реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по ТГИП

направленных на реализацию законных прав субъекта, а с другой стороны норма

права обязывает либо совершить действие, либо воздерживаться от совершения

действий. Следовательно, предоставляя свободу отдельному лицу, правовая

норма одновременно ограничивает эту свободу. 3.Обеспечение исполнения

правовой нормы с помощью мер гос-го принуждения и применение в случае

необходимости при неисполнении или ненадлежащем исполнении юр-й

ответственности к правонарушителю. 4.Норма права является гос-венным

регулятором типовых общественных отношений. Норма права: понятие и признаки

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило

поведения, установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на

урегулирование общественных отношений. Юридическая норма - первичная

клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что

данной норме свойственны основные черты права как особого социального

явления. Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права»

совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы

права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное

предписание гос-ва относительно возможного и должного поведения людей); 2)

формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных

документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с

гос-вом (она устанавливается гос-венными органами и обеспечивается мерами

гос-го воздействия — принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-

обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но

и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право

без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она

выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких

взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Классификация норм права Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1)

в зависимости от функциональной роли они разделяются на: - исходные нормы,

которые определяют основы правового регулирования общественных отношений,

его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы,

провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения

конкретных юридических понятий, и т.п.); - общие нормы, которые присущи

общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или

большую часть институтов соответствующей отрасли права; - специальные

нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права

и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с

учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие,

корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы

правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета

правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на

конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.; 3) в

зависимости от их характера - на Артериальные (уголовные, аграрные,

экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-

процессуальные); 4) в зависимости от методов правового регулирования на: -

императивные (содержащие властные предписания); - диспозиптвные (содержащие

свободу усмотрения); - поощрительные (стимулирующие социально полезное

поведение); - рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для гос-ва

и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на

постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в

Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе

в связи со стихийным бедствием).

28) Структура правовой нормы и формы ее изложения в нормативном акте

Правовая норма имеет свою внутреннюю структуру, которая насчитывает 3

элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза (предположение)

указывает на такие жизненные обстоятельства, при которых субъекты должны

исполнять установленные правила. Ими могут быть: достижение определенного

возраста для получения пенсии или период, на который введено чрезвычайное

положение в определенной местности страны и т.д. Диспозиция (распоряжение)

- это такая часть нормы, которая формулирует само правило поведения,

определяя права и обязанности субъектов правоотношения. Например, право на

получение пенсии, обязанность являться по повестке в суд, воздержаться от

каких-либо поступков и т.д. Санкция (взыскание) - это такая часть нормы,

которая указывает на принудительные меры воздействия, которые должны быть

применены к нарушителям данного правила поведения. Смысл санкции -

предупредить возможные нарушения установленного правила поведения или

восстановить справедливость, когда нарушение уже совершилось. Структура юр-

й нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих

ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких

частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: 1) гипотеза

- элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место,

субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления

юридических фактов; 2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий

модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей,

возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция

выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром; 3) санкция -

элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта,

реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными -

меры наказания, так и позитивными - меры поощрения (премия за

добросовестное выполнение служебных обязанностей работником). Каждый из

названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет

особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юр-

й науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без

санкции бессильна. Проблема структуры правовой нормы является

дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей

- гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-

юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из

рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

29) Понятие социальных и технических норм. Социально-технические нормы

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность

организаций в их взаимоотношениях. Потребность в социальных нормах возникла

на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с

необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи

социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей;

решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Социальные нормы

характеризуются рядом признаков: 1. Социальные нормы являются правилами

поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие

поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций

или гос-ва. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое

поведение. 2. Социальные нормы – это правила поведения общего характера ( в

отличие от индивидуальных правил ). 3. Социальные нормы – это не только

общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Благодаря

указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором

общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и

определяют его направление в различных жизненных ситуациях. Все социальные

нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум

основаниям: 1. по способу их установления (создания); 2. по средствам

охраны их от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды

социальных норм: 1. Нормы права – правила поведения, которые

устанавливаются и охраняются гос-вом. 2. Нормы морали (нравственности) –

правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с

моральными представлениями- людей о добре и зле, справедливости и

несправедливости, долге, достоинстве и охраняются силой общественного

мнения или внутренним убеждением. 3. Нормы общественных организаций

представляют собой правила :поведения, которые устанавливаются самими

общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного

воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. 4. Нормы обычаев –

это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в

результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей.

Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в ста

привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. 5. Нормы

традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил

поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем

прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека

(например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие

традиции). 6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность

социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении

обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Деление социальных норм

проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и

по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические,

трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие. Все социальные

нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого

общежития. Технические нормы – это правила наиболее целесообразного

обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными

техническими средствами. Назначение технических норм в правильном

использовании сил природы, техники наиболее экономичным и экологически

безвредным способом. К техническим нормам относятся правила выполнения

строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы

расхода сырья, топлива , электроэнергии. Технические нормы имеют социальный

характер. Но в отличие от социальных норм, которые регулируют отношения

непосредственно между людьми (человек – человек), технические нормы

регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек –

техника – человек). Экономическая теория доказала, что отношения,

возникающие в процессе производства, всегда выступают в конечном как

социальные отношения. Специфика технических норм выражается в том, что они

выступают в качестве социальных норм с техническим содержанием. Содержание

технических норм обусловлено объективными закономерностями развития

природы, законами естествознания. Поэтому многие технические нормы являются

требованиями объективной необходимости. В их содержании непосредственно не

проявляется политический характер . Политическую направленность они могут

приобретать в процессе реализации, использования. Технические нормы – это

не какой-то особый вид норм, а совокупность различных видов социальных норм

с техническим содержанием. Эти нормы могут приобретать разные формы:

