реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Права подозреваемого и гарантии их реализации в уголовном процессе

процессуальной фигуры, содержащееся в УПК Украины, отмечают авторы Научно-

практического комментария УПК. Они справедливо указывают, что понятие

подозреваемого должно быть раскрыть с тем, чтобы придать процессуальный

статус подозреваемого всем лицам, в отношении которых возбуждено уголовное

дело [6, с.78].

Подозреваемый – факультативный участник уголовного процесса. Лицо,

совершившее преступление, может и не быть им. Подозреваемый – временная

процессуальная фигура. Срок, в течение которого лицо считается

подозреваемым, не может превышать 72 часов согласно Конституции Украины

(ст.29) , а также УПК Украины (ст.106). Но в любом случае в положении

подозреваемого лицо может находиться не более десяти суток. Если собрано

достаточно доказательств и лицу предъявлено обвинение, то оно становится

обвиняемым.

Если же будет, установлено, что подозреваемый совершил

малозначительное или не представляющее большой общественной опасности

преступление, выносится постановление о прекращении уголовного дела и

применении мер общественного воздействия.

В случаях, когда подозрение отпадает и устанавливается непричастность

лица к расследуемому преступлению, выносится постановление об отмене меры

пресечения. Когда же будет установлено, что действия подозреваемого не

содержат состава преступления, и он подлежит привлечению к административной

ответственности, выносится постановление об этом, а лицо при необходимости

может быть допрошено в качестве свидетеля.

Итак, анализ научных трудов некоторых ученых-юристов приводит к выводу

о необходимости совершенствования правового статуса подозреваемого. Прежде

всего, нужно уточнить понятие этого субъекта на законодательном уровне. В

проекте УПК Украины, подготовленном рабочей группой Кабинета Министров,

предпринята достаточно удачная попытка всесторонне раскрыть в законе

понятие подозреваемого, не ограничивая его двумя словами. Согласно ст. 33

проекта УПК Украины подозреваемым признаётся:

1) лицо, на которое заведено уголовное дело;

2) лицо, к которому до привлечения в качестве обвиняемого применена мера

пресечения;

3) лицо, от которого до привлечения в качестве обвиняемого отобрано

письменное обязательство о явке по вызову следователя, дознавателя или

суда, а также о том, что он сообщит о перемене места жительства [7,

ст.33].

Сравнительная характеристика понятия подозреваемого, содержащегося в

действующем УПК и проекте УПК более наглядно содержится в Приложении Б.

Таким образом, в проекте УПК понятие подозреваемого дано более точно,

чем в ныне действующем уголовно-процессуальном законодательстве. Такое

понятие позволяет признавать лицо в качестве подозреваемого на самых ранних

этапах предварительного расследования, что влечет за собой реализацию его

прав и законных интересов, а самое важное – возможность воспользоваться

своим конституционным правом на защиту.

Практика свидетельствует о том, какое бы уголовное дело не взять – всё

начинается с человека – юриста, следователя, потерпевшего, подозреваемого,

обвиняемого, их деятельности, чувств, их отношения к себе и обществу, к

своим обязанностям. Одни совершают добро, стоят на защите прав и интересов

человека, другие – совершают зло, беззаконие, убийства, кражи и другие

преступления. Уголовно-процессуальное право учит специалистов, как

раскрывать такие тяжкие преступления, какие действия необходимо совершать,

чтоб защитить честное имя гражданина, его права и свободы, материальное

благосостояние личности. В этой связи очень важно определиться с понятием

подозреваемого как лица привлекаемого к уголовной ответственности на самых

ранних этапах предварительного расследования и не допустить неправомерного

привлечения или задержания невиновного лица.

