реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

требований:

1) нельзя назначать уголовное наказание за проступки;

2) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет

обратной силы;

3) если вред, причиненный нарушением, имеет обратимый характер, юридическая

ответственность должна обеспечить его восполнение;

4) за одно нарушение возможно лишь одно наказание;

5) ответственность несет тот, кто совершил правонарушение;

6) вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения.

Неотвратимость наступления. Юридическая ответственность (повторим)

неразрывно связана с правонарушением. Из указанной связи вытекает принцип

неотвратимости ответственности, неизбежности ее наступления за всякое

правонарушение. Если за то или иное деяние должны последовать меры

государственного принуждения, то без законных оснований никто не может быть

освобожден от ответственности и наказания ни под каким предлогом

(общественное положение, партийная принадлежность, родственные связи и

т.д.).

Целесообразность. Неотвратимость ответственности предполагает ее

целесообразность. Ответственность наступает неотвратимо, потому что она

целесообразна. Недопустимо освобождение нарушителя от ответственности без

законных оснований под предлогом тяжести, целесообразности, эффективности,

политических, идеологических и иных неправовых мотивов.

Индивидуализация наказания. Данный принцип заключается в том, что

ответственность за совершенное правонарушение виновный должен нести сам.

Недопустимо перенесение ее с виновного на другого субъекта (например, за

безответственные действия руководителя ответственность нередко возлагается

на предприятие как юридическое лицо, за правонарушения подростков часто к

ответственности привлекают родителей, учителей).

Ответственность за вину. Ответственность может наступить только при наличии

вины правонарушителя, которая означает осознание лицом недопустимости (про-

тивоправности) своего поведения и вызванных им результатов. Если же лицо

невиновно, то несмотря на тяжесть деяния оно не может быть привлечено к

ответственности. Вместе с тем в исключительных случаях нормы гражданского

права допускают ответственность без вины, т. е. за сам факт совершения

противоправного, асоциального явления. В частности, организация или

гражданин — владелец источника повышенной опасности обязаны возместить

ущерб, причиненный этим источником (например, движущимся автомобилем), и

тогда, когда не виновны в причинении ущерба (ст. 1079 ГК РФ).

Недопустимость удвоения ответственности — это недопустимость сочетания двух

и более видов юридической ответственности за одно правонарушение. Это не

означает, что за преступление нельзя назначить и основное, и дополнительное

наказание (например, лишение свободы и конфискацию имущества). Однако за

одно нарушение виновный может быть наказан только один раз.

57.Стадии применения юридических норм.

Применение норм права — сложный процесс, включающий несколько стадий.

Первая стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела,

вторая - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья —

принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление.

Первые две стадии являются подготовительными, третья — заключительной,

основной. На третьей стадии принимается властное решение — акт применения

права.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается

применение права, очень широк. При совершении преступления — это лицо,

совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие

вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие

обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора —

обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для

ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические

обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому

правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются

доказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого,

зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях

экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.).

2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их

юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту

норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую

фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических

обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных

гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними.

Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на

первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на

эти факты. В чем тут трудности?

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению

круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те,

которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой

ситуации — когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В

юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит

к изменению юридической квалификации.

Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к

официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с

возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также

с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ

закона необходим также для принятия правильного юридического решения,

которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его

фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения

правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции)

применяемой нормы.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных

доказательств и установлении на их основе действительной картины

происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для

сторон или виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон,

меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ — акт применения

права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по

разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические

последствия для конкретных лиц.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового

регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на

их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены

возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется

именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти

решения могут быть исполнены в принудительном порядке.

Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает

их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и

законности.

64. Правовой нигилизм и правовой фетишизм. Понятие, влияние на общественное

развитие и пути преодоления.

Правовой нигилизм - отрицательное отношение к праву, закону и правовым

формам, организации общественных отношений. Он может выступать в

теоретической и практической форме. 1 Теоретический. Политологи и ученые

доказывают, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще и тем

более отдельного человека (мировая пролетарская революция), 2 Практический.

Происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто

выливается в террор государства против своего народа. В тех гос-вах, где

нигилизм воспроизводится самим гос-вом в соответствующих масштабах почти

невозможно воспитать позитивное отношение к праву и среди населения,. т.к.

под правом неверно понимается тот порядок,. который установлен законами и

НПА. Тогда в обществе складывается обыденный, массовый нигилизм,.. кроме

того, предписания закона не выполняются гос. органами – складывается

ведомственный правовой нигилизм. В современном российском обществе выделяют

следующие формы правового нигилизма: Прямое сознательное нарушение законов

и подзаконных актов (умышленная криминальная деятельность, в т. ч.

организованная)2. Массовое неисполнение и нарушение правовых норм (на

бытовом уровне, гос. органами, неправовые способы решения споров) 3.

Распространение антиправовой психологии (особые социальные нормы,

оправдывающие антиправовое поведение, эстетизация преступности,

сознательная или неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия,

преступного образа жизни).4. Война законов (создание параллельной

правозаменяющей системы законодательства, противостояние между федеральным

центром и некоторыми субъектами, издание взаимоисключающих актов органами

различных ветвей власти) 5. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду

«целесообразности» - принятие неправовых решений для достижения тех или

иных целей органами гос. власти. 6. Массовое нарушение прав и свобод

человека (гос.органами, невозможность правовыми спосабами защитить свои

права, незащищенность права на жизнь) 7. низкий авторитет суда и иных Одной

из причин нигилизма в России явилось утверждение об отмирании права в

рамках общих представлений о без государственной организации общества при

его коммунистическом устройстве. На практике это вылилось в решающую роль

общественных судов, что вело к умалению авторитета права как такового.

Правовому нигилизму способствует и этический нигилизм – пренебрежение

нравственными ценностями, традициями.

Способы профилактики ПН:

Укрепление режима законности в стране Реальное обеспечение верховенства

Конституции и законов, гарантированность прав и свобод человека м

гражданина совершенствование правовой системы повышение авторитета суда и

иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им

большей эффективности обеспечение в стане правопорядка правовое воспитание

(это формирование у граждан в обществе правосознания и правовой культуры)

Основные методы борьбы с ПН:

Убеждение, поощрение, принуждение, наказание

63. Понятие и структура правосознания.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих

отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на проблему

сущности правосознания:

Марксистско-ленинская (объективная) - правовые воззрения людей определяются

прежде всего их классовым положением. Но это учение не может ответить на

вопрос, почему могут изменяться правовые воззрения людей, которые сохраняют

своё классовое положение.

Большинство немарксистских учений (субъективная) - правосознание

определяется индивидуальными предпочтениями субъекта, уровнем его культуры,

религиозными взглядами и т.д. Однако также нет ответа на вопрос, почему

люди с разным уровнем культуры объединяются для защиты одних и тех же

правовых принципов.

Структура правосознания: Правовая идеология - это отражение правовой

действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов,

понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с

логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Это рациональный компонент

структуры правосознания. Правовая психология - совокупность настроений,

чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это

эмоциональный компонент структуры правосознания. Правовая психология также

состоит из нескольких элементов:

а) Стойкие компоненты - обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение

к преступлениям против личности).

б) Подвижные компоненты – настроения.

Виды правосознания. По уровню отражения правовой действительности:

Обыденное - присуще основной массе людей, формируется на базе повседневной

жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем

правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые

воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. 75% такого

правосознания составляет правовая психология.

Профессиональное – складывается в ходе специальной подготовки, в процессе

осуществления практической юридической деятельности. 75% такого

правосознания составляет правовая идеология.

Теоретическое (научное) - характерно для исследователей, научных

работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных

отношений.

По субъектам:

Индивидуальное – складывается под влиянием, как внешних, так и внутренних

факторов, что и объясняет диаметральное различие такого правосознания.

Групповое - т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных

групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

Массовое - характерно для нестабильных, временных объединений людей

(митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Общественное – правосознание макроколлективов (население страны,

континента, исторической эпохи; наций и народностей; общества в целом).

Функции правосознания - это основные направления его взаимодействия с

правовой действительностью. Выделяют три функций правосознания:

Познавательная функция правосознания состоит в том, что посредством

сознания индивид, группа, общество в целом приобретают знания об окружающей

правовой действительности.

Оценочная функция связана с формированием у людей внутреннего

психологического отношения к отражаемой правовой действительности.

