реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность,

справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность,

равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением

общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость

идеологически-правового обоснования любых решений государственных и

общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и

действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных

и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует

подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий

и абсолютный характер.

Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех

взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими

общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений

по поводу самых различных объектов. Абсолютность (тотальность) этого

принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством

(его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой

основе.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические

правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность

государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма

правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система

юридических гарантий его осуществления.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-

правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и

содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-

правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах

человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной

власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании

должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов,

выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с

гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные

норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового

регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов

и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей

государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один

человек, она может принадлежать группе лиц. В данном случае для властвующих

неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война,

переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным

является демократический способ приобретения власти.

14. Идея правового государства. Её возникновение и развитие.

Главная идея: правовое государство - государство справедливости. Множество

признаков: максимальное обеспечение прав и свобод (3) человека;

ответственность государства перед гражданином и гражданина перед

государством; четкое разграничение функций общества и государства;

разделение властей; наличие развитого гражданского общества; создание

антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению власти в

чьих бы то ни было руках; верховенство и прямое действие конституционного

закона, его приоритет над любой властью; установление в законе и

осуществление на деле суверенности государственной власти; формирование

законодательных органов обществом на основе норм избирательного права;

соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам

международного права; правовая защищенность всех субъектов общества от

произвольных решений кого-либо. Идея зародилась давно, древние философы

задумывались над государством, которое осуществляет свою деятельность на

основе закона и гармоничным сочетанием права и государственной власти. По

их мнению справедливой государственностью была власть, которая признавала

право и с другой стороны им же была ограничена. Древняя Греция и Рим

оказали сильное влияние на развитие идеи правового государства. В период

перехода от феодализма к капитализму возникли новые подходы к проблеме –

это правовая организация государственной жизни, исключающей монополизацию

власти в руках одного лица или группы лиц, обеспечивающей равенство всех

перед законом посредством права. Макиавелли видел идеальное государство в

форме республики с возможностью свободного пользования имуществом для всех

и обеспечение безопасности для каждого. В период буржуазных революций в

понятие правового государства внесли вклад такие деятели, как Гроций,

Спиноза, Гоббс, Локк, Монтеське, Дидро и Джефферсон, один из авторов

Декларации независимости США, в которой, кстати, провозглашается, что

существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается

государство. Кант Разработал философскую основу теории правового

государства, центральное место в которой занимает человек и личность. Маркс

рассматривал государство и право исходя из классовой сущности и по его

теории государство исчезнет вместе с исчезновением классов в результате

диктатуры пролетариата. Его идея сводилась к тому, что свобода состоит в

том, чтобы претворить государство из органа, стоящего над обществом, в

орган, ему подчиняющийся. Большинство теорий сходится в одном – в правовом

гос-ве законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В русской политико-

правовой мысли идеи правового государства были озвучены в трудах

Шершеневича (господство права в управлении), Гессена и Котляревского.

13. Организация власти и нормативное регулирование поведения в родовом

обществе.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни.

Было время, когда общество существовало, а государства не было. Жизнь

общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного

самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как

существа общественного. Но раз возникнув, государство становится основным

инструментом цивилизованной организации общественной жизни. История

человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя,

при котором орудия производства были несовершенны, а производительность

труда низкая. Поэтому в основе жизни общества лежала общественная

собственность на средства производства, а распределение продуктов труда

осуществлялось на началах равенства. Все члены общества одинаково трудились

и получали одинаковую часть общественного продукта.

Власть носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который

непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции

осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти при

первобытнообщинном строе являлись родовые собрания; старейшины (вожди),

которые избирались из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода;

военначальники, выполнявшие функции власти во время войны. Религиозные

функции власти выполняли жрецы. Все эти должностные лица могли быть смещены

собранием рода и осуществляли возложенные на них полномочия под его

контролем. Специального аппарата, который бы занимался только управлением

общественными делами в родовой организации не было. Все основные вопросы

жизни и деятельности рода решались народным собранием. Роды входили в более

крупные объединения. Высшей формой объединения родов являлось племя, а

иногда и союз племен. Общими делами племени руководил совет, который

состоял из старейшин и военначальников родов.

Основой организации первобытного общества была община – род, племя, их

объединения. Род (родовая община) – это объединение людей, основанное на

кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род формируется в

период появления более организованных семейных отношений, когда на смену

беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном

браке. Каждый род выступает в качестве хозяйственной единицы, собственником

средств производства, организатором общего труда.

Род – это личный, а не территориальный союз. Люди в нем объединялись не по

признаку территории, а по родственным связям, в которых концентрировались

их экономические, нравственные, религиозные и др. интересы. Роды могли

перемещаться с одной территории на др., но их организация при этом

сохранялась.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения –

социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся

правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного

применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной

потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные

отношения, т. е . служили регулятором общественных отношений людей. Многие

из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии.

Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: они

исходили от рода и выражали его волю и интересы. Они действовали в силу

привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение

обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость

обычаев не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось

убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или

племени.

20. Государственный аппарат. Органы власти и управления в механизме

государства.

Гос. аппарат (ГА)– это система спец. гос. органов и учреждений,

посредством которых осуществл. гос. управление обществом и защита его

основных интересов.

Под принципами орагнизации и деятельности ГА следует понимать наиболее

важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его потроения и

функционирования. Независимо от особенностей отдельных гос-в и происходящих

в них изменений в организации и деятельности ГА-тов разных стран имеются

общие принципы, которые в той или иной мере реализуются.

1.Принцип законности и конституционности в организации и деятельности

органов государства: осуществление всех функций в строгом соответствии с

действующей Конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно

установленной в законодательном порядке компетенции. Это значит, что а)

создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы,

которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей

компетенции, и на основе действующего закона.

2.Принцип высокого профессионализма и компетенции гос. органов, их

способность на высоком научном уровне решать основные вопросы гос. жизни в

интересах населения страны. Этот принцип означает использование

квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность явл.

основной профессией, т.к. в противном случае возможны негативные

последствия.

3.Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях ГА. Он

обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями

соц.-экономических, полит. и личных прав и свобод граждан, разносторонней

деятельностью всех гос. органов, направленных на удовлетворение интересов

личности.

4.Принцип разделения властей, который формирует механизмы, исключающие

произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

5.Принцип гласности и открытости и тайны – безусловно, что необходим

приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности ГА,

когда без второго просто не обойтись. Что касается принципа гласности, то

можно привести следующий пример: право граждан Г на основе общенародного

голосования (референдума) отменять противоречащие интересам народа решения

любых органов Г.

6.Принцип демократизма в формировании и деятельности гос. органов,

позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства

граждан Г, их религиозные воззрения, особенности нац. культуры и т.д.

7.В федеративных (союзных) гос-вах важное значение имеет принцип

субординации и четкого взаимодействия между общефедеральными органами

(центром) и гос. властью членов федерации. В национальных федерациях

наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо

важное значение, т.к. это обеспечивает суверенность членов Федерации, их

самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Не вызывает сомнения тот факт, что принципы необходимо соблюдать, вопрос в

другом, где можно обнаружить эти принципы. Часть принципов организации

деятельности государственного аппарата получила закрепление в Конституции

РФ в законах РФ, другие принципы необходимо вычленять из самой сути данного

понятия. Единства в вопросе о принципах нет, так как мнения различных

учёных по этому вопросу носят оценочный характер, и поэтому во многом

различны. Кроме вышеперечисленных можно назвать еще принципы:

Территориальности - каждый орган государственного аппарата действует в

рамках определённой территории.

Иерархичности - органы в государственном аппарате занимают различное

положение, но все они связаны между собой на началах субординации.

Централизма и децентрализма - по некоторым вопросам необходимо применение

принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем

исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно

необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем

же органом, который и будет их исполнять.

Выборности и назначаемости - в некоторые органы государственного аппарата

служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется

бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи

государственному аппарату.

Коллегиальности и единоличия - в этом принципе также проявляется

бюрократическое и демократическое начало.

19. Относительная самостоятельность государства.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна,

необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и

целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом

или на отдельные общественные сферы. «Понятие "относительная

самостоятельность государства",— подчеркивает В. В. Лазарев,— призвано

оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в

отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец,

призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни»

Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им

управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения

встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики

государственной политики.

Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к

обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и

оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные

объективные потребности. Если политика государства соответствует этим

потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив,

деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может

причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное

означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его

политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность

государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его

деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Относительная самостоятельность государства от права, является спорным

вопросом. Что от чего зависит больше, государство от права, или на оборот.

Ведь право является признаком государства, из этого следует что право

вторично, а государство первично. Но с другой стороны право формирует и

регулирует отношения в государстве. Устанавливает форму государственного

устройства, форму правления и политический режим. Но ведь именно

государство формирует право, т.к. именно законодательные органы государства

создают нормы права, по которым функционируют органы государства. Я всё же

думаю что данные отношения нельзя рассматривать отдельно друг от друга,

потому что трудно представить государство без права, и права без

государства.

18. Политическая система общества. Понятие, структура, развитие, связь с

формой государства.

Пол. сист. – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и

основанных на них полит. институтов, учреждений и действий, организующих

пол. вл., взаимосвязь граждан и гос-ва.

Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение

целостности, единства действий, людей в политике.

Пол-я сис-ма об-ва – это одна из частей об-ва в целом, наряду с такими

системами как эк-ка, куль-ра. Пол. система включает в себя подсистемы

разных сложностей, ее стр-ра построена по принципу пирамидальной иерархии:

мегауровень, мезоуровень, микроуровень. Все 3 уровня делятся на 2

структуры: теневая и легальная. Они существуют параллельно. Мегауровень

включает в себя руководителей, правящих, т.е. он содержит субъекты

политических отношений – носителей власти (правящая партия, политическая

элиита). Гос-во находится и в мезоуровне. Сюда относятся периферийные

органы гос. вл., например, выборные органы самоуправл., назначаемые органы

самоуправления на местах, партийные аппараты каких-либо партий (только

организаторы), школы, профсоюзы, армии.

Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм,

идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих

политическую власть, взаимодействие граждан и государства.

Компонентами политической системы являются:

Совокупность политических объединений (государство, политические партии,

общественно-политические организации и движения).

Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами

системы.

Политические нормы и традиции.

Политическое сознание.

Политическая деятельность.

Используя различные методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд

критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведённое определение

политической системы.

Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности

политических явлений экономическими и социальными факторами.

а) Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях

собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику

проявляется в отношениях распределения и управления.

б) Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует

о том, что политика является результатом общественного развития.

в) Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической

системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями,

классами, нациями. Потребности этих групп выступают мотивационными

факторами в формировании политических организаций.

Институционный подход - позволяет обозначить характеристики политических

явлений.

а) Суть этого подхода отражает организационный критерий - отдельные

индивиды не могут выступать в виде элементов политической системы, они

представляют лишь "материал", из которого в определённых условиях

формируются система и её элементы.

Системный подход - политическая система, как и любая целостная система,

имеет интегративный (элементы в системе приобретают такие качества,

которыми вне системы они не обладают) и антиэнтропийный (способность

системы противостоять своему исчезновению) характер.

Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего

политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм

её осуществления - политическая система.

Политическая власть - система волевых отношений классового общества,

которые обусловлены интересами социальных слоёв и классов, выраженными в

деятельности политических организаций.

Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно – формы правления,

формы государственного устройства и политического режима

17. Проблемы формирования правового государства в РФ (экономические,

политические, социальные и духовные)

Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е

гг. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому

способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности,

ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации

свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой

новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс

характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.

Преемственность же названного процесса выражается в следующем: а) мировая

идея. правового государства без колебаний воспринята российскими

общественно-политическими и официальными структурами, юридической научной

общественностью; б) в Конституции, других законодательных актах и научных

разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем

как дореволюционной, так и Советской России.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и

быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его

структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у

населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода

от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к

тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная

самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с

точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.