![]() |
|
|
Шпоры по ТГИПва обычно являются унитарными. 9) Понятие формы правления Форма современных гос-в различается разнообразием. Форма правления - это организация верховной гос-ой власти. Она влияет на структуру высших гос-ых органов и принципы их взаимодействия. В гос-ом праве принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Для монархии характерно то, что власть главы гос-ва передается по наследству, и она считается независимой от какой-либо другой власти, гос- го органа или избирателей. Для республики характерным является то, что глава гос-ва - президент - является выборным и сменным, а власть считается производной от представительного органа или избирателей. В истории человечества имели место несколько разновидностей монархической формы правления. Прежде всего, это абсолютная монархия, ее основная черта - всевластие монарха и отсутствие конст-ии. Эта форма правления встречалась в гос-вах феодального типа и в современных развитых гос-вах практически не встречается. Для конституционной монархии характерно ограничение полномочий главы гос-ва и наличие конст-ии. Конституционная монархия, в зависимости от степени ограничения полномочий монарха, делится на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической монархии власть принадлежит монарху и парламенту. В законодательной области полномочия монарха сильно ограничены, но зато достаточно широки в области осуществления исполнительной власти. В настоящее время в чистом виде такая форма правления не встречается. Наиболее сейчас распространенной формой монархического гос-ва является парламентарная монархия, она имеет место в ряде индустриально развитых стран: Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия. В парламентарной монархии власть монарха в области зак-ва практически отсутствует и в значительной степени ограничена и в области исполнительной власти. Республиканская форма правления - самая распространенная в современных гос-вах. По сравнению с монархической формой правления, республиканская является наиболее прогрессивной. Две наиболее распространенные ее формы - это президентская и парламентарная республики. В президентской республике президент обладает значительными полномочиями и является одновременно главой гос-ва и главой правительства. Пост премьер- министра тут отсутствует, и прав-во формируется внепарламентским путем. Прав-во не ответственно перед парламентом, и президент избирается независимо от парламента. Характерная черта президентской республики - жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность гос- ых органов по отношению друг к другу. В парламентарной республике формирование правительства происходит на парламентской основе, и оно ответственно перед ним. Глава гос-ва выполняет главным образом представительские функции, хотя по конст-ии его полномочия могут быть широкими, однако прав-во занимает основное место в гос-ом механизме и осуществляет управление страной. Президент избирается, как правило, парламентом и осуществляет свои полномочия с одобрения правительства. В мире существуют и такие формы республиканского правления, которые носят черты и парламентарной, и президентской республики, - смешанная, или полупрезидентская республика. Примером такой республики является Франция. При такой смешанной форме президент избирается внепарламентским путем и обладает широкими полномочиями. Он формирует прав-во без участия парламента, но возглавляет его премьер-министр. Однако, президент в этом случае обладает полномочиями направлять деятельность правительства. Примеры: Россия, Финляндия, Португалия. Нельзя также обделить нашим влиянием и суперпрезидентские республики, где глава гос-ва имеет широчайшие полномочия. Примером такой республики является ряд гос-в в Латинской Амереке. 10) Понятие формы гос-го устройства Под формой гос-го устройства следует понимать политико-территориальное устройство гос-ва, в том числе политико- правовой статус его составных частей и взаимоотношения центра и гос-ых органов в регионах гос-ва. Принято различать две основные формы гос-го устройства: унитарное гос-венное устройство и федеративное гос-венное устройство. Унитарное гос-во - это единое гос-во, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности. Федеративное гос-во состоит из нескольких гос-ых образований, обладающих собственной компетенцией в области осуществления гос-ой власти и в области гос-го управления. К признакам унитарного гос-ва относятся: 1. единая конст-я и единая правовая система; 2. единая система высших органов гос-ой власти и управления; 3. единое гражданство; 4. единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права; 5. деление территории на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью; 6.подчинение местных органов гос-ой власти центральным органам гос-ой власти. Федеративная форма гос-го устройства имеет меньшее распространение в гос-вах мира. К федеративным гос- вам относятся, например, такие гос-ва, как США, Канада, Швейцария, Германия, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Индия и т.д. Для большинства федеративных гос-в мира характерно то, что федерацию составляют гос-венные образования, как то штаты, земли, кантоны, провинции, которые и являются субъектами федерации и наделены определенными полномочиями. Большинство федеративных гос-в не обладают суверенитетом, хотя иногда он закреплен в конст-ии федерации. Федеративные гос-ва, в отличие от унитарных гос-в, обладают следующими характерными для них признаками: 1. В отличие от унитарного гос-ва, территория федеративного гос-ва не представляет собой единого целого, а состоит из территорий субъектов. Субъекты федерации в большинстве гос-в не являются гос-вами в собственном смысле, т.к. не обладают суверенитетом, который предполагает независимость гос-ой власти как внутри гос-ва, так и во внешних сношениях. 2. Как правило, субъекты наделяются учредительной властью в вопросе принятия собственной конст-ии. Как правило, союзные конст-ии предписывают субъектам принимать конст-ии, не противоречащие положениям союзной. 3. Субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законы в пределах их компетенции, установленной в федеральной конст-ии. Правовые акты субъектов действуют только на территории субъекта. 4. Субъекты, как правило, имеют собственную правовую и судебную системы. 