает сторонам спора помощь в проведении

переговоров с целью содействия в достижении соглашения.

Во многих странах, особенно в странах Азии. Африки. Латинской Америки,

такую помощь оказывают главным образом правительственные службы примирения

или инспекторы труда. В некоторых промышленно развитых странах органы

посредничества и примирения, являясь правительственными учреждениями,

пользуются определенной степенью автономии от правительства, например

Федеральная служба посредничества и примирения в США. Служба консультаций,

примирения и посредничества в Великобритании.

В большинстве промышленно развитых стран с рыночной экономикой примирение

является единственной широко применяемой процедурой разрешения коллективных

споров об интересах, чему способствует принцип нейтрального характера

примирительного механизма, который в этих странах исповедуется..

Нейтральность примирительных органов обеспечивает повышение доверия к ним

со стороны организаций работников и предпринимателей. Это. в свою очередь,

влияет и на структуру таких органов. Так, в состав Комиссии по трудовым

отношениям в Японии входит равное число представителей предпринимателей,

профсоюзов и независимых членов.

Широкой автономией в отношении примирения пользуются предприниматели и

профсоюзы в Германии, где процедуры посредничества установлены в

большинстве отраслей деятельности в соответствии с соглашениями,

заключаемыми между сторонами коллективных договоров, и где примирительные

комиссии состоят из равного числа представителей соответствующей ассоциации

предпринимателей и заинтересованного профсоюза, а также независимого

председателя.

В ряде развивающихся и новых индустриальных стран также созданы

трехсторонние органы, на которые возложены примирительные функции

(Бразилия. Мексика. Венесуэла и др.). Примирение носит добровольный

характер, когда стороны имеют право по своему усмотрению использовать или

не использовать эту процедуру (США, Великобритания, Франция, Венгрия).

В таких странах, как Австралия. Индия, Канада. Польша, процедура

примирения обязательна в силу закона, который либо предусматривает

направление спора на процедуру примирения, либо увязывает право на

забастовку или локаут с попыткой сначала разрешить спор с помощью процедуры

примирения. Однако независимо от того, является ли процедура примирения

добровольной или обязательной, ее цель состоит в оказании помощи сторонам

разрешить спорна основе соглашения, причем посредник не может навязывать

сторонам какое-либо решение.

Во многих странах термины «посредничество» и «примирение» равнозначны. В

некоторых странах между этими терминами проводится различие в зависимости

от степени инициативы, взятой на себя третьей стороной. Так. в

Великобритании функции примирения, состоящие в содействии переговорам между

сторонами, выполняет Служба консультаций, примирения и арбитража, которая

воздерживается от внесения каких-либо предложений о разрешении спора. С

согласия сторон Служба может, однако, назначать посредниками независимых

лиц, которые вносят конкретные рекомендации относительно возможного решения

спора.

Еще одним способом, используемым при разрешении споров об интересах,

является арбитрирование, в ходе которого третья сторона (арбитраж), не

являясь судебным органом, имеет право принять решение по его

урегулированию. Арбитраж является добровольным в тех случаях, когда он

может начать действовать по инициативе одной из сторон спора или

правительства.

В негосударственном секторе промышленно развитых стран обязательное

арбитражное рассмотрение споров об интересах практически не встречается.

Исключение составляют Австралия и Канада (федеральная юрисдикция и

некоторые провинции), где споры об интересах, связанные с попыткой

заключить первый коллективный договор, должны пройти через процедуру

обязательного арбитража.

Гораздо шире используется обязательный арбитраж на государственной службе

(Великобритания. Норвегия), а также в случаях, имеющих важное социально-

экономическое значение. Используется обязательный арбитраж, как правило, в

тех странах, где отсутствует баланс между силами предпринимателей и

профсоюзов (развивающиеся, новые индустриальные страны), что препятствует

эффективному проведению коллективных переговоров. Однако по мере

стабилизации систем трудовых отношений, укрепления профсоюзного движения

обязательный арбитраж начинают рассматривать в качестве препятствия на пути

к свободным коллективным переговорам и его постепенно заменяют процедурой

примирения, которое становится основным методом разрешения спора. К тому же

обязательность арбитража в спорах об интересах приводит на практике к

распространению незаконных действий.

В некоторых развивающихся странах была проведена попытка содействия

добровольному арбитражному рассмотрению споров об интересах. Сторонам

вместо передачи спора на обязательное рассмотрение правительством

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.