![]() |
|
|
Шпоры по ТГИПобъединений (гос-во, политические партии, общественно-политические организации и движения). Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы. Политические нормы и традиции. Политическое сознание. Политическая деятельность. Используя различные методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы. Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности полит-х явлений экономическими и социальными факторами. а) Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в отношениях распределения и управления. б) Критерий социальной обусловленности полит-х явлений свидетельствует о том, что политика является результатом общественного развития. в) Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности этих групп выступают мотивационными факторами в формировании полит-х организаций. Институционный подход - позволяет обозначить характеристики полит-х явлений. а) Суть этого подхода отражает организационный критерий - отдельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых условиях формируются система и её элементы. Системный подход - политическая система, как и любая целостная система, имеет интегративный (элементы в системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению) характер. Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм её осуществления - политическая система. Политическая власть - система волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности полит-х организаций. Понятие субъектов политической системы Гос-во, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д. Учитывая степень вовлечённости в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить следующие группы субъектов политической системы: Собственно политические организации - это те организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это гос-во и политические партии. Не собственно политические организации - они также осуществляют политическую власть, но это лишь один из аспектов из деятельности (профсоюзы). Следующая трактовка ПС: Политическая система общества (в широком смысле) – система всех полит-х явлений, которые существуют в социально неоднородном обществе. Элементы (в широком смысле): 1. субъекты политики – нации, классы, социальные прослойки, группы. 2. Представители их интересов – разнообразные объединения, организации, в частности, гос-во, наконей, люди (личгости). 3. политические отношения, взаимосвязи, политическое сознание (политическая идеология и политическая психология) субъектов политики. 4. политические нгормы – общие правила поведения в полит-х содружествах. Политическая система общестав (в узком смысле) – система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности – ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества. Элементы (В узком смысле) 1. Органы гос-ва, 2. коммерческие организации, 3. некоммерческие организации (общественные объединения – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, например, общественная организация, общ-е движение, ) 4. отдельные граждане. 20) Политический режим современной России. Пол. режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории “Пол. режим” и “политическая система“ тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и Пол. режим может развиваться по одному из нескольких вариантов. В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический) Пол. режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Весьма перспективен в нашей стране социал- демократический вариант политического режима скандинавского образа. В политической сфере для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и. эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане — это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок. Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к гос-венно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются. На основе взаимодействия социал-демократических и национально- патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное гос-венное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-гос-ых образований, что приведет к неизбежному ее распаду. Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов. Какой из названных вариантов полит-х режимов станет реальностью в Российском гос-ве, покажут время и степень мудрости россиян. Пол. режим современного Российского гос- ва - это либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет на себе груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля гос- ых органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в сфере проживания, передвижения граждан – прописка и т.д.) Законы не стали еще повсеместной основой политического режима, недостаточна с:удебная защита прав и свобод граждан, отв-ть за нарушение законов. Не вошло еще в практику и прямое действие Конст-ии, прежде всего не отработаны процедуры прямого применения Конст-ии правоохранительными органами - последние ждут, как правило, специальных, конкретизирующих правовые положения законов. В то же время судебные органы, становясь на позицию прямого применения Конст-ии, постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые положения, создают своеобразные судебные прецеденты. Судебные прецеденты в условиях конкуренции архаичных и новых структур правовой системы отнюдь не противопоказаны формированию новой правовой системы, могут с лихвой заполнять вакуумы и пробелы этой системы. Пол. режим имеет в настоящее время нестабильный, переходный характер. Его дальнейшая эволюция в либерально-демократическую сторону подвергается критике со стороны сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со стороны приверженцев демократических реформ. Политическая система общестав (в узком смысле) – система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности – ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества. 21) Виды полит-х систем. В политолог-ой литературе существуют различные подходы к определению типов полит-х систем. Рассмотрим пять основных типов полит-х систем в обобщенном виде: 1. Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно- экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин. 2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль. 3. Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд. 4. Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин. 5. Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль гос-ва в политической системе, авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан. Существует множество и других, в том числе более сложных типологий полит-х систем. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций — деление полит-х систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит Пол. режим — характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны гос-ва. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполит-х сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью. При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же, власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной. Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто — один человек, или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и т.п.). Данная классификация отражает идеальные типы полит-х систем, значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире 22) Право - это система общеобязательных правил (норм) поведения людей, установленных или санкционированных гос-вом и охраняемых его принудительной силой. Право как регулятор возникает только в том обществе, которое имеет гос-ую организацию. Оно представляет собой результат общественного развития и наряду с другими социальными нормами (обычаями, традициями, религиозными нормами) регулирует общественные отношения. Однако, по обязательности исполнения людьми правовых норм, по кругу лиц, которые должны соблюдать нормы права, и по действию права в пространстве оно занимает главенствующее положение среди социальных норм. Начиная с возникновения права, исследователи многих веков стремились понять его природу, сформулировать понятие права, определить главное назначение правовых норм. История знает множество теорий права. Основоположники и сторонники их стремились составить собственное представление о праве как общественном явлении. Наиболее древней является теория общественного права. Истоки зарождения этой теории берут начало еще в гос-вах древнего мира. ЕЕ суть состоит в том утверждении, что кроме позитивного права, т.е. права, порожденного гос-вом, в обществе действует и естественное право, которое первично по отношению к позитивному праву и является для него основой. Понятие естественного права исходит из утверждения, что человек с рождения приобретает неотъемлемые права человека и гражданина, такие, как право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и т.д. Сторонниками естественного права являлись такие мыслители, как Локк, Руссо, Монтескье и другие. Историческая школа права исходила из понимания права как выражения духа народа, который складывался независимо от взглядов и воззрений какого-либо общественного деятеля, законодательной власти гос-ва. По их мнению, законодатель должен был фиксировать лишь то, что уже сложилось в поведении людей, как право. Реалистическая школа права исходила из того, что право развивается под воздействием внешних факторов, в основе которых - интересы человека, и под воздействием которых он ставит перед собой цели и осуществляет их посредством права. Т.е. они считали, что право является интересом, который защищается гос-вом и принадлежит тем, кто пользуется этим правом. Помимо уже названных теорий существует целый ряд других, которые предпринимают попытку дать понимание природы права. К ним относятся: нормативистская теория, социологическая теория, психологическая теория и другие. Правовые нормы, ввиду их особой роли в жизни общества и их особой природы, по сравнению с другими социальными нормами, отличаются особыми признаками: 1.Правовые нормы устанавливаются только компетентными гос-венными органами в форме официальных правовых актов. Все остальные социальные нормы возникают или устанавливаются негос-венными структурами или самими социальными группами общества. 2.Исполнение права гарантируется в необходимых случаях принудительной силой гос-ва, а за нарушение правовых норм нарушитель несет юридическую отв-ть. 3.Право, в отличие от других социальных норм, общеобязательно для исполнения для всего населения страны. 4.Право выражает общую волю граждан и гос-ва. Следовательно, право выступает как специфический гос-венный регулятор общественных отношений, который служит как интересам отдельной личности, так и интересам всего общества в целом. Сущность права - это главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Главное - это общесоциальные начала права. И происхождение этого социального института,и его качества как регулятивной, первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности, устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права. На этой основе формируется и понимание социальной ценности права. Короче, сущность, как гос-ва, так и права, это социальное предназначение. Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и гос-ва и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице гос-ва стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой, жизни, зло — нарушением этой нормы. 23) Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и ем последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно возможные. Принятие существовавших норм поведения как “своих”, безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» и т.п. В этом смысле право появилось раньше гос-ва, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения гос-ва. Развитие первобытного общества, о котором творилось выше, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий гос-венный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием. Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся гос-венный аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим. Возникают, таким образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются гос-вом. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования гос-ва и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков гос-ва резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридичес-кие прецеденты, нормативные договоры. Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает гос-ая собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками гос- го аппарата. В обществе же, основанном на частной собственности, которая Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |