реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по ТГИП

объединений (гос-во, политические партии, общественно-политические

организации и движения). Политические отношения, складывающиеся между

структурными элементами системы. Политические нормы и традиции.

Политическое сознание. Политическая деятельность. Используя различные

методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих

обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы.

Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности полит-х

явлений экономическими и социальными факторами. а) Критерий экономической

детерминации политики проявляется в отношениях собственности и

производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в

отношениях распределения и управления. б) Критерий социальной

обусловленности полит-х явлений свидетельствует о том, что политика

является результатом общественного развития. в) Критерий социального

интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с

определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности

этих групп выступают мотивационными факторами в формировании полит-х

организаций.

Институционный подход - позволяет обозначить характеристики полит-х

явлений. а) Суть этого подхода отражает организационный критерий -

отдельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической

системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых

условиях формируются система и её элементы. Системный подход - политическая

система, как и любая целостная система, имеет интегративный (элементы в

системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и

антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению)

характер. Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего

политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм

её осуществления - политическая система. Политическая власть - система

волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами

социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности полит-х организаций.

Понятие субъектов политической системы Гос-во, политические партии,

общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения,

лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой

информации и т.д. Учитывая степень вовлечённости в политическую жизнь,

реализацию власти, можно выделить следующие группы субъектов политической

системы: Собственно политические организации - это те организации, которые

прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это гос-во и

политические партии. Не собственно политические организации - они также

осуществляют политическую власть, но это лишь один из аспектов из

деятельности (профсоюзы). Следующая трактовка ПС: Политическая система

общества (в широком смысле) – система всех полит-х явлений, которые

существуют в социально неоднородном обществе. Элементы (в широком смысле):

1. субъекты политики – нации, классы, социальные прослойки, группы. 2.

Представители их интересов – разнообразные объединения, организации, в

частности, гос-во, наконей, люди (личгости). 3. политические отношения,

взаимосвязи, политическое сознание (политическая идеология и политическая

психология) субъектов политики. 4. политические нгормы – общие правила

поведения в полит-х содружествах. Политическая система общестав (в узком

смысле) – система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации,

преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности

– ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации,

не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и

нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский

кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и

общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в

политической жизни общества. Элементы (В узком смысле) 1. Органы гос-ва, 2.

коммерческие организации, 3. некоммерческие организации (общественные

объединения – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование,

созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности

интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного

объединения, например, общественная организация, общ-е движение, ) 4.

отдельные граждане.

20) Политический режим современной России. Пол. режим — это динамическая,

функциональная характеристика политической системы. Категории “Пол. режим”

и “политическая система“ тесно связаны между собой. Если первая показывает

весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в

осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть

осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо

недемократично). Политическая обстановка в России неустойчива, социальная

напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для

стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая

ситуация в стране изменчива, подвижна, то и Пол. режим может развиваться по

одному из нескольких вариантов. В последние годы политическим ориентиром

реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический)

Пол. режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс,

который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у

этого режима, похоже, немного. Весьма перспективен в нашей стране социал-

демократический вариант политического режима скандинавского образа. В

политической сфере для него характерны широкая политическая демократия,

демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы

и. эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане —

это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего

бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному

расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально

ориентированный рынок. Предпосылками для перехода к социал-демократическому

режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких

народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность

экономики к гос-венно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь

прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и

движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу

программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо

реализуются. На основе взаимодействия социал-демократических и национально-

патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их

социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и

военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в

случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами

(например, попытки возродить административно-территориальное гос-венное

устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих

национально-гос-ых образований, что приведет к неизбежному ее распаду. Не

исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала.

Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов. Какой из названных

вариантов полит-х режимов станет реальностью в Российском гос-ве, покажут

время и степень мудрости россиян. Пол. режим современного Российского гос-

ва - это либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет

на себе груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля гос-

ых органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в

сфере проживания, передвижения граждан – прописка и т.д.) Законы не стали

еще повсеместной основой политического режима, недостаточна с:удебная

защита прав и свобод граждан, отв-ть за нарушение законов. Не вошло еще в

практику и прямое действие Конст-ии, прежде всего не отработаны процедуры

прямого применения Конст-ии правоохранительными органами - последние ждут,

как правило, специальных, конкретизирующих правовые положения законов. В то

же время судебные органы, становясь на позицию прямого применения Конст-ии,

постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые

положения, создают своеобразные судебные прецеденты. Судебные прецеденты в

условиях конкуренции архаичных и новых структур правовой системы отнюдь не

противопоказаны формированию новой правовой системы, могут с лихвой

заполнять вакуумы и пробелы этой системы. Пол. режим имеет в настоящее

время нестабильный, переходный характер. Его дальнейшая эволюция в

либерально-демократическую сторону подвергается критике со стороны

сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со стороны приверженцев

демократических реформ. Политическая система общестав (в узком смысле) –

система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации,

преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности

– ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации,

не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и

нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский

кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и

общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в

политической жизни общества.

21) Виды полит-х систем. В политолог-ой литературе существуют различные

подходы к определению типов полит-х систем. Рассмотрим пять основных типов

полит-х систем в обобщенном виде: 1. Рабовладельческая, феодальная,

капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или

социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-

экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.

