реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

производящей экономике подтолкнул три великих разделения общественного

труда – отделение скотоводства от земледелия, отделение ремесла и

обособление торговли(купцов) – неолитическая революция. Рабство раскололо

общество на эксплуататоров и эксплуатируемых. Мужчина стал основным

кормильцем и с тех пор начался патриархат, заменивший матриархат. В

дальнейшем люди имеющие большее количество рабов становились ещё богаче,

остальные оставались бедными. К тому же торговля товарами становится

занятием отдельной группы людей – купцов. Развитие торговли создало и

металлические деньги. Прибавочный продукт как следствие роста

производительности труда обусловил появление экономической возможности для

товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникает частная

собственность, социальное расслоение первобытного общества, образования

классов, зарождения государства и права.

Формирование государства – длительный процесс, шедший у разных народов

разными путями. Современная теория права и государства выделяет два

основных пути.

Восточный путь – возникновения государства, “азиатский способ производства”

(вначале др.Восток, Африка, Океания). Здесь социально-экономические

отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная

собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей

функцией родоплеменной знати, превращавшейся в обособленную социальную

группу (сословие, касту), интересы которой всё более обособлялись от

интересов остальных членов общества. Знать со временем плавно

трансформировалась в государственные органы, а общественная собственность

тоже постепенно превратилась в государственную. Частная собственности

значения не имела.

Европейский путь – в Европе этот процесс пошёл по другому. Главным

фактором образования государства было классовое расслоение общества,

обусловленное формированием частной собственности на землю, скот и рабов.

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала

длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества

– патрициев и плебеев. В результате побед последних в нём утвердились

демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность

каждого быть одновременно землевладельцем и воином. Однако к концу II века

до н.э. Римской империей обострились внутренние противоречия, повлекшие

создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной

Европы есть две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом

регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное

государство (Россия и Германия ).

Вторая говорит, что после разложения родового строя здесь наступает

предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать

выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь

во владении землёй, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность

на землю. Такой период в государстве называют профеодальным.

Т.о. на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда,

появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и др.

факторов происходит расслоение первобытного общества, вследствие чего

родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же

неизбежностью приходит новая организационная форма общества –

государственность.

11. Теории о происхождении государства и современный взгляд на проблему.

теологическая представителем яв-ся Ф.Аквинский, Августин обосновывает Г.

как явление богом данное. Государь – ставленник божий на земле. В средние

века 16 18 использовалась для обоснова-я неограниченной вл. монарха –

королевский абсолютизм.

Достоинства – способствует укреплению гр-го согласия в об-ве, усилению

духовности, препятствует насилию, революциям и граж-м войнам, переделу

власти и собственности.

Недостаток – основана на вере, а не на проверенном научном знании.

патриархальная рассматривает возник-е Г. непосредственно из разросшейся

семьи, власть мон-ха констатируется из вл. отца над членами его семьи. Она

зародилась в Греции. Первоначальное обоснование получила в трудах

Аристотеля, а свое развитие нашла в 17 в. в сочинении Фильмера «Патриарх».

Использ-сь и для идеологического обоснов-я российской империи.

+ Способствует сплочению об-ва, уважению, почитанию гос.вл.; культивирует

дух родства, братства, взаимосвязанности членов об-ва (как членов семьи).

- Преувеличивало, придавая универсальное и определяющее знач-е отдельным

сторонам организации об-ва в частности семьи.

естественно-правовая (договорная – д.т.) получила широкое распростр-е в 17-

18 в. в Голландии в 17 в. сторонниками были Гроций и Спиноза, в Англии –

Локк, Гоббс, во Фр-ции в 18 в. Руссо, в Росии – революционный демократ

Радищев. В д.т. Г. возник. как продукт сознательного творчества, как рез-т

договора, в кот. вступают люди, находившиеся до этого в «естественном»

состоянии (Война всех против всех). Г. – это сознательное объединение людей

на основе договора между ними, в силу кот. они передают часть своей

свободы, вл. Г. При этом договор не яв. историческим фактом подписания

всеми к.-л. конкретного док-та, кот. лег в основу появления Г., а как

состояние об-ва, когда люди добровольно объединились в гос-но организов-ю

форму, правомерность гос. вл. Д.т. использовалась в разных целях. 1 для

обоснов-я народного суверенитета и возможности отобрания вл. у

недобросовестного правителя (Русоо, Радищев). 2. Для обоснов-я Конст-й

Монархии. т.к. обществ-й договор – это компромис между народом и правителем

, ограничения свободы и народа и монарха (Локк). Сторонники этой теории

считают Г результатом юр. акта – общественног договора. Эта теория

устанавливает очередность явлений (сначала возникло право, затем Г как

институт боеспечения этого права и оно призвано защищать частные интересы.)

+: 1. были разрушены теологические и патриархальные представления о

возникновении Г, полного подчинения власти, отсутствие народа, возможности

повлиять на власть;2. Фактически выдвинут принцип народного суверенитееа –

вл. производна от народа и принадлежит ему. 3.Согласно этой теории Г и

народ имеют взаимнве обязательства.

-: Идеалистичность:1. Общественный договор – скорее идеал, чем реальная

действительность, зачастую гос-ва возникали др. путями – войнами, насилием

при наличии др. условий. 2. Ни одно Г не возникло на основе договора между

Насилия – Каутский,Дюринг, Гумплович – Г возникает как результат акта

насилия. ПО утверждению Каутского племя-победитель подчиняет себе

побежденное племя, присваивает его землю, а затем принуждает его работать

на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает

деление на классы, а принудит аппарат, созданный победителяит для

управления побежденными, превращается в Г.

+ : Подтверждено историческими примерами. Насилие действительно является

одним из основных факотров, на которых основывается Г – сбор налогов,

правоохранительная деятельность.

-: Насилие при его важной роли было не единственным фактором, повлиявшим

на возникновение Г.

Экономическая теория (классовая) – на сегодняшний день явлется наиболее

доказанной, она логчески, последовательно выстроена и является результатом

научного изучения исторических данных. (Энгельс «Возникновение семьи, ч.с.

и Г», Ленин «О гоосударстве», Маркс) Г возникает на основе разложения

общины, следовательно явления, которые способствовали этому разложению и

являются причинами происхождения гос-ва: совершенствуются орудия труда +

разделение труда, следовательно повышается производительность труда, а

значит производят больше, прибавочный продукт.

+ - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с

противоположными интересами – классов и др.

-: не только классово-экономич. факторы повлияли на возникновение Г, но и

национальные, военные, психологические и т.д.

10. Теоретические основы типологии государства. Закономерности смены типов

государств.

Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих

гос-во на определенном этапе его развития. Типология – способ научного

познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или

иных явлений.

В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы признают

существенными различные приз-ки. Формационный и цивилизационный подход,

западно-европейская наука классифицирует гос-ва в зависимости от отношений

между гос. вл. и индивидом. Поэтому признаку выделяют 2 типа гос-ти:

демократия и автократия (наоборот). В первую группу он включает «классово-

контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в

которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко

второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и

гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности.

формационный подход.

Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории

как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических

формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует

определенный тип гос-ва.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества,

основывающийся на определенном способе производства и выступающий как

важнейшая ступень в развитии человека.

Признаки общественно-экономической формации.

1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства.

Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий, феодальный,

капиталистический и социалистический. Новое гос-во базируется на

общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей

сотрудничество свободных от эксплуатации людей. На основании формационного

подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в:

рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н.

восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат,

застойность)

Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных сил, 3.

характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют харак-р

Г. Переход от одной общественно экономической формации к др. происходит в

рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены их новым экон-

м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр.

явлениях.

Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы

деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция

цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц.

групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей

Цивилизационный подход. Какие признаки яв. существенными – неустоявшаяся

позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это

технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с той

стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и

оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во.

Концепция цивилизации, под которой понимает замкнутое локальное состояние

общества, отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных,

географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой

истории более 20 цивилизаций.

Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-но

сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения

цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для

определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос-

вом. Исходя из содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций:

восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы

объективно характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая

цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности

до определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав

падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться,

но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более

развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно.

9.Понятие и формы политического режима. Политический режим в РФ.

Гос. режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего

в обществе. Политический режим - понятие более широкое, т.к.. оно включает

в себя не только методы гос. властвования, но и характерные способы

деятельности негос-венных политических организаций (партии, движений,

клубов). Гос.режимы могут быть демократическим и анти демократическими.

Поэтому основным критерием классификации гос-в по этому признаку явл.

демократизм форм и методов осуществления гос. власти. Идеальных

демократичексих форм гос. режимов в реальной действительности не

существует. В том или ином конкретном Г присутствует различные по своему

содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить

наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности гос. режима.

Антидемократические режимы: Главное, что определяет хар-р гос.вл., - это

соотношение гос-ва и личности. АД режим характеризуется полным контролем Г

над всеми сферами общественной жизни. В таком Г устанавливается диктатура

одной партии, которая фактически осуществляет все гос. функции. АД режимам

свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов,

молодежных, Личность фактически лишена субъективных прав, хотя формально

они могут провозглашаться даже в конституц. актах. АД гос-во во всех его

разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает предпочтение

одной из религий. АД режим может быть: 1. авторитарный – характеризуется

значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения

полит. партий и др. организаций, ограничением роли выборных гос. органов и

усилением роли исполнительных орагнов. Преобладают методы принуждения 2.

тоталитарный – хар-тся полным контролем Г над всеми сферами жизни общества.

Преобладают методы физического насилия 3. Фашистский – характеризуется

полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех

оппозиционных организаций и учреждений, широким использованием

террористических методов правления.

Демократические режимы Конкретно данный режим выражается в следующем: 1.

такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономич-й деятель-сти,

которая сост-ет основу материального благополучия общества. 2. реальная

гарантированность личных прав и свобод гражданина, активно участвовать в

различных культурных, научных, профессиональных и др. общественных

организациях. Г. 3.Демократический режим создает эффективные механизмы

прямого воздействия населения страны на характер гос. вл. 4.Личность

защищена от произвола, беззакония. 5. Дем. режим явл. следствием реального

властей как в унитарных, так и в федеративных гос-вах. 6. Дем. вл в

одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивид. и

нац. особенности насесения. 7. Дем. методы гос. властвования позволяют

преодолевать возникающие соц. противоречия, обеспечивают компромисс между

гос. орагнами и гражданами, между различными соц. группами и населением. 9.

Дем. гос. режим базируется на законах. В основе разграничения

демократического и антидемокр. режимов лежат механизмы взаимодействия Г и

общества .

16. Организация власти в правовом государстве. Теория разделения властей и

её отражение в Конституции РФ.

В правовом государстве власть строится на основе права. Существует два

способа построения управления государством: “соединение” и “разделение

властей”.

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной

власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает

рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б)

исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие

органы; в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властных

полномочий. И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе

чревато неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы

становятся совершенно бесконтрольными. При такой организации

государственной власти открывается простор для установления и

функционирования диктаторских и тиранических режимов.

Термин «разделение» властей обозначает принцип организации и механизм

реализации государственной власти. Принцип разделения властей — это

рациональная организация государственной власти в демократическом

государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и

взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через

систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй,

самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за

деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить

какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В

противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в

подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей,

над разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь

принадлежит Ш. Монтескье.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть

организационно и институционально подразделяется на три относительно

самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В

соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые

взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно

действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было

возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при

котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»

Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа,

обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий

орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может

ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом.

Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна

принадлежать законодательным (представительным) органам.

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна

быть подзаконной. Ее главное предназначение—исполнение законов, их

реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила —

чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет

объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной

власти как раз органами исполнительной власти.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть

(органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр в

спорах о праве.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех

демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами.

Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда

между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение

эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на

«своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их

работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему

— создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших

органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках

одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое

использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы

государства и повышает их авторитет в обществе.

15. Принципы правового государства. Понятие и содержание. Их отражение в

Конституции Р.Ф.

Принципы — это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей

совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы

называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и

субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и

других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной

системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в

признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым

существующего государственного устройства; наличием или отсутствием

стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности

государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как

собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых

пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с

позиций современного научного знания можно выделить такие принципы

правового государства.

1. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового

государства очень часто употребляется термин «господство права».

Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих

моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его

бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни.

Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во

многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо

естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа

(референдумы). В конечном счете приоритет права означает: а) рассмотрение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.