правовую, моральную, форму обычаев и другие. Примером технических норм,

вырабатываемых общественными организациями, могут служить нормы,

устанавливающие размеры спортивных снарядов, правила соревнований и т. д. К

техническим нормам, принявшим форму обычаев, можно отнести правила

выполнения команды “на караул” с оружием, правила развода караулов в

вооруженных силах. Наиболее важные для общества технические нормы

облегаются в правовую форму. Закрепление технических правил в правовых

нормах придает им юридическое значение. В силу этого они становятся не

только целесообразными, но и обязательными правилами, которые охраняются

гос-вом от нарушений. Не соблюдение этих норм влечет за собой юридическую

отв-ть. Так, уголовное зак-во многих стран предусматривает отв-ть за

нарушение давил вождения и эксплуатации транспорта, за нарушение правил

безопасности при производстве строительных работ и т.д.

30) Систематизация зак-ва и ее основные виды Нормативные акты принимаются

различными органами в различное время, в различных пространственных

пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу

действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой

находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут

упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы

они были приведены в соответствующую систему. Отсюда, систематизация - это

упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она

необходима для обеспечения доступности зак-ва, удобства пользования им,

устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических

конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов

без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое

самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации:

хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной

тематике) и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно

отнести Собрание зак-ва Российской Федерации, ко второй — сборники

нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для

просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы

нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов

без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое

самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются

по признаку их относи-мости к одному виду деятельности (охрана природы,

образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она

является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты

инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как

промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3)

кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в

единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе

кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в

нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их

согласованность, логичность

31) Итак, нормативно-правовой акт – это официальный акт правотворчества, в

котором содержаться нормы права. По юр-й силе все нормативно-правовые акты

подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-

правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

Она определяет их место и значимость в общей системе гос-го нормативного

регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты

вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юр-й силой, чем

акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во

исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими

органами. Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию.

Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно

объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы

однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли

права (например, трудовое, семейное, уголовное зак-во). Но наряду с

отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный

характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих

определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное,

морское зак-во – примеры комплексных нормативно-правовых актов. По объему в

характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: - на акты

общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида

на данной территории; – на акты ограниченного действия – распространяются

только на часть территории или на строго определенный контингент лиц,

находящихся на данной территории; – на акты исключительного (чрезвычайного)

действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении

исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий,

стихийных бедствий). По основным субъектам гос-го правотворчества

нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти

(законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной

власти (юрисдикционные акты общего характера). Действие нормативных актов

по времени Установление пределов действия нормативно-правовых актов

необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт

издается для того, чтобы в установленный промежуток времен на определенной

территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное

значение, как отмечалось ранее, этот вопрос имеет для правоохранительной

деятельности компетентных органов. Действие во времени. Нормативно-правовые

акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах

действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов. 1.Акт

вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом. 2.Акт

начинает действовать по истечении определенного срока после его

опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей

ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном

издании законодательной власти. 3.Нормативно-правовой акт вступает в силу

со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в

действие. Установление точного срока вступления, в силу нормативных актов

важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат

исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие

только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу.

Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания

нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и

существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией

обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка.

Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях: 1.

если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила; 2.

если уголовные законы или акты административного зак-ва смягчают наказание

или вообще устраняют накзуемость деяния. Нормативно-правовые акты

утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: 1.по

истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;

2.в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее

действующий; 3.на основании прямого указания конкретного органа об отмене

данного нормативного акта. 28.Действие нормативных актов в пространстве

Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в

пространстве определяются территорией, на которую распространяются его

предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и

воздушное пространства в пределах гос-ой границы, территория посольств за

рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных

водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических

аппаратов в атмосфере. Действие нормативных актов распространяется, как

правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так,

нормативные акты членов федеративного гос-ва действуют лишь на их

территории; акты местных органов гос-ва – на территории района, префектуры,

города, земли и т.п. При федеративном гос-ом устройстве в отдельных случаях

допускается возможность действия некоторых правовых норм одного гос-ва на

территории другого гос-ва (например, при разрешении имущественных споров,

вопросов о наследстве). 29.Действие нормативных актов по кругу лиц Действие

по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие нормативно-

правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной

территории. Законы и другие нормативные акты на территории гос-ва действуют

применительно ко всем гражданам, гос-венным и общественным организациям. Их

действие распространяется также не иностранных граждан и лиц без

гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным зак-вом

права и свободы. Они могут обращаться в суд в другие органы гос-ва для

защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории

определенного гос-ва, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-

правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так,

иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на

территории другого гос-ва, не могут быть привлечены к уголовной

ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица

совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается

дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты

вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства

(например, акты о выборах в органы гос-ва, о воинской службе). Нормативные

акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц

данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих,

учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых

актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.