1.2 Личные права подозреваемого, и их гарантии, предусмотренные

Конституцией Украины

Целью современного развития общества является утверждение прав

человека, обеспечение достойных условий жизни, чести и достоинства. Идеи

гуманизма, приоритетные общечеловеческие ценности находят своё отражение в

деятельности современных государств, которые характеризуются как

демократические, социально ориентированные и правовые. В послании

Президента Украины к Верховной Раде "Україна: поступ у ХХІ століття.

Стратегії економічної і соціальної політики на 2000-2004 рр."

провозглашено: мы должны уяснить, что наивысшей ценностью современного

цивилизованного процесса является человек, его права и свободы и особенно

на жизнь, уважение достоинства человека, его свободу и

неприкосновенность.[8, с.1].

Человек и гражданин в Украине имеют всю полноту гражданских,

политических, социально-экономических, экологических, культурных, семейных,

личных и других прав и свобод, которые тесно между собой связаны.

Многие принципы уголовного процесса нашли себе место в статьях

Конституции Украины. Вообще в действующей Конституции их гораздо больше,

чем в любой прежней союзной или российской. Объясняется это одним: резко

возросла роль судебной власти в государстве, которое стремиться стать

правовым. Поэтому принципы организации и деятельности судебной власти,

другими словами, принципы правосудия, в том числе правосудия по уголовным

делам, надежно, прочно утвердились в Конституции.

Исходя из того, что принципы процесса представляют собой руководящие

правовые нормы, их систему следует строить в соответствие с положениями

Конституции Украины, которые относятся к правосудию и судопроизводству.

Система принципов уголовного процесса включает в себя следующие принципы:

законность, публичность, равенство граждан перед законом и судом, охрана

прав и свобод, чести и достоинства граждан, гласность суда, осуществление

правосудия независимым и беспристрастным судом, презумпция невиновности,

обеспечение обвиняемому права на защиту, состязательность, национальный

язык судопроизводства.

В системе личных конституционных прав и свобод важное место

принадлежит субъективному праву на индивидуальную свободу и личную

неприкосновенность (ст. 29 Конституции Украины).

В литературе существуют разные подходы к пониманию анализируемого

конституционного права.

Широкое понимание – охватывает такие конституционные возможности, как

личная свобода, безопасность, неприкосновенность жилья, неприкосновенность

тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой

корреспонденции, личной и семейной жизни, чести и достоинства, жизни и

здоровья, свободы передвижения, мысли и слова, защиту в суде и другие.[9,

с.13-20], [10, с.4-11].

Узкое понимание конституционного права на свободу и личную

неприкосновенность включает лишь возможность свободы от незаконных и

необоснованных арестов и задержаний, личных обысков, осмотров и других

принудительных мер со стороны государственных органов и должностных лиц и

свободу от противоправных посягательств отдельных лиц [11, c.42-47].

На мой взгляд, наиболее правильным определением права на свободу и

личную неприкосновенность является следующее: это право индивидуума,

которому гарантированна личная свобода и неприкосновенность не допускающая

противоправных арестов и задержаний и других принудительных мер,

обеспеченное государственными органами и органами местного самоуправления,

создающее возможность возмещению убытков и восстановлению нарушенного

права.

Статья 55 Конституции Украины предусматривает защиту прав и свобод

человека и гражданина непосредственно судом [12, с.138]. В тоже время

позволительно утверждение о наличии правового разрыва между

гарантированными Конституцией Украины свободами, с одной стороны, и

действующим уголовно-процессуальным законодательством страны – с другой

стороны. Верховенство законности, составляющее основу внутреннего

содержания прав и свобод человека, не всегда взаимоувязано с их уголовно-

процессуальными аналогами.

Наиболее яркий тому пример – задержание подозреваемого или заключение

его под стражу. С одной стороны подозреваемый, как человек и гражданин

имеет право на личную свободу и неприкосновенность, с другой стороны,

органы дознания и предварительного следствия должны раскрыть совершенное

преступление и изобличить преступника. О некоторых предложениях как решить

данное противоречие будет рассмотрено в разделе 2.3.