5. Субъекты имеют, как правило, двойное гражданство, т.е. каждый гражданин субъекта является одновременно и гражданином союза. 6. Федеративному гос-ву, как правило, присуща двухпалатная структура союзного парламента. Нижняя палата союзного парламента представляет собой общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам, а верхняя представляет субъектов федерации. 7.Субъекты имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы. Среди федеративных гос-в выделяется Российская Федерация, которая представляет собой асимметричную федерацию, которой присущ неодинаковый статус субъектов. Так, например, республики имеют собственную конституцию, гражданство, а край или область - нет. Конфедерация - это временный юридический союз суверенных гос-в, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве гос-ва - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: -конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; -конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос-го бюджета; -сохраняет гражданство тех гос-в, которые находятся во временном союзе; -гос-ва могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгос-ой кредитной политике на время существования союза. Как правило конфедеративные гос-ва не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация. 11) Политический режим Пол. режим является одной из трех составных частей понятия формы гос-ва (форма гос-ва: форма правления, форма политического устройства, Пол. режим). Пол. режим и гос-венный Пол. режим по своему содержанию отличаются друг от друга. Так, например, Пол. режим - понятие более широкое, нежели гос-венный Пол. режим, и включает в себя не только приемы и методы политического властвования, но и приемы и методы деятельности негос-ых полит-х организаций (полит-х партий, союзов, клубов и т.п.). Гос-венные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Демократия - это народовластие, оно является ядром демократического гос-го режима. Для демократического политического режима характерны следующие признаки: 1.Предоставление широкой свободы личности, предприятиям и организациям в сфере экономической деятельности, которая при демократическом политическом режиме составляет основу материального благосостояния граждан. 2.Признание равноправия граждан. 3.Реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы. 4.Возможность реального участия граждан в формировании властных гос-ых органов и в осуществлении гос-ой власти при помощи избирательной системы и местного самоуправления, возможность контроля за деятельностью гос-ых органов посредством активного участия в общественно-полит-х организациях. 5.Наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония со стороны кого бы то ни было. 6.Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. 7.Учет при осуществлении гос-ой политики интересов как большинства, так и меньшинства всего населения, а также интересов социальных слоев, социальных групп и национальных групп. 8.Наличие легальной оппозиции существующей гос-ой власти. 9.Плюрализм полит- х течений и идеологий, не противоречащих конст-ым положениям, демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали. 10.Нацеленность зак-ва и гос-ой политики на удовлетворение объективных потребностей личности и общества в целом. 11.Признание и осуществление на практике конституционности и законности. Демократические режимы в различных странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей политической системы, от расстановки полит-х сил в обществе и в гос-ом механизме и т.д. Для антидемократических режимов характерны следующие признаки: 1.Ущемление прав и свобод личности, восприпятствование со стороны властных структур ее свободному развитию. 2.Огос-вление всех общественных организаций. 3.Фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности, несмотря на их закрепление в конст-ии. 4.Примат гос-ва над правом, что является следствием произвола со стороны гос-ых органов, а также следствием нарушения законности и следствием ликвидации правовых начал в общественной жизни. 5.Всеобъемлющая милитаризация общественной жизни и наличие военно- бюрократического аппарата, подчиняющего все другие сферы общественной жизни. 6.Отсутствие легальной оппозиции существующей власти. 7.Ликвидация парламентаризма или превращение представительных учреждений в придаток власти одного человека или узкой социальной группы. 8.Фактическая ликвидация полит-х партий и общественных организаций, кроме правящей политической партии. 9.Концентрация власти в руках главы гос-ва или правительства. 10.Отказ от принципов конституционности и законности. 11.Широкое применение полит-х репрессий. 12) Функции гос-ва В основных функциях проявляется сущность и социальное назначение гос-ва. Признаки функции гос-ва: 1- Содержание каждой ф-ии гос- ва склад-ся из совокупности однородных аспектов гос. деятельности. 2- В отличие от ф-ий гос. органов, спец-но предназн-х для определ-ой деятельности, ф-ии гос-ва охватывают его деятельность в целом. 3) Ф-ии носят комплексный собирательный хар-р. 4) Ф-ии гос-ва необходимо отличать от видов гос деятельности, которые могут осуществоятся либо специально уполномочеными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов гос-ва. Например- расседование уголовн дел. 5) Ф-ии гос. нельзя отождествлять с формами и методами их реализации, запрещается забывать любомого человека. Под основными функциями принято понимать главные направления деятельности гос-ва в процессе достижения стоящих перед ним целей и задач. Функции гос-ва принято делить на две основные группы - внутренние функции и внешние. Внутренние функции дают возможность понять, какую роль играет гос-во в политической системе данного общества. Так, например, важнейшими внутренними функциями большинства демократических гос- в является функция защиты прав человека и гражданина и функция защиты частной собственности. Внешние функции отражают роль гос-ва во взаимоотношениях с другими гос-вами и международными организациями. Внешние функции гос-ва тесно связаны с внешними, так как внешняя политика является продолжением внутренней политики и обе они обусловлены экономическими условиями существования гос-ва. Помимо функций гос-ва в целом, принято выделять и функции его отдельных органов. Без деятельности гос-ых органов было