реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по ТГИП

осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют

форму гос-го правления, структуру гос-ва, систему его органов, их задачи,

компетенцию, формы и методы гос-ой деятельности. Исходя из особенностей

предмета данной науки можно сделать вывод о том, что ТГиП является:

–общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как гос-

во и право; -юр-й наукой, изучающей только гос-ую и правовую стороны

общественной жизни; –общетеоретической наукой, поскольку выявляет и

объясняет общие закономерности развития гос-ва и права. Как и любая наука,

ТГиП выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое и

практическое значимые дня прогрессивного преобразования общественной жизни.

1.Познавательная функция выражается в объяснении явлений и процессов гос-ой

и правовой жизни общества. ТГиП не только изучает в обобщенном виде гос-

венно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития,

выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их

сущность и содержание. 2.Эвристическая функция. ТГиП не ограничивается

познанием и объяснением основных закономерностей гос-венно-правовой

действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их

тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает

новые закономерности гос-венно-правовой жизни общества. 3.Прогностическая

функция. ТГиП не только устанавливает реальность новых закономерностей, но

и определяет устойчивые тенденции к развитии изучаемых ею явлений. Она

конструирует научные гипотезы дальнейшего развития гос-ва и права на основе

адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность

выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой. ТГиП выполняет указанные

функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные

результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций

теории гос-ва и права состоит в том, что они осуществляются в форме

общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и

функциональные связи гос-венно-правовых явлений, определяет общие

закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и

отклонений виде.

5) Теории происхождения гос-венности. Существует множество теорий

происхождения гос-ва и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен

историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных

регионов мира, идеологическими приверженностями авторов Марксистская:

разделение человечества на 2 класса - имущие и неимущие. Классы – большие

группы людей, которые отличаются друг от друга по 4 критериям: занимают

разное место на ступенях общественного производства, по разному относятся к

средствам производства, разное отношение к распределению продуктов

производства, разное отношение к потреблению (количество и качество). Гос-

во будет существовать, пока существуют эти классы, если они исчезнут, то

исчезнет потребность в гос-ве. Ф. Энгельс: гос-во - это аппарат подавления

одного класса другим, Ленин: гос-во- машина для поддержания господства

одного класса над другим. После этого “обобществление” собственности.

Отпадает необходимость в гос-ве. Гос-во будет заменяться общественным

самоуправлением трудящихся. Отдельные эксцессы отдельных лиц будут гаситься

общественным самоуправлением. Теологическая: гос-во - порождение божьей

воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и

т.п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству, тесная

связь между гос. и церковной властью. Концепцией утверждается сведение

отдельного человека до “винтика” в гос. машине, утверждается неспособность

человека что-либо изменить. Представитель – Фома Аквинский. Органическая

(Ч. Спенсер): все органы гос-ва связаны друг с другом. Трудно найти истоки

возникновения гос-венности. Всё здесь подвержено изменчивости. Сравнение с

чел. организмом. Психологическая (Петржевский): индивиду свойственно жить в

группе, жить организованно (соц. связи), свойственно подчиняться кому-то.

Патриархальная (Аристотель): Это своеобразная разросшаяся семья. Власть

монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который

заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.. Теория

насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский): выделяют внутреннее и внешнее

насилие. Некие племена завоевывают другие, насильственно порабощая их. Одно

племя (более молодое) порабощает другие. Внешнее насилие – убивать некот.

мужчин, некоторых оставлять в живых, наблюдать за ними, как они работают,

нужно создать аппарат, схожий с гос-вом. Внутр. насилие – порабощение

внутри собствен. племени. Необходимость создания аппарата – будущего гос-

ва. Появление прибавочного продукта – появление имущих и неимущих. По

мнению представителей данной теории, гос-во более необходимо слабым

племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого

воздействия завоевателей, гос-во становится мощным средством защиты

завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К.

Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества гос-во

трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и

обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была

воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Правовая

(естеств.-договорная): Гроций, Локк, Руссо, Н. Радищев. Гос-во возникло в

силу ест. договора. Люди, жившие совместно на определенной территории,

заключают устный договор о принципах совместного сосуществования. Создание

аппаратов, обмен, распр-е продуктов. Создание правил общ. поведения, в

будущем – право. Порядок обеспечивается насильственным аппаратом. Мононормы

– в догос. состоянии правила на все случаи жизни. Обеспеч-ся обществен.

влиянием, осуждением.

6) Понятие типа гос-ва. Взгляды на типологию гос-ва. Исторический тип гос-

ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на

определенном этапе его развития. Типология – способ научного познания,

заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных

явлений. В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы

признают существенными различные приз-ки. Формационный подход,

цивилизационный подход, западно-европейская наука классифицирует гос-ва в

зависимости от отношений между гос. вл. и индивидом. П о этому признаку

выделяют 2 типа гос-ти: демократия (если индивид активно участвует в

создании правопорядка) и автократия (наоборот). Подобную трактовку дает

амер. профессор Макайвер. Он делит все гос-ва на 2 типа:1. династические

(антидемократические), где общая воля (гос-я) не выражает волю большинства

населения,2. демократические, в которых гос. вл. отражает волю всего

общества или большинства его членов, в которых народ либо непосредственно

правит, либо поддерживает прав-во. В первую группу он включает «классово-

контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в

которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко

второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и

гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности,

где гос-во обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание. В ТГП

существенное значение имеет формационный подход. Суть его в том, что

выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественно-

исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из

которых в условиях существования классов соответствует определенный тип гос-

ва. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества,

основывающийся на определенном способе производства и выступающий как

важнейшая ступень в развитии человека. Признаки общественно-экономической

формации. 1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ

производства. Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий (исторически

первая гос-но классовая организ-я об-ва, кот. яв. организацией пол.вл.

господствующего класса. Важнейшая ф-ция – защита собственности

рабовладельца на средства произ-ва), феодальный (орудие классового

господства крепостников-помещиков, главное сред-во защиты сословных

привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства),

капиталистический (буржуазный – функционирует на базе производственных

отнош-й, основанных на капиталистич-й ч.с. на средства произ-ва и юр.

независимости рабочих от эксплуататоров ) и социалистический (возник. в рез-

те соц. рев-ции. Новое гос-во базируется на общественной собст-сти на

орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей сотрудничество свободных от

эксплуатации людей. После возник-я соц-го типа гос-ва предполагается

отмирание гос-сти как таковой.), кот. харак-ют гос-во.(коммунистич-й и

общинный – не гос., а общественный способы производства). Пример

социалистического гос-ва – Куба. На основании формационного подхода, и

перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в:

рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н.

восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат,

застойность) Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных

сил, 3. характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют

харак-р Г. Переход от одной общественно экономической формации к др.

происходит в рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены

их новым экон-м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения

в гос-пр. явлениях. Данный подход б. научно обоснован К.Марксом,

Ф,Энгельсом, В.Ленином. (выделяют переходное гос-во, кот. возникает в рез-

те нац.-освобод. борьбы зависимых народов и опирается на разнотипные

производ-е отнош-я с преобладанием примитивных форм собст-сти. По мере

преобладания господствующих форм собственности они должны примкнуть к опред-

му историческому типу гос-ва.) Т.о. гос-во яв. надстройкой по отнош-ю к

экон-му базису. Все гос-ва – организации пол-й вл. господствующего класса.

Смена истор-х типов гос-ва происходит на основе преемственности развития

Г.и П. различных типов. недостатки. 1. при анализе экономического базиса не

учитывается многоукладность, 2. соц-й состав классовых обществ включает

только классы-антогонисты, 3. он ограничивает анализ культурно-духовной

жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, кот. отражают

интересы основных антагонистических классов. Основное отличие понятий

цивилизации от формации состоит в возможности раскрытия сущности любой

исторической эпохи через человека. Цивилизационный подход ориентирован на

познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую,

политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не

только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на

базе общечеловеческих ценностей Цивилизационный подход. Какие признаки яв.

существенными – неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в

этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва

связывается с той стадией НТП и жизненного уроовня населения, определяемого

потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во.

Представители Уолт Ростоу, Д. Сахаров (т. конвергенции – сближения соц. и

кап. гос-в) Представителем др. направления цивилизац. подхода к вопросу о

типах гос-ва является англ. историк Тойнби. Он сформулировал концепцию

цивилизации, под коотрой понимает замкнутое локальное состояние общества,

отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных,

географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой

истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими

закономерностями развития, а существующих подобно ветвям дерева рядом др. с

др. Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-

но сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения

цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для

определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос-

вом. Выделяют материальные и нематер-е ценности, ценности отдельных

индивидов и групповые ценности, ценности свойственные отдельным гос-м,

свойственные отдельным цивилизациям и общечеловеческие ценности. С т. зр.

обще человеческих ценностей все цивилизации едины. С т.зр. развития

ценностей м. выделить древнегреческую, древнеримскую цивилизации. Исходя из

содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций: восточные и

европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно

характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая цивилизация

обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности до

определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение

могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться, но

исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более

развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно.

Т.О. понятие типа Г многомерно и многовариантно. Оно строится на различных

научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и

черты, характерные для той или иной исторической группы гос-в. Наиболее

универсальным и научным критерием типологии гос-ва становится цивил-ный

подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов,

придающих тому или иному конкретному гос-ву качество определенного типа.

7) Гос-ая власть: понятие, свойства Гос. власть - фундаментальная категория

гос-воведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизни людей. В

понятии "гос. власть" преломляются важнейшие стороны бытия человеческой

цивилизации, отражается борьба классов, соц. групп, наций. Будучи

разновидностью соц. власти, гос. власть обладает всеми ее признаками, при

этом имея качественные особенности, главной из которых заключена в ее

полит. и классовой природе. Основоположники марксизма характеризовали гос.

власть как "организованное насилие одного класса для подавления другого".

Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и

целом верна. Между тем подлинно народная власть -это не институт насилия, а

великая созидательная сила обладающая реальными возможностями управлять

действиями и поведением людей разрешать соц. противоречия, согласовывать

интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения,

стимулирования, принуждения. Особенностью гос. власти является то, что ее

субъект и объект обычно не совпадают. В классовом обществе властвующими

субъектами выступает экономический класс, подвластными - отдельные лица,

социальные группы, классы. В демократическом обществе тенденция сближения

субъекта и объекта власти. При демократическом режиме нет и быть не должно

только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы гос. и высшие

должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются

одновременно объектом и субъектом власти. Однако полного совпадения

субъекта и объекта власти в демократ. обществе нет, т.к. при полном

совпадении гос. влась утратит свой полит. характер, превратится в

непосредственно общественную, без органов гос. и гос. управления. Гос.

власть реализуется через гос. управление - целенаправленное воздействие

гос., его органов на общество в целом, те или иные его сферы на основе

познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач

и функций. Другая особенность гос. власти состоит в том, что она

проявляется в деятельности гос. органов и учреждений, образующих механизм

этой власти. Поэтому гос. власть часто отождествляют с с органами гос.,

особенно с высшими, что недопустимо, т.к.: 1)гос. власть может реализовать

сам властвующий субъект (народ через референдум), 2)полит. власть

изначально принадлежит не гос. и его органам, а элите, классу или народу,

которые не передают гос. органам свою власть, а лишь наделяют полномочиями.

Необходимая черта гос. власти - организация силы, без нее она теряет

качество гос. власти, т.к. становится неспособной провести волю

властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в

обществе. Пока существует гос. власть, будут существовать у нее и предметно-

материальные источники силы-силовые учреждения(армия, полиция, органы гос.

безопасности), а также принудительные учреждения. Организованная сила

обеспечивает гос. власти принудительную способность, является ее гарантом.

Но использование этой силы должно всегда оставаться разумным. Таким

образом, гос. власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи гос-

ва, воплощенное в гос. органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность

и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних

посягательств путем использования различных методов, в том числе гос.

принуждения и военной силы. Легитимность властвующего субъекта находит

отражение и юридическое закрепление в конст-ии страны. Гос. органы

приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы

становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и

регламентированных законом выборов, получают властные полномочия

непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают

легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего

представительными органами. Легитимными должны быть и осуществляемые гос.

органами властные полномочия, методы деятельности, особенно метод гос.

принуждения. Нелегитимныая власть признается узурпаторской. Узурпация -

насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой

лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпировать можно

и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять. Юридическим

выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность,

способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом,

функционировать в рамках законности. В обществе возможно, например, и

нелегальная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения (мафия). Если

легальная власть опирается на официально признанные нормы, то преступная -

на неписанные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения.

Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем

порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим

здоровую ткань человека.

8) Понятие и элементы формы гос-ва. Форма гос-ва - это способ организации

политической власти, охватывающий форму правления, форму гос-го устройства

и Пол. режим. Если категория “сущность гос-ва” отвечает на вопрос: в чем

заключается главное, закономерное, определяющее в гос-ве, то категория

“форма гос-ва” — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в

нем гос-венно-властные структуры, как объединено население на данной

территории, каким образом оно связано через различные территориальные и

политические образования с гос-вом в целом, как осуществляется политическая

власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма гос-ва — это его строение, на которое влияют как социально-

экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-

исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития

общества и т.п. Элементами формы гос-ва выступают: 1) форма правления

(характеризует порядок образования и организации высших органов гос-ой

власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от

особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и

республиканские); 2) форма гос-го устройства (отражает территориальную

структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его составными

территориальными единицами; по форме гос-го устройства гос-ва делятся на

унитарные, федеративные и конфедеративные); 3) политический (гос-венный)

режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления

гос-ой власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов гос-го

властвования различают демократический и антидемократический политические

(гос-венные) режимы). ----------------------------- Вопрос о структурных

элементах формы гос-ва носит дискуссионный характер. Некоторые

исследователи формы гос-ва сводят к одному элементу, а именно к

политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юр-й

науке. Согласно второй точке зрения, именно формы правления и формы гос-го

устройства составляют форму гос-ва. Эта точка зрения широко распространена

в западной науке и частично поддерживается в отечественной науке. Согласно

третьей точке зрения, форма гос-ва состоит из 3-х элементов, а именно –

формы правления, формы гос-го устройства и политического режима – наиболее

широко распространена в отечественной науке. Форма гос-ва зависит от

конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее

влияние на неё оказывают сущность, исторический тип гос-ва. Так феодальному

типу гос-ва соответствовала как правило, монархическая форма правления, а

буржуазному республиканская. Форма гос-ва во многом зависит от соотношения

полит-х сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние

буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между

буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

Конст-я – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. На

форму гос-ва влияют национальный состав. Исторические традиции,

территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территории гос-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.