Сейчас же будет уместно вспомнить, что именно на основании нарушенного

права на личную свободу и неприкосновенность человека действует право и

создаются возможности для возмещения убытков и восстановления нарушенного

права. В ст. 56 Конституции Украины закрепляется положение о том, что

"каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного

самоуправления материального и морального вреда, причинённого незаконными

решениями, действиями или бездеятельности органов государственной власти,

органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при

осуществлении ними своих полномочий".

В развитие принципа разделения государственной власти на

законодательную, исполнительную и судебную (ст.6 Конституции Украины) ст.

29 Конституции Украины предусматривает, что арест или содержание под

стражей могут производиться не иначе как на основании мотивированного

решения суда. Одновременно ч.4 ст. 29 Конституции Украины предусматривает

право задержанного в любое время обжаловать в суде своё задержание. Таким

образом личности конституционно гарантируется право на свободу и личную

неприкосновенность, исключается возможность внесудебного решения вопросов

задержания, ареста и содержания под стражей.

Эти основополагающие права не просто продекларированы. Они реализуемы

посредством совокупности норм уголовно-процессуального законодательства

(ст.ст. 43-48, 2363, 2364 УПК Украины), позволяющих обжаловать в суде

решения следователя о применении мер процессуального принуждения.

Нельзя, однако, не учитывать, что обжалование как таковое не способно

однозначно гарантировать соблюдение принципа законности при задержании,

аресте или содержании под стражей. Оно взаимоувязано с предоставлением

возможности с момента задержания защищать себя лично и пользоваться

правовой помощью защитника, а также знать о мотивах ареста, задержания,

получить разъяснение о своих правах.

Право подозреваемого знать, в чем он подозревается, обеспечивается

тем, что в протоколе задержания обязательно указываются основания и мотивы

задержания, приводятся объяснения задержанного, а сам протокол

подписывается задержанным. В постановлении о применении меры пресечения

должно содержаться указание на преступление, в котором данное лицо

подозревается; перед допросом должно быть объявлено, в совершении какого

преступления он подозревается, о чём делается отметка в протоколе допроса.

Закон не указал, в каком объеме следует разъяснить подозреваемому

сущность подозрения. Очевидно, не следует ограничиваться лишь объявлением

характера преступления, а назвать время, место и другие известные

следователю обстоятельства совершения преступления, которые он по

тактическим соображениям считает возможным сообщить подозреваемому.

Существо подозрения должно быть разъяснено в достаточно конкретной форме, с

учетом индивидуальных особенностей подозреваемого (возраст, жизненный опыт,

образование и т.п.).

С правом подозреваемого знать, в чем он подозревается, тесно связано

его право, давать объяснения (показания) как по поводу обстоятельств,

послуживших основанием для его задержания или избрания ему меры пресечения,

так и по поводу любых известных ему обстоятельств по делу.

Дача подозреваемым показаний не может рассматриваться как его

процессуальная обязанность. В этом отношении подозреваемый полностью

приравнивается к обвиняемому. Допрос его должен вестись применительно к

правилам допроса обвиняемого. А именно, допрос производиться немедленно и

во всяком случае не позднее суток после задержания или вынесения

постановления о применении меры пресечения. В начале допроса следователь

предлагает дать показания по существу дела. Подозреваемый имеет право

изложить свои показания собственноручно, а также пользоваться услугами

переводчика. Подозреваемый не несёт ответственности за отказ от дачи

показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Дача показаний его право, а

не обязанность.

Право на защиту. Как активный участник уголовного процесса,

обвиняемый наделен широким комплексом прав на защиту. Под правом на защиту

следует понимать совокупность процессуальных прав, обеспечивающих

обвиняемому реальную возможность защищать свои законные интересы. Это право

складывается из права на личную защиту и права на помощь защитника.