2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации

выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения

противоречий, автором является Роберт Даль. 3. Англо-американская,

Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой

типологизации является политическая культура (однородная или разнородная),

автор Габриэль Алмонд. 4. Административно-командная, соревновательная,

социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления

обществом, автор В. Е. Чиркин. 5. Этакратическая, демократическая, где

основой типологизации является место и роль гос-ва в политической системе,

авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан. Существует множество и других, в том

числе более сложных типологий полит-х систем. Одна из достаточно простых,

широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций —

деление полит-х систем на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Критерием их разграничения служит Пол. режим — характер и способы

взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом

общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное

подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами

со стороны гос-ва. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного

лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и

общества во внеполит-х сферах. И, наконец, демократия характеризуется

контролем общества (большинства) над властью. При этом если личность имеет

автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то

имеет место либеральная демократия. Если же, власть большинства ничем не

ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан,

то демократия становится тоталитарной. Неоднородны также авторитарные и

тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто — один

человек, или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и

тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или

группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и

т.п.). Данная классификация отражает идеальные типы полит-х систем,

значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же

тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной

степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в

современном мире

22) Право - это система общеобязательных правил (норм) поведения людей,

установленных или санкционированных гос-вом и охраняемых его принудительной

силой. Право как регулятор возникает только в том обществе, которое имеет

гос-ую организацию. Оно представляет собой результат общественного развития

и наряду с другими социальными нормами (обычаями, традициями, религиозными

нормами) регулирует общественные отношения. Однако, по обязательности

исполнения людьми правовых норм, по кругу лиц, которые должны соблюдать

нормы права, и по действию права в пространстве оно занимает главенствующее

положение среди социальных норм. Начиная с возникновения права,

исследователи многих веков стремились понять его природу, сформулировать

понятие права, определить главное назначение правовых норм. История знает

множество теорий права. Основоположники и сторонники их стремились

составить собственное представление о праве как общественном явлении.

Наиболее древней является теория общественного права. Истоки зарождения

этой теории берут начало еще в гос-вах древнего мира. ЕЕ суть состоит в том

утверждении, что кроме позитивного права, т.е. права, порожденного гос-вом,

в обществе действует и естественное право, которое первично по отношению к

позитивному праву и является для него основой. Понятие естественного права

исходит из утверждения, что человек с рождения приобретает неотъемлемые

права человека и гражданина, такие, как право на жизнь, на свободу, на

личную неприкосновенность и т.д. Сторонниками естественного права являлись

такие мыслители, как Локк, Руссо, Монтескье и другие. Историческая школа

права исходила из понимания права как выражения духа народа, который

складывался независимо от взглядов и воззрений какого-либо общественного

деятеля, законодательной власти гос-ва. По их мнению, законодатель должен

был фиксировать лишь то, что уже сложилось в поведении людей, как право.

Реалистическая школа права исходила из того, что право развивается под

воздействием внешних факторов, в основе которых - интересы человека, и под

воздействием которых он ставит перед собой цели и осуществляет их

посредством права. Т.е. они считали, что право является интересом, который

защищается гос-вом и принадлежит тем, кто пользуется этим правом. Помимо

уже названных теорий существует целый ряд других, которые предпринимают

попытку дать понимание природы права. К ним относятся: нормативистская

теория, социологическая теория, психологическая теория и другие. Правовые

нормы, ввиду их особой роли в жизни общества и их особой природы, по

сравнению с другими социальными нормами, отличаются особыми признаками:

1.Правовые нормы устанавливаются только компетентными гос-венными органами

в форме официальных правовых актов. Все остальные социальные нормы

возникают или устанавливаются негос-венными структурами или самими

социальными группами общества. 2.Исполнение права гарантируется в

необходимых случаях принудительной силой гос-ва, а за нарушение правовых

норм нарушитель несет юридическую отв-ть. 3.Право, в отличие от других

социальных норм, общеобязательно для исполнения для всего населения страны.

4.Право выражает общую волю граждан и гос-ва. Следовательно, право

выступает как специфический гос-венный регулятор общественных отношений,

который служит как интересам отдельной личности, так и интересам всего

общества в целом. Сущность права - это главная внутренняя, относительно

устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу

и назначение в обществе. Главное - это общесоциальные начала права. И

происхождение этого социального института,и его качества как регулятивной,

первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само

существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности,

устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение

и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение

справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права. На

этой основе формируется и понимание социальной ценности права. Короче,

сущность, как гос-ва, так и права, это социальное предназначение.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную

сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает

организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных

связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это

значит, что за ними стоит авторитет общества и гос-ва и они могут

действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном

плане. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как

меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях,

общество в лице гос-ва стоит на страже этой свободы. Таким образом, право

не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная

свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой,

жизни, зло — нарушением этой нормы.

23) Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких

предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При

первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были

обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные

для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из

поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов

общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало

темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более

позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие

существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы

общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно

сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в

единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень

сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью

и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие

порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и ем

последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только

правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно возможные.

Принятие существовавших норм поведения как “своих”, безусловная

солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не

отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И

поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные,

справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а

нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие

наименования, как «право», «правда» и т.п. В этом смысле право появилось

раньше гос-ва, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых

предписаний было одной из причин возникновения гос-ва. Развитие

первобытного общества, о котором творилось выше, привело на определенном

этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная

группа, составляющая чиновничий гос-венный аппарат, который стал

фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти

средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное

неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая

замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в

неравные условия распределения общественного продукта, передача общего

достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой.

Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими

и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма

общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были

представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в

руках которых находилась не только собственность (общественная или

частная), но и публичная власть. И именно формирующийся гос-венный аппарат

использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер

принуждения к лицам, их совершающим. Возникают, таким образом, правовые

обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются гос-вом. Следует указать

на то, что процессы классообразования, формирования гос-ва и возникновения

права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с

появлением даже зачатков гос-ва резко убыстряется, и скоро наступает

момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных

связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального

развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права:

законы, юридичес-кие прецеденты, нормативные договоры. Можно выделить два

основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает

гос-ая собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм

становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений

(Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в

мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую

казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими

обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими

силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками гос-

го аппарата. В обществе же, основанном на частной собственности, которая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.