Регулятивная функция заключается:

во-первых, в том, что при непосредственном участии правосознания создаются

юридические нормы, позитивное право;

во-вторых, в том, что каждый индивид определяет конкретный вариант

поведения с учётом юридических норм;

в-третьих, в том, что с его помощью в случае пробелов индивид может

формулировать своё поведение, урегулировать ситуации с пониманием

юридических норм, законодательства;

в-четвёртых, в том, что правосознание позволяет координировать правовое

регулирование с иными видами регуляторов.

Значение П-я: заключается в его функциях. Оно явл. непосредственным

источником права, оказывает влияние на сам процесс и на результаты

правотворчества. П-е играет регулирующую роль и в процессе правореализации,

в .ч. при разрешении юр. дел, принятии правоприменительных актов, всех

видов конкретных юр. решений. Здесь действует профессиональное юр.

правосознание.

62. Понятие и структура правовой культуры общества и личности.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным,

политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни

общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности,

юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития

субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени

гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав

человека.

Из определения следует, что правовая культура — определенное «качество»

правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или

ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем,

частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково,

другими словами, «устройство» правовой культуры?

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития

правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им

такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность

правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д„

насколько информировано в правовом отношении население, его социальные,

возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение

населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим

средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение

(несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой

культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной

правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и

самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой

культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит

из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной —

деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и

практической — правотворческой и правореали-зующей, в том числе

правоприменитсльной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества

во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой

деятельности по созданию законодательной основы жизни общества.

Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих

других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно

юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е.

властная деятельность государственных органов, осуществляющих

индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с

целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от

многих факторов как институционального (структура государственного

аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера

(профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей

системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и

закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки

правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой

является конституция государства.

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и

состояние индивидуальных правовых актов — документов: правоприменительных

(решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров,

документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и

правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере,

т. е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень

развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на

индивидуальном уровне.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и

описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться

законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем,

оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства

достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества,

в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и

духовному строю права и свободы человека.

61. Соотношение нормативных правовых актов и актов применения права.

Нормативно-правовой акт - в настоящее время данный источник считается

основным источником современного права. Совокупность действующих в

государстве нормативно-правовых актов именуются законом. Нормативно-

правовые акты принято классифицировать по различным основаниям. По

субъектам правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на акты

государственных органов и организаций, во-вторых, акты негосударственных

органов и организаций, в-третьих, совместные акты, в-четвёртых, акты

народного правотворчества. Основной разновидностью нормативно-правовых

актов являются нормативно-правовые акты, установленные государственными

органами и организациями. Вторая разновидность акты негосударственных

органов и организаций принимаются с разрешения государства. Третья

разновидность (совместные нормативные акты) – в современной практике РФ нет

таких актов, но в прошлые годы они были. Это акты издаваемые органами

государственной власти совместно с негосударственными органами. Четвёртая

разновидность – акты народного правотворчества – это нормативные акты,

принимаемые населением (например, референдум). Вторая классификация с

учетом действия нормативных актов во времени они подразделяются на:

постоянные, временные и чрезвычайные. Постоянные – это нормативные акты,

действующие неопределенно длительное время. Временные – это нормативные

акты, срок действия которых ограничен (срок действия указа). Чрезвычайные –

это нормативные акты, действующие в определенных условиях (в военное

время). Третья классификация, с учетом действия в пространстве нормативные

акты подразделяются на общие и местные. В федеральных государствах

нормативные акты подразделяются на: общие или федеральные, нормативные акты

субъектов федерации, местные. Общие нормативные акты – это нормативные

акты, действующие на территории страны. Нормативные акты субъектов

действуют на территории субъекта федерации. Местные нормативные акты

действуют на территории соответствующих территориальных образований.

Четвёртая классификация, с учетом действия нормативных актов по кругу лиц

они подразделяются на: общие, специальные, исключительные. Общие

распространяют свое действие на всех граждан государства (конституция,

гражданский кодекс). Специальные - это нормативные акты, распространяющие

свое действие на определенные категории субъектов (на студентов,

следователей). Исключительные - это нормативные акты, направляющие свое

действие на особые категории субъекта (дипломаты). Такие акты исключают

действие общих и специальных норм.

Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащий

индивидуальные государственно-властные предписания компетентного органа,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.