Право обвиняемого на личную защиту выражается в предоставлении

обвиняемому возможности защищаться установленными законом средствами и

способами. В обязанность прокурора и дознавателя входит обеспечение охраны

личных и имущественных прав обвиняемого. Возложение на следователя этой

обязанности является разумным и необходимым. Не только в интересах

подозреваемого или обвиняемого, но и в интересах расследования в целях

правильного, объективного выяснения всех обстоятельств дела дать

подозреваемому возможность выдвинуть все имеющиеся у него возражения,

выслушать и внимательно проверить все его объяснения. Следователь обязан

обеспечить право на защиту для того, чтобы самому не допустить ошибки и

правильно разрешить дело. Обеспечение подозреваемому права на защиту имеет

значение не только для субъекта этого права. Оно составляет, вместе с тем,

одно из необходимых условий познания истины, как и достижения других задач

уголовного процесса. Объем процессуальных прав, предоставленный

подозреваемому, как и средства его осуществления устанавливается в

пределах, необходимых для познания истины и, тем самым, для охраны законных

интересов подозреваемого [13, с.12].

Подозреваемый вправе иметь защитника. При этом защитник

предоставляется подозреваемому, или допускается к участию в деле, с момента

оглашения протокола задержания или постановления о применении меры

пресечения, но не позднее, чем через 24 часа. Более подробно о роли

защитника в уголовном процессе рассмотрим в разделе 2.2.

Закон предоставил возможность подозреваемому самостоятельно защищать

свои права: он может обжаловать прокурору любые действия и решения лиц,

производящих расследование по делу, в том числе постановление об отказе в

выполнении его ходатайств. Это право реально

гарантируется тем, что следователь обязан в течение 24 часов направить

жалобу со своим объяснением прокурору, а последний в течение трех суток

обязан рассмотреть ее и уведомить подозреваемого о результатах (ст. ст.

234, 235 УПК Украины). В свою очередь, жалобу на действия и решения

прокурора подозреваемый может подать вышестоящему прокурору (ст. 236 УПК

Украины).

Согласно статье 10 Конституции Украины государственным языком является

украинский язык. Государство обеспечивает всестороннее развитие и

функционирование украинского языка, и наряду с этим положением в Украине

также гарантируется свободное развитие, использование и защита русского,

других языков национальных меньшинств. Применительно к уголовному процессу,

указанная конституционная норма означает, что судопроизводство ведется на

украинском языке или на языке большинства населения данной местности. В

связи с этим подозреваемому предоставлено право объясняться на родном языке

и пользоваться услугами переводчика. Он вправе делать заявления, давать

показания и заявлять ходатайства на родном языке. Это предполагает вызов

переводчика при производстве, различных процессуальных действий.

Все следственные и судебные документы, которые вручаются

подозреваемому должны быть переведены на его родной язык или другой язык,

которым он владеет.

Итак, Конституция закрепляет основополагающие права человека и

гражданина, которые в обязательном порядке должны соблюдаться особенно в

отношении лиц, которые привлекаются или могут быть привлечены к уголовной

ответственности. Для того, чтобы гарантировать соблюдения выше изложенных

прав подозреваемого на всех этапах предварительного следствия должны

действовать принципы уголовного процесса. Одним из наиважнейших принципов

является принцип презумпции невиновности.

1.3 Презумпция невиновности на стадии предварительного следствия

Коммунистическая идеология никогда не признавала теорию правового

государства и разделения властей, считая её буржуазной выдумкой, призванной

скрыть классовую сущность эксплуататорского общества. Но поскольку ни одно

государство не может обойтись без такого специфического института

разрешения социальных конфликтов, каким является суд, то и большевики,

придя к власти, учредили систему судебных органов. Эта система в достаточно

демократическом виде была обрисована в соответствующих Конституциях и

отраслевых законах. Многие правовые нормы, регламентирующие организацию и

осуществление правосудия, могли считаться эталоном даже с точки зрения

мировых стандартов. Несчастье лишь в том, что между конституционными

декларациями и реальной действительностью существовала колоссальная

пропасть, порожденная безраздельным господством Коммунистической партии. В

СССР никогда не было независимой и самостоятельной власти.