бы невозможно говорить о воплощении в жизнь основных направлений деятельности гос-ва в целом. Функция гос-го органа представляет собой определенную сферу деятельности данного гос-го органа, в пределах которой он выполняет поставленные перед ним гос-венные задачи. Функция гос-ва обычно реализуется в определенных правовых формах. К таким формам относятся: правотворческая, оперативно-исполнительная и правоохранительная. Отсюда следует, что гос-во осуществляет все свои функции путем издания законов и других нормативных актов, оперативной и распорядительной деятельности, отправления правосудия и правоохранительной деятельности, надзора и контроля за исполнением правовых предписаний. В процессе реализации функций гос-ва применяются два основных метода - убеждение и принуждение. В процессе исторического развития гос-ва в мире менялись и функции основных исторических типов гос-в. Рабовладельческое гос-во. Война становится одним из средств обогащения и усиливает военную верхушку племени. Удерживание рабов и несвободных общинников становится настоятельной необходимостью. Основными внутренними функциями рабовладельческого гос-ва были: - Охрана рабовладельческой собственности и ее развитие. - Подавление сопротивления рабов и других неимущих слоев населения. - Организация общественных работ. К внешним функциям рабовладельческого гос-ва относились: - Завоевание народов других стран с целью порабощения и ограбления. В результате таких войн порабощалось население целых стран: они или становились зависимыми территориями, или исчезали с лица Земли. - Оборона от внешней опасности. - Поддержание дипломатических и торговых отношений с другими странами. Феодальное гос-во. Феодальное гос-во является вторым историческим типом гос-ва. Оно представляло собой особую политическую организацию феодала. Основой производственных отношений феодального общества была собственность феодала на землю как главное средство производства в эпоху феодализма. К внутренним функциям феодального гос-ва относятся следующие: - Охрана и развитие феодального способа производства и защита его основы - феодальной собственности на землю и права на использование труда крестьян, зависимых от феодала. - Подавление сопротивления угнетаемых слоев общества. - Производство общественных работ. - Идеологическое воздействие на население. Внешние функции: - Осуществление агрессивных войн с целью захвата чужих территорий и ограбления народа других стран. - Оборона от нападения извне. - Осуществление дипломатических и торговых отношений с другими гос-вами. Буржуазное гос-во. С развитием производственных отношений феодальное гос-во уступило свое место буржуазному, которое представляло собой политическую организацию буржуазии и закрепляла власть и интересы собственников на средства производства. Внутренние функции домонополистического периода развития: - Охрана частной собственности на средства производства. - Подавление сопротивления неимущих слоев общества. - Управление делами общества. В настоящее время индустриально развитые гос-ва располагают более широким спектром основных функций, нежели гос-ва раннего капитализма: - Охрана частной собственности. - Управление делами общества. + - Экономическое планирование. - Экономическое и социальное прогнозирование. - Социальное обеспечение. - Охрана окружающей Среды и др. Внешние функции буржуазного гос-ва также различаются на этапах развития. Так, например, для буржуазного гос-ва домонополистического этапа свойственны функции: - Развязывание войн с целью захвата территорий и расширения политического и экономического влияния. - Подавление национально-освободительного движения. - Оборона от нападения извне. - Осуществление дипломатических и торговых отношений с другими странами. Из этих функций в наше время ушли в прошлое: - Развязывание войн. - Подавление национально-освободительных движений. К оставшимся внешнеполитическим функциям капиталистического гос-ва в наше время прибавились следующие: - Борьба с международным терроризмом. - Ликвидация вооруженных конфликтов международного характера. - Ликвидация экологических катастроф международного характера. - Ликвидация последствий стихийных бедствий и т.д 13) Классификация функций гос-ва: основные подходы. Научное познание гос-ва любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно гос-ва как особой организации публичной власти, но и общества в целом. В связи с тем, что гос-во выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация. Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации. Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта гос-го воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые гос-во воздействует в_процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции. т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов гос-ой деятельности. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции гос-ва, разрешению каких задач они служат — внутриполит-х или внешнеполит-х — они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции гос-ва — это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д. Среди внутренних и внешних функций гос-ва различаются функции основные и неосновные. Основные функции — это наиболее общие важнейшие направления деятельности гос-ва по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям гос- ва присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность гос-ва, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности гос-ва, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой стороны, экономическая, социальная деятельность гос-ва, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др. 'Во-вторых, в отличие от многочисленных гос-ых функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности гос-ва в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями гос-го аппарата. В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий гос-ва на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни. Сообразно с этим основные функции гос-ва охватывают, группируют по наиболее важным направлениям гос-го воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности гос-ва по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни. От основных и неосновных функций гос-ва следует отграничивать функции органов гос-ва, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |