реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

современной юр. науке считаются псевдосоц. Гос-во вообще, согласно

марксистско-ленинской теории является состоянием переходным и со временем

должно отмереть.

Говоря о соц. правовой семье, имеются в виду страны бывшго социалист.

содружества: СССР, ГДР, Венгрия, Чехословакия, Румыния.

Основанием для выделения соц. правовой семьи были в свое время социально-

экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное

выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный

строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать

гос. вл. этих стран. Согласно марксистской концепции сущность права

заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса,

право – средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в гос.

волю, роводятся в жизнь.

В настоящее время в современной науке существует мнение о том, что

указанные страны ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и

теперь речь идет лишь об их возвращении в это сообщество.

36. Субъекты правовых отношений: их признаки и виды.

Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании

юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями

субъективных прав и обязанностей.

Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность

(возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой

сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов —

правоспособности и дееспособности.

Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность

(возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и юридическая

возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности,

осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются

сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, своими действиями

совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность —

предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность

за совершенное правонарушение.

Граждане — самые многочисленные субъекты права, они вступают в различные

правоотношения: гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные,

финансовые, процессуальные и другие. От социальной и правовой активности

гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом

коллективе, его успех в жизни.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых,

гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют

избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность,

некоторые статьи Уголовного кодекса (например, об измене Родине) и т. д.

Помимо общего (конституционного) правового статуса разные граждане имеют

специальный статус, который определяется более конкретными законами:

например, статус рабочего, военнослужащего, работника милиции, студента,

пенсионера и т. д.

Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций.

Как субъектов права их можно подразделить на три группы:

1) органы государства, выполняющие функции управления и обладающие

властными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектами

административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных

правоотношений. Правовое положение органов государства характеризуется

компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных

соответствующими нормативными актами;

2) учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью, не

связанной с властными полномочиями. Такие учреждения состоят на бюджете

государства, наделяются комплексом прав и обязанностей для выполнения своих

функций;

3) предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на

праве хозяйственного ведения (унитарные предприятия) или на праве

оперативного управления (казенные предприятия). Государство несет

субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 3 ст. 56 и п. 5 ст.

115 ГК РФ).

Права юридических лиц получают и многие негосударственные организации

(хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские

кооперативы, общественные, религиозные организации и т. д.).

Негосударственные организации действуют не только в сфере хозяйства, но и в

сфере политики (партии), защиты прав граждан (юридические консультации,

общества охраны прав потребителей, профсоюзы), выступают в качестве

субъектов права в государственно-правовых, административно-правовых,

трудовых, процессуальных и иных отношениях.

Государство в целом выступает в качестве субъекта права в государственно-

правовых (межгосударственные, между республиками и Федерацией) и некоторых

имущественных (при выпуске облигаций внутригосударственного займа, в

отношении права собственности на бесхозяйное имущество, на клады и т. д.)

взаимосвязях, является собственником предприятий промышленности,

транспорта, связи и др.

Социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив)

являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Однако

чаще всего социальные общности действуют через государственные и

общественные организации.

35. Понятие правовых отношений, их предпосылки, структура и виды.

Некоторые из отношений в обществе охватываются правовым регулированием и

приобретают юридическую форму. Правоотношение – это общественное

отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими

правами и обязанностями охраняемыми государством. Правоотношение есть та

мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами

объективного права. Признаки 1 – правоотношение это форма общественного

отношения, складывающееся на основе правовых норм. В нормах права

содержатся общие (безличные) юридические права и обязанности – типовые

образцы тех общественных отношений, которых люди должны придерживаться. Они

реализуются тогда, когда люди выполняют требования правовых норм. 2-

участники правоотношения наделяются взаимными правами и обязанностями. 3-

правоотношения всегда имеют сознательно-волевой характер, в отличие от

экономических отношений, которые скоалываются объективно, в зависимости от

воли индивида. С одной стороны возникают они на основе правовых норм

(продукт правотворческих органов), с другой стороны, участники

правоотношений реализуют предусмотренные нормами правА и обязанности

посредством собственных волевых действий. 4 – правоотношения гарантируются

государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Государство создает все необходимые условия для реализации правовых норм.

Если нарушается мера свободы правомочных и обязанных лиц, гос-во принимает

принудительные меры к их обеспечению. Правоотношения классифицируются по

разным основаниям. Чаще всего по отраслям права. По этому основанию

выделяются государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-

правовые, семейно-правовые, уголовно-правовые и другие отраслевые

правоотношения. Структура имеет 4 необходимых элемента – субъекты, объект,

право и обязанность. Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды и

организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями

субъективных юридических прав и обязанностей. В реальной жизни не все

индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, что

объясняется рядом объективных факторов – экономическим, психологическим,

физиологическим. Участниками правоотношений являются те субъекты, которые

находятся в сфере объективного права. Их большинство в правовом

государстве. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их

правоспособностью и дееспособностью. Объекты правоотношений – это то на

что воздействует правоотношение, т.е фактическое поведение его участников.

Оно всегда имеет общественную значимость и осуществляется в целях

удовлетворения разнообразных законных интересов общества и государства,

личности. Вступая в правоотношения субъекты удовлетворяют материальные,

духовные или иные потребности. Объектом правоотношений выступает поведение

людей, которое м.б. различным по содержанию. В Имущественных

правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено

на удовлетворение определенных жизненных благ. Субъективное право – это

предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по

своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены

объективным правом. Оно называется субъективным, т.к. его реализация

зависит только от воли субъекта. Оно проявляется в трех разновидностях – в

возможности положительного поведения обладателя субъективного права, в

возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных

лиц и возможность управомоченного обратиться за защитой к государству.

Юридическая обязанность Субъективному праву логически соответствует

установленная объективным правом обязанность. Она состоит в необходимости

сообразовывать свое поведение с предъявленными к нему требованиями.

Юридичекая обязанность – это предусмотренная законодательством и охраняемая

государством необходимость должного поведения участника правового отношения

в интересах управомоченного субъекта.

34. Виды нормативно-правовых актов. Акты органов власти и управления.

В Российском государстве, в сущности, единственным источником права

является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль

юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В

самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России

можно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2)

федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5)

нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные

акты органов государственной власти субъектов Федерации. Рассмотрим эти

виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего

законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов

Российского государства определяется следующим: 1) Конституция принята на

референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2)

Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и

государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав

человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной

власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате

соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной

Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для

одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более

половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение

четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента

РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы)

заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа федеральных законов — конституционные законы, которые

принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются

особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов

Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от

этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался

простым большинством голосовНормативно-правовые акты Президента Российской

федерации. Президент — глава государства, и в соответствии с этим

издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после

законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской

федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные

направления внутренней и внешней политики. Нормативно-правовые акты

Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет

исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает

постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер

или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по

текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью

актов

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов

исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что

министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие

нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами

Президента, постановлениями Правительства.

Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации,

решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции

принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные

правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов.

Нормативный договор. Договор — эффективное юридическое средство по

определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и

юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях Между

государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из

основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного

оборота.

Обычай как источник права. Особенность обычая в том, что это правило

поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай —

неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью,

множественностью и разнообразием. Причина того заключается в

многочисленности культур, населяющих тот или иной регион. обычай,

санкционированный государством,— весьма редко встречающаяся форма права.

33. Логические нормы и нормы – предписания.

Логические нормы права.

Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование,

имеющее собственную структуру.

Во-первых, названная структура — идеальная логическая конструкция,

призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Традиционно

считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции

и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при

наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от

количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и

сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы

с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта

обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны

действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может

быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает

возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в

пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило

поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим

правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате

нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции

подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер Штрафа),

относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет),

альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные

работы на срок до одного года, или штраф...).

Во-вторых, структура юридической нормы есть объективированный результат

отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое

общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно

требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала

собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет

характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее

влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного

отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между

субъектами отношения, количественные характеристики субъектов и объектов,

распространенность и повторяемость общественного отношения, возможный

уровень его обобщения.

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее

внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями,

характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов,

реально выраженное в нормативно-правовых актах.

40. Юридические факты. Понятие, значение, классификация, презумпции,

сложные составы. Правоотношения как юр.факт.

Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением

которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение

правоотношений.

Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в

нормах права: прямо — в гипотезе, косвенно — в диспозиции, санкции. Как

только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя

начинает действовать, т. е. лица — адресаты нормы — приобретают права и

обязанности, названные в ее диспозиции.

Диспозиция управомочивающей или обязывающей правовой нормы предписывает,

каким может или должно быть поведение активной стороны. Действия лиц,

совершаемые в соответствии с предписаниями диспозиции юридической нормы,

являются юридическими фактами, реализующими права и обязанности. Кроме

того, факты называются юридическими потому, что вместе с нормами права

определяют конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон.

Например, содержание прав и обязанностей покупателя и продавца

устанавливается не столько нормой гражданского права, сколько договором

между сторонами, а последний является юридическим фактом. Очень часто для

возникновения правоотношения требуется фактический состав, т. е.

совокупность двух или нескольких юридических фактов, наличие которых

необходимо для наступления юридических последствий. Нередко нормы права

связывают юридические последствия не только с наличием того или иного

обстоятельства, но и с его отсутствием. Типичным примером такой связи

служит неисполнение обязанности, которое выступает основанием возникновения

процессуального отношения в целях защиты нарушенного права. Факты,

свидетельствующие об отсутствии каких-либо обстоятельств или действий, в

юридической науке называются отрицательными.

Классификация юридических фактов. Юридические факты представляют собой

разнообразные жизненные обстоятельства, а потому их можно классифицировать

по различным основаниям. Важнейшим является деление юридических фактов по

тем последствиям, которые они влекут, и их волевому содержанию.

По последствиям юридические факты делятся на право-образующие,

правоизменяющие и правопрекращающие.

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений. Это гражданско-

правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака в

соответствии с нормами семейного права, совершение преступных действий,

вызывающих уголовно-правовые отношения.

Правоизменяющие факты изменяют правоотношения. Например, перевод на другую

работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами, хотя в

целом правоотношение сохраняется.

Правопрекращающие факты обусловливают прекращение правоотношений. Таковыми

являются действия лица по осуществлению субъективного права или исполнению

юридической обязанности. Однако правоотношение может прекращаться не только

в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие,

например, смерти человека (субъекта права), гибели вещи (объекта

правоотношения).

По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния

(действие или бездействие).

События — это такие юридические факты, наступление которых не зависит от

воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока,

естественная смерть человека и др.).

Действия — волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и

сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные

действия совершаются в рамках предписаний действующих норм. Они

подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки.

Индивидуальные юридические акты - внешне выраженные решения людей,

направленные на достижение правового результата. К ним относятся акты

применения права, договоры между организациями, гражданско-правовые сделки,

заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия.

Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее

содержание реальных жизненных отношений (например, выполнение трудовых

обязанностей, передача вещей и денег по договору купли-продажи).

Неправомерные действия — это преступления и проступки, идущие вразрез с

правовыми предписаниями.

Бездействие — это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения.

Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным

(неисполнение обязанности).

39. Содержание правового отношения. Субъективные права и юридические

обязанности.

Юридическое содержание правоотношения — это возможность определенных

действий управомоченного, необходимость определенных действий или

необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое

— сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и

фактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.