Если вспомнить к тому же действующие в сталинские времена наряду с

судами (и вместо судов), «особые совещания», «двойки», «тройки»,

поставившие на конвейер расстрелы и заключения в лагеря людей, то вопрос,

соблюдался ли тогда принцип презумпции невиновности, звучит сверхнаивно.

«Допущение невиновности – это вредная затея, она мешает эффективной

борьбе с преступностью, сковывает действия наших славных чикистов и других

верных защитников социалистического строя. Никакие презумпции нам не нужны,

это все буржуазные выверты» - такой была позиция руководителей партии.

Однако, думающие юристы на свой страх и риск всё же продолжали

отстаивать теснейшую связь между записанным в Конституции 1936 года права

обвиняемого на защиту и презумпции невиновности. В 1958 году Секретариат ЦК

КПСС создал специальную комиссию из первых лиц правоохранительных органов,

которой поручили разобраться, есть в советском уголовном процессе

презумпция невиновности или нет. Высока комиссия, состоящая из Генерального

прокурора и Председателя Верховного Суда и других высокопоставленных лиц,

на этот вопрос не смогла ответить, но постановила: дискуссию о презумпции

невиновности прекратить как ненужную и вредную.

В книге известнейшего ученого М.С. Строговича «Курс советского

уголовного процесса» 1 том в 1968 году на странице 351 оказалась мысль: «Мы

полагаем, что есть основания, достаточные для того, чтобы включить в

действующее законодательство формулировку презумпции невиновности в виде

отдельной правовой нормы». Реакция была незамедлительной: весь тираж книги

(13200 экземпляров) «арестовали» ещё на складе типографии и заставили из

каждого экземпляра вырвать злополучную страницу, чтобы на её место вклеить

новую, уже без этих слов. Эта ситуация ярко демонстрирует отношение к

принципу презумпции невиновности в советское время.

У презумпции невиновности трудная, тяжелая судьба. В советское время

вокруг нее постоянно велись конъюктурные политические игры. Живя на одной

планете, нельзя было не считаться с мнением думающего большинства планеты.

А оно, это большинство, всегда тянулось к презумпции невиновности, видя в

ней, часто неосознанно, интуитивно, средство защиты от беззакония. И к

этому мнению в СССР вынуждены были прислушиваться, чтобы не оказаться в

полной изоляции. Так появились подписи руководителей СССР под

международными документами о правах человека, соблюдать которые они

заведомо не собирались.

Такое положение оставалось вплоть до начала перестройки. Только в 1989

году избранный парламент страны принял новые общесоюзные Основы

законодательства о судопроизводстве, в которых появилось статья,

озаглавленная «Презумпция невиновности», а в ней четкая формулировка этого

принципа [14, с.56].

В действующей Конституции Украины, принятой в 1996 году определение

принципа презумпции невиновности дано в ст. 62: «Лицо считается невиновным

в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию,

пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена

обвинительным приговором суда.

Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении

преступления.

Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных

незаконным путём, а также на предположениях. Все сомнения относительно

доказанности вины лица истолковываются в его пользу».

Это определение – отправной пункт, к нему будем возвращаться

неоднократно. Это принцип, призванный помочь человеку в его противостоянии

власти, сбалансировать, уравновесить заведомо неравные силы в извечном

споре личности и государства.

Презумпция невиновности выражает не личное отношение какого-либо

конкретного человека к обвиняемому или подозреваемому, а объективное

правовое положение. Государство, общество считают гражданина

добросовестным, добропорядочным до тех пор, пока иное не доказано и не

установлено законным порядком компетентной судебной властью. Человек,

привлеченный в качестве подозреваемого, занимает в обществе положение не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.